Смазочное устройство зубчатого колеса

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им. Смазковозвращающие пластины перекрывают высоту зубьев и ориентированы в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса. Смазковозвращающие пластины имеют расстояние между собой меньшее, чем ширина его зубчатого венца, и укреплены на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от зубчатого венца, также в них со стороны зубчатого венца выполнены разрезы, перпендикулярные его торцам. Устройство содержит дополнительную пару аналогичных смазковозвращающих пластин, установленных со смещением в плоскости вращения смазываемого зубчатого колеса от первой пары и в которых разрезы выполнены со смещением в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса относительно разрезов в первой паре на шаг, равный половине шага разрезов в первой паре. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатого колеса в виде лопатки, посредством которой пластичный смазочный материал вручную наносится на боковые (рабочие) поверхности зубьев зубчатого колеса (см., например, «Одноковшовый универсальный экскаватор Э-652Б. ГОСТ 5.223-69. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., 1973», стр. 113).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в его низкой эффективности и недолговечности наносимого им смазочного слоя вследствие вытеснения нанесенного смазочного материала из зоны зацепления зубьев.

В качестве прототипа взято смазочное устройство зубчатого колеса по А.С. СССР №1618973, кл. F16Н 57/04, опубл. 07.01.1991 г., Б.И. №1. Данное устройство состоит из пары смазковозвращающих гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обеих торцов зубчатого венца перпендикулярно им, пластины ориентированы в радиальной плоскости колеса с перекрытием высоты зубьев, расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца колеса, пластины укреплены на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от торцов зубчатого венца и в которых со стороны венца выполнены прямолинейные разрезы, перпендикулярные его торцам.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при контактах самзковозвращающих пластин с криволинейными боковыми набегающими поверхностями зубьев происходит расхождение разрезанных частей пластин друг от друга - по линиями разрезов, вследствие этого перенос смазочного материала с пластин на поверхности зубьев осуществляется неравномерно и на часть этих поверхностей смазочный материал не переносится. Это приводит к ухудшению смазывания трущихся поверхностей. Кроме того, при переходе пластин с боковых криволинейных поверхностей зубьев на их торцы, разрезанные части пластин остаются разведенными, что ухудшает захват смазки с торцов зубьев, и часть смазки остается незахваченной, что также ухудшает смазывание зубьев колеса.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих высоту зубьев, ориентированных в радиальной плоскости колеса, имеющих расстояние между собой, меньшее, чем ширина зубчатого венца, укрепленных на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от зубчатого венца, и в которых со стороны венца выполнены разрезы, перпендикулярные его торцам, причем смазочное устройство содержит дополнительную пару аналогичных смазковозвращающих пластин, установленных со смещением в плоскости вращения колеса от первой пары и в которых разрезы выполнены со смещением относительно разрезов в первой паре на шаг, равный половине шага разрезов в первой паре.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса со смазочным устройством (вид с торца колеса) - фиг. 1, разрезы фрагментов колеса с видами смазочного устройства (вид сбоку) - фиг. 2.

На чертеже изображены: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, торцевые поверхности 3 зубьев, боковые 4 поверхности зубьев, основные смазковозвращающие пластины 5, дополнительные смазковозвращающие пластины 6, корпус 7 передачи, разрезы 8, смазочный материал 9, направление вращения ω колеса, величина смещения Δ разрезов на пластинах.

Смазочное устройство зубчатого колеса, содержащего тело 1 и зубчатый венец с зубьями 2, имеющими торцевые 3 и боковые 4 поверхности, состоит из пары основных смазковозвращающих гибких пластин 5 и пары дополнительных таких же пластин 6, расположенных с обеих сторон зубчатого венца, перпендикулярно ему, все пластины ориентированы радиально, пластины своими частями, удаленными от венца и параллельными ему, жестко укреплены на корпусе 7 передачи, основные и дополнительные пластины смещены в плоскости вращения колеса друг относительно друга без взаимного соприкосновения друг с другом при работе, в пластинах со стороны венца выполнены прямые разрезы, примерно на величину половины ширины пластин, перпендикулярные торцам зубчатого венца, причем разрезы в основных и дополнительных пластинах в радиальной плоскости смещены друг относительно друга на шаг Δ, равный половине шага разрезов.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При работе колеса в передаче, смазочный материал 9, нанесенный на боковые (рабочие) поверхности 4 зубьев 2, вытесняется с этих поверхностей и попадает на торцы 3 зубьев. Смазковозвращающие пластины - основные 5 и дополнительные 6 захватывают этот смазочный материал и возвращают его обратно - на боковые поверхности зубьев, восстанавливая тем самым на них смазочный слой, необходимый для нормальной работы зубьев. Пластины взаимодействуют с зубьями своими частями, в которых выполнены разрезы 8. Наличие разрезов позволяет повысить гибкость пластин на этих участках.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция - наличие дополнительных смазковозвращающих пластин с разрезами, выполненными со смещением относительно разрезов в основных пластинах, - позволяет и захватывать с торцов зубьев, и переносить на криволинейные боковые поверхности зубьев смазочный материал более качественно, что улучшает режим смазывания зубьев. Особенно - зубьев с большой криволинейностью (зубья с подрезанием ножки и т.п.).

Смазочное устройство зубчатого колеса, преимущественно смазываемого периодически пластичным смазочным материалом, содержащее пару смазковозвращающих пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих высоту зубьев, ориентированных в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса, имеющих расстояние между собой меньшее, чем ширина его зубчатого венца, укрепленных на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от зубчатого венца, и в которых со стороны зубчатого венца выполнены разрезы, перпендикулярные его торцам, отличающееся тем, что оно содержит дополнительную пару аналогичных смазковозвращающих пластин, установленных со смещением в плоскости вращения смазываемого зубчатого колеса от первой пары и в которых разрезы выполнены со смещением в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса относительно разрезов в первой паре на шаг, равный половине шага разрезов в первой паре.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним зубчатым колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в закрытых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения, корпуса которых снаружи снабжены охлаждающими ребрами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями, смазываемыми периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач с плоскими боковыми поверхностями зубьев, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к коробке передач с вращающимся, по меньшей мере, в одном смазываемом подшипнике валом и, в частности, к снабжению этого подшипника смазочным материалом.

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружаются нижние зубчатые колеса разных ступеней передачи. Дно ванны выполнено с перепадом по высоте, эквидистантно перепаду по высоте нижних граней нижних зубчатых колес разных ступеней передачи друг относительно друга. Обеспечивается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. На каждом торце вспомогательной смазочной шестерни, соосно ей, жестко укреплено цилиндрическое кольцо с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин вспомогательной смазочной шестерни. Торцы цилиндрических колец, обратные торцам вспомогательной смазочной шестерни, снабжены дисковыми заглушками. Суммарная величина ширины зубчатого венца вспомогательной смазочной шестерни и пары цилиндрических колец соразмерна с шириной зубчатого венца смазываемого колеса; а на поверхностях цилиндрических колец, по их окружностям, выполнены канавки, ориентированные параллельно оси вращения вспомогательной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, укрепленной на оси, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым колесом быстроходной ступени передачи. Шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, жестко укрепленных на одной оси и разнесенных вдоль зубчатого венца колеса. Из зубчатого венца каждой отдельной шестерни по всей его окружности с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев. Количество вырезанных зубьев в каждом шаге для каждой отдельной шестерни равно количеству остальных отдельных шестерен. Для обеспечения как минимум однопарного зацепления смазочного элемента крепление отдельных шестерен на оси выполнено со смещением отдельных шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения с обеспечением зацепления с вращающимся колесом как минимум одного из зубьев одной из отдельных шестерен. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено смазываемое зубчатое колесо передачи. К торцам смазываемого зубчатого колеса примыкают скребки, укрепленные на корпусе передачи. Скребки расположены на некотором расстоянии от верхнего уровня смазочного материала ванны, с перекрытием своей длиной торцевых поверхностей смазываемого зубчатого колеса, с каждой их стороны. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним колесом. Масляная ванна содержит корпус для жидкого смазочного материала, в который погружается нижняя часть вращающегося нижнего зубчатого колеса и смазкостабилизирующий сетчатый элемент, жестко укрепленный на корпусе и охватывающий по дуге погруженную часть нижнего зубчатого колеса в плане, с зазором относительно нее. Сетчатый элемент выполнен в виде сегментообразного желоба, охватывающего погружаемую часть нижнего зубчатого колеса со стороны обоих его торцов и вершин зубьев венца. Часть сетчатого элемента, расположенная со стороны выхода вращающегося нижнего зубчатого колеса из ванны, выполнена с превышением по вертикали части сетчатого элемента со стороны входа вращающегося нижнего зубчатого колеса в ванну. Обеспечивается устранение разбрызгивания и уменьшение вспенивания смазочного материала при высоких скоростях вращения погруженного в него колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным методом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня укреплена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев. На этой оси соосно шестерне укреплен барабан, с которым по внешнему его периметру сопряжен башмак, укрепленный на консоли, посредством шарнира установленной на корпусе передачи и ориентированной в плоскости вращения барабана. На корпусе зубчатой передачи укреплена пружина, прижимающая консоль с башмаком к барабану. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, нижняя часть которой погружена в масляную ванну, а верхняя находится в зацеплении с вышерасположенным смазываемым зубчатым колесом. Части зубьев вспомогательной смазочной шестерни, примыкающие к торцам, выполнены усеченными по высоте со стороны их вершин, и это усечение выполнено симметрично относительно плоскости вращения вспомогательной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с крупномодульными колесами большого диаметра, смазываемыми методом погружения и валами, расположенными в вертикальной плоскости. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижние зубчатые колеса разных ступеней передачи. Части объема ванны, занимаемые смазочным материалом, излишним для обеспечения нормального смазывания элементов зубчатой передачи, заполнены твердым материалом, инертным по отношению к смазочному материалу, с обеспечением необходимых зазоров между материалом заполнения и элементами передачи. Твердый материал жестко закреплен в корпусе ванны. Обеспечивается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. Вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен, установленных на одной оси и разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Вдоль ширины отстающей боковой поверхности каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни расположен ряд вырезов, выполненных в отстающей боковой поверхности от основания до вершины зуба параллельно его торцам и ориентированных вдоль высоты отстающей боковой поверхности. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев. Шестерня снабжена механизмом ее притормаживания в виде тормозного башмака, контактирующего с тормозным диском, укрепленным на торце шестерни, соосно ей. Башмак укреплен на коромысле, установленном на шарнире на корпусе зубчатой передачи и снабженном пружиной, прижимающей его к диску. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.
Наверх