Способ регенерации отработанных синтетических моторных масел

Настоящее изобретение относится к способу регенерации отработанных синтетических моторных масел путем обработки аминоспиртом в смеси с алифатическим спиртом с последующим перемешиванием полученной смеси при нагревании, удалением осадка, при этом в качестве коагулянтов используют 2 об.% аминоспирта - моноэтанол амина и 2 об.% изопропилового спирта в расчете на исходное сырье, смесь нагревают до 130-150°C и удаляют осадок центрифугированием. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качества и расширение ассортимента регенерации отработанных моторных масел за счет использования коагуляции их загрязнений спиртами. 2 табл.

 

Изобретение относится к регенерации смазочных масел, в частности к стадии очистки моторных масел от продуктов «старения», механических загрязнений и может быть использовано на маслоочистительных установках промышленности и сельского хозяйства.

Известен способ очистки отработанных минеральных масел (ММО) аминоспиртами (триэтаноламинами) с добавлением алифатических спиртов (этанола, пропанола). Обработанное масло подвергают отстаиванию с последующим отделением очищенного масла и его дальнейшей доочисткой (Патент РФ 2004584, МПК C10M 175/02, 1993 года). Указанный процесс трудоемок, не подвергаются очистки отработанные синтетические моторные масла.

Наиболее близким из известных способов очистки отработанных моторных масел является способ, описанный в патенте РФ №2076898, МПК C10M 175/02, 2004 года. В способе регенерация отработанного смазочного масла осуществляется путем обработки аминоспиртом (триэтаноламином) 0,1-2,0% мас., в расчете на исходное сырье в смеси с изопропиловым спиртом в объемном соотношении 1,0:0,5 с последующим перемешиванием, нагреванием до 50°C, обработкой электромагнитным полем 0,5-1,5 Тл и последующим отстаиванием более 6 часов. Недостатком данного способа является невозможность очистки отработанных синтетических моторных масел, так как предлагаемые параметры обработки (нагрев до 50°C, обработка электромагнитным полем) не приводят к коагуляции загрязнений синтетических моторных масел, и они отстаиванием не отделяются. Кроме того, данным способом не отделяется вода и легкокипящие углеводородные фракции.

Целью изобретения является повышение качества и расширение ассортимента регенерации отработанных моторных масел за счет использования коагуляции их загрязнений спиртами.

Поставленная цель достигается тем, что в отработанное синтетическое моторное масло добавляют смесь коагулянтов: 2 об.% моноэтаноламина и 2 об.% изопропилового спирта в расчете на исходное сырье. При нагреве свыше 100°C из масла удаляется вода и легкие углеводородные фракции (топливо). При дальнейшем нагревании масла с коагулянтом до 130-150°C в масле образуются скоагулированные частицы загрязнений размером более 5 мкм, которые легко отделяют центрифугированием. В масле остается не более 0,01-0,05% загрязнений, оно становится прозрачным, коричневого цвета.

Механизм коагуляционных процессов в синтетическом ММО может быть следующим. Аминоспирт моноэтаноламин является электролитом (слабым основанием), способным оказывать дестабилизирующее действие на моющее-диспергирующие присадки синтетического моторного масла. Однако его действие, как поверхностно-активного вещества (ПАВ), не столь значительно, диспергирующие свойства присадок ослабляются на 10-20%. В то же время при смеси ионогенного ПАВ моноэтаноламина с неионогенным ПАВ изопропиловым спиртом их совместное коагулирующее действие усиливается так, что активность моющее-диспергирующих присадок в масле ослабляется на 80-90%, частицы загрязнений масла коагулируют почти полностью до размеров более 5 мкм, которые легко отделить центрифугированием до низких значений (0,01-0,05%). Раздельное использование в качестве коагулянтов моноэтаноламина и изопропилового спирта не обеспечивает необходимого коагуляционного эффекта для укрупнения загрязнений масла.

Для оценки коагулирующего эффекта использовались отработанные синтетические моторные масла как конкретного производителя: AMBRA MASTERGOLD HSP (SAE 15W-40) (№1), так и неорганизованные сборы отработанных синтетических моторных масел из различных регионов: России (№2), Казахстана (№3), Израиля (№4). Было установлено, что коагуляционный эффект добавок зависит от температуры смешивания и остаточного содержания моющее-диспергирующих присадок в масле, оцениваемых по щелочному числу масла. Оптимальной температурой для начала коагуляционных эффектов является интервал в 130-150°C, а оптимальными концентрациями добавок моноэтаноламина и изопропилового спирта - 2-4 об.%, см. таблицу 1.

Результаты очистки данных масел после центрифугирования приведены в таблице 2.

После очистки смазывающие свойства масел, оцениваемые по пятну износа, улучшаются на 10-15%.

По основным физико-химическим показателям все очищенные масла можно использовать как альтернативное гидравлическое масло для различных технических средств. Данный способ позволяет очищать и отработанные минеральные моторные масла, также обеспечивая возможность их использования в качестве гидравлических масел. Так отработанное минеральное масло М10ДМ загрязненностью 0,1-0,3%, непрозрачное, цвет 5,5-6,0 ед. ЦНТ после предлагаемой обработки приобретает прозрачный светло-желтый цвет (3,5-4,0 ед. ЦНТ) и полностью очищается от механических примесей (0-0,01%).

Способ осуществляют следующим образом.

Отработанное моторное масло заливают в нагревательную емкость (реактор). В него вносят 2% объемных моноэтаноламина и 2% объемных изопропилового спирта в расчете на исходное сырье. Далее смесь нагревают до 130-150°C, затем масло пропускают через центрифугу для осаждения скоагулировавшихся частиц загрязнений. Для очистки можно использовать малооборотистые центрифуги (до 8000 об/мин). Время центрифугирования 10 минут. Выход очищенного масла более 90%.

Использование предложенного способа очистки отработанного моторного масла обеспечивает по сравнению с известным способом следующие преимущества: реализуется возможность очистки отработанных синтетических моторных масел; из очищаемого масла удаляются испарением легкокипящие углеводородные примеси и вода, исключается длительная стадия отстаивания смеси масла с коагулянтом, снижаются затраты на приобретение аминоспирта: цена моноэтаноламина в два раза меньше триэтаноламина.

Способ регенерации отработанных синтетических моторных масел путем обработки аминоспиртом в смеси с алифатическим спиртом с последующим перемешиванием полученной смеси при нагревании, удалением осадка, отличающийся тем, что в качестве коагулянтов используют 2 об.% аминоспирта - моноэтанол амина и 2 об.% изопропилового спирта в расчете на исходное сырье, смесь нагревают до 130-150°C и удаляют осадок центрифугированием.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к смазке двигателей внутреннего сгорания. Устройство (100, 200) для уменьшения кислотности моторного масла двигателей внутреннего сгорания содержит контейнер (101, 202), через который протекает определенное количество моторного масла, причем контейнер содержит ионообменник (102, 202), представляющий собой одновалентный катионообменник, и контейнер (101, 201), который находится в потоке моторного масла.
Настоящее изобретение относится к способу очистки отработанного синтетического моторного масла путем добавления водного раствора карбамида, взятого в количестве 0,5-1% в расчете на сухое вещество от массы очищаемого масла при этом вводят 2,5-3,0% (мас.) 0,1 н.
Изобретение относится к способу очистки отработанного синтетического моторного масла путем его смешивания с водным раствором щелочи, при этом в смесь добавляют 10 % по массе экстракта продуктов из опилок хвойных деревьев в изопропиловом спирте и 5 % по массе древесных опилок хвойных деревьев, полученную смесь нагревают до выпаривания изопропилового спирта и воды, отстаивают и центрифугируют.

Настоящее изобретение относится к способу очистки отработанного масла, при котором происходит смешение отработанного масла с щелочным реагентом при различных соотношениях и последующее отстаивание очищенного масла, при этом в качестве реагента используют отход производства капролактама - пластификатор адипиновый щелочной (ПАЩ).

Изобретение относится к регенерации отработанных смазочных масел, в частности к стадии очистки моторных масел от продуктов «старения» и механических загрязнений, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности, на маслоочистительных и регенерационных установках в других отраслях производства, в том числе в сельскохозяйственном.
Изобретение относится к области сбережения минерального сырья и направлено на решение двух проблем. .

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано при разработке технологий и устройств для регенерации моторных, турбинных и трансформаторных масел.

Изобретение относится к химической промышленности и может быть использовано для регенерации масла ВТ-301, применяемого в теплонапряженных газотурбинных двигателях.

Изобретение относится к области очистки углеводородных масел, а именно к очистке отработанного моторного масла, и может "быть широко использовано в машиностроительной, автомобильной, химической, нефтеперерабатывающей отраслях промышленности, на железнодорожном транспорте и в агропромышленном комплексе, т.е.

Настоящее изобретение относится к способу очистки отработанного синтетического моторного масла путем его смешивания с раствором щелочи, при этом раствор щелочи содержит едкое кали и калий рапсовое мыло, взятый в количестве 5-10% (по массе), смесь нагревают до 110-120°C, охлаждают и центрифугируют. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качества очистки отработанных моторных масел и снижение затрат на реализацию способа. 2 табл.

Настоящее изобретение относится к способу непрерывной очистки загрязненного моторного смазочного масла от загрязняющих частиц, включающий в себя: подачу загрязненного смазочного масла вместе с жидким разделительным средством из резервуара моторного смазочного масла системы в двухфазный сепаратор, при этом двухфазный сепаратор содержит стопку сепарирующих дисков и шнек, причем упомянутый резервуар моторного смазочного масла системы соединен с двигателем для подачи смазочного масла к упомянутому двигателю; подачу загрязненного смазочного масла и разделительного средства в сепарационную камеру вращательного центробежного ротора в двухфазном сепараторе; отделение загрязняющих частиц вместе с жидким разделительным средством от масла под действием центробежной силы в сепарационной камере; непрерывный вывод фазы загрязняющих частиц и жидкого разделительного средства из сепарационной камеры с помощью шнека двухфазного сепаратора; вывод очищенного масла из сепарационной камеры через центральный выпуск легкой фазы назад в резервуар моторного смазочного масла системы и непрерывное добавление в масло жидкого разделительного средства, непрерывную циркуляцию смазочного масла от резервуара моторного смазочного масла системы к двигателю; непрерывную циркуляцию смазочного масла от резервуара к двухфазному сепаратору. Также настоящее изобретение относится к системе для непрерывного отделения загрязняющих частиц от моторного смазочного масла. Техническим результатом настоящего изобретения является улучшенное разделение двух жидких фаз различной плотности в центробежном сепараторе. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к технологии изготовления смесевых взрывчатых веществ, содержащих селитру в качестве окислителя, с использованием отработанных жидких нефтепродуктов. Способ обработки отработанных жидких нефтепродуктов включает их механическую очистку с удалением воды и механических примесей и последующую их химическую очистку от примесей, химически активных по отношению к упомянутому окислителю, путем пропускания потока отработанных жидких нефтепродуктов через фильтр с наполнителем в виде гранулированной аммиачной селитры. Обеспечивается безопасная, простая, удобная и эффективная очистка отработанных жидких нефтепродуктов от механических примесей, а также примесей, химически активных по отношению к используемым в составе смесевых взрывчатых веществ окислителям. 1 з.п. ф -лы.

Изобретение относится к тепловой и атомной энергетике, нефтегазодобывающей промышленности, более конкретно, к регенерации жидкостей на основе сложных эфиров фосфорной кислоты, а именно к регенерации отработанных синтетических масел. Описан способ регенерации жидкостей на основе сложных эфиров фосфорной кислоты, в том числе, масло огнестойкое синтетическое турбинное, путем обработки жидкостей адсорбирующим материалом, в качестве адсорбирующего материала используют иониты, затем осуществляют термовакуумную сушку и механическую фильтрацию, в качестве ионитов используют отработанные ионообменные смолы водоподготовки, а именно, сильноосновный анионит типа АВ-17-8 или сильнокислотный катионит типа КУ-2-8. Технический результат заключается в улучшении качества отработанного масла и высокого выхода очищенного масла. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к способу получения цилиндрового масла, согласно которому смешивают использованное масло со свежим цилиндровым маслом, причем использованное масло имеет более низкое значение общего щелочного числа (TBN), чем свежее цилиндровое масло. Рассмотрен способ эксплуатации двигателя внутреннего сгорания, согласно которому подготавливают цилиндровое масло в соответствии с любым способом приготовления цилиндрового масла, описанным в данном документе, и применяют цилиндровое масло в двигателе внутреннего сгорания. Предложено устройство для приготовления цилиндрового масла, содержащее смешивающее средство для смешивания использованного масла и свежего цилиндрового масла, характеризующееся тем, что смешивающее средство сообщается по текучей среде по меньшей мере с одним отсеком двигателя внутреннего сгорания, содержащим использованное масло, или по меньшей мере с одним отсеком для хранения, содержащим использованное масло, по меньшей мере с одним отсеком для хранения свежего цилиндрового масла и по меньшей мере с одним цилиндром двигателя внутреннего сгорания. Способы, устройства и применения согласно настоящему изобретению предназначены для использования совместно с двухтактными крейцкопфными двигателями, установленными на корабле. Изобретение обеспечивает снижение количества смазочных материалов, улучшает регулирование кинематической вязкости при приготовлении цилиндрового масла из использованных масел, а также снижение износа и коррозии. 5 н. и 10 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 ил.
Наверх