Муфта зубчатая сцепная

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи вращения между двумя соосными валами, в частности, при регулировке резьбонакатного ролика в многороликовых резьбонакатных станках. Муфта содержит две полумуфты с зубьями, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения под воздействием управляющего механизма с поводком. Полумуфта, содержащая наружный зубчатый венец и кольцевую канавку под управляющий механизм, установлена на втулке, совершающей осевое перемещение по валу, и снабжена торцевым пазом, в котором размещен кулачок, закрепленный на выступе втулки. Полумуфта на втулке ограничена с одной стороны выступом втулки, а с другой - стопорным кольцом. Достигается возможность бесступенчатого поворота ведомого вала относительно ведущего перед включением привода. 2 ил.

 

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для соединения валов привода, для отключения и повторного включения привода ручным способом в статическом положении при необходимости точной установки угла поворота ведомого вала относительного ведущего перед их сцеплением, например, при регулировке резьбонакатного ролика в многороликовых резьбонакатных станках.

Прототипом изобретения является зубчатая сцепная муфта, содержащая две полумуфты с зубьями, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения под воздействием управляющего механизма с поводком (авт. св. №488946, кл. F16d 11/04, опубл. 25.10.1975 г.).

Недостатком этой муфты является невозможность бесступенчатого поворота одного вала относительного другого, так как повернуть можно только на целое число зубьев полумуфт.

Технической задачей изобретения является обеспечение возможности бесступенчатого поворота ведомого вала относительного ведущего вала.

Поставленная задача решена тем, что муфта зубчатая сцепная, содержащая две полумуфты с зубьями, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения под воздействием управляющего механизма с поводком, согласно изобретению, имеет в составе полумуфту с наружным зубчатым венцом и кольцевой канавкой под управляющий механизм, установленную на втулке, совершающей осевое перемещение по ведомому валу, снабженную торцевым пазом, в котором размещен кулачок, закрепленный на выступе втулки, при этом полумуфта на втулке ограничена с одной стороны выступом втулки, а с другой - стопорным кольцом.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено устройство муфты в разомкнутом состоянии, на фиг.2 - разрез A-A на фиг.1.

Муфта зубчатая сцепная содержит неподвижную полумуфту 1 с внутренними зубьями, закрепленную на валу 2, полумуфту 3 с наружными зубьями, установленную на втулке 4, совершающей осевое перемещение на валу 5 по шпонке 6, причем полумуфта 3 снабжена торцевым пазом 7, в котором размещен кулачок 8, закрепленный на выступе втулки 4. Положение полумуфты 3 на втулке ограничено с одной стороны выступом втулки 4, а с другой - стопорным кольцом 9. На выступе втулки 4 выполнены радиальные отверстия 10 и резьбовое отверстие, в которое кулачок 8 ввернут своей резьбовой частью и зафиксирован контргайкой 11. Для передачи большого крутящего момента, во избежании смятия поверхности кулачка, на нем установлена накладка 12, увеличивающая поверхность и уменьшающая напряжение смятия.

Муфта работает следующим образом.

В исходном состоянии полумуфты 1 и 3 находятся в разомкнутом, а валы 2 и 5 в неподвижном положении. Кулачок 8 необходимо установить в нейтральное положение с возможностью его поворота в одну или другую сторону. Для того, чтобы бесступенчато повернуть вал 5 на определенный угол относительно неподвижного вала 2, вначале необходимо повернуть его, а вместе с ним и установленные на нем втулку 4 и полумуфту 3 на некоторое число зубьев, приблизительно соответствующее заданному углу, при котором обеспечивается совмещение зубьев обеих полумуфт.

Поворот вала 5 достигается с помощью воротка, установленного в одном из радильных отверстий 10 втулки 4. Вместе со втулкой 4 поворачиваются через шпонку 6 вал 5, а через кулачок 8, установленный в пазу 7, полумуфта 3.

После совмещения зубьев полумуфт 1 и 3 производится их замыкание. Для этого перемещаем полумуфту 3, а вместе с ней посредством стопорного кольца 9 и втулку 4 в сторону зацепления с полумуфтой 1 до их полного замыкания. Затем для более точной регулировки угла поворота продолжаем поворачивать вал 5 через втулку 4, шпонку 6 кулачком 8 на некоторый дополнительный небольшой угол (меньший, чем при повороте на один зуб полумуфт) до обеспечения заданного угла поворота. Поворот кулачка 8 в ту или иную сторону осуществляется ключом с последующей фиксацией контргайкой 11. При этом полумуфты 1 и 3 остаются неподвижными. Таким образом, полный поворот вала 5 состоит из поворота на некоторое количество зубьев полумуфт плюс небольшой недостающий (или минус избыточный) угол до точно заданного угла поворота. Крутящий момент от вала 2 передается через зубья полумуфт 1 и 3, далее, через накладку 12, кулачок 8, втулку 4 и шпонку 6 к валу 5.

Чтобы привести муфту в исходное состояние, то есть обеспечить размыкание полумуфт 1 и 3 необходимо:

- отключить привод вала 2;

- произвести осевое перемещение полумуфты 3 относительно вала 5 до полного вывода ее из зацепления с полумуфтой 1.

Муфта зубчатая сцепная, содержащая две полумуфты с зубьями, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения под воздействием управляющего механизма с поводком, отличающаяся тем, что полумуфта, содержащая наружный зубчатый венец и кольцевую канавку под управляющий механизм, установлена на втулке, совершающей осевое перемещение по валу, и снабжена торцевым пазом, в котором размещен кулачок, закрепленный на выступе втулки, при этом полумуфта на втулке ограничена с одной стороны выступом втулки, а с другой - стопорным кольцом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а конкретно к зубчатым муфтам, используемым , например, в коробках передач транспортных средств. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к общему ма-л и построению и служит для переключения вра щающихся звеньев механизмов Цель изобретения - повышение надежности в работе путем обеспечения плавности переключения .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сцепления и расцепления валов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе механизмов и машин малой мощности, требующих преобразования знакопеременного вращения в однонаправленное, например в импульсных механических вариаторах, инерционных трансформаторах вращающего момента, ручном инструменте и т.п.

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для сцепления и расцепления валов. .

Изобретение относится к барабанной подъемной машине с механизмом перестановки для разъемного соединения переставного барабана и главного вала. Барабанная подъемная машина включает в себя соединенное с переставным барабаном (4) без возможности вращения колесо (9) барабана и спаренное колесо (11), которое выполнено с возможностью перемещения по оси относительно главного вала (2) в направлении (15) сцепления и в направлении (16) расцепления. Для того чтобы эффективно предотвратить нежелательное расцепление спаренного колеса (11) механизма (8) перестановки, между колесом (9) барабана и сцепляемым и расцепляемым спаренным колесом (11) установлены муфтовые элементы, которые посредством прокручивания сцепленного спаренного колеса (11) относительно колеса (9) барабана на величину зазора (21) боковой поверхности зуба являются вводимыми и выводимыми из зацепления. Изобретение относится также к способу сцепления и расцепления механизма (8) перестановки барабанной подъемной машины (1) такого типа. Достигается повышение надежности устройства. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх