Шестеренная машина

Шестеренная машина относится к области гидравлических и пневматических машин объемного вытеснения с вращающимся рабочим органом, в которых движение нагнетаемой среды происходит в направлении, перпендикулярном осям вращения шестерен, и может быть использовано в насосах для перекачки многофазных сред, в частности нефтепродуктов с высоким содержанием газовой фракции, и сред с большим количеством загрязнений, а также в пневмо- и гидродвигателях. Машина представляет собой корпус 1 с двумя цилиндрическими расточками 5 и 6, в которых расположены зубчатые колеса 7 и 8, находящиеся в зацеплении. Колеса имеют винтовые зубья. Профиль зубьев одного из колес в торцовом сечении образован дугами окружностей 14, смещенных относительно оси вращения колеса, а профиль зубьев второго колеса в этом же сечении образован участками фронтов циклоидальных кривых 15, образуя эксцентриково-циклоидальное (ЭЦ) зацепление колес. При определенных параметрах такое зацепление имеет пятно контакта, находящееся вблизи полюса зацепления. Это свойство ЭЦ-зацепления позволяет делать машины повышенной производительности с пониженными пульсациями. Кроме того, «полюсное зацепление» обеспечивает минимальное трение скольжения, что позволяет в режиме насоса перекачивать среды с высоким содержанием газовой фракции. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области гидравлических машин объемного вытеснения с вращающимся рабочим органом, а именно к шестеренным насосам и двигателям, в которых движение нагнетаемой среды происходит в направлении, перпендикулярном осям вращения шестерен. Предлагаемая машина может использоваться в качестве насоса для перекачки многофазных сред, в частности нефтепродуктов с высоким содержанием газовой фракции, и сред с большим количеством загрязнений, а также в качестве гидро- или пневмодвигателя.

Известен шестеренный насос, содержащий корпус с расточками, в которых расположена пара зубчатых колес внешнего зацепления с одинаковым числом зубьев эвольвентного профиля (см. Юдин Е.М. Шестеренные насосы. М., «Машиностроение», 1964, с. 7). Одно из колес в паре является ведущим и соединяется с валом двигателя, а другое колесо - ведомое, посажено в корпусе с возможностью вращения. Камеры низкого и высокого давления (для насоса это камеры всасывания и нагнетания соответственно) расположены по обе стороны от зубчатых колес и отделяются друг от друга скользящим контактом пары боковых поверхностей зубьев, находящихся в зацеплении. Для повышения производительности насоса выбирают колеса с меньшим числом зубьев. Однако применение колес с малым числом зубьев связано с увеличением пульсации потока жидкости (см. там же, с. 39), т.е. эти два требования вступают в противоречие друг с другом. Кроме того, применяемое в насосах эвольвентное зацепление не позволяет делать число зубьев меньше 6, так как при этом коэффициент перекрытия становится меньше 1 и нарушается передача вращения от ведущего колеса к ведомому. Поэтому на практике обычно применяются насосы с числом зубьев колес от 8 до 14.

В насосе RU 2450163 рабочие колеса имеют всего по два зуба, а для передачи вращения используются дополнительные синхронизирующие шестерни, посаженные на тех же валах, которые усложняют конструкцию насоса. Этот насос будет иметь очень высокую степень пульсации потока.

Для сглаживания пульсаций применяют колеса со сдвоенными венцами, повернутыми друг относительно друга на половину шага между зубьями (см. RU 115840), или двух- или трехступенчатые насосы (см. Юдин Е.М. Шестеренные насосы. М., «Машиностроение», 1964, с. 67). Все эти меры увеличивают габариты насоса.

Известен насос с косозубой эвольвентной передачей (см. там же, с. 40), который мы выбираем за прототип. Насос содержит те же основные узлы, что и описанные выше аналоги, только колеса внешнего зацепления выполнены с косыми зубьями. Пульсация потока жидкости при больших углах наклона косозубой передачи может быть снижена. Как показано в книге (см. там же, с. 64), максимальная подача в насосе имеет место в момент касания зубьев в полюсе передачи, и по мере удаления точки зацепления от полюса подача убывает по параболическому закону. Следовательно, в косозубом эвольвентном зацеплении остается пульсация, обусловленная перемещением точки контакта вверх и вниз по боковой поверхности зуба. Кроме того, у насоса с эвольвентной передачей срок службы насоса ограничивается прочностью зубьев зубчатых колес, которая резко снижается при отсутствии смазки между колесами, что имеет место при перекачке многофазных сред. Указанный насос, как и другие шестеренные насосы, может работать в режиме двигателя, причем (см. там же, стр. 173-174) максимальное значение момента будет иметь место, когда точка зацепления находится в полюсе. При эвольвентном зацеплении в прототипе момент вращения будет иметь значительную пульсацию.

Таким образом, задачей изобретения является создание простой малогабаритной шестеренной машины с пониженной пульсацией и повышенной подачей в режиме насоса.

Техническим результатом изобретения является разрешение противоречия между повышением производительности машины и повышением равномерности ее работы. Дополнительным техническим результатом является уменьшение трения между зубьями шестерен, что позволит предлагаемой машине в режиме насоса без проблем перекачивать многофазные среды, а в режиме двигателя уменьшает потери и повышает КПД.

Для достижения указанного технического результата шестеренная машина, как и прототип, содержит корпус с цилиндрическими расточками, в которых расположены косозубые зубчатые колеса внешнего зацепления. Колеса посажены на валах, любой из которых может быть как ведущим, так и ведомым. С противоположных сторон от пары колес в корпусе выполнены камеры низкого и высокого давления. В отличие от прототипа зубья одного из колес в поперечном сечении очерчены дугами окружности, эксцентрично смещенной относительно оси колеса. Зубья другого колеса в этом же сечении очерчены участками фронтов циклоидальных кривых. Таким образом, профили зубьев колес образуют пару с эксцентриково-циклоидальным (ЭЦ) зацеплением (см. Становской В.В. и др. Новый вид зацепления колес с криволинейными зубьями // Справочник. Инженерный журнал. 2008. №9(138). С. 34-39, а также патент RU 2416748).

Для того чтобы обеспечить равную прочность зубьев обоих колес, число их зубьев целесообразно выбирать в пределах 2-7.

При работе машины в режиме насоса замкнутые перекачиваемые объемы образуются между торцами цилиндрических расточек в корпусе и будут ограничены с одной стороны зазором между цилиндрическими стенками корпуса и вершиной зубьев, а с другой - линией контакта винтовых зубьев колес. Для увеличения длины запирающего контакта зубьев целесообразно камеры низкого и высокого давления сместить вдоль оси колес относительно их середины в сторону расхождения винтовых зубьев.

Колеса с ЭЦ зацеплением, как и любые косозубые, имеют значительные осевые нагрузки. Для уменьшения осевых нагрузок колеса с ЭЦ-зацеплением целесообразно выполнить шевронными.

Изобретение иллюстрируется графическими материалами, иллюстрирующими принцип действия машины. На фиг. 1 показан поперечный разрез машины, на фиг. 2 и фиг. 3 - ее продольные разрезы. Продольный разрез на фиг. 2 проходит через оси обоих зубчатых колес, а плоскость разреза на фиг. 3 проходит между колесами. На фиг. 4 изображены отдельно зубчатые колеса, являющиеся рабочим органом шестеренной машины. На фиг. 5 представлен рабочий орган машины с шевронными колесами.

Корпус машины, изображенной на фигурах 1, 2 и 3, выполнен из цилиндрической части 1 и двух торцевых фланцев 2 и 3, которые с помощью винтов 4 крепятся к цилиндрической части 1. В цилиндрической части 1 корпуса выполнены расточки 5 и 6 для размещения рабочего органа машины. Рабочим органом является пара зубчатых колес 7 и 8 внешнего зацепления. Зубчатые колеса 7 и 8 в конструкции, показанной на рисунках, выполнены за одно целое с валами 9 и 10. Валы 9 и 10 колес 7 и 8 на двух подшипниковых опорах 11 и 12 посажены в расточках 5 и 6 корпуса 1. Вал 9 является ведущим, для чего он через отверстие в торцевом фланце 3 выведен наружу. При работе машины в режиме насоса он соединяется с валом внешнего двигателя. При работе в режиме двигателя этот вал является его выходным валом. Вывод вала 9 наружу снабжен манжетным уплотнением 13. Второй вал 10 посажен в опорах 11 и 12 с возможностью свободного вращения и в режиме насоса является ведомым валом. Здесь следует отметить, что при работе машины в режиме двигателя оба вала 9 и 10 могут являться ведущими. Общий вид рабочего органа шестеренного насоса представлен на фиг. 4. Он представляет собой два косозубых зубчатых колеса 7 и 8 внешнего зацепления. Рабочие участки профилей зубьев колеса 7 в торцовом сечении очерчены дугами окружностей 14, эксцентрично смещенных относительно оси колеса (см. фиг. 1). Сопряженные зубья колеса 8 в этом же торцовом сечении очерчены участками фронтов циклоидальной кривой 15. Косозубый профиль колес 7 и 8 образуется при непрерывном повороте и осевом смещении этих сопряженных профилей, образуя так называемое эксцентриково-циклоидальное (ЭЦ) зацепление (см. RU 2416748).

Эксцентриково-циклоидальное зацепление колес обладает рядом свойств, которые делают его весьма привлекательным для целого ряда применений. В идеальном без зазорном ЭЦ-зацеплении контакт между зубьями колес проходит по всей длине винтового зуба, образуя линию зацепления. При наличии зазора и под нагрузкой линия контакта преобразуется в пятно контакта, которое при вращении колес перемещается вдоль зуба. Как показали наши исследования ЭЦ зацепления (см. Становской В.В., и др. Полюсный контакт в эксцентриково-циклоидальном (ЭЦ) зацеплении. // Сборник трудов Международного симпозиума "Theory and Practice of Gearing", 21-23 января 2014 г. Ижевск, Россия, с. 220-226), подбором параметров зацепления можно добиться ситуации, когда пятно контакта будет перемещаться вдоль линии полюсов. Этими параметрами являются число зубьев n, межцентровое расстояние колес Aw, диаметр окружности 14, дуги которой образуют профиль зуба 7, и величина смещения этой окружности от оси колеса.

В этом случае контакт зубьев будет происходить все время практически в полюсе зацепления. Это означает, что, во-первых, машина будет работать с уменьшенной пульсацией подачи в режиме насоса и момента в режиме двигателя. Во-вторых, при этом реализуется режим зацепления колес, близкий к режиму чистого качения и уменьшается практически до нуля скольжение зубьев друг относительно друга. Трение качения на один-два порядка меньше, чем трение скольжения между одними и теми же поверхностями. Уменьшение трения ведет не только к повышению КПД машины, оно чрезвычайно важно при работе колес без смазки, что имеет место при перекачивании газожидкостных смесей. Следовательно, даже при отсутствии смазки между колесами не будет происходить их разрушения из-за повышенного трения.

Исследования условий реализации «полюсного» зацепления показали, что его можно получить для пары зацепления с любым числом зубьев n, подбирая для заданного межцентрового расстояния колес эксцентриситет смещения и диаметр окружности 14, дуги которой образуют зубья колеса 7. Однако в ряде случаев толщина зуба одного из колес может оказаться значительно меньше толщины зуба другого колеса, и меньшая толщина будет определять прочность рабочего органа в целом. Было обнаружено, что оптимальное число зубьев, при котором реализуется «полюсное» зацепление при равной прочности зубьев обоих колес в паре зацепления составляет 2-7. При небольшом количестве зубьев машина будет иметь высокую производительность, и при этом устраняются пульсации, обусловленные в прототипе значительным перемещением точки контакта зубьев относительно полюса зацепления в процессе работы.

В цилиндрической части 1 корпуса машины перпендикулярно к расположению валов 9 и 10 выполнены противолежащие отверстия 16 и 17, образующие полости низкого и высокого давления (для насоса это всасывающая и нагнетательная полости). Одна и та же полость может являться как всасывающей, так и нагнетательной, в зависимости от направления вращения валов 9 и 10. При направлении вращения, указанном на фиг.1 стрелками, полость 16 является всасывающей, а полость 17 - нагнетательной. Полости 16 и 17 могут располагаться вдоль оси машины напротив друг друга посередине колес (как показано на фиг. 1), так и со смещением в сторону расхождения винтовых зубьев, как это показано на фиг. 2 и 3 (на фиг. 2 место расположения полости 16 показано пунктиром). Поскольку полости расположены с противоположных сторон от находящихся в зацеплении колес 7 и 8, то при смещении каждой из них в сторону расхождения винтовых зубьев, полости смещаются от середины колес к их краям. Такое смещение приводит к увеличению количества винтовых зубьев, участвующих в запирающем контакте, а следовательно, и к увеличению длины щели между зубьями и цилиндрическим корпусом, что уменьшает потери машины при прочих равных условиях.

Рассмотрим работу устройства в режиме насоса. При вращении ведущего вала 9 с колесом 7 благодаря зацеплению колес 7 и 8 начинает вращаться в противоположную сторону колесо 8. При этом объемы 18 и 19 между зубьями колес, первоначально открытые со стороны полости всасывания 16, начинают замыкаться стенками цилиндрических расточек 5 и 6 и линией контакта зубьев колес 7 и 8. Объем перекачиваемой среды, захваченный этими полостями, при вращении колес перемещается к полости нагнетания 17, и выталкивается в нее. В обычных насосах смазкой между зубьями служит перекачиваемая среда, и при попадании в нее больших объемов газа, что часто имеет место при перекачивании нефте- газопродуктов, из-за повышенного трения при отсутствии смазки происходит поломка зубьев. Поскольку в предлагаемом насосе контакт зубьев происходит в районе полюса, то трение между зубьями минимально, и неоднородность среды слабо сказывается на работоспособности насоса. Кроме того, «полюсный» контакт зубьев обеспечивает максимальную подачу насоса при минимальной пульсации.

При работе машины в режиме двигателя в полость высокого давления 17 подается рабочая среда, которая заполняет объемы между зубьями со стороны полости высокого давления. Поскольку давление между зубьями с другой стороны колес минимально, то возникает избыточное давление с одной стороны винтовых зубьев, которое вызывает вращение колес в противоположные стороны. Отбор момента вращения может происходить от любого из валов 9 и 10, а также и от обоих валов одновременно. Благодаря тому, что контакт зубьев колес 7 и 8 происходит в области полюса зацепления, обеспечивается более высокое значение крутящего момента с более высокой равномерностью при прочих равных условиях. Кроме того, из-за уменьшения трения снимаются ограничения на скорость вращения рабочих колес, и повышается КПД машины. Небольшое число зубьев, обеспечивающее зацепление шестерен, увеличивает объем двигателя.

1. Шестеренная машина, содержащая корпус, в цилиндрических расточках которого расположены косозубые зубчатые колеса внешнего зацепления, установленные на валах, в корпусе выполнены камеры низкого и высокого давления, расположенные с противоположных сторон от зубчатых колес, отличающаяся тем, что зубья одного из колес в поперечном сечении очерчены дугами окружностей, эксцентрично смещенных относительно оси колеса, а зубья другого колеса в этом же сечении очерчены участками фронтов циклоидальных кривых, образуя эксцентриково-циклоидальное (ЭЦ) зацепление.

2. Шестеренная машина по п. 1, отличающаяся тем, что число зубьев каждого колеса лежит в диапазоне 2-7.

3. Шестеренная машина по п. 1, отличающаяся тем, что камеры низкого и высокого давления смещены вдоль оси колес к их краям в направлении расхождения винтовых зубьев.

4. Шестеренная машина по п. 1, отличающаяся тем, что колеса с ЭЦ-зацеплением выполнены шевронными.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу для оптимизированной по мощности эксплуатации насоса, приводимого в действие электродвигателем, в гидравлической системе при очень малых объемных расходах (Q), причем заданный напор (H) насоса регулируется в зависимости от объемного расхода (Q) в соответствии с предварительно установленной характеристической кривой (К).

Изобретение относится к гидравлическим машинам объемного вытеснения с вращающимися рабочими органами, в частности к винтовым роторным нагнетателям. Винтовой нагнетатель содержит корпус 3, имеющий торцевые переднюю, заднюю и боковые стенки 4, 5 и 6, винтовые роторы 1 и 2, окно выпуска, выполненное в стенке 4, окно впуска 7, выполненное в верхней части корпуса 3 в виде сквозного коробчатого элемента 9 со стенками, внутри которого смонтировано устройство изменения производительности нагнетателя, выполненное в виде, по меньшей мере, двух соединенных заслонок 14, установленных с возможностью перемещения вдоль продольной осевой линии корпуса 3.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве гидронасоса. Роторный насос включает полый корпус 1, ротор 3, всасывающий клапан 7, поршень 2, затвор 5, выпускной клапан 10.

Изобретение относится к зубчатым насосам с постоянно изменяемым выходным расходом. Зубчатый насос с плавно изменяемым выходным расходом, в котором, по меньшей мере, одно первое зубчатое колесо (3) установлено на первом валу (1), по меньшей мере, одно второе зубчатое колесо (4) установлено на втором валу (2).

Изобретение относится к роторным установкам, в том числе к роторным двигателям, насосам, компрессорам. Роторная установка содержит статор, образующий камеру по существу овальной формы, и ротор, установленный с возможностью вращения в камере на центральном валу и вместе со статором ограничивающий две полости, расположенные на противоположных концах камеры.

Изобретение относится к гидравлической трансмиссии. Гидравлическая трансмиссия с бесступенчатой коробкой передач содержит гидронасос, в передней и задней секциях корпуса которого расположены зацепленные между собой одинаковые шестерни, приводной вал, выполненный заодно с развернутыми через 180° передним и задним зубами, ведомый вал, выполненный с расположенными на нем имеющими пазы для зубов передним и задним шиберами.

Изобретение относится к шестеренному насосу. Шестеренный насос (1) для подачи жидкости имеет установленное с возможностью вращения зубчатое колесо (3) с наружным зубчатым венцом и зубчатое кольцо (2) с внутренним зубчатым венцом и замкнутой однородной цилиндрической поверхностью.

Изобретение относится к области роторных машин и может найти применение в промышленности, в частности в качестве насоса при перекачивании вязких сред с высоким уровнем содержания абразивных частиц.

Изобретение относится к шестеренному насосу. Шестеренный насос (1) для подачи жидкости имеет установленное с возможностью вращения на опорной цапфе (4) зубчатое колесо (3) с наружным зубчатым венцом и зубчатое кольцо (2) с внутренним зубчатым венцом, которые для создания нагнетающего действия зацепляются между собой и расположены в общем корпусе (5) совместно с электрически коммутируемым статором (7).

Изобретение относится к способу управления компрессорной установкой, к устройству управления, а также набору данных для управления компрессорной установкой. В способе управления компрессорной установкой (1), которая включает в себя несколько компрессоров (2), при этом посредством установки (1) в системе сжатой текучей среды должно поддерживаться предварительно определенное избыточное давление, при этом через фиксированные или переменные интервалы времени принимают решения о действиях по переключению для адаптации системы к фактическим условиям.

Изобретение относится к насосостроению, в частности к многоступенчатым объемным насосам, и может быть использовано для подъема жидкости из нефтяных скважин. Насос состоит из ступеней, каждая из которых содержит цилиндрический корпус 3 с профилированной внутренней поверхностью, ограниченный верхним и нижним основаниями 5 и 4 с впускными и выпускными окнами 12 и 11, и установленный на валу соосно корпусу 3 ротор 1 с прорезями 2 для перемещения рабочих пластин 7, снабженных ножками 8. Для ножек 8 в основаниях 4 и 5 выполнены замкнутые пазы 9, расположенные эквидистантно внутренней поверхности корпуса 3 на расстоянии, обеспечивающем образование зазора между концом рабочей пластины 7 и внутренней поверхностью корпуса 3. Пластины 7 и прорези 2 для их перемещения наклонены относительно оси вращения ротора 1 с образованием пластинами 7 лопастной системы осевого типа. Пазы 9 выполнены с монотонно меняющейся кривизной, описываемой в полярной системе координат уравнением. Изобретение направлено на повышение надежности конструкции и увеличение давления, развиваемого объемным насосом, при сохранении его высокой абразивной стойкости. 4 ил.

Группа изобретений относится к одновинтовому эксцентриковому насосу, в котором статор может быть легко разделен на внешний цилиндрический и внутренний элементы. Статор (20) содержит целиковую цилиндрическую внутреннюю часть (22), имеющую охватывающую винтовую нарезку на своей внутренней периферийной поверхности, и внешнюю цилиндрическую часть (24). Обеспечены также фланцевые части (26), выступающие по радиусу наружу у обоих краев внутренней части (22), и внешняя установочная часть (28) между фланцевыми частями (26). Внешняя цилиндрическая часть (24) плотно прилегает к цилиндрической установочной части (28) без склеивания с ней, и обе составляющие внешней цилиндрической части (24) приводятся в контакт с фланцевыми частями (26). Изобретение направлено на устранение таких проблем, как отклонение положения и деформация внутреннего элемента, а также сопутствующие им истирание при смещении и нестабильность выходных параметров. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 13 ил.

Группа изобретений относится к способу регулировки насоса системы селективной каталитической реакции (SCR) и к системе, позволяющей применять такой способ. В способе регулирования приводимого в действие электродвигателем насоса системы SCR на насос, создающий давление, действует гидравлический момент, связанный с этим давлением, и момент сопротивления. Насос приводится в действие электродвигателем, содержащим обмотки, на которые подают ток, и развивающим момент, связанный с этим током. В соответствии с чем для регулирования насоса используют средство измерения тока в обмотках электродвигателя, регулятор общего тока, потребляемого электродвигателем, и модель отношения между током и давлением, используя оценку части момента сопротивления, возникающего в результате сухого трения, полученную путем вращения насоса без нагрузки с разными частотами, и измерения соответствующего тока. Группа изобретений направлена на обеспечение точной регулировки насоса системы SCR. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) для подачи масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса 1 и находящиеся в зацеплении шестерни 2, в ступицах которых выполнены каналы 3 подвода жидкости в межзубовые впадины 5, заканчивающиеся заборными отверстиями 6, взаимодействующими с закрепленными в корпусе 1 разделителями 7 полостей всасывания и нагнетания. Перед заборными отверстиями 6 каналов подвода установлена с возможностью осевого перемещения дросселирующая игла 8 так, что ее наружный диаметр расположен внутри разделителей 7. Изобретение направлено на упрощение конструкции и повышение надежности работы насоса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам разделения потока жидкости. В способе разделения потока жидкость к зубчатому зацеплению подводят через общий входной канал, образованный сквозными каналами 13 и 14, выполненными в каждой рабочей и разделительной секции одной части делителя соответственно 1, 2 и 3. Жидкость за счет разности давлений в общем входном канале и сквозном канале выхода 17, выполненном в каждой секции 1, 2 другой части делителя, поступает в общий разветвленный дренажный канал, образованный дренажными каналами, выполненными в каждой боковой крышке 4, в секциях 1, 2 и 3, заполняет его и полости между манжетам, образованные выемками, обращенными друг к другу. Давление жидкости в общем разветвленном дренажном канале равно максимальному давлению жидкости, установившемуся в какой-либо из секций 1, 2. Фактически подаваемый расход жидкости через каждую секцию 1, 2 делителя определяют в зависимости от объемного КПД делителя, величины разности давлений жидкости в полостях входа и выхода каждой секции 1, 2 и ширины зубьев шестерен каждой секции 1, 2 по определенному соотношению. Изобретение направлено на повышение объемного КПД и обеспечение более точного разделения потока жидкости на несколько пропорциональных потоков. 5 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к регулирующему клапану для винтового компрессора с впрыском масла. Находящееся в корпусе винтового компрессора масло можно подводить управляемо через регулирующий клапан к теплообменнику и/или к байпасу в таком виде, что холодное масло направляется через обходящий теплообменник байпас, а теплое масло - через теплообменник. Регулирующий клапан имеет приводимый в действие термочувствительным распределительным элементом распределительный поршень. Распределительный поршень имеет распределительное отверстие, взаимодействующее с соответственно расположенным в корпусе регулирующего клапана отверстием теплообменника и отверстием байпаса. Масло направляется от отверстия регулирующего клапана через распределительный элемент к распределительному отверстию. Достигается обеспечение быстрого нагрева масла винтового компрессора даже при небольшой продолжительности включения. 15 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области роторных пластинчатых насосов и может быть использовано для перекачивания высоковязкой жидкости с высоким содержание механических примесей и газа. Пластинчатый насос содержит корпус 1, во внутренней полости которого установлены статор и ротор 3 с пластинами 5, размещенными в его радиальных пазах 4, торцевые диски, в которых выполнены нагнетательные отверстия 13 и вырезы для входа жидкости между статором и дисками. Статор имеет внутреннюю цилиндрическую поверхность, направляющая которой образована двумя парами симметрично расположенных дуг разных радиусов и сопрягающими кривыми от дуг одного радиуса к дугам другого. Дуги одинаковых радиусов расположены напротив друг друга. Между поверхностями с постоянным радиусом кривизны вырезаны четыре окна 17 и 18 - два для входа и два для нагнетания жидкости. Корпус 1 имеет окна 16 для входа жидкости. Окна 18 в статоре выполнены размером, соизмеримым с размером нагнетательной камеры. Изобретение направлено на разработку конструкции погружного пластинчатого насоса, обеспечивающего необходимый ресурс работы насоса без существенного снижения кпд. 3 ил.

Изобретения относятся к машиностроению и могут быть использованы в транспортных средствах, а именно в системах смазки гибридных силовых установок (ГСУ). Система смазки содержит картер (2), маслозаборник (3) с каналом, канал (12), первый и второй нагнетатели в полости картера (2). Подвижная часть первого нагнетателя образована шестерней (15) и зубчатым колесом (16), связанным, с возможностью передачи вращающего момента, с коронной шестерней (5). Зубчатое колесо (16) подвижной части первого нагнетателя может быть стаканообразным, с косозубым венцом (17), зацепленным с шестерней (15). Неподвижная часть первого нагнетателя может быть образована фасонным корпусом (21) с воротником (22). Подвижная часть первого нагнетателя может быть образована эксцентриком (35) волнового редуктора. Подвижная часть второго нагнетателя образована дискообразным ведущим (23) и кольцеобразным ведомым (24) роторами. Неподвижная часть второго нагнетателя образована сквозным каналом (25) и расточкой (26), а также крышкой (27). Подвижная часть второго нагнетателя расположена в полости, образованной стенками цилиндрической расточки (26) корпуса (21) неподвижной части первого нагнетателя. Подвижная часть второго нагнетателя может быть снабжена электромагнитным приводом. Достигается плотная компоновка устройства. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Объемная роторная машина состоит из ротора 1, закрепленного на валу, установленном в корпусе, состоящем из корпусных пластин, сжимающих ротор и сегменты корпуса 3 с торцов, качающихся заслонок 4, закрепленных между корпусных пластин и прижимаемых под действием пружинного кольца к поверхности ротора 1. Рабочие камеры образуются ограниченными качающимися заслонками 4, поверхность которых при вращении ротора 1 вкупе с поверхностями корпусных пластин, сегментов корпуса 3 образует рабочие полости, уменьшающие свой объем по мере вращения ротора 1, что обеспечивает возрастание давления рабочего тела, под действием которого сдвигаются вмонтированные в пазах сегментов корпуса 3 золотники 7, прижимаемые пружинным кольцом, разграничивающие рабочий объем и зону нагнетания и установленные с возможностью запирания рабочих камер и открытия выпускных отверстий. Изобретение направлено на обеспечение высокой производительности и давления нагнетания рабочего тела. 7 ил., 1 табл.

Изобретение относится к устройствам для перемещения или преобразования энергии жидкостей, газов, мультифазных сред. Гидравлическая машина содержит корпус-статор 1, ротор 2, выполненный, по меньшей мере, с двумя пазами, в каждом из которых бесшарнирно установлен поршень-вытеснитель 3 с возможностью скольжения относительно поверхностей паза ротора 2 и без возможности касания стенки рабочей камеры. Два ребра на каждом поршне-вытеснителе 3 постоянно прижаты к стенке рабочей камеры корпуса-статора 1. Внутренняя цилиндрическая поверхность поршней-вытеснителей 3 выполнена с возможностью соприкосновения с кромками пазов ротора 2, образованными пересечением продольных цилиндрических пазов и цилиндрическим телом ротора 2, в том числе посредством упругих элементов 4. Элементами уплотнения рабочих камер являются рабочие ребра поршней-вытеснителей 3. Система впуска и выпуска рабочего тела выполнена бесклапанной в виде полостей 7 и 8 в теле корпуса-статора 3, соединенных с впускными и выпускными патрубками 5 и 6. Изобретение направлено на повышение технологичности изготовления, повышение ресурса эксплуатации, снижение неравномерности подачи, обеспечение высокого КПД. 1 ил.
Наверх