Способ испытаний на герметичность гидравлической системы терморегулирования космического аппарата, снабженной гидропневматическим компенсатором с ограничительной решеткой жидкостной полости

Изобретение относится к космической технике, а именно к способам испытаний на герметичность гидравлических систем терморегулирования (СТР) космических аппаратов, снабженных гидропневматическими компенсаторами, при их наземной подготовке. Заявленный способ испытаний на герметичность гидравлической системы терморегулирования космического аппарата, снабженной гидропневматическим компенсатором с ограничительной решеткой жидкостной полости компенсатора состоит в том, что сначала вакуумируют жидкостную магистраль и жидкостную полость компенсатора гидравлической системы терморегулирования, а затем - газовую магистраль и газовую полость компенсатора, при этом герметичность газовой магистрали с газовой полостью компенсатора и жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования определяют по величине газовых потоков, поступающих из газовой магистрали с газовой полостью компенсатора и жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования при их вакуумировании, при этом перед вакуумированием жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования и газовой магистрали с газовой полостью компенсатора выравнивают давления в жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора и в газовой магистрали с газовой полостью компенсатора с атмосферным давлением, вакуумирование осуществляют в два этапа, причем вначале вакуумируют форвакуумным насосом жидкостную магистраль с жидкостной полостью компенсатора и газовую магистраль с газовой полостью компенсатора до установившихся значений равновесного давления, достигаемых с помощью форвакуумного насоса, после чего продолжают их вакуумирование высоковакуумным насосом до установившихся значений равновесного давления, достигаемых с помощью высоковакуумного насоса, а герметичность жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования и газовой магистрали с газовой полостью компенсатора определяют при их вакуумировании высоковакуумным насосом. Технический результат заключается в повышении качества испытаний за счет увеличения точности испытаний на герметичность изделий, за счет увеличения точности испытаний на герметичность изделий, повышения надежности и долговечности изделий при эксплуатации. 3 ил.

 

Изобретение относится к космической технике, а именно к способам испытаний на герметичность гидравлических систем терморегулирования (СТР) космических аппаратов, снабженных гидропневматическими компенсаторами, при их наземной подготовке.

В течение последних десятилетий в отечественной космической практике созданы и успешно эксплуатируются гидравлические системы терморегулирования. Основу таких систем составляет замкнутая гидромагистраль, заполненная теплоносителем и снабженная гидропневматическим компенсатором для компенсации температурного изменения объема теплоносителя. Компенсатор представляет собой сферическую емкость, герметично разделенную подвижным разделителем сред на две полости - жидкостную и газовую. Обычно в качестве такого разделителя используют эластичную резиновую мембрану. Жидкостная полость такого компенсатора подключается к гидромагистрали системы, а газовая полость заправляется азотом или воздухом под определенным давлением. Компенсация температурного изменения объема теплоносителя обеспечивается за счет сжатия/расширения газа в газовой полости компенсатора, которое сопровождается соответствующим повышением/понижением давления в газовой полости компенсатора и в гидромагистрали. Для ограничения перемещения эластичной резиновой мембраны по направлению к входному отверстию жидкостной полости компенсатора, а именно для исключения возможности закупоривания входного отверстия жидкостной полости компенсатора эластичной резиновой мембраной, в состав компенсатора включают ограничительную решетку жидкостной полости (патент РФ №2252901, 27.05.2005). Ограничительная решетка жидкостной полости изготавливается из металла и имеет форму полусферы с отверстиями (фиг.1).

В настоящее время такие гидравлические системы терморегулирования, снабженные гидропневматическим компенсатором, используются на транспортных пилотируемых и грузовых кораблях "Союз-ТМА" и "Прогресс-М" (например, "Космические аппараты". Под общей редакцией К.П. Феоктистова. М., Военное издательство, 1983, стр.213-215).

Известен способ испытаний на герметичность гидравлических систем летательных аппаратов ("Пневмогидравлические системы двигательных установок с жидкостными ракетными двигателями". Под редакцией В.Н. Челомея. М., Машиностроение, 1978, стр.217).

Способ предусматривает заполнение газовой полости компенсатора и жидкостных магистралей контрольным газом, например воздухом или азотом, до избыточного испытательного давления и выдержку газовой полости компенсатора и жидкостных магистралей под избыточным давлением. Герметичность газовой полости компенсатора и жидкостных магистралей гидравлической системы терморегулирования определяют по величине спада давления контрольного газа за время выдержки.

К недостаткам способа следует отнести недостаточную чувствительность испытаний, вызванную ограниченной точностью измерения избыточного давления контрольного газа при испытаниях и ограниченными возможностями термостатирования газовой полости компенсатора и жидкостных магистралей при проведении испытаний. Чтобы обеспечить требуемую чувствительность испытаний, приходится увеличивать продолжительность выдержки газовой полости компенсатора и жидкостных магистралей под избыточным давлением до десятков часов, что снижает производительность испытаний.

Известен также способ испытаний на герметичность систем летательных аппаратов, имеющих газовую и гидравлическую магистрали, разделенные гибкой мембраной компенсатора, по патенту РФ №2082135, 20.06.1997, принятый авторами за прототип.

Способ состоит в том, что вакуумируют газовую полость компенсатора и жидкостные магистрали гидравлической системы терморегулирования и определяют герметичность газовой полости компенсатора и жидкостных магистралей гидравлической системы терморегулирования по величине газовых потоков, поступающих из газовой полости компенсатора и жидкостных магистралей гидравлической системы терморегулирования при их вакуумировании.

Недостатком способа является низкая точность испытаний, являющаяся следствием их невысокой достоверности, заключающейся в существовании вероятности пропуска дефекта (течи) в стенке газовой полости компенсатора. Причина такого пропуска дефекта состоит в том, что на результат определения герметичности газовой полости компенсатора может повлиять положение эластичной мембраны компенсатора, а именно ее соприкосновение со стенками газовой полости компенсатора. Если при вакуумировании газовой полости компенсатора и жидкостных магистралей эластичная мембрана компенсатора придет в соприкосновение со стенками газовой полости компенсатора, как показано на фиг.3, то прохождение газа через возможную течь в стенке газовой полости компенсатора, которая могла бы находиться в месте соприкосновения, будет затруднено или полностью исключено, поскольку эластичная мембрана компенсатора будет прилегать к стенке газовой полости компенсатора и частично или полностью перекрывать вход в канал течи в стенке газовой полости компенсатора.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение точности испытаний на герметичность гидравлической системы терморегулирования космического аппарата, снабженной гидропневматическим компенсатором с ограничительной решеткой жидкостной полости.

Техническим результатом изобретения является повышение качества испытаний за счет увеличения точности испытаний на герметичность изделий, повышения надежности и долговечности изделий при эксплуатации.

Технический результат достигается тем, что в способе испытаний на герметичность гидравлической системы терморегулирования космического аппарата, снабженной гидропневматическим компенсатором с ограничительной решеткой жидкостной полости компенсатора, состоящем в том, что сначала вакуумируют жидкостную магистраль и жидкостную полость компенсатора гидравлической системы терморегулирования, а затем - газовую магистраль и газовую полость компенсатора, при этом герметичность газовой магистрали с газовой полостью компенсатора и жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования определяют по величине газовых потоков, поступающих из газовой магистрали с газовой полостью компенсатора и жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования при их вакуумировании, перед вакуумированием жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования и газовой магистрали с газовой полостью компенсатора выравнивают давления в жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора и в газовой магистрали с газовой полостью компенсатора с атмосферным давлением, вакуумирование осуществляют в два этапа, причем вначале вакуумируют форвакуумным насосом жидкостную магистраль с жидкостной полостью компенсатора и газовую магистраль с газовой полостью компенсатора до установившихся значений равновесного давления, достигаемых с помощью форвакуумного насоса, после чего продолжают их вакуумирование высоковакуумным насосом до установившихся значений равновесного давления, достигаемых с помощью высоковакуумного насоса, а герметичность жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования и газовой магистрали с газовой полостью компенсатора определяют при их вакуумировании высоковакуумным насосом.

Сущность изобретения поясняется чертежами (фиг.1-3), на которых представлен гидропневматический компенсатор гидравлической системы терморегулирования космического аппарата, имеющий ограничительную решетку жидкостной полости, при различных положениях эластичной мембраны: в промежуточном положении между своими крайними положениями (фиг.1); в положении размещения на ограничительной решетке жидкостной полости компенсатора (фиг.2); в положении на стенках газовой полости компенсатора (фиг.3).

На фиг.1-3 обозначено: 1 - корпус гидропневматического компенсатора, включающий в себя герметично соединенные между собой полусферу газовой полости и полусферу жидкостной полости; 2 - эластичная резиновая мембрана, разделяющая газовую и жидкостную полости компенсатора и герметично закрепленная по своему периметру в корпусе компенсатора; 3 - ограничительная решетка жидкостной полости; 4 - жидкостная полость; 5 - газовая полость; 6 - жидкостная магистраль СТР, сообщающаяся с жидкостной полостью компенсатора; 7 - газовая магистраль СТР, сообщающаяся с газовой полостью компенсатора.

Предлагаемый способ испытаний на герметичность гидравлической системы терморегулирования космического аппарата, снабженной гидропневматическим компенсатором с ограничительной решеткой жидкостной полости, осуществляется следующим образом.

Перед началом испытаний система терморегулирования находится в законсервированном состоянии, т.е. в жидкостной и газовой полостях 4 и 5 корпуса компенсатора 1, в жидкостной и газовой магистралях 6 и 7 находится газ (азот или воздух) под избыточным давлением около 1 кгс/см2. Положение эластичной резиновой мембраны 2 при консервации системы терморегулирования не регламентируется, т.е. мембрана 2 может находиться как в двух своих крайних положениях, так и в некоторой средней позиции между своими крайними положениями (фиг.1). Чтобы обеспечить возможность дальнейшего вакуумирования жидкостной магистрали 6 с жидкостной полостью 4 компенсатора 1 и газовой магистрали 7 с газовой полостью 5 компенсатора 1, а также чтобы исключить возможность возникновения недопустимого перепада давлений на эластичной резиновой мембране 2 при вакуумировании, выравнивают давления в жидкостной магистрали 6 с жидкостной полостью 4, газовой магистрали 7 с газовой полостью 5 с атмосферным давлением. Это осуществляют, открывая заправочно-дренажные клапана (на фиг.1-3 не показаны), установленные на жидкостной магистрали 6 и газовой магистрали 7, и выпуская через них в атмосферу сжатый газ, использовавшийся для консервации СТР.

Затем начинают вакуумирование жидкостных магистралей 6 с жидкостной полостью 4, газовых магистралей 7 с газовой полостью 5 с помощью вакуумной установки (на фиг.1-3 не показана), подсоединенной к заправочно-дренажным клапанам жидкостной магистрали 6 и газовой магистрали 7 и включающей в себя форвакуумный и высоковакуумный насосы, а также вакуумметры для измерения низкого и высокого вакуума. Вакуумирование осуществляют в два этапа.

Вначале вакуумируют жидкостную магистраль 6 с жидкостной полостью 4 форвакуумным насосом вакуумной установки до установившегося значения равновесного давления, достигаемого с помощью форвакуумного насоса. Под установившимся равновесным давлением может пониматься, например, давление, которое в процессе вакуумирования не меняет свое значение в течение 10-15 мин более чем на 5%. Давление измеряют при помощи низковакуумного, например термопарного, вакуумметра вакуумной установки.

Вакуумирование жидкостной магистрали 6 и жидкостной полости 4 создает перепад давления на их стенках. Если герметичность жидкостной магистрали 6 и жидкостной полости 4 нарушена, то через течь в жидкостную магистраль 6 и жидкостную полость 4 из атмосферы под действием перепада давления будет поступать поток воздуха. Вакуумирование жидкостной магистрали 6 и жидкостной полости 4 форвакуумным, а затем высоковакуумным насосом позволяет как удалить из внутреннего объема жидкостной магистрали 6 и жидкостной полости 4 воздух, первоначально там находившийся, а также постоянно удалять поток воздуха, поступающего через течь, так и удалить газы, адсорбированные на внутренних стенках жидкостной магистрали 6 и жидкостной полости 4. Использование высоковакуумного насоса, помимо форвакуумного, необходимо, поскольку при удалении газов, адсорбированных на внутренних стенках магистралей, при помощи форвакуумного насоса давление в магистралях постоянно понижается и приближается к предельному остаточному давлению форвакуумного насоса, т.е. к такому давлению, при котором быстрота откачки форвакуумного насоса стремится к нулю, или, иными словами, к давлению, при котором форвакуумный насос уже перестает откачивать газ из вакуумируемого объема. Например, для спиральных форвакуумных насосов предельное остаточное давление составляет около 7·10-2 мбар. В то же время высоковакуумный насос действует при предельном остаточном давлении форвакуумного насоса и более низких давлениях и позволяет продолжать откачку газа из вакуумируемого объема. Например, высоковакуумный турбомолекулярный насос обладает практически постоянной скоростью откачки в диапазоне давлений от 10-2 до 10-6 мбар.

В результате описанного удаления адсорбированных газов из жидкостной магистрали 6 и жидкостной полости 4 откачиваемый газовый поток приближается по своему значению к газовому потоку, поступающему во внутренний объем жидкостной магистрали через имеющуюся в магистралях течь. Данная картина вакуумирования справедлива и для вакуумирования газовой магистрали 7 и газовой полости 5, которое описано ниже.

При вакуумировании жидкостной магистрали 6 и жидкостной полости 4 форвакуумным насосом эластичная мембрана 2 под действием атмосферного давления переместится таким образом, что расположится на ограничительной решетке 3 жидкостной полости 4 и не будет при этом соприкасаться со стенкой полусферы газовой полости 5 компенсатора 1 (фиг.2).

Затем завершают первый этап вакуумирования тем, что вакуумируют газовую магистраль 7 и газовую полость 5 компенсатора 1 форвакуумным насосом до установившегося значения равновесного давления. При этом перепад давлений на эластичной мембране 2 становится пренебрежимо малым. Соответственно становится пренебрежимо малым поток газа, проходящий через эластичную мембрану 2 при последующем вакуумировании жидкостной магистрали 6 с жидкостной полостью 4 и газовой магистрали 7 с газовой полостью 5 компенсатора 1. Это позволяет исключить влияние перетекания газа через эластичную мембрану 2 на результаты испытаний герметичности жидкостной магистрали 6 с жидкостной полостью 4 и газовой магистрали 7 с газовой полостью 5.

После этого осуществляют второй этап вакуумирования, при этом вначале вакуумируют жидкостную магистраль 6 с жидкостной полостью 4 высоковакуумным насосом до установившегося значения равновесного давления, достигаемого с помощью высоковакуумного насоса.

После этого определяют герметичность жидкостной магистрали 6 с жидкостной полостью 4 по величине газового потока, поступающего из жидкостной магистрали 6 с жидкостной полостью 4 при вакуумировании их высоковакуумным насосом.

Затем второй этап вакуумирования завершают тем, что вакуумируют газовую магистраль 7 и газовую полость 5 компенсатора 1 высоковакуумным насосом до установившегося значения равновесного давления, достигаемого с помощью высоковакуумного насоса.

После этого определяют герметичность газовой магистрали 7 и газовой полости 5 компенсатора 1 по величине газового потока, поступающего из газовой магистрали 7 и газовой полости 5 при вакуумировании их высоковакуумным насосом.

Изложенный способ испытаний на герметичность гидравлической системы терморегулирования космического аппарата позволяет повысить точность испытаний за счет устранения опасности пропуска течи в стенках газовой полости 5 компенсатора 1. Этот пропуск течи может быть вызван соприкосновением эластичной мембраны 2 со стенками газовой полости 5, как это показано на фиг.3. При изложенном способе испытаний эластичная мембрана 2 располагается на ограничительной решетке 3 жидкостной полости 4.

В предлагаемом способе повышается точность испытаний на герметичность гидравлической системы терморегулирования космического аппарата, снабженной гидропневматическим компенсатором с ограничительной решеткой жидкостной полости.

Использование предлагаемого способа позволяет за счет повышения точности испытаний на герметичность изделий повысить качество испытаний и, как следствие, повысить надежность и долговечность изделий в эксплуатации.

Способ достаточно прост в реализации и не требует дополнительных средств на доработку существующего испытательного оборудования.

Примером реализации предлагаемого способа могут служить проведенные испытания одного из контуров системы терморегулирования российского многоцелевого лабораторного модуля Международной космической станции при его подготовке в РКК «Энергия». Вначале консервационное давление из газовой и жидкостной магистралей контура и полостей компенсатора был сдренажировано до атмосферного. После этого вакуумировали жидкостную магистраль контура с жидкостной полостью компенсатора форвакуумным насосом вакуумной установки - спиральным вакуумным насосом ISP-250B производства компании «Anest Iwata» - до установившегося равновесного давления, которое составило 8·10-3 мм рт.ст. После этого были отвакуумированы газовая магистраль контура и газовая полость компенсатора тем же форвакуумным насосом до установившегося равновесного давления, которое составило 6·10-3 мм рт.ст.

После этого был осуществлен второй этап вакуумирования, при котором вначале отвакуумировали жидкостную магистраль контура с жидкостной полостью компенсатора, оснащенным азотной ловушкой, высоковакуумным насосом - турбомолекулярным насосом ТМН 071 производства компании «Pfeiffer» - до установившегося равновесного давления, которое составило 4,0·10-6 мм рт.ст. Затем отвакуумировали газовую магистраль контура с газовой полостью компенсатора тем же высоковакуумным насосом до установившегося равновесного давления, которое составило в этом случае 1,4·10-6 мм рт.ст.

После этого определили герметичность жидкостной магистрали контура с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования по величине газовых потоков, поступающих из жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования, которая составила 0,085 л·мкм рт.ст./с. В завершение определили таким же образом герметичность газовой магистрали контура с газовой полостью компенсатора, которая составила 0,045 л·мкм рт.ст./с.

Способ испытаний на герметичность гидравлической системы терморегулирования космического аппарата, снабженной гидропневматическим компенсатором с ограничительной решеткой жидкостной полости компенсатора, состоящий в том, что сначала вакуумируют жидкостную магистраль и жидкостную полость компенсатора гидравлической системы терморегулирования, а затем - газовую магистраль и газовую полость компенсатора, при этом герметичность газовой магистрали с газовой полостью компенсатора и жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования определяют по величине газовых потоков, поступающих из газовой магистрали с газовой полостью компенсатора и жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования при их вакуумировании, отличающийся тем, что перед вакуумированием жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования и газовой магистрали с газовой полостью компенсатора выравнивают давления в жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора и в газовой магистрали с газовой полостью компенсатора с атмосферным давлением, вакуумирование осуществляют в два этапа, причем вначале вакуумируют форвакуумным насосом жидкостную магистраль с жидкостной полостью компенсатора и газовую магистраль с газовой полостью компенсатора до установившихся значений равновесного давления, достигаемых с помощью форвакуумного насоса, после чего продолжают их вакуумирование высоковакуумным насосом до установившихся значений равновесного давления, достигаемых с помощью высоковакуумного насоса, а герметичность жидкостной магистрали с жидкостной полостью компенсатора гидравлической системы терморегулирования и газовой магистрали с газовой полостью компенсатора определяют при их вакуумировании высоковакуумным насосом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области контроля герметичности изделий. Способ масс-спектрометрического контроля герметичности моноблочных газовых лазеров включает создание замкнутых объемов с обеих сторон контролируемой оболочки лазера, откачку внутреннего объема вместе с анализатором пробного газа до высокого вакуума, накопление в контролируемой оболочке, соединенной с анализатором, пробного газа путем прекращения откачки пробного газа при откачке остальных газов и регистрацию изменения фоновой величины пика пробного газа за контрольное время Tк, выбираемое при выходе на линейный участок нарастания величины пика пробного газа, которое определяется до тех пор, пока зависимость интенсивности фонового потока пробного газа от времени при соседних измерениях не будет совпадать по крутизне и интенсивности с точностью до 10%, но не менее 3 раз.

Предложена клапанная конструкция для обеспечения нулевой утечки через фланцевую задвижку (MV). Фланцевая задвижка выполнена с возможностью полного перекрытия трубопровода согласно заданным требованиям.

Изобретение относится к области контроля герметичности и может быть использовано для контроля герметичности крупногабаритных объектов. Сущность: устройство контроля герметичности, располагаемое в полости контролируемого объекта (1), содержит два баллона (6, 7), дифманометр (12), соединительные линии (13, 14) и вентили (9-11, 15, 16, 18).

Изобретение относится к лазерной технике. Способ контроля герметичности отсоединенных от вакуумного поста моноблочных газовых лазеров включает использование для оценки герметичности пробного газа, выбор аналитических пар спектральных линий пробного и рабочего газов, для оценки концентрации пробного газа, построение калибровочной зависимости относительной интенсивности выбранной аналитической пары от концентрации пробного газа, регистрацию спектра излучения тлеющего разряда контролируемого лазера, определение по калибровочной зависимости концентрации пробного газа, создание замкнутого объема вокруг контролируемой оболочки лазера, заполнение указанного замкнутого объема пробным газом, накопление в контролируемом лазере пробного газа, регистрацию линий пробного газа в спектре излучения тлеющего разряда после хранения в среде пробного газа, определение по калибровочной зависимости концентрации пробного газа и оценку герметичности изделия по разности измеренных концентраций пробных газов до и после контрольного времени хранения.

Изобретение относится к технике контроля герметичности микроэлектромеханических и микроэлектронных устройств, для функционирования которых требуется герметичный корпус с внутренней полостью.

Изобретение относится к области исследований устройств на герметичность. Сущность: перед испытаниями определяют реакцию течеискателя (3) на фоновое содержание контрольного вещества в испытательной камере (1) с контролируемым изделием (2).

Изобретение относится к области исследований устройств на герметичность и может быть использовано для испытания, например, ракетно-космической техники. Сущность: изделие помещают в испытательную вакуумную камеру.

Изобретение относится к наполнению сосудов высокого давления газами в сжатом состоянии с измерением степени утечки газа. Система контроля герметичности включает пневмоблок, содержащий баллон высокого давления, сообщенный с зарядным краном и с магистралью подачи рабочего газа потребителю, снабженной устройством герметизации, источник гелия избыточного давления и источник рабочего газа высокого давления с магистралями подачи гелия и рабочего газа соответственно, выполненными с возможностью сообщения с зарядным краном пневмоблока, накопительную емкость для течи из пневмоблока, выполненную из тонкостенного эластичного материала с возможностью размещения в ней пневмоблока, снабженную окном для его прохода и устройством герметизации окна, масс-спектрометрический гелиевый течеискатель, снабженный линией отбора пробы со щупом с иглой Льюера и вакуумным насосом, сообщенным с линией отбора пробы через вентиль.

Изобретение относится к наполнению сосудов высокого давления газами в сжатом состоянии с измерением степени утечки газа и может найти применение в различных отраслях народного хозяйства, производящих и эксплуатирующих изделия и объекты с заряженными баллонами высокого давления.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам проверки качества герметизации транспортного средства при подготовке его к преодолению водной преграды по дну.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Испытательный стенд для исследовательских и доводочных работ по оценке влияния внешнего воздействия дождя на виброакустику автомобиля содержит установку имитации дождя, состоящую из четырех регулируемых по высоте телескопических стоек с установленным на них дождевальным устройством, устройство подачи воды с расходомером и запорной арматурой, измерительную и анализирующую виброакустическую аппаратуру, установленную в салоне исследуемого ТС, размещенного под дождевальным устройством. Дождевальное устройство выполнено в виде открытого корпуса с дном, перфорированным сквозными отверстиями. Установка имитации дождя выполнена с возможностью перемещения посредством колес со стопорным механизмом, закрепленных на регулируемых телескопических стойках. Стенки открытого корпуса дождевального устройства образованы скрепленными между собой фигурными планками с угловым и Z-образным профилем. Дно открытого корпуса, перфорированное сквозными отверстиями, выполнено в виде съемной панели. Достигается повышение качества исследовательских и доводочных работ за счет реализации возможности исследования влияния внешнего воздействия дождя на виброакустический комфорт в условиях свободного звукового поля внешней среды. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области исследований на герметичность. Сущность: течеискатель имеет испытательное впускное отверстие (10) для соединения проходящей испытание тестовой камеры. Высоковакуумный насос (12) создает в детекторе (11) тестового газа высокий вакуум. Форвакуумный насос (20) содержит две насосные ступени (22, 23). Для откачки тестовой камеры насосные ступени (22, 23) приводятся в действие параллельно, причем их скорости откачки складываются. После достижения необходимого вакуума насосные ступени (22, 23) приводятся в действие последовательно для создания в детекторе (11) тестового газа необходимого высокого вакуума. Технический результат: создание течеискателя с возможностью упрощенного переключения между режимами откачки и детектирования. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способам контроля герметичности изделий. Сущность: контролируемое и контрольное изделия заполняют пробным веществом до требуемого давления, после чего заключают в идентичные замкнутые оболочки и выдерживают в течение определенного времени. В качестве контрольного изделия используют герметичный макет контролируемого изделия. Пробное вещество является одновременно и рабочей средой изделий, число которых при контроле может превышать более одного. Далее производят одновременное вакуумирование замкнутых оболочек до требуемого давления, при котором поддерживается квазистационарный режим. Прекращают вакуумирование, перекрывая откачку оболочки с контрольным изделием, а затем откачку оболочки с контролируемым изделием. Посредством масс-спектрометра определяют сначала фоновое содержание пробного вещества от контрольного изделия, а затем содержание пробного вещества от контролируемого изделия. На основании произведенных измерений рассчитывают степень негерметичности контролируемого изделия. Технический результат: повышение достоверности контроля герметичности газонаполненных изделий. 2 ил.

Изобретение относится к области оптических методов контроля и касается устройства для проведения течеискания в нескольких точках контроля. Устройство включает в себя несколько измерительных ячеек для оптического обнаружения пробного газа, каждая из которых имеет средство возбуждения для перевода пробного газа в метастабильное состояние, источник излучения и приемник излучения, а также базовый блок, соединенный с измерительными ячейками с помощью оптических волокон. Базовый блок включает в себя перестраиваемый по частоте лазер и фотодетектор. Лазер приводится в действие посредством двухтональной частотной модуляции (ДТЧМ) путем генерации для испускаемого лазерного излучения, боковых полос (ω0-ω1)±1/2Ω и (ω0+ω1)±1/2Ω, где ω0 - центральная частота лазера, ω1 - первая частота модуляции, которая больше или равна 1 ГГц, a Ω - вторая частота модуляции, которая меньше или равна 10 МГц. Технический результат заключается в обеспечении возможности обнаружения утечек в нескольких точках контроля и в повышении чувствительности устройства. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к бортовому оборудованию, преимущественно телекоммуникационных спутников. Способ включает изготовление коллекторов (К) и соединительных трубопроводов (СТ) из трубы специального профиля (с двумя полками). Жидкостные тракты К и СТ промывают органическим теплоносителем, затем сушат при повышенной температуре, испытывают на прочность и автономно проверяют на герметичность. Перед указанной проверкой термоциклируют К и СТ при давлении окружающего воздуха, выдерживая в каждом цикле при максим. и миним. температурах (Т) не менее 60 мин. Максим. Т выбирают не ниже Т перегонки 95% промывочной жидкости из микротечей. Каждый цикл (из трех или более) оканчивают продувкой сжатым воздухом при максим. Т и давлении. Техническим результатом изобретения является повышение надежности определения степени герметичности жидкостного тракта К и СТ и тем самым - качества изготовления жидкостного контура системы терморегулирования. 2 ил.

Изобретение относится к области оптических методов контроля и касается течеискателя. Течеискатель включает в себя ячейку с входом пробного газа, селективно или исключительно проницаемую для пробного газа мембрану и оптический измерительный участок, образованный лазером и фотодетектором. Ячейка содержит возбуждающее устройство, способное переводить пробный газ в энергетически более высокое метастабильное состояние. В качестве возбуждающего устройства применяется источник электронов, использующий электронные удары для перевода пробного газа в метастабильное состояние. Технический результат заключается в упрощении устройства, повышении чувствительности и быстродействия. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к средствам для испытания на герметичность труб и их соединений в трубных решетках теплообменных аппаратов. Сущность: устройство содержит корпус (1), с расположенной внутри вакуумной камерой (11), которая посредством канала соединена с измерительной трубкой, закрепленной одним концом в корпусе (1). На торцевой поверхности корпуса (1) закреплен уплотнительный элемент (2), который обеспечивает герметичное прилегание корпуса (1) к трубной решетке (12) и с одной стороны герметизирует испытываемую трубу, а также место ее соединения с трубной решеткой (12). На наружной поверхности другого конца измерительной трубки закреплена цилиндрическая насадка, с выходным отверстием, обеспечивающим свободное перемещение штока и ограничивающим максимальное перемещение его внутри измерительной трубки. На наружной поверхности штока имеется выемка, в которую установлено уплотнительное кольцо, взаимодействующее с внутренней поверхностью полой измерительной трубки. Этим обеспечивается герметизация внутреннего пространства измерительной трубки от внешней среды. На другом конце штока закреплен рабочий конус, на который надета упругая вставка из эластичного материала с наружной поверхностью в виде усеченного овала, боковая поверхность которой взаимодействует с цилиндрической насадкой. Технический результат: расширение эксплуатационных возможностей. 2 ил.

Изобретение относится к средствам контроля герметичности устройств и может быть использовано для контроля герметичности гидравлических баллонов. Сущность: стенд содержит две емкости (10, 11) с жидкостью, выполненные в виде криостатов. Каждый из криостатов (10, 11) соединен с соответствующим транспортировочным резервуаром (1, 2) жидкого компонента. Над криостатами (10, 11) расположены компенсационные емкости (16, 17), каждая из которых может быть соединена с соответствующим контролируемым изделием (14, 15). При этом одна компенсационная емкость (16) соединена трубопроводами с баллонной батареей (7) напрямую, а другая (17) - через мультипликатор (8). Баллонная батарея (7) соединена трубопроводами с газификационной установкой (3), соединенной с одним из транспортировочных резервуаров (1) жидкого компонента. Технический результат: расширение функциональных возможностей. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способам контроля герметичности изделий, содержащих пробный (рабочий) газ (вещество). Сущность: вакуумируют замкнутую оболочку с размещенным в ней изделием до заданного давления. Производят накопление пробного (рабочего) газа, истекающего из изделия, в объеме замкнутой оболочки. Откачивают объем вакуумной системы с датчиком масс-спектрометра для обнаружения течей во время накопления пробного (рабочего) газа в объеме замкнутой оболочки. Прекращают откачку из объема вакуумной системы с датчиком масс-спектрометра для обнаружения течей пробного (рабочего) газа непосредственно перед перепуском в него накопленной порции. Продолжая откачку всех остальных газов, кроме пробного (рабочего) газа, осуществляют перепуск накопленной порции газа в объем вакуумной системы с датчиком масс-спектрометра. Непрерывно регистрируют сигнал датчика масс-спектрометра, соответствующий концентрации пробного (рабочего) газа. Производят выдержку до установления линейного нарастания сигнала концентрации. Производят аппроксимацию методом наименьших квадратов линейных участков, соответствующих фону и сигналу. Находят разницу между суммарной и фоновой концентрациями пробного (рабочего) газа в момент начала перепуска порции. При этом производят серию измерений интенсивностей пиков аналитического сигнала масс-спектрометра, повторяя все контрольные операции и производя между измерениями откачку объема вакуумной системы с масс-спектрометром до достижения исходных значений фоновых концентраций. Причем масс-спектрометр настроен на заданное массовое число и сигнал от него пропорционален величине потока утечки пробного (рабочего) газа из изделия во времени. Осуществляют аппроксимацию полученных текущих значений потоков утечки с помощью математических методов с последующей экстраполяцией на экспозиционный промежуток, начало которого отнесено на нулевой момент отсчета времени (t=0 - момент наступления герметизации изделия). Определяют значение аппроксимирующей функции потока утечки в этой точке (на этот момент). По полученному значению судят о степени негерметичности изделия. Технический результат: повышение точности результатов испытаний. 5 ил.

Изобретение относится к области испытаний устройств на герметичность и может быть использовано для выявления негерметичности оболочки полого ротора центробежного устройства. Сущность: разгоняют ротор до рабочей частоты вращения. Подают во внутреннюю полость ротора заранее определенную порцию газа. Судят о наличии негерметичности оболочки ротора по факту уменьшения частоты вращения ротора или по превышению заранее определенного эталонного значения параметра, характеризующего нормальные затраты мощности на раскрутку и торможение газа во внутренней полости бездефектного ротора. Технический результат: упрощение выявления негерметичности оболочки полого ротора центробежного устройства. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх