Способ прокладки трубопровода

Изобретение относится к строительству трубопроводов, в частности в нефтегазовой промышленности, и может быть использовано при проведении строительных и ремонтных работ на газонефтепроводах. В способе прокладки трубопровода осуществляют укладку изолированного трубопровода в траншею на слой подготовки, обработанный модификатором, засыпку трубопровода слоем обсыпки, обработанным модификатором, с последующим формированием обвалования. В качестве модификатора используют продукт реагентного обезвреживания нефтезагрязненных отходов производства и почвогрунтов, содержащий гидроксид и карбонат кальция в количестве 15-45 масс. % от веса грунта. При обработке грунта вводят раствор метилсиликоната натрия в количестве 0,2-1,0 масс. % от веса грунта в расчете на основное вещество. Технический результат: снижение коррозионной активности грунтов подготовки и обсыпки при прокладке трубопровода. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к строительству трубопроводов, в частности в нефтегазовой промышленности, и может быть использовано при проведении строительных и ремонтных работ на газонефтепроводах.

Известен способ прокладки подземного трубопровода, включающий укладку стального изолированного трубопровода в траншею на слой подготовки, обсыпку его слоем обсыпки с последующей засыпкой грунтом и оформление валика, при этом слой подготовки и обсыпки обрабатывают раствором остатка термического крекинга нефти 50-80% и легкого газойля 20-50% в количестве 6-8% от веса грунта подготовки и обсыпки (см. авт. св. СССР №93087, F16L 57/00. Бюл. №20 от 30.05.1982 г.).

Недостатком способа является невозможность его использования при наличии подстилающих скальных пород и на пересечении с солончаковыми грунтами и болотами. Кроме этого вяжущее в количестве 6-8% от веса грунта подготовки и обсыпки не обеспечивает улучшение условий эксплуатации трубопровода с точек зрения предупреждения изоляции трубопровода от механических повреждений, а также защиты от негативного действия окружающей среды и коррозии.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является способ прокладки полуподземного трубопровода, включающий укладку трубопровода с изоляцией в траншею на слой подготовки, обработанный модификатором - органическим вяжущим в количестве 3-12% от веса грунта, обсыпку его слоем обсыпки, обработанным органическим вяжущим в количестве 3-12% от веса грунта. Причем в качестве органического вяжущего используют ВМТ (вяжущее магистральных трубопроводов) по ТУ 38.101960-83, нефть и другие органические вяжущие продукты с добавками или без них (см. патент РФ №2205316, опубл. 27.05.2003. Бюл. №15). Кроме того, для обеспечения продольной устойчивости формирование обвалования осуществляют грунтом, содержащим 3-12% органического вяжущего.

Недостатком способа является относительно высокая коррозионная активность обработанных грунтов для подготовки и обсыпки и его низкая эффективность из-за использования дорогостоящих вяжущих средств.

Задачей изобретения является создание способа прокладки трубопровода, обеспечивающего снижение коррозионной активности грунтов подготовки и обсыпки и повышение эффективности процессов.

Поставленная задача решается тем, что в способе прокладки трубопровода, включающем укладку стального изолированного трубопровода в траншею на слой подготовки, обработанный модификатором, засыпку трубопровода слоем обсыпки, обработанным модификатором с последующим формированием обвалования, в качестве модификатора используют вторичный продукт реагентного обезвреживания нефтезагрязненных отходов производства и почвогрунтов, содержащий гидроксид и карбонат кальция, в количестве 15-45 масс. % от веса грунта, а при обработке грунта вводят раствор метилсиликоната натрия в количестве 0,2-1,0 масс. % от веса грунта в расчете на основное вещество.

В заявленном способе используют:

- метилсиликонат натрия (ГКЖ-11Н) по ТУ 6-02-696-76 или ТУ 2229-004-71012633-2009;

- продукт реагентного обезвреживания нефтезагрязненных отходов производства и почвогрунтов, представляющий собой порошкообразный капсулированный материал.

Введение в грунты подготовки и обсыпки, капсулированного продукта реагентного обезвреживания нефтезагрязненных отходов производства и почвогрунтов, представляющего собой порошкообразный капсулированный материал, содержащий высокомолекулярные углеводороды, гидроксид кальция и минеральные компоненты грунтов, покрытые коркой из карбоната кальция, обеспечивает мелкозернистую структуру массивов грунтов подготовки и обсыпки за счет препятствования капсулами агрегации частиц грунта.

Наличие в продукте гидроксида и карбоната кальция приводит с снижению кислотности среды, а также к образованию в траншее на границах подготовки и обсыпки известняковой корки, затрудняющей водо- и воздухообменные процессы с внешней средой.

Поскольку в большинстве случаев в щелочной среде коррозия стали уменьшается, то переход среды в нейтральную или слабощелочную зону приводит к уменьшению скорости коррозии. Кроме этого растворенный в воде гидроксид кальция выполняет роль неорганического катодного ингибитора коррозии, образуя в местах нарушения изоляции трубопроводов труднорастворимые осадки карбоната кальция, увеличивающие электросопротивление, замедляющие катодный процесс и затрудняющие доступ кислорода.

Метилсиликонат натрия в присутствии оксида кальция и углеводородов увеличивает гидрофобизацию грунтовой массы и упрочняет экранирующую пленку на основе карбоната кальция, усиливает замедление катодного процесса и, тем самым, улучшает антикоррозионные свойства всего грунта подготовки и обсыпки в целом.

Уменьшение содержания модификатора в грунте ниже 15 масс. % приводит к увеличению коррозионной способности грунта и не обеспечивает водонепроницаемость, гидрофобность и коррозионную защиту трубопровода в случае нарушения целостности изоляции. Увеличение его содержания выше 45 масс. % практически не оказывает влияние на коррозионные свойства грунта и приводит к увеличению расхода реагента.

Увеличение содержания метилсиликоната натрия выше 1,0 масс. % приводит к перерасходу реагента, а при уменьшении его содержания менее 0,2 масс. % эффект увеличения гидрофобизационных свойств грунта недостаточно проявляется.

Поддержание содержания модификатора и добавки метилсиликоната натрия в заданных пределах приводит к существенному улучшению электрохимических и физико-механических свойств и снижению коррозионной активности грунта, что обеспечивает защиту стального трубопровода от коррозии, защиту изоляции от негативного воздействия окружающей среды и увеличение срока службы изоляции.

Сущность заявляемого изобретения описывается следующим примером.

Продукт реагентного обезвреживания нефтезагрязненных отходов производства и почвогрунтов получают следующим образом.

Вначале получают реагент для обезвреживания нефтеотходов, для чего в смеситель подают негашеную известь в количестве от 80,6 до 91,5 масс. %, нефтеотходы, в частности кубовые остатки первичной переработки нефти при 50-85°C в количестве от 8,5 до 19,4 масс. %, и тщательно перемешивают.

Затем в смеситель для обезвреживания подают почвогрунты, содержащие 50 масс. % мазута, из расчета 1 кг на 1 кг реагента. Смесь перемешивают с добавлением воды до полного гашения извести и получения однородной массы.

Полученный капсулированный продукт реагентного обезвреживания нефтезагрязненных почвогрунтов удаляют из смесителя, складируют и направляют на обработку грунта для слоев подготовки и обсыпки трубопровода в качестве модификатора.

Укладка трубопровода осуществляют следующим образом.

В соответствии с СТО Газпром 2-2.1-249-2008 стальной изолированный трубопровод укладывают в траншею на слой подготовки, предварительно обработанный модификатором и раствором метилсиликоната натрия, засыпают слоем обсыпки, обработанным модификатором и раствором метилсиликоната натрия. Затем траншею засыпают и формируют обвалование.

Обработку грунта подготовки и обсыпки проводят в смесителе путем введения в нее при перемешивании грунта модификатора из расчета 15-45 масс. % от веса грунта и раствора метилсиликоната натрия 0,2-1,0 масс. % от веса грунта в расчете на основное вещество.

С целью определения уровня воздействия на процессы почвенной коррозии предлагаемого способа проводились исследования по определению скорости коррозии по плотности поляризующего тока в лабораторных условиях и по методу потери массы в промысловых условиях. Для исследований использовались образцы труболистовой стали марки 17Г1С-У.

Для проведения лабораторных исследований в качестве электродов использовали образцы труболистовой стали с припаянными проводниками, изолированные с внешней стороны битумным лаком, которые устанавливают в емкость на расстоянии 50-60 мм друг от друга. В емкость загружают грунт, обработанный модификатором. Грунт уплотняют и увлажняют дистиллированной водой до появления на его поверхности непоглощенной влаги. После 24-часовой выдержки проводят исследования в соответствии с РД 153-39.4-091-01.

Исследования в промысловых условиях проводились путем размещения образцов труболистовой стали на глубину около 0,3 м в шурфы с грунтом, обработанным модификатором и метилсиликонатом натрия. Толщина слоя исследуемого грунта вокруг образцов со всех сторон составляла около 0,3 м. Через 4 месяца образцы вытаскивались и после тщательной очистки взвешивались на аналитических весах.

Результаты исследований коррозионных свойств грунтов приведены в таблице.

Результаты исследований показывают, что при использовании в качестве модификатора продуктов реагентного обезвреживания нефтезагрязненных отходов и почвогрунтов, содержащих высокомолекулярные углеводороды, с добавкой метилсиликоната натрия коррозионная активность грунтов существенно снижается. Так, введение модификатора в количестве 15-45 масс. % и метилсиликоната натрия в количестве 0,2-1,0 масс. % от веса грунта позволяет снизить скорость коррозии стали в 1,80-2,15 раза по сравнению с прототипом. При этом улучшаются и физико-механические свойства грунтов, что позволяет снизить отрицательное воздействие окружающей среды на защитные свойства изоляции. Улучшение свойств грунтов слоев подготовки и обсыпки трубопроводов за счет использования модификатора приводит к сохранению защитных свойств изоляционных покрытий, снижению коррозии оголенных участков при нарушении целостности изоляции и увеличению срока службы труб.

1. Способ прокладки трубопровода, включающий укладку стального изолированного трубопровода в траншею на слой подготовки, обработанный модификатором, засыпку трубопровода слоем обсыпки, обработанным модификатором, с последующим формированием обвалования, отличающийся тем, что в качестве модификатора используют продукт реагентного обезвреживания нефтезагрязненных отходов производства и почвогрунтов в количестве 15-45 масс. % от веса грунта, а при обработке грунта вводят раствор метилсиликоната натрия в количестве 0,2-1,0 масс. % от веса грунта в расчете на основное вещество.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что продукт реагентного обезвреживания нефтезагрязненных отходов производства и почвогрунтов содержит гидроксид и карбонат кальция.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано при проведении строительных и ремонтных работ на газонефтепроводах. В способе прокладки газонефтепровода осуществляют укладку изолированного газонефтепровода в траншею на слой подготовки, обработанный модификатором, засыпку газонефтепровода слоем обсыпки, обработанным модификатором, с последующим формированием обвалования.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована при укладке трубопроводов с судна на дно водоема. Предложено устройство (1), устанавливаемое на борту судна для обвязки по меньшей мере одного кабеля (2) и трубопровода (3) во время непрерывной и происходящей одновременно с обвязкой укладки обвязанного пучка (4) в море.

Изобретение относится к области строительства и ремонта трубопроводов, проходящих через водные преграды. Способ включает установку нижней поворачиваемой части герметизирующей камеры (далее - камеры) соединительным разъемом до контакта с трубопроводом, крепление ее хомутами к трубопроводу, проворачивание на 180°, распорку и замыв.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано при сооружении переходов трубопроводов через водные преграды. Подводный трубопровод типа "труба в трубе" для перехода через водную преграду включает забалластированный на дне цилиндрический кожух с выведенными за пределы береговых водоохранных зон торцами и проложенный внутри него напорный продуктопровод.

Группа изобретений относится к строительству подводных трубопроводов. Способ укладки трубопровода с укладочного судна в водоем включает стадии: направления трубопровода (2) вдоль несущей конструкции (13) спусковой аппарели (6) посредством ряда направляющих устройств (14); получения изображений трубопровода (2) в плоскости регистрации, поперечной оси трубопровода (2), на свободном конце спусковой аппарели (6); определения, находится ли полученное изображение в пределах допустимого диапазона (AR), предварительно заданного в виде функции конфигурации несущей конструкции (13) и размера трубопровода (2); и подачи сигнала (Е) ошибки, когда полученное изображение не находится в пределах допустимого диапазона (AR).

Изобретение относится к ремонту подземных магистральных газопроводов. В способе ремонта вскрывают потенциально опасный участок газопровода и производят оценку технического состояния потенциально опасного участка газопровода с повышенным уровнем напряженно-деформированного состояния.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам, предназначенным для укладки трубопроводов. Предложено трубоукладочное судно, включающее группу рабочих площадок, расположенных вдоль траектории трубопровода, снабженных верхним участком, удаленным от первого края судна, и группой мостков, расположенных в зоне первого края судна.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Испытательный полигон содержит соединенные между собой насосную станцию, замерно-регулировочный пункт, технологические трубопроводы с запорной аппаратурой, узел приема/пуска/пропуска средств очистки и диагностики трубопроводов, первый, второй и третий кольцевой трубопроводы разного диаметра, резервуар для хранения рабочей жидкости, вспомогательные электронасосные агрегаты, дренажные и вспомогательные трубопроводы.

Изобретение относится к ремонту трубопроводов, в частности к ремонту магистральных региональных газопроводов с подкладными кольцами. Целью изобретения является экономия материала (трубной стали) при проведении ремонтных работ с вырезкой сварных стыков, имеющих подкладные кольца, за счет технически обоснованного размера вырезаемой катушки.

Изобретение относится к области судостроения и касается укладки трубопровода с судна. Предложен способ укладки трубопровода с судна, включающий направление трубопровода вдоль траектории укладки трубопровода и размещение группы рабочих площадок вдоль указанной траектории и характеризующийся первым режимом работы с относительно малой кривизной траектории укладки трубопровода вдоль судна, с выходом трубопровода из судна под относительно малым углом и с расположением нижней рабочей площадки из вышеуказанной группы рабочих площадок в зоне выхода трубопровода из судна и вторым режимом работы с относительно большой кривизной траектории укладки трубопровода вдоль судна, с выходом трубопровода из судна под относительно большим углом в обход зоны расположения нижней рабочей площадки.

Изобретение относится к строительству трубопроводов. В заявленном способе выполняют монтаж трубопровода и устанавливают заглушки по его концам. Трубопровод оснащают понтонами и размещают в створе подводного перехода. При этом понтоны соединены между собой гибкими трубами, а первый понтон кинематически связан канатом с лебедкой. Затем придают трубопроводу отрицательную равномерно распределенную плавучесть и погружают его на дно за счет увеличения веса понтонов путем заполнения водой, перекачиваемой из водоема с помощью насоса. Нагнетательный патрубок насоса подсоединен к отверстию крайнего понтона с помощью гибкого трубопровода, длина которого принята больше глубины погружения трубопровода. После закрепления трубопровода в проектном положении выполняют отстропку понтонов. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям для защиты трубопроводов, проложенных на откосе, от ударных нагрузок, и может быть использовано при строительстве газопроводов в горной местности и в условиях вечной мерзлоты. Конструкция включает заполнитель в виде песка и/или камней, размещенный в выполненной в грунте откоса траншее, в которой проложен трубопровод, и слой из гибких бетонных плит, закрывающий упомянутую траншею. Слой бетонных плит размещен на расстоянии 0,5-3 м по вертикали от оси трубопровода. Гибкие бетонные плиты армированы георешетками, растянутыми с образованием ромбовидных ячеек, и связаны между собой тросами, а опирающиеся на поверхность грунта откоса плиты прикреплены к грунту анкерами. Технический результат - повышение устойчивости конструкции к ударным нагрузкам. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к строительству переходов магистральных трубопроводов методом наклонно-направленного бурения с применением составного защитного футляра. Технический результат - сохранение целостности расширенных участков горизонтальной скважины в поверхностных слабосцементированных породах на всей длине горизонтальной скважины. Способ установки защитных футляров в горизонтальной скважине включает в себя применение двух защитных футляров, установленных на входе и выходе из горизонтальной скважины. При этом после бурения пилотной скважины выполняют с помощью двух установок горизонтального бурения ее расширение: сначала со стороны выхода из скважины, а потом - со стороны входа. При этом оба поверхностных участка перекрываются защитными футлярами сразу после их расширения. Далее вся горизонтальная скважина перекрывается третьим футляром меньшего диаметра на всю длину, после расширения ее участка между двумя установленными футлярами расширителем меньшего диаметра. 7 ил.

Изобретение относится к области магистрального трубопроводного транспорта жидкостей и газов и может быть использовано при осуществлении земляных работ в процессе подготовки к ремонту небольших по протяженности участков подземных трубопроводов, расположенных в заболоченных местах, где уровень грунтовых вод не позволяет производить ремонтные работы без предварительной подготовки, включающей выторфовку, отсыпку и водоотведение. Перед выкапыванием грунта определяют глубину и ось залегания трубопровода. Устанавливают в зависимости от диаметра трубопровода и габаритных размеров рабочих органов экскаватора размеры предполагаемого котлована. По периметру предполагаемого котлована задавливают изготовленные из сваренных между собой сегментов труб шпунты. Выкапывание грунта производят посредством экскаватора, передвижение которого вокруг котлована в процессе выкапывания грунта осуществляют по сланям, перемещаемым вокруг разрабатываемого котлована самим экскаватором. На дне котлована образуют приямок, обеспечивающий возможность откачки и, как следствие, поддержания необходимого уровня прибывающих в котлован грунтовых вод. Технический результат - расширение арсенала технических средств. 2 ил.

Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано для бестраншейной замены подземных трубопроводов при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций. Способ бестраншейной замены действующих аварийных трубопроводов, включающий пропускание по аварийному участку из рабочего колодца в приемный сборного механизма, состоящего из расширителя и ударного узла, разрушение старого трубопровода и затягивание нового, замену производят без отключения заменяемого участка, а перепуск стоков осуществляют периодически по мере наполнения приемного колодца. Данное изобретение позволяет не отключать аварийный участок подземного трубопровода, что существенно облегчает замену и делает ее возможной в зимний период. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано для демонтажа выработавших свой ресурс или не использующихся трубопроводов, находящихся под водой. На берегу водной преграды демонтируемый трубопровод откапывают и разрезают в урезной части. К концу трубопровода приваривают оголовок. К телу трубы рядом с оголовком приваривают металлическую площадку. К оголовку трубы приваривают блок, через который пропускают тяговый трос. На берегу устанавливают тяговую лебедку с блоком и крепят вместе с тяговым тросом к двум разным анкерам. На металлическую площадку устанавливают площадочный вибратор. Под тело трубы продевают два металлических полотенца и набрасывают их на гаки кранов-трубоукладчиков. Запускают тяговую лебедку и натягивают тяговый трос, затем включают площадочный вибратор, запускают трубоукладчики и начинают подъем трубы из донного грунта. Технический результат: расширение арсенала имеющихся технических средств, снижение энергозатрат. 1 ил.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при увеличении глубины заложения действующих подземных трубопроводов. Заявленный способ позволяет обеспечить увеличение глубины заложения действующего трубопровода с исключением возможности его повреждения в процессе производства работ. 2 ил.

Изобретение относится к исправлению дефектного кольцевого сварного соединения между трубными секциями трубопровода. Для устранения дефектов сварного шва используется механизм (20) вскрытия сварного шва. Механизм (20) содержит инструмент вскрытия сварного шва и устройство (20b) направления инструмента. Механизм (20) может быть модульным в виде, дающем возможность его разборки на отдельные переносные узлы (20а, 20b). Способ включает размещение устройства (20b) направления инструмента в фиксированном положении относительно трубопровода, направление инструмента вскрытия сварного шва вокруг трубы вдоль сварного соединения с помощью устройства (20b) направления инструмента и использование инструмента вскрытия сварного шва для удаления материала на дефектном участке сварного шва. Сформированная таким образом выемка может иметь параллельные вертикальные стенки. Выемка затем заполняется металлом шва с помощью сварочного устройства. 5 н. и 21 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к способу определения ресурса защитного покрытия подземных стальных трубопроводов. Задачей изобретения является повышение достоверности учета изменения параметров работы станций катодной защиты при оценке ресурса защитного покрытия подземных стальных трубопроводов, достигается рассчитыванием показателя изменения силы тока катодной станции во времени, уточненного через n лет эксплуатации трубопровода α I n по зависимости где Ii - среднее значение силы тока катодной станции в τi-м году, А; n - общее количество лет эксплуатации трубопровода; Iн -начальное значение силы тока катодной станции, А; τi - текущее время эксплуатации трубопровода, лет. Ресурс защитного покрытия определяют с учетом уточненного показателя изменения силы тока катодной станции по результатам периодических измерений значений силы тока катодной станции по формуле где α i n - показатель изменения силы тока катодной станции во времени; Iпр - предельное значение силы тока станции катодной защиты, А; Iн - начальное значение силы тока станции катодной защиты, А.

Изобретение относится к установленной в море опорной конструкции (1), оснащенной устройством (4) хранения гибких трубопроводов (3, 3a-3b-3c), используемых для перекачки нефтепродуктов. Опорная конструкция содержит первую несущую конструкцию (5), поддерживающую множество расположенных один над другим вращающихся дисков (4-1). С опорой на верхние стороны дисков по спирали намотаны гибкие трубопроводы. Вращающееся соединительное устройство (7) обеспечивает соединение между ближайшим к центру диска первым концом (3-1) гибкого трубопровода на диске и концом (8-1) передаточного трубопровода (8), который остается неподвижным при вращении диска. Направляющие средства (10,10a,10b,10c) направляют участки (3-2) гибких трубопроводов, находящиеся снаружи от вращающихся дисков в продолжение остальных участков трубопроводов, опирающихся на диски, таким образом, что эти участки (3-2) трубопроводов на сходе с дисков расположены прямолинейно в различных положениях в параллельном борту горизонтальном направлении ( Y 1 Y 1 ' ) , на различных высотах и могут принимать различные направления (α1,α2,α3) своих осевых вертикальных плоскостей P1, P2, P3 относительно этого горизонтального направления, параллельного борту. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 19 ил.
Наверх