Способ канатно-ленточной сборки арочных пролетных строений

Способ относится к области строительства и предназначен для сборки больших конструкций средствами малой механизации. Резко снижает массу конструкции и время ее сборки. Между временно разнесенными по высоте опорами формируют растянутую каркасную ленту. Поднятую торцевую сторону опускают в нижнее положение, обеспечивая направленное сжатие каркасной ленты. В процессе выполнения этой технической операции каркасная лента непроизвольно выгибается и собирается в арочную пролетную конструкцию. 2 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к способам и устройствам, специально предназначенных для сборки и возведения, как арочных мостов, так и других арочных строительных конструкций.

Предшествующий уровень техники

По данной заявке был проведен патентно-информационный поиск, который показал, что из существующего уровня техники заявленное изобретение не имеет аналога.

Раскрытие изобретения

Существующие сборные способы возведения арочных пролетных конструкций, как правило, отличаются большой длительностью работ и высокой трудоемкостью, что, прежде всего, обусловлено сложностью применяемых способов реализации технических задач.

Сборные элементы таких конструкций представляют собой крупногабаритные, массивные изделия, так как еще на этапе их изготовления им придаются необходимые прочностные характеристики, которые должны обеспечивать заданную несущую нагрузку возводимой сборной конструкции. Для работы с такими изделиями всегда требуется привлечение тяжелой транспортной и грузоподъемной техники.

Способы последовательного перемещения моста или его секций с использованием инвентарной металлической опалубки требуют частых и достаточно длительных технологических остановок, связанных с необходимостью выдерживать требуемые сроки созревания бетонных смесей.

Общим недостатком арочных пролетных конструкций, возведенных указанными способами, является их относительно низкая несущая способность по отношению к собственной массе таких конструкций. В большинстве случаев, это не позволяет придавать аркам пологую кривизну, что особенно актуально при проектировании арочных конструкций с большими пролетами.

Задачами, на решение которых направлено заявленное изобретение, являются технологическое упрощение процесса сборки и значительное сокращение сроков сборки арочных пролетных конструкций, с целью создания широких возможностей возведения существенно облегченных арочных пролетных конструкций с пологими арками (сводами), с большими пролетами, и с высокими значениями полезной несущей способности по отношению к собственной массе.

Данные задачи решаются с применением способа канатно-ленточной сборки арочных пролетных конструкций. Этот способ позволяет между временно разнесенными по высоте опорами сформировать растянутую каркасную ленту, а затем, путем опускания поднятой торцевой стороны в нижнее положение, обеспечить каркасной ленте направленное сжатие, к ходе которого она непроизвольно выгибается и собирается в арочную пролетную конструкцию.

Для формирования каркасной ленты могут применяться наборные элементы из относительно легких, но достаточно прочных композитных материалов, которые могут состоять из многократно чередующихся армирующих и демпфирующих слоев.

Армирующий слой может быть изготовлен на основе стеклопластиковой или углепластиковой сетки.

Демпфирующий слой может быть изготовлен на основе экструдированного пенополистирола.

Сформированная из таких композитных материалов каркасная лента после ее сборки в арочную пролетную конструкцию способна воспринимать, эффективно рассеивать и переносить на опоры не только равномерно статические или переменно динамические полезные нагрузки, но и точечно-ударные нагрузки. Значения таких нагрузок могут составлять 150-200 МПа.

Ширина и длина такой конструкции может достигать нескольких километров.

Осуществление изобретения

Техническое осуществление способа состоит из трех последовательно выполняемых этапов, которые отражены на фиг. 1.

На первом этапе выполняют натягивание системы канатов.

Предварительно на канаты, для выполнения последующего контроля, на определенном удалении от точек их начального крепления наносят метки, соответствующие длине дуги арки, которую они впоследствии будут охватывать.

Канаты надежно крепят к опоре 1 в двух горизонтальных плоскостях и перебрасывают к опоре 2, к которой предварительно пристраивают временное вспомогательное сооружение 3.

Временное вспомогательное сооружение позволяет:

- временно разносить опоры по высоте;

- натягивать канаты между разнесенными по высоте опорами;

- формировать растянутую каркасную ленту 4;

- опускать по наклонной плоскости нижнюю торцевую грань приподнятого края растянутой каркасной ленты из точки 5 в точку 6.

Для решения этих задач на упорной плоскости опоры 2 закрепляется подвижная плита 7, которая имеет возможность перемещаться по высоте вдоль наклонной плоскости временного вспомогательного сооружения и которая может работать как на отрыв, так и на сжатие.

Верхний ряд канатов является несущим. Он предназначен для крепления наборных элементов и должен выдерживать вес полностью собранной каркасной ленты с учетом возможных дополнительных нагрузок.

Нижний ряд канатов является поддерживающим. Он предназначен для фиксации наборных элементов и обеспечения их устойчивого вертикального положения при боковых нагрузках.

Натянутые канаты должны иметь равномерное провисание (если не требуется сборка многосекционных конструкций с различными параметрами кривизны).

На втором этапе в натянутую систему канатов производится заправка всех необходимых конструктивных наборных элементов с обеспечением их продольного и поперечного сцепления друг с другом. Сформированная таким образом растянутая каркасная лента должна свободно провисать на натянутых канатах, при этом нижние торцевые грани каркасной ленты должны быть максимально приближены к упорным точкам 5 и 8.

На третьем этапе выполняется выгибание и сборка каркасной ленты в арочную пролетную конструкцию.

Эта операция выполняется путем направленного сжатия нижних граней торцевых сторон каркасной ленты в точках 5 и 8. Такое сжатие обеспечивается за счет принудительного наклонного опускания подвижной плиты, при котором приподнятая торцевая сторона каркасной ленты, совместно с подвижной плитой, перемещается из точки 5 в точку 6. При этом другая торцевая сторона каркасной ленты своей нижней гранью постоянно упирается в точку 8.

В процессе выполнения этой операции каркасная лента непроизвольно выгибается в обратную сторону и собирается в арочную пролетную конструкцию 9 с заданным значением радиуса кривизны.

При опускании каркасной ленты постоянно выбирается появляющаяся у несущих канатов слабина.

Возможный вариант сборки наборных элементов каркасной ленты показан на фиг.2 (вид сверху), где 10 - система канатов, 11 - формы наборных элементов каркасной ленты.

Успешное выполнение всех этапов канатно-ленточной сборки арочных пролетных конструкций обеспечивается:

- точным выносом точек 6 и 8 в натуру;

- соответствием углов наклона упорной плоскости опор 1 и 2 расчетным значениям;

- правильным подбором технических характеристик канатов и приводных механизмов;

- выбором оптимального размера наборных элементов и их прочностных характеристик;

- высокой точностью линейных и угловых значений наборных элементов.

При выполнении изложенных условий способ канатно-ленточный сборки арочных пролетных конструкций позволяет успешно решать поставленные задачи.

Для массового внедрения способа требуется:

- разработка стандартных форм наборных элементов с широким диапазоном размеров и прочностных характеристик;

- заводское производство форм наборных элементов;

- разработка приложений к существующим трехмерным программам моделирования (Компас-3D, AutoCAD, ArchiCAD), позволяющих по набору исходных данных рассчитывать и подбирать оптимальный вариант комплектующих материалов.

Промышленная применимость

Способ канатно-ленточной сборки арочных пролетных конструкций обладает:

- широтой применения (может применяться в транспортном, промышленном, гражданском и военном строительстве);

- технической простотой и доступностью (не требуется привлечение тяжелой транспортной и грузоподъемной техники);

- низкой трудоемкостью (технически возможно выполнять работы даже одному человеку);

- высокой скоростью сборки (можно возводить большие арочные пролетные конструкции в самые короткие сроки);

- широтой конструкторских возможностей (позволяет собирать и состыковывать конструкции с различными пролетами и радиусами кривизны);

- автономностью и мобильностью (не требует привлечения систем электроснабжения и доступа к инженерным сетям; возможно применение в удаленных и труднодоступных участках);

- универсальностью (наборные элементы с заданными характеристиками могут изготавливаться, в том числе, кустарным способом с использованием доступных материалов и с применением только ручного инструмента);

- высокой ремонтопригодностью (позволяет заменять отдельные наборные элементы конструкции практически без снижения прочностных и несущих характеристик всей конструкции).

Способ канатно-ленточной сборки арочных пролетных конструкций, характеризующийся тем, что включает крепление и натягивание канатов между разнесенными по высоте точками опор, крепление к канатам наборных элементов с образованием растянутой каркасной ленты, затем осуществляют сжатие и изгиб ленты путем опускания поднятой торцевой стороны каркасной ленты.



 

Похожие патенты:

Устройство для подъема и монтажа блоков пролетного строения включает опорную балку с передней и задней опорами, механизм подъема блоков пролетного строения, оснащенный гидродомкратами с системой перехвата пучков.

Изобретение относится к области строительства, в частности к монтажу сводов арки. Технический результат изобретения заключается в снижении трудозатрат при монтаже арки.

Изобретение относится к устройствам для производства работ в гидротехническом строительстве и может быть использовано для возведения свайных мостовых оснований, эстакад, перегрузочных комплексов и причальных сооружений на акваториях.

Изобретение относится к способу размещения опорных частей на железнодорожных пролетных строениях, состоящем в установке на подвижной и неподвижной осях опирания пролетного строения подвижных и неподвижных опорных частей.

Способ монтажа балки жесткости вантового моста состоит в укрупнительной сборке на полное сечение пространственного блока балки жесткости на стапеле и подаче его к месту монтажа, строповке блока к грузоподъемному устройству, перемещении блока в проектное положение, закреплении его на ранее собранной части балки жесткости и прикреплении к собранным блокам вант и их натяжении.

Изобретение относится к дорожному строительству эстакад и мостовых переходов для автомобильных и железных дорог в условиях вечной мерзлоты, сейсмически активных районах, а также в горной и пересеченной местности, на болотах и слабых грунтах.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при замыкании собираемых внавес консолей пролетного строения. Предварительно на стапеле осуществляют контрольную сборку концевых и замыкающей панелей, обрезку кромок концевых и замыкающей панелей и взаимную подгонку их к сварке, прикрепляют к консольным и замыкающей панелям временные фиксирующие элементы и выравнивающие устройства.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при транспортировке по воде сверхтяжелых блоков пролетных строений. Плашкоут для перевозки блоков пролетного строения включает несущую блок пролетного строения обстройку, выполненную в виде прикрепленных к палубе плашкоута опорных балок и опирающихся на них распределительных балок с боковыми упорами.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции опоры моста или замене опорных частей. Технический результат при использовании изобретения заключается в упрощении способа подъема балок мостового сооружения при снижении трудозатрат, сокращении времени проведения ремонтных работ и создании благоприятных условий для выполнения ремонтных работ.

Изобретение относится к способам возведения мостов и мостовых конструкций на акватории. .

Технический результат: надежное и безопасное выполнение всех операций в процессе исполнения, связанных с погрузкой металлических балок пролета моста, таких как транспортировка плавсистемы, ее закрепление на мертвых якорях-присосах с дальнейшим позиционированием плавсистемы под монтажный подъемный агрегат в сложных погодных условиях, включающих ветер, штормовое волнение, смену течений, имеющих полусуточный характер и действующих под значительным углом к оси моста, а также воздействие льда, взломанного проходящими судами и выносимого течением. Время на один цикл вывоза балки сократилось с 5-6 часов до двух часов, что способствует четкому и бесперебойному выполнению графика строительства моста и значительной экономии бюджетных денежных средств. При испытании при строительстве пролетного строения мостового перехода обеспечена практически полная безопасность каждого полного цикла подачи балок под монтаж, а также безопасность персонала, занятого в этих операциях. Сущность: использован особый метод буксировки плавсистемы (3) и примененного оборудования - тип буксиров (5, 6), длина буксирных тросов (7, 8), специальные кнехты (9, 10), плавучие ледовые швартовные буи (16), глаголь-гаки (27), канифас блоки (49). Створные знаки (43, 44), изготовленные под конкретные операции. Маневрирование в операционной зоне монтажа и позиционирование под монтажный подъемный агрегат (37) обеспечивались с использованием, взамен GPS, створных знаков, установленных в операционной зоне возведения мостового перехода с двух сторон пролива. Использование: транспортировка металлических балок жесткости пролета моста с использованием плавсистемы (3), закрепление ее за мертвые якоря-присосы (12) с использованием плавучих ледовых швартовных буев (16) и глаголь-гаков (27) и последующим позиционированием в операционной зоне строительства под монтажный подъемный агрегат, размещенный на оконечности консоли моста на высоте 70 м для подъема балок при удлинении консолей мостового перехода с обеих сторон пролива до их стыковки. 10 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к мостам, возведенным из отдельных стандартных секций или элементов. Технический результат - упрощение монтажа конструкций моста, уменьшение внецентренных нагрузок на арку, повышение прочности несущих элементов за счет использования фибробетона. Конструкция моста выполнена сборной из фибробетонных элементов, снабженных закладными деталями, и конструкцией из плит и георешетки, которая позволяет распределять вертикальное давление от подвижного состава на безотпорную зону арки. Опоры выполнены сборными, установленными на ростверк, объединяющий сваи, а на опоры опирается арка параболической формы, выполненная из фибробетона и состоящая из отдельных блоков, шарнирно соединенных друг с другом по внешней поверхности арки. На верхней поверхности каждого блока по его углам выполнены ниши, в которых размещены металлические закладные проушины, с одной стороны блока по две штуки в нише, а с противоположной - по четыре, каждая проушина имеет отверстие для болтов, ось которых совпадает с точкой пересечения боковой и верхней поверхности блоков. На соприкасающихся поверхностях каждого блока выполнены с одной стороны выступы, а с другой стороны - углубления, которые совмещаются при монтаже арки, центральная часть которой является безотпорной зоной, то есть не испытывающей бокового отпора грунта. На границах безотпорной зоны размещены песчаные подушки, на которые опираются переходные железобетонные плиты, на плиты засыпается слой песка, после его уплотнения в пределах грунтовой обоймы засыпки укладывается полимерная георешетка с уклоном от вертикальной оси арки в сторону опор моста. Поверх песка укладываются слои дорожной одежды. Фасад моста по всей высоте выложен габионами, соединенными между собой арматурой, последний ряд которых выполняет функции перильных ограждений, причем габионы установлены в процессе устройства грунтовой обоймы засыпки моста. 7 ил.
Наверх