Авиагоризонт с разнесенными по высоте указателями тангажа и крена

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в системах определения пространственного положения летательного аппарата (ЛА) при полетах в сложных метеоусловиях и ночью, когда отсутствует естественный горизонт. Технический результат - повышение надежности. Для этого положение по тангажу и крену определяется с помощью двух раздельных силуэтов самолета. Авиагоризонт с разнесенными по высоте указателями тангажа и крена представляет два прибора в одном корпусе. Первый прибор 1 расположен в верней части корпуса, в котором с помощью силуэта самолета 3 с видом в профиль по шкале 2 сформирован указатель угола тангажа. Шкала прибора разбита на шкалы кабрирования от 0 град. до 180 град. и шкалы пикирования 5 от 0 град. до -180 град. Угол тангажа отсчитывается по указанной шкале против носа силуэта самолета. Второй прибор располагается ниже первого. Прибор с помощью силуэта самолета 6 указывает пилоту крен самолета по типу «Вид сзади». Крен отсчитывается по шкалам 7 с разметкой от 0 град. до 90 град. При этом представлена возможность установки индекса угла атаки 4 на фоне шкалы углов тангажа. 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиационных приборов, которые показывают пространственное положение летательного аппарата в виде углов тангажа и крена.

Известны два вида авиагоризонтов, которые работают на принципах: вид с воздушного судна (ВсВС) и вид с земли (ВсЗ) фиг 1. Эти же приборы реализованы в электронно-цифровом виде.

Наиболее близким по технической сущности является авиагоризонт АГД-1 (фиг.1), который относится к виду ВсЗ и содержит корпус, трехстепенной гироскоп. На лицевой части прибора установлен силуэт самолета, указывающий крен самолета. За силуэтом находится подвижная сфера, стабилизированная гироскопом и указывающая угол тангажа самолета. Нижняя половина окрашена в черный цвет, верхняя - в светлый.

Недостатком указанного авиагоризонта является:

- затруднения в определении своего пространственного положения вне видимости естественного горизонта при попадании в сложную ситуацию.

- ситуация усложняется, когда линия горизонта уходит за пределы видимости на приборе,

- нередко в сложной ситуации летчик воспринимает авиагоризонт, как авиагоризонт другого типа, с которым он летал на предыдущем типе самолета или проходил первоначальное обучение. В таком случае ситуация переходит в катастрофическую.

- летчику требуется большое время для определения своего пространственного положения особенно в сложных и физически затруднительных положениях.

Техническим результатом изобретения является:

1. Простота и ясность индикации пространственного положения летательного аппарата.

2. Надежность, невозможность ошибочного восприятия пространственного положения летчиком даже при физически трудных ситуациях полета.

3. Быстрота восприятия. Достаточно беглого взгляда и даже периферийного зрения, чтобы выполнять любое полетное задание в условиях отсутствия естественного горизонта.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - существующий авиагоризонт АГД-1 с видом индикации - "вид с земли на воздушное судно (ВсЗ)",

на фиг.2 - предлагаемый авиагоризонт с разнесенными по высоте указателями тангажа и крена. Указатель тангажа выполняется в виде силуэта самолета в профиль.

Данный технический результат в авиагоризонте достигается путем использования трехстепенного гироскопа, устройства визуальной индикации и отличается тем, что:

1. 1. В верхней части устройства индикации располагается указатель тангажа в виде силуэта самолета (вид с земли в профиль), что позволяет определять угол тангажа по специальной шкале как по стрелочному индикатору, делая отсчет напротив носика силуэта самолета 3 (фиг.2),

2. На устройстве визуальной индикации указатель крена в виде отдельного прибора с силуэтом самолета 6 по типу вид с земли «ВсЗ» (фиг.2), располагается ниже указателя тангажа и таким образом разнесенного по высоте относительно указателя тангажа,

Так же может быть установлен индекс угла атаки 4 (фиг.2) на фоне шкалы и силуэта углов тангажа.

Авиагоризонт с разнесенными по высоте указателями тангажа и крена представляет собой установленные два прибора в одном корпусе особым способом (фиг.2). Авиагоризонт работает следующим образом:

Первый прибор 1 расположен в верхней части корпуса и с помощью силуэта самолета 3 с видом в профиль по специальной шкале 2 указывает угол тангажа. Общая шкала прибора разбита на шкалы кабрирования от 0 град. до 180 град. и шкалы пикирования 5 от 0 град. до -90 град. Угол тангажа отсчитывается по указанной шкале против носа силуэта самолета. Верхняя часть прибора (выше оси вращения силуэта) окрашивается в светло-голубой цвет, нижняя часть прибора (ниже оси вращения прибора) окрашивается в светло-коричневый цвет. Таким образом первый прибор является указателем тангажа.

Особенность указателя тангажа. Если Вы при угле тангажа более 90 градусов выполните переворот через крыло, то фактически угол тангажа станет менее 90 градусов. И наоборот, если Вы при угле тангажа менее 90 градусов выполните переворот через крыло, то фактически угол тангажа станет более 90 градусов. Учитывая это явление, на электронно-цифровом индикаторе авиагоризонта предусматривается переключение оцифровки шкалы указателя тангажа слева направо и наоборот справа налево в соответствии с истинным значением угла тангажа летательного аппарата.

Второй прибор располагается ниже первого (фиг.2). Прибор с помощью силуэта самолета 6 указывает пилоту крен самолета по типу «Вид сзади». Крен отсчитывается по шкалам 7 с разметкой от 0 град. до 90 град. Верхняя часть прибора указателя крена (выше оси вращения силуэта) окрашивается в светло-голубой цвет, нижняя часть указателя крена (ниже оси вращения силуэта) окрашивается в светло-коричневый цвет. Отсчет выполняется по шкале против крыла силуэта самолета.

Источники информации

1. Авиагоризонт АГД-1К - http://kk.convdocs.org/docs/index-10387.html?page=3.

2. Система индикации авиагоризонта - https://findpatent.ru/patent/203/2032883.html.

3. RC Allen 3-inch RCA 2600-3 DIGITAL - авиагоризонт с цифровым индикатором. : http://www.pilotshop.rs/instruments/attitude-indicators/rc-allen-3-inch-rca-2600-3-digital-attitude-indicator-new-model.html.

4. Индикатор МФИ-66 - http://www.dtv.horizont.by/index.php?page=265.

5. Авиагоризонты - http://crown-irforce.narod.ru/technics/aviapribor/avgor_lic.html.

6. Самолет Як-130 - http://aviapanorama.su/2005/08/yak-130-proryv-k-uspexu/.

Авиагоризонт, содержащий трехстепенной гироскоп и устройство визуальной индикации, отличающийся тем, что в верхней части устройства визуальной индикации располагается указатель тангажа в виде силуэта самолета в профиль для отсчета значений тангажа напротив носика силуэта самолета по шкале тангажа, а в нижней части устройства визуальной индикации располагается указатель крена в виде отдельного прибора с силуэтом самолета по типу вид с земли (ВсЗ) с обеспечением возможности установки индекса угла атаки на фоне шкалы углов тангажа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов (СП) непрерывных малогабаритных гироскопических инклинометров (ГИ) с автономной начальной выставкой (АНВ) в азимуте для определения координат оси симметрии скважин.

Изобретение относится к исследованию нефтяных и газовых скважин, в частности к определению углов наклона и траектории ствола скважины. Техническим результатом является повышение точности определения траектории протяженных наклонных и горизонтальных скважин.

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов. Гироинерциальный модуль содержит одноосный силовой гироскопический стабилизатор, на платформе (3) которого размещены два акселерометра (9.1, 9.2) и гироузел, представляющий собой рамку (2) с не менее двумя жестко установленными в ней гиромоторами (1), оси вращения которых параллельны.

Изобретение относится к точному приборостроению, а именно к гироскопической технике, и может быть использовано в гиростабилизаторах. .

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в гироскопических приборах для стабилизации вертикального направления. .

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к системам навигации с гиростабилизированными инерциальными платформами. .

Изобретение относится к определению параметров траекторий нефтяных, газовых, геотермальных, железорудных и др. .

Изобретение относится к инерциальным навигационным системам и может использоваться для определения угловой ориентации подвижных объектов любого типа. Сущность изобретения состоит в совместной обработке измерений датчиков перегрузок и измерений скорости подвижного объекта спутниковой навигационной системой (СНС), при отсутствии датчиков угловых скоростей. Угловые скорости определяют методом параметрической идентификации, минимизируя функционал качества, который формируют из разностей ускорений, полученных путем дифференцирования земных скоростей, измеренных при помощи СНС и ускорений, полученных путем обработки сигналов перегрузки по трем связанным осям ЛА. Устройство, реализующее данный способ, содержит блок датчиков перегрузок, спутниковую навигационную систему, блок определения линейных ускорений, блок формирования матрицы направляющих косинусов, блок определения функционала, блок дифференцирования, блок минимизации функционала, блок определения угловых скоростей, блок определения начальных углов ориентации и интегратор, соединенные между собой определенным образом. Технический результат - упрощение способа, снижение стоимости и повышение точности определения угловой ориентации объекта при отсутствии бортовых измерителей угловых скоростей. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх