Энергоустановка на топливных элементах

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах и может использоваться при проектировании автономных, резервных и транспортных энергоустановок. В энергоустановке, содержащей генератор на топливных элементах, блок аккумуляторных батарей, три контактора, два разделительных диода, инвертор, зарядное устройство, систему автоматического управления и контроля, потребители собственных нужд, датчик напряжения генератора, коммутационные элементы и внешнюю нагрузку, контактор, подключающий внешнюю нагрузку, снабжен дополнительным силовым контактом, включенным параллельно диоду между генератором и инвертором. В результате достигается технический результат - существенно снижаются потери мощности на указанном диоде и повышается КПД энергоустановки. Кроме того, отпадает необходимость в установке мощного теплоотвода для диода, что упрощает конструкцию и повышает надежность эксплуатации энергоустановки в целом. 1ил.

 

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах и может использоваться при разработке автономных, резервных и транспортных энергоустановок.

Известно устройство для запуска генератора на топливных элементах для транспортного средства (патент США 6815100, МПК H01M 8/00, 04.06.2001), содержащее генератор на топливных элементах, блок аккумуляторных батарей, зарядное устройство, датчики напряжения и тока, инвертор и управляющий блок. Недостаток устройства заключается в большом числе преобразователей, требующихся для совместной работы генератора и блока аккумуляторных батарей, а также необходимость постоянного питания управляющего блока от аккумуляторных батарей.

Известна энергоустановка на топливных элементах (патент США 2006/0280977, МПК H01M 8/04, 14.12.2006), включающая в себя генератор на топливных элементах, инвертор, датчик напряжения генератора, подключенный к системе автоматического управления и контроля, аккумуляторную батарею, зарядное устройство, выполненное на преобразователе DC-DC, и коммутационные элементы. Недостатком энергоустановки является необходимость постоянной работы аккумуляторной батареи на весь период функционирования энергоустановки, что предъявляет к батарее повышенные требования по энергоемкости, увеличивает ее габариты, вес и стоимость. Кроме того, в момент переключения питания инвертора от батареи на генератор возникают перерывы и скачки напряжения на его выходе.

За прототип взята энергоустановка на топливных элементах (патент России 2382445, МПК H01M 8/04, 20.02.2010), содержащая генератор на топливных элементах, инвертор, датчик выходного напряжения генератора, систему автоматического управления и контроля, блок аккумуляторных батарей, зарядное устройство, три контактора, два развязывающих диода в виде диодов Шоттки, управляемые коммутационные элементы, кнопку включения энергоустановки, потребители собственных нужд и внешнюю нагрузку. В энергоустановке достигается экономное расходование энергии-блока аккумуляторных батарей и обеспечивается «мягкий» (без перерывов и скачков напряжения) переход питания инвертора от блока аккумуляторных батарей на генератор топливных элементов и обратно, что повышает надежность работы всех потребителей энергоустановки.

Недостаток прототипа заключается в потерях мощности, возникающих в рабочем режиме на развязывающем диоде, соединяющем выход генератора на топливных элементах с входом инвертора. Несмотря на использование в качестве развязывающего диода - диода Шоттки, обладающего по сравнению с обычным выпрямительным диодом пониженным падением напряжения в прямом направлении, теряемая на нем в рабочем режиме мощность достигает 0,5-1,0% от мощности энергоустановки. Это, во-первых, снижает КПД установки в целом, а, во-вторых, требует применения теплоотвода мощности, выделяющейся на диоде, что усложняет конструкцию установки и снижает ее надежность. Указанный недостаток проявляется тем сильнее, чем выше мощность энергоустановки.

Предлагаемая энергоустановка позволяет полностью исключить потери мощности на развязывающих диодах в рабочем режиме.

Энергоустановка, представленная на чертеже, содержит генератор на топливных элементах 1 и блок аккумуляторных батарей 2, связанные через разомкнутые контакты 3, 4 первого и второго контакторов 5, 6 и разделительные диоды 7, 8 с входом инвертора 9. Выход инвертора 9 через разомкнутые контакты 10 третьего контактора 11 соединен с внешней нагрузкой 12 и непосредственно с цепями из последовательно соединенных катушки первого контактора 5 и первого управляемого коммутационного элемента на замыкание 13, катушки третьего контактора 11 и второго управляемого коммутационного элемента на замыкание 14. Блок 2 связан с цепью из последовательно включенных катушки контактора 6 и параллельно-последовательно соединенных кнопки включения 15 энергоустановки, вспомогательного контакта 16 контактора 6, третьего управляемого коммутационного элемента на замыкание 17 и управляемого коммутационного элемента на размыкание 18. Выход инвертора 9 связан также с потребителями собственных нужд 19, с входом зарядного устройства 20 и с питающим входом системы автоматического управления и контроля 21, к информационному входу которой подключен датчик 22 выходного напряжения генератора 1, а к управляющим выходам - управляющие входы коммутационных элементов 13, 14, 17, 18 и потребителей 19. Выход зарядного устройства 20 через замкнутые контакты 23 контактора 6 соединен с блоком 2. Контактор 11 снабжен дополнительным силовым контактом 24, подсоединенным параллельно первому развязывающему диоду 7.

Энергоустановка работает следующим образом.

В режиме ввода энергоустановки из холодного состояния в рабочее кратковременно замыкается кнопка 15. При этом срабатывает и самоблокируется через собственный контакт 16 контактор 6. Через замкнувшиеся основные контакты 4 контактора 6 и диод 8 блок аккумуляторных батарей 2 подключается к входу инвертора 9, на выходе которого появляется переменное напряжение 220 В 50 Гц. Одновременно с этим контактами 23 блок 2 отключается от выхода зарядного устройства 20. Выходное напряжение инвертора 9 поступает на питающий вход системы автоматического управления и контроля 21, на зарядное устройство 20, на потребители собственных нужд 19 энергоустановки и через коммутационные элементы 13, 14 на управляющие катушки контакторов 5, 11. После этого система 21, управляя в соответствии с заданным алгоритмом потребителями собственных нужд 19, осуществляет подготовку перевода энергоустановки из холодного состояния в рабочее.

При появлении на выходе генератора 1 напряжения заданной величины датчик 22 информирует систему 21 о готовности энергоустановки к переводу в рабочее состояние. Система 21 замыкает элемент 13, запитывая катушку контактора 5. Через замкнувшиеся контакты 3 контактора 5 напряжение генератора 1 прикладывается к аноду диода 7. Затем система 21 кратковременно размыкает элемент 18, вызывая выключение контактора 6. При этом блок 2 контактами 4 отключается от входа инвертора 9, а контактами 23 подключается к выходу зарядного устройства 20, обеспечивающего его подзаряд. Переход к питанию энергоустановки от генератора 1 осуществляется без перерывов и скачков напряжения на выходе инвертора 9. С учетом того, что расходуемая в этих режимах потребителями собственных нужд мощность невелика - 5-7% от номинальной мощности энергоустановки и длительность перевода ее из холодного состояния в рабочее составляет величину менее получаса, энергия, рассеиваемая на диодах 7, 8, пренебрежимо мала по сравнению с полной мощностью энергоустановки.

Для подключения внешней нагрузки 12 система 21 замыкает элемент 14, вызывая срабатывание контактора 11 и замыкание его контактов 10 и дополнительного силового контакта 24, шунтирующего диод 7. В результате резко возросший входной ток инвертора 9 минует диод 7, не вызывая его перегрева и не приводя к существенным потерям мощности.

При выводе энергоустановки из рабочего состояния система 21 размыкает элемент 14, обесточивая контактор 11, отключающий контактами 10 нагрузку 12 и размыкающий контакт 24. После этого система 21 кратковременно замыкает элемент 17, запитывающий контактор 6, который, в свою очередь, осуществляет повторное подключение блока 2 к входу инвертора 9. Затем система 21 с помощью элемента 13 обесточивает контактор 5, который контактами 3 отключает генератор 1 от входа инвертора 9. По заданному алгоритму система 21 осуществляет постепенный вывод энергоустановки из рабочего состояния в холодное. По окончании вывода система 21 кратковременным размыканием элемента 18 отключает контактор 6 и полностью обесточивает энергоустановку.

С учетом того, что диоды 7, 8 работают только в режиме перевода энергоустановки из холодного состояния в рабочее и обратно, характеризующегося относительно малыми токами и продолжительностью, возможно применение обычных широко распространенных выпрямительных диодов, имеющих более низкую стоимость при более высоких значениях предельных токов и напряжений, чем диоды Шоттки.

Таким образом, предлагаемое устройство снижает потери мощности, повышает КПД энергоустановки, облегчает режим эксплуатации входящих в ее состав разделительных диодов при сохранении экономного расходования энергии блока аккумуляторных батарей и обеспечении поддержания качественного напряжения на выходе энергоустановки при ее переходе из одного режима в другой. Также упрощается конструкция устройства и повышается надежность его эксплуатации.

Энергоустановка на топливных элементах, содержащая генератор на топливных элементах и блок аккумуляторных батарей, связанные через разомкнутые контакты первого и второго контактора и разделительные диоды с входом инвертора, выход которого через разомкнутые контакты третьего контактора соединен с внешней нагрузкой и непосредственно - с цепями из последовательно соединенных катушки первого контактора и первого управляемого коммутационного элемента на замыкание, катушки третьего контактора и второго управляемого коммутационного элемента на замыкание, а блок аккумуляторных батарей связан с цепью из последовательно включенных катушки второго контактора и параллельно-последовательно соединенных кнопки включения энергоустановки, вспомогательного контакта второго контактора, третьего управляемого коммутационного элемента на замыкание и управляемого коммутационного элемента на размыкание, причем выход инвертора подключен также к потребителям собственных нужд энергоустановки, входу зарядного устройства и питающему входу системы автоматического управления и контроля, к информационному входу которой подсоединен датчик выходного напряжения генератора, к управляющим выходам - управляющие входы всех коммутационных элементов и потребителей собственных нужд энергоустановки, а выход зарядного устройства через замкнутые контакты второго контактора соединен с блоком аккумуляторных батарей, отличающаяся тем, что третий контактор снабжен дополнительным силовым контактом, подсоединенным параллельно первому развязывающему диоду между генератором на топливных элементах и входом инвертора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к преобразовательной технике, в частности к бортовым системам электропитания космических аппаратов, и может быть использовано в системе питания автоматических космических аппаратов на основе солнечных и аккумуляторных батарей.

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при создании автономных систем электропитания (СЭП) искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при создании автономных систем электропитания (СЭП) искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при эксплуатации аккумуляторных батарей в автономных системах электропитания, в частности в системах электропитания искусственных спутников Земли (ИСЗ), малых космических аппаратов.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автономным системам электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), использующих в качестве первичных источников энергии батареи фотоэлектрические (БФ), а в качестве накопителей энергии - аккумуляторные батареи (АБ).

Изобретение относится к электротехнической промышленности. Способ заключается в стабилизации напряжения на нагрузках и согласовании работы первичного и вторичного источников электроэнергии, причем вначале стабилизируют напряжение на нагрузке, имеющей максимальное выходное напряжение питания посредством параллельного стабилизированного преобразователя, а стабилизацию напряжения остальных нагрузок проводят от шин питания первой нагрузки сериесными стабилизированными преобразователями, при этом согласование работы первичного и вторичного источников электроэнергии проводят только на первом уровне стабилизации напряжения.

Использование: в области электротехники. Технический результат - обеспечение бесперебойности питания в случае отказа любых собственных узлов источника электропитания.

Использование: в области электротехники. Технический результат: повышение качества и эффективности бесперебойного электроснабжения потребителей, а также увеличение ресурса работы аккумуляторов.

Система автономного электроснабжения относится к области электроэнергетики. Технический результат - повышение перегрузочной способности системы в автономном режиме работы при возникновении пиковых и дополнительных нагрузок путем обеспечения параллельной работы инвертора и электрогенератора.

Изобретение относится к электротехнике, к системам электроснабжения автономных объектов с использованием в качестве первичных источников энергии солнечных батарей, а в качестве накопителей энергии - аккумуляторных батарей.

Изобретение относится к источникам энергии, а именно к способам замены расходуемого электрода в воздушно-алюминиевом топливном элементе без прерывания цепи энергообеспечения.

Настоящее изобретение относится к электрогенератору на топливных элементах, специально спроектированному как резервное устройство при отсутствии сетевого электроснабжения.

Настоящее изобретение относится к газогенератору для конверсии топлива в обедненный кислородом газ и/или обогащенный водородом газ, который может быть использован в любом процессе, требующем обедненного кислородом газа и/или обогащенного водородом газа, предпочтительно, используют его для генерирования защитного газа или восстановительного газа для запуска, выключения или аварийного отключения твердооксидного топливного элемента (SOFC) или твердооксидного элемента электролиза (SOEC).

Изобретение относится к технологии топливных элементов, а более конкретно к сборному модулю из батарей твердооксидных топливных элементов. Технический результат - обеспечение компактности, простота перехода батарея/система и улучшение характеристик системы.

Группа изобретений относится к топливным элементам. Технический результат - повышение эффективности вырабатывающего электроэнергию элемента.

Изобретение относится к источникам энергии, в частности к воздушно-алюминиевым источникам тока, в частности к способу ввода расходуемого электрода в воздушно-алюминиевый источник тока.

Изобретение относится к технике связи и может использоваться в системах беспроводной передачи. Технический результат состоит в повышении точности оценки канала.

Изобретение относится к энергоустановкам c твердополимерными топливными элементами (ТЭ), в которых получают электроэнергию за счет электрохимической реакции газообразного водорода с двуокисью углерода, и электрохимической реакции окиси углерода с кислородом воздуха.

Предложена система (100) топливного элемента, включающая в себя топливный элемент (1) для генерирования энергии путем осуществления электрохимической реакции между газом-окислителем, подаваемым на электрод (34) окислителя, и топливным газом, подаваемым на топливный электрод (67); систему (HS) подачи топливного газа для подачи топливного газа на топливный электрод (67); и контроллер (40) для регулирования системы (HS) подачи топливного газа, чтобы подавать топливный газ на топливный электрод (67), причем контроллер (40) осуществляет изменение давления, когда выход стороны топливного электрода (67) закрыт, при этом контроллер (40) периодически изменяет давление топливного газа у топливного электрода (67) на основе первого профиля изменения давления для осуществления изменения давления при первом размахе давления (ДР1).

Изобретение относится к способу изготовления металлического стального сепаратора для топливных элементов, который обладает коррозионной стойкостью и контактным сопротивлением не только в начальной стадии, но также и после влияния условий высокой температуры и/или высокой влажности в топливном элементе в течение длительного периода времени.

Задачей изобретения является повышение выходной мощности топливного элемента и эффективности генерирования электроэнергии путем обеспечения дренажа воды из топливного элемента при активации его при температуре ниже температуры замерзания. В системе генерирования электрической энергии на базе топливных элементов, путем подачи топливного газа и окислительного газа, измеряют выходную мощность топливного элемента, когда температура топливного элемента, после активации его при температуре ниже температуры замерзания, превышает 0 градусов, и если уровень выходной мощности равен или меньше чем заданный уровень мощности, применяют пульсацию давления на катоде, чтобы дренировать воду, образовавшуюся в топливном элементе. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх