Способ изготовления поршневого кольца и компрессионное поршневое кольцо

Изобретение относится к способу изготовления поршневого кольца, при котором в металлическом теле, имеющем радиально внешнюю рабочую поверхность, радиально внутреннюю периферийную поверхность и проходящие между ними боковые поверхности, со стороны рабочей поверхности выполняется выемка. По меньшей мере, дно выемки снабжается отличающимся от цилиндрической формы контуром, рабочая поверхность, включая выемку, покрывается, по меньшей мере, одним износостойким слоем, а образующий соскребающую кромку участок, по меньшей мере, одного износостойкого слоя, по меньшей мере, частично удаляется с образованием перемычки задаваемой ширины. По меньшей мере, участки рабочей поверхности и/или выемки нитрируют, а затем на рабочую поверхность наносят покрывающий PVD-слой или многослойную систему. Изобретение улучшает действие соскребающей кромки и позволяет обеспечить ее самозатачиваемость. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к способу изготовления поршневого кольца в соответствии с признаками пункта 1 формулы изобретения и к компрессионному поршневому кольцу.

Уровень техники

Общеизвестно, что для улучшения соскабливающего действия, в частности компрессионных поршневых колец, рабочая поверхность кольца выполняется с односторонней или сплошной выемкой. Точно так же общеизвестно, что рабочая поверхность снабженных выемками компрессионных поршневых колец покрывается хромовыми слоями.

В WO 2008/098534 A1 раскрыто поршневое кольцо, тело которого имеет снабженную выемкой рабочую, верхнюю и нижнюю боковые, а также внутреннюю периферийную поверхности. На рабочую поверхность нанесен, по меньшей мере, один покрывающий PVD-слой таким образом, что тело в своем готовом состоянии имеет покрывающий слой только со стороны краевой зоны, т.е. вне выемки. Здесь в зоне края возможно разрушение относительно твердого PVD-слоя в состоянии эксплуатации, что ухудшает соскабливающее действие кромки.

В DE 102006046915 B3 раскрыто поршневое кольцо для двигателей внутреннего сгорания, содержащее материал-основу, в частности из стали или чугуна, и износостойкое покрытие из многослойной системы периодического строения, причем каждая периодичность состоит, по меньшей мере, из двух отдельных слоев из нитритов металлов.

В GB 1441961 раскрыт родовой способ изготовления поршневого кольца.

В WO 2011/064888 A1 раскрыто поршневое кольцо, имеющее одностороннюю выемку, покрытую износостойким слоем. Он состоит из разных материалов, причем первый слой выполнен из высокопрочного материала, а второй слой имеет иное строение.

Из DE 10359802 B3 известны поршневое кольцо и способ его изготовления. Для получения напыленного слоя на снабженной профилем рабочей поверхности поршневого кольца его снабженное профилем на тело вне профиля рабочей поверхности наносится покрытие. Затем на рабочую поверхность наносится напыленный слой, после чего покрытие удаляется, так что вслед за удалением покрытия между рабочей поверхностью и, по меньшей мере, одной из боковых поверхностей тела образуется, в основном, острокромочная рабочая поверхность. Напыленный слой может быть получен способом PVD или CVD.

Раскрытие изобретения

В основе изобретения лежит задача создания способа изготовления покрытых, по меньшей мере, одним PVD-слоем поршневых колец, при осуществлении которого поршневое кольцо по сравнению с уровнем техники имело бы лучшее соскребающее действие и меньшую опасность разрушения.

Кроме того, должно быть создано поршневое кольцо с повышенной защитой от разрушения, в частности в зоне соскребающей кромки (функциональной кромки).

Эта задача решается за счет того, что, по меньшей мере, участки рабочей поверхности и/или выемки нитрируются, а затем на рабочую поверхность наносится покрывающий PVD-слой или многослойная система.

Предпочтительные варианты способа приведены в зависимых пунктах формулы.

Эта задача решается также посредством изготовленного этим способом поршневого кольца, которое предпочтительным образом выполнено со стороны рабочей поверхности с односторонней или сплошной выемкой, причем на участке рабочей поверхности с выемкой со стороны дна выполняется отличающийся от цилиндрической формы контур, а участок рабочей поверхности с выемкой в готовом состоянии поршневого кольца покрыт, по меньшей мере, одним износостойким слоем.

Предпочтительные варианты поршневого кольца приведены в зависимых пунктах формулы.

Благодаря предложенному способу и изготовленному по нему поршневому кольцу можно достичь улучшения соскребающего действия образовавшейся соскребающей кромки. Поскольку в зоне соскребающей кромки отсутствует износостойкий (твердый) материал, здесь образуется самозатачивающаяся соскребающая кромка (функциональная кромка), не подверженная опасности разрушения.

Соответствующий контур в зоне дна выемки выполняется предпочтительным образом механическим путем.

В зависимости от случая применения может быть целесообразным снабдить дно участка с выемкой прямолинейно-косым или выпуклым контуром.

При необходимости рабочая поверхность может быть снабжена только покрывающим PVD- или DLC-слоем, либо используется многослойная система, описанная в DE 102006046915 B3.

Освобожденная, в частности после цилиндрической обработки, ширина перемычки рабочей поверхности составляет, согласно другой идее изобретения, 0,05-0,45 мм.

Тело поршневого кольца может состоять из чугуна, стального литья или стальной проволоки, причем в зависимости от выбранного исходного материала соскребающая кромка может быть выполнена острой, скругленной или снабжена скосами.

Соскребающая кромка чугунного поршневого кольца может быть выполнена, например, острой (90°) или в зависимости от требования скругленной с радиусом 0,1 мм.

У стального кольца зона соскребающей кромки может быть выполнена нитрированной или ненитрированной. В ненитрированном выполнении соскребающая кромка также может быть выполнена острой (90°).

В случае нитрирования стальное кольцо может иметь, при необходимости, следующие выполнения:

- соскребающая кромка имеет радиальный уступ <0,1 мм, стальная перемычка и рабочая поверхность нитрированы, причем после изготовления поршневого кольца под покрывающим PVD-слоем отсутствует нитрированный слой;

- соскребающая кромка снабжается скосом <0,15 мм, стальная перемычка и рабочая поверхность нитрированы, причем у готового кольца под покрывающим PVD-слоем остается нитрированный слой.

В зависимости от материала и случая применения могут быть получены, тем самым, поршневые кольца, в частности компрессионные поршневые кольца, покрытые, по меньшей мере, одним износостойким слоем, преимущественно PVD-слоем, или многослойной системой.

Если PVD-слой рассматривается как единственный покрывающий слой, то в зоне соскребающей кромки он приблизительно цилиндрически удаляется вплоть до основного материала, в результате чего образуется свободная от покрытия перемычка задаваемой ширины.

Если нанесены несколько износостойких слоев, то покрывающий PVD-слой может быть сошлифован либо вплоть до основного материала рабочей поверхности, либо лишь настолько, чтобы под покрывающим PVD-слоем остался, по меньшей мере, один износостойкий слой (например, нитрированный слой).

В зависимости от случая применения может быть также целесообразным снабдить готовую и покрытую рабочую поверхность бочкообразным профилем, например посредством доводки или хонингования.

Краткое описание чертежей

Объект изобретения изображен на примере его осуществления на чертежах и описан ниже.

На чертежах представляют:

фиг.1 - процесс изготовления поршневого кольца с односторонней выемкой;

фиг.2 - процесс изготовления поршневого кольца со сплошной выемкой;

фиг.3 - различные варианты выполнения соскребающей кромки поршневого кольца из фиг.1 с односторонней выемкой.

Фиг.1 содержит три изображения. Верхнее показывает в увеличенном виде тело 1 поршневого кольца, которое уже снабжено односторонней выемкой 2. В зоне последующей соскребающей кромки 3 сначала остается перемычка 4. Дно 5 выемки 2 снабжено отличающимся от цилиндрической формы бочкообразным профилем 6.

На среднем изображении видно, что на последующую рабочую поверхность 7 нанесен покрывающий PVD-слой 8, который повторяет контур перемычки 4 и дна 6.

В качестве альтернативы на дно 6 и перемычку 4 может быть нанесено износостойкое покрытие, как в DE 102006046915 B3.

Нижнее изображение показывает готовое поршневое кольцо 1'. Перемычка 4 на среднем изображении удалена настолько, что образовалась перемычка 4' задаваемой ширины b, имеющая острую соскребающую кромку 3. Готовое поршневое кольцо 1' имеет, тем самым, покрывающий PVD-слой 8 исключительно в зоне выемки 2, а перемычка 4' выполнена без покрытия, если смотреть по ее ширине b. За счет этой меры образуется постоянно самозатачивающаяся в рабочем состоянии соскребающая кромка 3. Также видны радиально противоположная рабочей поверхности 7 внутренняя периферийная поверхность 7', а также верхняя 3' и нижняя 3'' боковые поверхности.

Фиг.2 также содержит три изображения, причем изображенное вверху тело 1 поршневого кольца имеет так называемую сплошную выемку 2, у которой имеются две внешние перемычки 4. Также здесь дно 5 выполнено с прямолинейно-косым профилем 6. Цилиндрическая форма обозначена штриховыми линиями.

На среднем изображении фиг.2 видно, что на последующую рабочую поверхность 7 нанесен либо отдельный покрывающий PVD-слой 8, либо многослойная система, который/которая повторяет контур перемычек 4 и дна 5. В отличие от фиг.1 последующая соскребающая кромка 3 выполнена не острой, а имеет радиус задаваемого размера. Также в отличие от фиг.1 перемычки 4' рабочей поверхности 7 имеют заданную ширину b, a рабочая поверхность 7 в зоне перемычек 4' и выемки 2 была подвергнута круглой доводке. Также видны внутренняя периферийная поверхность 7', а также верхняя 3' и нижняя 3'' боковые поверхности.

На фиг.3 изображены различные варианты выполнения готового поршневого кольца 1. Контур ориентируется по нижнему изображению фиг.2. На верхнем изображении фиг.3 видны острая соскребающая кромка 3 и перемычка 4', которая в этом примере должна иметь ширину 0,05-0,45 мм.

На среднем изображении видно, что соскребающая кромка 3 должна иметь радиус Rмакс.1 мм.

Нижнее изображение показывает, что перемычка 4' через скос 9 общей шириной макс.0,15 мм переходит в нижнюю боковую сторону поршневого кольца 1.

1. Способ изготовления поршневого кольца (1'), при котором в металлическом теле (1), имеющем радиально внешнюю рабочую поверхность (7), радиально внутреннюю периферийную поверхность (7') и проходящие между ними боковые поверхности (3', 3''), со стороны рабочей поверхности выполняют выемку (2) и, по меньшей мере, дно (5) выемки (2) снабжают отличающимся от цилиндрической формы контуром (6), а рабочую поверхность (7), включая выемку (2), покрывают, по меньшей мере, одним износостойким слоем (8), причем, по меньшей мере, один износостойкий слой (8), по меньшей мере, частично удаляют, образуя перемычку (4') задаваемой ширины (b) вместе с соскребающей кромкой (3), отличающийся тем, что, по меньшей мере, участки рабочей поверхности (7) и/или выемки (2) нитрируют, а затем на рабочую поверхность (7) наносят покрывающий PVD-слой (8) или многослойную систему (8).

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что соответствующий контур (6), по меньшей мере, дна (5) выемки (2) выполняют механическим путем.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что выемку (2) снабжают прямолинейно-косым или выпуклым контуром (6).

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что зону соскребающей кромки (3) выполняют нитрированной или ненитрированной.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что соскребающую кромку (3) выполняют острой.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что соскребающую кромку (3) снабжают округлением, переходящим с радиусом (R) макс.0,2 мм в соответствующую боковую сторону (3'').

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что соскребающую кромку (3) снабжают скосом (9), переходящим под углом >30° в соответствующую боковую сторону (3'').

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что тело (1) изготавливают из чугуна, стального литья или стальной проволоки.

9. Компрессионное поршневое кольцо, изготовленное способом по одному из пп.1-8.

10. Кольцо по п.9, отличающееся тем, что оно выполнено со стороны рабочей поверхности с односторонней или сплошной выемкой, причем на участке рабочей поверхности (7) с выемкой со стороны дна выполнен отличающийся от цилиндрической формы контур (6), а выемка (2) рабочей поверхности (7) в готовом состоянии поршневого кольца (1') покрыта, по меньшей мере, одним износостойким слоем (8).

11. Кольцо по п.9 или 10, отличающееся тем, что на выемку (2) нанесен, по меньшей мере, один покрывающий PVD-слой (8).

12. Кольцо по п.10, отличающееся тем, что на выемку (2) нанесена многослойная система.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к способу изготовления поршневого кольца, при котором в металлическом теле, по меньшей мере имеющем радиально внешнюю рабочую поверхность, радиально внутреннюю периферийную поверхность и проходящие между ними верхнюю и нижнюю боковые поверхности, в зоне выполненной приблизительно цилиндрической рабочей поверхности выполняется определенная конусность, по меньшей мере рабочая поверхность покрывается по меньшей мере одним износостойким слоем, а образующий соскребающую кромку участок по меньшей мере одного износостойкого слоя, по меньшей мере, частично удаляется, в основном цилиндрически с образованием перемычки задаваемой ширины.

Изобретение относится к скользящему элементу, в частности поршневому кольцу, с износостойким покрытием, а также к цилиндропоршневой группе. Скользящий элемент имеет износостойкое покрытие, содержащее в направлении изнутри наружу слой CrN, слой Me(CхNу), где Ме представляет собой вольфрам, хром, титан или кремний, при этом х и у находятся в диапазоне 0-99 атомных процентов, за исключением слоя чистого хрома, и слой алмазоподобного углерода (DLC-слой), который состоит из нижнего металлосодержащего DLC-слоя и не содержащего металл верхнего DLC-слоя, при этом твердость CrN-слоя составляет 1100-1900 НV.

Группа изобретений относится к деталям скольжения двигателя внутреннего сгорания. Деталь содержит основу и нанесенное на нее термическим напылением покрытие с открытой контактной поверхностью, включающее, по меньшей мере, две фазы материала покрытия с различной прочностью, причем одна из, по меньшей мере, двух фаз материала покрытия, имеющая наименьшую прочность, углублена относительно другой или других фаз покрытия.

Изобретение относится к скользящему элементу, в частности поршневому кольцу с покрытием по меньшей мере на одной поверхности скольжения, которое в направлении изнутри наружу содержит адгезионный слой (10), металлосодержащий, предпочтительно содержащий вольфрам, DLC-слой (12) и не содержащий металла DLC-слой (14).
Изобретение относится к скользящему элементу, в частности поршневому кольцу, имеющему покрытие по меньшей мере на одной поверхности скольжения, и к способу получения скользящего элемента.

Изобретение относится к скользящему элементу двигателя внутреннего сгорания, в частности поршневому кольцу. Указанный скользящий элемент выполнен с покрытием, которое представляет собой алмазоподобное покрытие типа ta-C с изменяющимися по его толщине внутренними напряжениями и тем самым с, по меньшей мере, одним градиентом внутреннего напряжения.

Изобретение относится к элементу скольжения двигателя внутреннего сгорания, в частности поршневому кольцу. Элемент скольжения содержит DLC-покрытие типа ta-C, имеющее, по меньшей мере, один градиент внутреннего напряжения, причем в средней области (II) покрытие в направлении снаружи вовнутрь имеет отрицательный градиент внутреннего напряжения, который, предпочтительно, меньше, чем в области (III), расположенной внутри.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ДВС для уплотнения зазора в цилиндропоршневой группе. .

Изобретение относится к износостойким элементам скольжения и может найти применение при изготовлении поршневых колец и гильз цилиндров для двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к устройствам поршневых машин, например к компрессорам. .

Изобретение относится к способу изготовления стального поршневого кольца (1′) с износоустойчивым покрытием (8, 9) для двигателя внутреннего сгорания, при котором формируют базовое тело (1), предназначенное для образования камеры (2) в двигателе внутреннего сгорания стороной рабочей поверхности (3). В области перехода боковой поверхности (5) базового тела (1) в рабочую поверхность (3) формируют фаску (7), при этом рабочую поверхность (3) и по меньшей мере части фаски (7) покрывают износоустойчивым покрытием (8, 9). Не покрытые износоустойчивым покрытием (8, 9) окружные области (4) и области боковых поверхностей (5, 6) базового тела (1) нитрируют с обеспечением в расположенной на стороне фаски боковой поверхности (5) участка (а) заданной ширины, не содержащего нитрационного покрытия (10), и затем сошлифовывают износоустойчивое покрытие (8, 9) с образованием в области перехода боковой поверхности (5) в рабочую поверхность (3) острой, не подвергнутой нитрированию, функциональной фаски (11). Компрессионное стальное поршневое кольцо с износоустойчивым покрытием для двигателя внутреннего сгорания изготовлено вышеуказанным способом. Обеспечивается изготовление имеющего износоустойчивое покрытие стального поршневого кольца с острой функциональной кромкой в рабочей поверхности. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к поршневому кольцу, содержащему основной элемент поршневого кольца, изготовленный из материала с первым коэффициентом теплового расширения, слой защиты от износа, который расположен на наружной поверхности поршневого кольца в радиальном направлении и изготовлен из материала, имеющего второй коэффициент теплового расширения, меньший, чем первый коэффициент теплового расширения. Поршневое кольцо дополнительно содержит промежуточный слой, который расположен между основным элементом поршневого кольца и слоем защиты от износа, причем промежуточный слой изготовлен из материала, имеющего третий коэффициент теплового расширения, больший, чем первый коэффициент теплового расширения. Изобретение улучшает распределение радиального прижимного усилия поршневого кольца. 10 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к элементу скольжения, используемому в двигателе внутреннего сгорания, имеющему по меньшей мере на одной поверхности износоустойчивое покрытие. Износоустойчивое покрытие содержит изнутри в направлении наружу адгезионный слой (10), металлосодержащий а-С:Н:Ме DLC-слой (12) и свободный от металла а-С:Н DLC-слой (14, 16), где а-С - аморфный углерод, Н - водород, Me - металл, причем свободный от металла DLC-слой по меньшей мере на отдельных участках легирован азотом. Содержание азота в свободном от металла DLC-слое градуировано с образованием перехода от легированного участка к нелегированному участку и превышает 5 ат.% и/или максимально составляет 40 ат.%. Обеспечивается элемент скольжения, который усовершенствован в отношении сочетания коэффициентов трения и свойств, обеспечивающих износоустойчивость. 15 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к поршневому кольцу, его применению и способу его изготовления. Поршневое кольцо (1) выполнено с основой (10) и нанесенным на нее защитным покрытием от износа (20), которое имеет, по меньшей мере, первый элемент, точка плавления которого составляет Tm≤700°C. В защитное покрытие от износа (20) включен, по меньшей мере, второй элемент с точкой плавления Tm>760°C. В защитном покрытии от износа имеются вкрапления (30) с диаметром (D), которые содержат, по меньшей мере, первый элемент, причем, по меньшей мере, 90% вкраплений (30) имеют величину 1 µм≤D≤10 µм. Способ изготовления защитного покрытия от износа (20) с помощью дугового метода испарения предусматривает, что материал накопительного электрода имеет, по меньшей мере, первый элемент с точкой плавления Tm≤700°C и, по меньшей мере, второй элемент с точкой плавления Tm>760°C, причем второй элемент включен в материал накопительного электрода в таком количестве, что точка плавления (Tm) материала накопительного электрода составляет ≥1000°C. Изобретение повышает надежность устройства за счет уменьшения собственного износа поршневого кольца и сопряженных элементов устройства. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к поршневому кольцу, способу его изготовления и двигателю внутреннего сгорания, содержащему упомянутое поршневое кольцо. Поршневое кольцо содержит основную часть из хромистой стали с более чем 10% по массе хрома, имеющую внутреннюю периферийную поверхность, первую боковую поверхность, вторую боковую поверхность и внешнюю периферийную поверхность. На первой боковой поверхности оно содержит азотированный диффузионный слой толщиной 5-300 мкм, расположенный непосредственно над ним азотированный соединительный слой толщиной 0,5-15 мкм и расположенный непосредственно над ним оксидный слой толщиной 0,05-3 мкм. На второй боковой поверхности оно содержит азотированный диффузионный слой. На внешней периферийной поверхности оно содержит азотированный диффузионный слой и расположенный над ним слой из хрома и твердых частиц, в котором объемное содержание твердых частиц составляет 0,1-30% относительно общего объема указанного слоя. Способ изготовления указанного поршневого кольца, в котором металлическую основную часть поршневого кольца, имеющую внутреннюю периферийную поверхность, первую боковую поверхность, вторую боковую поверхность и внешнюю периферийную поверхность, подвергают комбинированному процессу азотирования-окисления в атмосфере, содержащей по меньшей мере одно азотное соединение, с нагревом по меньшей мере до 300°С. Затем подают воздух и охлаждают поршневое кольцо в присутствии воздуха. В результате чего по меньшей мере на первой боковой поверхности, второй боковой поверхности и внешней периферийной поверхности получают азотированный диффузионный слой, расположенный над ним азотированный соединительный слой и расположенный над ним оксидный слой. Поршневое кольцо помещают в водный электролит, содержащий хром в ионной форме и твердые частицы, и по меньшей мере на внешнюю периферийную поверхность электрохимически осаждают слой из хрома и указанных твердых частиц. Обеспечивается получение поршневого кольца с высокоизносостойкой внешней периферийной поверхностью и боковой поверхностью, которая одновременно имеет высокую твердость и высокую коррозионную устойчивость. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к поршневому кольцу (2) с повышенной усталостной прочностью из пластически деформируемого материала. Поршневое кольцо (2) содержит рабочую поверхность (4), которая сверху ограничена верхней кромкой (3) рабочей поверхности, а снизу - нижней кромкой (1) рабочей поверхности. Вдоль по меньшей мере части окружной периферии поршневого кольца в верхней кромке (3) рабочей поверхности и/или в нижней кромке (1) рабочей поверхности созданы напряжения сжатия, причем эти напряжения сжатия созданы посредством роликового выглаживания. Изобретение повышает усталостную прочность поршневого кольца. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к элементу скольжения для двигателя внутреннего сгорания, снабженному износостойким покрытием (10), которое находится на по меньшей мере одной ходовой поверхности элемента скольжения, причем покрытие (10) изнутри наружу имеет карбидный или нитридный слой (16), расположенный на нем карбидсодержащий DLC-слой (17), расположенный на предыдущем слое свободный от металла PVD-DLC-слой (22) и размещенный на предыдущем слое свободный от металла PACVD-DLC-слой (18). В частном случае осуществления изобретения элемент скольжения представляет собой поршневое кольцо. Обеспечивается элемент скольжения, улучшенный в отношении комбинации из коэффициентов трения и износостойких свойств. 15 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх