Способ экспресс-оценки рабочих свойств работающих моторных масел в полевых условиях методом "масляного пятна"

Изобретение относится к области испытания моторных масел. Способ включает взятие пробы масла из двигателя, нанесение капли масла на тестовую подложку из фильтровального материала, анализ рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске по меньшей мере на три контрольные зоны. Рисунок масляного пятна сравнивают с эталонными характеристиками и на основе этого сравнения определяют уровень загрязненности масла механическими примесями, степень окисленности масла, наличие в масле воды, насыщенность масла поверхностно-активными веществами, щелочное число масла. При определении щелочного числа исследуемого масла анализируют четкость выявления рисунка структуры фильтровального материала - «водяные знаки» и сравнивают четкость рисунка структуры фильтровального материала в пределах внешней и средней зон масляного пятна исследуемого масла с аналогичным рисунком эталонного образца, и если рисунок структуры фильтровального материала четко просматривается, то исследуемое масло допускается к дальнейшей эксплуатации, а если рисунок структуры фильтровальной бумаги просматривается слабо или вообще отсутствует, то масло не допускается к дальнейшей эксплуатации. Достигается достоверность оценки пригодности масла. 2 з.п. ф-лы, 1 пр., 1 табл., 6 ил.

 

Область техники

Настоящее изобретение относится к области испытания моторных масел, в частности к определению их моюще-диспергирующих свойств, загрязненности, обводненности и окисленности.

Уровень техники

Современные лабораторные технологии определения качества масла используют в большинстве случаев спектральный анализ масла, но в полевых условиях бывает затруднительно быстро доставить пробу масла в специализированную лабораторию и быстро получить результаты исследования. В полевых условиях предпочтительно использовать качественную оценку пробы масла, чтобы получить ответ, можно ли допустить масло к дальнейшей эксплуатации или необходима замена масла.

Известен способ определения необходимости замены масла в дизелях, в соответствии с которым каплю испытуемого масла наносят на фильтровальную бумагу из лабораторной фильтровальной бумаги, выдержку бумаги с нанесенной каплей масла при температуре 30-50°С не менее 10 минут, с последующим анализом рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске на отдельные зоны, а качество масла определяют по отношению диаметров отдельных зон (авторское свидетельство СССР №201768, G01N от 08.09.1967). В известном способе не описаны количественные значения отношений диаметров отдельных зон, на основе которых предполагается делать вывод о качестве масла. Можно предположить, что для конкретных масел требуется предварительно определить эти значения, но как это делать в описании к авторскому свидетельству не приводится, что делает проблематичным использование этого метода в полевых условиях. Кроме того, данный метод разработан для оценки масел, использовавшихся в середине 20 столетия. В период с 1960 года по 1990 год состав масел и их присадок изменился полностью как по базе, так и по количеству и качеству присадок, поэтому характер рисунка масляного пятна и изменение рисунка масляного пятна при эксплуатации также полностью изменились.

Известен усовершенствованный способ определения качества смазочного материала, использующий метод масляного пятна и цифровую обработку результатов исследования масла, в соответствии с которым масляное пятно на фильтровальной бумаге фотографируют с помощью цифровой фотокамеры и полученное изображение преобразуют в двухмерный массив и обрабатывают полученный двухмерный массив, чтобы определить степень загрязненности и диспергирующие способности масла (заявка РФ на получение патента на изобретение №2010103777, G01N 33/30, опубликована 10.08.2011). Данный способ не может использоваться в полевых условиях, так как для его реализации требуется наличие специализированного оборудования и навыков работы с этим оборудованием и для каждого типа масла потребуются свои формулы для обработки снимков.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ экспресс-контроля масла, включающий взятие пробы масла из прогретого до нормальной температуры двигателя, нанесение капли масла на тестовую подложку из лабораторной фильтровальной бумаги, выдержку тестовой подложки с каплей масла на воздухе при температуре не ниже 30°С в течение 10-15 мин, с последующим анализом рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске на три зоны - внешнюю кольцевую зону, среднюю кольцевую зону и центральное ядро, сравнение их с эталонными характеристиками, определение на основе этого сравнения уровня загрязненности масла механическими примесями, степени окисленности масла, наличия в масле воды, насыщенности масла поверхностно-активными веществами, щелочного числа исследуемого масла и вынесение решения о качестве масла на основе этого сравнения, при этом при определении уровня окисленности масла сравнивают цвет внешней и средней кольцевых зон масляного пятна с цветом масляного пятна эталонного образца из чистого масла и уровень окисленности исследуемого масла определяют по степени изменения цвета масляного пятна исследуемого масла от эталона с выделением по меньшей мере четырех градаций цвета - желтый, светло-коричневый, коричневый и темно-коричневый, в соответствии с уровнем окисленности масла, причем масло не допускается к дальнейшей эксплуатации, если масляное пятно имеет темно-коричневый цвет любого оттенка, при определении уровня обводнения масла анализируют форму внешней границы масляного пятна и ядра, причем неровная форма ядра и внешней зоны характеризует наличие в масле воды, при определении насыщенности исследуемого масла поверхностно-активными веществами анализируют внешнее кольцо масляного пятна и если ширина внешнего кольца меньше предельно допустимой, масло не допускается к дальнейшей эксплуатации, при определении загрязненности масла механическими примесями анализируют ядро масляного пятна и сравнивают его относительные размеры и цвет с аналогичными характеристиками эталонного образца, при этом, если ядро масляного пятна имеет темно-коричневый цвет любого оттенка, или если темное ядро масляного пятна занимает практически всю площадь масляного пятна, масло не допускается к дальнейшей эксплуатации (см. публикацию http://www.gosniti.n1/magasin/N1_2009/control.html). Однако известный способ не дает возможность достоверно оценить пригодность масла по уровню насыщенности масла щелочными веществами, характеризующими моющие свойства масел.

Сущность изобретения

Задачей настоящего изобретения является разработка способа экспресс-оценки рабочих свойств работающих моторных масел в полевых условиях, который обеспечивает возможность качественной оценки пригодности современных многокомпозиционных масел для дальнейшей эксплуатации или необходимости замены масла, без использования специализированного оборудования.

Для решения поставленной задачи предлагается способ экспресс-оценки рабочих свойств работающих моторных масел в полевых условиях методом «масляного пятна», включающий взятие пробы масла из прогретого до нормальной температуры двигателя, нанесение капли масла на тестовую подложку из фильтровального материала с неравномерной плотностью по площади тестовой подложки, выдержку тестовой подложки с каплей масла на воздухе при температуре не ниже 30°С в течение 10-15 мин, с последующим анализом рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске по меньшей мере на три контрольные зоны - внешнюю кольцевую зону, среднюю кольцевую зону и центральное ядро, сравнение их с эталонными характеристиками, определение на основе этого сравнения уровня загрязненности масла механическими примесями, степени окисленности масла, наличия в масле воды, насыщенности масла поверхностно-активными веществами, щелочного числа исследуемого масла и вынесение решения о качестве масла на основе этого сравнения, причем при определении щелочного числа исследуемого масла анализируют четкость выявления рисунка структуры фильтровального материала - «водяные знаки» и сравнивают четкость рисунка структуры фильтровального материала в пределах внешней и средней зон масляного пятна исследуемого масла с аналогичным рисунком эталонного образца, и если рисунок структуры фильтровального материала четко просматривается, то исследуемое масло относят к высокощелочным маслам, и оно допускается к дальнейшей эксплуатации, а если рисунок структуры фильтровальной бумаги просматривается слабо или вообще отсутствует, то исследуемое масло относят к маслам с малым содержанием щелочи, и оно не допускается к дальнейшей эксплуатации.

При этом в качестве фильтровального материала используют фильтровальную бумагу, имеющую множество дискретных зон, в которых плотность фильтровального материала меньше, чем плотность фильтровального материала в смежной зоне.

Кроме того, в качестве фильтровального материала используют тканые материалы из натуральных волокон.

Предлагаемый способ экспресс-оценки рабочих свойств работающих моторных масел в полевых условиях дает возможность определить возможность дальнейшего использования масла, залитого в двигатель и отработавшего в нем некоторый период времени, проанализировав состояние всех основных компонентов моторного масла, в том числе определение уровня щелочного числа моторного масла, не прибегая к услугам специализированных лабораторий.

Краткое описание рисунков

Изобретение поясняется рисунками, которые составляют неотъемлемую часть заявки и помогают понять принцип изобретения. Рисунки являются иллюстративным материалом и не ограничивают объем защиты изобретения, определяемый формулой изобретения.

На фигуре 1 представлено схематическое типовое изображение масляного пятна, получающегося при нанесении капли масла, отработавшего несколько десятков моточасов.

На фиг. 2-6 представлены типичные фотографии рисунка масляного пятна для капель масла с разными сроками работы в двигателе внутреннего сгорания.

Пример осуществления изобретения.

Как показано на фиг. 1 при нанесении капли масла на тестовую подложку формируется масляное пятно, содержащее в общем случае три зоны: внешнюю кольцевую зону 1 (зона концентрации наименее грязной фракции масла), среднюю кольцевую зону 2 (зона диффузии мехпримесей) и центральное ядро 3 (зона концентрации крупных неорганических и органических мехпримесей). В некоторых случаях в указанных зонах можно дополнительно выделить отдельные субзоны, но для целей экспресс-анализа достаточно выделения упомянутых трех основных зон.

Предлагаемый способ экспресс-оценки рабочих свойств моторных масел был проверен в лабораторных условиях с использованием образцов моторных масел, взятых из двигателей внутреннего сгорания с разным сроком наработки (50-1250 моточасов и более), однако, как это будет видно из последующего описания, данный способ легко может быть использован в любых полевых условиях.

Пробы масла брались из верхнего слоя масла, из промежуточного слоя масла из придонного слоя масла. Капля масла из исследуемого образца наносилась на тестовую подложку из фильтровального материала. Тестовую подложку с каплей масла выдерживали на воздухе при температуре не ниже 30°С в течение 10-15 мин. В качестве фильтровального материала использовались стандартные фильтровальные материалы и фильтровальные материалы с неравномерной плотностью фильтровального материала по площади тестового образца. При неравномерной плотности фильтровального материала в нем имеется множество дискретных зон, в которых плотность фильтровального материала меньше, чем плотность фильтровального материала в смежной зоне. Эти дискретные зоны выявляются при пропитке тестового образца каплей масла, образуя своеобразный рисунок по типу «водяных знаков». В экспериментах в качестве фильтровального материала для тестовых образцов использовали бумагу фильтровальную лабораторную для очень быстрой фильтрации для качественных анализов с условным обозначением ФОБ-III ГОСТ 12026-76 и тканые материалы из натуральных волокон (ситец, сатин и т.п.). В качестве контрольных тестовых образцов использовали также тестовые образцы из бумаги фильтровальной с практически однородной плотностью фильтровального материала по площади тестового образца.

Скорость расплывания капли масла в масляное пятно и рисунок масляного пятна зависят от окисленности масла и наличия в нем смол, активности моюще-диспергирующих присадок и содержания механических примесей.

Затем анализировали рисунок масляного пятна, выделяли характерные признаки рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске по меньшей мере на три зоны - внешнюю кольцевую зону, среднюю кольцевую зону и центральное ядро, сравнение их с эталонными характеристиками, определение на основе этого сравнения уровня загрязненности масла механическими примесями, степени окисленности масла, наличия в масле воды, насыщенности масла поверхностно-активными веществами, уровня щелочного числа исследуемого масла и вынесение решения о качестве масла на основе этого сравнения.

На некоторых рисунках можно было выделить дополнительные кольцевые зоны в пределах указанных трех зон, но это не меняет общей картины рисунка масляного пятна и при наличии дополнительных менее выраженных кольцевых зон, их можно объединить в указанные три зоны.

Далее поводили анализ характеристик этих трех зон.

Для определения уровня окисленности масла сравнивали цвет внешней и средней кольцевых зон масляного пятна с цветом масляного пятна эталонного образца из чистого масла и уровень окисленности исследуемого масла определяли по степени изменения цвета масляного пятна исследуемого масла от эталона с выделением по меньшей мере четырех градаций цвета - желтый, светло-коричневый, коричневый и темно-коричневый, в соответствии с уровнем окисленности масла, причем масло не допускается к дальнейшей эксплуатации, если масляное пятно имеет темно-коричневый цвет любого оттенка,

Для определения уровня обводнения масла анализировали форму внешней границы масляного пятна и ядра, причем неровная форма ядра и внешней зоны характеризует наличие в масле воды, причем масло не допускается к дальнейшей эксплуатации, если внешнее кольцо имеет рваные разводья. При использовании тестовых подложек из фильтровальных материалов с неравномерной плотностью фильтровального материала по площади тестового образца (бумага лабораторная фильтровальная ГОСТ 12026-76 или ситец, сатин и т.п.) при обводнении масла разводья растекаются по фильтровальному материалу.

Для определения насыщенности исследуемого масла поверхностно-активными веществами анализировали рисунок внешнего кольца масляного пятна, и если ширина внешнего кольца меньше предельно допустимого значения, масло не допускается к дальнейшей эксплуатации. Для определения загрязненности масла механическими примесями анализировали рисунок ядра масляного пятна и сравнивали его относительные размеры и цвет с аналогичными характеристиками эталонного образца, при этом, если ядро масляного пятна имеет темно-коричневый цвет любого оттенка, или если темное ядро масляного пятна занимает практически всю площадь масляного пятна, масло не допускается к дальнейшей эксплуатации,

Следует отметить, что при определении вышеуказанных характеристик масла практически одинаковые результаты получены как для контрольных тестовых подложек, так и для тестовых подложек по данному изобретению.

Определение щелочного числа исследуемого масла возможно только с использованием тестовых подложек, изготовленных из фильтровальных материалов с неравномерной плотностью фильтровального материала по площади тестовой подложки. Для определения уровня щелочного числа исследуемого масла анализировали четкость выявления рисунка структуры фильтровальной бумаги или ткани - «водяные знаки» и сравнивали четкость рисунка структуры фильтровальной бумаги в пределах внешней и средней зон масляного пятна исследуемого масла с аналогичным рисунком эталонного образца, и если рисунок структуры фильтровальной бумаги или ткани четко просматривается визуально, то исследуемое масло относят к высокощелочным маслам, и масло допускается к дальнейшей эксплуатации, а если рисунок структуры фильтровальной бумаги просматривается слабо или вообще отсутствует, масло относят к маслам с малым содержанием щелочи и масло не допускается к дальнейшей эксплуатации. Здесь следует заметить, что для анализа рисунка структуры материала тестовой подложки можно использовать фотографии масляного пятна, получаемые при просветке тестовой подложки с масляным пятном ярким источником света, но получаемые фотографии не всегда четко выявляют рисунок структуры материала тестовой подложки, и предпочтительно выполнять визуальную оценку рисунка структуры материала тестовой подложки.

Примеры рисунков масляного пятна, характеризующие различное состояние масла приведены на фотографиях на фиг. 2-6. Для изготовления тестовых подложек использовался ситец. Рисунки масляного пятна оценивались визуально согласно характерным особенностям масляного пятна.

На фиг. 2 (образец 1) представлен типичный рисунок масляного пятна, характерный для масла с очень малым временем работы в двигателе (менее 10 моточасов). Как видно из фиг. 2, такое моторное масло образует масляное пятно (диаметром до 50 мм) практически с равномерной окраской и цвет масляного пятна близок к цвету свежего моторного масла. На данном рисунке масляного пятна практически не заметно деление пятна на отдельные зоны. На рисунке хорошо просматривается, особенно при визуальном осмотре, рисунок внутренней структуры ситцевой ткани - «водяные знаки». Все три зоны окрашены почти одинаково. Масляное пятно испаряется через 3 дня. Масло можно допустить к дальнейшей эксплуатации.

На фиг. 3 (образец 2) представлен типичный рисунок масляного пятна, характерный для моторного масла, работавшего до 50 моточасов. Как видно из фиг. 3, моторное масло с малым сроком работы, т.е. моторное масло с малым уровнем загрязнения, образует масляное пятно диаметром 40-45 мм. В рисунке масляного пятна визуально отчетливо просматриваются центральная зона (светлосерое ядро) диаметром 5-7 мм, средняя кольцевая зона (зона диффузии мехпримесей) с наружным диаметром кольца 30-35 мм и внешняя светлая зона чистого масла. На данном рисунке масляного пятна уже просматривается деление пятна на отдельные зоны. На рисунке хорошо просматривается, особенно при визуальном осмотре, рисунок внутренней структуры ситцевой ткани - «водяные знаки». Масло можно допустить к дальнейшей эксплуатации.

На фиг. 4 (образец 3) представлен типичный рисунок масляного пятна, характерный для моторного масла, работавшего до 150 часов, и заметно использовавшее свой ресурс. Все пятно равномерно пропитано мехпримесями, наружного кольца чистого масла нет, ядро светлосерое и просматривается слабо, размер пятна 85% от максимального, цвет внешнего кольца темно-серый. Рисунок структуры материала тестовой подложки практически не просматривается. Требуется замена масла. После замены масла провести контрольную проверку через 5-10 моточасов, чтобы определить возможность эксплуатации двигателя.

На фиг. 5 (образец 4) представлен типичный рисунок масляного пятна, характерный для моторного масла, проработавшего 200 часов и практически израсходовавшего свой ресурс. Ядро черное, заполненное крупными мехпримесями, наружное кольцо с мелкими мехпримесями темно-серое, уменьшено в 1,5 раза, размер пятна 65% от максимального Все пятно равномерно пропитано мехпримесями, наружного кольца чистого масла нет, Рисунок структуры материала тестовой подложки практически не просматривается. Требуется замена масла. После замены масла провести контрольную проверку через 5-10 моточасов, чтобы определить возможность эксплуатации двигателя.

На фиг. 6 (образец 5) представлен типичный рисунок масляного пятна, характерный для моторного масла, полностью непригодного к дальнейшей эксплуатации. Капля масла не расплывается, масляное пятно имеет размер капли, нанесенной на тестовую подложку, формируя только одну зону - ядро. Ядро черное, заполненное крупными мехпримесями. Рисунок структуры материала тестовой подложки не просматривается. При таком рисунке масляного пятна эксплуатация масла не допускается. Характер рисунка и структура смасляного пятна указывают, что требуется проверка двигателя.

Результаты экспериментов сведены в таблицу.

Аналогичные результаты получены при использовании тестовых подложек из бумаги лабораторной фильтровальной или из других тканых материалов.

Промышленная применимость

Предлагаемый способ экспресс-оценки рабочих свойств работающих моторных масел в полевых условиях методом «масляного пятна» можно использовать в любых центрах по обслуживанию автотранспорта, тракторов, дорожно-строительных машин, в любых предприятиях с самоходной и стационарной техникой, в индивидуальных предприятиях.

1. Способ экспресс-оценки рабочих свойств работающих моторных масел в полевых условиях методом «масляного пятна», включающий взятие пробы масла из прогретого до нормальной температуры двигателя, нанесение капли масла на тестовую подложку из фильтровального материала с неравномерной плотностью по площади тестовой подложки, выдержку тестовой подложки с каплей масла на воздухе при температуре не ниже 30°С в течение 10-15 мин, с последующим анализом рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске по меньшей мере на три контрольные зоны - внешнюю кольцевую зону, среднюю кольцевую зону и центральное ядро, сравнение их с эталонными характеристиками, определение на основе этого сравнения уровня загрязненности масла механическими примесями, степени окисленности масла, наличия в масле воды, насыщенности масла поверхностно-активными веществами, щелочного числа исследуемого масла и вынесение решения о качестве масла на основе этого сравнения, причем при определении уровня щелочного числа исследуемого масла анализируют четкость выявления рисунка структуры фильтровального материала - «водяные знаки» и сравнивают четкость рисунка структуры фильтровального материала в пределах внешней и средней зон масляного пятна исследуемого масла с аналогичным рисунком эталонного образца, и если рисунок структуры фильтровального материала четко просматривается, то исследуемое масло относят к высокощелочным маслам, и оно допускается к дальнейшей эксплуатации, а если рисунок структуры фильтровальной бумаги просматривается слабо или вообще отсутствует, то исследуемое масло относят к маслам с малым содержанием щелочи, и оно не допускается к дальнейшей эксплуатации.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве фильтровального материала используют бумагу фильтровальную, имеющую множество дискретных зон, в которых плотность фильтровального материала меньше, чем плотность фильтровального материалов в смежной зоне.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве фильтровального материала используют тканые материалы из натуральных волокон.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к экспресс-методам определения наличия и качества диспергирующе-стабилизирующих свойств у смазочных масел. Способ осуществляют путем введения в масло и диспергирования в нем жидкого загрязнителя и после его диспергирования эмульсии придают состояние покоя, при этом масло предварительно загрязняют 0,05-0,1% загрязнителя, перемешивают и оставляют на 20-24 часа в состоянии покоя, после чего в него дополнительно вводят жидкий загрязнитель 60-70% от объема пробы и оставляют еще на 12-15 часов, после чего осуществляют оценку уровня работоспособности масла по изменению высоты столба расслоившейся эмульсии за определенный период времени или ее отсутствию и дополнительно по высоте столба расслоившейся верхней эмульсии, и/или высоте столба расслоившейся основной эмульсии, и/или высоте столба выпавшего загрязнителя, а также объема вводимого в масло загрязнителя, при котором начинается выпадение загрязнителя в осадок или расслоение эмульсии, а также возможных их сочетаний осуществляют количественное определение с оценкой уровня работоспособности диспергирующе-стабилизирующей присадки смазочного масла.

Группа изобретений относится к испытанию моторных масел и используется для исследования процессов их старения. В процессе испытания масло нагревают, охлаждают, перемешивают, осуществляют его циркуляцию под давлением, центрифугируют, проводят аэрацию атмосферным влажным воздухом и отработавшими газами, сжимают и разбрызгивают под давлением с целью осуществления гидромеханической, термохимической и термодинамической деструкции, обеспечивая имитацию работы масла как в системе смазки двигателя, а также в его цилиндропоршневой группе, подшипниках скольжения коленчатого вала и в газораспределительном механизме.

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин. Способ заключается в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа, мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел.

Изобретение относится к области контроля качества материалов, в частности пластичных смазок на минеральной основе с мыльными загустителями, и может быть использовано при прогнозировании сроков хранения в герметичной таре.

Изобретение касается способа выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности. Пробы диагностируемого и эталонного масла идентичной марки, а также масла с предельно допустимым значением загрязнителя внедряют в носитель из капиллярно-пористого материала, который помещают в область поверхностного тлеющего высоковольтного разряда от пластинчатого электрода.

Изобретение относится к триботехнике, а именно к экспериментальным устройствам и способам исследования свойств масел для целей смазки. .

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения.

Изобретение относится к области испытания противозадирных свойств масел и смазочных материалов, а именно к области определения критерия задиростойкости этих материалов, и может быть использовано в качестве оценки надежности и эффективности эксплуатации масел и смазочных материалов.

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных материалов. .

Изобретение относится к области технической диагностики технических систем, имеющих замкнутую систему смазки, и может быть использовано для контроля качества моторных масел в процессе эксплуатации. Оценивают степень загрязнения масла в процессе эксплуатации, при этом дополнительно одновременно оценивают антифрикционные свойства, антизадирные свойства, температуру и вязкость масла и по полученным характеристикам делают заключение о пригодности масла к дальнейшему использованию. Устройство для контроля смазочного масла, выполненное в виде щупа, содержащее датчик чистоты, привод вращения, блок обработки информации, при этом дополнительно в щупе установлены датчики вязкости, несущей способности и момента трения, температуры и уровня масла, причем все датчики выполнены в виде отдельных модулей, размещенных в гибкой трубке из материала, устойчивого к действию масла, а также имеется дополнительная панель для размещения в кабине оператора, информирующая о текущем состоянии масла. Технический результат - расширение функциональных возможностей и повышение объективности получаемых данных. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области исследования материалов и может быть использовано для исследования вязкостно-температурных свойств жидкости и количественной оценки интенсивности и динамики структурных превращений в процессе подбора состава смазочных композиций моторных масел на стадии их разработки. Способ включает регистрацию процессов термодинамического структуропреобразования путем определения термоэнергетической функции каждой пробы, при этом приготавливают несколько проб масла с различным, точно известным количеством депрессорной присадки в них, для определения степени интенсивности структуропреобразования каждой пробы исследуемого масла пробу непрерывно с заданной скоростью охлаждают от комнатной температуры до температуры застывания, определяют температурные области структуропреобразования исследуемого масла по безразмерному динамическому критерию подобия температуровязкостных свойств ηδ, а степень интенсивности структуропреобразования исследуемого масла в указанных температурных областях количественно выражают через изменение термоэнергетической функции исследуемого масла Е(Т), определяемой по формуле: Е(Т)=(1/2-ηδ(T))·RT, где R - универсальная газовая постоянная; Т - текущая абсолютная температура масла; Θ - скорость изменения температуры; η - динамическая вязкость; ηδ=δη(Т, Θ)/δТ; затем определяют среднюю интенсивность микроструктурных процессов в каждой пробе через среднеквадратическое отклонение термоэнергетической функции. Оптимальное содержание депрессорной присадки определяют как соответствующее пробе с максимальной средней интенсивностью микроструктурных процессов. Достигается повышение точности и достоверности определения. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области исследования смазочных масел. Способ включает в себя непрерывное пропускание воздуха через испытуемое смазочное масло при температуре, на 20°С превышающей максимальную рабочую температуру испытуемого смазочного масла, отбор через равные промежутки времени окисленного смазочного масла и определение таких показателей степени деградации смазочного масла, как содержание осадка, нерастворимого в изооктане, а также фактор нестабильности эксплуатационных свойств смазочного масла, после чего строят график зависимости изменения определяемых показателей от времени окисления, проводят касательные на начальном участке полученной кривой и на участке, где произошел значительный рост определяемого показателя, координату точки пересечения двух касательных на оси времени окисления принимают за значение условного эксплуатационного ресурса. За результат определения принимают наименьшее значение условного эксплуатационного ресурса, полученное по всем определяемым показателям. Достигается повышение достоверности оценки смазочных масел по степени их влияния на эксплуатационную надежность двигателей. 1 табл., 3 ил.

Изобретение относится к области контроля качества нефтепродуктов. Способ включает отбор проб в различных местах в процессе приготовления пластичных смазочных материалов, их гомогенизацию и анализ, причем гомогенизацию объединенных проб пластичных смазочных материалов производят при их перемешивании плунжером со скоростью 60±10 двойных тактов в минуту, а анализ содержания воды в пластичных смазочных материалах осуществляют с помощью ИК Фурье-спектроскопии, для этого сначала приготавливают различные образцы пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды, затем для образцов пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды строят тарировочный график зависимости содержания воды от оптической плотности на частоте наибольшего поглощения 3388 см-1 и по результатам тарировочного графика на этой частоте определяют содержание воды в исследуемых пластичных смазочных материалах. Достигается упрощение, ускорение и повышение надежности анализа. 2 ил.

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. При осуществлении способа отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину, после чего определяют коэффициент поглощения светового потока, также дополнительно определяют кинематическую вязкость термостатированной пробы масла при температурах 40 и 100°C, индекс вязкости, строят графические зависимости индекса вязкости от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока, по величине изменения индекса вязкости от коэффициента поглощения светового потока определяют влияние концентрации продуктов температурной деструкции на индекс вязкости, а температурную стойкость определяют по величине изменения индекса вязкости в зависимости от температуры испытания и концентрации продуктов температурной деструкции, при этом чем меньше изменение индекса вязкости, тем выше температурная стойкость испытуемого масла. Достигается повышение информативности определения. 2 ил., 1 пр., 1 табл.

Изобретение относится к оценке лакообразующих свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел. Устройство содержит сменный поршень с наружной цилиндрической оценочной поверхностью, вдоль которой выполняет возвратно-поступательные движения скользящее кольцо. На днище масляной ванны установлена платформа с закрепленными в ней вертикальными стержнями. Скользящее кольцо имеет по наружной образующей дугообразные выемки, соосные с диаметром вертикальных стержней, что создает условия равномерного распределения испытываемого масла на поверхности поршня и исключает возможность возникновения перекоса скользящего кольца по отношению к цилиндрической оценочной поверхности поршня. Достигается повышение точности и достоверности оценки лакообразующих свойств моторных масел. 3 ил.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел. Устройство содержит сменный поршень, изготовленный из алюминиевого сплава или серого чугуна, с наружной цилиндрической оценочной поверхностью. Вдоль поверхности поршня с радиальным зазором, зависящим от коэффициента линейного расширения материала поршня, выполняет возвратно-поступательные движения скользящее кольцо. На скользящем кольце выполнена прямоугольная кольцевая выемка, позволяющая в нижней мертвой точке захватывать минимально достаточный объем масла, необходимый для равномерного покрытия всей оценочной поверхности поршня испытываемым маслом. Достигается повышение точности и достоверности оценки. 1 ил.

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. Предложен способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов, при котором испытывают пробы смазочного материала постоянного объема в присутствии воздуха с перемешиванием при оптимальных, как минимум трех, температурах ниже критической, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения смазочного материала и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления. Через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала, фотометрируют, определяют кинематическую вязкость исходного и окисленного смазочного материала, определяют показатель термоокислительной стабильности, строят графические зависимости указанного показателя от параметров фотометрирования для выбранных температур и проводят оценку процесса окисления. Новым является то, что при фотометрировании определяют оптическую плотность, кинематическую вязкость определяют при температурах 40°С и 100°С. При этом дополнительно определяют индекс вязкости и показатель относительного индекса вязкости как отношение индексов вязкости окисленного смазочного материала к товарному, а показатель термоокислительной стабильности определяют как отношение оптической плотности к показателю относительного индекса вязкости. Причем по графическим зависимостям показателя термоокислительной стабильности от оптической плотности, построенным по результатам, полученным при выбранных температурах испытания, определяют влияние температуры и продуктов окисления на вязкостно-температурную характеристику испытуемого смазочного материала и выявляют наименьшую скорость изменения показателя термоокислительной стабильности при увеличении температуры окисления. Технический результат - повышение информативности способа определения термоокислительной стабильности смазочных материалов путем учета влияния температуры и продуктов окисления на вязкостно-температурные характеристики смазочных материалов. 3 ил., 2 табл.

Изобретение относится к технологии классификации жидких смазочных материалов. При осуществлении способа испытывают пробу смазочного материала в присутствии воздуха с перемешиванием, постоянного объема, минимум, при трех температурах, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления. Через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала и проводят оценку процесса окисления. Согласно изобретению пробу окисленного смазочного материала взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости, как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе до испытания. Отбирают часть пробы для фотометрирования и определения оптической плотности окисленного смазочного материала. По полученным данным определяют показатель термоокислительной стабильности как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости. Строят графические зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени, минимум, при трех температурах испытания, по которым определяют потенциальный ресурс, характеризующий время достижения установленного значения показателя термоокислительной стабильности при каждой температуре испытания. По этим данным строят графические зависимости потенциального ресурса от температуры испытания, по которым определяют скорость изменения потенциального ресурса от температуры испытания и критическую температуру, а классификацию смазочных материалов устанавливают по значениям критической температуры и скорости изменения потенциального ресурса при выбранных температурах испытания. Достигается совершенствование системы классификации смазочных материалов, а также осуществление обоснованного выбора смазочных материалов для двигателей различной степени нагруженности с максимальным ресурсом. 5 ил., 2 табл.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для определения качества нефтепродуктов, и может быть применено для контроля температурной стойкости и термоокислительной стабильности смазочных материалов. Заявлен способ определения термоокислительной стойкости смазочных материалов, включающий нагревание пробы испытуемого смазочного материала постоянной массы в присутствии воздуха, перемешивание, фотометрирование, определение массы испарившейся пробы при испытании, построение графических зависимостей, по которым определяют параметры процесса окисления. Согласно изобретению испытания проводят в двух циклах изменения температуры. Одну пробу испытывают при ступенчатом увеличении температуры на 10°C от минимального до максимального значения, зависимого от назначения смазочного материала, а другую пробу испытывают при ступенчатом уменьшении температуры на 10°C от принятой максимальной величины до минимальной. Причем через равные промежутки времени испытания для каждой температуры окисленную пробу взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе пробы до испытания. Отбирают часть окисленной пробы для определения оптической плотности и по полученным данным определяют показатель термоокислительной стойкости как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости. Строят графические зависимости показателя термоокислительной стойкости, оптической плотности и испаряемости от циклов повышения и понижения температуры испытания, определяют регрессионные уравнения данных зависимостей, которые используют для определения параметров термоокислительной стойкости. По уравнениям зависимостей показателя термоокислительной стойкости определяют температуру начала процессов преобразования в испытуемом смазочном материале в цикле повышения температуры испытания и критическую температуру в цикле понижения температуры испытания, а по координате абсциссы пересечения данных зависимостей определяют предельную температуру работоспособности. При этом значения этих параметров используют в качестве параметров термоокислительной стойкости. Технический результат - повышение информативности контроля качества смазочных материалов за счет определения предельно допустимой температуры работоспособности. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 3 ил.
Наверх