Многопозиционный комплекс с автономными радиолокационными терминалами и гидроакустическими зондами для мониторинга надводного, подводного и воздушного пространства акваторий

Изобретение относится к области радиолокации. Техническим результатом является повышение функциональности, автономности, защищенности и надежности работы. Указанный технический результат достигается совокупностью отличительных признаков, а именно снабжением комплекса базовым надводным гидроакустическим терминалом (БНГАТ) с устройством связи (УСБНГАТ) и источником электропитания (ИЭП) и, по меньшей мере, двумя автономными гидроакустическими зондами (АГАЗ) с гидроакустическими антеннами (ГАА), приемопередающими устройствами (ППУАГАЗ) и устройствами связи (УСАГАЗ), снабжением каждого автономного радиолокационного терминала (APT) устройством связи с базовым радиолокационным терминалом (БРТ) и другими APT и приемопередающей аппаратурой государственного опознавания и автоматической идентификации судов (ПЛАТО и АИС), снабжением БРТ устройством освещения текущей обстановки (УОТО) с экраном и базой данных (БД), устройством государственного опознавания (УГО) с шифрующим-дешифрующим блоком (ШДБ) и блоком оценки (БО), устройством автоматической идентификации судов (У АИС) и устройством гидроакустического обнаружения (УГАО) с ШДБ и БО, а также устройством управления и функционального контроля (УУФК) APT, УГО, УАИС, УГАО и АГАЗ. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области радиолокации, а именно к радиолокационным и гидроакустическим системам освещения и контроля надводной, подводной и воздушной обстановки в реальном масштабе времени, и может быть использована для обнаружения, идентификации (классификации), государственного опознавания и сопровождения надводных, подводных и воздушных целей, а также для определения их координат и параметров движения.

Цель изобретения - повышение функциональности, автономности, защищенности и надежности работы.

За прототип выбран радиолокационный комплекс мониторинга воздушного пространства и морских акваторий по Патенту РФ №102267 U1, 2010 г., МПК G01S 13/04, опубл. 20.02.2011 г.

Комплекс-прототип содержит источник электропитания, базовый радиолокационный терминал (устройство управления параметрами и режимами и центр обработки информации), состоящий из устройства связи с потребителями и устройства совместной обработки информации, а также радиолокационные терминалы (РЛС), каждый из которых состоит из радиолокационной антенны и приемопередающего устройства.

Недостатками комплекса-прототипа являются недостаточные функциональность, автономность, защищенность и надежность работы.

Задачами, решаемыми изобретением, являются:

- повышение функциональности путем обеспечения возможности работы (получения и обмена информацией) с другими береговыми, надводными, подводными, воздушными и космическими средствами обнаружения (береговые РЛС, не входящие в станцию, наземные транспортные средства, надводные и подводные корабли, летательные аппараты, в т.ч. БПЛА и космические спутники), а также путем освещения и контроля надводной, подводной и воздушной обстановки в реальном масштабе времени (РМВ) с использованием устройства государственного опознавания (ГО), радиолокационных и приемных устройств системы автоматической идентификации судов (АИС) на различных носителях и гидроакустических устройств (зондов) с отображением ее (обстановки) на электронной карте местности с единой нумерацией по всей зоне наблюдения станции;

- повышение автономности и защищенности путем установки радиолокационных терминалов на мачтовых устройствах вдоль границы береговой зоны мониторинга по обе стороны от базового радиолокационного терминала, выполнения их в антивандальном исполнении, обеспечения автономными источниками электропитания, блоками бесперебойного электропитания и резервными источниками электропитания и снабжения всех составных частей станции устройствами охранной сигнализации и устройствами пожаротушения, а также установки в прибрежной подводной зоне мониторинга герметичных гидроакустических устройств на гибких связях, например тросах или цепях с якорями, и с возможностью подвсплытия на определенное расстояние от дна акватории с автономными источниками питания и устройствами связи;

- повышение надежности путем обеспечения возможности управления и функционального контроля составных частей комплекса, а также путем обеспечения возможности контроля каждым автономным радиолокационным терминалом и автономным гидроакустическим зондом участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными терминалами и зондами.

Сущность изобретения заключается в том, что в заявляемом многопозиционном комплексе (МК) с автономными радиолокационными терминалами (APT) и гидроакустическими зондами (АГАЗ) для мониторинга надводного, подводного и воздушного пространства акваторий, содержащем источник электропитания (ИЭП) береговых составных частей комплекса, базовый радиолокационный терминал (БРТ), состоящий из устройства связи (УСБРТ) и устройства совместной обработки информации (УСОИ), а также, по меньшей мере, два упомянутых APT, каждый из которых состоит из радиолокационной антенны (РЛА) и приемопередающего устройства (ППУАРТ), в состав введен базовый надводный гидроакустический терминал (БНГАТ) с устройством связи (УСБНГАТ) и ИЭП и, по меньшей мере, двумя упомянутыми АГАЗ с гидроакустическими антеннами (ГАА), приемопередающими устройствами (ППУАГАЗ) и устройствами связи (УСАГАЗ), а каждый APT снабжен устройством связи (УСАРТ) и приемопередающей аппаратурой государственного опознавания и автоматической идентификации судов (ППАГО и АИС), а БРТ - устройством освещения текущей обстановки (УОТО) с экраном и базой данных (БД), устройством государственного опознавания (УГО) с шифрующим дешифрующим блоком (ШДБ) и блоком оценки (БО), устройством автоматической идентификации судов (УАИС), устройством гидроакустического обнаружения (УГАО) с шифрующим-дешифрующим блоком (ШДБ) и блоком оценки (БО) и устройством управления и функционального контроля (УУФК) APT, УГО, УАИС, УГАО и АГАЗ, при этом УУФК через УСБРТ передает сигналы управления УСАРТ и ППУАРТ и запускает работу РЛА одного, нескольких или всех APT, РЛА которых излучают и принимают отраженные сигналы от объектов, находящихся в зоне контроля APT, и через ППУАРТ и УСАРТ каждого включенного APT и УСБРТ передают радиолокационную информацию УСОИ БРТ, которое производит ее совместную обработку, одновременно УУФК через УСБНГАТ передает сигналы управления УСАГАЗ и ППУАГАЗ и запускает работу одного, нескольких или всех АГАЗ, ГАА которых принимают в режиме шумопеленгования сигналы от объектов, находящихся в зоне контроля АГАЗ, и через ППУАГАЗ и УСАГАЗ каждого включенного АГАЗ передают гидроакустическую информацию УСБНГАТ и БНГАТ, затем УСБНГАТ передает эту информацию в УСОИ БРТ, которое совместно с радиолокационной информацией от APT производит ее обработку, после чего обработанная информация отображается на экране и архивируется в БД УОТО БРТ, затем УУФК через УСБРТ и УСАРТ передает кодированный сигнал ППАГО и АИС, которая формирует, излучает и принимает сигналы государственного опознавания, идентификации и гидроакустического опознавания без дешифровки и оценки, далее эту информацию УСАРТ через УСБРТ и УСАГАЗ через УСБНГАТ передают в ШДБ и БО УГО, УАИС и ШДБ и БО УГАО, которые производят дешифровку сигналов государственного опознавания, идентификации и гидроакустического опознавания, на основании полученной информации, отображаемой на экране УОТО, формируются данные в БД УОТО для принятия оперативного решения, причем УУФК через УСБРТ, УСАРТ, УСБНГАТ и УСАГАЗ осуществляет постоянный контроль функционирования APT, УГО, УАИС, УГАО и АГАЗ. Кроме того, в вариантах комплекса APT могут быть выполнены антивандальными, установлены на мачтовых устройствах и снабжены автономными ИЭП, например ветряными генераторами или солнечными батареями, блоками бесперебойного электропитания (ББЭП) и резервными ИЭП, например дизельными генераторами, при этом упомянутые автономные ИЭП через ББЭП обеспечивают независимое от ИЭП комплекса функционирование составных частей APT, а резервные источники ИЭП - их питание в случае невозможности функционирования автономных ИЭП, а АГАЗ могут быть выполнены герметичными, установлены на гибких связях, например тросах или цепях с якорями, и с возможностью подвсплытия на определенное расстояние от дна акватории и также снабжены автономными ИЭП, например высокоемкостными аккумуляторами, береговые составные части могут быть снабжены устройствами охранной сигнализации (УОС) и устройствами пожаротушения (УПТ), APT могут быть расположены вдоль границы береговой зоны мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, при этом каждый APT может иметь возможность радиолокационного контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными APT, a АГАЗ могут быть расположены в прибрежной подводной зоне мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, при этом каждый АГАЗ может иметь возможность гидроакустического контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными АГАЗ.

На фиг.1 изображен МК с APT и АГАЗ для мониторинга надводного, подводного и воздушного пространства акваторий, структурная схема, на фиг.2 - то же, функциональная схема.

Комплекс содержит источник электропитания (ИЭП) 1, базовый радиолокационный терминал (БРТ) 2, состоящий из устройства связи (УСБРТ) 3, устройства совместной обработки информации (УСОИ) 4, устройства освещения текущей обстановки (УОТО) 5 с экраном 6 и базой данных (БД) 7, устройства государственного опознавания (УГО) 8 с шифрующим-дешифрующим блоком (ШДБ) 9 и блоком оценки (БО) 10, устройства автоматической идентификации судов (УАИС) 11, устройства гидроакустического обнаружения (УГАО) 12 с ШДБ 13 и БО 14 и устройства управления и функционального контроля (УУФК) 15 APT 16, УГО 8, УАИС 11, УГАО 12 и АГАЗ 20, базовый надводный гидроакустический терминал (БНГАТ) 17 с устройством связи (УСБГАТ) 18 и ИЭП 19 и автономные гидроакустические зонды (АГАЗ) 20, каждый из которых установлен на гибкой связи 21 с якорем 22 и состоит из гидроакустической антенны (ГАА) 23, приемопередающего устройства (ППУАГАЗ) 24, устройства связи (УСАГАЗ) 25 и автономного ИЭП 26, автономные радиолокационные терминалы (APT) 16, каждый из которых установлен на мачтовом устройстве 27 и состоит из радиолокационной антенны (РЛА) 28 и приемопередающего устройства (ППУАРТ) 29, устройства связи (УСАРТ) 30, приемопередающей аппаратуры государственного опознавания (без шифрующего-дешифрующего устройства и блока оценки) и автоматической идентификации судов (ПЛАТО и АИС) 31, а также автономного источника электропитания (ИЭП) 32 с блоком бесперебойного электропитания (ББЭП) 33 и резервным источником питания (ИЭП) 34, кроме того, береговые составные части комплекса снабжены устройствами охранной сигнализации 35 и устройствами пожаротушения 36.

МК с APT и АГАЗ для мониторинга надводного, подводного и воздушного пространства акваторий работает следующим образом.

APT 16 располагают на мачтовых устройствах 27 в правом и левом «плечах» относительно БРТ 2 на расстоянии между собой, равном половине дальности действия средств приема и передачи информации - ППУАРТ 29 и УСАРТ 30, что обеспечивает сохранение работоспособности комплекса при выходе из строя одного из APT 16.

Работа составных частей БРТ 2 - УСБРТ 3, УСОИ 4, УОТО 5, УГО 8, УАИС 11, УГАО 12 и УУФК 15 и составных частей APT 16 - РЛА 28, ППУАРТ 29, УСАРТ 30 и ППАГО и АИС 31, а также устройств охранной сигнализации 35 и пожаротушения 36 обеспечивается соответственно ИЭП 1 и автономными ИЭП 32.

В случае выхода из строя одного или нескольких автономных ИЭП 32 автоматически запускаются резервные ИЭП 34, которые обеспечивают функционирование аппаратуры и сохранение информации до устранения неисправностей, при этом во время запуска электроснабжение автоматически поддерживается блоком бесперебойного электропитания 33.

Посредством УУФК 15 и УСБРТ 3 БРТ 2 передают сигнал (команду) на ближайший APT 16 или транзитом через APT 16 на любой APT 16, расположенный в данном «плече», который принимается ППУАРТ 29 и УСАРТ 30, и происходит включение активных РЛА 28 и ППАГО и АИС 31 одного, нескольких или всех APT 16.

РЛА 28 излучают (сканируют контролируемую зону) и принимают отраженные сигналы от объектов, находящихся в зоне контроля APT 16.

Полученная первичная радиолокационная информация после аналого-цифрового преобразования поступает на ППУАРТ 29 и УСАРТ 30 и передается на УСБРТ 3 (непосредственно или транзитом через APT 16, расположенные в данном «плече»).

АГАЗ 20 располагают в правом и левом «плечах» относительно БНГАТ 17 на расстоянии между собой, равном половине дальности действия средств приема и передачи информации - ППУАГАЗ 24 и УСАГАЗ 25, что обеспечивает сохранение работоспособности комплекса при выходе из строя одного из АГАЗ 20.

Работа БНГАТ 17 и УСБНГАТ 18 и составных частей АГАЗ 20 - ГАА 23, ППУАГАЗ 24 и УСАГАЗ 25 обеспечивается соответственно ИЭП 19 и автономными ИЭП 26.

Посредством УУФК 15 БРТ 2 и УСБНГАТ 18 БНГАТ 17 передают сигнал (команду) на АГАЗ 20, который принимается ППУАГАЗ 24 и УСАГАЗ 25, и происходит включение ГАА 23 одного, нескольких или всех АГАЗ 20, ГАА 23 принимают в режиме шумопеленгования сигналы от объектов, находящихся в зоне контроля АГАЗ 20.

Полученная первичная гидроакустическая информация после аналого-цифрового преобразования через ППУАГАЗ 24 и УСАГАЗ 25 передается на УСБНГАТ 18 и далее на УСБРТ 3.

Информация от каждого включенного APT 16 и (или) АГАЗ 20 (через БНГАТ 17), принятая БРТ 2, проходит совместную вторичную обработку в УСОИ 4 и отображается на экране 6 УОТО 5, а затем полученные данные архивируются в БД 7.

При первичном обнаружении цели с БРТ 2 на APT 16 и (или) АГАЗ 20 (где произошло обнаружение) передается кодированный сигнал для формирования и излучения сигнала ППАГО и АИС 31. Полученный ответ государственного опознавания, принятый на APT 16 и (или) АГАЗ 20 (без дешифровки и оценки), совместно с первичной радиолокационной и гидроакустической информацией передается на БРТ 2 (непосредственно или транзитом через APT 16, расположенные в данном «плече», и (или) через БНГАТ 17), где обрабатывается ШДБ 9 и БО 10 УГО 8 и (или) ДШБ 13 и БО 14 УГАО 12 и производится классификация обнаруженного излучения и определение дистанции до излучающего объекта по данным от каждого включенного APT 16 и (или) АГАЗ 20.

Результаты классификации и местоположения цели, идентифицированные с отметками целей, обнаруженных APT 16 и (или) АГАЗ 20, отображаются на экране 6 У ОТО 5, полученные данные также архивируются в БД 7.

Данные автоматической идентификации судов, в т.ч. от источников, расположенных на других носителях, например космических спутниках (на схеме не обозначены), и данные гидроакустического опознавания, полученные APT 16 и (или) АГАЗ 20, в цифровом виде поступают на ППУАРТ 29 и УСАРТ 30 и (или) ППУАГАЗ 24 и УСАГАЗ 25 и транслируются на УСБРТ 3 (непосредственно или транзитом через APT 16, расположенные в данном «плече» и (или) через БНГАТ 17), где отождествляются с уже обнаруженными целями. Результаты отождествления отображаются на экране 6 УОТО 5 и архивируются в БД 7 для принятия оперативного решения.

Информация о техническом состоянии аппаратуры APT 16, УГО 8, УАИС 11, УГАО 12 и аппаратуры АГАЗ 20 передается на УУФК 15 БРТ 2 (непосредственно или транзитом через APT 16, расположенные в данном «плече» и (или) БНГАТ 17) с заданным временным интервалом, где и осуществляется функциональный контроль за упомянутыми аппаратурой и устройствами.

При необходимости, по сигналу (команде) с БРТ 2 отключается аппаратура APT 16 и (или) АГАЗ 20 (через БНГАТ 17), в дежурном режиме работы остаются только устройства охранной сигнализации 35 и устройства пожаротушения 36.

Автономные источники электропитания 32 и 26 и средства приема и передачи информации - ППУАРТ 29, УСАРТ 30, ППУАГАЗ 24 и УСАГАЗ 25 работают в режиме ожидания до получения сигнала на включение.

В случае возгорания или попытки несанкционированного проникновения на APT 16 информация об этом передается по линии передачи данных на БРТ 2 (непосредственно или транзитом через APT 16, расположенные в данном «плече») без очереди, по получении такой информации принимают соответствующие оперативные действия.

Описанный МК позволяет обнаруживать, идентифицировать (классифицировать), производить государственное опознавание и сопровождение надводных, подводных и воздушных целей, а также определять их координаты и параметры движения.

МК с APT и АГАЗ для мониторинга надводного, подводного и воздушного пространства акваторий представляет собой совокупность технических и программных средств, которые могут быть использованы на объектах береговых систем наблюдения (БСН) Военно-морского флота (ВМФ) России, радиотехнических постов наблюдения (РТПН) Пограничной службы (ПС) Федеральной службы безопасности (ФСБ) России и системы управления движением судов (СУДС) Министерства транспорта России, а также автоматизированной системы (АС) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) России.

МК с APT и АГАЗ для мониторинга надводного и подводного пространства акваторий предназначен для:

- освещения и контроля в реальном масштабе времени (РМВ) надводной, подводной и воздушной обстановки с использованием устройства государственного опознавания, радиолокационных и гидроакустических приемных устройств, автоматизированной идентификационной системы судов на различных носителях (надводные и подводные корабли, самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты, космические аппараты, береговые объекты, наземные транспортные средства и т.п.), с отображением ее (обстановки) на электронной карте местности с единой нумерацией по всей зоне наблюдения комплекса;

- обеспечения контроля морской Государственной границы России, а также охраны водных и биологических ресурсов;

- обеспечения мониторинга обнаруженных контролируемых объектов;

- контроля районов, запрещенных для судоходства, и разрешенных районов промысла;

- контроля входа в морские порты и выхода из них;

- доставки обобщенной идентифицированной информации до автоматизированных рабочих мест (АРМ) должностных лиц Министерства обороны (МО) России, ВМФ России, ПС ФСБ России, МЧС России и т.д.;

- автоматизации информационно-расчетных процессов для принятия решений командного контура;

- ведения документирования в РМВ и формирования баз данных;

- анализа данных о текущем техническом состоянии составных частей комплекса и управления их работой;

- автоматизации принятия управленческих решений;

- обмена информацией о надводной, подводной и воздушной обстановке между объектами сбора и обработки информации систем наблюдения Министерства обороны России, ВМФ России, ПС ФСБ России, Минтранса России, МЧС России и т.д.

МК может быть реализован в виде стационарной иерархической территориально распределенной системы технического наблюдения, сбора, обработки, отображения и передачи информации, расположенной на побережье и прибрежной подводной зоне ответственности.

Решение задач обработки данных от APT и АГАЗ может обеспечиваться соответствующими вычислителями, которые реализуют заданные алгоритмы в виде программ, исполняемых в операционных системах. Реализация основных функций на программном уровне позволяет добиться универсальности структуры комплекса, избежать создания специализированных устройств, которое приводит к усложнению системы и увеличению затрат на разработку и изготовление, проводить ее модернизацию путем изменения и совершенствования используемых алгоритмов.

В состав МК могут входить сеть автономных радиолокационных терминалов (APT) до 30 объектов, расположенных равномерно вдоль берега акватории зоны ответственности с расстоянием между смежными APT 15-20 км, сеть автономных гидроакустических зондов (АГАЗ) дол 30 объектов, расположенных в прибрежной подводной зоне ответственности с расстоянием между смежными АГАЗ 5-10 км, обслуживаемый базовый радиолокационный терминал (БРТ) на расстоянии до ближайших APT 15-20 км и обслуживаемый базовый надводный гидроакустический терминал (БНГАТ) на расстоянии до АГАЗ 5-20 км и до БРТ 15-20 км, обобщенная структура представлена на фиг.1.

Все APT идентичны по составу оборудования, в которое кроме описанных могут входить датчики радиолокационной информации* (* - на схемах не показаны, здесь и далее), телевизионные или видеокамеры*, аппаратура беспроводной передачи данных*, вычислительное устройство* с аналого-цифровым преобразователем* и т.д.

APT могут быть выполнены антивандальными (защищенными) и установлены на несущих замаскированных конструкциях мачтового типа, исключающих несанкционированный доступ, и работать полностью в автономном режиме с периодическим и внеплановым (ремонтом) обслуживанием.

Все АГАЗ идентичны по составу оборудования, в которое кроме описанного могут входить информационно-измерительная аппаратура*, устройство регулировки плавучести* с исполнительным механизмом* и балластным блоком* с нулевой плавучестью, измеритель глубины* и т.д.

АГАЗ могут быть выполнены в виде герметичных цилиндров и установлены на гибких связях 21, например тросах или цепях с якорями 22, и с возможностью подвсплытия на определенное расстояние от дна акватории и работать полностью в автономном режиме с периодическим и внеплановым (ремонтом) обслуживанием.

БНГАТ может быть выполнен в виде надводного корабля с дизельным ИЭП.

БРТ может быть выполнен в виде обслуживаемого поста (служебные и жилые объекты капитального строительства) с сетевым источником электропитания.

С целью обеспечения непрерывной устойчивой работы оборудования, удаленных на значительное расстояние (до 300 км) APT и АГАЗ, для обслуживания и оперативного реагирования (в случае аварии) в состав средств БРТ могут быть включены мобильные транспортные средства*, например колесные и гусеничные вездеходы, вертолет, надводные и подводные корабли и т.д.

Таким образом, МК с APT и АГАЗ для мониторинга надводного, подводного и воздушного пространства акваторий является распределенной структурой, в которой решение задачи контроля надводной обстановки возложено на несколько разнесенных элементов APT и АГАЗ с централизованным управлением, контролем, получением и обработкой информации, освещением текущей обстановки на экране и составлением базы данных.

Структура заявляемого МК позволяет увеличивать количество APT по обе стороны от БРТ и АГАЗ по обе стороны от БНГАТ и осуществлять поэтапное развертывание комплекса от БРТ к периферийным APT и от БНГАТ к периферийным АГАЗ при строительстве.

Принцип работы МК заключается в следующем:

- получение информации о надводной и воздушной подводной обстановке от технических средств наблюдения и взаимодействующих информационно-управляющих систем;

- отождествление данных о целях;

- представление данных в таблице целей;

- представление графических данных о целях в сочетании с многослойными электронными картами акватории;

- цифровой записи данных ситуации для последующего воспроизведения.

Технический результат заключается в повышении функциональности, автономности, защищенности и надежности работы.

Указанный технический результат достигается совокупностью отличительных признаков, а именно снабжением комплекса базовым надводным гидроакустическим терминалом (БНГАТ) с устройством связи (УСБНГАТ) и источником электропитания (ИЭП) и, по меньшей мере, двумя автономными гидроакустическими зондами (АГАЗ) с гидроакустическими антеннами (ГАА), приемопередающими устройствами (ППУАГАЗ) и устройствами связи (УСАГАЗ), снабжением каждого автономного радиолокационного терминала (APT) устройством связи с базовым радиолокационным терминалом (БРТ) и другими APT и приемопередающей аппаратурой государственного опознавания и автоматической идентификации судов (ПЛАТО и АИС), снабжением БРТ устройством освещения текущей обстановки (УОТО) с экраном и базой данных (БД), устройством государственного опознавания (УГО) с шифрующим-дешифрующим блоком (ШДБ) и блоком оценки (БО), устройством автоматической идентификации судов (У АИС) и устройством гидроакустического обнаружения (УГАО) с ШДБ и БО, а также устройством управления и функционального контроля (УУФК) APT, УГО, УАИС, УГАО и АГАЗ. Кроме того, в вариантах комплекса APT могут быть выполнены антивандальными, установлены на мачтовых устройствах и снабжены автономными ИЭП, например ветряными генераторами или солнечными батареями, блоками бесперебойного электропитания (ББЭП) и резервными ИЭП, например дизельными генераторами, при этом упомянутые автономные ИЭП через ББЭП обеспечивают независимое от ИЭП комплекса функционирование составных частей APT, а резервные источники ИЭП - их питание в случае невозможности функционирования автономных ИЭП, кроме того, АГАЗ могут быть выполнены герметичными, установлены на гибких связях, например тросах или цепях с якорями, и с возможностью подвсплытия на определенное расстояние от дна акватории и также снабжены автономными ИЭП, например высокоемкостными аккумуляторами, береговые составные части могут быть снабжены устройствами охранной сигнализации (УОС) и устройствами пожаротушения (УПТ), APT могут быть расположены вдоль границы береговой зоны мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, при этом каждый APT может иметь возможность радиолокационного контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными APT, а АГАЗ могут быть расположены в прибрежной подводной зоне мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, при этом каждый АГАЗ может иметь возможность гидроакустического контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными АГАЗ.

Представленные описание и чертежи заявляемого комплекса позволяют, применяя существующие материалы и унифицированные покупные комплектующие изделия, изготовить его промышленным способом и использовать для обнаружения, идентификации (классификации), государственного опознавания и сопровождения надводных, подводных и воздушных целей, а также для определения их координат и параметров движения.

1. Многопозиционный комплекс с автономными радиолокационными терминалами (APT) и гидроакустическими зондами (АГАЗ) для мониторинга надводного, подводного и воздушного пространства акваторий, содержащий источник электропитания (ИЭП) береговых составных частей комплекса, базовый радиолокационный терминал (БРТ), состоящий из устройства связи (УСБРТ) и устройства совместной обработки информации (УСОИ), а также, по меньшей мере, два упомянутых APT, каждый из которых состоит из радиолокационной антенны (РЛА) и приемопередающего устройства (ППУАРТ), отличающийся тем, что комплекс снабжен базовым надводным гидроакустическим терминалом (БНГАТ) с устройством связи (УСБНГАТ) и ИЭП и, по меньшей мере, двумя упомянутыми АГАЗ с гидроакустическими антеннами (ГАА), приемопередающими устройствами (ППУАГАЗ) и устройствами связи (УСАГАЗ), а каждый APT снабжен устройством связи (УСАРТ) и приемопередающей аппаратурой государственного опознавания и автоматической идентификации судов (ППАГО и АИС), а БРТ - устройством освещения текущей обстановки (УОТО) с экраном и базой данных (БД), устройством государственного опознавания (УГО) с шифрующим-дешифрующим блоком (ШДБ) и блоком оценки (БО), устройством автоматической идентификации судов (УАИС), устройством гидроакустического обнаружения (УГАО) с шифрующим-дешифрующим блоком (ШДБ) и блоком оценки (БО) и устройством управления и функционального контроля (УУФК) APT, УГО, УАИС, УГАО и АГАЗ, при этом УУФК через УСБРТ передает сигналы управления УСАРТ и ППУАРТ и запускает работу РЛА одного, нескольких или всех APT, РЛА которых излучают и принимают отраженные сигналы от объектов, находящихся в зоне контроля APT, и через ППУАРТ и УСАРТ каждого включенного APT и УСБРТ передают радиолокационную информацию УСОИ БРТ, которое производит ее совместную обработку, одновременно УУФК через УСБНГАТ передает сигналы управления УСАГАЗ и ППУАГАЗ и запускает работу одного, нескольких или всех АГАЗ, ГАА которых принимают в режиме шумопеленгования сигналы от объектов, находящихся в зоне контроля АГАЗ, и через ППУАГАЗ и УСАГАЗ каждого включенного АГАЗ передают гидроакустическую информацию УСБНГАТ и БНГАТ, затем УСБНГАТ передает эту информацию в УСОИ БРТ, которое совместно с радиолокационной информацией от APT производит ее обработку, после чего обработанная информация отображается на экране и архивируется в БД УОТО БРТ, затем УУФК через УСБРТ и УСАРТ передает кодированный сигнал ППАГО и АИС, которая формирует, излучает и принимает сигналы государственного опознавания, идентификации и гидроакустического опознавания без дешифровки и оценки, далее эту информацию УСАРТ через УСБРТ и УСАГАЗ через УСБНГАТ передают в ШДБ и БО УГО, УАИС и ШДБ и БО УГАО, которые производят дешифровку сигналов государственного опознавания, идентификации и гидроакустического опознавания, на основании полученной информации, отображаемой на экране УОТО, формируются данные в БД УОТО для принятия оперативного решения, кроме того, УУФК через УСБРТ, УСАРТ, УСБНГАТ и УСАГАЗ осуществляет постоянный контроль функционирования APT, УГО, УАИС, УГАО и АГАЗ.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что APT выполнены антивандальными, установлены на мачтовых устройствах и снабжены автономными ИЭП, например ветряными генераторами или солнечными батареями, блоками бесперебойного электропитания (ББЭП) и резервными ИЭП, например дизельными генераторами, при этом упомянутые автономные ИЭП через ББЭП обеспечивают независимое от ИЭП комплекса функционирование составных частей APT, а резервные источники ИЭП - их питание в случае невозможности функционирования автономных ИЭП, кроме того, АГАЗ выполнены герметичными и с возможностью подвсплытия на определенное расстояние от дна акватории и также снабжены автономными ИЭП, например высокоемкостными аккумуляторами.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что его береговые составные части снабжены устройствами охранной сигнализации (УОС) и устройствами пожаротушения (УПТ).

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что APT расположены вдоль границы береговой зоны мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, при этом каждый APT имеет возможность радиолокационного контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными APT.

5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что АГАЗ расположены в прибрежной подводной зоне мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, при этом каждый АГАЗ имеет возможность гидроакустического контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными АГАЗ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам для измерения времени прихода сигналов с двухпозиционной угловой манипуляцией на приемной позиции. Техническим результатом изобретения является повышение вычислительной эффективности и повышение точности измерения.

Изобретение относится к определению местоположения с использованием нескольких разнесенных источников излучения. Достигаемый технический результат - автоматизация процесса, повышение точности измерения.

Устройство относится к радиотехнике, а именно к антенно-фидерным устройствам СВЧ бортового радиооборудования самолетов. Техническим результатом является обеспечение кругового обзора пространства приемопередатчиком и тремя радиоприемными устройствами с трехантенной системой и улучшение энергетических характеристик коммутационно-разделительного устройства.

Изобретение относится к радиотехнике и может использоваться в приемниках для измерения времени прихода сигналов с двухпозиционной угловой манипуляцией. .

Изобретение относится к навигации, а именно к системам определения положения объекта без использования отражения или вторичного излучения, и может быть использовано для коррекции инерциальных навигационных систем летательных аппаратов, систем прицеливания и предупреждения столкновений.

Изобретение относится к системам, устанавливаемым на транспортных средствах, в которых используют трехмерную локацию точек, внешних относительно объекта, например поверхности автодороги, а именно к системам определения положения объекта без использования отражения или вторичного излучения.

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к способам обнаружения радиопередатчиков, несанкционированно установленных в помещении. .

Изобретение относится к навигации и может быть использовано для коррекции инерциальных навигационных систем летательных аппаратов, систем прицеливания и предупреждения столкновений.

Изобретение относится к информационно-измерительному телевидению и предназначается для решения задач измерения дальности и линейных размеров объектов по их телевизионным (ТВ) изображениям, формируемых с помощью монокулярных черно-белых, цветных, спектрозональных ТВ камер.

Изобретение относится к средствам проектирования объектов самонаведения, стабилизированных вращением с многими неизвестными. Технический результат заключается в моделировании в реальном времени как цифровых, так и аналоговых форм квадратурных опорных сигналов. В способе в условиях изменения источников излучения своих геометрических размеров и форм производят настройку модели как систему отсчета координат в режиме вращения. Синхронно по частоте и фазе имитируемого вращения формируют два сигнала "развертки-свертки" линий синуса и косинуса единичной тригонометрической окружности, сопоставляют по первому каналу сигнал "развертки-свертки" линии синуса, а по второму - линии косинуса, с полем переменных опорных уровней, при котором позиции поля уровней и переменный шаг квантования выбирают с учетом приближения к исходным единичным синусно-косинусным функциям метода аппроксимации, а в моменты пересечений сигналами "развертки-свертки" каждого уровня формируют квадратичные опорные сигналы в виде последовательности счетных импульсов, кодирующих синусно-косинусные функции унитарным число-импульсным кодом в виде двоичного числа, а также в виде параллельного дополнительного двоичного кода и в аналоговой форме. 6 ил.

Изобретение относится к космонавтике и может быть использовано в навигации космического аппарата (КА). Принимают измерительные сигналы с КА и квазара, обеспечивают минимальный сдвиг по времени между измерениями с КА и квазара, выбирают проекцию углового положения квазара, максимально приближенную к положению КА, и с совпадением трасс прохождения сигналов от КА и квазара к измерительной станции, определяют двухчастотным методом смещение частот сигналов, определяют погрешность в измерениях скорости КА, определяют интегральную ионизацию трассы квазар-измерительная станция, вычисляют временную задержку прохождения сигнала, равную погрешности измерения дальности, передают полученные данные в баллистический центр совместно с результатами траекторных измерений КА для расчета траектории КА. Изобретение позволяет измерить погрешность траекторных изменений КА, вызываемых распространением измерительных радиосигналов через ионизированную среду. 2 ил.

Изобретение относится к навигации подвижных железнодорожных объектов. Техническим результатом является обеспечение самокалибровки и самонастройки навигационных систем локомотивов. В способе на протяжении всех магистралей устанавливают единую систему ортогональных координат непосредственно на эллипсоиде, определяют глобальные трехмерные координаты оси пути измерительно-вычислительным комплексом, с интервалом 1 м, получают линейные метровые метрические графы, совпадающие с метровыми векторами или линейными метровыми сплайнами, представляющими собой непрерывные функции. 3 ил.

Изобретение относится к разностно-дальномерным способам определения координат импульсных источников ионизирующих и электромагнитных излучений. Достигаемый технический результат - упрощение осуществления способа. Указанный результат достигается за счет того, что при помощи наземного фотоприемного устройства регистрируют импульсы от оптического флуоресцентного излучения, которое возникает в результате воздействия рентгеновского излучения от источника на атмосферу. Фотоприемное устройство позволяет регистрировать время и направление прихода оптического импульса в направлении на источник. При этом измеряется зенитный угол источника. Кроме того, при помощи фотоприемного устройства регистрируют время прихода импульса оптического флуоресцентного излучения, приходящего из зенита. По измеренной разности времен прихода оптических импульсов из зенита и в направлении на источник и по измеренному зенитному углу источника определяют дальность до источника рентгеновского излучения и его высоту. 1 ил.

Изобретение относится к области радиотехники и может использоваться в системах пассивной радиолокации, радиопеленгации и радиотехнического наблюдения для однопозиционного определения направления и скорости движения в пространстве радиоизлучающих объектов (РИО), селекции их по скорости, а также определения местоположения и траекторий движения. Достигаемый технический результат изобретения - возможность измерения направления движения РИО (курсового угла), величины модуля линейной скорости, наклонной дальности и траектории движении РИО. Указанный результат достигается за счет того, что восстанавливают, зная вид модуляции, несущую частоту принятого сигнала, формируют в соответствующие моменты времени и запоминают значения ее отсчетов, представляют результаты в виде соответствующей зависимости от времени, фильтруют полученную зависимость для уменьшения ошибок измерений, получая усредненную зависимость, выбирают из зависимости и фиксируют в заданные моменты времени требуемые для вычислений значения несущей частоты сигнала, интерполируют полученные усредненные угловые зависимости азимута и угла места, вычисляют интервалы времени прохождения объектом соответствующих азимутальных секторов, вычисляют приращения доплеровских сдвигов частоты принимаемых сигналов, вычисляют интерполированные и экстраполированные значения дальностей на интервале наблюдения, определяют критерий сохранения гипотезы о равномерном и прямолинейном движении РИО, определяют наклонные дальности и высоты по соответствующим формулам, на основании соответствующих вычислений строят траекторию движения РИО в пространстве на интервале наблюдения, проверяя справедливость гипотезы о равномерном и прямолинейном движении РИО, при этом устройством, реализующим способ, является угломерно-разностно-доплеровская радиолокационная система, выполненная определенным образом. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение для автоматизации процесса измерения параметров положения вертолета на посадке и оценить пригодность подстилающей земной поверхности для безопасной посадки в автоматическом режиме. Технический результат – повышение безопасности полетов. Для этого осуществляют излучение по меньшей мере четырех разнесенных искусственных световых контрастов, создаваемых бортовыми лазерными узконаправленными источниками излучения, установленными на стабилизированной платформе, регистрируют посредством двух разнесенных цифровых фотокамер, установленных на стабилизированной платформе, определяют координаты изображений искусственных световых контрастов на фотоматрицах, вычисляют их координаты в системе координат, связанной с стабилизированной платформой. Вычисляют высоту вертолета, углы ориентации земной поверхности относительно горизонта и определяют углы, характеризующие неровность поверхности в окрестности точки посадки, что обеспечивает обоснованный выбор места для безопасной посадки. 2 ил.

В устройстве определения дальности и направления осуществляется его упрощение без уменьшения точности определения направлении благодаря введению повернутой узконаправленной антенны, отражателя, второго приемника, амплитудного селектора, блока определения малого временного интервала, вычислителя и датчика расстояния между антенной с отражателем, при этом повернутая узконаправленная антенна жестко связана с широконаправленной антенной, имеет электромагнитный вход, связанный с электромагнитным выходом отражателя, и имеет выход, соединенный через второй приемник, амплитудный селектор с первым входом блока определения малого временного интервала, имеющего второй вход и группу выходов, соответственно соединенные с выходом приемника и с первой группой входов вычислителя, имеющего вторую группу входов, соединенную с группой выходов преобразователя дальности, и имеющего третью группу входов, соединенную с группой выходов датчика расстояния между отражателем и повернутой узконаправленной антенной, и имеющего группу выходов, соединенную с группой входов индикатора. 1 ил.

Изобретение относится к разностно-дальномерным способам определения координат импульсных источников ионизирующих и электромагнитных излучений. Достигаемый технический результат – повышение точности определения местоположения источника рентгеновского излучения, устранение зависимости измерений от метеоусловий. Способ заключается в том, что при помощи устройств, установленных на космическом аппарате (спутнике), регистрируют импульсы рентгеновского излучения от источника и оптического флуоресцентного излучения, приходящего из направления в надир. Оптическое флуоресцентное излучение возникает в результате воздействия рентгеновского излучения от источника на атмосферу. Регистрируют время и направление прихода рентгеновского импульса и время прихода оптического импульса из надира. При этом измеряют угол между направлениями на источник и надиром. Измеряют разность времен прихода импульсов из направления на источник и из надира. По измеренной разности времен и по измеренному углу между направлениями на источник и в надир при известной высоте орбиты космического аппарата определяют высоту источника и дальность между космическим аппаратом и источником. 1 ил.
Наверх