Способ прогнозирования психологических особенностей темперамента человека

Изобретение относится к области психофизиологии, психологии, социологии, педагогики и может быть использовано при проведении индивидуальных и массовых исследований в сфере психофизиологии, психологии, социологии, педагогики, профотбора и профориентации для прогнозирования психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности человека, а также на этой основе - оценки психологической совместимости. Используют двигательные экспресс-методики Е. П. Ильина. Определяют свойства нервной системы человека: силу, подвижность, уравновешенность. Идентифицируют психологические особенности темперамента данного человека путем сопоставления полученных данных с известными типологическими комплексами свойств нервной системы (СНС), обуславливающих высокую выраженность психологических особенностей темперамента. Нейротизм и экстраверсия - интроверсия по Г. Айзенку; экстраверсия - интроверсия, здравомыслие - интуиция, логичность - чувствование, рассудочность - импульсивность по Д. Кейрси; эмоциональность, эргичность, пластичность, скорость по В.М. Русалову. Прогнозируют проявление особенностей личности, которые тем сильнее, чем большее число свойств нервной системы в составе типологического комплекса СНС имеется у данного человека. Способ позволяет повысить объективность оценки психологических особенностей, свойств темперамента и психологического типа за счет оценки свойств нервной системы. 3 ил., 1 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к области психофизиологии, психологии, социологии, педагогики и может быть использовано при проведении индивидуальных и массовых исследований в сфере психофизиологии, психологии, социологии, педагогики, профотбора и профориентации для прогнозирования психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности человека, а также на этой основе - оценки психологической совместимости.

Известен метод определения свойств нервной системы по методу Е.П. Ильина [1]. Однако данный метод не позволяет оценить психологические характеристики личности: психологические особенности, темперамент и психологический тип.

Известны методики прогнозирования психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности человека, основанные на использовании тестов-опросников, например, личностный опросник Айзенка для определения свойств и типов темперамента [2]; опросник структуры темперамента В.М. Русалова, который используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента [3]; опросники И. Майерс [4] и Д. Кейрси [5], разработанные для оценки темперамента, психологического типа личности.

Недостатки данных методик:

1 - поскольку используются опросники, то человек, при желании, может произвольно менять свои ответы и тем самым снижать объективность выдаваемых результатов;

2 - при использовании тестов необходимо проводить адаптацию (коррекцию формулировки вопросов) в зависимости от возраста, языка, социальной группы;

3 - невозможно проводить полноценное тестирование в раннем детском возрасте;

4 - требуют достаточно продолжительного времени на процесс тестирования.

За прототип выбран опросник Кейрси, которому свойственны перечисленные недостатки, характерные для тестов-опросников.

Задача изобретения состоит в объективизации оценки психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности человека, независимо от возраста, родного языка, социальной группы, а также в сокращении времени, необходимого для осуществления процедуры диагностики.

Способ осуществляется следующим образом.

На основе данных, полученных при тестировании (перемещениях руки), согласно Е.П. Ильину [1], определяют свойства нервной системы:

- Силу нервной системы как способность нервных клеток противостоять воздействию сильного раздражителя, не переходя в состояние запредельного торможения.

- Подвижность процессов возбуждения и торможения, определяется как скорость исчезновения одного процесса и смена его другим (высокой скорости соответствует подвижность, низкой - инертность нервных процессов).

- Уравновешенность нервных процессов (внешний и внутренний баланс) - соотношение процессов возбуждения и торможения по величине.

Тестирование проводится в 3 этапа.

На первом этапе используется методика определения подвижности процессов возбуждения и торможения. Применяется графический вариант данной методики - при помощи обычного или датчика перемещений тестируемый чертит (с закрытыми глазами) прямые линии в соответствии с алгоритмом команд, озвучиваемых тестирующим. Алгоритм движений предполагает смену заданий на увеличение или уменьшение вычерчиваемых линий относительно выбираемого испытуемым эталона. На данном этапе выявляется, как предшествующий нервный процесс, например возбудительный, влияет на развитие последующего тормозного процесса, и наоборот.

На втором этапе применяются методики определения уравновешенности нервных процессов как соотношения процессов возбуждения и торможения по их величине. Измеряются показатели двух видов баланса: «внешнего», который, по определению, отражает реакцию на эмоционально-мотивационные аспекты ситуации, и «внутреннего» баланса - энергетический аспект реагирования. Этап для измерения «внешнего» баланса предполагает выполнение испытуемым (с закрытыми глазами), например, пятикратного вычерчивания задаваемых отрезков с последующими попытками их точного воспроизведения. Задаются короткие и длинные отрезки. Если и на коротких и на длинных отрезках у испытуемого наблюдаются превышения, то ставится диагноз «преобладание возбуждения». Если везде преуменьшения, то преобладает торможение. В случаях, когда на малых отрезках - превышения, а на длинных - их преуменьшения, то это свидетельствует об уравновешенности нервных процессов. Специальной процедуры для определения типологических особенностей проявления «внутреннего» баланса не требуется. Используются данные, получаемые при проведении теста на подвижность нервных процессов в той его части, где также с закрытыми глазами исполняются следующие команды: начертить линию, затем ее чуть удлинить; выбрать новую линию, чуть ее укоротить. И так несколько раз на коротких и на длинных отрезках, после чего сравниваются суммы превышений и преуменьшений на коротких и длинных отрезках. Если и на коротких и на длинных отрезках сумма превышений больше, чем сумма преуменьшений, то преобладает возбуждение, если наоборот - преобладает торможение. В случае, когда на коротких отрезках доминируют превышения, а на длинных - преуменьшения, то имеет место уравновешенность нервных процессов по «внутреннему» балансу.

На третьем этапе определяется сила нервной системы с помощью теппинг-теста, где на специальном устройстве, имитирующего работу телеграфного ключа, отслеживаются временные изменения максимального темпа перемещений (движений) кистью ведущей руки. Тестируемые, в соответствии с инструкцией, в течение 30 секунд стараются удержать максимальный для себя темп, показатели которого фиксируются через каждые 5 секунд, и по 6-ти получаемым точкам строится кривая изменения этого темпа движений кистью руки. Получаемые типы кривых являются качественными критериями выраженности силы нервной системы. Смысл теппинг-теста заключается в том, чтобы получить эффект запредельного торможения: у слабой нервной системы эффект проявляется раньше, у сильной - позже.

Для автоматизации процесса сбора данных о перемещениях процесс тестирования компьютеризируется путем ввода информации от датчика перемещений через сопрягающее устройство в персональный компьютер, все движения регистрируются и обрабатываются.

Типологические особенности проявления свойств нервной системы, полученные на основе двигательных методик Е.П.Ильина, сопоставляют с составом типологических комплексов свойств нервной системы, обуславливающих выраженность психологических особенностей, темпераментов и психологических типов, хранящихся в динамически пополняемой базе знаний, и идентифицируют соответствующие им психологические особенности, темперамент и психологический тип личности, с использованием средств распознавания, содержащихся в базе знаний.

Базу знаний постоянно пополняют и уточняют новыми сведениями, полученными в результате идентификации психологических характеристик личности. При этом типологические комплексы свойств нервной системы, обуславливающие выраженность психологических особенностей, темпераментов и психологических типов, определены экспериментальным путем на больших выборках.

Новизна изобретения заключается в том, что психологические особенности, темперамент и психологический тип личности определяют без использования тестов-опросников, по объективным данным при помощи определения свойств нервной системы, выявленные сочетания которых коррелируют с психологическими особенностями, темпераментом и психологическим типом личности. Данные взаимосвязи хранятся в базе знаний. При этом свойства нервной системы могут быть определены, например, двигательными методиками с использованием датчика перемещения. Следует отметить, что до настоящего времени в общедоступной литературе отсутствуют данные о связи определенного сочетания всего комплекса свойств нервной системы и психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности.

Совокупность существенных признаков изобретения позволяет получить новый положительный результат, заключающийся в объективности выдаваемых результатов; в отсутствии необходимости проводить адаптацию вопросов тестов-опросников; в возможности прогнозировать психологические особенности, темперамент и психологический тип личности в раннем возрасте (начиная с 5-7 лет), базируясь на типологическом комплексе свойств нервной системы без использования тестов-опросников.

По предлагаемому способу проводилась оценка психологических характеристик с участием разных возрастных групп (учащихся с 1 по 11 классы, студентов, родителей, педагогов, представителей разных профессий). Всего за период использования методики с 2006 г.по настоящее время было проведено обследование более 2000 учащихся и их родителей в количестве 255 человек, 65 педагогов школ и гимназий и педагогов Фрунзенского района Санкт-Петербурга; 263 учащихся (104 мальчика и 159 девочек) музыкально школы-интерната №8 Санкт-Петербурга; 453 студентов разных факультетов (369 девушек и и 84 юноши) Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им.Герцена; 21 боец спецподразделений; 33 психолога в сфере образования; 37 воспитателей приютов детских домов; 24 врача-стоматолога; 29 медсестер (всего 209 специалистов); спортсмены 19 видов спорта в количестве 435 человек.

Предлагаемый способ позволяет надежно прогнозировать психологические особенности, свойства темперамента и психологический тип (по Д. Кейрси) на основе оценки свойств нервной системы (силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов) по методике Ильина Е.П.

Для оценки надежности и валидности способа были использованы следующие методики исследования:

- двигательные методики, разработанные Е.П. Ильиным (1972) для диагностики свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности);

- опросник Г. Айзенка (EPQ, форма А) для диагностики свойств и типов темперамента;

- опросник Д. Кейрси для диагностики свойств и типов темперамента;

- опросник В.М. Русалова (ОФДСИ) для диагностики формально-динамических свойств индивидуальности.

Прогноз психологических особенностей испытуемого, осуществляемый предлагаемым способом, основывается на сопоставлении свойств нервной системы испытуемого (определяемых по двигательным методикам Е.П. Ильина) и состава типологических комплексов свойств нервной системы, выявленных экспериментально для каждого из психологических феноменов по Г. Айзенку (нейротизм и экстраверсия - интроверсия), Д. Кейрси (экстраверсия - интроверсия, здравомыслие - интуиция, логичность - чувствование, рассудочность - импульсивность) и В.М. Русалову (эмоциональность, эргичность, пластичность, скорость).

Изучение зависимости свойств нервной системы испытуемого (определяемых по двигательным методикам Е.П. Ильина) и состава типологических комплексов свойств нервной системы, выявленных экспериментально, показало, что особенности личности проявляются тем сильнее, чем большее число свойств нервной системы, включенных в состав типологического комплекса СНС, обуславливающего проявления того или иного психологического феномена, имеется у данного человека. В качестве примера, на рисунках 1 и 2 приведены данные для свойств «нейротизм» и «экстраверсия» (по Кейрси), где показатели средних значений выраженности этих свойств (в баллах) отражены: в порядке возрастания - для положительных типологических комплексов СНС, в их составе все типологические особенности способствуют высокой выраженности рассматриваемых феноменов; в порядке убывания - для отрицательных (условно) типологических комплексов, в их составе все типологические особенности слабо влияют на выраженность феноменов. Здесь же приведены линии тренда, идеализирующие полученные закономерности.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что, учитывая комплекс всех измеряемых свойств нервной системы испытуемого, мы получаем наиболее надежный прогноз выраженности его психологических особенностей. Ниже представлены данные корреляционного анализа соответствия прогноза выраженности свойств личности, определяемых на основе типологических комплексов свойств нервной системы, обуславливающих выраженность свойств личности (по Г. Айзенку, Д. Кейрси и В.М. Русалову) и самооценки этих особенностей самими испытуемыми контрольной и общей экспериментальных групп (таблица 1). В контрольной группе испытуемых были определены свойства нервной системы, осуществлен автоматизированный прогноз психологических особенностей, а испытуемые провели самооценку этих же особенностей. На экспериментальной группе были выявлены типологические комплексы, обуславливающие психологические характеристики личности, а на контрольной группе было доказано соответствие прогноза и самооценки особенностей личности в экспериментальных группах.

Таблица 1
Результаты корреляционного анализа связи между самооценкой выраженности особенностей личности и прогнозом их выраженности, осуществленного на основе типологических комплексов свойств нервной системы
№п\п Особенности личности Коэффициенты корреляции и уровни значимости соответствия прогноза и самооценки особенностей личности в экспериментальных группах
Контрольная (n=101) Общая (n=352)
1 Экстраверсия (по Айзенку) 0,377** 0,204***
2 Нейротизм 0,433*** 0,154**
3 Экстраверсия (по Кейрси) 0,599** 0,225***
4 Здравомыслие - интуиция 0,222 0,148*
5 Логичность - чувствование 0,290 0,206***
6 Рассудочность - импульсивность 0,354* 0,124*
7 Эргичность моторная 0,013 0,237***
8 Эргичность интеллектуальная 0,147 0,249***
9 Эргичность коммуникативная 0,438*** 0,244***
10 Эргичность (общая) 0,508*** 0,160**
11 Пластичность моторная 0,284** 0,162**
12 Пластичность интеллектуальная 0,317** 0,232***
13 Пластичность коммуникативная 0,288* 0,185***
14 Пластичность (общая) 0,416*** 0,179**
15 Скорость моторная 0,312* 0,253***
№п\п Особенности личности Коэффициенты корреляции и уровни значимости соответствия прогноза и самооценки особенностей личности в экспериментальных группах
Контрольная (n=101) Общая (n=352)
16 Скорость интеллектуальная 0,345** 0,185***
17 Скорость коммуникативная 0,336** 0,235***
18 Скорость (общая) 0,518*** 0,205***
19 Эмоциональность моторная 0,377** 0,157**
20 Эмоциональность интеллектуальная 0,437*** 0,186***
21 Эмоциональность коммуникативная 0,165 0,174**
22 Эмоциональность (общая) 0,436*** 0,166**
23 Активность моторная 0,386** 0,226***
24 Активность интеллектуальная 0,256* 0,246***
25 Активность коммуникативная 0,617*** 0,244***
26 Активность (общая) 0,531*** 0,196***
27 Адаптивность 0,434*** 0,105*
Примечания: 1) маркером * отмечены коэффициенты корреляции выше 5%-го, выше 1%, *** - выше 0,1% уровня значимости; 2) в контрольной группе число испытуемых с самооценкой особенностей личности, определяемых: по Г. Айзенку (особенности личности №1, 2) - 74 чел.; по Д. Кейрси (№3-6) - 33 чел.; по В.М. Русалову (№7-27) - 63 чел.; в общей группе число испытуемых - 328 человек.

Приведенные в таблице 1 результаты исследования дают основание для следующего заключения: если известны свойства нервной системы индивида и состав типологических комплексов, обуславливающих выраженность свойств личности, то последние можно прогнозировать на уровне достоверности 0,05-0,01 (95-99,9%).

Данными исследованиями подтверждена надежность и валидность предлагаемого способа.

ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМОГО СПОСОБА

Тестирование включает в себя выполнение коротких (например, на 2-4 см) и длинных (например, на 7-9 см) перемещений рукой (например, с помощью карандаша на бумаге или датчика перемещений) относительно условной исходной точки, а также перемещений рукой в виде постукивания (например, карандашом по бумаге или по электронной кнопке). Тренировку на осуществление перемещений рукой осуществляют с открытыми глазами, а процесс тестирования - с закрытыми. При этом регистрируют воспроизводимую точность при коротких и длинных перемещениях.

Процесс тестирования проводится в соответствии с примерным набором инструкций, понятных подавляющему большинству тестируемых (приводится вариант инструкции при работе на приборе, общий вид которого приведен на рисунке 3).

1. Перед тестированием приводится общая информация о методике:

- данная методика позволяет оценить природные психологические особенности личности посредством двигательных тестов, выполняемых на этом приборе, на котором движения выполняются с помощью ползунка

- психолог берет в руки прибор, показывает, как надо правильно пользоваться ползунком

- показывает типовые движения, которые должен выполнить испытуемый.

2. Приводится инструкция по проведению тестирования:

- примите максимально комфортное положение, при этом ведущая рука должна лежать на столе, локоть должен опираться на стол

- ЭК должен быть зафиксирован между подушечками большого и указательного пальцев ведущей руки, другой рукой придерживайте корпус прибора

- сейчас необходимо с открытыми глазами совершать перемещения ползунка от начала до середины малого отрезка; задача - запомнить это движение (можно контролировать расстояние перемещения ползунка по шкале на корпусе прибора или на экране компьютера). Тренироваться столько, сколько необходимо для правильного воспроизведения этого движения, которое будем условно называть ЭТАЛОН, т.к. в последующем по команде будет необходимо совершать движения в зону коротких отрезков с закрытыми глазами

- как только испытуемый сообщает, что он готов, следует команда «закрыть глаза», «перевести ползунок в начало»

- делается движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращается ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть меньше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть меньше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение "чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- сейчас необходимо с открытыми глазами совершать перемещения ползунка от начала до середины большого отрезка; задача - запомнить это движение (можно контролировать расстояние перемещения ползунка по шкале на корпусе прибора или на экране компьютера). Тренироваться столько, сколько надо для правильного воспроизведения этого движения, которое будем условно называть ЭТАЛОН, т.к. в последующем по команде будет необходимо совершать движения в зону коротких отрезков с закрытыми глазами.

- как только испытуемый сообщает, что он готов, следует команда «закрыть глаза», «перевести ползунок в начало»

- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть меньше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть меньше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- сейчас необходимо с открытыми глазами совершать перемещения ползунка от начала до середины малого отрезка; задача - запомнить это движение (можно контролировать расстояние перемещения ползунка по шкале на корпусе прибора или на экране компьютера). Тренируйтесь столько, сколько надо для правильного воспроизведения этого движения, которое будем условно называть ЭТАЛОН, т.к. в последующем по команде будет необходимо совершать движения в зону коротких отрезков с закрытыми глазами.

- как только испытуемый сообщает, что он готов, следует команда «закрыть глаза», «перевести ползунок в начало»

- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движение равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- сейчас необходимо с открытыми глазами совершать перемещения ползунка от начала до середины большого отрезка; задача - запомнить это движение (можете контролировать расстояние перемещения ползунка по шкале на корпусе прибора или на экране компьютера). Тренируйтесь столько, сколько надо для правильного воспроизведения этого движения, которое будем условно называть ЭТАЛОН, т.к. в последующем по команде необходимо будет совершать движения в зону коротких отрезков с закрытыми глазами.

- как только испытуемый сообщает, что он готов, следует команда «закрыть глаза», «перевести ползунок в начало».

- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)

- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат).

*Примечание - если в процессе тестирования тестируемый не может попасть в диапазон малого или большого отрезка при совершении эталонного движения, следует команда «открыть глаза», «провести повторную тренировку» (в этом случае результат не фиксирует), после завершения тренировки тестирование продолжается с пункта, на котором был отмечен сбой

- тестируемый отодвигает корпус с ползунком и берет в руки датчик перемещений для проведения теппинг-теста

- датчик необходимо держать «как пишущую ручку»

- следует инструкция «сейчас вам будет необходимо постукивать с максимальной частотой в течение 30 секунд этим датчиком по поверхности стола» (на стол подкладывается коврик от компьютерной мыши)

- предварительно делается разминка, чтобы испытуемый мог вработаться в течение 5 секунд

- следует пауза 10 секунд

- следует команда СТАРТ, после чего тестируемый должен начать постукивания (фиксирует время старта, частоту постукиваний каждые 5 секунд и сообщает о времени окончания)

Процедура тестирования закончена.

При определении свойств нервной системы испытуемого В.Г., 17 лет, были получены следующие данные:

- слабая нервная система;

- высокая подвижность процессов возбуждения;

- высокая подвижность процессов торможения;

- преобладает возбуждение по «внешнему» балансу;

- преобладает возбуждение по «внутреннему» балансу.

Такому сочетанию свойств нервной системы в базе знаний соответствует следующие психологические особенности, свойства темперамента и психологический тип личности (знак «++» означает высокую, «+» - среднюю, «-» низкую выраженность психологического феномена):

I. Особенности интеллектуальной деятельности

1. Быстрота формирования зрительного образа: +

2. Память произвольная (на знаковую информацию): -

3. Память непроизвольная: ++

4. Концентрация внимания: +

5. Переключаемость внимания: ++

6. Быстрота ассоциативных и мыслительных процессов: ++

7. Тип мышления: художественный

8. Критичность мышления: -

II. Особенности индивидуального стиля деятельности

9. Длительность настройки: ++

10. Темп начала деятельности: ++

11. Темпы обучаемости: ++

12. Доминирующий аспект деятельности: относительный баланс между ориентировочной и исполнительной частями

13. Приспособляемость к динамичным ситуациям: +

14. Склонность к состязательности, к лидерству: -

III. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности

15. Эмоционально-психическая устойчивость: -

16. Приспособляемость к неблагоприятным факторам внешней среды: -

17. Быстрота принятия решений в значимых ситуациях (решительность): ++

18. Смелость в стрессовых ситуациях: +

19. Усидчивость (устойчивость к статическим позам): -

20. Терпеливость, упорство (работа на фоне утомления): -

21. Устойчивость к состоянию монотонии: +

22. Выносливость (работа до появления утомления): ++

IV. Особенности психомоторики

23. Двигательная память, техника движений: -

24. Чувство равновесия, координация движений: +

25. Скорость сложной (дифференцировочной) реакции: ++

26. Скорость напряжения мышц (спринтерские задатки): ++

27. Скорость расслабления мышц (стайерские задатки): -

28. Скорость процессов восстановления после нагрузки: ++

29. Скорость простой двигательной реакции: ++

ПРОГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Особенности интеллектуальной деятельности:

1) относительно быстрое восприятие наглядной информации, особенно новой, но в некоторых случаях может потребоваться дополнительный показ или удлинение времени экспозиции с тем, чтобы качественно улучшить восприятие;

2) память произвольная (волевая), в большей степени зависит от субъекта деятельности, от его выбора в отношении воспринимаемой информации, особенно когда информация представлена в знаковых формах (тексты, таблицы, схемы, графики и т.д.) или должна быть предварительно структурирована в знаковой форме, что способствует проявлениям долговременной памяти. У данного ученика снижена способность к произвольному запоминанию знаковой информации (слова, тексты, схемы, символы, формулы), особенно если информация не структурирована, что создаст дополнительные трудности для ее фиксации в долговременной памяти; возможны некоторые трудности при овладении иностранным языком, если преподавание ведется традиционным путем, где сначала слова, правила, тексты и только потом - общение; проблема может исчезнуть, если преподавание языка будет осуществляться в игровой, импровизационной манере, в коммуникации, с погружением в языковую среду.

3) хорошие способности к непроизвольному запоминанию информации (на обстановку, ситуации, лица людей и т.д.), что одновременно предполагает хорошую кратковременную (оперативную) память, например, для быстрого овладения иностранным языком, когда преподавание осуществляется посредством общения, в игровой, импровизационной манере, с погружением в языковую среду; следует иметь в виду, что непроизвольная память на ситуации чаще всего выполняет оперативную функцию и в значительной степени определяется факторами внешней среды, когда запоминаемый материал зависит от признаков окружающей обстановки, не всегда наиболее важных для решения тех или иных задач в обучении;

4) относительно хорошая способность к концентрации внимания предполагает возможность сохранения внимания ученика в процессе достаточно длительного объяснения какого-либо материала, например, в ходе урока, лекции; одновременно имеются относительно хорошие предпосылки для самостоятельной работы на уроке или при выполнении объемных домашних заданий;

5) хорошая способность к переключению внимания будет способствовать успешности ученика там, где есть импровизация, динамика, быстрые изменения в обстановке (например, игровая деятельность), наилучшая позиция - центр событий, ситуаций (например, быть организатором игры, собрания или тамадой на празднике), в условиях урока - разнообразие учебного материала, новые факты, частые переходы от одной темы к другой; рекомендуются переходы от одного учебного предмета к другому при выполнении домашних заданий, с последующими возвратами для завершения несделанного с первого раза, что позволит дольше поддерживать интерес к учебным предметам;

6) для учащегося прогнозируется быстрота ассоциативных и мыслительных процессов, склонность ориентироваться во многих областях знаний, но ему может не хватать глубины постижения каждой из них, поскольку не достаточно выражена склонность к структурированию, упорядочиванию информации, к смысловому пониманию воспринимаемой действительности, не выражена склонность к поиску и установлению причинно-следственных связей, не выражен «философский склад мышления», обеспечивающий восприятие сути вещей, снижена способность к системному способу мышления; имеющаяся склонность ориентироваться во многих областях знаний может обусловить поверхностность в их постижении;

7) у ученика выражен художественный тип мышления (преобладает первая сигнальная система: чувственно-эмоциональный, наглядно-образный способ восприятия действительности); этот тип мышления воспринимает действительность посредством первой (чувственной) сигнальной системой головного мозга, доминирующей над второй (прежде всего речевой) сигнальной системой (по И.П. Павлову). Швейцарский психолог Карл Юнг дал следующую характеристику типа «… удивительным образом пренебрегают мышлением в пользу эмоционального фактора, то есть чувства; стойко проводят «политику эмоций» и требуется уже действительно чрезвычайная ситуация, чтобы заставить их задуматься…». Профессором Э.А. Голубевой отмечается, что «художники» характеризуются следующими общими и специальными способностями: лучшая непосредственная память, более высокий уровень невербального интеллекта и коммуникативные способности, которые включают в себя: музыкальные, коммуникативно-речевые, педагогические, артистичность, экстраверсию». Профессор Е.П. Ильин дает следующую характеристику типа: «художественный тип отличается ярко выраженной наклонностью к образно-эмоциональному мышлению; это не означает, что у него вторая сигнальная система не развита (т.е. не развито словесно-логическое мышление); это означает только то, что люди данного типа необычайно остро, ярко, полно и непосредственно воспринимают действительность; они, например, способны ясно, иногда до степени галлюцинации, представлять себе предметы и явления, у них сильно развито воображение, а отсюда - хорошо выражена способность воспроизведения действительности в художественных образах, картинности речи, что отличает многих артистов, художников, музыкантов». Художественный тип предпочитает переводить воспринимаемое в образы реальной действительности в отличие от противоположного мыслительного типа, который все переводит в отвлеченные, абстрактные символы.

8) прогнозируется повышенная внушаемость, чувствительность, открытость (иногда доверчивость) в отношении разных мнений, точек зрения, не свойственна конфликтность в спорах, дискуссиях, повышена чувствительность к человеческому фактору и эмоциональным аспектам рассматриваемых ситуаций, выражена способность к сопереживанию (эмпатия), высокий потенциал креативности (множественность восприятия, оригинальность решений, способности к продуцированию разнообразных идей).

2. Особенности индивидуального стиля учебной деятельности:

По определению индивидуальный стиль деятельности - характерная для человека система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя ценные для данной работы свои качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь ученику найти и развить такой стиль учебной деятельности, который соответствует его индивидуальным особенностям.

9) учебная деятельность данного ученика предполагает укороченный этап подготовки к ней не только в операционном (инструментальном) аспекте, но и функциональном (энергетические, функциональные системы организма, мыслительная и мотивационная сферы), сокращенный период врабатываемости в тот или иной процесс. Чрезмерное затягивание этапа настройки, подготовки к деятельности может вызвать эмоциональное перевозбуждение, своеобразное «перегорание» еще до начала деятельности, что далее повлияет на качественные и количественное показатели исполняемой деятельности, например, может проявиться несдержанность, импульсивность, торопливость и поверхностность, ухудшающие качество решения учебных задач, точность движений.

10) целесообразно быстрое, активное начало деятельности, например, на уроке, лекции формулируется новая тема, сразу сообщается замысел, задается интрига, возбуждающие интерес к предстоящему, которая затем динамично разворачивается с обилием новых фактов, примеров, с разнообразием учебного материала; опрос и закрепление ранее пройденного материала лучше проводить в конце урока;

11) высокие темпы обучаемости выступают как проявление общих способностей ученика, отражающих его познавательную активность и возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности; следует иметь в виду, что прогнозируется не обучаемость как таковая, а ее индивидуальная динамика, темп, скорость усвоения учебного материала; ученик может опережать других на начальной стадии обучения, поэтому особенно важно обращать его внимание на закрепление усвоенного, выявлять глубину его понимания материала, в противном случае на последующих этапах обучения пройденный материал может забываться, а быстрые успехи - провоцировать самоуверенность, чувство превосходства над более медленными одноклассниками, что может также вызвать снижение мотивации к учебной деятельности, особенно к выполнению домашних заданий; оценки ему лучше выставлять не по итогам отдельного урока, а по их совокупности (в конце недели, месяца, четверти), в соответствии с завершением текущей темы учебной программы, так как ожидание оценки будет постоянно стимулировать его активность;

12) любая деятельность предполагает этапы: планирования и подготовку (ориентировочная часть), реализацию и контроль (исполнительная часть). Индивидуальный стиль деятельности того или иного человека может характеризоваться доминированием одной из частей или их относительное равновесие. Данному ученику свойственен относительный баланс в его деятельности ориентировочной и исполнительной ее частей, а это означает, что он сочетает в себе следующие две способности:

а) склонен предвидеть те или иные ситуации, осуществлять заблаговременный поиск любой важной информации, имеющей отношение к этим ситуациям, заранее проигрывать в умственном плане возможные сценарии в изменении ситуаций и варианты их разрешения, осуществлять необходимые подготовительные действия; в некоторых случаях ему субъективно легче предвидеть возможные ошибки в действиях, заранее предпринять необходимые меры с целью избежать их, чем затем исправлять эти ошибки, когда они уже совершены.

б) достаточно хорошо чувствуют себя и в динамичных условиях, в ситуациях некоторой неопределенности, в проблемных обстоятельствах.

Преимущества этого ученика могут заключаться в сбалансированности оперативного и стратегического типов мышления.

13) относительно хорошая приспособляемость динамичным ситуациям позволяет ученику достаточно хорошо чувствовать себя в незнакомой обстановке, в ситуациях неопределенности, в проблемных обстоятельствах, которые он, осознанно и нет создает, чтобы затем их разрешать, а в ряде случаев может даже получать удовольствие от самого процесса их преодоления, что дает ему необходимый уровень жизненного тонуса; в ряде случаев может хорошо выполнять функции организатора игры;

14) относительно низкая склонность к состязательности, лидерству; может доминировать установка на процессуальные аспекты учебной деятельности, тенденция к игнорированию результативной ее стороны.

3. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности:

15) у учащегося может быть снижена способность сохранять на должном уровне показатели деятельности в условиях высокого эмоционально-психического напряжения (экзамены, проверки, стрессовые, эмоциогенные ситуации), когда достижение положительных результатов деятельности является значимым для него; плохо переносит негативные оценки, осуждения, порицания, снижает результативность при неблагоприятном психологическом климате в классе, школе, в семье, на работе, чутко реагируют на негативное настроение учителя, воспитателя, руководителя, одноклассников; в ряде случаев ему можно рекомендовать специальные занятия под руководством педогога-психолога с целью формирования навыков психической саморегуляции (контроль над мышечным тонусом и эмоциональной сферой), так как отсутствие таких навыков может стать причиной снижения результативности любой деятельности или даже ее срыва при наличии достаточно выраженных стресс-факторов.

16) относительно низкая приспособляемость к неблагоприятным факторам внешней среды (перепады давления, температуры, влажности, смена часовых поясов и т.д.);

17) ученику свойственна высокая решительность (решительность - это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения);

18) можно предполагать относительно высокую смелость учащегося в стрессовых ситуациях (смелость - способность подавлять свои защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях, одно из проявлений самообладания). Поскольку у учащегося несколько снижено чувство опасности, то от него можно ожидать неосознанное стремление к ситуациям, где возрастает риск для здоровья, к конфликтам в межличностных отношениях. Профилактикой таких устремлений может стать беседа о последствиях определенного рода поступков, анализ поведения в опасных ситуациях, если они имели место в прошлом ученика, необходимо создавать условия на реализацию склонности ученика к риску в социально контролируемой обстановке (клубы, спортивные секции и т.д.);

19) снижена устойчивость к статическим позам (неусидчивость), что предполагает возможность для ученика периодически менять позы сидения за партой, проявлять двигательную активность до и после урока;

20) учащийся не обладает в должной мере терпеливостью, упорством (способность достаточно долго сохранять эффективности учебной деятельности на фоне некомпенсированного утомления);

21) у него относительно высокая устойчивость к состоянию монотонии, к однообразной, циклической деятельности (например, бег, ходьба, плавание, велосипед и т.д.);

22) ученик обладает высокой выносливостью в игровой деятельности.

4. Особенности психомоторики:

23) недостаточно выражена двигательная память, поэтому освоение техники новых движений целесообразно начинать от «реального» их исполнения так, как это представляет и чувствует сам учащийся, т.е. сначала действие, затем - его анализ, с последующей коррекцией со стороны учителя, тренера;

24) достаточно хорошо выражено чувство равновесия, координация движений (например, снижены способности к попаданию в цель);

25) быстрая сложная (дифференцировочная) реакция, хорошие способности к игровой деятельности, поэтому нагрузку, упражнения давать в разнообразном, импровизационном стиле; показано использование спортивных игр как средство подготовки, а также восстановления после тяжелой работы;

26) быстрое напряжение мышц, спринтерские задатки;

27) медленное расслабление мышц, стайерские задатки не выражены, для улучшения способности к быстрому расслаблению мышц при исполнении движений использовать психомышечную тренировку;

28) высокая скорость процессов восстановления после нагрузки предполагает в процессе тяжелой работы делать большее число небольших перерывов

29) быстрая простая двигательная реакция, что может давать ученику преимущества в ситуациях, где есть необходимость мгновенного реагирования на сигнал.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ

Успешнее всего этот ученик может проявить себя в следующих ситуациях:

- когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;

- когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе;

- когда время работы ограниченно, а выполнение учебного задания в срок отмечается хорошей оценкой;

- когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и т.д.);

- когда учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;

- требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

- когда оценивается успешность освоения материала на первых этапах его заучивания;

- требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы. Ученик может испытывать трудности в следующих ситуациях:

- ответственная, требующая нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа;

- длительная напряженная работа (на уроке и дома); быстро устает, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;

- работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

- работа в шумной, неспокойной обстановке;

- работа после резкого замечания учителя, после ссоры с товарищем и т.д.;

- работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;

Предполагаются следующие особенности стиля учебной деятельности ученика:

- большая продолжительность подготовительных и контрольных действий;

- большинство исправлений и добавлений вносятся во время проверки;

- предпочитает браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, выполнение заданий, полученных на длительный срок, заранее планируется, составляются планы занятий на день, неделю и т.д.;

- преобладание в письменной речи сложных конструкций со всевозможными подчинительными связями, большая развернутость высказываний (большее количество единиц и слов в предложении);

- предпочтение письменной речи устному изложению.

- быструю утомляемость он компенсирует частыми перерывами для отдыха, разумной организацией деятельности, соблюдением спланированного режима дня;

- недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания компенсирует усиленным контролем и проверкой работ после их выполнения;

- медленный темп умственной работы компенсируется тщательной предварительной подготовкой работы, что обеспечивает на первых ее этапах быструю врабатываемость;

- предварительная тщательная подготовка дает возможность уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у него в ответственные моменты учебной деятельности.

Учащемуся соответствует коммуникативный стиль (тип) овладения языком (в том числе иностранным), который характеризуется: коммуникативная активность (инициативность в общении на другом языке), короткие латентные периоды речевых действий, легкость понимания и говорения на другом языке; направленность внимания на речевую деятельность, лучшая продуктивность слуховой памяти; при запоминании образного материала - предварительно целостное его восприятие как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении; этот стиль овладения языком характеризуется беглостью речи, высокой скоростью выполнения отдельных лингвистических задач, наличие стереотипных ответов, повторов, неудачных словосочетаний, речевых клише.

Для ученика будут полезными следующие правила, соблюдаемые учителем:

- не ставить в ситуацию неожиданного вопроса;

- нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, сложный материал; нужно постараться разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения;

- путем построения правильной тактики опросов и поощрения (не только отметкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях;

- следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам относится к ним очень болезненно;

- во время письменного опроса дать установку на проверку и исправление возможных ошибок в тексте;

- создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учителю следует учитывать то, что любит делать этот ученик:

- решить задачи разного типа на уроке математики или выполнить несколько разнообразных упражнений по русскому языку;

- он легче действуют без шаблона, без схемы;

- склонен к такой систематизации знаний, которая обеспечивает ему широту усвоения учебного материала;

- предпочитает при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры, поэтому разнообразные виды наглядного изображения - графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы - облегчают ему учебную деятельность; вследствие этого он имеет преимущество, когда учитель потребует наглядного изображения, например, условий задачи;

- быстро включается в работу, так как его активность на уроке возрастает быстро;

- любит работать в игровом режиме, предпочитает разнообразие в заданиях, хорошо работает в таких условиях;

- тяготеет к быстрым изменениям неудачных формулировок, может быстро обдумывать и давать новый ответ;

- склонен к импровизациям, предпочитает не следовать общепринятым стандартам;

- можно проводить опрос ученика в начале урока;

- склонен к ситуациям, когда требуется быстрый ответ на неожиданный вопрос;

- в момент выполнения заданий может быстро переключать внимание на что-либо другое;

- давать возможность отвечать по новому, только что пройденному материалу, не откладывая опрос до следующего урока.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП (по Кейрси) АКТЕР (ESFP) - оптимизм и теплота, избегают одиночества, идут по жизни смеясь, жизнь - приключение, игнорируют все мрачное, щедрость, поддаются соблазнам, старший друг для своего ребенка, умение работать с людьми, богатство языка, бизнес, торговля.

Представители этого психологического типа излучают оптимизм и теплоту. Вежливые, остроумные, говорливые, очаровательные собеседники, открытые для восприятия окружающего мира - они наиболее щедрые и веселые люди из всех типов. «Актер» - вот слово, наилучшим образом, описывающее их характер. Постоянно ищут общения с людьми, избегая одиночества. Им легко найти себе компанию, а их присутствие доставляет неподдельную радость окружающим. Волнение, приподнятое настроение - вот то, чего ждут они от жизни. «Идут по жизни» смеясь, а их способ «игры в жизнь» очень заразителен. Добродушное подтрунивание, полное очаровательного остроумия, делает их желанными собеседниками. Редко ошибаются в жизненных делах; склонны одеваться по последней моде и брать от жизни все лучшее, что только можно получить: одежду, пищу, физический и психологический комфорт. Могут быть щедрыми до безрассудства: то, что принадлежит им (включая личное время), принадлежит в равной мере и друзьям. Помогают окружающим безвозмездно, без тени ожидания благодарности за это. Часто рассматривают жизнь как рог изобилия, откуда непрерывным потоком льются приятные вещи, присвоение которых не требует особых усилий с их стороны. Умение радоваться жизни иногда подводит их, делает более подверженными различного рода искушениям, по сравнению с представителями других типов. Они склонны к импульсивным поступкам, и таким образом весьма чувствительны к действию психологических или физических соблазнов. Наименее раздражительные из всех типов, им удается не расстраиваться, закрывая глаза на темные стороны происходящих событий. Они склонны прощать себе мелкие грешки, однако афишированию своей своенравности они скорее предпочтут тихую покладистость, поступая в то же время по-своему. Приветствуют активные виды деятельности, побуждать их работать в одиночестве не следует. Обладая незаурядными способностями в налаживании хороших отношений, они пользуются успехом в работе с людьми. Решения принимаются с большой теплотой, опираясь на личные отношения. Люди этого типа твердо полагаются на свой жизненный опыт и доверяют справедливости здравого смысла. Общительность и контактность делает их источником теплоты для окружающих. В разговоре с глазу на глаз или по телефону, в равной степени живом, они тонко владеют богатствами языка. Схоластика, теоретизирование не особенно их привлекает, а знания интересуют как средство к немедленному практическому применению. Они избегают занятости в научной области, в инженерии, тяготея к бизнесу, к торговле осязаемым товаром. Особенно им удается работа с людьми в критических условиях, что приводит к занятости в социальных сферах. Их радуют многолюдные приемы, им не чуждо свойство перевоплощения на сцене, когда огни рампы ярко святят в лицо, и жизнь кипит ключом.

ПРОГНОЗ ПРИРОДНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ

1. Особенности психомоторики: недостаточно выражена двигательная память; достаточно хорошее чувство равновесия, координация движений (относительно хорошие способности к попаданию в цель); быстрая сложная (дифференцировочная) реакция, способности к игровой деятельности; быстрое напряжение мышц, спринтерские задатки; медленное расслабление мышц, стайерские задатки не выражены; высокая скорость процессов восстановления после нагрузки; быстрая простая двигательная реакция.

Рекомендации: освоение техники новых движений целесообразно начинать от «реального» исполнения так, как это представляет и чувствует сам спортсмен, т.е. само действие, затем - его анализ, с последующей коррекцией со стороны тренера; нагрузку чаще давать в разнообразном, импровизационном стиле; показано использование спортивных игр как тренировочного или восстановительного средства подготовки; для улучшения способности к быстрому расслаблению мышц при исполнении движений - использовать средства психомышечной тренировки.

2. Особенности интеллектуальной деятельности: достаточно быстрое восприятие реальности; хорошая непроизвольная память на ситуации; недостаточная произвольная (волевая) память (особенно на знаковую информацию); хорошая способность к концентрации и переключаемости внимания; быстрота мыслительных процессов; художественный тип мышления (преобладает первая сигнальная система: чувственно-эмоциональный, наглядно-образный способ восприятия действительности); снижена критичность мышления, что предполагает способности к эмпатии, к сопереживанию, неконфликтность, а также креативность (способность к продуцированию разнообразных идей, оригинальность подходов к решению задач).

Рекомендации: информацию представлять в сжатом виде, целостно (суть, идея, яркий образ), при необходимости она может уточняться и разворачиваться через конкретные примеры и реальные жизненные ситуации, которые уже знакомы спортсмену; для лучшего закрепления схем тактических соревновательных действий показана идеомоторная тренировка (визуализация); способ подачи информации не должен быть навязчивым, авторитарным.

3. Особенности индивидуального стиля деятельности: способность быстро подготовиться, настроиться на деятельность; склонность к быстрому ее началу; высокие темпы обучаемости; баланс ориентировочной (планирование) и исполнительной (реализация, контроль) частей деятельности; достаточно хорошая приспособляемость к динамичным ситуациям; вероятна тенденция к доминированию установки на процесс деятельности и меньшее внимание к ее результативной стороне.

Рекомендации: новое качественное движение у спортсмена может возникать спонтанно, а «схваченное» им движение необходимо далее закрепить через повторения, причем как в стандартной обстановке, так и в разнообразных, усложненных условиях, деятельности; планирование чего-либо не должно быть далеким, поскольку представляемая информация может показаться спортсмену избыточной и неактуальной; ему показано быстрое начало деятельности, а в игровых видах спорта рекомендуется (при прочих равных условиях) включать в стартовый состав; тренировочный процесс целесообразно проводить разнообразно, с импровизациями, включать в нее игровые элементы.

4. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности: снижены эмоционально-психическая устойчивость и приспособляемость к неблагоприятным факторам внешней среды; хорошая способность к быстрому принятию решений в значимых ситуациях (решительность), а также смелость в стрессовых ситуациях; снижена устойчивость к статическим позам (неусидчивость); достаточно хорошая переносимость монотонной, циклической деятельности (бег, ходьба, плавание, велосипед и т.д.); высокая выносливость в игровой деятельности; снижена терпеливость, упорство (снижение эффективности работы на фоне некомпенсированного утомления).

Рекомендации: формировать систему психологической защиты от негативного человеческого фактора; на этапе предсоревновательной подготовки целесообразно проведение тренировок, контрольных прикидок в неблагоприятных погодных условиях (дождь, ветер, перепады температур), специальная работа над волевыми компонентами; целесообразна заблаговременная адаптация к часовому поясу места соревнований; при планировании соревновательной деятельности учитывать возможные тенденции к ухудшению параметров движений, качества действий к концу соревновательной дистанции, во второй половине игры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ильин Е.П. Сила нервной системы и методики ее исследования (с.5-15); Экспресс-метод определения степени выраженности свойства «подвижность-инертность» возбуждения и торможения (с.16-36); Свойство баланса по величине возбуждения и торможения и методы его изучения (с.37-57) // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. - Ленинград, 1972.

2. Айзенк Г.Ю. Структура личности. - СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999.

3. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Методическое пособие. - М.: ИП РАН, 1997.

4. Майерс И.Б., Майерс К.Б. МБТИ: Определение типов. У каждого свой дар. Москва: Бизнес Психологи, 2012.

5. Кейрси Д. Пожалуйста, пойми меня-2. Темперамент. Характер. Интеллект. Москва: Черная белка, 2011.

Способ прогнозирования психологических особенностей темперамента человека, основанный на использовании психологических тестов-опросников, отличающийся тем, что с помощью двигательных экспресс-методик Е.П. Ильина определяют свойства нервной системы человека (силу, подвижность, уравновешенность), идентифицируют психологические особенности темперамента данного человека путем сопоставления полученных данных с известными типологическими комплексами свойств нервной системы (СНС), обуславливающих высокую выраженность психологических особенностей темперамента, а именно: нейротизм и экстраверсия - интроверсия по Г. Айзенку; экстраверсия - интроверсия, здравомыслие - интуиция, логичность - чувствование, рассудочность - импульсивность по Д. Кейрси; эмоциональность, эргичность, пластичность, скорость по В.М. Русалову, и прогнозируют проявление особенностей личности, которые тем сильнее, чем большее число свойств нервной системы в составе типологического комплекса СНС имеется у данного человека.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и кардиологии, и может быть использовано для реабилитации школьников с синдромом вегетативной дистонии (СВД).

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при выполнении различных медицинских процедур. Функциональная структура возвратно-поступательного разворота диагностических и хирургических элементов инструментального устройства тороидальной робототехнической системы с выдвижной крышкой, включающая вертикальный цилиндрический корпус с возможностью разворота посредством шестеренки, которая закреплена или является частью опорной шайбы, в которой нижняя часть выполнена также цилиндрической формы и расположена соосно внутри вертикального цилиндрического корпуса с возможностью разворота и функционально связана с шестеренкой привода с редуктором, который зафиксирован на нижней средней промежуточной шайбе, функционально связанной с равномерно расположенными по окружности вертикальными стержнями, расположенными внутри вертикального цилиндрического корпуса, а также включает нижнюю шайбу с осевым отверстием, а также включает подшипники, устройства удержания диагностических и хирургических элементов, привод с редуктором разворота аппарата диагностики, который закреплен на круглой пластине вертикального возвратно-поступательного смещения, и дополнительный привод с редуктором, который функционально связан с шестеренкой с осевым отверстием.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при выполнении различных медицинских процедур. Функциональная структура возвратно-поступательного разворота диагностических и хирургических элементов инструментального устройства тороидальной робототехнической системы с выдвижной крышкой, включающая вертикальный цилиндрический корпус с возможностью разворота посредством шестеренки, которая закреплена или является частью опорной шайбы, в которой нижняя часть выполнена также цилиндрической формы и расположена соосно внутри вертикального цилиндрического корпуса с возможностью разворота и функционально связана с шестеренкой привода с редуктором, который зафиксирован на нижней средней промежуточной шайбе, функционально связанной с равномерно расположенными по окружности вертикальными стержнями, расположенными внутри вертикального цилиндрического корпуса, а также включает нижнюю шайбу с осевым отверстием, функционально связанную с линейным приводом с выдвижной цилиндрической частью, который также функционально связан с круглой опорной пластиной с осевым отверстием, а также включает подшипники и устройства удержания диагностических и хирургических элементов.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при выполнении различных медицинских процедур. Функциональная структура возвратно-поступательного разворота диагностических и хирургических элементов инструментального устройства тороидальной робототехнической системы с выдвижной крышкой, включающая вертикальный цилиндрический корпус с крышкой и с возможностью разворота посредством шестеренки разворота, которая функционально связана с шестеренкой привода с редуктором, а также включает нижнюю шайбу с осевым отверстием, вертикальные стержни, подшипники и устройства удержания диагностических и хирургических элементов.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при выполнении различных медицинских процедур. Функциональная структура возвратно-поступательного разворота диагностических и хирургических элементов инструментального устройства тороидальной робототехнической системы с выдвижной крышкой, включающая вертикальный цилиндрический корпус с крышкой и с возможностью разворота посредством шестеренки разворота, которая функционально связана с шестеренкой, а также включает нижнюю шайбу с осевым отверстием, вертикальные стержни, подшипники и устройства удержания диагностических и хирургических элементов.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при выполнении различных медицинских процедур. Функциональная структура индивидуального возвратно-поступательного разворота выдвижных элементов для захвата и удержания диагностических и хирургических корпусов внутри тороидальной робототехнической системы с выдвижной крышкой, включающая корпус, опорную шайбу с закрепленным приводом разворота с редуктором, который посредством шестеренки редуктора функционально связан с шестеренкой разворота круглой пластины с осевым отверстием, где закреплены выдвижные элементы захвата и удержания диагностических и хирургических корпусов, а внутренние края круглой пластины с осевым отверстием выполнены цилиндрической формы и ориентированы вертикально вниз, а также включает подшипники, при этом корпус индивидуального возвратно-поступательного разворота группы выдвижных элементов захвата и удержания диагностических и хирургических корпусов выполнен тороидальной формы с выдвижной крышкой совместно с выдвижной внутренней частью тороидального корпуса, внутри которого закреплена опорная шайба с осевым отверстием, которая выполнена либо цельной, либо в виде отдельных секторов, при этом средняя часть и крайняя часть опорной шайбы выполнена цилиндрической формы, которые ориентированы вверх, а между ними с равным шагом расположены для независимого разворота отдельные сектора круглой пластины с выдвижными элементами захвата и удержания диагностических и хирургических корпусов, на внутренних цилиндрических частях отдельных секторов круглой пластины зафиксированы последовательно несколько опорных подшипников, которые позиционно расположены на горизонтально ориентированной части опорной шайбы, на крайней цилиндрической части которой зафиксирован привод с редуктором, по обе стороны которого также закреплены с возможностью вращения ограничительные шестеренки, функционально связанные с сектором шестеренки разворота круглой пластины.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при выполнении различных медицинских процедур. Функциональная структура одновременного возвратно-поступательного разворота группы выдвижных элементов для захвата и удержания диагностических и хирургических корпусов в тороидальной робототехнической системе с выдвижной крышкой, включающая корпус, опорную шайбу, привод с редуктором, который посредством шестеренки редуктора функционально связан с шестеренкой разворота, круглую пластину с осевым отверстием, на которой с определенным шагом по кругу закреплены выдвижные элементы захвата и удержания диагностических и хирургических корпусов, а внутренние края и внешние края круглой пластины с осевым отверстием выполнены цилиндрической формы и ориентированы вертикально вниз и вертикально вверх соответственно, а также включает подшипники, при этом корпус одновременного возвратно-поступательного разворота группы выдвижных элементов захвата и удержания, диагностических и хирургических устройств выполнен тороидальной формы с выдвижной крышкой совместно с выдвижной внутренней частью тороидального корпуса, внутри которого закреплена опорная шайба с осевым отверстием, при этом средняя часть и крайняя часть опорной шайбы выполнены цилиндрической формы, между которыми расположена круглая пластина с выдвижными элементами захвата и удержания диагностических и хирургических устройств, на внутренней цилиндрической части которой зафиксированы подшипники, которые позиционно расположены на горизонтально ориентированной части опорной шайбы и на ее внешней крайней цилиндрической части закреплен привод с редуктором, а шестеренка разворота зафиксирована с внутренней стороны цилиндрической крайней части круглой пластины с осевым отверстием.

Изобретение относится к медицине, а именно к персонифицированной медицине с использованием молекулярно-биологических и клинических данных в онкологии, и может быть использовано для предсказания риска прогрессирования и смерти больных раком молочной железы.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, пульмонологии и аллергологии. Определяют возраст (x1), наличие внутриутробных инфекций (x2), наличие пневмонии в возрасте старше двух лет (x3), наличие бронхообструктивного синдрома в возрасте старше двух лет (x4), наличие хронического аденоидита в возрасте старше двух лет (x5), наличие ангионевротического отека, крапивницы, аллергических реакций на ужаления насекомых и/или лекарственные препараты у отца ребенка (x6), наличие ангионевротического отека, крапивницы, аллергических реакций на ужаления насекомых и/или лекарственные препараты у родственников матери (x7).
Изобретение относится к медицине, а именно к способу прогнозирования синдрома задержки внутриутробного развития плода в третьем триместре гестации при реактивации хронической цитомегаловирусной инфекции (ЦМВ) у женщин с угрозой невынашивания во втором триместре беременности.

Изобретение относится к медицине, а именно к области кардиологии. Определяют возраст пациента, длительность артериальной гипертонии, проводится дуплексное сканирование брахиоцефального ствола, измеряют диаметр общей сонной артерии. Полученные данные используют для расчета коэффициента логистической регрессии дисфункции левого желудочка (ДД ЛЖ) Z по оригинальной формуле. Если Z имеет положительное значение, то вероятность развития ДД ЛЖ повышена. Если Z имеет отрицательное значение, то вероятность развития ДД ЛЖ не повышена. Способ позволяет с высокой вероятностью прогнозировать развитие диастолической дисфункции левого желудочка за счет учета предикторов. 1 ил., 2 пр.

Изобретение относится к установлению соответствия стандартных измерений локальным измерениям. Техническим результатом является повышение надежности при формировании данных о пациенте. Система и способ включают в себя этапы, на которых считывают структурированный отчет, сопоставляют измерения структурированного отчета с соответствующими локальными измерениями из базы данных локальных измерений и вырабатывают сводную страницу, включающую в себя измерения структурированного отчета, сопоставленные с соответствующими локальными измерениями посредством файлов соответствия, и дополнительно включающую в себя несопоставленные измерения структурированного отчета, которые не могут быть сопоставлены с соответствующими локальными измерениями посредством файлов соответствия, отображают сводную страницу. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицине труда и профпатологии, и может быть использовано при индивидуальной оценке риска возникновения профессионального заболевания, связанного с воздействием пылевого фактора. Определяют фактическую среднесменную концентрацию и соответствующую среднесменную предельно допустимую концентрацию (ПДК) пылевых веществ в воздухе рабочей зоны. Устанавливают интенсивность труда работника и его стаж. Определяют вероятность (Pt+1) развития у работника профессионального заболевания. При неизменности среднесменной концентрации пыли в течение всего стажа работы работника временной шаг принимают равным 1 году. При изменении среднесменной концентрации пыли в течение квартала или сезона - времени года, временной шаг принимают равным 1 месяцу. При изменении среднесменной концентрации пыли в течение 1 месяца - 1 неделе. При изменении среднесменной концентрации пыли в течение 1 недели - 1 дню. При изменении среднесменной концентрации пыли в течение смены - 1 часу. На основании вычисленной вероятности развития у работника профессионального заболевания рассчитывают риск (Rt) возникновения профессионального заболевания. При значении Rt от 0 до 1×10-3 делают вывод о малом, т.е. умеренном, риске развития профессионального заболевания от воздействия пылевого фактора. При значении Rt от 1×10-3 до 1×10-2 - о среднем, т.е. существенном, риске. При Rt от 1×10-2 до 1×10-1 - о высоком, т.е. непереносимом, риске. При Rt от 1×10-1 до 1 - об очень высоком риске. Способ обеспечивает повышение точности оценки риска возникновения профессионального заболевания, связанного с воздействием пылевого фактора, за счет увеличения многофакторности используемых временных показателей и расширения категорий шкалы оценки риска, выполнения расчетной процедуры в виде итерационного процесса, учитывающего динамические особенности экспозиции пылевого фактора. 6 ил., 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно кардиологии и эндокринологии. Выполняют обследование стандартными методами с целью обнаружения ряда критериев и оценки их по 65-балльной шкале. Определяют необходимость и срочность лечения ишемической болезни сердца путем суммирования полученных значений. При этом 65 и более баллов означают необходимость незамедлительного выполнения процедуры КАГ, 19-64 балла означают необходимость проведения процедуры коронарографии (КАГ) в ближайшие 48 часов, 10-18 баллов означают возможность проведения процедуры КАГ в течение текущей госпитализации, 3-9 баллов означают необходимость проведения тестов для выявления стресс-индуцированной ишемии миокарда. Cпособ позволяет определить тактику ведения больного и последовательность хирургического вмешательства, за счет чего осуществить профилактику значимых сердечно-сосудистых событий. 1 н.п. ф-лы, 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии, и может быть использовано в психиатрии, наркологии и психотерапии для диагностики пограничного расстройства личности с помощью стандартизированных шкал. Тестирование диагностируемого проводят по таблице "Шкала клинической рейтинговой оценки пограничного расстройства личности", включающей в себя 15 клинически идентифицируемых признаков: женский пол, наличие ситуации насилия в детско-подростковом возрасте, конфликтная среда в родительской семье, враждебность пациента к одному из родителей, ранняя сепарация, наличие в анамнезе самоповреждений, эпизода агрессивного поведения, эпизодов алкоголизации или наркотизации с социально-значимыми последствиями, раннее начало половой жизни, более чем один брак, намерение сменить партнера, наличие депрессивного эпизода, наличие азартного вождения или кутежа, жалобы на перепады настроения, манипулирование врачом во время интервью, а также оценку его поведения во время проведения теста врачом. Суммарный балльный показатель определяют суммированием баллов по каждому признаку, когда наличие признака - 1 балл. При достижении суммы 12 баллов и выше для пациентов моложе 40 лет и 10 баллов и выше для пациентов старше 40 лет диагностируют пограничное расстройство личности. При этом диагностику проводят на момент начального интервью. Способ позволяет повысить объективность и достоверность диагностики пограничного расстройства личности за счет применения клинической рейтинговой шкалы с признаками, применяемыми в клинической психиатрии. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к медицине, в частности профилактической медицине. Проводят опрос на наличие стресса, курения, отягощенной наследственности по ранней менопаузе. Подставляют полученные данные в оригинальное регрессионное уравнение, для расчета возраста наступления менопаузы у женщин. И если расчетный возраст менопаузы менее 45 лет женщину относят в группу риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Способ позволяет прогнозировать точный возраст наступления менопаузы у женщин за счет учета факторов риска. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике дыхательных расстройств во время сна. Проводят мониторинг амплитуды дыхания носоротового потока и уровня сатурации крови кислородом на базовом уровне и во время сна. Регистрируют эпизоды апноэ, гипопноэ и гипопноэ без десатурации. Эпизод апноэ регистрируют при уменьшении амплитуды дыхательного потока на 90% и более от базового уровня, длительностью 10 с и более. Эпизод гипопноэ регистрируют при уменьшении амплитуды дыхательного потока на 30% и более от базового уровня, длительностью 10 с и более, сопровождающемся десатурацией 4% и более. Эпизод гипопноэ без десатурации регистрируют при уменьшении амплитуды дыхательного потока на 30% и более от базового уровня, длительностью 10 с и более, без десатурации. Определяют индекс апноэ/гипопноэ путем суммирования апноэ, гипопноэ и гипопноэ без сатурации. При значении индекса апноэ/гипопноэ 15-29 эпизодов в час диагностируют среднюю степень тяжести синдрома обструктивного апноэ/гипопноэ сна, а при более 30 эпизодах в час - тяжелую степень тяжести. Способ позволяет провести диагностику более точно, просто, снизить стрессогенные факторы, негативно влияющие на качество сна испытуемого за счет учета комплекса показателей апноэ, гипопноэ и гипопноэ без десатурации. 3 ил., 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к кардиологии. Проводят сбор анамнеза, клиническое и эхо-кардиографическое обследование пациентов 18 лет и старше, находящихся в стационаре. При этом учитывают: режим; факт наличия/отсутствия заболеваний легких; факт наличия/отсутствия хронической венозной недостаточности (ХВН); систолическое давление в правом желудочке (СДПЖ) >36 мм рт.ст. по данным Эхо-КГ; факт наличия/отсутствия симптомокомплекса легочного сердца; факт наличия/отсутствия дилятации правого предсердия (ПП); факт наличия/отсутствия ожирения; факт наличия/отсутствия жидкости в перикарде, не связанной с инфекционным процессом; факт наличия/отсутствия дилятации правого желудочка (ПЖ); постинфарктный кардиосклероз (ПИКС) левого желудочка. На основании полученных данных оценивают вероятность летального исхода у пациентов при развитии ТЭЛА посредством оригинального регрессионного уравнения. При этом при получении показателя >0,55 говорят о высокой вероятности летального исхода у пациента. Способ позволяет определить группу больных, которые нуждаются в максимально широком объеме комплексных профилактических мероприятий в отношении тромбоэмболии легочной артерии с целью предотвращения летального исхода при ее развитии. 3 табл., 2 пр.

Способ относится к медицине, а именно к стоматологии, и предназначен для использования при протезировании для предотвращения осложнений, связанных с перегрузкой опорных тканей пародонта. Проводят рентгенологическое исследование пациента с дефектом целостности зубной дуги. Определяют значение «C» величины атрофии опорных тканей пародонта в области опорных зубов по формуле: С=100-(L1 Х 100)/L, где L - общая длина корня зуба, которую измеряют в коронарном окне мультиплоскостной реконструкции изображения опорного зуба, выбрав сечение, в котором длина корня зуба, для многокорневых зубов - медиального корня, максимальна, для чего сначала соединяют точки, соответствующие эмалево-цементной границе, используя инструмент для измерения расстояния Length, затем из точки, находящейся на середине полученной линии, проводят измерение искомого расстояния до точки, соответствующей верхушке корня зуба; L1 - эффективная длина корня зуба, которую измеряют, не переключая инструмент для измерения расстояния Length, от верхушки корня до точки пересечения отрезка линии, соединяющей точки, соответствующие вершинам замыкающих кортикальных пластинок, с линией L, характеризующей общую длину корня зуба. При этом если величина атрофии опорных тканей пародонта «С» в области опорных зубов менее 25%, делают вывод, что площадь работающего пародонта позволит сохранить устойчивость зубов, планируемых опорными, т.е. жевательная эффективность сохранена. Если величина атрофии опорных тканей пародонта «С» более 25%, делают вывод об уменьшении площади работающего пародонта более чем на 55%. При этом для определения суммы коэффициентов жевательной эффективности предполагаемых опорных зубов используют понижающие коэффициенты жевательной эффективности зуба, которые определяют путем умножения значения пародонта N в области данного зуба без патологических изменений на соответствующие понижающие коэффициенты жевательной эффективности зуба из таблицы 2. Способ за счет более точного определения жевательной эффективности пародонта опорных зубов позволяет предотвратить осложнения, связанные с перегрузкой опорных тканей пародонта при протезировании. 1 ил., 2 табл., 1 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно кардиологии. Оценивают обширность поражения миокарда, нарушение сердечной проводимости, признаки хронической сердечной недостаточности, уровень гликемии, мочевины в крови и артериальное систолическое давление при поступлении, и рассчитывают вероятность благоприятного или неблагоприятного прогноза (Р) по формуле. При величине Р≥0,6 прогнозируют благоприятный исход инфаркта миокарда (ИМ), а при Р<0,4 - неблагоприятный исход. Способ позволяет с высокой вероятностью сделать прогноз исхода ИМ у больных сахарным диабетом 2 на госпитальном этапе, является более простым и доступным, так как включает 6 наиболее значимых показателей для пациентов с сахарным диабетом 2 типа. 3 табл., 3 пр.
Наверх