Соединительная муфта для балансировки ротора

Соединительная муфта для присоединения ротора к установке для тестирования балансировки включает основную часть корпуса, множество соединительных элементов и кольцо. Основная часть корпуса имеет выступающую тонкую часть для вставки в вал балансировочной установки, а также выступающую вставную часть для вставки в отверстие в роторе. Соединительные элементы расположены в отверстиях в основной части корпуса. Кольцо расположено поверх выступающей вставной части и вблизи выходов отверстий в основной части корпуса. При присоединении ротора к установке для тестирования балансировки вставляют выступающую вставную части устройства сопряжения в отверстие в роторе и прикладывают крутящий момент к множеству соединительных элементов. Соединительные элементы расположены в основной части корпуса устройства сопряжения, для прижимания кольца, расположенного над выступающей вставной частью, к сопрягаемой поверхности вокруг отверстия в роторе. Затем присоединяют приводной вал установки для тестирования балансировки к выступающей тонкой части в основной части корпуса устройства сопряжения. Другое изобретение группы относится к системе для тестирования балансировки, включающей установку для тестирования балансировки. Установка для тестирования балансировки содержит приводной вал, соединительную муфту, соединенную с одного конца с приводным валом, и ротор, соединенный для приема крутящего момента от приводного вала посредством соединительной муфты, выполненной, как указано выше. Группа изобретений позволяет снизить вес установки для тестирования балансировки, а также повысить точность балансировки. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Область техники

[0001] Настоящее изобретение относится, в общем, к соединительным муфтам между различным оборудованием, а именно к соединительной муфте, или стыковочному устройству, между ротором и установкой для тестирования балансировки.

Предпосылки создания изобретения

[0002] Турбомашины (также называемые "турбомашины вращения") представляют собой класс машин, включающих компрессоры, турбинные двигатели и т.п. и включающих также роторы, которые при работе вращаются с очень высокими скоростями, например тысячи или десятки тысяч оборотов в минуту (revolutions per minute, RPM). Ротор, как правило, включает вал, который поддерживается подшипниками вдоль оси вращения и радиально. Учитывая размер и вес упомянутых роторов, даже небольшой дисбаланс может значительно снизить количество эксплуатационных часов турбомашины. Например, для ротора с весом в 500 фунтов (=226,8 кг) и дисбаланса (например, смещение центра тяжести) всего лишь в 0,0001 дюйма (=0,025 мм), сила в результате дисбаланса будет составлять около 2000 фунтов (*8900 Н) при вращении ротора на 12000 об/мин, причем упомянутая сила будет проявляться в виде вибраций, которые в короткий срок могут привести к разрушению подшипников.

[0003] Одним из путей решения данной проблемы является тестирование балансировки роторов на определенных этапах сборки или после завершения сборки и затем - выполнение регулировок для компенсации всех обнаруженных нарушений балансировки. Подобное тестирование балансировки может выполняться путем присоединения роторов, или ступеней роторов, к оборудованию для тестирования балансировки, которое вращает ротор в вакууме с большой скоростью и имеет датчики, регистрирующие дисбаланс при вращении, например смещение центра тяжести.

[0004] Обобщенная конфигурация высокоскоростного тестирования балансировки показана на фиг.1. В вакуумной камере 2 опоры 4 поддерживают ротор 8, при этом двигатель 6 из состава установки для тестирования балансировки соединен с тестируемым ротором 8 посредством соединительной муфты, или стыковочного устройства 9. В дополнение к валу ротор 8 может также иметь один или более элементов, закрепленных на валу, например одну или более крыльчаток в соответствии с дальнейшим описанием. Соединительная муфта 9 передает крутящий момент с двигателя 6 на ротор 8, при этом она выполнена в виде отдельного элемента системы тестирования, поскольку, как правило, существует множество различных размеров и конфигураций роторов 8, испытываемых на установке для тестирования балансировки, и, следовательно, соединительная муфта 9 выполняет роль адаптера между различными тестируемыми роторами 8 и установкой для тестирования балансировки. Один из примеров соединительной муфты 9 показан на фиг.2. На ней можно видеть, что соединительная муфта 9 имеет в общем конусообразную форму, сужающуюся у конца, закрепляемого на роторе 8, и обладает относительно большим диаметром, по сравнению с ротором 8. На практике, перед тестированием балансировки выполняют термоусадку соединительной муфты 9 на ротор 8, а впоследствии ее снимают - для установки ротора в соответствующую турбомашину.

[0005] Использование подобной соединительной муфты 9 в процессе тестирования балансировки несет с собой определенное количество недостатков. Во-первых, соединительная муфта 9 является относительно тяжелой, например порядка 20-30 кг, так что любое ее отклонение от соосности приводит к дисбалансу, величина которого достаточно велика для того, чтобы неблагоприятно повлиять на тестирование балансировки, что потенциально может привести к получению разбалансированного ротора 8. На самом деле, в некоторых случаях, масштаб вносимой соединительной муфтой 9 разбалансировки может достигать 200% от допустимой разбалансировки ротора 8. Во-вторых, этот способ крепления соединительной муфты 9 к ротору, то есть термоусадка, является времязатратным, сложным и может приводить к повреждениям поверхности ротора.

Пример муфты, имеющей больший диаметр по сравнению с ротором, приведен в документе US 4214457, в котором муфта имеет два охватывающих элемента на своих концах, закрепляемых соответственно поверх ротора и вала двигателя. Вследствие охватывающей конфигурации муфты ей присущи вышеописанные недостатки, которые могут привести к дисбалансу и повреждениям элементов. Еще один пример такой охватывающей муфты описан, например, в документе US 2005277480.

[0006] Соответственно, необходимо спроектировать и предложить соединительную муфту для соединения ротора с установкой для тестирования балансировки, которая позволит преодолеть упомянутые выше недостатки существующих соединительных муфт.

Сущность изобретения

[0007] В системах, устройствах и способах в соответствии с примерами осуществления настоящего изобретения предложены соединительные муфты, или стыковочные устройства, которые могут быть использованы, например, при тестировании балансировки роторов. Путем обеспечения фрикционного соединения упомянутой соединительной муфты с тестируемым ротором можно избежать применения термоусадки соединительной муфты на ротор, что делает процедуру более быстрой и безопасной. Кроме того, конструкция может быть более легкой и, следовательно, вносить меньшую разбалансировку в испытательную установку. Однако для специалиста в данной области техники очевидно, что упомянутые преимущества не следует считать ограничением настоящего изобретения, если только они явно не указаны в пунктах приложенной формулы изобретения.

[0008] В соответствии с одним из примеров осуществления настоящего изобретения соединительная муфта включает основную часть корпуса, имеющую выступающую тонкую часть, которая сконфигурирована для вставки в вал балансировочной установки, а также выступающую вставную часть, которая сконфигурирована для вставки в отверстие в роторе. Множество соединительных элементов расположено в отверстиях в упомянутой основной части корпуса упомянутой соединительной муфты, и кольцо расположено поверх упомянутой выступающей вставной части и вблизи выходов упомянутых отверстий в упомянутой основной части корпуса.

[0009] В соответствии с еще одним вариантом осуществления настоящего изобретения способ присоединения ротора для тестирования балансировки включает следующие шаги: вставка вставной части устройства сопряжения в отверстие в роторе, приложение крутящего момента к множеству соединительных элементов, причем упомянутое множество соединительных элементов расположено в основной части корпуса упомянутого устройства сопряжения, для прижима кольца, расположенного над выступающей вставной частью, к сопрягаемой поверхности вокруг упомянутого отверстия в упомянутом роторе, а также присоединение приводного вала установки для тестирования балансировки с выступающей тонкой частью в основной части корпуса упомянутого устройства сопряжения.

[0010] В соответствии с еще одним примером осуществления настоящего изобретения система для тестирования балансировки включает установку для тестирования балансировки, включающую приводной вал, соединительную муфту, соединенную с одного конца с упомянутым приводным валом, и ротор, присоединенный для приема крутящего момента от упомянутого приводного вала посредством упомянутой соединительной муфты, при этом упомянутая соединительная муфта включает: основную часть корпуса, имеющую выступающую тонкую часть, которая сконфигурирована для вставки в вал установки для тестирования балансировки, а также выступающую вставную часть, которая сконфигурирована для вставки в отверстие в упомянутом роторе, множество соединительных элементов, расположенных в отверстиях в упомянутой основной части корпуса упомянутой соединительной муфты, и кольцо, расположенное поверх упомянутой выступающей вставной части и вблизи выходов отверстий в упомянутой основной части корпуса.

Таким образом, основным отличием предложенного изобретения во всех его аспектах является наличие выступающей тонкой части, которая сконфигурирована для вставки в вал балансировочной установки, и выступающей вставной части, которая сконфигурирована для вставки в отверстие в роторе. Благодаря выполнению муфты с частями, вставляемыми соответственно в вал балансировочной установки и в отверстие ротора, а не охватывающими их, имеется возможность фрикционного соединения соединительной муфты с тестируемым ротором и можно избежать применения термоусадки муфты на ротор, что делает процедуру более быстрой и безопасной. Кроме того, как указано выше, благодаря меньшему диаметру по сравнению с диаметром известных муфт конструкция может быть более легкой и, следовательно, вносить меньшую разбалансировку в испытательную установку.

Краткое описание чертежей

[0011] Приложенные чертежи иллюстрируют примеры осуществления настоящего изобретения, причем:

[0012] Фиг. 1 иллюстрирует обобщенный пример испытательной установки для тестирования балансировки ротора;

[0013] Фиг. 2 иллюстрирует традиционную соединительную муфту для установки для тестирования балансировки фиг. 1;

[0014] Фиг. 3 иллюстрирует компрессор с ротором, балансировку которого тестируют в соответствии с примерами осуществления настоящего изобретения;

[0015] Фиг. 4 иллюстрирует конец ротора, балансировку которого тестируют в соответствии с примерами осуществления настоящего изобретения;

[0016] Фиг. 5 иллюстрирует устройство сопряжения в соответствии с одним из примеров осуществления настоящего изобретения;

[0017] Фиг. 6 иллюстрирует вид в разрезе соединительной муфты фиг. 4(a), присоединенной к ротору в соответствии с одним из примеров осуществления настоящего изобретения;

[0018] Фиг. 7 представляет собой внешний вид в перспективе соединительной муфты, присоединенной к ротору в соответствии с одним из примеров осуществления настоящего изобретения;

[0019] Фиг. 8 представляет собой график, показывающий вибрацию, связанную с ротором, тестируемым с использованием соединительной муфты, показанного на фиг. 2 типа, по сравнению с таким же ротором, тестируемым с использованием соединительной муфты в соответствии с примерами осуществления настоящего изобретения; и

[0020] Фиг. 9 представляет собой блок-схему способа присоединения ротора к установке для тестирования балансировки.

Подробное описание изобретения

[0021] В дальнейшем подробном описании примеров осуществления настоящего изобретения осуществляются ссылки на приложенные чертежи. Аналогичные числовые обозначения в различных чертежах описывают одни и те же, или аналогичные элементы. При этом приведенное ниже подробное описание не ограничивает настоящее изобретение. Напротив, рамки настоящего изобретения определены приложенной формулой изобретения.

[0022] Чтобы предоставить контекст для дальнейшего описания, связанного с соединительной муфтой в соответствии с примерами осуществления настоящего изобретения, описанными в настоящем документе, на фиг. 3 схематически проиллюстрирован многоступенчатый центробежный компрессор 10, включающий ротор, который, предпочтительно, прошел тестирование на балансировку и затем балансировку перед выпуском и вводом в эксплуатацию. В своем составе компрессор 10 включает корпус (статор) 12, в котором установлен вращающийся вал 14 компрессора, снабженный множеством центробежных крыльчаток 16. Узел 18 ротора включает вал 14 и крыльчатки 16 и удерживается, в осевом и в радиальном направлении, посредством подшипников 20, расположенных с каждой стороны узла 18 ротора.

[0023] Многоступенчатый центробежный компрессор функционирует, принимая входной технологический газ из впускного канала 22 с целью ускорения частиц технологического газа посредством работы узла 18 ротора и с целью последующей доставки технологического газа через выпускной канал с выходным давлением, превышающим входное давление. Между крыльчатками 16 и подшипниками 20 обеспечивают систему 26 уплотнения для предотвращения попадания технологического газа в подшипники 20. В одном из проиллюстрированных примеров осуществления настоящего изобретения корпус 12 сконфигурирован так, чтобы закрывать оба подшипника 20 и систему 26 уплотнения - для предотвращения утечки газа из центробежного компрессора 10. Также на фиг. 3 показан балансировочный цилиндр 27, который компенсирует осевое давление, формируемое крыльчатками 16, уплотнение 28 лабиринта балансировочного цилиндра и линия 29 выравнивания, которая поддерживает давление с внешней стороны балансировочного цилиндра 27 на одном уровне с давлением, с которым технологический газ входит через канал 22. Для специалиста в данной области техники очевидно, что центробежный компрессор, проиллюстрированный на фиг. 3, приведен здесь исключительно в качестве примера одного из типов турбомашин, включающих типы роторов, которые обычно тестируют на балансировку до окончательной сборки, а также, что настоящее изобретение им не ограничено.

[0024] Конец 30 узла 18 ротора, показанный на фиг. 3, может, например, быть выполнен в соответствии с фиг. 4. На фиг. 4 можно увидеть, что конец 30 ротора является в общем круглым в поперечном сечении, имеет отверстие 32 и обладает в общем цилиндрической внешней поверхностью 34. В соответствии с одним из примеров осуществления настоящего изобретения, показанным на фиг. 5, соединительная муфта 40 спроектирована для состыковки конца 30 ротора с установкой для тестирования балансировки. В своем составе соединительная муфта 40 включает выступающую вставную часть 42, кольцо 44 и основную часть 46 корпуса, имеющую множество соединительных элементов 48, например винты с предельным моментом зажима, расположенных на ней. Основная часть 46 корпуса имеет отверстие 50, которое сконфигурировано для сопряжения с приводным валом (не показан на данном чертеже, см. фиг. 6, рассматриваемую ниже) установки для тестирования балансировки. В данном примере отверстие 50 имеет форму шестиугольника, тем не менее, для специалиста в данной области техники очевидно, что отверстие 50 может принимать любую необходимую форму, в зависимости от конкретной реализации установки для тестирования балансировки. Основная часть 46 корпуса в соответствии с данным примером осуществления настоящего изобретения включает выступающую тонкую часть 51, которая сконфигурирована для сопряжения с приводным валом 55 (показанным на фиг. 6) установки для тестирования балансировки. В данном примере основная часть 46 корпуса и кольцо 44 сформированы как цилиндры, имеющие по существу одинаковый диаметр, а выступающая вставная часть 42 представляет собой цилиндр, имеющий меньший диаметр, чем диаметр части 46 и кольца 44.

[0025] На фиг. 6 представлен вид сбоку соединительной муфты 40, в разрезе, в соединении с концом 30 ротора. На ней убран один из винтов 48 с предельным моментом зажима для лучшей иллюстрации соответствующего резьбового отверстия 52. В данном примере соединительная муфта 40 имеет шесть винтов 48 с предельным моментом зажима, которые равномерно (симметрично) распределены по периметру основной части 46 корпуса в соответствующих отверстиях 52 с резьбой, однако для специалиста в данной области техники очевидно, что и количество, и размещение винтов 48 с предельным моментом зажима может быть изменено. Концы 54 винтов 48 с предельным моментом зажима упираются в кольцо 44, которое надето на соединительную муфту 40. Кольцо 44 лежит на поверхности основной части 46 корпуса без крепления в соответствии с данным вариантом осуществления настоящего изобретения, и на него оказывают давление винты 48 с предельным моментом зажима. Кольцо 44 обеспечивает равномерное давление, так что трение распределяется на конце ротора равномерно, что исключает его повреждение винтами 48. В соответствии с одним из примеров осуществления настоящего изобретения винты 48 с предельным моментом зажима могут быть выполнены из материала с пределом прочности в 700 МПа, однако могут использоваться другие материалы или значения.

[0026] Для крепления соединительной муфты 40 к ротору выступающую вставную часть 42 сначала вставляют в отверстие 32, выполненное в конце 30 ротора. Например, выступающая вставная часть 42 может иметь резьбу и ввинчиваться в соответствующую резьбу, выполненную в отверстии 32 конца 30 ротора, с использованием шестигранного ключа, в отверстие 50. Затем, могут быть затянуты винты 48 с предельным моментом зажима, например, с использованием динамометрического ключа и приложением момента силы, равного 2-5 Н·м, так что кольцо 44 прижимается к внешней поверхности 34 конца 30 ротора. Таким образом, в соответствии с данным примером осуществления настоящего изобретения обеспечивают фрикционную посадку соединительной муфты 40 на ротор, а крутящий момент передают от установки для тестирования балансировки посредством соединительной муфты 40 на ротор посредством фрикционного соединения. В данном примере осуществления настоящего изобретения вал 55 установки для тестирования балансировки соединен с соединительной муфтой 40 посредством отверстия 54, которое сопрягается с выступающей тонкой (кольцеобразной) частью 51 упомянутой соединительной муфты. Данная особенность крепления обладает дополнительным преимуществом, заключающимся в поддержании соосности соединительной муфты (для снижения/устранения разбалансировки в испытательной установке). Фиг. 7 демонстрирует ротор и соединительную муфту после их соединения в соответствии с данным примером осуществления настоящего изобретения.

[0027] Таким образом, в отличие от конической, термоусаживаемой соединительной муфты 14, описанной выше на примере фиг. 2, соединительная муфта 40 в соответствии с примерами осуществления настоящего изобретения, показанными на фиг. 5-7, может быть без труда механически присоединена к ротору, тестируемому на балансировку. Данная процедура одновременно является и менее времязатратной, и более безопасной, так как не подразумевает использования источника тепла для термоусадки соединительной муфты на ротор. Более того, при использовании приведенной в качестве примера соединительной муфты 40 повреждение поверхности ротора менее вероятно, чем при использовании термоусадочной муфты. Кроме того, соединительная муфта 40 может иметь меньший вес, чем соединительная муфта 14, и вносить меньшую разбалансировку в систему.

[0028] Например, было выполнено тестирование путем балансировки ротора сначала с использованием соединительной муфты 14 для сопряжения ротора с установкой для тестирования балансировки, и затем - с использованием соединительной муфты 40 - для сопряжения того же самого ротора с установкой для тестирования балансировки, графики результатов приведены на фиг. 8. Тестирование проводилось с использованием оборудования высокоскоростного тестирования балансировки, произведенного фирмой Shenck GMBH, которое было установлено так, как показано на фиг. 1, и в котором в качестве датчиков вибрации используют акселерометры. Для формирования результатов, показанных на фиг. 8, была измерена вибрация ротора как на приводном конце ротора, то есть на конце, соединенном с упомянутой соединительной муфтой (результаты изображены в прямоугольнике 60), так и на противоположном конце ротора (результаты изображены под прямоугольником 60), и построены графики зависимостей среднеквадратических значений вибрации (мм/с) от скоростей вращения ротора (об/мин). А именно, пунктирная линия 62 представляет измеренную вибрацию ротора, соединенного с установкой балансировки посредством соединительной муфты 14, тогда как сплошная линия 64 представляет измеренную вибрацию ротора, соединенного с установкой для тестирования балансировки посредством соединительной муфты 40. Сравнивая функции 62 и 64 можно заметить, что вибрация значительно ниже, например приблизительно на 25% меньше на пиковых уровнях вибрации, при использовании соединительной муфты 40 в соответствии с описанными выше примерами осуществления настоящего изобретения, чем при использовании соединительной муфты 14. Различие вибрации на противоположном конце привода было, как и ожидалось, менее значительным, так как упомянутый конец привода расположен дальше от устройства стыковки с системой для тестирования балансировки.

[0029] Таким образом, в соответствии с одним из примеров осуществления настоящего изобретения способ присоединения ротора с целью тестирования балансировки включает шаги, показанные на блок-схеме фиг. 9. На ней, на шаге 70, выступающую вставную часть устройства сопряжения вставляют в отверстие в роторе. К множеству соединительных элементов, на шаге 72, прикладывают крутящий момент для прижимания кольца, расположенного над выступающей вставной частью, к сопрягаемой поверхности, расположенной вокруг отверстия в роторе. Приводной вал установки для тестирования балансировки соединяют с выступающей тонкой частью основной части корпуса устройства сопряжения на шаге 74.

[0030] Описанные выше варианты осуществления настоящего изобретения предназначены для иллюстрации, а не для ограничения настоящего изобретения. Соответственно, настоящее изобретение допускает множество вариаций в деталях его реализации, которые могут быть выполнены на основе описания, приведенного в настоящем документе, специалистами в настоящей области техники. Все подобные вариации и модификации следует считать попадающими в рамки настоящего изобретения, заданные приложенной формулой изобретения. Ни один элемент, действие или инструкция, использованная в описании настоящей заявки, не должны считаться критичными или необходимыми для настоящего изобретения, если это явно не указано. Также при использовании единственного числа подразумевается возможность применения одного или более элементов.

1. Соединительная муфта (40) для присоединения ротора к установке для тестирования балансировки, включающая:
основную часть (46) корпуса, имеющую выступающую тонкую часть (51), которая сконфигурирована для вставки в вал упомянутой балансировочной установки, а также выступающую вставную часть (42), которая сконфигурирована для вставки в отверстие в упомянутом роторе;
множество соединительных элементов (48), расположенных в отверстиях в упомянутой основной части (46) корпуса, и
кольцо (44), расположенное поверх упомянутой выступающей вставной части (42) и вблизи выходов упомянутых отверстий в упомянутой основной части (46) корпуса.

2. Соединительная муфта по п. 1, в которой упомянутые соединительные элементы выполнены с возможностью толкания упомянутого кольца по направлению к концу упомянутой выступающей вставной части.

3. Соединительная муфта по п. 1 или 2, в которой каждый из упомянутого множества соединительных элементов расположен в отверстии с выемкой, в упомянутой основной части корпуса.

4. Соединительная муфта по п. 1 или 2, в которой упомянутые соединительные элементы представляют собой винты.

5. Соединительная муфта по п. 4, в которой упомянутые отверстия для упомянутых винтов расположены симметрично по периметру упомянутой основной части корпуса.

6. Соединительная муфта по п. 1 или 2, в которой упомянутая основная часть корпуса и упомянутое кольцо сформированы как цилиндры, имеющие по существу одинаковый диаметр, а упомянутая выступающая вставная часть представляет собой цилиндр, имеющий меньший диаметр, чем диаметр упомянутой основной части корпуса и упомянутого кольца.

7. Способ присоединения ротора к установке для тестирования балансировки, включающий:
вставку выступающей вставной части (42) устройства (40) сопряжения в отверстие (32) в упомянутом роторе (30);
приложение крутящего момента к множеству соединительных элементов (42), причем упомянутое множество соединительных элементов (48) расположено в основной части (46) корпуса упомянутого устройства (40) сопряжения, для прижимания кольца (44), расположенного над упомянутой выступающей вставной частью (42), к сопрягаемой поверхности вокруг упомянутого отверстия (32) в упомянутом роторе (30); и
присоединение приводного вала упомянутой установки для тестирования балансировки к выступающей тонкой части (51) в упомянутой основной части (46) корпуса упомянутого устройства (40) сопряжения.

8. Способ по п. 7, в котором каждый из упомянутого множества соединительных элементов расположен в отверстии с выемкой, в упомянутой основной части корпуса.

9. Способ по п. 7 или 8, в котором упомянутая основная часть корпуса и упомянутое кольцо сформированы как цилиндры, имеющие по существу одинаковый диаметр, а упомянутая выступающая вставная часть представляет собой цилиндр, имеющий меньший диаметр, чем диаметр упомянутой основной части корпуса и упомянутого кольца.

10. Система для тестирования балансировки, включающая:
установку для тестирования балансировки, включающую приводной вал (55);
соединительную муфту (40), соединенную с одного конца с упомянутым приводным валом (55); и
ротор (30), соединенный для приема крутящего момента от упомянутого приводного вала (55) посредством упомянутой соединительной муфты (40), при этом упомянутая соединительная муфта (40) включает:
основную часть (46) корпуса, имеющую выступающую тонкую часть (51), которая сконфигурирована для вставки в упомянутый приводной вал (55) упомянутой установки для тестирования балансировки, а также выступающую вставную часть (42), которая сконфигурирована для вставки в отверстие (32) в упомянутом роторе (30);
множество соединительных элементов (48), расположенных в отверстиях в упомянутой основной части (46) корпуса; и
кольцо (44), расположенное поверх упомянутой выступающей вставной части (42) и вблизи выходов упомянутых отверстий в упомянутой основной части (46) корпуса.

11. Система по п. 10, в которой упомянутые соединительные элементы выполнены с возможностью толкания упомянутого кольца по направлению к концу упомянутой выступающей вставной части.

12. Система по п. 10 или 11, в которой каждый из упомянутого множества соединительных элементов расположен в отверстии с выемкой, в упомянутой основной части корпуса.

13. Система по п. 10 или 11, в которой упомянутые соединительные элементы представляют собой винты.

14. Система по п. 13, в которой упомянутые отверстия для упомянутых винтов расположены симметрично по периметру упомянутой основной части корпуса.

15. Система по п. 10 или 11, в которой упомянутая основная часть корпуса и упомянутое кольцо сформированы как цилиндры, имеющие по существу одинаковый диаметр, а упомянутая выступающая вставная часть представляет собой цилиндр, имеющий меньший диаметр, чем диаметр упомянутой основной части корпуса и упомянутого кольца.



 

Похожие патенты:

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит расположенные в промежуточном валу цапфу компрессора, вал турбины, стяжное устройство, контровочную трубу, а также регулировочную втулку и упорную гайку.

Газотурбинный двигатель (1) включает в себя корпус приводов (2) с расположенным за ним ниже по потоку воздуха (3) компрессором (4) с передними по потоку спрямляющими (8) и рабочими (9) титановыми лопатками.

Турбинная установка содержит роторную машину (12, 14, 24) и балансировочный груз (78). Роторная машина содержит вращающийся компонент (62) с канавкой (76), имеющей основание (84) и пару наклонных сторон (86), сходящихся друг к другу в первом направлении (66) от основания (84) с образованием проема (92).

Изобретение относится к роторам турбомашин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбомашины включает диск турбины, соединенный с валом компрессора болтовым соединением, и втулку, расположенную с внутренней стороны ступицы диска.

Изобретение относится к турбинам турбореактивных двигателей повышенной степени двухконтурности. Турбина турбореактивного двигателя включает статор, роторы высокого и низкого давлений с размещенным между ними межвальным уплотнением, содержащим установленный на валу ротора высокого давления фланец и ответный ему лабиринт на валу ротора низкого давления.

Изобретение относится к области металлургии, а именно, к изготовлению сектора газотурбинного двигателя. Способ изготовления сектора колеса газотурбинного двигателя (11), содержащего лопатки (9), установленные в полках (7, 8) лопаток включает изготовление лопаток (9) отдельно от полок (7, 8) лопаток; приготовление смеси металлического порошка с термопластическим связующим материалом; впрыскивание смеси в литейную форму для получения заготовок полок (7, 8) лопаток; удаление связующего материала из заготовок полок (7, 8) лопаток; соединение лопаток (9) с заготовками полок (7, 8) лопаток путем установки лопаток (9) между внутренней (8) и внешней (7) полками лопаток.

Ротор турбины высокого давления включает диск, установленный фланцем, расположенным со стороны выходной кромки рабочей лопатки, на размещенной на валу втулке. На противоположной от диска стороне втулки выступами радиального ребра установлен лабиринт с уплотнительными гребешками.

Механизм содержит пару воздушных винтов противоположного вращения, турбину привода, соединенный с ней вал, неподвижный кожух, служащий опорой турбине посредством вала и двух подшипников, а также трансмиссию и втулку.

Изобретение относится к роторам турбомашин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбомашины включает диск турбины, установленный на валу задним фланцем.

Ротор с компенсатором дисбаланса содержит рабочее колесо ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза, выполненного в форме сегмента с круговыми внешней и внутренней поверхностями и стопорным элементом.

Газотурбинный двигатель (1) включает в себя диск (13) вентилятора (2) и конусный вал (8) компрессора низкого давления (3), закрепленные радиальными фланцами (9) и (16) на радиальном фланце (11) общего вала (12) вентилятора призонными болтами (19). Конусный вал (8) компрессора низкого давления установлен фланцем (9) на наружной поверхности (10) фланца (11) вала (12) вентилятора. Диск (13) вентилятора размещен фланцем (16) на внутренней поверхности (17) фланца (11) вала (12) вентилятора. Отношение толщины h радиального фланца диска вентилятора в месте размещения призонных болтов к толщине Н радиального фланца вала вентилятора находится в пределах 0,8…1,2. Отношение толщины h1 радиального фланца конусного вала компрессора низкого давления в месте размещения призонных болтов к толщине Н радиального фланца вала вентилятора находится в пределах 0,4…0,8. Путем исключения смятия призонных болтов, а также исключения появления дисбаланса роторов вентилятора и компрессора низкого давления при работе газотурбинного двигателя повышается его надежность. 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения и, в частности, может быть реализовано в конструкции роторов барабанно-дискового типа осевых компрессоров и турбин. Рабочее колесо ротора газотурбинного двигателя содержит лопатки, закрепленные на диске ротора с помощью кольцевых замков «ласточкин хвост», уплотнительные кольца, а также уплотнительную пластину и имеет компенсационное отверстие в ободе диска. Уплотнительная пластина расположена на внутренней поверхности полки лопатки, повторяет ее форму и выполнена с возможностью перекрытия зазоров между лопатками. Компенсационное отверстие, выполненное в ободе диска, соединяет полость замка с внутренней полостью ротора, имеющей давление, пониженное по сравнению с давлением в проточной части. Изобретение позволяет снизить массу и габариты элементов ротора. 3 ил.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Узел соединения роторов содержит вал турбины, в который заведена цапфа ротора компрессора, контровочную трубу и промежуточный вал. Вал турбины и цапфа ротора компрессора зафиксированы относительно друг друга в окружном направлении шлицевым соединением, а в осевом направлении стяжным устройством, выполненным в виде стяжной трубы. Стяжная труба контактирует со стороны компрессора с цапфой ротора компрессора по торцу и имеет резьбовую втулку, установленную на стяжной трубе со стороны турбины и жестко соединенную с валом турбины. Стяжная труба зафиксирована в окружном направлении относительно контровочной трубы шлицевым соединением, причем на наружной поверхности контровочной трубы со стороны компрессора выполнен радиальный бурт, контактирующий по торцу со стяжной трубой. Промежуточный вал охватывает вал турбины и зафиксирован относительно него в окружном направлении посредством шлицевого соединения, а в осевом направлении зафиксирован относительно последнего посредством регулировочной втулки и упорного кольца. Регулировочная втулка установлена со стороны компрессора на валу турбины по резьбе и контактирует с промежуточным валом по торцу. Упорное кольцо установлено на валу турбины с противоположной стороны промежуточного вала и контактирует с последним и радиальным выступом, выполненным на наружной поверхности вала турбины. Регулировочная втулка зафиксирована относительно цапфы ротора компрессора в окружном направлении шлицевым соединением и контактирует с торцом радиального выступа, выполненного на цапфе ротора компрессора. Изобретение позволяет снизить массу узла соединения роторов, уменьшить его габариты, повысить долговечность, снизить износ и упростить сборку. 1 ил.

Турбина включает турбинный диск и другую турбинную часть, между которыми образована полость. Турбинный диск содержит первый и второй выступы. Первый и второй выступы образованы так, что обеспечивается возможность закрепления балансировочного грузика между первым выступом и вторым выступом. Первый выступ содержит уплотнительную секцию, которая способна уплотнять проход текучей среды между турбинным диском и другой турбинной частью турбины. Полость между турбинным диском и другой турбинной частью ограничена радиально внутрь уплотнительной секцией и радиально наружу другим уплотнением. При изготовлении турбинного диска для турбины, имеющей турбинный диск и другую турбинную часть, между которыми образована полость, формируют первый и второй выступы на турбинном диске. Первый и второй выступы формируют так, что обеспечивается возможность закрепления балансировочного грузика между ними. Полость между турбинным диском и другой турбинной частью ограничивают радиально внутрь уплотнительной секцией и радиально наружу другим уплотнением. Группа изобретений позволяет упростить изготовление турбинного диска, имеющего балансировочную и уплотнительную системы. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил.

Устройство для соединения двух валов зубчатым зацеплением содержит на конце одного из валов соединительную часть, предназначенную для зубчатого зацепления с дополнительной соединительной частью другого вала. Соединительная часть содержит две центрирующие зоны, между которыми расположено множество шлицов. Шлицы соединительной части имеют профиль, выполненный постоянным в средней зоне соединительной части. В первой зоне, продолжающей среднюю зону между боковыми сторонами шлица, профиль шлицов соединительной части имеет толщину, которая меньше толщины того же шлица в средней зоне. Шлицы соединительной части продолжаются за первой зоной, где они имеют уменьшенную толщину, до центрирующей зоны, которая находится с той же стороны, что и первая зона, относительно средней зоны. Шлицы, а также донья шлицов представляют собой в зоне соединения между центрирующей зоной и первой зоной, где они имеют уменьшенную толщину, профиль, непрерывно соединяющий шлицы и донья шлицов с поверхностью центрирующей зоны. Другое изобретение группы относится к валу, включающему упомянутую выше соединительную часть для соединения с другим валом. Еще одно изобретение группы относится к турбомашине, содержащей компрессор, вал которого приводится во вращение валом турбины и соединен с ним указанным выше устройством для соединения двух валов. Группа изобретений позволяет повысить срок службы устройства зубчатого соединения двух валов, а также повысить передаваемый вращающий момент. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к авиационной промышленности и может быть использовано для изготовления моноколес турбомашин. Способ включает последовательную черновую обработку концевыми фрезами верхних, средних и концевых участков лопаток и дальнейшую их чистовую обработку. При этом после проведения черновой обработки верхних и средних участков лопаток выявляют дефекты на их поверхности. Удаляют участки лопаток с выявленными дефектами. Восстанавливают верхние и средние участки лопаток. Для восстановления верхних и средних участков лопаток по месту их удаления формируют выступ под корневые участки лопаток на кольцевой заготовке. Изготавливают технологическую накладку в виде платика со сквозным вырезом, совпадающим с контуром выступа под корневые участки лопаток. Также изготавливают конструктивную деталь, контактная плоскость которой соразмерна с контактной плоскостью платика, а ее объем соответствует объему удаленных верхних и средних участков лопаток. С помощью электронно-лучевой сварки соединяют между собой выступ под корневые участки лопаток, платик и конструктивную деталь. Далее проводят черновую обработку восстановленных участков лопаток. Изобретение позволяет расширить технологические возможности изготовления моноколеса газотурбинного двигателя за счет устранения дефектов в процессе его изготовления. 5 ил.

Двухвальный турбореактивный двигатель содержит передний вентилятор, модуль высокого давления с ротором высокого давления, модуль турбины низкого давления, промежуточный корпус, содержащий упорный подшипник ротора высокого давления. Ротор высокого давления удерживается в подшипнике посредством соединительной гайки. При демонтаже указанного двигателя после удаления модуля турбины низкого давления с соответствующим валом без снятия вентилятора сзади в центральное пространство, освобожденное модулем турбины низкого давления, по оси двигателя вводят устройство для нагрева и нагревают изнутри соединительную гайку. После нагрева соединительной гайки вводят задний отвинчивающий инструмент и прикладывают к нему отвинчивающий момент, при этом величина момента меньше величины, при которой усилия на зубья могли бы их разрушить. В случае неудачной попытки демонтажа сзади, осуществляют демонтаж вентилятора, чтобы освободить упомянутую соединительную гайку спереди, нагревают соединительную гайку и размещают передний отвинчивающий инструмент для приложения отвинчивающего момента к соединительной гайке. Другое изобретение группы относится к устройству для нагрева, предназначенному для осуществления указанного выше способа и содержащему каретку с установленным на ней трубчатым элементом. Трубчатый элемент выполнен с возможностью введения в упомянутое центральное пространство и оснащен с одной стороны средством для производства горячего газа в трубчатом элементе и боковым отверстием на расстоянии от упомянутой стороны. Группа изобретений позволяет упростить способ демонтажа двухвального турбореактивного двигателя. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к балансировке ротора турбинного двигателя. Способ балансировки ротора турбинного двигателя, включающий в себя установку на роторе винтов, образующих балансировочные грузы, для образования схемы балансировки. При этом каждый винт имеет заданную массу и содержит головку, имеющую визуальную характеристику, предварительно связанную с массой винта. Также представлены ротор, сбалансированный способом согласно изобретению, и турбинный двигатель, содержащий ротор согласно изобретению. Изобретение применимо, в частности, к вентилятору турбинного двигателя. Изобретение позволяет обеспечить усовершенствованный способ балансировки вентилятора. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Роторная машина содержит статор и ротор, выполненный с возможностью вращения относительно статора и имеющий металлический вал, композитное рабочее колесо и по меньшей мере первое металлическое кольцо, закрепляющее композитное рабочее колесо на указанном металлическом валу. Композитное рабочее колесо содержит соединенные друг с другом композитную часть и металлическую крепежную часть, имеющую втулку и проходящую радиально часть, которая проходит радиально наружу от втулки. Металлическое кольцо имеет первую поверхность взаимодействия с металлической крепежной частью композитного рабочего колеса и вторую поверхность взаимодействия с металлическим валом, таким образом, что сила, прикладываемая металлическим кольцом к металлической крепежной части композитного рабочего колеса, обеспечивает предотвращение перемещения между композитным рабочим колесом и металлическим валом. В другом варианте металлическое кольцо установлено на металлическую крепежную часть композитного рабочего колеса и металлический вал путем горячей посадки. При закреплении композитного рабочего колеса на металлическом валу роторной машины устанавливают на металлический вал композитное рабочее колесо и нагревают первое металлическое кольцо. Затем устанавливают металлическое кольцо на металлический вал и обеспечивают остывание и усадку металлического кольца для вхождения во взаимодействие с металлической крепежной частью композитного рабочего колеса и металлическим валом. Группа изобретений позволяет обеспечить крепление рабочего колеса, включающего композитную часть, на металлический вал и обеспечить защиту такого рабочего колеса от теплового излучения металлического крепежного кольца. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 12 ил.

Роторная машина содержит статор и ротор, выполненный с возможностью вращения относительно статора и имеющий металлический вал, композитное рабочее колесо и по меньшей мере первое металлическое кольцо, закрепляющее композитное рабочее колесо на указанном металлическом валу. Композитное рабочее колесо содержит соединенные друг с другом композитную часть и металлическую крепежную часть, имеющую втулку и проходящую радиально часть, которая проходит радиально наружу от втулки. Металлическое кольцо имеет первую поверхность взаимодействия с металлической крепежной частью композитного рабочего колеса и вторую поверхность взаимодействия с металлическим валом, таким образом, что сила, прикладываемая металлическим кольцом к металлической крепежной части композитного рабочего колеса, обеспечивает предотвращение перемещения между композитным рабочим колесом и металлическим валом. В другом варианте металлическое кольцо установлено на металлическую крепежную часть композитного рабочего колеса и металлический вал путем горячей посадки. При закреплении композитного рабочего колеса на металлическом валу роторной машины устанавливают на металлический вал композитное рабочее колесо и нагревают первое металлическое кольцо. Затем устанавливают металлическое кольцо на металлический вал и обеспечивают остывание и усадку металлического кольца для вхождения во взаимодействие с металлической крепежной частью композитного рабочего колеса и металлическим валом. Группа изобретений позволяет обеспечить крепление рабочего колеса, включающего композитную часть, на металлический вал и обеспечить защиту такого рабочего колеса от теплового излучения металлического крепежного кольца. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх