Способ получения авиационного бензина б95/130



Владельцы патента RU 2556692:

Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации (RU)
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (RU)

Изобретение описывает способ получения авиационного бензина Б-95/130 на основе бензина, содержащего компоненты каталитического риформинга, изомеризации, алкилирования с добавлением антиокислительной присадки, тетраэтилсвинца и красителя, при этом в качестве основы используется фракция, выделяемая из целевого автомобильного бензина АИ-92 ректификацией по периодической или непрерывной схеме и выкипающая в интервале 40-145°C. Технический результат заключается в получении авиационного бензина с высокой стабильностью и детонационной стойкостью. 1 з.п. ф-лы, 1 пр., 3 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано при производстве высокооктановых авиационных бензинов.

Для получения авиационных бензинов широко используют такие компоненты, как бензин каталитического риформинга, стабилизированные фракции бензина каталитического крекинга, алкилбензин, изомеризат, изопентан, красители, антиоксиданты и этиловую жидкость.

Так, известна топливная композиция, содержащая: фракции бензина каталитического риформинга, выкипающие в интервалах НК - 85°C, 85-140°C и др., изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, прямогонную бензиновую фракцию, простые эфиры спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4 (Патент РФ 2153523, C10L 1/4, 2000).

Эта топливная композиция содержит водорастворимые спирты и не может быть использована в качестве авиационного бензина, так как не отвечает требованиям по стабильности фазового состава (расслаивается при температуре ~ минус 45°C), октановому числу, фракционному составу и др. характеристикам.

Известна топливная композиция, содержащая бензин каталитического риформинга - фракцию 35-150°C, бензин каталитического риформинга - фракцию 100-190°C, алкилбензин и прямогонную бензиновую фракции, взятые соответственно в соотношении:

Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 35-150°C - 55-80 мас.%,

Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 100-190°C - 5-15 мас.%,

Алкилбензин - 10-20 мас.%.

Прямогонная бензиновая фракция - 5-15 мас.%

(Патент РФ 2009168, C10G 59/00, 1994).

Для получения товарного продукта в состав бензина вводят добавки, такие как: тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка, краситель.

Недостатком этой композиции является многокомпонентность и высокое содержание ароматических углеводородов и как следствие низкая удельная теплота сгорания.

Наиболее близким к предлагаемой композиции является состав авиационного бензина, содержащий, основу представляющую собой смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135°C, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190°C, взятых в соотношении 50-80:20-50, и алкилбензин при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%:

Основа - ≤70

Алкилбензин - ≥30

Топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительную присадку, тетраэтилсвинец, краситель (Патент РФ 2212432, C10L 1/04, 2002).

Недостатком этой композиции является использование нестандартных фракций риформинга и изомеризата (изомеризат на отечественных НПЗ имеет показатель «конец кипения ~75°C, у заявителя 135°C) и дефицитного алкилбензина.

Задачей настоящего изобретения является сокращение используемых компонентов и дефицитных продуктов при производстве авиационного бензина.

Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая основу, представляющую собой фракцию, полученную из промышленного автомобильного бензина АИ-92, выкипающую в интервале 40-145°C, и добавок: антиокислительной присадки, этиловой жидкости, красителя.

Отличие предлагаемого технического решения состоит в упрощении производства авиационного бензина за счет использования не дефицитных автомобильных бензинов АИ-92, производимых на ряде НПЗ топливного профиля (Киришинефтеоргсинтез, Лукойл-Ухта, Салаватнефтеоргсинтез и др.) Эти бензины (выпускаемые по нормам евро 4), базируются на бензинах риформинга, изомеризации и алкилирования и не содержат олефиновых компонентов, так как не включают продуктов каталитического и термического крекинга.

Указанное отличие позволяет получить топливную композицию, обладающую высокой стабильностью и детонационной стойкостью, что позволяет эффективно использовать данную композицию в качестве авиационного бензина.

Приготовление предлагаемой топливной композиции включает следующие стадии: приготовление основы путем отгонки фракции 40-140°C из бензина АИ-92, периодическим или непрерывным способом, с использованием ректификационной колоны эффективностью не менее 3 т.т. Затем в полученную основу, в следующей последовательности, вводят добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, и краситель. Фракции, полученные после отгонки, основы могут быть использованы как компоненты автомобильного бензина АИ-92/95.

Для приготовления образцов авиационного бензина Б-95/130 был использован бензин, производства «КИНЕФ», характеристики которых приведены в таблице 1.

Описанным способом был приготовлен образец основы топливной композиции и образец авиационного бензина Б-95/130, составы которых приведены в таблицах 2 и 3 соответственно. Результаты испытаний полученных образцов бензина соответствуют требованиям, предъявляемым к авиационному бензину Б-95/130.

При выпуске товарного авиационного бензина в составе топливной композиции вводят добавки: этиловая жидкость марки П-2, антиокислительная присадка - 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 с изм. 1,2; краситель органический жирорастворимый желтый-К.

Пример

1400 мл Бензина АИ-92 (свойства в табл. 1), загружают в колбу, снабженную ректификационной колонкой с эффективностью 3 т.т., и последовательно выделяют бензиновые фракции:

1. 31 (Нк) - 40, в количестве 64,0 мл;

2. 40-145, в количестве 1150 мл;

3. 145-198 (К.К), в количестве 186,0 мл.

Фракции №1 и №3 соединяются и испытываются на установке УИТ-85, октановое число по моторному методу равно 84,5, в дальнейшем они могут быть использованы в качестве добавки (до 15% об.) к автомобильным бензинам АИ-92/95.

К 1000 г фракции №2 (свойства фракции 2 приведены в таблице 2), в следующей последовательности о добавлены: антиокислитель - агидол - 0,05 г, этиловая жидкость из расчета содержания ТЭС 1,65 г, краситель жирорастворимый желтый-К - 0,006 г. Свойства полученного бензина (табл. 3) соответствуют требованиям к авиационному бензину Б-95/130.

Таблица 1
Характеристика автомобильного бензина
Характеристики автомобильного бензина Единица измерения Значение по нормативу Значение по факту
1 2 3 4
Массовая доля серы, не более мг/кг 50 12
Объемная доля бензола, не более проценты 1 0,68
Концентрация железа, не более мг/дм3 отсутствие отсутствие
Концентрация марганца, не более мг/дм3 отсутствие отсутствие
Концентрация свинца, не более мг/дм3 отсутствие отсутствие
Массовая доля кислорода, не более проценты 2,7 отсутствие
Объемная доля углеводородов, не более: 35 24,6
ароматических проценты
олефиновых 18 0,12
Октановое число: 92 93,1
по исследовательскому методу, не менее
по моторному методу, не менее 83 84,6
Давление паров, не более: кПа 50-100 (З) 75,2
Объемная доля оксигенатов, не более:
метанола проценты отсутствие отсутствие
этанола 5 отсутствие
изопропанола 10 отсутствие
третбутанола 7 отсутствие
изобутанола 10 отсутствие
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле проценты 15 отсутствие
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 градусов Цельсия) 10 отсутствие
Плотность при 15°C кг/м3 725-780 739
Фракционный состав:
температура начала перегонки, °C, не ниже (з) °C Не норм. 31,0
пределы перегонки, °C, не выше:
10% °С 65 49
50% °C 110 96
90% °C 180 171
конец кипения, °C, не выше °C 215 198
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более мг 5 2
Испытание на медной пластинке Выдерживает Выдерживает
Примечание: требования к характеристикам автомобильного бензина представлены в соответствии с «Техническим регламентом о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».
Таблица 2
Характеристика фракции 40-145°C автомобильного бензина
Характеристики бензина Единица измерения Значение по факту
1 2 4
Массовая доля серы мг/кг 10
Объемная доля бензола проценты 0,72
Концентрация железа мг/дм3 отсутствие
Концентрация марганца мг/дм3 отсутствие
Концентрация свинца мг/дм3 отсутствие
Массовая доля кислорода проценты отсутствие
Объемная доля ароматических углеводородов проценты 24,0
Октановое число:
по исследовательскому методу 91,9
по моторному методу 82,8
Давление паров кПа 45,0
Объемная доля оксигенатов проценты отсутствие
Концентрация фактических смол на 100 см3 бензина мг отсутствие
Плотность при 15°C кг/м3 726
Фракционный состав:
температура начала перегонки °C 40
пределы перегонки °C
10% °C 59
50% °C 88
90% °C 141
конец кипения, °C °C 168
Таблица 3
Характеристика авиационного бензина Б-95/130
Характеристики бензина Значение по нормативу для Б-95/130 Значение по факту
Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более 3,1 1,65
Детонационная стойкость:
октановое число по моторному методу, не менее 95 95,4
сортность на богатой смеси, не менее 130 130
Фракционный состав: потери от разгонки, %, не более 1,5 Менее 1,0
температура начала перегонки, °C, не ниже 40 41
10% перегоняется при температуре, °C, не выше 82 60
50% перегоняется при температуре, °C, не выше 105 89
90% перегоняется при температуре, °C, не выше 170 142
остаток, %, не более 1,5 Менее 1,0
Давление насыщенных паров, кПа, не менее 33,3 -
не более 45,4 45,0
Температура начала кристаллизации, °C, не выше -60 Ниже минус 65
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 35 23,9
Массовая концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более 3 Отсутствие
Массовая доля серы, %, не более 0,05 0,001
Содержание механических примесей и воды Отсутствие Отсутствие
Цвет Зеленый Зеленый
Плотность при 15°C, кг/м3 Определение обязательно 727
Примечание: требования к характеристикам бензина представлены в соответствии с «Техническим регламентом о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и ГОСТ 1012-72 «Бензины авиационные».

1. Способ получения авиационного бензина Б-95/130 на основе бензина, содержащего компоненты каталитического риформинга, изомеризации, алкилирования с добавлением антиокислительной присадки, тетраэтилсвинца и красителя, отличающийся тем, что в качестве основы используется фракция, выделяемая из целевого автомобильного бензина АИ-92 ректификацией по периодической или непрерывной схеме и выкипающая в интервале 40-145°C.

2. Способ получения авиационного бензина Б-95/130 по п. 1, отличающийся тем, что в него вводятся добавки, вводимые в топливо в следующей последовательности: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к топливной композиции авиационного бензина, которая включает алкилат, фракцию изомеризата, толуол, тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, при этом топливная композиция дополнительно включает изопентановую фракцию, алкилат с температурой конца кипения до 195°C, а фракция изомеризата представляет собой фракцию С6+, выделенную на установке изомеризации парафиновых углеводородов, при соотношении компонентов, мас.0%: алкилат с Ткк до 195°C 30-50 фракция С6+ изомеризата 25-45 толуол 10-25 изопентановая фракция до 10 с последующим введением тетраэтилсвинца в количестве 0,30-0,53 мл/дм бензина. Топливная композиция может содержать присадки: антистатическую, антиокислитель, краситель и другие, разрешенные стандартом на авиационный бензин.

Изобретение относится к способу изомеризации потока сырья, содержащего один или более парафинов С4-С6, который включает: A) контактирование потока сырья в реакционной зоне изомеризации с катализатором изомеризации в условиях изомеризации, чтобы получить поток, вытекающий из зоны изомеризации; B) пропускание по меньшей мере части потока, вытекающего из зоны изомеризации, в зону стабилизатора, и извлечение стабилизированного верхнего потока, который содержит один или более С5- углеводородов, нижнего потока, который содержит по меньшей мере 85 мас.% одного или более С6+ углеводородов, и потока сырья отпарной колонны, содержащего по меньшей мере 10 мас.% одного или более С5+ углеводородов; C) пропускание потока сырья отпарной колонны в отпарную зону и разделение потока сырья отпарной колонны на верхний поток отпарной колонны, содержащий по меньшей мере 5 мас.% одного или более С4- углеводородов, и нижний поток отпарной колонны, содержащий по меньшей мере 90 мас.% одного или более С5+ углеводородов; и (D) подачу по меньшей мере части нижнего потока отпарной колонны в зону удаления изопентана, которая содержит колонну удаления изопентана, и подачу нижнего потока из колонны удаления изопентана в реакционную зону изомеризации.

Изобретение относится к способу глубокой переработки нефтезаводского углеводородного газа одного и более нефтеперерабатывающих заводов, включающему многостадийную очистку газов, представляющих собой смеси однотипных нефтезаводских газов с различных технологических установок, и их разделение в массообменных аппаратах в несколько стадий, направленных на получение этилена, водорода, высокооктановых компонентов бензина и сжиженных топливных газов.

Изобретение относится к композиции авиационного бензина, содержащей изомеризат, алкилбензин и тетраэтилсвинец, при этом в качестве изомеризата используют изомеризат легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6, в качестве алкилбензина используют алкилбензин, полученный алкилированием с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Изомеризат легкой фракции бензина 7-30 Тетраэтилсвинец до 0,1 Алкилбензин до 100 Заявленная композиция авиационного бензина соответствует всем требованиям к авиационному бензину по ТР ТС 013/2011 и по ГОСТ 1012-72, а также перспективным мировым аналогам, например «Авгаз 100 LL».
Изобретение относится к композициям авиационного бензина с октановым числом не менее 91 и сортностью по богатой смеси не менее 115 на основе автомобильного бензина, которая содержит смесь изопарафиновых углеводородов С6-C8 15-40% масс., гидрированную фракцию C8 с остаточным содержанием бензола (не более 3% масс.) до 10% масс., тетраэтилсвинец 0,15-0,35% масс.

Изобретение относится к технологии переработки нефтяных газов и может быть использовано в нефте- и газоперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа глубокой переработки нефтезаводских углеводородных газов для одного и более нефтеперерабатывающих заводов, в котором в качестве исходных газов используются смеси однотипных нефтезаводских газов с различных технологических установок, представляющие собой этансодержащую фракцию углеводородов, фракцию углеводородов с повышенным содержанием водорода и рефлюксную фракцию, проходящие дальнейшую обработку на следующих стадиях: компримирование исходных газов, их очистка от сероводорода и диоксида углерода, последующее разделение рефлюксной фракции на газ деэтанизации, легкую этансодержащую фракцию углеводородов, пропан-пропиленовую фракцию, бутан-бутиленовую фракцию и фракцию углеводородов С5 и выше, получение водорода с использованием углеводородной фракции с повышенным содержанием водорода, компримирование, осушка, очистка от примесей О2, As, Hg, NOx и других примесей, являющихся ядами катализаторов и оборудования, этансодержащей фракции и разделение ее на деэтанизированный газ, этановую фракцию и фракцию углеводородов С3 и выше, химическое преобразование этановой фракции с получением продуктов пиролиза в печи пиролиза, разделение продуктов пиролиза с выделением этилена и использование пропан-пропиленовой и бутан-бутиленовой фракции для получения высокооктановых компонентов автомобильного бензина методом алкилирования и/или олигомеризации, продуктов нефтехимического синтеза и получением технической сжиженной пропан-бутановой смеси в качестве топлива для автомобильных двигателей.

Изобретение относится к применению бензиновой композиции для улучшения приемистости четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, работающего на бензиновой композиции.

Изобретение относится к способу получения углеводородных продуктов. .
Изобретение относится к способу селективного получения углеводородов, пригодных для использования в качестве дизельного топлива, заключающийся в декарбонилировании/декарбоксилировании смеси карбоновых кислот С8-С24 (насыщенных и ненасыщенных) в растворителе в атмосфере водорода в присутствии гетерогенного катализатора, представляющего собой палладий на оксиде алюминия при температуре 200-400°С и давлении 0,1-5 МПа.
Изобретение относится к способу получения бензина или его компонентов с октановым числом 92-93 по исследовательскому методу из сырья, содержащего диметиловый эфир, в присутствии катализаторов на основе цеолита типа ZSM-5 с SiO2/Al 2O3=60-83, содержащего не более 23,0% оксида алюминия, не более 0,09% оксида натрия и цинк в пределах 2-5%, при этом процесс ведут при температуре 300-400°С и давлении 2,5-4,5 МПа.

Изобретение относится к топливной композиции авиационного бензина, которая включает алкилат, фракцию изомеризата, толуол, тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, при этом топливная композиция дополнительно включает изопентановую фракцию, алкилат с температурой конца кипения до 195°C, а фракция изомеризата представляет собой фракцию С6+, выделенную на установке изомеризации парафиновых углеводородов, при соотношении компонентов, мас.0%: алкилат с Ткк до 195°C 30-50 фракция С6+ изомеризата 25-45 толуол 10-25 изопентановая фракция до 10 с последующим введением тетраэтилсвинца в количестве 0,30-0,53 мл/дм бензина. Топливная композиция может содержать присадки: антистатическую, антиокислитель, краситель и другие, разрешенные стандартом на авиационный бензин.

Изобретение описывает топливо для котельной, состоящее из углеродсодержащих соединений органического и минерального происхождения, при этом в его состав в качестве углеродсодержащего соединения органического происхождения входит смесь нефтешлама и карбоксилата натрия в соотношении 1:(1-3), а в качестве углеродсодержащего соединения минерального происхождения - угольная пыль, при следующем соотношении компонентов, % масс.: Смесь нефтешлама и карбоксилата натрия 40-50 Угольная пыль остальное Топливо для котельной обладает высокой стабильностью, низкой коррозионной активностью, зольностью и вязкостью, а также высокой теплотворной способностью.

Изобретение относится к установке для получения угольных брикетов из смеси угольных шламов с влажностью до 60 мас.%, включающей бункер с питателем, узел активации угольного шлама, узел смешения угольного шлама с гидрофобизирующей добавкой, узел прессования, при этом узел активации угольного шлама включает устройство для грубого помола угольного шлама без гидрофобизирующей добавки, устройство для тонкого помола угольного шлама и обогреваемую емкость для накопления угольного шлама тонкого помола, узел смешения имеет два смесителя, где первый смеситель выполнен без подогрева угольного шлама с гидрофобизирующей добавкой и второй смеситель с возможностью подогрева смеси, узел прессования содержит винтовой пресс, части которого покрыты абразивостойким композиционным материалом.
Изобретение относится к способам получения углеводородного топлива для ракетной техники и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Разработан способ получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники смешением товарных топлив, вырабатываемых нефтеперерабатывающей промышленностью, а именно смешением топлива Т-6 с топливом для реактивных двигателей марки РТ или ТС-1 с содержанием в смеси топлива РТ или ТС-1 в количестве 25%-45% мас.
Изобретение относится к арктическому дизельному топливу на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, при этом в качестве среднедистиллятных нефтяных фракций топливо содержит смесь среднедистиллятных гидроочищенных фракций, выкипающих в интервалах 170-250 ºС и 180-190ºС, полученных раздельно и взятых при соотношении 49:50 - 50:51 об.%. Арктическое дизельное топливо имеет улучшенные низкотемпературные свойства, обеспечивающие надежную эксплуатацию дизельных двигателей в арктических условиях и районах Крайнего Севера при температурах окружающего воздуха выше минус 65°C.
Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из карбоксилата натрия и углеродсодержащего соединения, где в качестве углеродсодержащего соединения используется угольная пыль, при следующем соотношении компонентов, мас.%: карбоксилат натрия 40-50; угольная пыль - остальное.

Изобретение относится к композиции авиационного неэтилированного бензина, которая содержит бензин каталитического риформинга, алкилбензин, толуол и антидетонационную присадку, при этом композиция дополнительно содержит бензиновую фракцию, выкипающую в пределах 62-85°С, а в качестве антидетонационной присадки - монометиланилин и метилтретбутиловый эфир при следующем соотношении компонентов, % масс.: алкилбензин 15,0-25,0; толуол 10,0-20,0; бензиновая фракция, выкипающая в пределах 62-85°С, 20,0-35,0; монометиланилин 1,5-3,0; метилтретбутиловый эфир 5,0-10,0; бензин каталитического риформинга остальное.
Изобретение относится к биотопливной композиции, основанной на нефтяном продукте, содержащей биодобавку на основе ацеталей и растительных масел, при этом композиция представляет собой смесь нефтяного дизельного топлива 98-60 об.% с биодобавкой 2-40 об.%, где в качестве биодобавки используют диэтилформаль 35-40 об.%, остальное глицериды ненасыщенных жирных кислот.

Настоящее изобретение относится к композициям жидкого топлива. Изобретение касается композицию жидкого топлива, содержащей по меньшей мере один компонент топлива и от 0,1%(об.) до 99,5% (об.) фракции перегонки компонента, содержащего, по меньшей мере, одно С4+ соединение, произведенное из растворимого в воде оксигенированного углеводорода.
Изобретение относится к топливной композиции для котельной, состоящей из нефтешлама и углеродсодержащего компонента минерального происхождения, при этом в качестве минерального компонента используется угольная пыль, а в качестве нефтешлама - текучий кек, содержащий 40-65 мас.% воды, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Текучий кек 50-70 Угольная пыль До 100 Технический результат заключается в получении топливной композиции для котельной, обладающей высокой стабильностью, низкой коррозионной активностью, низким содержанием серы и низкой себестоимостью.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам получения высокооктанового компонента моторного топлива с использованием процессов изомеризации и риформинга, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности.
Наверх