Редуктор с арочной цилиндрической зубчатой передачей (варианты)
Владельцы патента RU 2564791:
Липатов Сергей Игоревич (RU)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)" (Университет Машиностроения) (RU)
Марголит Ремир Борисович (RU)
Давыдов Анатолий Павлович (RU)
Панков Иван Григорьевич (RU)
Виноградов Алексей Николаевич (RU)
Изобретение относится к деталям машин, а именно к зубчатым редукторам общего назначения. Редуктор содержит корпус (1) и арочную цилиндрическую зубчатую передачу, содержащую малое (2) и большое (3) зубчатые колеса. Зубья колес имеют арочные продольные линии и эвольвентные поперечные профили. Входной (4) и выходной (5) валы установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах корпуса редуктора. Малое зубчатое колесо (2) закреплено на входном валу (4), который установлен в подшипниковых опорах (6, 8) без возможности перемещения в осевом направлении. Большое зубчатое колесо (3) закреплено на выходном валу (5), который установлен в подшипниковых опорах (7, 9) с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса. В начале работы редуктора большое зубчатое колесо (3) за счет его перемещения вместе с валом (5) в осевом направлении самоустанавливается относительно малого зубчатого колеса (2). В результате нагрузка в арочной передаче передается всей шириной зубчатого венца, что повышает нагрузочную способность и долговечность работы редуктора, кроме того, снижаются требования к точности изготовления и установки подшипниковых опор, подшипников, валов и зубчатых колес. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а в частности к деталям машин, и может использоваться в зубчатых редукторах общего назначения.
Из уровня техники известен зубчатый редуктор, содержащий корпус и шевронную цилиндрическую зубчатую передачу, состоящую из двух шевронных цилиндрических зубчатых колес, каждое из которых закреплено на своем валу, при этом валы шевронной передачи установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах корпуса, причем один из валов шевронной передачи установлен без возможности перемещения в осевом направлении, а другой вал - с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса [Учебно-методическое пособие по курсу «Детали машин и основы конструирования» для студентов заочного отделения по направлению 650700 « Нефтегазовое дело» / сост. Москвина Е.Ю., Ямалтдинов А.И. - Октябрьский.: Октябрьский филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета, 2003, стр. 29, рис. 9 - Источник: http://rud.exdat.com/docs/index-696742.html].
Недостатком такого редуктора является высокая стоимость и трудоемкость его изготовления, вызванная, в первую очередь, высокой трудоемкостью изготовления и себестоимостью шевронных колес. Для нормальной работы передачи шевронные колеса должны быть выполнены с высокой точностью по толщине зубьев и их расположению по окружности колеса, по углу наклона зубьев, по взаимному расположению зубьев полушевронов относительно друг друга и некоторым другим параметрам.
Если зубья одного полушеврона будут иметь по толщине размер больший, чем зубья другого полушеврона, то при каждой смене направления вращения ведущего вала ведомый вал будет смещаться в осевом направлении относительно корпуса. При реверсном режиме работы редуктора будет происходить интенсивный износ вала и подшипников из-за постоянных возвратно-поступательных перемещений вала вдоль его оси.
Если же колеса будут изготовлены с ненадлежащей точностью по углу наклона зубьев или по взаимному расположению зубьев полушевронов относительно друг друга, то нагрузка в зубчатом зацеплении будет передаваться только одним из полушевронов, что приведет к интенсивному износу и поломке зубьев этого полушеврона и, как следствие, к выходу редуктора из строя.
Шевронные зубчатые колеса без дорожки в середине колеса изготовляют на специальных и дорогих зубодолбежных станках при помощи долбяка или гребенки со специальной заточкой. Нарезание зубьев таким способом трудоемко и малопроизводительно. Тяжелогруженные крупномодульные тихоходные шевронные шестерни могут быть также нарезаны пальцевой фрезой на фрезерных станках. Недостатками такого способа нарезания являются низкая производительность и значительный расход пальцевых фрез, особенно чистовых.
Отсутствие высокопроизводительного способа изготовления шевронных колес без дорожки в середине колеса значительно увеличивает трудоемкость изготовления и стоимость редуктора. Поэтому область использования редукторов с такой шевронной передачей весьма ограничена. Эти редукторы используют, в основном, в тех случаях, когда необходимо передать большие крутящие моменты на высоких окружных скоростях, а осевые нагрузки нежелательны.
Зубья шевронных колес с дорожкой в середине колеса могут быть нарезаны червячной фрезой. Этот способ более производителен, однако наличие в середине колеса дорожки для выхода инструмента значительно снижает прочность зубьев и увеличивает размеры колеса в осевом направлении. Это ведет к снижению нагрузочной способности редуктора и увеличивает его габариты.
Из уровня техники известен зубчатый редуктор, содержащий корпус и арочную цилиндрическую зубчатую передачу, состоящую из двух цилиндрических зубчатых колес, каждое из которых закреплено на своем валу, при этом валы арочной передачи установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах корпуса, зубья колес арочной передачи имеют арочные продольные линии и эвольвентные поперечные профили [Патент CN 201225383 (Y), МПК F16H 1/08. Arc teeth cylindrical gear speed reducer / Aiping Song и др., CN 2008242019, заявл. 22.07.2008, опубл. 22.04.2009], принятый нами за прототип.
Недостатком этого редуктора является то, что оба вала арочной передачи установлены без возможности перемещения в осевом направлении относительно корпуса.
В таком редукторе положение зубчатых колес в осевом направлении зависит от точности изготовления подшипниковых опор корпуса, от точности установки подшипников и от точности изготовления и установки валов. Вследствие этого, в известном редукторе совмещение плоскости симметрии зубчатого венца одного колеса, перпендикулярной оси вала и проходящей через центр окружностей, образующих арочные продольные линии зубьев этого колеса, с аналогичной плоскостью симметрии зубчатого венца другого колеса требует повышенной точности изготовления и установки подшипниковых опор, подшипников, валов и колес. Все это увеличивает стоимость редуктора.
Несовпадение этих плоскостей приводит к тому, что нагрузка в передаче передается не всей шириной зубчатого венца, а только одной его половиной. В результате значительно возрастают удельные давления на контактирующих поверхностях зубьев, что приводит к чрезмерному износу нагруженной половины зубчатого венца и может привести к поломке зубьев.
Все это снижает нагрузочную способность и долговечность работы редуктора.
Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, - это снижение стоимости редуктора, повышение его нагрузочной способности и долговечности работы.
Для решения этой задачи в зубчатом редукторе, который содержит корпус и арочную цилиндрическую зубчатую передачу, состоящую из двух цилиндрических зубчатых колес, каждое из которых закреплено на своем валу, при этом валы арочной передачи установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах корпуса, зубья колес арочной передачи имеют арочные продольные линии и эвольвентные поперечные профили, отличие согласно изобретению состоит в том, что один из валов арочной передачи установлен с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса.
Из уровня техники известен редуктор станка-качалки, содержащий корпус и многоступенчатую зубчатую передачу, одна ступень которой - цилиндрическая прямозубая, а две другие - шевронные, при этом валы шевронных передач установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах корпуса, причем один из валов шевронных передач установлен без возможности перемещения в осевом направлении, а два других вала - с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса [Авторское свидетельство СССР №1463961, МПК4 F04B 47/00. Привод станка-качалки / В.Н. Калинин и др.; №4264697/25-29; заявл. 17.06.1987; опубл. 07.03.1989].
Недостатком этого редуктора является высокая трудоемкость изготовления и себестоимость шевронных колес. Это значительно увеличивает трудоемкость изготовления и стоимость самого редуктора. Поэтому используют такие редукторы, в основном, в тех случаях, когда необходимо передать большие крутящие моменты на высоких окружных скоростях, а осевые нагрузки нежелательны. Это сужает область использования редукторов с шевронными колесами.
Известен также зубчатый редуктор, содержащий корпус и многоступенчатую зубчатую передачу, по меньшей мере, одна ступень которой выполнена в виде арочной цилиндрической зубчатой передачи, состоящей из двух цилиндрических зубчатых колес, каждое из которых закреплено на своем валу, при этом валы упомянутой арочной передачи установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах корпуса, зубья колес упомянутой арочной передачи имеют арочные продольные линии и эвольвентные поперечные профили [Патент 126076 Российская Федерация, МПК F16H 1/22. Редуктор и мотор-редуктор с таким редуктором / Виноградов А.Н. и др.; №2012146052; заявл. 29.10.2012; опубл. 20.03.2013], принятый нами за прототип.
Недостатком этого редуктора является то, что оба вала упомянутой арочной передачи установлены без возможности перемещения в осевом направлении относительно корпуса. Вследствие этого, совмещение плоскости симметрии зубчатого венца одного зубчатого колеса, перпендикулярной оси вала и проходящей через центр окружностей, образующих арочные продольные линии зубьев этого колеса, с аналогичной плоскостью симметрии зубчатого венца сопряженного с ним колеса требует повышенной точности изготовления и установки подшипниковых опор, подшипников, валов и колес. Все это увеличивает стоимость редуктора.
Несовпадение плоскостей симметрии зубчатых венцов сопряженных колес арочной передачи приводит к тому, что нагрузка в передаче передается не всей шириной зубчатого венца, а только одной его половиной. В результате значительно возрастает удельное давление на контактирующих поверхностях, что приводит к чрезмерному износу нагруженной половины зубчатого венца и может привести к поломке зубьев. Все это снижает нагрузочную способность и долговечность работы редуктора.
Предлагаемое изобретение направлено на снижение стоимости редуктора, повышение его нагрузочной способности и долговечности работы.
Для решения этой задачи в зубчатом редукторе, который содержит корпус и многоступенчатую зубчатую передачу, по меньшей мере, одна из ступеней выполнена в виде арочной цилиндрической зубчатой передачи, состоящей из двух цилиндрических зубчатых колес, каждое из которых закреплено на своем валу, при этом валы упомянутой арочной передачи установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах корпуса, зубья колес упомянутой арочной передачи имеют арочные продольные линии и эвольвентные поперечные профили, отличие согласно изобретению состоит в том, что, по меньшей мере, один из валов упомянутой арочной передачи установлен в корпусе редуктора с возможностью перемещения в осевом направлении.
Технический результат предложенного изобретения заключается в том, что возможность перемещения одного из валов арочной передачи в осевом направлении относительно корпуса позволяет зубчатому колесу, закрепленному на этом валу, самоустанавливаться относительно сопряженного с ним зубчатого колеса. За счет этого обеспечивается зацепление зубьев этих колес по всей ширине зубчатого венца. Это позволяет повысить нагрузочную способность и долговечность работы редуктора, а также снизить стоимость редуктора за счет снижения требований к точности изготовления и установки подшипниковых опор, подшипников, валов и зубчатых колес.
В отличие от шевронных колес, в арочных колесах зубья имеют одинаковую толщину по всей ширине зубчатого венца. Благодаря этому в редукторе с арочной передачей не происходит перемещение ведомого вала в осевом направлении при смене направления вращения ведущего вала. Это увеличивает срок службы редуктора.
Наличие высокопроизводительного способа изготовления арочных цилиндрических колес позволяет снизить стоимость редуктора по сравнению со стоимостью редуктора с шевронной передачей. Отсутствие в середине колеса дорожки для выхода инструмента значительно увеличивает прочность зубьев, что позволяет повысить нагрузочную способность редуктора.
Сущность изобретения поясняется чертежами:
на фиг. 1 - редуктор с одноступенчатой арочной передачей, продольный разрез;
на фиг. 2 - разрез А-А по фиг. 1;
на фиг. 3 - редуктор с многоступенчатой зубчатой передачей, каждая ступень которой выполнена в виде арочной передачи, продольный разрез.
Предлагаемый редуктор содержит корпус 1 и арочную цилиндрическую зубчатую передачу, состоящую из малого 2 и большого 3 зубчатых колес. Зубья колес имеют арочные продольные линии и эвольвентные поперечные профили. Входной 4 и выходной 5 валы установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах 6, 7, 8, 9 корпуса редуктора. Малое зубчатое колесо 2 закреплено на входном валу 4, который установлен в корпусе в подшипниковых опорах 6, 8 без возможности перемещения в осевом направлении. Большое зубчатое колесо 3 закреплено на выходном валу 5. Вал 5 установлен в корпусе в подшипниковых опорах 7, 9, в качестве которых использованы радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами. Вал 5 вместе с внутренними кольцами подшипников и цилиндрическими роликами имеет возможность перемещения в осевом направлении относительно наружных колец подшипников и корпуса 1 редуктора. Вращение с валов 4, 5 передается - малому 2 и большому 3 зубчатым колесам посредством шпонок 10, 11.
Редуктор с многоступенчатой зубчатой передачей (см. фиг. 3) может содержать как одну, так и несколько арочных цилиндрических передач.
Каждая из таких арочных передач состоит из малого 16, 17 и большого 18, 19 зубчатых колес. Зубчатое колесо 16 закреплено на валу 20, зубчатые колеса 17 и 18 - на валу 21, а зубчатое колесо 19 - на валу 22. Валы 20, 21, 22 установлены в корпусе редуктора в подшипниковых опорах параллельно друг другу. Вал 20 установлен в подшипниковых опорах без возможности перемещения в осевом направлении, а валы 21, 22 - с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса.
Работает редуктор следующим образом. Крутящий момент от входного вала 4 через малое 2 и большое 3 зубчатые колеса передается на выходной вал 5. В том случае, если плоскость Д симметрии венца большого зубчатого колеса 3, перпендикулярная оси выходного вала 5 и проходящая через центр окружностей, образующих арочные продольные линии зубьев большого зубчатого колеса 3, не совпадает с аналогичной плоскостью Ε малого зубчатого колеса 2, то зубчатые колеса 2 и 3 будут взаимодействовать только одной половиной зубчатого венца по его ширине. Вследствие этого возникнет осевая составляющая сил, действующих в зацеплении зубчатых колес 2 и 3, аналогичная осевой силе, возникающей в косозубой передаче. Эта сила будет стремиться сдвинуть большое зубчатое колесо 3 вместе с валом 5, внутренними кольцами и роликами подшипников 7, 9 в осевом направлении относительно наружных колец подшипников 7, 9 и корпуса 1 в такое положение, в котором противоположно направленные осевые составляющие сил, возникающих в зацеплении левой и правой половин зубчатого венца, будут взаимно уравновешивать друг друга. В этом положении вышеуказанные плоскости Д и Ε симметрии зубчатых венцов зубчатых колес 2 и 3 будут совпадать. Таким образом, большое зубчатое колесо 3 вместе с валом 5 самоустановится относительно малого зубчатого колеса 2.
Аналогичные процессы будут происходить и в редукторе с многоступенчатой зубчатой передачей. Зубчатое колесо 18 вместе с валом 21, внутренними кольцами и роликами подшипников переместится относительно наружных колец подшипников и корпуса 1 и самоустановится относительно зубчатого колеса 16. Аналогичным образом зубчатое колесо 19 вместе с валом 22 самоустановится относительно зубчатого колеса 17.
1. Редуктор, содержащий корпус и арочную цилиндрическую зубчатую передачу, состоящую из двух цилиндрических зубчатых колес, каждое из которых закреплено на своем валу, при этом валы арочной передачи установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах корпуса, зубья колес арочной передачи имеют арочные продольные линии и эвольвентные поперечные профили, отличающийся тем, что один из валов арочной передачи установлен с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса.
2. Редуктор, содержащий корпус и многоступенчатую зубчатую передачу, по меньшей мере, одна ступень которой выполнена в виде арочной цилиндрической зубчатой передачи, состоящей из двух цилиндрических зубчатых колес, каждое из которых закреплено на своем валу, при этом валы упомянутой арочной передачи установлены параллельно друг другу в подшипниковых опорах корпуса, зубья колес упомянутой арочной передачи имеют арочные продольные линии и эвольвентные поперечные профили, отличающийся тем, что, по меньшей мере, один из валов упомянутой арочной передачи установлен с возможностью перемещения в осевом направлении относительно корпуса.