Система с поводковым элементом механизма переключения передач

Изобретение относится к системам переключения передач с поводковым элементом для ступенчатой коробки передач транспортного средства. В системе переключения передач с поводковым элементом (1) движения рычага (3) выбора передач и рычага (6) переключения передач являются передаваемыми через поводковый элемент (1) на шток (2) переключения и выбора передач для приведения в действие переключающих элементов. Поводковый элемент (1) выполнен в виде многофункционального узла с несколькими рабочими поверхностями для выполнения дополнительных функций в процессе выбора и переключения передач. Достигается упрощение конструкции устройства. 10 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Настоящее изобретение относится к системе с поводковым элементом механизма переключения передач для ступенчатой коробки передач транспортного средства согласно описанному в ограничительной части п.1 формулы изобретения типу.

К примеру, из публикации DE 10142225 А1 известен механизм переключения передач для автомобильной коробки передач с ручным управлением. Известный механизм переключения передач имеет шток переключения и выбора передач, который установлен с возможностью поворота для выполнения движения выбора и с возможностью аксиального движения для выполнения движения включения. На штоке переключения и выбора передач прикреплены пальцы переключения передач, которые при поворотном движении последовательно входят в зацепление с соотнесенными поводками. Различные необходимые поводки прикреплены соответственно на качающихся и поворотных вилках переключения передач для приведения в действие соотнесенных переключающих элементов. Таким образом, недостатком известного механизма переключения передач является наличие нескольких поводков и других деталей для возможности осуществления желательных движений выбора и включения.

В основу данного изобретения положена задача создания системы описанного вначале типа, в которой несколько функций и задач объединены в одном узле для того, чтобы уменьшить тем самым количество необходимых деталей и сократить стоимость изготовления.

Согласно изобретению эта задача решена посредством признаков п.1 формулы изобретения, причем другие предпочтительные формы выполнения следуют из зависимых пунктов формулы изобретения и чертежей.

Предложена система с поводковым элементом механизма переключения передач, например, для ручной или роботизированной ступенчатой коробки передач транспортного средства, в которой движения рычага выбора передач и рычага переключения передач являются передаваемыми через поводковый элемент на шток переключения и выбора передач для приведения в действие переключающих элементов или т.п., причем поводковый элемент выполнен в виде многофункционального узла по меньшей мере с одной рабочей поверхностью для выполнения дополнительных необходимых функций в процессе выбора и переключения передач.

Таким образом, предложен в некотором роде многофункциональный поводок для транспортного средства с ручной или роботизированной ступенчатой коробкой передач, имеющий несколько различных рабочих поверхностей для того, чтобы тем самым, наряду с переносом усилий переключения и выбора передач в рамках процесса выбора и включения, дополнительно выполнять и осуществлять другие необходимые функции. Предпочтительным образом, с его помощью в одном узле реализовано несколько, например семь, разных функций посредством предпочтительно девяти рабочих поверхностей, так что тем самым отпадает необходимость в деталях, функции которых взял на себя поводок, и в результате достигается экономия затрат вследствие отказа от требующих больших затрат отдельных деталей. К тому же посредством концентрации нескольких функций в одном узле можно реализовать короткую цепочку допусков, вследствие чего возможно более точное позиционирование выбора и переключения передач. Кроме того, вследствие уменьшения количества деталей получаются удобство монтажа и экономия пространства для установки.

Для переноса усилия выбора рычага выбора передач в процессе переключения передач в системе согласно изобретению может быть предусмотрено, что рычаг выбора передач своим обращенным к поводковому элементу концом установлен между двумя выполненными в качестве рабочих поверхностей и обращенными к нему поверхностями выбора передач на поводковом элементе, так что движение выбора рычага выбора передач преобразовывается в поворотное движении соединенного с поводковым элементом центрального штока переключения и выбора передач.

Приложенное через рычаг переключения передач в процессе переключения передач усилие может передаваться согласно следующей форме выполнения изобретения с системой согласно изобретению за счет того, что рычаг переключения передач своим обращенным к поводковому элементу концом установлен между двумя выполненными в качестве рабочих поверхностей и обращенными к нему поверхностями выбора или т.п.на поводковом элементе, так что движение выбора рычага выбора передач преобразовывается в аксиальное движение соединенного с поводковым элементом центрального штока переключения и выбора передач.

В рамках следующего предпочтительного варианта осуществления изобретения может быть предусмотрено, что для направления выбора и переключения передач предусмотрены направляющие поверхности выбора и включения. Предпочтительно направляющие поверхности выбора и включения могут быть выполнены таким образом, что они в известной степени воспроизводят Н-схему включения в коробке переключения передач и тем самым обеспечивают соответствующее ведение движения выбора и переключения передач. Например, направляющие поверхности выбора и включения на поводковом элементе могут быть реализованы боковыми поверхностями нескольких выступов. Возможны также другие конструктивные формы выполнения для реализации требуемого направления выбора и переключения передач.

Другое выполнение изобретения может предусматривать, что для выполнения других функций через поводковый элемент на нем в качестве рабочих поверхностей предусмотрены концевые упорные поверхности для механического ограничения движения переключения центрального штока выбора и переключения передач. За счет этого реализуется механическое ограничение в механизме переключения передач через поводковый элемент.

Для того чтобы в систему согласно изобретению интегрировать в поводковый элемент еще одну функцию, на поводковом элементе в качестве рабочей поверхности может применяться по меньшей мере одна первая центрирующая поверхность, которая используется для центрирования поводка на центральном штоке выбора и переключения передач, и, например, может быть также предусмотрена по меньшей мере одна вторая центрирующая поверхность, которая применяется для центрирования поводка по меньшей мере на одном крепежном винте. Таким образом осуществляется центрированное соединение и захват поводкового элемента на штоке выбора и переключения передач. Конструктивно это может обеспечиваться, например, посредством того, что имеются соответствующие центрирующие поверхности в предусмотренном, например, поперечно продольного направления штока выбора и переключения передач углублении или т.п.

В рамках следующего усовершенствования изобретения может быть предусмотрено, что на поводковом элементе в качестве другой рабочей поверхности предусмотрены поверхность фиксации выбора передачи и/или поверхность фиксации нейтрального положения для интегрирования дополнительных функций в поводковый элемент. Таким образом, наряду с фиксацией выбора, в поводковый элемент может быть введена также фиксация переключателя нейтрального положения для функциональной возможности пуска-останова для того, чтобы сэкономить на нужных в ином случае деталях. В качестве возможных конструктивных выполнений для реализации фиксации выбора передач и фиксации переключателя нейтрального положения в заданном положении поводкового элемента, в зависимости от случая применения и расположения переключателя нейтрального положения и фиксации выбора передач, могут быть предусмотрены изогнутые поверхности с углублением или канавкой для того, чтобы обеспечить соответствующие фиксации.

В принципе, систему поводкового элемента можно применять с различными механизмами переключения передач и тем самым с разными типами ступенчатых коробок передач, причем тогда соответственным образом подбираются положения предусмотренных рабочих поверхностей.

Настоящее изобретение поясняется далее на основании чертежей, на которых в виде примеров изображены варианты осуществления. На них изображены:

Фиг.1 схематический трехмерный вид возможного примера осуществления системы поводкового элемента в механизме переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства,

Фиг.2 схематический трехмерный вид отдельной детали поводкового элемента согласно фиг.1,

Фиг.3 схематический, трехмерный вид отдельной детали поводкового элемента согласно фиг.1.

На фиг.1 показан в виде примера возможный вариант осуществления системы с поводковым элементом 1 показанного для примера механизма переключения передач для ступенчатой коробки передач транспортного средства.

Поводковый элемент 1 используется в виде многофункционального узла механизма переключения передач для транспортного средства с ручной или роботизированной ступенчатой коробкой передач, причем через поводковый элемент 1 могут быть реализованы по меньшей мере семь разных функций в рамках процесса выбора и переключения передач. Для этого поводковый элемент 1 имеет несколько рабочих поверхностей, например девять, чтобы передавать движения выбора и переключения передач на центральный шток 2 выбора и переключения передач, который соединен с подлежащими приведению в действие, не показанными более подробно переключающими элементами.

Поводковый элемент 1 согласно изобретению для переноса движения выбора рычага 3 выбора передач на центральный шток 2 выбора и переключения передач имеет выполненные в качестве рабочих поверхностей поверхности 4 выбора передач, которые показаны, прежде всего, на фиг.3. Поверхности 4 выбора на соотнесенной с концом рычага 3 выбора передач стороне поводкового элемента 1 расположены на некотором расстоянии между собой таким образом, что конец рычага 3 выбора передач устанавливается между обращенными к нему поверхностями 4 выбора передач, так что движение выбора рычага 3 выбора передач передается в обоих направлениях. Тем самым, движения выбора рычага 3 выбора передач вызывают поворотное движение поводкового элемента 1 вокруг оси 5 вращения соединенного с поводковым элементом 1 центрального штока 2 выбора и переключения передач.

Для переноса движения переключения рычага 6 переключения передач механизма переключения передач в качестве рабочих поверхностей на поводковом элементе 1 предусмотрены две поверхности 7 переключения передач. Поверхности 7 переключения передач на обращенной к концу рычага 6 переключения передач стороне поводкового элемента 1 расположены на некотором расстоянии между собой таким образом, что конец рычага 6 переключения передач устанавливается между обращенными к нему поверхностями 7 переключения, так что движение переключения рычага 6 переключения передач передается в обоих направлениях. Тем самым, движение переключения рычага 6 переключения передач вызывает аксиальное движение поводкового элемента 1 относительно оси 5 вращения соединенного с поводковым элементом 1 центрального штока 2 выбора и переключения передач.

Для направляющей выбора и включения на поводковом элементе 1 предусмотрены направляющие поверхности 8 выбора и включения, как видно на фиг.1 - фиг.3. На верхнем относительно плоскости чертежа участке поводкового элемента 1 предусмотрены направляющие поверхности 8 выбора и переключения передач. Для этого на верхнем участке поводкового элемента 1 предусмотрена изогнутая поверхность с несколькими выступами 9, боковые поверхности которых образуют поверхности 8 выбора и переключения передач, чтобы со стороны коробки передач воспроизвести дорожки выбора и переключения передач Н-схемы включения.

В качестве механических концевых упоров для движения переключения на поводковом элементе 1 в качестве рабочих поверхностей предусмотрены концевые упорные поверхности 10 для механического ограничения осевого движения переключения центрального штока 2 выбора и переключения передач, причем по меньшей мере одна из концевых упорных поверхностей 10 видна, прежде всего, на фиг.2. Опора штока 2 выбора и переключения передач 2 обозначена ссылочным обозначением 11.

Как видно, прежде всего, на фиг.3, для центрированного соединения и захвата поводкового элемента 1 на центральном штоке 2 выбора и переключения передач предусмотрены первая центрирующая поверхность 12 и вторая центрирующая поверхность 13. Кроме того, поводковый элемент 1 имеет проходящие поперечно оси 5 вращения центрального штока 2 выбора и переключения передач углубления и отверстие 14, в котором предусмотрена центрирующая поверхность 13. Первая центрирующая поверхность 12, параллельная оси 5 вращения, служит для центрирования поводка 1 на штоке 2 выбора и переключения передач, причем вторая центрирующая поверхность 13 предусмотрена для центрирования поводкового элемента 1 на не показанном на рисунке крепежном винте.

Для того чтобы осуществить фиксацию выбора передач, на поводковом элементе 1 в качестве рабочей поверхности предусмотрена поверхность 15 фиксации выбора передач. Поверхность 15 фиксации выбора передач реализована посредством изогнутой поверхности на поводковом элементе 1, на которой предусмотрена центральная, проходящая поперечно к изогнутой поверхности выемка 16 для фиксации фиксации выбора передач. Поверхность 15 фиксации выбора передач выполнена на обращенном к узлу 19 фиксации выбора передач участке поводкового элемента 1.

Кроме того, на поводковом элементе 1 для фиксации переключателя нейтрального положения в качестве рабочей поверхности расположена поверхность 17 фиксации нейтрального положения, предпочтительно рядом с поверхностью 15 фиксации выбора передач. Поверхность 17 фиксации нейтрального положения образована изогнутой поверхностью на поводковом элементе 1 в области соотнесенного с переключателем 20 нейтрального положения участка с проходящей посередине в направлении изгиба канавкой 18 или т.п. В канавке 18 толкатель переключателя 20 нейтрального положения может двигаться вдоль дорожки нейтрального положения.

Соответствующие позиции изображенных рабочих поверхностей на поводковом элементе 1 предусмотрены на фиг.1 - фиг.3 лишь для примера, поскольку соответствующая позиция системы рабочих поверхностей может отличаться в зависимости от использованного механизма переключения передач.

ССЫЛОЧНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1 поводковый элемент

2 центральный шток выбора и переключения передач

3 рычаг выбора передач

4 поверхность выбора передач

5 ось вращения

6 рычаг переключения передач

7 поверхность переключения передач

8 направляющая поверхность выбора и переключения передач

9 выступ

10 концевая упорная поверхность

11 опора

12 первая центрирующая поверхность

13 вторая центрирующая поверхность

14 углубление

15 поверхность фиксации выбора передач

16 выемка

17 поверхность фиксации нейтрального положения

18 канавка

19 узел фиксации выбора передач

20 переключатель нейтрального положения

1. Поводковый элемент (1) механизма переключения передач для ступенчатой коробки передач транспортного средства, в котором движения рычага (3) выбора передач и рычага (6) переключения передач механизма переключения передач являются передаваемыми через поводковый элемент (1) на шток (2) переключения и выбора передач механизма переключения передач для приведения в действие переключающих элементов, и рычаг (3) выбора передач своим обращенным к поводковому элементу (1) концом установлен между двумя выполненными в качестве рабочих поверхностей и обращенных к нему поверхностями (4) выбора передач на поводковом элементе (1) так, что движение выбора рычага выбора (3) передач является преобразуемым в поворотное движение соединенного с поводковым элементом (1) центрального штока (2) переключения и выбора передач и рычаг (6) переключения передач своим обращенным к поводковому элементу (1) концом установлен между двумя выполненными в качестве рабочих поверхностей и обращенными к нему поверхностями (7) переключения передач на поводковом элементе (1) так, что движение выбора рычага (6) переключения передач является преобразуемым в аксиальное движение соединенного с поводковым элементом (1) центрального штока (2) переключения и выбора передач, отличающийся тем, что поводковый элемент (1) выполнен в виде многофункционального узла с несколькими рабочими поверхностями для выполнения дополнительных функций в процессе выбора и переключения передач, и на изогнутой поверхности поводкового элемента (1) несколько выступов (9) расположены таким образом, что со стороны коробки передач отображены дорожки выбора и переключения передач Н-схемы включения, причем по меньшей мере соотнесенные с дорожками выбора и переключения передач боковые поверхности выступов (9) выполнены в виде направляющих поверхностей (8) выбора и переключения передач.

2. Поводковый элемент (1) по п.1, отличающийся тем, что на поводковом элементе (1) в качестве рабочей поверхности предусмотрена поверхность (15) фиксации выбора передач для фиксации соответствующего движения выбора.

3. Поводковый элемент (1) по п.2, отличающийся тем, что в качестве поверхности (15) фиксации выбора передач предусмотрена изогнутая поверхность на поводковом элементе (1) с центральной, проходящей поперечно к изогнутой поверхности выемкой (16).

4. Поводковый элемент (1) по одному из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что на поводковом элементе (1) в качестве рабочих поверхностей предусмотрены концевые упорные поверхности (10) для механического ограничения движения переключения передач центрального штока (2) выбора и переключения передач.

5. Поводковый элемент (1) по одному из пп.1-3, отличающийся тем, что на поводковом элементе (1) в качестве рабочей поверхности предусмотрена по меньшей мере одна первая центрирующая поверхность (12) для центрирования поводкового элемента (1) на центральном штоке (2) выбора и переключения передач.

6. Поводковый элемент (1) по п.4, отличающийся тем, что на поводковом элементе (1) в качестве рабочей поверхности предусмотрена по меньшей мере одна первая центрирующая поверхность (12) для центрирования поводкового элемента (1) на центральном штоке (2) выбора и переключения передач.

7. Поводковый элемент (1) по одному из пп.1-3, отличающийся тем, что на поводковом элементе (1) в качестве рабочей поверхности предусмотрена по меньшей мере одна вторая центрирующая поверхность (13) для центрирования поводкового элемента (1) по меньшей мере на одном крепежном винте.

8. Поводковый элемент (1) по п.5, отличающийся тем, что на поводковом элементе (1) в качестве рабочей поверхности предусмотрена по меньшей мере одна вторая центрирующая поверхность (13) для центрирования поводкового элемента (1) по меньшей мере на одном крепежном винте.

9. Поводковый элемент (1) по п.6 или 8, отличающийся тем, что центрирующая поверхность (13) выполнена в проходящем поперечно оси (5) вращения центрального штока (2) переключения и выбора передач углублении (14) поводкового элемента.

10. Поводковый элемент (1) по одному из пп.1-3, 6 или 8, отличающийся тем, что на поводковом элементе (1) в качестве другой рабочей поверхности предусмотрена поверхность (17) фиксации нейтрального положения для фиксации переключателя (20) нейтрального положения.

11. Поводковый элемент (1) по п.10, отличающийся тем, что в качестве поверхности (17) фиксации нейтрального положения предусмотрена изогнутая поверхность на поводковом элементе (1) с центральной, проходящей в направлении изгиба канавкой (18).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству (1, 2) смены передач для коробки передач (4) и способу компенсации производственных допусков посредством устройства (1, 2) смены передач.

Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства. Трансмиссия содержит первый и второй вращающиеся валы, первую и вторую пару находящихся в зацеплении зубчатых колес, каждая из которых содержит холостую шестерню, установленную с возможностью вращения на втором валу, один синхронизатор, выполненный с возможностью смещения вдоль второго вала между первым и вторым положениями зацепления, в которых он фиксирует одну из холостых шестерен на втором валу посредством нейтрального положения и гидравлический привод для смещения синхронизатора.

Изобретение относится к переключающему устройству. Переключающее устройство (1) содержит корпус (2) головки и, по меньшей мере, один вал (3) управления переключением передач и, по меньшей мере, один функциональный элемент (4) на вале (3) управления переключением передач.

Изобретение относится к исполнительному механизму для переключения коробки передач. .

Изобретение относится к устройству переключения автоматической коробки передач. .

Изобретение относится к раздаточным коробкам транспортных средств. .

Изобретение относится к управляющим или приводным элементам механизма переключения передач автомобильных коробок передач. .

Импульсный вариатор скорости1изобретение относится к регулируемым механическим ;переда1чам импульсного действ.ия и .может 'найти .применение в приводах различного 'назначения, например в приводах машин по переработке пластмасс и резины.известны импульсные вар.иаторы скорости, содержащие корпус и расположенные в нем ведущий и ведомый .валы, преобразующий механизм в .в.иде кривошилно-щатунного механизма, муфты свободного хода .и механизм регулирования.недостатками известного вариатора являются громоздкость конструкции и невозможность .получения оптимального закона движе- ;ния .ведомого звена.с целью уорощевия .конструкции и получения оптимального значения закона движен.ия ведомого звена, .ка.ждый преобразующий механизм выполнен в виде яространственного коромыслового кулач'ко.вого механиз-ма, включающего ролики, установленные равномерно .по окружности на наружной обойме соответствующей муфты овобо.дного хода, и винтовой кулачок, взаимодействующий с корпусом .и рол.иками.на фиг. 1 представлен импульсный вариатор скорости, общий вид; на фиг. 2 — то же, раз.рез по а—а .на фиг. 1; на фиг. 3 — график .изменения передаточного отнощения от ведомой обоймы муфты свободного хода к веду-2iб п т бфш!д енооертевщему валу вариатора в зависимости от угла ф поворота последнего а 15° и у 60°; на фиг. 4— график изменения передаточного отнощения вариатора от ведомого .вала к его ведущему5 в за.висимости от угла ф поворота пос.леднего при а 15° и y 60°.вариатор .имеет ведущ.ий вал 1, установленный соосно с ведомым .валом 2 на .подшипниках в корпусе 3, и диск 4, щарнирно соеди-10 ненный в центре с ведущим валом 1, щтоки 5 с разными длинами и равными масса.м.и, рав аомерно расположенными относительно оси ведомого вала 2 цилиндрической поверхности и установленными подвижно в .корпусе 3. при15 это'м свободные концы щтоков 5, выходящие к диску 4, взаимодействуют с .последним, например через гидростатические опоры скольжения (или подшипник качения). другие концы щтоков 5 скреплены с винтовыми кулачка-20 .ми 6, каждый из которых своей плоской поверхностью взаимодействует с корпусом 3 через цикл.ичеокий ролик 7 с неподвижной осью вращения, а винтовой поверхностью — с наружной обоймой 8 муфты свободного хода че-25 рез цилиндрический ролик 9, ось вращения которого скреплена с обоймой 8 муфты свободного хода. ступицы 10 муфты свободного хода скреплены с .ведомы'м валом 2, а их обоймы 8 подпружинены относительно корпу-30 са 3 в круговом направлении, например .пру- // 420832
Изобретение относится к регулируемым механическим ;переда1чам импульсного действ.ия и .может 'Найти .применение в приводах различного 'Назначения, например в приводах машин по переработке пластмасс и резины.Известны импульсные вар.иаторы скорости, содержащие корпус и расположенные в нем ведущий и ведомый .валы, преобразующий механизм в .в.иде кривошилно-щатунного механизма, муфты свободного хода .и механизм регулирования.Недостатками известного вариатора являются громоздкость конструкции и невозможность .получения оптимального закона движе- ;Ния .ведомого звена.С целью уорощевия .конструкции и получения оптимального значения закона движен.ия ведомого звена, .ка.ждый преобразующий механизм выполнен в виде яространственного коромыслового кулаЧ'Ко.вого механиз-ма, включающего ролики, установленные равномерно .по окружности на наружной обойме соответствующей муфты овобо.дного хода, и винтовой кулачок, взаимодействующий с корпусом .и рол.иками.На фиг.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к приводам трубопроводной запорной арматуры. Двухскоростной ручной привод запорной арматуры содержит корпус (1), крышку (2), планетарный механизм, включающий коронное колесо (3), сателлиты (4), оси сателлитов (5), водило (6) и центральную вал-шестерню (7), переключатель скорости, состоящий из фланца центральной вал-шестерни (8) с отверстиями, число которых равно числу сателлитов (4), и головок осей сателлитов (9), размеры которых соответствуют размерам отверстий фланца (8), фиксатор положения переключателя скорости (10), маховик (11) и подшипник скольжения (12). Упрощение конструкции привода и снижение его осевого размера и массы достигается выполнением переключателя скорости в виде узкого фланца центральной вал-шестерни (8) с отверстиями и использованием в качестве элементов переключателя скорости головок осей сателлитов (9), а также выполнением фиксатора положения переключателя скорости (10) в виде одного разомкнутого упругого кольца, расположенного в кольцевой канавке водила (6) планетарного механизма. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх