Устройство и способ получения импульсов передачи данных в бурильной колонне

Изобретение относится к средствам гидроимпульсной скважинной телеметрии. Техническим результатом является повышение надежности и эффективности передачи сигналов по гидравлическому каналу связи. Предложена компоновка для получения импульсов передачи данных в буровом растворе в бурильной колонне, содержащая сдвижной клапан, который включает в себя клапанный элемент, установленный в клапанном канале, гидравлически сообщающемся с каналом прохода потока текучей среды в бурильной колонне, с которой компоновка соединяется. При этом клапанный элемент соединяется с механизмом, создающим возвратно-поступательное перемещение, содержащим балансир, ведомое коленчатое устройство и скользящий элемент, создающий скользящее соединение между коленчатым устройством и балансиром. Кроме того, компоновка содержит скользящий элемент, соединенный поворотным шарниром с коленчатым устройством, скрепляется с балансиром для поворота вокруг оси клапана и является радиально скользящим относительно балансира, так что приведение во вращение коленчатого устройства обуславливает поворотное возвратно-поступательное перемещение балансира и, следовательно, клапанного элемента вокруг оси клапана для получения импульсов передачи данных в буровом растворе. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 16 ил.

 

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

[1] Настоящая заявка относится, в общем, к способам и устройству для гидроимпульсной скважинной телеметрии; и конкретнее, относится к компоновке телеметрии, содержащей сдвижной клапан с возвратно-поступательным движением для получения импульсов передачи данных в буровом растворе; и также относится к механизму содействия возвратно-поступательное движению сдвижного клапана.

ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[2] Системы гидроимпульсной скважинной телеметрии, обычно именуемые системами с гидроимпульсным каналом связи, служат для передачи информации с забойной зоны ствола скважины на поверхность во время операций бурения. Для настоящего описания все текучие среды, которые можно использовать в скважине во время выполнения операции бурения именуются "буровым раствором". Фактически, данные любого вида, которые можно собирать в скважине, можно передавать на поверхность с использованием систем гидроимпульсной скважинной телеметрии, в том числе информацию по операциям или условиям бурения, а также данные каротажа, относящиеся к пластам, окружающим скважину. Информация по операциям или условиям бурения может включать в себя, например, давление, температуру, направление и/или отклонение ствола скважины и условия работы бурового долота; и данные пласта могут включать в себя, в качестве неполного перечня примеров, плотность по акустическому каротажу, пористость, градиенты индукции и давления пласта. Передача данной информации является важной для управления и мониторинга операций бурения, а также для технической диагностики.

[3] Импульсы передачи данных можно получать с помощью клапанного устройства попеременно блокирующего и открывающего трубопровод прохода потока бурового раствора, образуемый бурильной колонной. Механизмы, применяемые для приведения в действие таких клапанных устройств подвергаются значительному износу, при этом скорость получения импульсов передачи данных, и таким образом, ширина полосы пропускания, может ограничивать возможностью приложения силы исполнительным механизмом, приводящим в действие клапанное устройство.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

[4] Некоторые варианты осуществления показаны в качестве примера и не являются ограничительными, на прилагаемых чертежах показано следующее.

[5] На Фиг. 1 схематично показана буровая установка, которая включает в себя бурильную колонну, имеющую в составе компоновку телеметрии для получения импульсов передачи данных в буровом растворе, согласно примеру варианта осуществления.

[6] На Фиг. 2А-2В показано продольное сечение части компоновки телеметрии в виде участка компоновки низа бурильной колонны, показанной на Фиг. 1, причем компоновка телеметрии включает в себя являющийся примером сдвижной клапан и механизм возвратно-поступательного перемещения для приведения в действие с угловым возвратно-поступательным перемещением сдвижного клапана.

[7] На Фиг. 3А-3В показан изолированный конец являющегося примером сдвижного клапана, который может образовывать часть компоновки телеметрии, такую как показанная на Фиг. 2, причем сдвижной клапан показан в открытом положении на Фиг. 3А и в закрытом положении на Фиг. 3В.

[8] На Фиг. 4A-4D показано изолированное сечение части механизма возвратно-поступательного перемещения для выполнения части компоновки телеметрии, такой как показанная на Фиг. 2, показаны последовательные положения механизма возвратно-поступательного перемещения во время одного цикла возвратно-поступательного движения.

[9] На Фиг. 5 показаны изолированные концы являющихся дополнительными примерами сдвижных клапанов, которые могут образовывать часть компоновки телеметрии, показано перемещение клапана из первого закрытого положения во второе закрытое положение во время одного хода возвратно-поступательного перемещения.

[10] На Фиг. 6 показан изолированный трехмерный вид еще одного дополнительного примера сдвижного клапана, который может образовывать часть компоновки телеметрии, причем сдвижной клапан содержит являющееся примером вспомогательное устройство передачи крутящего момента.

[11] На Фиг. 7А-7С показан изолированный трехмерный вид клапана и механизма возвратно-поступательного перемещения, которые могут образовывать часть компоновки телеметрии, такой как показанная на Фиг. 2А-2В.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[12] Следующее подробное описание с прилагаемыми чертежами, показывающими различные конструкции примеров, представляет способы практической реализации настоящего изобретения. При рассмотрении в различных примерах решения задачи изобретения по меньшей мере частично выполняются ссылки на данные чертежи, и в описании варианты осуществления показаны достаточно подробно для реализации изобретения специалистом в данной области техники. Много других вариантов осуществления можно использовать для практической реализации настоящего изобретения, отличающихся от иллюстративных примеров, рассмотренных в данном документе, и конструктивные и эксплуатационные изменения и дополнения вариантов, рассмотренных в данном документе, можно выполнять без отхода от объема настоящего изобретения.

[13] В данном описании указания на "один вариант осуществления" или "вариант осуществления" или на "один пример" или "пример" не относятся к одному варианту осуществления или примеру; вместе с тем, такие варианты осуществления не являются взаимоисключающими, если иное специально не указано или не является очевидным для специалиста в данной области техники, применяющего данное изобретение. Таким образом, различные комбинации и/или объединения вариантов осуществления и примеров, описанные в данном документе, а также дополнительные варианты осуществления и примеры, определенные объемом формулы изобретения, а также все действительные эквиваленты формулы изобретения можно включать в состав изобретения.

[14] На Фиг. 1 схематично показан пример варианта осуществления системы 102 получения импульсов передачи данных в буровом растворе. Буровая установка 100 включает в себя подземный ствол 104 скважины, в котором расположена бурильная колонна 108. Бурильная колонна 108 содержит секции бурильной трубы, подвешенные на бурильной платформе 112, закрепленной на оборудовании устья скважины. Внутрискважинная компоновка или компоновка низа бурильной колонны (КНБК) на нижнем конце бурильной колонны 108 включает в себя буровое долото 116. Контрольно-измерительный блок 120 включен в состав бурильной колонны 108 и в свою очередь включает в себя приборы для измерения параметров ствола скважины, показателей бурения и т.п. Бурильная колонна 108 включает в себя являющуюся примером варианта осуществления компоновку 124 телеметрии, включенную в состав оборудования бурильной колонны 108 для получения импульсов передачи данных в буровом растворе в бурильной колонне 108. Компоновка 124 телеметрии содержит клапанное устройство с исполнительным механизмом для селективного получения импульсов передачи данных в буровом растворе, как описано более подробно ниже и показано на Фиг. 2-4.

[15] Буровой раствор (например "буровой промывочный раствор" или другие текучие среды, которые могут находиться в скважине), проходит циркуляцию из емкости 132 бурового раствора, например, наземной емкости хранения бурового раствора, соединенной с оборудованием устья скважины, указано в общем позицией 130, с помощью насоса (не показано), продавливающего буровой промывочный раствор в трубу подачи 128 бурового раствора созданную внутри бурильной колонны 108, так, что буровой раствор выходит под высоким давлением через буровое долото 116. После выхода из бурильной колонны 108, буровой раствор занимает кольцевое пространство 134 ствола скважины, образованное между бурильной колонной 108 и стенкой ствола 104 скважины. Буровой раствор затем уносит выбуренную породу с забоя ствола 104 скважины на оборудование устья скважины, где выбуренную породу удаляют и буровой раствор может возвращаться в емкость 132 бурового раствора. Измерительная система 136 поддерживает связь с циркуляционной системой бурового раствора для измерения импульсов передачи данных в буровом растворе, таким образом, принимая данные сигналов, вырабатываемых компоновкой 124 телеметрии.

[16] На Фиг. 2 показан более подробно пример варианта осуществления компоновки 124 телеметрии. Компоновка 124 телеметрии включает в себя удлиненный в общем трубчатый корпус 204 включенный в состав оборудования бурильной колонны 108, так что внутреннее полое пространство 208 корпуса 204 образует участок трубопровода 128 текучей среды, образованного бурильной колонной 108. Корпус 204 соединяется с секциями 212 бурильной колонны 108 на своих противоположных концах. В примере варианта осуществления Фиг. 2А, корпус 204 показан соединенным со смежной трубной секцией 212 резьбовой замковой муфтой 214.

[17] Корпус 204 включает в себя корпус 216 муфты, размещенный коаксиально в корпусе 204 на его верхнем конце, причем корпус 216 муфты образует клапанный канал 220 в трубе 128 текучей среды. Вращающийся клапан или сдвижной клапан 224 устанавливается в клапанном канале 220 для попеременного деблокирования или блокирования клапанного канала 220, для получения при этом импульсов передачи данных в буровом растворе в трубе 128 текучей среды. При использовании в данном документе, "блокирование" канала или окна не означает обязательного полного блокирования потока через канал или окно, но включает в себя частичное блокирование потока. Труба 128 текучей среды и клапанный канал 220 являются в общем, цилиндрическими, с круглым снаружи сечением. Вместе с тем, труба 128 текучей среды включает в себя секцию 228 раструба постепенно сужающуюся постепенно к клапанному каналу 220 в направлении вниз по потоку (указано стрелкой 232).

[18] Сдвижной клапан 224 содержит статор 236, расположенный в клапанном канале 220 и жестко соединенный с корпусом 204, в данном примере соединенный с корпусом 216 муфты. Сдвижной клапан 224 дополнительно содержит ротор или клапанный элемент 240 установленный смежно со статором 236 для колебательного или возвратно-поступательного движения для попеременного деблокирования и блокирования клапанного канала 220. Конфигурация статора 236 и клапанного элемента 240 примера варианта осуществления Фиг. 2 на Фиг. 3А и 3В показана на аксиальном виде с торца клапана 224 с клапанным элементом 240 в открытом положении и в закрытом положении соответственно, а также на Фиг. 7А и 7В, где показан трехмерный вид клапана 224 в закрытом положении и открытом положении соответственно.

[19] Статор 236 образует проходящие по окружности периметра ряд клапанных отверстий или окон 304, лежащих в плоскости более или менее перпендикулярной продольному направлению бурильной колонны 108. В примере варианта осуществления Фиг. 3А и 3В, каждое из окон 304 имеет приблизительно трапецеидальную форму, представляющую собой сегмент на окружности статора. Каждое окно 304, таким образом проходит от центральной втулки 308 статора, имеет радиально открытый конец и ограничивается противоположными радиально проходящими боковыми кромками. В данном варианте осуществления окна 304 разнесены на равные интервалы, угловой интервал между противоположными боковыми кромками одного из окон 304 равен угловому интервалу между смежными боковыми кромками соседних окон 304. Статор 236 имеет шесть окон 304, образующих соответствующие углы в 30°, и разнесенные друг от друга на равные интервалы в 30°. Окна 304 статора 236 таким образом сменяются по окружности идентичными по форме и размеру перегородками или лепестками 312. Аксиальная торцевая поверхность 316 статора 236 является плоской (как показано) и является перпендикулярной центральной оси статора, которая образует ось 244 клапана (см. также Фиг. 2). Конкретная конфигурация описанного клапана 224, показанного на Фиг. 2-5 и 7 может отличаться в других вариантах осуществления без отхода от объема изобретения. Например, статор 236 может иметь меньше или больше шести окон, и может иметь интервалы больше или меньше интервалов в 30° примера. Противоположные аксиальные торцевые поверхности статора 236 и клапанного элемента 240 могут дополнительно, например, не являться плоскими и могут пересекать ось 244 клапана под углом, не равным 90°.

[20] Клапанный элемент 240 является работающим совместно со статором 236, образующим проходящие по периметру окружности ряд лопаток или лопастей 320, аналогичных по форме, размеру и относительному пространственному расположению окнам 304 статора 236. Клапанный элемент 240 в настоящем примере поэтому имеет шесть лопастей 320, отходящих радиально от центральной втулки 308, причем каждая лопасть 320 имеет постоянную угловую ширину 30°, и лопасти 320 разнесены на равные интервалы 30° друг от друга. Лопасти 320 имеют радиальную длину равную радиальной длине окон 304. Клапанный элемент 240 имеет плоскую аксиальную торцевую поверхность 324 (см. Фиг. 2), аксиально отнесенную на небольшое расстояние от торцевой поверхности 316 статора 236 так, что статор 236 и клапанный элемент 240 расположены торец к торцу с аксиальным рабочим зазором между ними, причем клапанный элемент 240 является коаксиальным со статором 236 и выполнен поворачивающимся или смещающимся на некоторый угол вокруг оси 244 клапана.

[21] Когда клапанный элемент 240 занимает открытое положение (Фиг. 3А, 7В) лопасти 320 не совмещены с соответствующими окнами 304, каждая лопасть 320 совмещена с соответствующей лапой 312 статора так, что окна 304 полностью деблокированны для обеспечения прохода бурового раствора через них. Когда клапанный элемент 240 находится в закрытом положении (Фиг. 3В, 7А), каждая из лопастей 320 совмещена с соответствующим окном 304 для полного, закрытия окон 304 и блокирования прохода бурового раствора через них.

[22] На Фиг. 2 также показано, что компоновка 124 телеметрии дополнительно содержит механизм 248 возвратно-поступательного перемещения (см. также Фиг. 7А-7С), который функционально соединяется с клапанным элементом 240 для сообщения углового возвратно-поступательного перемещения или вращения клапанного элемента 240 вокруг оси 244 клапана. Механизм 248 возвратно-поступательного перемещения создается ниже по потоку от сдвижного клапана 224, и содержит коленчатое устройство 252 для примера в форме кривошипного колеса 256, которое установлено в корпусе 204 для вращения вокруг оси 260 кривошипа, которая параллельна оси 244 клапана и отнесена вбок от нее. Механизм 248 возвратно-поступательного перемещения дополнительно содержит приводное устройство в виде двигателя 264, коаксиально установленного в корпусе 204 (как показано), расположенного ниже по потоку от кривошипного колеса 256. Двигатель 264 может включать в себя турбину (не показано) для получения электроэнергии под действием потока бурового раствора, проходящего через корпус 204.

[23] Двигатель 264 соединяется приводной трансмиссией с кривошипным колесом 256 для передачи вращения и крутящего момента на кривошипное колесо 256. В настоящем примере варианта осуществления двигатель 264 соединяется с кривошипным колесом 256 зубчатой передачей, содержащей ведомую основную шестерню 268 имеющую зубчатое зацепление с кривошипным колесом 256, причем кривошипное колесо 256 является зубчатым колесом, коаксиальным с осью 244 клапана (как показано).

[24] Жесткий скользящий элемент в примере в виде скользящего стержня или штанги 272 соединяется с кривошипным колесом 256 поворотным шарниром с осью 276 вращения, параллельной оси 260 кривошипа и оси 244 клапана, и отнесенной вбок от них. При этом, палец 280 шарнира выступает аксиально из кривошипного колеса 256 на месте, радиально отнесенном от оси 260 кривошипа, так что ось 276 вращения перемещается по орбите вокруг оси 260 кривошипа при вращении кривошипного колеса 256. Палец 280 шарнира размещается во втулке/гнезде в стыкующейся с ним полости скользящей штанги 272 на шарнирном конце штанги 272 то есть радиально дальнем конце скользящей штанги 272 относительно оси 244 клапана. Шарнирное соединение скользящей штанги 272 с кривошипным колесом 256, таким образом обеспечивает поворотное или угловое смещение скользящей штанги 272 относительно оси 260 кривошипа с закреплением радиально дальнего конца скользящей штанги 272 на оси вращения 260 для вращения с пальцем 280 шарнира вокруг оси 260 кривошипа.

[25] Скользящая штанга 272 включает в себя хвостовик 284, размещенный с возможностью скольжения в комплементарном стыкующемся с ним канале или отверстии 288, образованном балансиром в примере в виде элемента 292 в виде карданной вилки. Элемент 292 в виде карданной вилки прикрепляется к приводному валу 296 то есть, соединяется как элемент трансмиссии с клапанным элементом 240, для передачи вращения и/или крутящего момента на клапанный элемент 240. Отверстие 288 проходит радиально через элемент 292 в виде карданной вилки, пересекая ось 244 клапана (см. также Фиг. 4A-4D). Отверстие 288 имеет цилиндрическую форму (как показано), с постоянным сечением, и является комплементарным в сечении с хвостовиком 284, при этом хвостовик 284 установлен с посадкой скольжения в отверстии 288. Хвостовик 284 таким образом скрепляется с элементом 292 в виде карданной вилки для поворотного или углового смещения вокруг оси 244 клапана, с обеспечением радиального скольжения хвостовика 284 в отверстии 288. Поскольку скользящая штанга 272 удерживается захваченной комплементарным стыкующимся с ней отверстием 288 так, что пересекает ось 244 клапана вне зависимости от положения оси 276 вращения, вращение кривошипного колеса 256 от привода дает в результате вращательное или угловое возвратно-поступательное перемещение хвостовика 284 и скользящей штанги 272 вокруг оси 244 клапана, как следствие, обеспечивая угловое возвратно-поступательное перемещение элемента 292 в виде карданной вилки, с которым скользящая штанга 272 скреплена для вращения вокруг оси 244 клапана, описанного более подробно ниже. Угловое возвратно-поступательное перемещение элемента 292 в виде карданной вилки передается на клапанный элемент 240 с помощью приводного вала 296.

[26] Механизм 248 возвратно-поступательного перемещения дополнительно включает в себя крутящий элемент в форме торсионного вала 298, жестко соединенного с элементом 292 в виде карданной вилки (Фиг. 2А) и проходящего коаксиально от своего соединения с элементом 292 в виде карданной вилки к неподвижно закрепленному соединению на своем другом конце (Фиг. 2В). Расположенный выше по потоку конец торсионного вала 298 скреплен для вращения с элементом 292 в виде карданной вилки обеспечивающим его угловое смещение с элементом 292 в виде карданной вилки вокруг оси 244 клапана, тогда как расположенный ниже по потоку конец 286 (Фиг. 2В) торсионного вала 298 закреплен относительно корпуса 204 с исключением вращения вокруг оси 244 клапана. Как показано на Фиг. 2В, торсионный вал 298 проходит коаксиально вдоль трубчатого корпуса или трубы привода и размещается в закрепляющем элементе 290, который установлен в корпусе 204 с исключением вращения.

[27] Закрепляющий элемент 290 фиксирует расположенный ниже по потоку конец 286 торсионного вала 298 в положении, исключающем его вращение. Расположенный ниже по потоку конец компоновки 124 также включает в себя вводы 282 электрического контроллера для приема сигналов управления с контрольно-измерительного блока 120 и для передачи сигналов управления на двигатель 264. В данном примере сигналы управления передаются по электрическим проводам 285, которые проходят вдоль полости внутри трубы 278. В других вариантах осуществления труба 278 может являться кабелированной трубой и передавать электрические сигналы управления. Торсионный вал 298 выполнен из упругого материала, в данном примере из подходящей стали, так что торсионный вал 298 является упругим при работе на кручение, передавая крутящий момент на элемент 292 в виде карданной вилки с сопротивлением угловому смещению расположенной выше по потоку конца торсионного вала 298 из ненагруженного положения. Торсионный вал 298 выполнен так, что его ненагруженное положение расположено посредине между противоположными угловыми крайними точками углового возвратно-поступательного перемещения элемента в виде карданной вилки. Торсионный вал 298 таким образом служит в качестве торсионной пружины, поджимающей элемент 292 в виде карданной вилки (и следовательно клапанный элемент 240, к которому прикреплен) к угловому положению посредине между противоположными угловыми крайними точками углового возвратно-поступательного перемещения под действием привода (соответствует положениям, показанным на Фиг. 4А и 4D соответственно). Схему нагрузки для углового положения торсионного вала можно надлежащим образом разбить на фазы по условиям работы.

[28] Торсионный вал 298 является коаксиальным с осью 244 клапана и проходит по центру через двигатель 264 (Фиг. 2А). При этом двигатель 264 образует удлиненный круглый цилиндрический канал 270 коаксиальный с осью 244 клапана, причем торсионный вал 298 проходит коаксиально через канал с кольцевым рабочим зазором.

[29] Компоновка 124 телеметрии также включает в себя электронную схему 266 управления двигателем, поддерживающую связь с двигателем 264 и с контрольно-измерительным блоком 120 по электрическим проводам 285 (не показано на Фиг. 2А, для ясности), для изменения скорости вращения кривошипного колеса 256 по сигналам управления с контрольно-измерительного блока 120, для передачи данных на оборудование устья скважины с помощью модулирования импульсов передачи данных, получаемых с помощью чередующегося открытия и закрытия сдвижного клапана 224.

[30] При работе кривошипное колесо 256 приводится в действие двигателем 264, обеспечивая перемещение оси 276 вращения и при этом шарнирного конца скользящей штанги 272 по орбите вокруг оси 260 кривошипа. Поскольку скользящая штанга 272 заключена в отверстие 288 элемента 292 в виде карданной вилки так, что продольное направление или продольная ось скользящей штанги 272 всегда пересекает ось 244 клапана, вращение оси 276 вращения вокруг оси 244 клапана обеспечивает возвратно-поступательное угловое или поворотное перемещение скользящей штанги 272 вокруг оси 244 клапана одновременно со скольжением скользящей штанги 272 в продольном направлении в отверстии 288. Один полный оборот кривошипного колеса 256 показан на Фиг. 4A-4D. Поперечный разнос между осью 276 вращения и осью 260 кривошипа, и поперечный разнос между осью 244 клапана и осью 260 кривошипа выбираются такими, что диапазон углового возвратно-поступательного перемещения скользящей штанги 272 и значит клапанного элемента 240, составляет 30° для данного случая. Угловое смещение скользящей штанги 272 вокруг оси 244 клапана для четверти оборота кривошипного колеса 256 (например, разница угловой ориентации скользящей штанги 272 между Фиг. 4А и Фиг. 4В) составляет 15° для данного случая. Диапазон движения механизма 248 возвратно-поступательного перемещения, и число лопастей 320 клапанного элемента 236 могут в других вариантах осуществления отличаться от описанного выше и показанного на Фиг. 2-4 примера вариант осуществления.

[31] Клапанный элемент 240 функционально соединяется с механизмом 248 возвратно-поступательного перемещения, так что сдвижной клапан 224 закрывается, когда скользящая штанга 272 и элемент 2 92 в виде карданной вилки расположены на одной крайней точке своего углового перемещения, и открывается, когда скользящая штанга 272 и клапанный элемент 240 расположены на другой крайней точке своего углового возвратно-поступательного перемещения. Таким образом, например, клапанный элемент 240 может находиться в своем закрытом положении (см. Фиг. 3В) когда элемент 292 в виде карданной вилки имеет максимальное положительное угловое смещение (см. Фиг. 4А, 7А), и может находиться в своем открытом положении (см. Фиг. 3А), когда элемент 292 в виде карданной вилки имеет максимальное отрицательное угловое смещение (см. Фиг. 4В, 7В). Один ход кривошипного колеса 256 таким образом создает перемещение клапанного элемента 240 из полностью открытого положения (Фиг. 3А, 7В) в полностью закрытое положение (Фиг. 3В, 7А) и обратно в полностью открытое положение (Фиг. 3А, 7В). Частота возвратно-поступательного перемещения или колебаний клапанного элемента 240, как описано выше, может являться такой, что каждый ход или цикл может составлять около 10 мс.

[32] В настоящем примере варианта осуществления торсионный вал 298 выполнен так, что находится в ненагруженном состоянии, когда элемент 2 92 в виде карданной вилки находится в середине пути между крайними точками своего углового возвратно-поступательного перемещения (см. Фиг. 4В и 4D). Крутящий момент, передаваемый торсионным стержнем 298 на элемент 2 92 в виде карданной вилки, таким образом достигает максимума в крайних точках возвратно-поступательного углового перемещения элемента в виде карданной вилки. Такая упругая передача крутящего момента торсионным стержнем 298 на элемент 292 в виде карданной вилки и, следовательно, на клапанный элемент 240, сообщает ускорение клапанному элементу 24 0 при выходе из положений с мгновенной нулевой скоростью на противоположных концах его перемещения, т.е. из его полностью открытого положения (Фиг. 3А) и его полностью закрытого положения (Фиг. 3В). В других вариантах осуществления можно использовать отличающиеся расположения нагрузки углового положения для торсионного вала 298.

[33] Компоновка 124 телеметрии может включать в себя муфту сцепления (не показано) между элементом 292 в виде карданной вилки и клапанным элементом 240 для обеспечения автоматического расцепления между элементом 292 в виде карданной вилки и клапанным элементом 240 в случае засорения клапана 224 во время закрытия и автоматического повторного соединения на обратном ходу после засорения. Когда клапанный элемент 240, например, блокируется мешающим закрытию материалом, захваченным между клапанным элементом 240 и статором 236, может возникать ситуация чрезмерного роста крутящего момента, обуславливающего автоматическое отсоединение муфты сцепления для остановки дальнейшего перемещения клапанного элемента 240 в его закрытое положение. При этом элемент 292 в виде карданной вилки продолжает возвратно-поступательное движение, муфта сцепления повторно соединяется при возвратном перемещении, перемещая клапанный элемент 240 обратно в его открытое положение. Работа муфты сцепления таким образом содействует очистке клапанного канала 220.

[34] Компоновка 124 может дополнительно включать в себя систему модификации амплитуды для динамического изменения амплитуды импульсов передачи данных, вырабатываемых клапаном 224. Например, можно создать аксиальное исполнительное устройство для приведения в действие клапанного элемента 240 аксиальным смещением относительно статора 236, таким образом меняя аксиальный зазор между клапанным элементом 240 и статором 236. Аксиальный интервал между статором 236 и клапанным элементом 240 можно дополнительно автоматически регулировать, корректируя амплитуду импульса для изменения параметров бурового раствора, например, расхода, плотности бурового раствора и вязкости, глубины бурения и т.д. Пример аксиального исполнительного устройства показан на Фиг. 2В, как образующий часть компоновки 124 телеметрии, и описан более подробно ниже. В некоторых вариантах осуществления, вместе с тем, аксиальное исполнительное устройство клапана 224 можно исключить, при этом модуляцией импульса сигнала передачи данных управляют исключительно регулируя угловое перемещение клапанного элемента 224.

[35] Аксиальное исполнительное устройство включает в себя ходовой винт 287 коаксиально установленный в защитной трубе 278. Ходовой винт соединяется трансмиссией с регулирующим двигателем, 289, размещенным в защитной трубе 278 выше по потоку от ходового винта 287 относительно направления 232 потока текучей среды. Закрепленный корпус 291 установлен ниже по потоку от защитной трубы 278, и телескопически соединяется с защитной трубой 278. При этом закрепленный корпус 291 имеет трубчатую ниппельную конструкцию 293 на своем расположенном выше по потоку конце, трубчатая ниппельная конструкция размещается с возможностью скольжения в соединении в виде ниппеля/муфта в открытом расположенном ниже по потоку конце защитной трубы 278. Защитная труба 278 (и с ней торсионный вал 298, механизм 248 возвратно-поступательного перемещения, и клапанный элемент 240) является аксиально скользящей относительно закрепленного корпуса 291, причем закрепленный корпус 291 имеет фиксированное аксиальное положение относительно корпуса 204 бурильной колонны 108. Ходовой винт 287 соединяется резьбой с внутренней резьбой в трубчатой ниппельной конструкции 293 для осуществления аксиального смещения защитной трубы 278 и других компонентов, соединенных с ней, относительно закрепленного корпуса 291 в ответ на приведение во вращение ходового винта 287 регулирующим двигателем 289.

[36] Аксиальный интервал 295 между заплечиком закрепленного корпуса 291 и смежным концом защитной трубы 278 образует регулировочный зазор, указывающий максимальное дополнительное аксиальное смещение защитной трубы 278 (и, следовательно, клапанного элемента 240) в направлении (232) вниз по потоку к закрепленному корпусу 291. Закрепленный корпус 291 может дополнительно включать в себя подпружиненный поршень 297 подпитки маслом в комбинации с масляной емкостью 299 внутри закрепленного корпуса 291. Масляная емкость 299 гидравлически сообщается с пространством внутри защитного экрана 278, так что подпружиненный поршень 297 подпитки маслом автоматически компенсирует изменения в объеме объединенных внутренних пространствах защитной трубы 278 и закрепленного корпуса 291 вследствие телескопического смещения данных элементов относительно друг друга.

[37] Защитная труба 278 центрируется центратором 265, содержащим множество спиц 267 (в данном примере три разнесенные на равные интервалы спицы) проходящие от оси центральной муфты 269, в которой защитная труба 278 установлена с возможностью скольжения. Дальние концы спиц 267 закреплены на внутренней поверхности корпуса 204. Смежные спицы 267 образуют аксиально проходящие между ними проемы для сквозного прохода бурового раствора.

[38] При использовании регулирующий двигатель 289 управляется системой управления по электрическим проводам 285 для динамического изменения аксиального положения клапанного элемента 240 относительно статора 236 и для изменения при этом амплитуды импульсов передачи данных, вырабатываемых клапаном 224. Вращение приводом ходового винта 287 создает аксиальное смещение защитной трубы 278, и следовательно клапанного элемента 240, вследствие взаимодействия резьбы ходового винта 287 с винтовой резьбой ниппельной конструкции 293 закрепленного корпуса 291. Преимущество компоновки 12 4 телеметрии состоит в том, что механизм 248 возвратно-поступательного перемещения обеспечивает приложение увеличенного крутящего момента к клапанному элементу 240. Более высокую частоту возвратно-поступательного перемещения и, следовательно, более высокие скорости передачи данных в телеметрии с гидроимпульсным каналом связи можно таким образом получать при использовании механизма 248 возвратно-поступательного перемещения. Скользящий контакт между скользящей штангой 272 и элементом 292 в виде карданной вилки дополнительно повышает долговечность механизма возвратно-поступательного перемещения, особенно в сравнении с механизмом аналогичного назначения, который, например, включает в себя кулачковое устройство, использующее точечный контакт или линейный контакт.

[39] На Фиг. 5А-5С показаны выбранные аспекты другого примера варианта осуществления внутрискважинной компоновки 500 телеметрии, выполненной с возможностью получения двух импульсов передачи данных за цикл или ход. Компоновка 500 в большой степени является аналогичной по конструкции и устройству компоновке 12 4 телеметрии, описанной выше и показанной на Фиг. 2-4, одинаковые компоненты указаны аналогичными позициями, с одной стороны, Фиг. 2-4, и, с другой стороны, Фиг. 5. Компоновка 500 может иметь статор 236 и клапанный элемент 240, которые идентичны описанным выше и показанным на Фиг. 3А-3В. Механизм возвратно-поступательного перемещения (не показан), компоновки 500, вместе с тем, выполнен с возможностью создавать такое вращательное возвратно-поступательное движение, что каждая лопасть 320 клапанного элемента 240 закрывает два окна 304 статора 236 в одном своем цикле вращательного возвратно-поступательного перемещения. В примере варианта осуществления Фиг. 5А-5В клапанный элемент выполнен с возможностью смещения на +30° (Фиг. 5А) и на -30° (Фиг. 5С) около нулевого положения (Фиг. 5В) в котором лопасти 320 деблокируют соответствующие окна 304. Клапанный элемент 240 таким образом имеет диапазон углового смещения, составляющий 60°, перемещаясь в одном цикле из первого закрытого положения (Фиг. 5А) в котором, например, конкретная лопасть 504 совмещается с одним из окон 508, во второе закрытое положение (Фиг. 5С), в котором лопасть 504 совмещается с окном 512 соседним с первым окном 508, и обратно в первое закрытое положение (Фиг. 5А). Данный способ двойного действия можно описать проще с использованием аналогичного углового смещения, но с удвоенным количеством лопастей, указанное является более практичным вследствие ограничений геометрии корпуса механизма. Различные устройства статора и диапазоны углового смещения можно использовать для получения описанного выше двойного действия в котором генерируются два импульса за цикл. Например, механизм 248 возвратно-поступательного перемещения, описанный выше и показанный на Фиг. 2А-В (т.е. имеющий диапазон углового смещения 30°) можно использовать в комбинации с двойным числом разнесенных на равные интервалы лопастей и окон.

[40] Механизм 248 возвратно-поступательного перемещения, описанный выше и показанный на Фиг. 2-4 можно использовать в компоновке 500 телеметрии, измененной для получения увеличенного диапазона вращательного возвратно-поступательного перемещения клапанного элемента 240 с помощью, например, уменьшения поперечного разноса между осью 244 клапана и осью 260 кривошипа, или с помощью увеличения радиального разноса оси 276 вращения относительно оси 260 кривошипа. В некоторых вариантах осуществления отличающийся механизм возвратно-поступательного перемещения, можно использовать для привода, создающего вращательное возвратно-поступательное перемещение клапанного элемента 240, при котором клапанный элемент закрывает два окна 304 за один цикл или ход.

[41] Преимущество устройства, описанного выше и показанного на Фиг. 5А-5С, состоит в том, что более высокую скорость или частоту импульсов передачи данных можно получить с помощью цикла с двумя импульсами.

[42] На Фиг. 6 показан дополнительный пример варианта осуществления клапана 600, который может образовывать часть компоновки телеметрии, аналогичной компоновке 124 телеметрии описанной выше и показанной на Фиг. 2-4. Одинаковыми позициями указаны одинаковые части на Фиг. 2-4 и на Фиг.6. Клапан 600 на Фиг. 6 содержит статор 604 и ротор или клапанный элемент 608, который включает в себя вспомогательное устройство 612 передачи крутящего момента для направления кинетической энергии или давления в буровом растворе на создание крутящего момента на клапанном элементе 608. Вспомогательное устройство 612 передачи крутящего момента включает в себя пару отверстий или пазов 616, 618, которые проходят аксиально через статор 604 для направления бурового раствора на поверхности 620 падения, созданные отверстиями или каналами 624 (только одно из которых видно на Фиг. 6), которые проходят аксиально через клапанный элемент 608.

[43] Клапан 600 выполнен с возможностью получения двойного импульса за ход, аналогично компоновке 500 Фиг. 5. Статор 604 образует две диаметрально противоположных пары окон 628. Каждое из окон 628 в примере варианта осуществления Фиг. 6 имеет угловую ширину 30°, и окна 628 каждой пары разнесены на 30° друг от друга. Клапанный элемент 608 имеет устройство проемов 632 прохода потока, которые являются идентичными по размерам и разносу окнам 628, так что лопатка или лопасть 636 образуется между проемами 632 прохода потока каждой пары окон 628. Сплошные перемычки 640, 644 проходят по окружности между парами окон 628 и проемов 632 прохода потока статора 604 и клапанного элемента 608, соответственно, так что когда одна из лопастей 636 клапанного элемента 608 совмещается с соответствующими окнами 628, поток бурового раствора, проходящий через окна 628 блокируется клапанным элементом 608. Механизм возвратно-поступательного перемещения (не показан) соединенный с клапаном 600, выполнен с возможностью управления вращательным возвратно-поступательным перемещением клапанного элемента вокруг оси 244 клапана с диапазоном 30°, по существу совпадающим с одним ходом клапанного элемента 608, и при использовании перемещает клапанный элемент 608 из первого закрытого положения, в котором каждая из лопастей 636 совмещается с одним из окон 628 соответствующей пары окон 628, во второе закрытое положение, в котором каждая лопасть 63 6 совмещается с другим одним из окон 628 соответствующей пары, и обратно в первое закрытое положение.

[44] Вспомогательное устройство 612 передачи крутящего момента выполнено с возможностью обеспечивать действие крутящего момента, поддерживаемого потоком, на клапанный элемент 608 с опережением полного закрытия окон 628 клапанным элементом 608. Относительные положения по окружности, с одной стороны, радиально проходящих пазов 616, 618 в статоре 604, и, с другой стороны, стыкующихся радиально проходящих каналов 624 в клапанном элементе 608, являются такими, что первый один из каналов 624 совмещается со своим соответствующим пазом 616, когда клапанный элемент 60 8 является смежным со своим первым закрытым положением, а второй один из каналов 624 совмещается с соответствующим пазом 618, когда клапанный элемент 608 является смежным со своим вторым закрытым положением. На Фиг. 6 в качестве примера показано положение, в котором первый канал 624 совмещается с первым пазом 616, а клапанный элемент 608 отстоит на около 5° от своего первого закрытого положения. Когда первый канал 624, таким образом, открывается воздействию потока бурового раствора, второй канал 624 не совмещается со своим соответствующим пазом 618, так что проход бурового раствора во второй канал 624 блокируется перемычкой 640 статора 604. Аналогично, когда второй канал 624 совмещается со своим соответствующим пазом 618, и клапанный элемент 608 отстоит на около 5° от своего второго закрытого положения (т.е. когда клапанный элемент 608 повернут на 50° по часовой стрелке от своего положения, показанного на Фиг.6), первый канал 624 блокируется статором 604. Вновь, относительные положения вспомогательного устройства передачи крутящего момента могут варьироваться для отличающейся геометрии лопастей и углов открытия лопастей.

[45] Разнос по окружности или угловой интервал между каналами 624 может превышать разность между, с одной стороны, угловым интервалом между каналами 624 и, с другой стороны, диапазоном возвратно-поступательного перемещения клапанного элемента 608, для получения совмещения одного из пазов 616, 618 с соответствующим одним из каналов 624 в некоторой степени вне фазы с каждым из закрытых положений. В другом примере варианта осуществления, в котором диапазон углового возвратно-поступательного перемещения составляет 15° и пазы 616, 618 разнесены на 180° друг от друга, разнос между каналами 624 может составлять 160° для получения опережения на 5° приложения поддерживаемого текучей средой крутящего момента перед закрытием. В других вариантах осуществления угловой интервал между пазами 616, 618 может иметь величину меньше величины углового интервала между каналами 624.

[46] Каждый из пазов 616, 618 наклонен относительно оси 244 клапана (см. Фиг. 6), и оба проходят аксиально и по окружности, для обеспечения прохода по окружности компонента потока бурового раствора, проходящего аксиально, при этом для направления бурового раствора на соответствующую поверхность 620 падения в направлении частично по окружности. Каждая поверхность 620 падения может аналогично иметь наклонную ориентацию на виде поверхности падения в продольном сечении относительно соответствующего паза 616, 618. Каждая поверхность 620 падения может таким образом иметь ориентацию с проходящим по окружности компонентом, будучи наклонной относительно оси клапана в направлении противоположном ориентации соответствующего паза 616, 618. Для ясности описания, совмещение паза 616, 618 со своим соответствующим каналом 624 означает, что клапанный элемент 608 находится в положении, где паз 616, 618 и канал 624 гидравлически соединены, например, когда выпускной проем паза 616, 618 на расположенной ниже по потоку аксиальной торцевой поверхности статора 604 совмещается с впускным проемом канала 624 на противоположной расположенной выше по потоку аксиальной торцевой поверхности клапанного элемента 608.

[47] При использовании первый паз 616 совмещается с соответствующим каналом 624, когда клапанный элемент 608 приближается к первому закрытому положению. Совмещение паза 616 и канала 624 дает в результате проход потока бурового раствора под давлением через паз 616 на поверхность 620 падения, который падает на поверхность падения для передачи крутящего момента на клапанный элемент 608 для содействия закрытию клапана с помощью перемещения клапанного элемента 608 в его первое закрытое положение. Противоположная пара паз/отверстие 618, 624 функционирует аналогичным способом для создания поддерживаемого потоком крутящего момента на клапанном элементе 608 незадолго перед закрытием клапанного элемента 608 с помощью перемещения клапанного элемента 608 во второе закрытое положение. Для создания крутящего момента в противоположном направлении для закрытия в первом положении и втором положении, соответственно, два паза 616, 618 могут иметь наклон в одном направлении относительно оси 244 клапана. Две поверхности 620 падения могу аналогично иметь наклон в одном направлении каждая относительно оси 244 клапана, с наклоном противоположным относительно пазов 616, 618.

[48] Преимущество клапана 600, показанного на Фиг. 6 и 7 заключается в том, что в нем используется буровой раствор под давлением для приложения крутящего момента к клапанному элементу, для содействия закрытию клапанного элемента 608. Заявители обнаружили, что приложение максимального крутящего момента на клапанном элементе 608 требуется при закрытии или с приближением к закрытию клапанного элемента 608. Синхронизация приложения крутящего момента, поддерживаемого потоком с помощью вспомогательного устройства 612 передачи крутящего момента потоком, может иметь некоторое рассогласование по фазе с закрытием клапанного элемента 608, при этом предпочтительно уменьшается максимальный крутящий момент, требуемый механизмом 248 создающим возвратно-поступательное движение, обеспечивая более высокую частоту возвратно-поступательного перемещения и/или уменьшая износ компонентов механизма возвратно-поступательного перемещения.

[49] Таким образом, описаны способ и система для выполнения анализа технологического процесса, поддерживаемые системой технологического процесса. Хотя настоящее изобретение описано выше и показано в виде конкретных примеров вариантов осуществления, очевидно, что различные модификации и изменения можно выполнять в данных вариантах осуществления без отхода от сущности и объема способа и/или системы. Соответственно, подробное описание и чертежи следует считать иллюстративными, но не ограничительными.

[50] В изложенном выше подробном описании различные признаки объединены в одном варианте осуществления для краткости раскрытия. Данный способ раскрытия не следует интерпретировать, как указание, что заявленные варианты осуществления требуют больше признаков, чем прямо указано в каждом пункте формулы изобретения. Напротив, как отражено в следующей формуле изобретения, объект изобретения имеет не все признаки одного раскрытого варианта осуществления. Таким образом следующая формула изобретения входит в состав подробного описание, причем каждый пункт формулы сам по себе соответствует отдельному варианту осуществления.

1. Компоновка для получения импульсов передачи данных в буровом растворе в бурильной колонне, содержащая:
корпус с внутренней полостью, соединяющийся с бурильной колонной для установления гидравлической связи клапанного канала, образованного внутренней полостью корпуса, с трубопроводом с буровым раствором, образованным бурильной колонной;
сдвижной клапан, установленный в клапанном канале для получения импульсов передачи данных в буровом растворе с помощью дросселирования клапанного канала, причем сдвижной клапан содержит клапанный элемент, поворачивающийся на нужный угол вокруг оси клапана, совмещенной с продольной осью бурильной колонны, для дросселирования клапанного канала; и
механизм возвратно-поступательного перемещения, функционально соединенный с клапанным элементом для исполнения углового возвратно-поступательного перемещения клапанного элемента вокруг оси клапана, причем механизм возвратно-поступательного перемещения содержит:
балансир, соединяющийся трансмиссией с клапанным элементом, причем балансир установлен по существу коаксиально с осью клапана и поворачивается вокруг оси клапана,
ведомое коленчатое устройство, установленное с возможностью вращения вокруг оси кривошипа, по существу параллельной и отнесенной вбок от оси клапана, и
скользящий элемент, проходящий радиально между коленчатым устройством и балансиром, причем скользящий элемент соединяется, создавая скользящую муфту между коленчатым устройством и балансиром, скользящий элемент соединяется поворотным шарниром с коленчатым устройством, скользящий элемент скрепляется с балансиром для углового смещения вокруг оси клапана, и скользящий элемент соединяется с возможностью радиального скольжения относительно балансира так, что угловое возвратно-поступательное перемещение скользящего элемента вокруг оси клапана вследствие вращения коленчатого устройства дает в результате угловое возвратно-поступательное перемещение балансира и следовательно клапанного элемента.

2. Компоновка по п. 1, в которой балансир образует отверстие, проходящее радиально через него, скользящий элемент содержит комплементарный стыкующийся хвостовик, который размещается для скольжения в радиальном отверстии, причем хвостовик и отверстия имеют комплементарные конфигурации по окружности в сечении.

3. Компоновка по п. 1, в которой коленчатое устройство содержит кривошипное колесо, установленное с возможностью вращения вокруг оси кривошипа, скользящий элемент, соединенный поворотным шарниром с коленчатым валом на оси вращения шарнира, которая параллельна оси кривошипа и радиально отнесена от нее, причем ось вращения шарнира вращается по орбите вокруг оси кривошипа при вращении приводом кривошипного колеса.

4. Компоновка по п. 1, дополнительно содержащая двигатель, функционально соединенный с коленчатым устройством для приведения во вращение коленчатого устройства, причем двигатель установлен внутри корпуса так, что двигатель расположен более или менее по центру в трубе подачи бурового раствора, образованной частично корпусом, если смотреть на корпус в сечении.

5. Компоновка по п. 4, дополнительно содержащая торсионно упругий торсионный элемент, коаксиальный с балансиром и функционально соединенный с балансиром для передачи крутящего момента на него, причем торсионный элемент закреплен для исключения вращения на одном своем конце, дальнем от балансира, для передачи крутящего момента на балансир, реагируя на угловое смещение балансира относительно неподвижно закрепленного конца торсионного элемента.

6. Компоновка по п. 5, в которой торсионный элемент соединяется с концом балансира дальнем от клапанного элемента, причем торсионный элемент проходит через канал, образуемый двигателем.

7. Компоновка по п. 1, в которой клапан содержит статор, образующий расположенный по окружности ряд окон, причем клапанный элемент содержит расположенный по окружности ряд из лопастей, которые работают совместно с окнами, так что угловое смещение клапанного элемента вокруг оси клапана смещает клапанный элемент между открытым положением, в котором соответствующие лопасти деблокируют соответствующие окна, обеспечивая проход потока бурового раствора через них, и закрытым положением, в котором соответствующие лопасти совмещаются с соответствующими окнами, блокируя проход потока бурового раствора через окна.

8. Компоновка по п. 7, в которой лопасти и окна являются по существу идентичными по размеру и форме.

9. Компоновка по п. 7, в которой сдвижной клапан и механизм возвратно-поступательного перемещения расположены так, что конкретная лопасть блокирует два или больше из ряда окон в одном цикле своего углового возвратно-поступательного перемещения.

10. Компоновка по п. 9, в которой угловой разнос лопастей и окон соответственно, и угол возвратно-поступательного перемещения клапанного элемента вокруг оси клапана выбраны так, что конкретная лопасть совмещается с одним из ряда окон в одной крайней точке своего углового возвратно-поступательного перемещения, и совмещается с другим одним из ряда окон в противоположной крайней точке своего углового возвратно-поступательного перемещения.

11. Компоновка по п. 7, дополнительно содержащая устройство преобразования амплитуды для динамического изменения аксиального разноса между статором и клапанным элементом для изменения при этом амплитуды импульсов передачи данных, получаемых в результате возвратно-поступательного движения клапанного элемента.

12. Компоновка по п. 7, дополнительно содержащая вспомогательное устройство передачи крутящего момента на клапанный элемент с использованием воздействия бурового раствора для поджатия клапанного элемента в закрытое положение, причем вспомогательное устройство передачи крутящего момента содержит поверхность падения, образованную клапанным элементом, и отверстие, проходящее аксиально через статор, для направления бурового раствора на поверхность падения, когда поверхность падения совмещается с отверстием в статоре.

13. Компоновка по п. 12, в которой отверстие и поверхность падения установлены так, что угловое смещение клапанного элемента к закрытому положению приводит к совмещению конца отверстия с поверхностью падения до достижения закрытого положения.

14. Клапанный механизм, содержащий:
статор, образующий по меньшей мере одно окно для потока текучей среды, проходящего через него;
клапанный элемент, установленный смежно со статором и соединенный с возможностью поворотного смещения вокруг оси клапана между закрытым положением, в которой клапанный элемент блокирует по меньшей мере одно из окон статора, и открытым положением, в котором клапанный элемент по существу деблокирует по меньшей мере одно окно статора для прохода потока текучей среды;
балансир, соединяющийся трансмиссией с клапанным элементом для передачи крутящего момента и/или поворотного смещения клапанной оси на клапанный элемент, причем балансир, смещающийся с поворотом вокруг оси клапана;
ведомое коленчатое устройство, установленное с возможностью вращения вокруг оси кривошипа, по существу параллельной и отнесенной вбок от оси клапана; и
скользящий элемент, который обеспечивает скользящее соединение коленчатого устройства с балансиром, причем скользящий элемент соединяется с коленчатым устройством для вращения вокруг оси вращения, которая перемещается по орбите вокруг оси кривошипа при вращении коленчатого устройства, скользящий элемент размещается с возможностью скольжения в комплементарной стыкующейся конструкции, образующей часть балансира, так что скользящий элемент пересекает ось клапана, причем скользящий элемент скрепляется с балансиром для поворотного смещения вокруг оси клапана так, что вращение коленчатого устройства обуславливает сообщение возвратно-поступательного поворотного смещения балансиру вокруг оси клапана.

15. Клапанный механизм по п. 14, в котором комплементарная стыкующаяся конструкция балансира содержит удлиненное отверстие, проходящее диаметрально через балансир, причем скользящий элемент содержит комплементарный стыкующийся хвостовик, который размещается с возможностью скольжения в отверстии.

16. Клапанный механизм по п. 14, в котором коленчатое устройство содержит кривошипное колесо, установленное с возможностью вращения вокруг оси кривошипа, причем скользящий элемент соединяется поворотным шарниром с осью вращения, которая радиально отнесена от оси кривошипа.

17. Клапанный механизм по п. 14, в котором статор образует расположенный по окружности ряд окон прохода потока текучей среды, причем клапанный элемент является коаксиальным со статором и содержит расположенный по окружности ряд из лопастей, работающих совместно с окнами, так что поворотное смещение клапанного элемента вокруг оси клапана перемещает клапанный элемент между открытым положением, в котором соответствующие лопасти деблокируют соответствующие окна, обеспечивая проход потока текучей среды через них, и закрытым положением, в котором соответствующие лопасти совмещаются с соответствующими окнами, блокируя проход потока бурового раствора через окна.

18. Клапанный механизм по п. 17, в котором коленчатое устройство и балансир расположены так, что конкретная лопасть блокирует два или больше из ряда окон в одном цикле своего поворотного возвратно-поступательного перемещения.

19. Клапанный механизм по п. 14, дополнительно содержащий вспомогательное устройство передачи крутящего момента, действующий на клапанный элемент от потока текучей среды под давлением, проходящего через статор, и поджимающего клапанный элемент в закрытое положение, причем вспомогательное устройство передачи крутящего момента содержит поверхность падения, образованную клапанным элементом, и отверстие, проходящее аксиально через статор, для направления бурового раствора на поверхность падения, когда поверхность падения совмещается с отверстием в статоре.

20. Способ получения импульсов передачи данных в буровом растворе, проходящем через бурильную колонну, содержащий:
установку сдвижного клапана в клапанном канале, который образует часть трубопровода бурового раствора, создаваемого бурильной колонной, причем сдвижной клапан содержит клапанный элемент, который может смещаться на некоторый угол вокруг оси клапана, совмещенной с продольной осью бурильной колонны, для дросселирования клапанного канала;
установку механизма возвратно-поступательного перемещения в бурильной колонне, при этом механизм возвратно-поступательного перемещения соединяется со сдвижным клапаном, причем механизм возвратно-поступательного перемещения содержит:
балансир, соединяющийся трансмиссией с клапанным элементом для осуществления привода поворотного возвратно-поступательного перемещения клапанного элемента, причем балансир установлен по существу коаксиально с осью клапана и может поворачиваться вокруг оси клапана,
ведомое коленчатое устройство, установленное с возможностью вращения вокруг оси кривошипа, по существу параллельной оси клапана и отнесенной вбок от нее; и
скользящий элемент, обеспечивающий скользящее соединение между коленчатым устройством и балансиром, причем скользящий элемент соединяется с коленчатым устройством для вращения вокруг оси вращения параллельной оси кривошипа, скользящий элемент размещается с возможностью скольжения в комплементарно стыкующейся с ним конструкции, образующей часть балансира, так что скользящий элемент пересекает ось клапана, скользящий элемент скрепляется с балансиром для углового смещения вокруг оси клапана; и
приведение во вращение коленчатого устройства, при котором ось вращения перемещается по орбите вокруг оси кривошипа, при этом приводя во вращение вокруг оси клапана с возвратно-поступательным перемещением балансир, для получения импульсов передачи данных в буровом растворе с помощью дросселирования клапанного канала клапанным элементом.

21. Способ по п. 20, дополнительно содержащий варьирование скорости вращения коленчатого устройства для модулирования частоты импульсов передачи данных.

22. Способ по п. 20, в котором статор образует расположенный по окружности ряд окон прохода потока текучей среды, причем клапанный элемент является коаксиальным со статором и содержит расположенный по окружности ряд лопастей, работающих совместно с окнами, так что поворотное смещение клапанного элемента вокруг оси клапана перемещает клапанный элемент между открытым положением, в котором соответствующие лопасти деблокируют соответствующие окна, обеспечивая проход потока текучей среды через них, и закрытым положением, в котором соответствующие лопасти совмещаются с соответствующими окнами, блокируя проход потока бурового раствора через окна.

23. Способ по п. 22, в котором коленчатое устройство и балансир расположены так, что конкретная лопасть блокирует два или несколько из ряда окон в одном цикле своего поворотного возвратно-поступательного перемещения.

24. Способ по п. 22, дополнительно содержащий передачу от проходящего потока бурового раствора усилия, создающего дополнительный крутящий момент на клапанном элементе для поджатия клапанного элемента в закрытое положение.

25. Способ по п. 24, в котором передача от проходящего потока бурового раствора усилия, создающего дополнительный крутящий момент, содержит совмещение поверхности падения, образованной клапанным элементом с отверстием, проходящим аксиально через статор, для направления бурового раствора, проходящего через отверстие в статоре, на поверхность падения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и предназначено для формирования импульса давления в буровом растворе в бурильной колонне для осуществления измерений в процессе бурения.

Изобретение относится к геофизическим исследованиям в скважинах, а именно к анализу и обработке полученных данных с устройства акустического каротажа. .

Изобретение относится к бурению скважин и может быть использовано при передаче измеренной забойной информации в процессе бурения по гидравлическому каналу связи. .

Изобретение относится к бурению скважин и может быть использовано для передачи информации в процессе бурения. .

Изобретение относится к бурению скважин и может быть использовано при контроле забойных параметров в процессе бурения. .

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для контроля забойных параметров в процессе бурения глубоких и сверхглубоких скважин. .

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для контроля забойных параметров процесса бурения нефтяных и газовых скважин. .

Изобретение относится к скважинным устройствам и может быть использовано в телеметрических системах оперативного контроля забойных параметров при бурении. .

Изобретение относится к горной технике и может быть использовано при проведении поисков разведки угольных месторождений. .

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли. Предложено устройство для создания импульса давления для запуска оборудования, приводимого в действие давлением текучей среды и расположенного в трубе (12) для передачи текучей среды, в котором секция (27) стенки трубы имеет сквозные отверстия и на наружной стороне секции (27) расположена гибкая мембрана (24). Причем указанная гибкая мембрана (24) выполнена с возможностью изоляции текучей среды F1, находящейся в указанной трубе для передачи текучей среды, от текучей среды F2, находящейся в другом канале (30), который проточно сообщается с оборудованием. При этом мембрана (24) вследствие ее эластичности передает изменения давления (импульсы давления) в текучей среде F1, находящейся в трубе (12), к текучей среде F2, находящейся в указанном другом канале (30). Кроме , каждое высверленное отверстие (50), проходящее через стенку (27) секции трубы, ограничивает центральное концентрическое высверленное отверстие (56), каждый конец которого образует конусообразное расширение, направленное соответственно к внутренней стенке (121) и наружной стенке (21) секции (27) трубы. При этом в высверленном отверстии/канале, проходящем через стенку трубы (12/27), расположен разрушающийся диск (62), образующий удаляемую разделительную пластину между двумя областями F1 и F2 текучей среды, которые имеют давление соответственно Р1 и Р2. Техническим результатом является исключение закупоривания шламом и другими твердыми частицами, что обеспечивает увеличение работоспособности устройства. 6 з.п. ф-лы,6 ил.

Изобретение относится к способу контроля усилия, прикладываемого к компоненту в стволе скважины после бурения ствола скважины и к узлу, предназначенному для использования при выполнении операции в скважине после бурения ствола скважины. Техническим результатом является повышение точности измерения нагрузки на долото/крутящего момента. Способ включает введение колонны труб в ствол скважины, при этом указанная колонна труб содержит компонент и трубчатый элемент, соединенный с колонной труб, выполнение операции с колонной труб посредством приложения усилия к компоненту в стволе скважины, измерение деформации, испытываемой колонной труб, с помощью по меньшей мере одного датчика деформации, включенного в трубчатый элемент, и передачу в местоположение на поверхности данных, относящихся к деформации, с применением устройства передачи данных и, таким образом, определение усилия, прикладываемого к компоненту, при этом устройство передачи данных размещено в стенке трубчатого элемента таким образом, что канал через трубчатый элемент остается неограниченным, работу устройства для создания импульсов давления в первом режиме передачи данных, пока не будет достигнуто пороговое значение усилия ниже требуемого прикладываемого усилия, которое должно быть приложено к компоненту, работу устройства для создания импульсов давления во втором режиме передачи данных при достижении порогового значения усилия. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Изобретение относится к средствам ориентации в скважине. В частности, предложено устройство индикации ориентации, включающее корпус, образующий первый канал потока и устанавливаемый внутри скважинной трубы; устройство ориентации, подвижно смонтированное внутри корпуса и образующее второй канал потока в сообщении по текучей среде с первым каналом потока; и груз эксцентрика, установленный внутри устройства ориентации и имеющий центр масс, радиально смещенный от оси вращения устройства ориентации. При этом груз эксцентрика выполнен с возможностью удержания им устройства ориентации указывающим одно направление при вращении корпуса и скважинной трубы, причем во время вращения корпуса первый и второй каналы потока постепенно выравниваются либо теряют выравнивание. Предложенное изобретение обеспечивает удобное и точное выполнение азимутальной ориентации. 3 н. и 18 з.п. ф-лы, 1 табл., 9 ил.

Изобретение относится к средствам передачи информации от забоя скважины на поверхность с использованием импульсной телеметрии. Техническим результатом является обеспечение более высокой производительности передачи данных, увеличение срока эксплуатации элементов телеметрической системы. В частности, предложена импульсная телеметрическая система для передачи цифровых данных от ствола скважины к поверхностному блоку, содержащая: бурильную трубу, расположенную в скважине, содержащую передний по ходу конец и вмещающую по меньшей мере в части буровой раствор; один или более скважинных датчиков; блок обработки, соединенный с одним или более скважинным датчиком; клапан, соединенный по текучей среде с буровым раствором для регулирования давления в бурильной трубе рядом с передним по ходу концом для обуславливания перепадов давления в буровом растворе для передачи данных через буровой раствор. Причем клапан содержит привод типа звуковой катушки для образования перепадов давления в буровом растворе. При этом блок обработки содержит датчик скорости, выполненный с возможностью измерения скорости привода типа звуковой катушки и при этом блок обработки выполнен с возможностью управления положением привода типа звуковой катушки на основе измеренной скорости. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 7 ил.

Предложен способ и устройство для зарядки конденсатора большой емкости, способного сохранять энергию, применяемого, например, для приведения в действие электромагнитов в скважинных инструментах. Электрический генератор, который могут приводить в действие течением бурового раствора, вырабатывает выпрямленное напряжение, пропорциональное частоте его вращения. Выпрямленное напряжение подают на несимметричный преобразователь постоянного напряжения на катушках индуктивности, который, в свою очередь, заряжает конденсатор большой емкости, когда напряжение на конденсаторе большой емкости падает до значения, которое находится между предварительно заданными верхним и нижним значениями. При разряде конденсатора большой емкости, например вследствие приведения в действие электромагнитных клапанов для создания импульсов давления бурового раствора, логическая схема управления также инициирует прекращение зарядки преобразователем конденсатора большой емкости в целях повышения эффективности и производительности схемы. Аккумуляторная батарея также может обеспечивать зарядку конденсатора большой емкости через ограничитель тока, а схема отключения предотвращает зарядку аккумуляторной батареей конденсатора большой емкости, когда генератор заряжает конденсатор большой емкости через преобразователь. 4 н. и 27 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх