Способ изготовления металлопластикового баллона высокого давления

Изобретение может быть использовано при производстве сосудов высокого давления из композиционных материалов, предназначенных для помещения или хранения газов в сжатом, сжиженном или твердом состоянии. Способ изготовления металлопластикового баллона высокого давления, включающий: изготовление металлического лейнера; термическую обработку металлического лейнера; нанесение антикоррозионного покрытия на внешнюю поверхность металлического лейнера; изготовление внешней упрочняющей армирующей оболочки, операцию сушки и полимеризации упрочняющей армирующей оболочки; операцию автофреттажа. Лейнер изготавливают в виде эллипсоида, образованного соединением двух днищ между собой, при этом стенки лейнера выполнены одинаковой толщины. Внешнюю упрочняющую армирующую оболочку выполняют по всей наружной поверхности лейнера с элементами крепления конструкции металлопластикового баллона. При этом ленты образуют петли посредством намотки на жесткое технологическое разборное съемное кольцо. Изобретение направлено на создание способа изготовления металлопластикового баллона высокого давления с пониженной массой и заданными характеристиками прочности. 4 ил.

 

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при производстве сосудов высокого давления из композиционных материалов, предназначенных для помещения или хранения газов в сжатом, сжиженном или твердом состоянии. В частности, может применяться для создания баллонов высокого давления сложной геометрической формы, используемых при производстве космических аппаратов (КА).

Известны:

Способ изготовления композитного баллона высокого давления (патент РФ на изобретение №2205330), при котором предварительно из металла изготавливают внутреннюю тонкостенную герметизирующую оболочку и затем осуществляют намотку на эту вращающуюся оболочку волокон армирующего материала, пропитанных связующим, с последующей полимеризацией композитного материала в термокамере. При этом намотку волокон армирующего материала на вращающуюся внутреннюю оболочку производят одновременно тремя лентами волокон армирующего материала, пропущенными через три головки лентораскладчика, совершающими вдоль вращающейся оболочки возвратно-поступательные перемещения с различными скоростями перемещения относительно образующей оболочки.

Способ изготовления баллона высокого давления (патент РФ на изобретение №2426024), включающий изготовление внутренней герметичной оболочки и формирование внешней композитной оболочки из силового материала и связующего, охватывающей, по крайней мере, часть внутренней герметичной оболочки. При этом формирование внешней силовой оболочки осуществляют укладкой на внутреннюю герметичную оболочку по крайней мере одного слоя силового материала и последующую пропитку уложенного слоя связующим.

По известным способам изготовления баллонов высокого давления при установке или креплении баллонов к конструкции, например технологической оснастки, или космического аппарата для исключения их разрушения под действием ударных и вибрационных нагрузок (например, при выведении космического аппарата на орбиту с помощью ракеты-носителя) необходимо, чтобы стенки баллона были выполнены с различными утолщениями. Это приводит к значительному увеличению массы баллонов.

Недостатки указанных способов заключаются в повышенной массе баллонов, причиной которой является обеспечение необходимой степени прочности.

В качестве прототипа выбран «Способ изготовления металлопластикового баллона высокого давления» (патент РФ на изобретение №2310120), заключающийся в том, что:

1) металлический лейнер баллона, имеющий цилиндрическую часть и днища, изготавливают в виде цельного кокона, цилиндрическую часть лейнера формируют до заданных размеров методом холодной ротационной вытяжки с обеспечением в зонах перехода к днищам с обеих сторон утолщений, после чего металлический лейнер подвергают термической обработке для обеспечения требуемых механических свойств во всех его сечениях, затем наружную поверхность цилиндрической части лейнера покрывают антикоррозионным покрытием, на цилиндрической поверхности лейнера с антикоррозионным покрытием создают упрочняющую армирующую оболочку из композиционного материала методом мокрой кольцевой намотки нитей армирующего материала, сформированных в ленту и пропитанных связующим, причем намотку ленты на цилиндрическую часть лейнера осуществляют с натяжением и перекрытием каждого витка ленты;

2) усилие натяжения ленты при мокрой кольцевой намотке армирующего материала на цилиндрическую часть лейнера составляет 5÷15% от разрывной прочности ленты;

3) намотку ленты на цилиндрическую поверхность лейнера осуществляют под углом, равным ±(2÷10)° между направлением движения ленты и нормалью к продольной оси баллона;

4) при намотке обеспечивают перекрытие ленты на величину, равную 1÷10% от ширины ленты;

5) намотку упрочняющей армирующей оболочки осуществляют послойно;

6) после сушки и полимеризации упрочняющей армирующей оболочки из композиционного материала баллон подвергают автофреттажу для обеспечения сжимающих напряжений в цилиндрической части лейнера, при этом давление автофреттажа равно 1,5÷2,0 от рабочего давления газа в баллоне;

7) на внутреннюю поверхность баллона наносят защитное покрытие;

8) на всю наружную поверхность металлопластикового баллона наносят защитное покрытие.

Недостаток прототипа заключается в повышенной массе устройства, причиной которой является исполнение цилиндрической части лейнера, выполненной с утолщением в зонах перехода к днищам с обеих сторон.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание способа изготовления металлопластикового баллона высокого давления с пониженной массой и заданными характеристиками прочности.

Данная задача решается за счет того, что предложенный способ изготовления металлопластикового баллона высокого давления, включающий: изготовление металлического лейнера, имеющего нижнее и верхнее днища; термическую обработку металлического лейнера; нанесние антикоррозионного покрытия на внешнюю поверхность металлического лейнера; изготовление внешней упрочняющей армирующей оболочки из ленточного композиционного материала, методом мокрой кольцевой намотки нитей армирующего материала, сформированных в ленту и пропитанных связующим, причем намотка ленты осуществляется с натяжением; операцию сушки и полимеризации упрочняющей армирующей оболочки; операцию автофреттажа. Лейнер изготавливают в виде эллипсоида, образованного соединением двух днищ между собой, при этом стенки лейнера выполнены одинаковой толщины. Внешнюю упрочняющую армирующую оболочку выполняют по всей наружной поверхности лейнера с элементами крепления конструкции металлопластикового баллона, которые выполнены одной и той же лентой в процессе намотки армирующей оболочки лейнера. При этом ленты образуют петли посредством намотки на жесткое технологическое разборное съемное кольцо, которое предварительно неподвижно устанавливают относительно баллона в плоскости соединения днищ с последующим удалением после создания элементов крепления. Петли, равномерно размещенные снаружи по периметру соединения днищ, скрепляют попарно при помощи пластин в одной точке с равномерным натяжением. При этом все пластины находятся на равноудаленном от баллона расстоянии и выполнены с отверстием.

Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является снижение вибрационных и ударных нагрузок на баллон при выведении КА на орбиту за счет предлагаемой подвесной конструкции крепления, что дополнительно позволяет снизить массу устройства.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг.1 - металлопластиковый баллон. Вид спереди, сверху.

На фиг.2 - элемент крепления конструкции металлопластикового баллона;

На фиг.3 - металлопластиковый баллон в разрезе, вид А.

На фиг.4 - жесткое технологическое разборное съемное кольцо металлопластикового баллона.

Способ изготовления металлопластикового баллона высокого давления включает: изготовление металлического лейнера 1, имеющего нижнее и верхнее днища; термическую обработку металлического лейнера 1; нанесние антикоррозионного покрытия на внешнюю поверхность металлического лейнера 1; изготовление внешней упрочняющей армирующей оболочки 2 из ленточного композиционного материала методом мокрой кольцевой намотки нитей армирующего материала, сформированных в ленту 3 и пропитанных связующим, причем намотка ленты 3 осуществляется с натяжением; операцию сушки и полимеризации упрочняющей армирующей оболочки 2; операцию автофреттажа. Лейнер 1 изготавливают в виде эллипсоида, образованного соединением двух днищ между собой, при этом стенки лейнера 1 выполнены одинаковой толщины. Внешнюю упрочняющую армирующую оболочку 2 выполняют по всей наружной поверхности лейнера 1 с элементами крепления конструкции металлопластикового баллона, которые выполнены одной и той же лентой 3 в процессе намотки армирующей оболочки 2 лейнера 1. При этом ленты 3 образуют петли посредством намотки на жесткое технологическое разборное съемное кольцо 6, которое предварительно неподвижно устанавливают относительно баллона в плоскости соединения днищ с последующим удалением после создания элементов крепления. Петли, равномерно размещенные снаружи по периметру соединения днищ, скрепляют попарно при помощи пластин 4 в одной точке с равномерным натяжением. При этом все пластины 4 находятся на равноудаленном от баллона расстоянии и выполнены с отверстием для возможности крепления конструкции баллона резьбовым соединением к корпусу 5 КА.

Особенность предложенного способа изготовления металлопластикового баллона высокого давления заключается в создании элементов крепления конструкции металлопластикового баллона, которые выполнены одной и той же лентой 3 в процессе намотки армирующей оболочки 2 лейнера 1. Процесс намотки осуществляют с применением жесткого технологического разборного съемного кольца 6, которое демонтируется после операции сушки с торцов вертикальных неподвижных стоек 7 и служит основой для крепления пластин 4.

Для обеспечения требуемой прочности конструкции металлопластикового баллона намотку упрочняющей армирующей оболочки производят послойно необходимой толщины, количество слоев определяется в зависимости от механических свойств металла лейнера, типа армирующих волокон, а также от размеров и толщины стенок лейнера.

Металлопластиковый баллон перед установкой на КА подвергается технологической операции - автофреттажу - нагружении металлопластикового баллона внутренним давлением, вызывающим в металле лейнера остаточные деформации. В результате чего, после снятия давления, в лейнере создаются сжимающие, а в армирующей оболочке из композиционного материала растягивающие напряжения в таком соотношении, что при разрушении металлопластикового баллона металлический лейнер и армирующая оболочка, имеющие различные модули упругости, разрушаются одновременно, реализуя свою прочность полностью.

При установке металлопластикового баллона обеспечивается равномерное натяжение лент элементов крепления конструкции по всему периметру соединения днищ лейнера. Данная конструкция позволяет жестко и прочно закреплять металлопластиковый баллон с выдержкой повышенных механических нагрузок на КА.

Обеспечение оптимальных параметров намотки при изготовлении армирующей оболочки: угла намотки, натяжения ленты при намотке, перекрытия краев ленты при намотке, с последующим выполнением элементов крепления конструкции металлопластикового баллона приводит к минимальному воздействию ортогональных внутренних напряжений на стенки лейнера при обеспечении заданной прочности, что позволяет не утолщать стенки и производить установку металлопластикового баллона без массивных кронштейнов крепления, что приводит к снижению массы металлопластикового баллона.

Посредством предложенного способа в настоящее время изготавливаются опытные действующие образцы металлопластиковых баллонов высокого давления для космических аппаратов нового поколения. Как показали результаты предварительных испытаний, применение указанного способа позволило значительно сократить массу баллона высокого давления.

В настоящее время устройство находится на стадии завершения наземной отработки с последующим применением на космических аппаратах последних разработок.

Способ изготовления металлопластикового баллона высокого давления, включающий: изготовление металлического лейнера, имеющего нижнее и верхнее днища; термическую обработку металлического лейнера; нанесение антикоррозионного покрытия на внешнюю поверхность металлического лейнера; изготовление внешней упрочняющей армирующей оболочки из ленточного композиционного материала методом мокрой кольцевой намотки нитей армирующего материала, сформированных в ленту и пропитанных связующим, причем намотка ленты осуществляется с натяжением; операцию сушки и полимеризации упрочняющей армирующей оболочки; операцию автофреттажа, отличающийся тем, что лейнер изготавливают в виде эллипсоида, образованного соединением двух днищ между собой, при этом стенки лейнера выполнены одинаковой толщины; внешнюю упрочняющую армирующую оболочку выполняют по всей наружной поверхности лейнера с элементами крепления конструкции металлопластикового баллона, которые выполнены одной и той же лентой в процессе намотки армирующей оболочки лейнера, при этом ленты образуют петли посредством намотки на жесткое технологическое разборное съемное кольцо, которое предварительно неподвижно устанавливают относительно баллона в плоскости соединения днищ с последующим удалением после создания элементов крепления; петли, равномерно размещенные снаружи по периметру соединения днищ, скрепляют попарно при помощи пластин в одной точке с равномерным натяжением, при этом все пластины находятся на равноудаленном от баллона расстоянии и выполнены с отверстием.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Емкость для газа высокого давления повышенной взрывобезопасности включает в себя отдельные секции, объединенные в единый комплекс с помощью гибких шлангов.

Изобретение относится к мультиклапану с мешком (30) для хранения и к мешку для хранения. Мешок для хранения выполнен с возможностью временного помещения сжиженного горючего газа вокруг выгружающего устройства для резервуара сжиженного горючего газа и сформирован из деформируемого материала с памятью, при этом мешок для хранения имеет временное положение с уменьшенным размером, когда наружный диаметр мешка для хранения составляет меньше чем 48 мм, и второе рабочее положение, когда мешок для хранения имеет достаточный объем.

Изобретение относится к способу изготовления сварных сосудов высокого давления. Обечайку изготавливают путем свертки листовой заготовки со стыковкой кромок в сборочно-сварочных приспособлениях, прихватки кромок по краям с использованием технологических пластин, автоматической сварки с последующей калибровкой по внутреннему диаметру обечайки и рентгенотелевизионного контроля качества сварного шва.

Подземное хранилище сжиженного природного газа содержит расположенный на основании из уплотненного грунта и теплоизоляционной прослойки железобетонный резервуар с вертикально ориентированными боковыми стенами, окруженный по наружной боковой поверхности податливой прослойкой, изнутри теплоизолированный и гидроизолированный от сжиженного природного газа.

Изобретение касается ресивера для сжатого воздуха для грузовых автомобилей, содержащего трубчатый или цилиндрический корпус, закрытый на своих обоих концах приваренными наружными днищами.

Изобретение относится к подземной системе хранения и резервирования СПГ для его накопления и выдачи потребителю. .

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано во всех отраслях техники, где применяются сосуды, работающие под давлением. .

Узел расширяемого аккумулятора и резервуара включает в себя резервуар, задающий внутреннюю камеру с содержащейся в ней рабочей текучей средой, и расширяемый аккумулятор. Расширяемый аккумулятор включает в себя внутренний слой, задающий внутреннее пространство, в котором содержится рабочая текучая среда, и внешний слой, по меньшей мере частично окружающий внутренний слой. Внутренний слой характеризуется большей деформацией разрушения, чем внешний слой. Аккумулятор по меньшей мере частично расположен в резервуаре и по меньшей мере частично погружен в рабочую текучую среду, содержащуюся во внутренней камере. Аккумулятор выполнен с возможностью обмена рабочей текучей средой с резервуаром. 3 н. и 30 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к подземной системе хранения и резервирования СПГ для его накопления и выдачи потребителю, особенно при покрытии пикового потребления газа. Подземное хранилище (ПХ) СПГ расположено ниже уровня земли 1 на отметке, предотвращающей промерзание поверхности земли при самом длительном расчетном хранении СПГ, и ограждено по периметру от массива грунта бетонной стеной типа «стена в грунте» 2. Содержит расположенный на основании из уплотненного грунта 3 и теплоизоляционной прослойки 4 железобетонный резервуар 5. ПХ СПГ снабжено выходящей из железобетонного резервуара на поверхность земли 1 технологической шахтой 9 с трубопроводами 10, герметическими люками 11 и лестницей 12. Верх бетонного резервуара засыпан слоем легкого теплоизоляционного материала 13. Однотипные элементы 14 постоянной кривизны с сопрягаемыми друг с другом поверхностями 15 выполнены в виде железобетонных блоков вафельной конструкции 16, скрепляемых между собой внутри резервуара 5 торцевыми внутренними отбортовками 17 и стяжными резьбовыми соединениями 18 через уплотнительные прокладки 19. Изобретение обеспечивает упрощение строительства ПХ. 3 ил.

Изобретение относится к подземной системе хранения и резервирования сжиженного природного газа (СПГ) для его накопления и выдачи потребителю. Подземное хранилище (ПХ) расположено ниже уровня земли 1 на отметке, предотвращающей промерзание поверхности земли, и ограждено по периметру от массива грунта бетонной стеной 2 типа «стена в грунте». Содержит расположенный на основании из уплотненного грунта 3 и теплоизоляционной прослойки 4 железобетонный резервуар 5, который по наружной цилиндрической поверхности окружен кольцевым газовым промежутком 6, расположенным между железобетонным резервуаром 5 и бетонной стеной 2 типа. ПХ СПГ снабжено выходящей из железобетонного резервуара на поверхность земли 1 технологической шахтой 9 с трубопроводами 10 для наполнения-выдачи СПГ и его паров, а также герметическими люками 11 и лестницей 12. Кольцевой газовый промежуток 6 сверху закрыт плитой 13. Верх железобетонного резервуара 5 и плиты 13 засыпан слоем теплоизоляционного материала 14. ПХ СПГ также снабжено дополнительной технологической шахтой 21 с герметическими люками 22 и лестницей. Изобретение обеспечивает повышение надежности эксплуатации. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается транспортировки сжатого газа морским транспортом. Предложено судно для транспортировки сжатого газа, корпус которого разделен на ячейки с вертикальными направляющими, не менее чем одна переборка в которых водогазонепроницаемая, в направляющих установлены друг на друга унифицированные контейнеры с размещенными в них горизонтально емкостями для сжатого газа, которые соединены с судовой системой перегрузки сжатого газа, причем корпус судна разделен на ячейки так, что в зоне не менее чем одной ограничивающей ячейку переборки обеспечено расстояние от 0,8 до 2 метров и в этом пространстве расположены коллекторы распределения сжатого газа, трубопроводы с запорными клапанами, компрессор, приборы аварийного контроля и управления. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик судна для транспортировки сжатого газа, расширении его функциональных возможностей. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к баку высокого давления для хранения рабочих тел, предназначенному для использования на космическом аппарате. Бак содержит металлический лейнер, имеющий верхнее и нижнее днища овальной формы, выполненные в виде полусфер, герметично соединенных между собой одним сварным швом по периметру их краев, внешнюю упрочняющую армирующую оболочку из ленточного композиционного материала, пропитанного связующим, выходную магистраль высокого давления, полость которой герметично соединена сваркой с полостью бака. Герметичное соединение краев днищ между собой выполнено одним сварным швом по периметру посредством двух наружных шпангоутов. Герметичное соединение полости выходной магистрали высокого давления с полостью бака выполнено сваркой через отверстие в упомянутом сварном шве. Сварной шов магистрали высокого давления проходит по замкнутому периметру сварного шва, соединяющего края днищ и по шпангоутам. Узлы крепления бака к космическому аппарату выполнены с вертикальными отверстиями для болтов в выступающих участках шпангоутов, монолитно выполненных по наружным периметрам шпангоутов и снабженных шайбами, поверхности каждой из которых выполнены сопряженными с поверхностями выступающих участков шпангоутов, обращенных друг к другу вокруг их отверстий. Использование изобретения обеспечивает повышение надежности конструкции бака. 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, ракетостроения и космонавтики, в частности к лейнерам, которые используются в баллонах высокого давления. Способ изготовления тонкостенного бесшовного лейнера для композитных баков из титановых сплавов включает засыпку гранул из высокопрочного титанового сплава в металлическую капсулу. После заполнения гранулами капсулы процесс виброуплотнения и нагревания прекращают, капсулу с находящимися в ней гранулами заваривают электронным лучом и извлекают на воздух, а затем проверяют на герметичность. После завершения проверки вакуумированные гранулы в капсуле подвергают горячему изостатическому прессованию, по окончании которого полученную в результате компактированную капсулу заготовки лейнера опускают в емкость с раствором кислот для растворения внешней и внутренней оболочек, по окончании которого тонкостенный бесшовный лейнер из высокопрочного титанового сплава извлекают из раствора кислот и проверяют на соответствие геометрическим параметрам. Тонкостенный бесшовный лейнер для композитных баков из титановых сплавов содержит цилиндрическую обечайку, два днища, которые расположены на одной оси и сопряжены так, что цилиндрическая обечайка расположена между двумя днищами лейнера. Два фланца, каждый из которых сопряжен с одним из днищ лейнера. При этом на центральной оси каждого фланца имеется отверстие, цилиндрическая обечайка, днища и фланцы сопряжены в единую, монолитную и равнопрочную конструкцию без сварных швов и соединений. Техническим результатом является повышение надежности, уменьшение массовых характеристик, увеличение прочности и срока эксплуатации при повышении сложности конфигурации и минимальной механической обработке лейнера. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газовых и гидравлических фильтров и аккумуляторов и всех подобных емкостей с использованием оболочек из композиционных материалов, а также в изделиях авиационной и ракетной техники, например, в качестве топливных баков и корпусов ракетных двигателей твердого топлива. Силовая оболочка 1 содержит стыковочный торцевой шпангоут 2 с расположенными в распределенных по окружности радиальных пазах 3 штифтами 4. На штифтах 4 выполнены цилиндрические резьбовые хвостовики 6, на которых расположены кольцевые гайки 7, которые контактируют с слоистым материалом торцевого шпангоута по коническим поверхностям углублений 8. Изобретение позволяет повысить прочность узла соединения и расширить область применения силовых оболочек из слоистых композиционных материалов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении корпусов, контейнеров, емкостей, баллонов давления из композиционного материала. Емкость из композиционного материала содержит силовую оболочку, образованную сопряженной с днищами обечайкой, и узел стыка, расположенный в зоне сопряжения днища с обечайкой. Причем узел стыка сформирован приматываемыми к силовой оболочке пакетами композиционного материала и содержит выполненную из металла крепежную арматуру, образованную силовой рамой и хвостовиком. Хвостовик выполнен в виде кольца, скрепленного с силовой рамой продольными перемычками, а с кольцом скреплены продольные лапки. При этом кольцо, продольные перемычки и продольные лапки расположены между силовой оболочкой и пакетами композиционного материала. Изобретение направлено на уменьшение массы и длины узла стыка. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Баллон предназначен для использования в условиях низких температур при длительном хранении и транспортирования жидкостей, сжатых и сжиженных газов. Баллон содержит лейнер 1 с покрытием 2 армирующей намоткой его цилиндрической части 3, днищ 4, составных горловин верхней 5 и нижней 6 с наружной 12 и внутренней 9 резьбами. Каждая из составных горловин 5 и 6 баллона состоит из первичной горловины 7 самого лейнера 1 с наружной 8 и внутренней 9 резьбами, силовых верхней 10 и нижней 11 втулок, навернутых на наружную резьбу 8 первичных горловин 7 самого лейнера 1, при этом силовые втулки 10 и 11 имеют шестигранные буртики 14, примыкающие к днищам 4 лейнера. Нижняя силовая втулка 11 выполнена с двумя лысками 15. На верхней и нижней горловинах установлены фиксирующие гайки 16. Покрытие 2 из слоев армирующих волокон и эпоксидных смол частично покрывают силовые втулки 10 и 11, при этом соотношение толщин слоя покрытия части силовых втулок 10, 11 к толщине слоя цилиндрической части баллона соответствует 3:1. Технический результат - обеспечение закрепления баллона в вертикальном положении за его горловины, предотвращение проворота баллона в закрепленном состоянии вокруг своей оси вращения, обеспечение возможности удаления конденсата из баллона. 3 ил.

Группа изобретений относится к резервуарам, рассчитанным на сжатые жидкотекучие среды, а именно сжиженный природный газ. Герметичный и изолированный резервуар для холодной сжатой жидкотекучей среды содержит жесткий герметичный корпус (4), герметичную мембрану (1), рассчитанную на вхождение в контакт с холодной жидкотекучей средой в резервуаре, слой термоизоляционного материала (3) между мембраной (1) и внутренней поверхностью корпуса (4) и устройство (5) выравнивания давления. Внутренняя поверхность корпуса (4) служит опорной поверхностью для мембраны (1). Устройство (5) способно ограничивать разность давлений в первом герметичном объеме внутри мембраны (1) и во втором герметичном объеме снаружи мембраны (1). Группа изобретений направлена на создание резервуара, рассчитанного на относительно высокое давление. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 10 ил
Наверх