Буксовый узел вагонной тележки

Корпус адаптера буксового узла тележки выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами и боковыми лапками, образующими фигурные вырезы, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера. С внешней стороны корпус адаптера имеет две выступающие опоры с ребрами жесткости. На краях цилиндрического выреза выполнены удерживающие выступы, вдоль которых и в центральной ее части выполнены канавки. Основание корпуса адаптера смещено относительно центра полуцилиндра. В середине одной из боковых опор адаптера выполнено отверстие с резьбой для его болтового соединения с блокиратором. Блокиратор выполнен П-образной формы, в средней части которой выполнен прямоугольный выступ, который размещен в фигурном вырезе адаптера, а в центральном отверстии горизонтальной полки установлен болт, а боковые опоры разнесены по ширине фигурного выреза адаптера и выполнены скругленными. Повышается надежность работы буксового узла. 3 з.п. ф-лы, 9 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта и может быть использовано в конструкциях вагонной тележки для установки колесных пар с кассетными подшипниками.

Известен адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки преимущественно грузового вагона, содержащий проемы для подшипникового узла с горизонтальной и вертикальными контактными поверхностями, взаимодействующими с контактными горизонтальной и вертикальными поверхностями адаптера, при этом, по меньшей мере, одна из контактных поверхностей адаптера выполнена цилиндрической формы, причем расстояние между центрами проемов для подшипниковых узлов является базой тележки, по меньшей мере, одна из контактных цилиндрических поверхностей выполнена радиусом, равным 0,85-1,2 базы тележки. По меньшей мере, одна из контактных цилиндрических поверхностей выполнена сплошной. По меньшей мере, одна из контактных цилиндрических поверхностей выполнена в виде отстоящих друг от друга опор с цилиндрическими поверхностями с промежутком между ними, поверхность которого смещена в сторону центра радиуса цилиндрических контактных поверхностей (RU 110047, B61F 5/26, 2011).

Недостатком адаптера является повышенный износ в зазорах контактирующих поверхностей подшипникового узла из-за их закругления, а также неустойчивое положение в вырезе боковой рамы.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является узел соединения боковой рамы с колесной парой в тележке грузового железнодорожного вагона, содержащий П-образный буксовый проем с установленной на опорной поверхности износостойкой съемной скобой, адаптер прямоугольной формы с цилиндрическим вырезом в нижней части под установку на двухрядный кассетный подшипник колесной пары и блокиратор, предохраняющий колесную пару от выхода из буксового проема боковой рамы, закрепленный посредством болта к нижней части внутренней вертикальной стенки буксового проема. Блокиратор, имеющий отверстие под болт, выполнен с прямоугольным пазом в верхней части, ширина паза не превышает наибольшего размера шестигранной головки болта. В нижней части внутренней вертикальной стенки буксового проема выполнено отверстие для установки блокиратора, расположенного с возможностью опоры на нижнюю полку внутренней вертикальной стенки буксового проема, при этом болт размещен вверх головкой, которая входит в прямоугольный паз блокиратора, и снабжен шайбой и самостопорящейся гайкой. Между блокиратором и полкой могут устанавливаться регулировочные пластины с отверстиями под болт (RU 101988, B61F 5/14, 2011).

Конструкция узла соединения боковой рамы с колесной парой имеет недостаточную надежность фиксации подшипникового узла колесной пары между адаптером и блокиратором. В процессе эксплуатации из-за износа регулировочных пластин происходит биение подшипника колесной пары о блокиратор, что приведет к его поломке.

Техническим результатом является повышение надежности работы буксового узла вагонной тележки.

Технический результат достигается за счет того, что в буксовом узле вагонной тележки, содержащем адаптер с цилиндрическим вырезом в нижней части для установки на подшипник колесной пары и фигурными вырезами с двух сторон под направляющие вертикальные стенки выреза боковой рамы и блокиратор, размещенный под подшипником колесной пары, согласно изобретению корпус адаптера выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами и боковыми лапками, образующими фигурные вырезы, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера, а с внешней стороны корпус адаптера имеет две выступающие опоры с ребрами жесткости, на краях цилиндрического выреза выполнены удерживающие выступы, вдоль которых и в центральной части цилиндрического выреза выполнены канавки, причем основание корпуса адаптера смещено относительно центра полуцилиндра на расстояние

δ=(0,04÷0,05)R,

где R - радиус цилиндрического выреза под подшипник колесной пары,

при этом в середине одной из боковых опор адаптера выполнено отверстие с резьбой для его болтового соединения с блокиратором.

Блокиратор выполнен П-образной формы, в средней части блокиратора выполнен прямоугольный выступ, который размещен в фигурном вырезе адаптера, в центральном отверстии горизонтальной полки установлен болт, а боковые опоры разнесены по ширине фигурного выреза адаптера и выполнены скругленными. Расстояние между центрами выступающих опор адаптера равно:

где α - угол охвата подшипника колесной пары под центрами выступающих опор адаптера.

Расстояние между нижней гранью внутренней поверхности боковой опоры блокиратора с одной стороны буксового узла и нижней гранью цилиндрического выреза адаптера с другой его стороны меньше диаметра цилиндрического выреза под подшипник колесной пары.

На фиг.1 показан общий вид буксового узла вагонной тележки; на фиг.2 - адаптер с блокиратором в сборе; на фиг.3 - вид А на фиг.2; на фиг.4 - адаптер, общий вид; на фиг.5 - то же, вид сверху; на фиг.6 - сечение по Б-Б на фиг.4; на фиг.7 - блокиратор, общий вид; на фиг.8 - то же, вид сверху и на фиг.9 - то же, вид сбоку.

Буксовый узел вагонной тележки содержит адаптер 1 с цилиндрическим вырезом 2 в нижней части для установки на подшипник колесной пары и фигурными вырезами 3 с двух сторон под направляющие вертикальные стенки выреза боковой рамы и блокиратор 4, размещенный под подшипником колесной пары. Корпус адаптера 1 выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами 5 и боковыми лапками 6, образующими фигурные вырезы 3, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера 1. С внешней стороны корпус адаптера 1 имеет две выступающие опоры 7 с ребрами жесткости. На краях цилиндрического выреза 2 выполнены удерживающие выступы 8, вдоль которых и в центральной части цилиндрического выреза 2 выполнены канавки 9.

Причем основание корпуса адаптера 1 смещено относительно центра полуцилиндра на расстояние:

δ=(0,04÷0,05)R,

где R - радиус цилиндрического выреза под подшипник колесной пары,

при этом в середине одной из боковых опор 6 адаптера 1 выполнено отверстие 10 с резьбой для его болтового соединения с блокиратором 4.

Блокиратор 4 выполнен П-образной формы, в средней части блокиратора 4 выполнен прямоугольный выступ 11, который размещен в фигурном вырезе 3 адаптера 1. В центральном отверстии 12 горизонтальной полки установлен болт 13, а боковые опоры 14 разнесены по ширине фигурного выреза 3 адаптера 1 и выполнены скругленными.

Расстояние В между центрами выступающих опор 7 адаптера 1 равно:

где α - угол охвата подшипника колесной пары под центрами выступающих опор 7 адаптера 1.

Расстояние между нижней гранью внутренней поверхности боковой опоры 14 блокиратора 4 с одной стороны буксового узла и нижней гранью цилиндрического выреза 2 адаптера 1 с другой его стороны меньше диаметра цилиндрического выреза 2 под подшипник колесной пары.

Буксовый узел вагонной тележки используют следующим образом. При сборке буксового узла вагонной тележки на подшипники колесной пары по концам вагонной оси устанавливают сверху адаптеры 1. Подшипники размещаются между удерживающими выступами 8 цилиндрического выреза 2. Потом с обеих сторон на них ставят боковые рамы тележки. Сверху на выступающие опоры 7 адаптера 1 кладется специальная подкладка в вырез боковой рамы. С боковых сторон выреза боковой рамы выполнены направляющие пазы для удержания посредством боковых лапок 6 на боковых опорах 5 адаптера 1. Адаптер 1 удерживается в вырезе за счет четырех боковых лапок 6, образующих фигурные вырезы 3. Боковые опоры 5 не позволяют адаптеру выпасть из выреза боковой рамы. Кроме того, два блокиратора 4 монтируются на каждую колесную пару тележки, когда колесные пары с кассетными подшипниками стоят на рельсах. Каждый блокиратор 4 устанавливается снизу адаптера 1 и закрепляется болтом 13 на резьбе в отверстии 10 адаптера 1 со стороны рессорного подвешивания тележки. Кроме того, в середине в боковых опорах 5 адаптера 1 с каждой стороны может быть выполнено два отверстия 10 с резьбой для перестановки блокиратора 4 с одной стороны буксового узла на его другую сторону.

Стопорят болт 13 в центральном отверстии 12 специальной проволокой, продетой через отверстия в его головке и боковые опоры 14 блокиратора 4. При этом прямоугольный выступ 11 входит между боковыми лапками 6 в фигурный вырез 3 адаптера 1. Свободные концы специальной проволоки загибаются вниз.

Основание корпуса адаптера 1 смещено относительно центра полуцилиндра на расстояние 5, что позволяет надежно его установить на подшипниковом узле, а затем быстро снять адаптер 2 с подшипникового узла. Цилиндрические поверхности корпуса полностью не замыкаются на подшипниковом узле, а свободно лежат на нем. Это облегчает монтаж и демонтаж буксовых узлов колесных пар.

Например, при R=115 мм величина смещения для устойчивого положения адаптера 1 на подшипниковом узле δ должна быть в пределах от 4,6 мм до 5,75 мм.

δ=(0,04÷0,05)R=(0,04÷0,05)×15 мм.

При R=120 мм смещение 5 должно быть от 4,8 мм до 6,0 мм.

δ=(0,04÷0,05)×120 мм.

Адаптеры отливают из стали ЗОГСЛ с последующей нормализацией и устанавливают в вырезы литых боковых рам вагонных тележек.

Расстояние между нижней гранью внутренней поверхности боковой опоры 14 блокиратора 4 с одной стороны буксового узла и нижней гранью цилиндрического выреза 2 адаптера 1 с другой его стороны меньше диаметра цилиндрического выреза 2 под подшипник колесной пары. Такая установка блокиратора 4 позволяет надежно удерживать адаптер 1 на подшипнике колесной пары.

Например, при диаметре 230 мм (R=115 мм) принимаем расстояние С между нижней гранью внутренней поверхности боковой опоры 14 блокиратора 4 и нижней гранью цилиндрического выреза 2 адаптера 1 (рис.2) равное 217 мм. Размер открытого зева буксового узла не позволит при значительных динамических нагрузках и колебаниях вывалиться адаптеру 1 подшипника колесной пары.

Расстояние В (рис.2) между центрами выступающих опор 7 адаптера 1 равно:

где α - угол охвата подшипника колесной пары под центрами выступающих опор 7 адаптера 1.

Принимаем R=115 мм, α=119°, . Во втором случае принимаем R=115 мм, α=140°, .

В таблице 1 показаны результаты испытаний буксовых узлов с адаптерами следующих фирм: ПГК (заявитель) - первая грузовая компания;

ЕПК - европейская подшипниковая компания (чертеж №97018.30.005);

ПКБ ЦВ и МИИТ - проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства (чертеж №5601-Н);

УВЗ - Уралвагонзавод (чертеж №100.10.009-1).

Таблица 1
Результаты испытаний подшипников с тремя вариантами адаптеров
Показатели Буксовый узел ПГК Буксовый узел ВПК Буксовый узел ПКБЦВ и МИИТ Буксовый узел «УВЗ»
Зона нагружения наружного ряда роликов, град 140 125 63 122
Зона нагружения внутреннего ряда роликов, град 114 125 61 120
Максимальные напряжения от прохода наружного ряда роликов, МПа 9,0-6.2 11,6-8,5 23 23
Максимальные напряжения от прохода внутреннего ряда роликов, МПа 9,4-6,5 15,8-12.4 16 27

Результаты испытаний показали лучшие характеристики адаптера с блокиратором ПГК. Расстояние между центрами выступающих опор 7 адаптера 1 было определено оптимальным в размере 196 мм.

При демонтаже буксового узла извлекают проволоку из отверстий боковых опор блокиратора 4 и болта 13, выкручивают болт 13 из одного отверстия 10 и вручную снимают блокиратор 4 с адаптера 1. Снимаются смонтированные на концах вагонной оси подшипниковые узлы, которые располагались между удерживающими выступами 8 по краям внутренней цилиндрической поверхности адаптеров 1. Для удобства установки и снятия с них адаптеров 1 по краям и в центральной части внутренней цилиндрической поверхности выреза 2 выполнены канавки 9. Эти канавки 9 могут служить для охлаждения подшипниковых узлов. При перестановке буксового узла на другую сторону вагонной тележки блокиратор 4 вставляют в другое отверстие 10 на другой боковой опоре 5 адаптера 1.

Эффективность буксового узла вагонной тележки заключается в надежной работе за счет устойчивого положения и удержания адаптера на подшипниковом узле колесной пары, на который сверху надевается боковая рама, и плотного охвата опорами блокиратора подшипника колесной пары.

1. Буксовый узел вагонной тележки, содержащий адаптер с цилиндрическим вырезом в нижней части для установки на подшипник колесной пары и фигурными вырезами с двух сторон под направляющие вертикальные стенки выреза боковой рамы и блокиратор, размещенный под подшипником колесной пары, отличающийся тем, что корпус адаптера выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами и боковыми лапками, образующими фигурные вырезы, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера, а с внешней стороны корпус адаптера имеет две выступающие опоры с ребрами жесткости, на краях цилиндрического выреза выполнены удерживающие выступы, вдоль которых и в центральной части цилиндрического выреза выполнены канавки, причем основание корпуса адаптера смещено относительно центра полуцилиндра на расстояние
δ=(0,04÷0,05)R,
где R - радиус цилиндрического выреза под подшипник колесной пары, при этом в середине одной из боковых опор адаптера выполнено отверстие с резьбой для его болтового соединения с блокиратором.

2. Буксовый узел вагонной тележки по п.1, отличающийся тем, что блокиратор выполнен П-образной формы, в средней части блокиратора выполнен прямоугольный выступ, который размещен в фигурном вырезе адаптера, в центральном отверстии горизонтальной полки установлен болт, а боковые опоры разнесены по ширине фигурного выреза адаптера и выполнены скругленными.

3. Буксовый узел вагонной тележки по п.1, отличающийся тем, что расстояние между центрами выступающих опор адаптера равно:

где α - угол охвата подшипника колесной пары под центрами выступающих опор адаптера.

4. Буксовый узел вагонной тележки по п.1, отличающийся тем, что расстояние между нижней гранью внутренней поверхности боковой опоры блокиратора с одной стороны буксового узла и нижней гранью цилиндрического выреза адаптера с другой его стороны меньше диаметра цилиндрического выреза под подшипник колесной пары.



 

Похожие патенты:

Корпус адаптера выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами и боковыми направляющими, образующими выступы, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера.
Способ заключается в снятии с буксового проема рамы тележки из низкоуглеродистой стали изношенного буксового наличника и в закреплении приваркой в буксовом проеме рамы тележки нового замещающего буксового наличника с рабочей поверхностью из высокоуглеродистой стали.

Бесчелюстная трехосная тележка тепловоза состоит из рамы, рессорного подвешивания, букс с поводками и колесных пар с тяговыми электродвигателями. На торцевых поверхностях букс крайних колесных пар тележки жестко закреплены втулки квадратного сечения и в них подвижно размещены подобного сечения стержни, связанные со штоками пневмоцилиндров, закрепленных на раме.

Трехосная тележка тепловоза состоит из рамы с челюстями и подбуксовыми струнками, в которых подвижно установлены буксы колесных пар колесно-моторных блоков. Челюсти выполнены полыми, и в них с возможностью угловых поворотов установлены эксцентричной формы упоры, приводимые в действие гидроцилиндрами, закрепленными на подбуксовых струнках и питаемыми от гидрораспределителя, связанного с гидростанцией, расположенной в кузове тепловоза.

Изобретение относится к конструкциям тележек железнодорожного транспорта. Низкопрофильный навесной узел предназначен для использования между буксовой челюстью боковины тележки железнодорожного вагона и подшипником оси колес железнодорожного вагона, включает в себя адаптер роликового подшипника и узел подушки, работающей на сдвиг.

Изобретение относится к конструкциям тележек железнодорожного транспорта. Низкопрофильный навесной узел для использования между буксовой челюстью боковины тележки железнодорожного вагона и подшипником оси колес железнодорожного вагона включает в себя подушку, работающую на сдвиг, и адаптер подшипника.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам грузовых вагонов. .
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ремонте буксовых узлов колесных пар железнодорожного подвижного состава. .

Изобретение относится к гидрорессоре, содержащей чашеобразный корпус, герметично закрытый вверху амортизатором из материала с подобной резине эластичностью и частично заполнен газом, а в остальном - гидравлической жидкостью, причем амортизатор содержит аксиально расположенную пальцеобразную присоединительную деталь с находящейся на ее нижнем продолжении поперечной плитой (демпфирующей плитой), причем демпфирующая плита погружена в вязкую жидкость.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается узла опоры боковой рамы на колесную пару двухосной тележки грузового вагона. По первому варианту изобретения в узле опоры суммарные зазоры между продольными охватывающими площадками буксы или адаптера и охватываемыми площадками наружной и внутренней челюстей буксового проема больше со стороны наружной челюсти, чем со стороны внутренней челюсти. По второму варианту изобретения корпус буксы или адаптера снабжен продольными охватывающими площадками только со стороны внутренней челюсти буксового проема. Выполнение узла опоры боковой рамы по предлагаемым вариантам снижает концентрацию напряжений в зоне внутреннего угла буксового проема, что повышает срок службы боковой рамы. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Устойчивая тележка железнодорожного вагона содержит две рамные боковины и надрессорную балку. Надрессорная балка характеризуется наличием по бокам противоположных концов, каждый конец проходит в отверстие рамной боковины и поддерживается в нем на рессорном комплекте. Устойчивая тележка железнодорожного вагона также включает поперечную балку, проходящую в отверстии рамной боковины и поддерживаемую в нем. Рессорный комплект оперт на каждый конец поперечной балки. Каждая рамная боковина характеризуется наличием отверстия буксового проема на каждом конце, принимающего поворотную опору, для приема эластомерной направляющей подушки и переходника подшипника. Узел крепления рамных боковин и поперечной балки является жестким шарнирным соединением. Фрикционные клинья между рамными боковинами и надрессорной балкой обеспечивают демпфирование от демпфирования при начальном низком уровне трения до демпфирования при высоком уровне трения, как только происходит зацепление. Шарнирная развязка рамной боковины и поперечной балки и поперечное перемещение фрикционных клиньев к надрессорной балке уменьшают взаимодействие отклонений, возникающих в результате смещения рельсового пути, с надрессорной балкой и транспортным средством. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к элементам двухосных трехэлементных тележек подвижного состава. Боковая рама тележки грузового вагона содержит в проемах буксовые узлы и имеет подбуксовые предохранители. Предохранители выполнены в виде подбуксовых скоб. Рама дополнена фиксаторами и натяжителями, связанными с наружными челюстями и подбуксовыми скобами. Каждый натяжитель выполнен в виде клина. Фиксатор введен в зацепление с подбуксовой скобой и соединён с клином. Достигается снижение возникающих во внутреннем и наружном углах буксового проема моментов, возникающих при эксплуатации и уменьшение вероятности дефектообразования в боковых рамах тележки грузового вагона. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается двухосных трехэлементных тележек подвижного состава. Конструкция соединения буксового узла с рамой тележки грузового вагона содержит в буксовых проемах буксовые узлы и подбуксовые предохранители, установленные между концевыми частями наружных и внутренних челюстей рамы. Предохранители выполнены в виде подбуксовых скоб. Каждый буксовый проем боковой рамы дополнен фиксатором и натяжителем. Натяжитель выполнен в виде клина, размещенного в наружной оконечности подбуксовой скобы. Фиксатор введен в зацепление с подбуксовой скобой и соединен с клином. Достигается уменьшение возникающих моментов и соответствующих напряжений в углах буксового проема и равномерное восприятие нагрузок боковой рамой от буксового узла. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Буксовый поводок содержит корпус, выполненный заодно целое с большой и малой головками, длинный валик с двумя составными втулками и дистанционным кольцом, короткий валик с двумя составными втулками и дистанционным кольцом. Валики установлены в цилиндрические отверстия головок корпуса, хвостовики длинного валика жестко закреплены на раме тележки локомотива, а хвостовики короткого валика - на корпусе буксы локомотива. Каждая составная втулка представляет собой демпфирующую втулку из конструкционного материала, запрессованную в металлической втулке. Составные втулки запрессованы в соответствующей головке. Каждое дистанционное кольцо запрессовано в соответствующей головке буксового поводка и расположено между двумя соответствующими составными втулками. Общая длина обеих составных втулок малой головки составляет не менее 3/4 длины цилиндрической части короткого валика, а общая длина обеих составных втулок большой головки составляет не более 1/2 длины цилиндрической части длинного валика. Обеспечиваются повышение ресурса колесной пары колесной пары локомотива и долговечности большой и малой головок буксового поводка и повышение долговечности большой и малой головок буксового поводка до нормативного значения. 1 ил.

Буксовая накладка выполнена из листового металла с износостойкими свойствами по форме П-образного буксового проема и содержит опорные волновые поверхности, взаимодействующие с опорными поверхностями челюстного проема, и поверхности, плотно прилегающие к цилиндрическим поверхностям корпуса буксы. Накладка также содержит как минимум три локальные зоны переменной жесткости, обеспечиваемой пазами, выполненными перпендикулярно опорным поверхностям накладки, и контактирует с волнообразными прокладками постоянной или переменной по длине толщины, размещенными между корпусом буксы и буксовой накладкой. Такое исполнение накладки позволяет гасить значительные силы ударного воздействия, уменьшая нагрузку, передаваемую корпусом буксы в клык челюстного проема, снижает изнашиваемость опорных поверхностей корпуса буксы и боковой рамы, перераспределяет нагрузку между рядами подшипников. 3 ил.

Раскрыта конструкция двухосной трехэлементной грузовой тележки с измененной конструкцией надрессорной балки, боковых рам, центрального рессорного подвешивания и узла, передающего нагрузку от боковой рамы на подшипники колесных пар. Обеспечивается разработка новой конструкции типовой двухосной трехэлементной грузовой тележки с улучшенными характеристиками. 18 ил.
Наверх