Вал ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя, узел соединения дисков вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя, проставка узла соединения дисков вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения. Вал компрессора низкого давления выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков. Каждый диск включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное массивной ступицей. Толщина полотнам диска не менее чем в три раза меньше осевой ширины ступицы. Опертый на полотно обод снабжен системой наклонных относительно оси вала пазов для установки хвостовиков рабочих лопаток. Пазы равномерно разнесены по периметру диска. Продольная ось каждого паза диска четвертой ступени образует с осью вала ротора в проекции на условную осевую плоскость, нормальную к оси пера, угол α установки хвостовика лопатки. Обод диска четвертой ступени образует две равноплечие полки, суммарная осевая ширина которых принята соизмеримой с шириной проекции пера лопатки. Диск четвертой ступени разъемно соединен полотном через проставку с полкой диска предшествующей ступени с образованием консольной кольцевой оболочки, соединяющей диск с силовым ядром жесткости барабанно-дисковой конструкции вала ротора. Вал собран из неразъемных монтажных секций. Полотно диска первой ступени с фронтальной стороны и полотно диска третьей ступени с тыльной стороны снабжены кольцевыми элементами, неразъемно соединенными с ответными диафрагмами цапф передней и задней опоры. В заявленном узле диски соединены через кольцевую проставку. Проставка снабжена Г-образным в поперечном сечении консольным отгибом, образующим кольцевой фланец с системой отверстий для пропуска элементов разъемного соединения с диском, радиально разнесенных по периметру фланца. Технический результат состоит в повышении КПД и увеличении запаса ГДУ на всех режимах работы компрессора при повышении ресурса вала ротора КНД без увеличения материалоемкости. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей.

Известен вал ротора многоступенчатой турбины двигателя, включающий диски первой, второй и третьей ступени с возможностью оснащения рабочими лопатками. Диски контактируют между собой нижними фланцами. В окружном направлении зафиксированы штифтами, образуя внутренний силовой пояс. Диск третьей ступени с помощью фланца прикреплен к валу (RU 2211337 С1, опубл. 27.08.2003).

Известен вал ротора барабанно-дискового типа осевого компрессора двигателя с дисками, попарно объединенными в ступени и расположенными последовательно по потоку в продольной плоскости сечения барабана. Оба диска каждой ступени соединены между собой с помощью кольцевого бурта первого диска и посадочного пояска в полотне второго диска. Кольцевой бурт второго диска образует трактовую барабанную оболочку, выполняя роль проставки между вторым и первым дисками каждой последующей рабочей ступени. На ободах дисков выполнены клиновидные кольцевые углубления, которые образуют кольцевой паз типа "ласточкин хвост" для контакта с клиновидными кольцевыми выступами на торцах полок рабочих лопаток ротора (RU 2269678 С1, опубл. 10.02.2006).

Известен вал ротора компрессора низкого давления (КНД), включающий систему из четырех дисков, каждый из которых содержит обод для установки и приведения во вращение рабочих лопаток, сообщенный с валом турбины низкого давления (ТНД) турбореактивного двигателя (ТРД) (Н.Н. Сиротин, А.С. Новиков, А.Г. Пайкин, А.Н. Сиротин. Основы конструирования производства и эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок в системе CALS технологий. Книга 1. Москва. Наука 2011, с. 249-259).

К недостаткам известных решений относятся отсутствие системы выбора совокупности необходимых параметров дисков, образующих конфигурацию вала ротора и влияющих на площадь проходного сечения проточной части и размещение на ободе диска пазов и лопаток, формирующих аэродинамические процессы взаимодействия вала ротора барабанно-дисковой конструкции с потоком рабочего тела, вследствие отсутствия конкретизации диапазонов геометрических и аэродинамических параметров пространственной конфигурации дисков и угловой ориентации пазов в ободах дисков, а также сложность получения компромиссного сочетания повышенных значений КПД, запасов газодинамической устойчивости (ГДУ) компрессора и, как следствие, сложность обеспечения оптимальной динамической прочности и повышенного ресурса вала ротора при минимуме материалоемкости дисков и их соединений в конструкции вала.

Задача группы изобретений состоит в разработке вала ротора барабанно-дисковой конструкции КНД ТРД с дисками улучшенной аэродинамической конфигурации, пространственной жесткости узлов и элементов соединения дисков вала ротора, обеспечивающими получение параметров вала, а также внутреннего контура и проходного сечения проточной части, формируемых дисками и проставками вала, необходимыми для повышения КПД, газодинамической устойчивости и ресурса без увеличения материалоемкости компрессора.

Поставленная задача в части первого объекта изобретения решается тем, что вал ротора компрессора низкого давления (КНД), имеющего диски с рабочими лопатками, наделенными хвостовиком и пером, и сообщенного с валом турбины низкого давления (ТНД) турбореактивного двигателя (ТРД), имеющего корпус с проточной частью, согласно изобретению выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков, каждый из которых имеет массивную ступицу, сообщенную с полотном диска, имеющим толщину, не менее чем в три раза меньшую осевой ширины ступицы, и опертый на полотно обод, снабженный системой наклонных относительно оси вала пазов, предназначенных для установки хвостовиков рабочих лопаток; при этом продольная ось каждого из пазов диска четвертой ступени образует с осью вала ротора в проекции на условную осевую плоскость, нормальную к оси пера, угол установки хвостовика лопатки α, определенный в диапазоне значений α=(24÷30)°, а пазы равномерно разнесены по периметру диска; кроме того, обод диска четвертой ступени образует относительно средней плоскости полотна диска две равноплечие полки, суммарная осевая ширина которых принята соизмеримой с шириной проекции пера лопатки на условную осевую плоскость вала ротора, совмещенную с осью пера лопатки, при этом диск четвертой ступени разъемно соединен полотном через проставку с полкой диска предшествующей ступени с образованием консольной кольцевой оболочки, соединяющей диск с силовым ядром жесткости барабанно-дисковой конструкции вала ротора, объединяющим диски вала непосредственно и/или через цилиндрические проставки и сообщенным с опорами КНД, а также с валом ТНД с возможностью передачи от последней крутящего момента; причем вал собран из неразъемных монтажных секций, в первую из которых включены диски первой и второй ступеней, последняя из упомянутых секция образована из диска четвертой ступени, причем два диска вала - диск первой ступени из первой монтажной секции с фронтальной стороны и входящий во вторую монтажную секцию диск третьей ступени с тыльной стороны - снабжены каждый расположенным под ободом диска коническим кольцевым элементом, соединенным с соответствующей конической диафрагмой цапф передней и задней опоры с образованием в совокупности силового ядра жесткости барабанно-дисковой конструкции вала.

При этом вал может быть выполнен с радиальной и угловой конфигурацией внешней поверхности ободов дисков, совмещенной с внутренней поверхностью проточной части двигателя на осевом участке обтекания потоком рабочего тела совокупности ободов дисков вала ротора, для чего диски выполнены со ступенчато нарастающим в направлении потока рабочего тела в условной средней плоскости полотна радиусом обода, с соотношением величин радиусов, считая от оси вала ротора до внешней поверхности обода диска, (1,0÷1,04):(1,11÷1,4):(1,15÷1,51):(1,16÷1,54) и с углами наклона ободов, формирующих конфигурацию упомянутой поверхности проточной части с плавным сопряжением смежных торцов.

Радиальная величина диска четвертой ступени от внешней поверхности обода до центрального отверстия в ступице и дополняющий ее радиус центрального отверстия могут быть приняты обеспечивающими возможность свободного размещения с зазором относительно внешней поверхности конической диафрагмы цапфы задней опоры.

Пазы дисков вала могут быть выполнены в поперечном сечении с боковыми гранями, образующими элемент замкового соединения с хвостовиком лопатки типа «ласточкин хвост», а длина пазов принята соизмеримой с длиной хвостовиков лопаток.

В первую монтажную секцию, кроме объединенных полками ободов дисков первой и второй ступеней, могут быть включены цапфа передней опоры и замыкающая секцию цилиндрическая проставка с фланцем, неразъемно присоединенная к полке диска второй ступени и разъемно соединенная с полотном обода диска третьей ступени, при этом диск третьей ступени, неразъемно соединенный с цапфой задней опоры и цилиндрической проставкой, входит в состав второй монтажной секции, а в замыкающую секцию вала включен диск последней ступени, полотно которого консольно разъемно соединено с замыкающей проставкой предшествующей ступени.

Образующая каждого из кольцевых конических элементов первого и предпоследнего дисков вала ротора может быть наклонена к оси вала ротора под углом, превышающим больший из углов наклона внешней поверхности полок обода каждого из упомянутых дисков и имеющим длину образующей, не выходящую за пределы осевых габаритов полок обода.

Диск четвертой ступени может быть выведен вне контура силового ядра жесткости барабанно-дисковой конструкции вала ротора.

Поставленная задача в части второго объекта изобретения решается тем, что узел соединения дисков вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя, согласно изобретению, выполнен объединяющим диски предпоследней и последней ступеней вала ротора, при этом полка обода диска предпоследней ступени соединена через кольцевую проставку с полотном диска последней ступени с образованием консольной кольцевой оболочки, соединяющей диск с силовым ядром жесткости барабанно-дисковой конструкции вала ротора; причем первый в направлении потока рабочего тела кольцевой стык полки обода диска предпоследней ступени и проставки выполнен неразъемным, а следующий за ним второй кольцевой стык проставки и диска последней ступени выполнен разъемным с фланцевым присоединением торца проставки к полотну диска, для чего проставка выполнена кольцевой конфигурации с радиусом, соответствующим радиусу тыльной полки обода диска предпоследней ступени вала ротора в зоне неразъемного соединения с последней и меньшим радиуса нижней грани, обращенной к стыку полки обода диска последней ступени, при этом проставка снабжена Г-образным в поперечном сечении консольным отгибом, образующим кольцевой фланец с системой отверстий для пропуска элементов разъемного соединения, радиально разнесенных по периметру фланца; кроме того, в полотне диска последней ступени выполнены отверстия с радиальным удалением от оси вала ротора и разнесением по окружности, идентичными упомянутым отверстиям в проставке, а элементы разъемного соединения проставки с диском предпоследней ступени выполнены в виде призонных болтов.

Поставленная задача в части третьего объекта изобретения решается тем, что проставка узла соединения дисков вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя, согласно изобретению, выполнена кольцевой с радиусом, соответствующим радиусу тыльной полки обода диска предпоследней ступени вала ротора в зоне неразъемного соединения с последней и меньшим радиуса нижней грани, обращенной в сторону стыка полки обода диска последней ступени; при этом проставка выполнена шириной, развитой в осевом направлении на величину, достаточную в совокупности с консольным участком полки диска предпоследней ступени для размещения между соединяемыми дисками системы стационарных лопаток соответствующего направляющего аппарата КНД, и снабжена Г-образным в поперечном сечении консольным отгибом, образующим кольцевой фланец с системой отверстий для пропуска элементов разъемного соединения, радиально разнесенных по периметру фланца; причем проставка снабжена со стороны, обращенной к проточной части, системой зубчато-кольцевых элементов лабиринтного уплотнения, снижающего кольцевую турбулизацию потока рабочего тела в зоне подхода к торцам лопаток.

Технический результат группы изобретений, объединенных единым творческим замыслом и достигаемый приведенной совокупностью существенных признаков вала ротора КНД ТРД, заключается в повышении КПД и расширении запаса газодинамической устойчивости в полном диапазоне режимов работы компрессора на 2,2% при повышении ресурса вала ротора в 2 раза.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 изображен компрессор низкого давления ТРД, продольный разрез;

на фиг. 2 - фрагмент диска четвертой ступени вала ротора КНД, фронтальная проекция;

на фиг. 3 - фрагмент обода диска четвертой ступени вала ротора КНД, вид сбоку.

Вал 1 ротора КНД сообщен с валом турбины низкого давления ТРД, имеющего корпус с проточной частью.

Вал 1 ротора КНД выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков 2, 3, 4, 5 с рабочими лопатками 6. Рабочие лопатки 6 наделены хвостовиком 7 и пером 8. Каждый диск 2, 3, 4, 5 имеет массивную ступицу 9 с центральным отверстием 10. Ступица 9 сообщена с полотном 11 диска, имеющим толщину, не менее чем в три раза меньшую осевой ширины ступицы 9. Каждый диск 2, 3, 4, 5 включает также опертый на полотно 11 диска обод 12, снабженный системой наклонных относительно оси вала 1 пазов 13. Пазы 13 предназначены для установки хвостовиков 7 рабочих лопаток 6.

Продольная ось каждого из пазов 13 диска 5 четвертой ступени образует с осью вала 1 ротора в проекции на условную осевую плоскость, нормальную к оси пера 8, угол α установки хвостовика 7 рабочей лопатки 6, определенный в диапазоне значений α=(24÷30)°. Пазы 13 равномерно разнесены по периметру диска 3.

Обод 12 диска 5 четвертой ступени образуют относительно средней плоскости полотна 11 две равноплечие полки 14. Суммарная осевая ширина полок 14 принята соизмеримой с шириной проекции пера лопатки на условную осевую плоскость вала ротора, совмещенную с осью пера лопатки.

Диск 5 четвертой ступени разъемно соединен полотном с полкой 15 диска 3 предшествующей ступени через цилиндрическую проставку 16 с образованием консольной кольцевой оболочки, соединяющей диск 5 с силовым ядром жесткости барабанно-дисковой конструкции вала ротора, объединяющим диски вала непосредственно и/или через цилиндрические проставки 16 и 17 и сообщенным с опорами КНД, а также с валом ТНД с возможностью передачи от последней крутящего момента.

Вал 1 собран из неразъемных монтажных секций. В первую монтажную секцию включены диски 2 и 3 соответственно первой и второй ступеней. Последняя монтажная секция образована из диска 5 четвертой ступени.

Диск 2 первой ступени из первой монтажной секции с фронтальной стороны и входящий во вторую монтажную секцию диск 4 третьей ступени с тыльной стороны снабжены каждый расположенным под ободом 12 диска коническим кольцевым элементом 18, 19. Конические элементы 18, 19 соединены с ответными коническими диафрагмами 20 цапф 21 и 22 соответственно передней и задней опоры с образованием в совокупности силового ядра жесткости барабанно-дисковой конструкции вала.

Вал 1 ротора выполнен с радиальной и угловой конфигурацией внешней поверхности 23 ободов 12 дисков 2, 3, 4, 5, совмещенной с внутренней поверхностью проточной части двигателя на осевом участке обтекания потоком рабочего тела совокупности ободов 12 дисков вала ротора. Для этого диски 2, 3, 4, 5 выполнены со ступенчато нарастающим в направлении потока рабочего тела в условной средней плоскости полотна радиусом обода 12, с соотношением величин радиусов, считая от оси вала 1 ротора до внешней поверхности 23 обода 12 диска, (l,0÷l,04):(l,11÷l,4):(l,15÷l,51):(l,16÷l,54) и с углами наклона ободов 12, формирующих конфигурацию упомянутой поверхности проточной части с плавным сопряжением смежных торцов.

Ступицы 9 дисков 2, 3, 4, 5 вала выполнены с центральным отверстием 10 с соотношением радиусов от первого диска 2 к четвертому диску 5 1:(1,06÷1,5):(1,1÷1,44):(1,7÷2,3).

Радиальная величина диска 5 четвертой ступени от внешней поверхности 23 обода 12 до центрального отверстия 10 в ступице 9 и дополняющий ее радиус центрального отверстия 10 приняты обеспечивающими возможность свободного размещения с зазором относительно внешней поверхности конической диафрагмы 20 цапфы 22 задней опоры.

Пазы 13 дисков 2, 3, 4, 5 вала 1 выполнены в поперечном сечении с боковыми гранями 24, образующими элемент замкового соединения с хвостовиком 7 лопатки 6 типа «ласточкин хвост». Длина пазов 13 принята соизмеримой с длиной хвостовиков 7 лопаток 6.

В первую монтажную секцию, кроме объединенных полками ободов 12 дисков 2 и 3 соответственно первой и второй ступеней, включены цапфа 21 передней опоры и замыкающая секцию цилиндрическая проставка 17 с фланцем 25, неразъемно присоединенная к полке обода 12 диска 3 второй ступени и разъемно соединенная с полотном 11 обода 12 диска 4 третьей ступени. Диск 4 третьей ступени, неразъемно соединенный с цапфой 22 задней опоры и цилиндрической проставкой 16, входит в состав второй монтажной секции. В замыкающую секцию вала включен диск 5 четвертой ступени, полотно 11 которого консольно разъемно соединено с замыкающей проставкой 16 предшествующей ступени.

Каждый из кольцевых конических элементов 18, 19 соответственно диска 2 и диска 4 вала ротора выполнен наклонным к геометрической оси вала 1 ротора под углом, превышающим больший из углов наклона внешней поверхности полок обода 12 каждого из дисков и имеющим длину образующей, не выходящую за пределы осевых габаритов полок обода.

Каждый из конических элементов 18, 19 диска 2 и диска 4 вала выполнены с возможностью силового соединения с ответными коническими диафрагмами 20 цапф 21 и 22 соответственно передней и задней опор и с возможностью передачи крутящего момента диском крутящего момента от ТНД, а также радиальных и осевых усилий на опоры валы ротора.

Диск 5 последней ступени выведены вне контура силового ядра жесткости барабанно-дисковой конструкции вала 1 ротора.

По второму объекту изобретения узел соединения дисков вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя выполнен объединяющим диск 4 предпоследней третьей ступени и диск 5 последней четвертой ступени вала 1 ротора.

Полка 15 обода 12 диска 4 соединена через кольцевую проставку 16 с полотном 11 диска 5 с образованием консольной кольцевой оболочки, соединяющей диск 5 с силовым ядром жесткости барабанно-дисковой конструкции вала ротора.

Первый по ходу рабочего тела кольцевой стык полки 15 обода 12 диска 4 и проставки 16 выполнен неразъемным. Следующий за ним второй кольцевой стык проставки 16 и диска 5 последней ступени выполнен разъемным с фланцевым присоединением торца проставки 16 к полотну 11 диска 5.

Проставка 16 выполнена кольцевой конфигурации с радиусом, соответствующим, по меньшей мере, радиусу полки 15 обода 12 диска 4 предпоследней ступени вала 1 ротора в зоне неразъемного соединения с последней и меньшим радиуса нижней грани, обращенной к стыку полки 14 обода 12 диска 5 последней ступени.

Проставка 16 снабжена Г-образным в поперечном сечении консольным отгибом, образующим кольцевой фланец 25 с системой отверстий для пропуска элементов 26 разъемного соединения, радиально разнесенных по периметру фланца. Аналогичные ответные отверстия с идентичными радиальными параметрами удаления от оси вала ротора и угловой частотой разнесения по окружности выполнены в полотне 11 диска 5 с возможностью образования посредством крепежных элементов 26 при осевом совмещении с отверстиями проставки 16 разъемного соединения замыкающего участка силового ядра жесткости барабанно-дисковой оболочки вала ротора КНД.

Элементы 26 разъемного соединения проставки 16 с диском предпоследней ступени выполнены в виде призонных болтов.

По третьему объекту изобретения проставка 16 соединения дисков 4 и 5 соответственно предпоследней третьей и последней четвертой ступеней вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя выполнена кольцевой с радиусом, соответствующим радиусу тыльной полки 15 обода 12 диска 4 предпоследней ступени вала ротора в зоне неразъемного соединения с последней и меньшим радиуса нижней грани, обращенной в сторону стыка полки 14 обода 12 диска 5 последней ступени. Проставка 16 выполнена шириной, развитой в осевом направлении на величину, достаточную в совокупности с консольным участком полки диска предпоследней ступени для размещения между соединяемыми дисками системы стационарных лопаток соответствующего направляющего аппарата КНД. Проставка 16 снабжена Г-образным в поперечном сечении консольным отгибом, образующим кольцевой фланец 25 с системой отверстий для пропуска элементов 26 разъемного соединения, радиально разнесенных по периметру фланца. Проставка 16 снабжена со стороны, обращенной к проточной части, системой зубчато-кольцевых элементов 27 лабиринтного уплотнения, снижающего кольцевую турбулизацию потока рабочего тела в зоне подхода к торцам лопаток, соответствующего направляющего аппарата КНД.

Вал ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкцией, включающей четыре диска.

Диск каждой ступени вала ротора КНД ТРД изготавливают объемной штамповкой из поковки в виде моноэлемента, включающего выполненные заодно целое массивную ступицу 9, полотно 11 и обод 12. Профили полотна 11 и ступицы 9 формируют обтачиванием заготовки с последующей полировкой. На внешней стороне обода 12 выполняют протягиванием замковые пазы 13 для крепления лопаток.

Изготовленный диск первой ступени имеет следующие геометрические параметры: габаритная ширина ступицы - 34 мм; диаметр центрального отверстия ступицы - 120 мм; средняя толщина полотна - 9 мм; ширина обода - 61 мм; входной и выходной диаметры внешней поверхности обода диска - 364 мм и 415 мм соответственно; угол наклона внешней поверхности обода диска - 21°. Диск первой ступени соединен в вале через обод.

Изготовленный диск второй ступени имеет следующие геометрические параметры: габаритная ширина ступицы - 30 мм; диаметр центрального отверстия ступицы - 157 мм; средняя толщина полотна - 6 мм; ширина обода - 50 мм; входной и выходной диаметры внешней поверхности обода диска - 464 мм и 491 мм соответственно; угол наклона внешней поверхности обода диска - 15°.

Изготовленный диск третьей ступени имеет следующие геометрические параметры: габаритная ширина ступицы - 25 мм; диаметр центрального отверстия ступицы - 150 мм; средняя толщина полотна - 5 мм; ширина обода - 43 мм; входной и выходной диаметры внешней поверхности обода диска - 509 мм и 517 мм соответственно; угол наклона внешней поверхности обода диска - 5°.

Изготовленный диск четвертой ступени имеет следующие геометрические параметры: габаритная ширина ступицы - 28 мм; диаметр центрального отверстия ступицы - 240 мм; средняя толщина полотна - 4 мм; ширина обода - 48 мм; входной и выходной диаметры внешней поверхности обода диска - 524 мм и 528 мм соответственно; угол наклона внешней поверхности обода диска - 2°.

Ободы 12 дисков 2, 3, 4 образуют относительно средней плоскости полотна 11 две равноплечие полки 14. Непосредственно полками 14 или через цилиндрические проставки 16, 17 диски 2, 3, 4, 5 объединены в барабанно-дисковую конструкцию вала ротора, сообщенную с опорами КНД и с валом ТНД с возможностью передачи от последней крутящего момента.

При запуске двигателя вал ротора, объединяющий диски всех ступеней, приводится во вращение крутящим моментом, передаваемым от ТНД через объединенные в барабанно-дисковую конструкцию вала ротора КНД ободы дисков, и включает в работу лопатки рабочего колеса. В результате происходит нагнетание потока рабочего тела в КНД. При этом вал ротора КНД обеспечивает стабильность проектной формы и положение дисков всех ступеней в составе барабанно-дисковой конструкции на всех возможных режимах работы ТРД за счет восприятия силовой оболочкой вала сочетания нагрузок, возникающих в процессе работы компрессора, и через конические кольцевые элементы 18, 19 передает радиальные и осевые нагрузки на опоры вала ротора с меньшими потерями энергии и при пониженных вибрациях.

Технический результат изобретения достигают совокупностью разработанных в изобретении конструктивных решений и геометрических параметров основных элементов вала ротора КНД ТРД, а именно радиальных параметров дисков 2, 3, 4, 5, с геометрической конфигурацией внешней поверхности обода 12 дисков вала, образующей поверхность внутренней стенки проточной части двигателя, принятого сочетания тонкого полотна 11 и осевой ширины ступицы 9, компенсирующей ослабление полотна 11 диска центральным отверстием 10, что приводит к снижению материалоемкости и повышению максимальных допустимых усилий в элементах диска. Геометрические параметры отверстий 10 в ступице 9 приняты достаточными для свободного пропуска шлицевой трубы при монтаже и ремонтных сборках. Превышение радиуса отверстия в ступице 9 не менее чем на 10% относительно радиуса шлицевой трубы необходимо для заведения в полость компрессора монтажного и ремонтно-технологического инструмента при выполнении монтажных и ремонтных работ.

Технический результат обеспечивают также геометрической конфигурацией дисков 2, 3, 4, 5 в пределах найденного в изобретении диапазона входного и выходного радиусов по ширине обода 12 диска с соотношением величин радиусов, считая от оси вала ротора до внешней поверхности обода диска, (1,0÷1,04):(1,11÷1,4):(1,15÷1,51):(1,16÷1,54) и с углами наклона ободов, формирующих конфигурацию упомянутой поверхности проточной части с плавным сопряжением торцов смежных дисков. Выход за пределы заявленного диапазона приводит к недопустимому рассогласованию радиальных параметров входного и выходного проходных сечений проточной части двигателя первой и всех последовательно присоединенных ступеней КНД и не обеспечит необходимых перепадов давлений рабочего тела в ступенях КНД, что, как следствие, приведет к снижению КПД, запасов ГДУ компрессора и ресурса вала ротора, а также к дополнительному эксплуатационному расходу топлива и повышенному износу двигателя.

На внешней стороне обода 12 диска 2, 3, 4, 5 выполняют протяжкой систему пазов 13 для закрепления лопаток. Пазы 13 расположены под углом к оси вращения ротора. Технический результат изобретения достигают при выполнении пазов, расположенных под углом α, принятым в пределах найденного в изобретении диапазона 24-30°, так как при этом обеспечивается возможность установки хвостовика и пера лопатки под углом, создающим наибольший перепад давлений на входе и выходе потока рабочего тела из рабочего колеса последней ступени ротора КНД и создаются наиболее благоприятные условия работы, повышающие запас ГДУ, КПД и ресурс при минимальной материалоемкости вала ротора. Выход значений угла α за пределы заявленного диапазона (24÷30)° приведет к существенному снижению запаса ГДУ многорежимной работы компрессора, снижению КПД ротора и возрастанию риска аварийно-опасного срыва воздушного потока с установленных в пазах 13 диска лопаток рабочих колес ротора компрессора с результирующей потерей ГДУ. При увеличении угла αo>30° отклонения оси паза 13 диска от оси вращения ротора неоправданно возрастают напряжения в лопатках рабочих колес на всех режимах работы КНД, что приводит к снижению ресурса системы «диск - лопаточный венец», увеличению материалоемкости, утяжелению компрессора и снижению эксплуатационной экономичности двигателя. Кроме того, пазы 13 равномерно разнесены по периметру диска и выполнены в поперечном сечении с гранями 24, образующими элемент замкового соединения с хвостовиком лопатки.

Цилиндрическая проставка 16 обеспечивает силовую связь между дисками 4 и 5, восприятие осевой нагрузки и нагрузок от кручения и изгиба, а элементы 27 лабиринтного уплотнения обеспечивает снижение негативных перетоков рабочего тела между ротором и статором. Проставка 16 снабжена Г-образным консольным отгибом, образующим кольцевой фланец 25 с системой отверстий для пропуска элементов 26 разъемного соединения с диском 4 третьей ступени, радиально разнесенных по периметру фланца с угловой частотой, которая для проставки 16 составляет Yф=(5,1÷7,6) [ед/рад]. С идентичными радиусом и угловой частотой ответные отверстия выполнены с разнесением по окружности в полотне 11 присоединяемого диска 4 третьей ступени. Технический результат достигается при выполнении количества отверстий в полотне 11 дисков в количестве принятых из найденного диапазона. При числе отверстий меньше нижнего предела, указанного в формуле, приведет к неоправданному перепаду напряжений по кольцу, включающему систему отверстий с недогрузом участков между эквидистантными отверстиями и перенапряженности радиальных участков с осью симметрии относительно центров отверстий и отрицательно скажется на ресурсе вала. Увеличение числа отверстий с превышением их числа выше большего из указанного в диапазоне пределов неоправданно усложнит объем и трудоемкость выполнения работ по объединению дисков в валу через проставки 16, 17, соединяющие диски 3, 4, 5.

Таким образом, за счет улучшения конструктивных и аэродинамических параметров дисков всех ступеней, объединенных в барабанно-дисковую конструкцию вала ротора, достигают повышение КПД и расширение диапазона режимов газодинамической устойчивости КНД двигателя, а также снижение материалоемкости и повышение изгибной жесткости ротора и максимальных допустимых напряжений в элементах дисков.

1. Вал ротора компрессора низкого давления (КНД) турбореактивного двигателя (ТРД), имеющего диски с рабочими лопатками, наделенными хвостовиком и пером, и сообщенного с валом турбины низкого давления (ТНД) ТРД, имеющего корпус с проточной частью, характеризующийся тем, что вал выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков, каждый из которых имеет массивную ступицу, сообщенную с полотном диска, имеющим толщину, не менее чем в три раза меньшую осевой ширины ступицы, и опертый на полотно обод, снабженный системой наклонных относительно оси вала пазов, предназначенных для установки хвостовиков рабочих лопаток; при этом продольная ось каждого из пазов диска четвертой ступени образует с осью вала ротора в проекции на условную осевую плоскость, нормальную к оси пера, угол установки хвостовика лопатки α, определенный в диапазоне значений α=24÷30°, а пазы равномерно разнесены по периметру диска; кроме того, обод диска четвертой ступени образует относительно средней плоскости полотна диска две равноплечие полки, суммарная осевая ширина которых принята соизмеримой с шириной проекции пера лопатки на условную осевую плоскость вала ротора, совмещенную с осью пера лопатки, при этом диск четвертой ступени разъемно соединен полотном через проставку с полкой диска предшествующей ступени с образованием консольной кольцевой оболочки, соединяющей диск с силовым ядром жесткости барабанно-дисковой конструкции вала ротора, объединяющим диски вала непосредственно и/или через цилиндрические проставки и сообщенным с опорами КНД, а также с валом ТНД с возможностью передачи от последней крутящего момента; причем вал собран из неразъемных монтажных секций, в первую из которых включены диски первой и второй ступеней, последняя из упомянутых секция образована из диска четвертой ступени, причем два диска вала - диск первой ступени из первой монтажной секции с фронтальной стороны и входящий во вторую монтажную секцию диск третьей ступени с тыльной стороны - снабжены каждый расположенным под ободом диска коническим кольцевым элементом, соединенным с соответствующей конической диафрагмой цапф передней и задней опоры с образованием в совокупности силового ядра жесткости барабанно-дисковой конструкции вала.

2. Вал ротора компрессора низкого давления по п.1, отличающийся тем, что вал выполнен с радиальной и угловой конфигурацией внешней поверхности ободов дисков, совмещенной с внутренней поверхностью проточной части двигателя на осевом участке обтекания потоком рабочего тела совокупности ободов дисков вала ротора, для чего диски выполнены со ступенчато нарастающим в направлении потока рабочего тела в условной средней плоскости полотна радиусом обода, с соотношением величин радиусов, считая от оси вала ротора до внешней поверхности обода диска, (1,0÷1,04):(1,11÷1,4):(1,15÷1,51):(1,16÷1,54) и с углами наклона ободов, формирующих конфигурацию упомянутой поверхности проточной части с плавным сопряжением смежных торцов.

3. Вал ротора компрессора низкого давления по п.1, отличающийся тем, что радиальная величина диска четвертой ступени от внешней поверхности обода до центрального отверстия в ступице и дополняющий ее радиус центрального отверстия приняты обеспечивающими возможность свободного размещения с зазором относительно внешней поверхности конической диафрагмы цапфы задней опоры.

4. Вал ротора компрессора низкого давления по п.1, отличающийся тем, что пазы дисков вала выполнены в поперечном сечении с боковыми гранями, образующими элемент замкового соединения с хвостовиком лопатки типа «ласточкин хвост», а длина пазов принята соизмеримой с длиной хвостовиков лопаток.

5. Вал ротора компрессора низкого давления по п.1, отличающийся тем, что в первую монтажную секцию, кроме объединенных полками ободов дисков первой и второй ступеней, включены цапфа передней опоры и замыкающая секцию цилиндрическая проставка с фланцем, неразъемно присоединенная к полке диска второй ступени и разъемно соединенная с полотном обода диска третьей ступени, при этом диск третьей ступени, неразъемно соединенный с цапфой задней опоры и цилиндрической проставкой, входит в состав второй монтажной секции, а в замыкающую секцию вала включен диск последней ступени, полотно которого консольно разъемно соединено с замыкающей проставкой предшествующей ступени.

6. Вал ротора компрессора низкого давления по п.1, отличающийся тем, что образующая каждого из кольцевых конических элементов первого и предпоследнего дисков вала ротора наклонена к оси вала ротора под углом, превышающим больший из углов наклона внешней поверхности полок обода каждого из дисков и имеющим длину образующей, не выходящую за пределы осевых габаритов полок обода.

7. Вал ротора компрессора низкого давления по п.1, отличающийся тем, что диск четвертой ступени выведен вне контура силового ядра жесткости барабанно-дисковой конструкции вала ротора.

8. Узел соединения дисков вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя, характеризующийся тем, что выполнен объединяющим диски предпоследней и последней ступеней вала ротора, при этом полка обода диска предпоследней ступени соединена через кольцевую проставку с полотном диска последней ступени с образованием консольной кольцевой оболочки, соединяющей диск с силовым ядром жесткости барабанно-дисковой конструкции вала ротора; причем первый в направлении потока рабочего тела кольцевой стык полки обода диска предпоследней ступени и проставки выполнен неразъемным, а следующий за ним второй кольцевой стык проставки и диска последней ступени выполнен разъемным с фланцевым присоединением торца проставки к полотну диска, для чего проставка выполнена кольцевой конфигурации с радиусом, соответствующим радиусу тыльной полки обода диска предпоследней ступени вала ротора в зоне неразъемного соединения с последней и меньшим радиуса нижней грани, обращенной к стыку полки обода диска последней ступени, при этом проставка снабжена Г-образным в поперечном сечении консольным отгибом, образующим кольцевой фланец с системой отверстий для пропуска элементов разъемного соединения, радиально разнесенных по периметру фланца; кроме того, в полотне диска последней ступени выполнены отверстия с радиальным удалением от оси вала ротора и разнесением по окружности, идентичными упомянутым отверстиям в проставке, а элементы разъемного соединения проставки с диском предпоследней ступени выполнены в виде призонных болтов.

9. Проставка узла соединения дисков предпоследней и последней ступеней вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя, характеризующаяся тем, что выполнена кольцевой с радиусом, соответствующим радиусу тыльной полки обода диска предпоследней ступени вала ротора в зоне неразъемного соединения с последней и меньшим радиуса нижней грани, обращенной в сторону стыка полки обода диска последней ступени; при этом проставка выполнена шириной, развитой в осевом направлении на величину, достаточную в совокупности с консольным участком полки диска предпоследней ступени для размещения между соединяемыми дисками системы стационарных лопаток соответствующего направляющего аппарата КНД, и снабжена Г-образным в поперечном сечении консольным отгибом, образующим кольцевой фланец с системой отверстий для пропуска элементов разъемного соединения, радиально разнесенных по периметру фланца; причем проставка снабжена со стороны, обращенной к проточной части, системой зубчато-кольцевых элементов лабиринтного уплотнения, снижающего кольцевую турбулизацию потока рабочего тела в зоне подхода к торцам лопаток.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск третьей ступени ротора компрессора низкого давления ТРД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск второй ступени ротора компрессора низкого давления ТРД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием.

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к рабочим колесам компрессоров низкого давления авиационных ТРД.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск первой ступени ротора компрессора низкого давления ТРД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных ТРД. Вал компрессора низкого давления выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков.

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к рабочим колесам компрессоров низкого давления авиационных ТРД.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных ТРД. Вал компрессора низкого давления выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск последней ступени ротора компрессора низкого давления ТРД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием.

Рабочее колесо второй ступени вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя содержит диск со ступицей, центральным отверстием, полотно и обод, а также рабочие лопатки, выполненные выпукло-вогнутыми в поперечном сечении.

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к рабочим колесам компрессоров низкого давления авиационных ТРД.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск третьей ступени ротора компрессора низкого давления ТРД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск второй ступени ротора компрессора низкого давления ТРД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием.

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к рабочим колесам компрессоров низкого давления авиационных ТРД.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск первой ступени ротора компрессора низкого давления ТРД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных ТРД. Вал компрессора низкого давления выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков.

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к рабочим колесам компрессоров низкого давления авиационных ТРД.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных ТРД. Вал компрессора низкого давления выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск последней ступени ротора компрессора низкого давления ТРД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием.

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к рабочим колесам компрессоров низкого давления авиационных ТРД.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных ТРД. Вал компрессора низкого давления выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков.

Изобретение относится к области изготовления ротора турбины газотурбинного двигателя, состоящего из двух и более деталей, изготовленных преимущественно из никелевого жаропрочного сплава с применением электронно-лучевой сварки. Способ включает получение по меньшей мере двух заготовок компонентов ротора из высокопрочного деформируемого никелевого сплава, предварительную термическую обработку заготовок, их соединение посредством электронно-лучевой сварки с формированием сварного шва и окончательную термическую обработку сварной конструкции ротора. Формирование сварного шва производят путем перемещения свариваемых заготовок относительно источника излучения со скоростью 5-30 м/ч, заготовки компонентов ротора получают из жаропрочного деформируемого никелевого сплава, содержащего, мас.%: углерод 0,05-0,07, хром 14-16, кобальт 15-17, молибден 4,5-5, вольфрам 1-1,8, ниобий 4,2-4,7, суммарное содержание алюминия и титана 2,5-3, цирконий 0,5-0,8, бор 0,001-0,003, магний 0,01-0,03, лантан 0,01-0,03 и неизбежные примеси и никель - остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является обеспечение работоспособности конструкции ротора при температуре до 750°C, повышение надежности сварных соединений, повышение прочности сварного шва и основного металла заготовок. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.
Наверх