Подводная лодка

Изобретение относится к области кораблестроения и касается конструкции подводной лодки и ее эксплуатации в ледовых условиях. Предложена подводная лодка, которая имеет направленное вверх буровое устройство (12, 12′), при этом буровое устройство (12, 12′) расположено в прочном корпусе (4) подводной лодки и имеет бур (14, 14′), выдвигаемый из расположенного на верхней палубе отверстия (10) прочного корпуса (4), буровая головка (42, 42′) бура (14, 14′) образует закрывающее тело, закрывающее отверстие (10) прочного корпуса (4). Технический результат заключается в повышении безопасности эксплуатации подводной лодки в ледовых условиях. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к подводной лодке.

Подводные лодки с независимым от наружного воздуха приводом могут работать в арктических морях длительное время под сплошным ледяным покровом. Однако при плавании под сплошным ледяным покровом аварийные ситуации, в которых экипажу необходимо покинуть подводную лодку, оказываются фатальными. В такой ситуации ледяной покров препятствует выходу экипажа на ледяной покров.

Для такой ситуации из DE 821317 В известно устройство, с помощью которого подводная лодка способна присасываться под большой поверхностью льда и пронизывать лед с помощью бурового устройства.

На этом фоне в основу изобретения положена задача создания подводной лодки, которая обеспечивает возможность экипажу при подводном плавании под сплошным ледяным покровом выхода из подводной лодки на поверхность ледяного покрова.

Эта задача решена с помощью подводной лодки с признаками, указанными в пункте 1 формулы изобретения. Предпочтительные модификации этой подводной лодки следуют из зависимых пунктов формулы изобретения, приведенного ниже описания, а также из чертежей. При этом согласно изобретению указанные в зависимых пунктах формулы изобретения признаки могут сами по себе или же в подходящей комбинации развивать указанное в пункте 1 формулы изобретения решение.

Подводная лодка согласно изобретению снабжена направленным вверх буровым устройством. С помощью такого бурового устройства обеспечивается возможность при подводном плавании под сплошным ледяным покровом бурить снизу в нем отверстие и особенно предпочтительно отверстие для выхода экипажа подводной лодки. Через это выходное отверстие экипаж может, например, в аварийной ситуации покидать подводную лодку и выходить на поверхность ледяного покрова. Для этого буровое устройство расположено в подводной лодке так, что расположенный снаружи корпуса лодки бур, когда подводная лодка находится непосредственно под ледяным покровом, может приставляться к нижней стороне ледяного покрова и пробуривать его. Для создания выходного отверстия в ледяном покрове бур целесообразно имеет такие размеры, что с его помощью может быть создано отверстие, поперечное сечение, соответственно, диаметр которого обеспечивает возможность выхода человека. Предпочтительно бур имеет буровую головку, диаметр которой соответствует по меньшей мере диаметру расположенного со стороны верхней палубы подводной лодки выходного отверстия или больше его. Буровая головка может быть выполнена аналогично используемым в комбайнах для проходки туннелей буровым головкам и иметь по существу на плоской торцевой стороне рядом с расположенной в ее центре вершиной для центрирования множество резцов. Наряду с этим, могут быть также предусмотрены буровые головки с имеющей форму конуса вершиной, которые имеют множество проходящих от центра буровой головки к ее наружной окружности резцов.

Буровое устройство расположено в прочном корпусе подводной лодки, и бур бурового устройства установлен с возможностью выдвижения из расположенного со стороны верхней палубы подводной лодки отверстия. Для этого буровое устройство целесообразно расположено непосредственно под таким отверстием прочного корпуса.

При неиспользовании бурового устройства оно подлежит герметичному закрыванию на выполненном в прочном корпусе отверстии. Для этого служит согласно изобретению буровая головка бура, которая образует закрывающее отверстие прочного корпуса закрывающее тело. В соответствии с этим буровая головка бура при неиспользовании бурового устройства расположена так, что она герметично закрывает выполненное в прочном корпусе отверстие. В этой связи предпочтительным является вариант выполнения, в котором буровая головка имеет относительно хвостовика бура, на конце которого расположена буровая головка, больший диаметр и тем самым образует на буре радиально выступающий относительно хвостовика кольцеобразный уступ. Этим уступом бур может прилегать на наружной стороне прочного корпуса к краю выполненного там отверстия и тем самым герметично закрывать отверстие.

Предпочтительно хвостовик бура расположен в приводимом во вращательное движение с помощью вращательного привода полом валу и соединен с возможностью передачи вращательного движения с полым валом. В соответствии с этим в прочном корпусе под выполненным со стороны верхней палубы отверстием предпочтительно расположен полый вал, в который входит хвостовик бура. Полый вал может непосредственно образовывать приводной вал приводного двигателя, или же, как это предпочтительно предусмотрено, он может быть соединен через редуктор с приводным валом расположенного рядом с полым валом приводного двигателя, который предпочтительно является электродвигателем. В полом валу хвостовик бура по меньшей мере в направлении вращения полого вала соединен с ним с геометрическим замыканием.

Через свой хвостовик бур может быть соединен с возможностью передачи движения непосредственно с вращательным приводом бурового устройства. Однако в этом случае для создания линейного движения подачи бура требуется перемещать бур вместе с вращательным приводом в направлении подлежащего бурению ледяного покрова. Однако вращательный привод бура предпочтительно расположен в прочном корпусе подводной лодки стационарно, и движение подачи бура возможно независимо от вращательного привода. Для этого бур предпочтительно установлен внутри полого вала с возможностью перемещения в его продольном направлении. То есть, хвостовик бура направляется в полом валу с возможностью линейного движения. Однако одновременно требуется соединение с возможностью передачи вращательного движения с полым валом. Для этого на наружной окружности хвостовика может быть выполнена, например, по меньшей мере одна проходящая параллельно продольной оси бура канавка, в которую входит по меньшей мере один выполненный на внутренней стороне полого вала выступ, соответственно расположенный там неподвижно ползун. Однако для надежной передачи крутящего момента на наружной окружности хвостовика предпочтительно образованы две диаметрально противоположные ориентированные в продольном направлении бура канавки, в которые входит соответствующий, расположенный на внутренней окружности полого вала, согласованный с канавками хвостовика ползун. В таком варианте выполнения длина образованной на хвостовике канавки, соответственно канавок, определяет возможный путь подачи бура.

Для создания движения подачи бура наружу из прочного корпуса подводной лодки предпочтительно предусмотрена возможность нагрузки бура давлением рабочей среды на противоположной буровой головке стороне. Для этого, например, на противоположный буровой головке конец хвостовика бура может воздействовать телескопический пневматический или гидравлический цилиндр. Однако предпочтительно бур и полый вал сами образуют такой нагружаемый рабочей жидкостью рабочий цилиндр. В этом случае полый вал целесообразно образует часть напорной камеры рабочего цилиндра. Эта напорная камера предпочтительно предназначена для заполнения морской водой в качестве рабочей жидкости. Эта морская вода может нагнетаться в напорную камеру из наружного окружения подводной лодки через ведущий от наружного окружения подводной лодки в напорную камеру трубопровод.

При бурении выходного отверстия через ледяной покров подводная лодка предпочтительно прилегает своей верхней стороной непосредственно к нижней стороне ледяного покрова. Для предотвращения повреждения подводной лодки при перемещении в это положение в подводной лодке согласно изобретению на наружной стороне подводной лодки, расположенной со стороны верхней палубы, предпочтительно расположены деформируемые тела. Эти деформируемые тела образуют зону сминания, соответственно податливый буфер между подводной лодкой и ледяным покровом. В качестве деформируемых тел можно использовать, например, эластичные, заполненные водой мешки и деформируемые трубчатые каркасы. Кроме того, возможно также применение обычных кранцев в качестве деформируемых тел.

Во время бурения выходного отверстия через ледяной покров и во время выхода из подводной лодки через выходное отверстие необходимо предотвращать движения подводной лодки относительно выходного отверстия. Для этой цели в подводной лодке согласно изобретению предпочтительно предусмотрены со стороны верхней палубы выдвигаемые крепежные приспособления для крепления подводной лодки на ледяном покрове. Крепежные приспособления предпочтительно расположены на подводной лодке на двух диаметрально противоположных сторонах отверстия прочного корпуса, через который выдвигается бур, в продольном направлении подводной лодки на расстоянии друг от друга. Они могут предпочтительно иметь несколько остриев, которые при выдвижении крепежных приспособлений вонзаются в ледяной покров и тем самым закрепляют с геометрическим замыканием подводную лодку на ледяном покрове. Для прижимания крепежных приспособлений с возможно большим давлением прижимания к нижней стороне ледяного покрова крепежные приспособления предпочтительно выполнены с возможностью гидравлического перемещения.

После бурения с помощью бурового устройства выходного отверстия в ледяном покрове и возврата бура снова в подводную лодку подводную лодку необходимо переместить в такое положение, в котором непосредственно под пробуренным выходным отверстием находится выходное отверстие подводной лодки. Для этого подводная лодка может целесообразно иметь вспомогательный привод, например, в виде по меньшей мере одного линейного движителя. При нахождении подводной лодки в положении, в котором выходное отверстие подводной лодки под пробуренным выходным отверстием открывается закрывающая выходное отверстие крышка. Для предотвращения проникновения в этой ситуации морской воды через открытое выходное отверстие в подводную лодку в подводной лодке согласно изобретению может быть дополнительно предусмотрен с наружной стороны выходного отверстия образующий выходной канал надувной напорный рукав. Этот напорный рукав перед его использованием хранится для экономии места в сложенном состоянии и перед открыванием крышки выходного отверстия надувается, за счет чего он расширяется в направлении своей средней оси, пока он не будет проходить, исходя от края выходного отверстия, через ледяной покров выше ледяного покрова. В этом состоянии напорный рукав герметично закрывает выходное отверстие от находящейся снаружи напорного рукава морской воды.

Особенно предпочтительным является вариант выполнения подводной лодки согласно изобретению, в котором бур образует выходной шлюз из подводной лодки. Применение бура в качестве выходного шлюза является предпочтительным, поскольку нет необходимости в перемещении подводной лодки после пробуривания ледяного покрова для создания выходного отверстия, поскольку выходной шлюз для покидания подводной лодки уже находится непосредственно под выполненным в ледяном покрове выходным отверстием. При образовании выходного шлюза хвостовик бура выполнен полым и с возможностью герметичного закрывания на своих обоих концах с помощью соответствующего удаляемого затвора. В качестве доступа к хвостовику может служить предпочтительно находящаяся под хвостовиком барокамера. Для этого она имеет целесообразно закрываемое герметично с помощью затвора входное отверстие. Внутренний диаметр хвостовика бура обычно выбирается так, что человек может входить в образованное в хвостовике полое пространство. Для попадания на верхний конец хвостовика бура в хвостовике предпочтительно может быть расположено приспособление для подъема, например предпочтительно телескопическая лестница. В предпочтительной модификации варианта выполнения, в котором бур образует выходной шлюз из подводной лодки, буровая головка бура предпочтительно образует наружную крышку выходного шлюза. В соответствии с этим буровая головка установлена с возможностью снятия с хвостовика.

Изобретение поясняется ниже более подробно на основе двух примеров выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых схематично и в сильно упрощенном виде изображено:

фиг. 1 - разрез части подводной лодки с буровым устройством;

фиг. 2 - подводная лодка согласно фиг. 1 с выдвинутым буром бурового устройства;

фиг. 3 - разрез части другой подводной лодки с буровым устройством согласно второму примеру выполнения.

Как показанная на фиг. 1 и 2, подводная лодка, так и показанная на фиг. 3 подводная лодка находятся в положении погружения под ледяным покровом 2. Обе подводные лодки имеют прочный корпус 4. На верхней стороне прочного корпуса 4 подводных лодок, которая образует также верхнюю палубу соответствующей подводной лодки, расположены деформируемые тела 8. Этими деформируемыми телами 8 подводные лодки прилегают к нижней стороне ледяного покрова 2, при этом деформируемые тела 8 образуют деформируемую зону сминания между ледяным покровом 2 и подводной лодкой.

На верхней стороне прочного корпуса 4, т.е. со стороны верхней палубы, в обеих подводных лодках выполнено соответствующее отверстие 10. По существу непосредственно под этим отверстием 10 внутри прочного корпуса 4 в показанной на фиг. 1 и 2 подводной лодке расположено буровое устройство 12, а в показанной на фиг. 3 подводной лодке - буровое устройство 12′.

Буровое устройство 12 подводной лодки на фиг. 1 и 2 имеет бур 14, в то время как буровое устройство 12′ подводной лодки на фиг. 3 имеет бур 14′. Как показано на фиг. 1-3, длина буров 14 и 14′ выбрана так, что они в положении хранения проходят в прочном корпусе 4 соответствующей подводной лодки перпендикулярно продольной длине подводной лодки от киля 16 до верхней палубы 6.

Как бур 14, так и бур 14′ имеют каждый хвостовик 18, соответственно 18′, который расположен внутри полого вала 20. Этот полый вал в буровом устройстве 12 подводной лодки согласно фиг. 1 и 2, так же как и в буровом устройстве 12′ подводной лодки согласно фиг. 3, предусмотрен в качестве приводного вала для бура 14, соответственно 14′.

В обеих показанных подводных лодках полый вал 20 установлен с возможностью вращения внутри прочного корпуса 4 на опорной структуре 22 перпендикулярно продольной длине соответствующей подводной лодки с помощью двух подшипников 24 и 26 качения вокруг продольной оси А, при этом подшипник 24 качения выполнен в виде неподвижного подшипника, а подшипник 26 качения - в виде плавающего подшипника. Полые валы 20 обеих подводных лодок приводятся в действие с помощью соответствующего электродвигателя 28. Для соединения с возможностью передачи движения полого вала 20 с электродвигателем 28 на наружной окружности полого вала 20 расположен зубчатый венец 30, который находится в зацеплении с расположенным на приводном валу 32 электродвигателя 28 зубчатым колесом 34.

Хвостовик 18 бура 14 бурового устройства 12 подводной лодки на фиг. 1 и 2, также как хвостовик 18′ бура 14′ бурового устройства 12′ подводной лодки на фиг. 3, соединены каждый с возможностью передачи вращательного движения с валом 20 и одновременно предназначены для линейного сдвига в направлении продольной оси А. Для этого хвостовики 18 и 18′ имеют на своей наружной окружности соответствующие две проходящие параллельно продольной оси А канавки 36, которые расположены на двух диаметрально противоположных друг другу сторонах хвостовика 18, соответственно 18′. В обе канавки входит соответствующий ползун 38. Ползуны 38 закреплены на внутренней стороне полого вала 20 и создают такое геометрическое замыкание между полым валом 20 и расположенным на нем хвостовиком 18, соответственно 18′, что хвостовик 18, 18′, с одной стороны, соединен с возможностью вращательного движения с полым валом 20 и, с другой стороны, может сдвигаться относительно полого вала 20. Для направления хвостовика 18, соответственно 18′, как для вращательного движения, так и для линейного движения в полом валу 20 на внутренней стороне полого вала 20 в его продольном направлении закреплены на расстоянии друг от друга три направляющие втулки 40, к которым прилегает хвостовик 18, соответственно 18′, с возможностью обеспечения направления.

Ниже приводится сначала подробное пояснение лишь бурового устройства 12 показанной на фиг. 1 и 2 подводной лодки.

В буре 14 бурового устройства 12 на расположенном со стороны верхней палубы конце хвостовика 18 расположена буровая головка 42. Буровая головка 42 образована с помощью плоского диска 44, в котором на противоположной хвостовику 18 торцевой стороне расположено рядом друг с другом множество резцов 46. Кроме того, на противоположной хвостовику 18 торцевой стороне диска 44 по центру расположена центрирующая вершина 48.

Буровая головка 42 бура 14 образует закрывающее тело для закрывания образованного в прочном корпусе 4 отверстия 10 (см. фиг. 1). В соответствии с этим наружный диаметр буровой головки 42 соответствует внутреннему диаметру отверстия 10. Наружный диаметр буровой головки 42 больше наружного диаметра хвостовика 18 бура 14. Таким образом, буровая головка 42 образует относительно хвостовика 18 выступающий радиально наружу кольцеобразный уступ. Этим уступом буровая головка 42 прилегает в положении хранения бура в прочном корпусе 4 подводной лодки к выступающей радиально внутрь на внутренней окружности отверстия 10 удерживающей втулке 50. Таким образом, обеспечивается осевая опора бура 14 в его положении хранения в прочном корпусе 4.

С помощью бура 14 можно в находящемся над подводной лодкой ледяном покрове 2 бурить отверстие 52, которое обеспечивает возможность выхода экипажа подводной лодки на верхнюю сторону ледяного покрова 2 (см. фиг. 2). При этом бур 14 образует в показанной на фиг. 1 и 2 подводной лодке выходной шлюз из подводной лодки. Для этого хвостовик 18 выполнен полым и в полом пространстве хвостовика 18 расположена предпочтительно телескопическая лестница 54, с помощью которой экипаж подводной лодки может достигать буровой головки 42, которая закреплена на хвостовике 18 с возможностью удаления и которая, после бурения с помощью бура 14 отверстия 52 в ледяном покрове 2, перемещается в положение, обеспечивающее возможность выхода через пробуренное отверстие 52.

Во время процесса бурения противоположный буровой головке 42 конец хвостовика 18, который иначе образует вход внутрь хвостовика 18, закрыт с помощью шарнирно соединенной с возможностью поворота с концом хвостовика 18 крышки 56. На этой крышке 56 к хвостовику 18 и тем самым к буру 14 прикладывается с помощью рабочей среды давление с целью обеспечения во время процесса бурения осевой подачи бура 14. Для этого к обращенному к килю подводной лодки концу полого вала 20 примыкает изображенная без соблюдения масштаба напорная камера 58. Для создания движения подачи бура 14 с помощью насоса 60 морская вода через ведущий от киля 16 в напорную камеру 58 трубопровод 62 нагнетается в напорную камеру 58.

За счет этого на крышку 56 воздействует давление и бур 14 перемещается в направлении ледяного покрова 2. Выполненное в прочном корпусе отверстие 10 затем больше не закрывается герметично буровой головкой 42 бура 14. В этой ситуации полый вал 20 герметизируется относительно хвостовика 8 бура 14 с помощью уплотнения 64 и относительно опорной структуры 22 с помощью уплотнения 66.

Бурение отверстия 52 в ледяном покрове 2 и последующий выход из подводной лодки наверх ледяного покрова осуществляются в показанной на фиг. 1 и 2 подводной лодке следующим образом.

Сначала подводная лодка располагается непосредственно под ледяным покровом 2. Это можно осуществлять с помощью расположенного на киле 16 подводной лодки вспомогательного привода в виде линейных движителей 68. При прилегании подводной лодки деформируемыми телами 8 к нижней стороне ледяного покрова 2 она закрепляется на ледяном покрове 2. Для этого подводная лодка имеет крепежные приспособления 70, которые расположены в образованных в верхней палубе выемках 42. Крепежные приспособления 70 имеют крепежное тело 74, которое на своей противоположной прочному корпусу 4 стороне снабжено множеством остриев 76. Крепежные тела 74 крепежных приспособлений 70 опираются каждое на гидравлический цилиндр 78. Для крепления подводной лодки на ледяном покрове 2 гидравлические цилиндры 78, которые предпочтительно соединены с центральной гидравлической системой подводной лодки, выдвигаются, за счет чего выполненные на крепежных телах 74 острия 76 вдавливаются в нижнюю сторону ледяного покрова 2. Таким образом, подводная лодка закрепляется на ледяном покрове 2.

Затем начинается процесс бурения, при котором бур 14 с помощью приводимого электродвигателем 28 полого вала 20 приводится во вращательное движение и за счет заполнения напорной камеры 58 подается в осевом направлении к ледяному покрову 2. Возникающая в процессе бурения ледяная стружка, которая падает в выполненное в прочном корпусе 4 отверстие 10, сдувается в окружение подводной лодки с помощью выступающих сбоку от бура 14 в отверстие 10 сопел 80 для сжатого воздуха.

Как только бур 14 полностью пробуривает ледяной покров 2, бур 14 снова вдвигается в прочный корпус 4 подводной лодки. Это осуществляется посредством откачки воды из напорной камеры 58. Когда напорная камера 58 опустошается, то открывают предусмотренный на напорной камере запор 82, который иначе герметично закрывает напорную камеру 58. За счет открывания затвора 82 освобождается отверстие, через которое человек может влезать в напорную камеру 58 и может открывать закрывающую нижний конец хвостовика 18 крышку 56. Перед этим уже автоматически буровая головка 42 может отделяться от хвостовика 18, или же она может открываться вручную находящимся в напорной камере 58 человеком, который поднимается в хвостовике 18 по лестнице 54 к буровой головке 42. Таким образом, обеспечивается доступ из прочного корпуса 4 подводной лодки к верхней стороне ледяного покрова 2, через который экипаж подводной лодки может покидать подводную лодку.

В показанной на фиг. 3 подводной лодке бур 14′ не образует выходной шлюз из подводной лодки. Хотя хвостовик 18′ бура 14′ по причинам уменьшения веса также выполнен полым, однако обращенный к килю 16 подводной лодки конец хвостовика 18′ прочно закрыт.

В показанной на фиг. 3 подводной лодке расположенная на противоположном килю 16 подводной лодки конце хвостовика 18′ буровая головка 42′ бура 14′ также образует запирающее тело для закрывания выполненного со стороны верхней палубы в прочном корпусе 4 отверстия 10. Эта буровая головка 42′ также имеет наружный диаметр, который соответствует внутреннему диаметру отверстия 10 и больше наружного диаметра хвостовика 18′. Выполненным так выступающим наружу кольцеобразным уступом буровая головка 42′ прилегает к выступающей на внутренней окружности отверстия 10 радиально внутрь удерживающей втулке 50.

Буровая головка 42′ выполнена в форме конуса, при этом она заостряется от наибольшего диаметра, который соответствует внутреннему диаметру отверстия 10, в противоположном хвостовику 18′ направлении. На противоположной хвостовику 18′ стороне буровой головки 42′ выполнены четыре выступающих в осевом направлении бура 14′ резца 84, форма которых по существу соответствует форме главных резцов обычного спирального бура.

Как и в подводной лодке согласно фиг. 1 и 2, в подводной лодке согласно фиг. 3 к обращенному к килю 16 подводной лодки концу полого вала 20, который выполнен герметичным относительно хвостовика 8 бура 14 с помощью уплотнения 64 и относительно опорной структуры 22 с помощью уплотнения 66, примыкает изображенная на чертеже без соблюдения масштаба напорная камера 58′. Для создания движения подачи бура 14′ в напорную камеру 58′ с помощью насоса 60 через ведущий от киля 16 подводной лодки в напорную камеру 58′ трубопровод 62′ нагнетается морская вода.

Бурение отверстия 52 в ледяном покрове 2 и последующий выход экипажа из подводной лодки на поверхность ледяного покрова осуществляется в показанной на фиг. 3 подводной лодке следующим образом.

После подхода подводной лодки с помощью линейных движителей 68 непосредственно под ледяной покров 2 она закрепляется на ледяном покрове 2 с помощью крепежных приспособлений 70, выполнение и расположение которых соответствует показанной на фиг. 1 и 2 подводной лодки.

После этого происходит процесс бурения, в котором бур 14′ приводится во вращательное движение с помощью электродвигателя 28 и полого вала 20 и прижимается к ледяному покрову 2 за счет заполнения напорной камеры 58′. Возникающая в процессе бурения ледяная стружка отводится наружу в промежуточных пространствах между резцами 84 буровой головки 42′, где она сдувается в наружное окружение подводной лодки с помощью выступающих рядом с буром 14 в отверстие 10 соплами 80 для сжатого воздуха.

После полного пробуривания буром 14′ ледяного покрова 2 бур 14′ снова вдвигается в прочный корпус 4 подводной лодки, при этом буровая головка 42′ снова герметично закрывает отверстие 10 прочного корпуса 4. Вдвигание бура 14′ осуществляется как вдигание бура 14 в показанной на фиг. 1 и 2 подводной лодке.

Затем вдвигаются крепежные тела 74 крепежных приспособлений 70, так что подводная лодка может снова свободно перемещаться. Затем с помощью линейных движителей 68 подводная лодка маневрирует так, что расположенное на верхней палубе прочного корпуса 4 выходное отверстие 86 находится непосредственно под пробуренным с помощью бура 14′ в ледяном покрове 2 выходным отверстием.

Выходное отверстие 86, которое герметично закрыто крышкой 88, расположено в углублении 90. Углубление 90 имеет диаметр больше диаметра закрывающей выходное отверстие 86 крышки 88. На образованном так вокруг крышки кольцеобразном уступе углубления 88 предусмотрен сложенный надувной напорный рукав 92. Этот напорный рукав надувается, за счет чего он расширяется в осевом направлении в пробуренное в ледяном покрове 2 отверстие и выступает из верхней стороны ледяного покрова 2. Затем открывают крышку 88, при этом напорный рукав 88 предотвращает проникновение морской воды через выходное отверстие 88 в подводную лодку. Экипаж подводной лодки может затем покидать ее на верхнюю сторону ледяного покрова 2.

Перечень позиций

2 Ледяной покров

4 Прочный корпус

6 Верхняя палуба

8 Деформируемое тело

10 Отверстие

12, 12′ Буровое устройство

14, 14′ Бур

16 Киль

18, 18′ Хвостовик

20 Полый вал

22 Опорная структура

24 Подшипник качения

26 Подшипник качения

28 Электродвигатель

30 Зубчатый венец

32 Приводной вал

34 Зубчатое колесо

36 Канавка

38 Ползун

40 Направляющая втулка

42, 42′ Буровая головка

44 Диск

46 Резец

48 Центрирующая вершина

50 Удерживающая втулка

52 Отверстие

54 Лестница

56 Крышка

58, 58′ Напорная камера

60 Насос

62, 62′ Трубопровод

64 Уплотнение

66 Уплотнение

68 Линейный движитель

70 Крепежное приспособление

72 Выемка

74 Крепежное тело

76 Острие

80 Сопло для сжатого воздуха

82 Затвор

84 Резец

86 Выходное отверстие

88 Крышка

90 Углубление

92 Напорный рукав

A Продольная ось

1. Подводная лодка с направленным вверх буровым устройством, которое расположено в прочном корпусе (4) подводной лодки и имеет бур (14, 14'), установленный с возможностью выдвижения из расположенного со стороны верхней палубы отверстия (10) прочного корпуса (4), при этом буровая головка (42, 42') бура (14, 14') образует закрывающее тело, закрывающее отверстие (10) прочного корпуса (4).

2. Подводная лодка по п. 1, в которой бур (14, 14') имеет хвостовик (18, 18'), который расположен в приводимом во вращательное движение с помощью вращательного привода полом валу (20) и соединен с возможностью передачи вращательного движения с полым валом (20).

3. Подводная лодка по п. 2, в которой бур (14, 14') установлен внутри полого вала (20) с возможностью смещения в его продольном направлении.

4. Подводная лодка по любому из пп. 2 или 3, в которой предусмотрена возможность нагрузки бура (14, 14') давлением рабочей среды на противоположной буровой головке (42, 42') стороне.

5. Подводная лодка по п. 2, в которой полый вал (20) образует часть заполняемой морской водой напорной камеры (58, 58').

6. Подводная лодка по любому из пп. 1 или 2, в которой на наружной стороне подводной лодки, расположенной со стороны верхней палубы, расположены деформируемые тела (8).

7. Подводная лодка по любому из пп. 1 или 2, в которой со стороны верхней палубы предусмотрены выдвигаемые из корпуса лодки крепежные приспособления (70) для крепления подводной лодки на ледяном покрове (2).

8. Подводная лодка по любому из пп. 1 или 2, в которой предусмотрен с наружной стороны выходного отверстия (86) подводной лодки образующий выходной канал надувной напорный рукав (92).

9. Подводная лодка по любому из пп. 1 или 2, в которой бур (14) образует выходной шлюз из подводной лодки.

10. Подводная лодка по п. 9, в которой буровая головка (42) образует наружную крышку выходного шлюза.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры (ВСК) заключается в том, что эвакуация экипажа основана на использовании спуско-подъемного устройства спасательного судна и судового трапа.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается буксировки подводных аппаратов, в частности спасательных, подводной лодкой. Предложено устройство для буксировки подводных аппаратов подводной лодкой, устанавливаемое на палубу ПЛ в районе комингс-площадки.

Изобретение относится к области судостроения и касается контроля и проверок спасательных люков с комингс-площадками подводных лодок. Предложено устройство для контроля и проверок спасательного люка с комингс-площадкой подводной лодки, имитирующее камеру присоса глубоководного спасательного аппарата, включающее корпус в виде вертикальной цилиндрической обечайки с фланцами на торцах.
Изобретение относится к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки включает операции по эвакуации экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки, которые осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.

Изобретение относится к области судостроения. Система шлюзования спасательного люка включает трубопроводы заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха, автономную систему сжатого воздуха.

Изобретение относится к области судостроения. Спасательно-транспортный подводный аппарат содержит камеру присоса с размещенными в ней устройством, включающим захват и обеспечивающим перемещение захвата в пространстве, например, манипулятором и устройствами крепления камеры присоса к конструкциям комингс-площадки подводного объекта.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов.

Изобретение относится к области спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательно- водолазная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены шахта для установки спасательного подводного аппарата и перехода в корпус подводного носителя, прочные контейнеры с декомпрессионными барокамерами и оборудованием, баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к конструкции спуско-подъемных устройств для подводных транспортных средств, и может быть использовано для спуска на дно и подъёма грузов со дна моря.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к обитаемым подводным аппаратам. Предложен многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат, являющийся универсальной интегрированной системой, который состоит из нескольких (например, трех) корпусов, расположенных, например, в ряд, один из которых основной движущий, а остальные - взаимозаменяемые модули.

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть использовано преимущественно для атомных подводных лодок. Предложен подводный авианосец, содержащий соединенные параллельно между собой модули, в том числе два двигательных модуля, всего выполнено четыре модуля, при этом третий модуль установлен между двигательными модулями, выполнен авианесущим и содержит взлетную палубу и индуктивную катушку, выполненную концентрично прочному корпусу, под ним выполнен модуль-ангар для самолетов, при этом передняя и задняя оконечности авианесущего модуля выполнены с закрывающимися отверстиями для взлета и посадки.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии посредством нагружения льда снизу за счет создания силы плавучести.

Изобретение относится к транспортным средствам с винтовыми движителями. Предложено транспортное средство, содержащее корпус, головку, движитель, рулевой комплекс, при этом по периметру всего корпуса с возможностью вращения вокруг корпуса и собственной оси смонтирована пустотелая цилиндрическая винтовая рубашка с наружными напусками в виде винтовых лопастей по всей длине винтовой рубашки, изготовленная из трех или более прямоугольных полос одинаковых по ширине и по длине вогнутой или выпуклой формы относительно оси вращения винтовой рубашки, свернутых в вертикальной плоскости в продольном направлении и изогнутых по винтовым линиям в поперечном направлении на цилиндрической оправке, или винтовая рубашка может быть изготовлена из трех и более винтовых полос криволинейной формы различного порядка и степени кривизны с центрами, расположенными снаружи или внутри поперечного сечения винтовой рубашки, при этом полосы соединены между собой с образованием по периметру винтовой рубашки напусков в виде винтовых лопастей по всей длине винтовой рубашки, винтовых линий и винтовых криволинейных поверхностей в виде винтовых канавок вогнутой или выпуклой формы относительно оси вращения винтовой рубашки с центрами кривизны, расположенными снаружи или внутри поперечного сечения винтовой рубашки.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным аппаратам повышенной маневренности, и может использоваться при возведении морских нефтегазодобывающих платформ с прокладкой трубопроводов на дне моря.

Изобретение относится к транспортным средствам с винтовыми движителями. Предложено транспортное средство, содержащее корпус с двумя рядами рабочих шахт, движитель, рубку, рулевой комплекс, при этом по периметру передней части корпуса транспортного средства с возможностью вращения вокруг передней части корпуса смонтирована пустотелая коническая винтовая рубашка, изготовленная из винтовых полос криволинейной формы различного порядка и степени кривизны с центрами, расположенными снаружи или внутри поперечного сечения пустотелой конической винтовой рубашки с образованием по ее периметру многозаходной винтовой поверхности с винтовыми линиями и винтовыми канавками с углом наклона относительно оси вращения внутри или снаружи пустотелой конической винтовой рубашки, с разными размерами по ширине полос с увеличением их по длине конической винтовой рубашки от входного к выходному отверстию, свернутых в вертикальной плоскости в продольном направлении и изогнутых по винтовым линиям в поперечном направлении на оправке в виде параболоида вращения, причем по наружному периметру винтовой рубашки образованы напуски в виде винтовых лопастей по всей ее длине от входного до выходного отверстия.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается конструкции подводных лодок. Предложена подводная боевая лодка, корпус которой сконструирован по блочно-модульной схеме.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к техническим средствам для обеспечения технического обслуживания и ремонта подводных добычных комплексов и доставки технологического оборудования с борта надводного обеспечивающего судна на дно акватории, и может быть использовано при создании подводных аппаратов для выполнения работ на подводных добычных комплексах в арктических ледовых условиях.

Изобретение относится к судостроению, в частности к предприятиям, предназначенным для базирования, техосмотра и переоснащения судов, а также для первоначальных операций, связанных с добычей углеводородов.
Изобретение относится к телеуправляемым подводным робототехническим системам, обеспечивающим высокоточное обследование, фотовидеосъемку и профилирование подводных протяженных поверхностей, обследование зон обледенения корпусов судов и подводных конструкций. Комплекс содержит носитель оборудования в виде полой платформы, движительно-рулевую систему, систему энергообеспечения, навигационную систему, систему средств обнаружения, систему средств связи, балластно-уравнительную систему, вычислительную бортовую систему, судовой/береговой блок управления, информационно-измерительную систему, блок системы управления и опциональный механический манипулятор, систему кавитационной очистки посредством струи высокого давления для удаления биологических наростов. На нижней поверхности полой платформы расположены нагревательные элементы, установленные перед системой кавитационной очистки и выполненные в виде вращающейся цилиндрической поверхности. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей подводного робототехнического комплекса.
Наверх