Способ определения динамического коэффициента внешнего трения относительно вращающейся сферической поверхности

Изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности к определению динамического коэффициента трения при взаимном перемещении образцов. В способе для определения динамического коэффициента внешнего трения используются два образца. Нижний образец выполняют с выпуклой сферической поверхностью и приводят во вращение вокруг вертикально расположенной оси этой поверхности. Верхний образец выполняют тонкостенным, в виде правильной геометрической фигуры, с рабочей поверхностью вогнутой формы, чтобы обеспечить контакт с нижним образцом по всему периметру верхнего. Верхний образец при помощи шарнирной связи, имеющей возможность поворота в любом угловом направлении, соединяют с опорой, имеющей возможность перемещения в любом направлении. Для определения динамического коэффициента внешнего трения изменением координат опоры или длины шарнирной связи приводят верхний образец в положение, при котором линия, проходящая через центр сферической поверхности и центр площадки контакта верхнего образца с нижним, перпендикулярна шарнирной связи. Затем выявляют плоскость, касательную к сферической поверхности в центре контакта верхнего образца с нижним, определяют линию наибольшего ската в этой плоскости, находят угол ее откоса φ относительно горизонта, определяют угол β между линией наибольшего ската и направлением шарнирной связи, после чего динамический коэффициент внешнего трения определяют по формуле m д и н = t g ϕ c t g β . Технический результат − возможность определения динамического коэффициента внешнего трения на деталях со сферическими поверхностями в ответственных узлах длительного пользования, простота реализации и возможность ограничиться определением только геометрических параметров. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности, к определению динамического коэффициента трения при взаимном перемещении образцов.

Известны способы определения динамического коэффициента внешнего трения, состоящие в измерении силы трения на образцах при их взаимном перемещении. Недостатком таких способов является применение силоизмерительных средств, усложняющих используемые устройства.

Существуют способы и устройства, позволяющие исключить измерение силы при определении коэффициентов трения. Например, известен способ определения статического коэффициента внешнего трения путем измерения угла наклона φ относительно горизонтальной плоскости двух образцов, расположенных один на другом, в момент начала скольжения одного образца относительно другого, с последующим расчетом коэффициента m внешнего трения по формуле m=tgφ [патент США №3020744, кл. 73-9, кл. G01N 19/02, 1962]. Известен также сходный способ определения динамического коэффициента внешнего трения скольжения при наклоне двух находящихся друг на друге образцов, нижний из которых, имеющий форму диска, приводят во вращение вокруг своей оси и постепенно наклоняют относительно горизонта, а верхний образец удерживают в том месте диска, где его линейная скорость направлена вверх по уклону, при этом коэффициент трения определяют по текущему значению угла наклона φ в момент, когда верхний образец начинает соскальзывать вниз [патент РФ №2458336, кл. G01N 19/02, опубл. 10.08.2012].

Недостатком рассмотренных способов является необходимость изменения угла наклона образцов во время проведения опыта, что приводит к погрешности определения этого угла, так как инерционность системы затрудняет установление момента соскальзывания образца. Кроме того, результат эксперимента проявляется одномоментно, для подтверждения достоверности данных требуется повторение опытов и статистическая обработка их результатов.

Известен также выбранный в качестве прототипа способ определения динамического коэффициента внешнего трения между двумя расположенными друг на друге, совершающими относительное перемещение образцами, нижний из которых располагают с фиксированным углом наклона φ относительно горизонтального положения, верхний образец подвешивают с помощью шарнирной связи и перемещают относительно нижнего по горизонтали до образования установившегося угла α между шарнирной связью и направлением перемещения, при этом динамический внешний коэффициент трения определяют по формуле m = t g ϕ t g α [патент РФ № 2444000, кл. G01N 19/02, опубл. 27.02.2012]. К достоинствам данного способа относится определение динамического коэффициента трения без измерения сил, а также достижение в опыте устойчивого состояния системы, однозначно определяющего величину коэффициента трения. Недостатком способа является ограничение пути относительного перемещения габаритами образцов. При ограниченном пути перемещения для достижения установившегося состояния системы требуется многократное повторение опытов с последовательным приближением к равновесному состоянию. По той же причине ограничивается и скорость относительного перемещения образцов. Для применения этого способа, как и для ранее рассмотренных способов, требуются образцы с плоскими рабочими поверхностями, изготовление которых не представляет сложности при исследовании простых конструкционных материалов с нормальными условиями работы. Однако в определенных технических ситуациях требуется оценка коэффициента трения на криволинейных, в частности сферических, контактных поверхностях деталей из специальных материалов, качество которых сформировалось не только при изготовлении, но и в результате долговременного воздействия условий эксплуатации. Воссоздать эквивалентное качество поверхности изготовлением специальных образцов с плоскими поверхностями невозможно, что делает рассмотренные способы для решения такой задачи неприменимыми.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является возможность определения в непрерывном режиме динамического коэффициента внешнего трения между деталями, рабочие поверхности которых имеют сферическую форму, в том числе при различных скоростях относительного перемещения образцов, с измерением при проведении опытов только геометрических параметров системы, без определения силы трения.

Технический результат достигается тем, что динамический коэффициент внешнего трения определяют при относительном перемещении двух образцов, расположенных друг на друге, при этом нижний образец выполняют в виде тела вращения с выпуклой сферической поверхностью, например в виде шарового сегмента, шарового пояса и др. Ось сферической поверхности нижнего образца располагают вертикально и приводят нижний образец во вращение вокруг этой оси. Верхний образец выполняют тонкостенным, в виде правильной геометрической фигуры, например в виде правильного многоугольника или круга, с вогнутой рабочей поверхностью, обеспечивающей контакт с нижним образцом по всему периметру верхнего образца. Верхний образец соединяют шарнирной связью, имеющей возможность поворота относительно опоры в любом угловом направлении, с опорой, имеющей возможность перемещения в любом координатном направлении. Изменением координат опоры или длины шарнирной связи достигают такого положения верхнего образца, при котором линия, проходящая через центр сферической поверхности и центр площадки контакта верхнего образца с нижним, перпендикулярна направлению шарнирной связи. В этом положении системы определяют линию наибольшего ската в плоскости, касательной к сферической поверхности в центре площадки контакта верхнего образца с нижним, находят угол откоса φ этой линии относительно горизонта и угол β между линией наибольшего ската и направлением шарнирной связи. С использованием установленных значений углов φ и β определяют динамический коэффициент внешнего трения по формуле m = t g ϕ c t g β .

На фиг. 1 показана общая схема реализации предлагаемого способа определения динамического коэффициента внешнего трения относительно вращающейся сферической поверхности;

на фиг. 2 показан вариант разметки широтных координат оболочки для определения угла откоса φ, где:

1 - нижний образец;

2 - верхний образец;

3 - шарнирная связь;

4 - опора;

5 - отсчетный элемент.

Нижний образец 1 выполняют с выпуклой сферической рабочей поверхностью, в данном случае в виде шарового сегмента. Сущность способа сохраняется также при использовании рабочей поверхности в виде шарового пояса. Ось нижнего образца 1, в том числе его сферической поверхности, располагают вертикально и обеспечивают возможность вращения нижнего образца 1 вокруг этой оси. Верхнему образцу 2 придают форму правильной геометрической фигуры, в данном случае в виде круга. В общем случае верхний образец 2 может быть также выполнен в виде кольца или правильного многоугольника. При правильной форме верхнего образца 2 его центр тяжести находится на оси образца, а на виде в плане совпадает с его геометрическим центром, что значительно упрощает проведение измерений. Рабочей поверхности верхнего образца 2 придают вогнутую форму, в данном случае сферическую, кривизна которой обеспечивает контакт с нижним образцом 1 всей рабочей поверхности верхнего образца 2, или, по крайней мере, обеспечивает контакт по всему периметру верхнего образца 2. Например, при сферической рабочей поверхности верхнего образца 2 ее радиус должен равняться радиусу рабочей поверхности нижнего образца 1 или быть меньше его. Равенство радиусов независимо от формы контура верхнего образца 2. Если радиус сферической поверхности верхнего образца меньше радиуса рабочей поверхности нижнего образца 7, контакт между верхним и нижним образцами будет кромочным, в таком случае дополнительным условием контакта по всему периметру верхнего образца 2 является придание его контуру круглой формы.

Габариты верхнего образца 2 принципиального значения не имеют, однако их уменьшение по сравнению с габаритами нижнего образца 1 способствует снижению погрешности определения динамического коэффициента внешнего трения. Уменьшение толщины верхнего образца 2 по сравнению с его габаритами приближает центр тяжести к рабочей поверхности нижнего образца 7, что способствует снижению погрешности определения динамического коэффициента внешнего трения.

Верхний образец 2 размещают на рабочей поверхности нижнего образца 2 и соединяют его с опорой 4 гибкой или стержневой шарнирной связью 3, имеющей возможность поворота относительно опоры 4 в любом направлении. Одновременно обеспечивают возможность перемещения опоры 4 в любом координатном направлении относительно нижнего образца 1.

Для определения динамического коэффициента внешнего трения нижний образец 1 приводят во вращение вокруг вертикальной оси. При этом верхний образец 2, удерживаемый шарнирной связью 3, стремится принять на поверхности нижнего образца 1 устойчивое положение, при котором действующие на верхний образец 2 силы находятся в равновесии. К числу действующих сил относятся сила тяжести G верхнего образца 2, вызывающая соответствующие силы реакции нижнего образца 1, продольная реакция R в шарнирной связи 3 и сила трения Fтр между нижним образцом 1 и верхним образцом 2. Изменением длины шарнирной связи 3 или координат расположения ее опоры 4 приводят верхний образец 2 в такое стабильное положение, чтобы радиальная линия, проходящая через центр сферической поверхности и центр площадки контакта верхнего образца 2 с нижним образцом 1, была перпендикулярна направлению шарнирной связи 3. После достижения установившегося положения верхнего образца 2 определяют угол φ между осью вращения нижнего образца 2 и радиальной линией, соединяющей центр сферической поверхности с центром площадки контакта между верхним образцом 2 и нижним образцом 1. Угол φ можно рассматривать и как более просто определяемый угол откоса сферической поверхности нижнего образца 1 в точке, соответствующей центру площадки контакта между образцами. При определении угла φ может быть использовано его равенство полярной координате на сферической поверхности нижнего образца 1, в которой находится центр площадки контакта верхнего образца 2 с нижним образцом 1. В частном случае, для определения угла φ на сферической поверхности может быть выполнена графическая разметка широтных координат (фиг. 2). Угол откоса можно также определять как угол относительно горизонта линии наибольшего ската в плоскости, касательной к сферической поверхности нижнего образца 1 в центре площадки контакта. Линия наибольшего ската, проходящая через центр площадки контакта между образцами, неизбежно пересекает ось вращения нижнего образца 1. Поэтому для выявления линии наибольшего ската удобно использовать конструктивно исполненный отсчетный элемент 5, находящийся на оси вращения нижнего образца 1.

Одновременно определяют угол β между линией наибольшего ската в касательной плоскости и направлением шарнирной связи 3 и.

При относительно небольших размерах верхнего образца 2 с несущественной для результатов погрешностью можно условно полагать, что контакт между образцами происходит по плоской поверхности, которую символизирует рассмотренная выше плоскость, касательная к сферической поверхности нижнего образца 1 в центре площадки контакта, т.е. наклоненная относительно горизонта с углом откоса φ. При небольшой толщине верхнего образца 2 и малых значениях угла φ со столь же несущественной погрешностью можно считать, что вектор его силы тяжести G проходит через центр площадки контакта между образцами и может быть представлен как геометрическая сумма двух составляющих: силы нормального давления GN и скатывающей силы Gφ, направленный по линии наибольшего ската, при этом:

Вследствие вертикального расположения оси вращения вектор линейной скорости любой точки нижнего образца 7, в том числе и в центре площадки контакта, направлен горизонтально. По законам физики вектор силы трения между образцами совпадает с направлением вектора линейной скорости, т.е. тоже направлен горизонтально. Величина силы трения определяется динамическим коэффициентом трения mдин, и нормальной составляющей GN силы тяжести верхнего образца 2.

С учетом (1) сила трения между нижним образцом 1 и верхним образцом 2 находится как

Величина динамического коэффициента трения mдин может быть найдена из условия равновесия действующих в касательной плоскости сил. В соответствии с законами механики равнодействующая R сил Fтр и Gφ равна по величине и противоположна по направлению силе реакции S в шарнирной связи 3. Задача упрощается с учетом того, что направление оси шарнирной связи 3, а соответственно и силы реакции S в рабочей плоскости определяется измеренным значением угла β. Таким образом, условие равновесия, с учетом (2) и (3), имеет вид

.

На основании полученного условия равновесия системы определяют коэффициент трения между образцами 1 и 2 в зависимости от угла откоса φ касательной плоскости и угла поворота β шарнирной связи 3:

m д и н = t g ϕ c t g β .

Достоинством предлагаемого способа экспериментального определения динамического коэффициента внешнего трения является возможность использования для этого деталей со сферическими поверхностями, качество которых сформировалось под воздействием реальных условий длительной эксплуатации, а также легкость реализации вследствие простой кинематики эксперимента, отсутствия необходимости измерения сил трения и возможности ограничиться при проведении сил трения определением только геометрических параметров.

Способ определения динамического коэффициента внешнего трения при относительном перемещении двух расположенных друг на друге образцов, отличающийся тем, что нижний образец выполняют в виде тела вращения с выпуклой сферической поверхностью, располагают ось сферической поверхности вертикально и приводят нижний образец во вращение вокруг этой оси, верхний образец выполняют тонкостенным, в виде правильной геометрической фигуры, с рабочей поверхностью вогнутой формы, обеспечивающей контакт с нижним образцом по всему периметру верхнего образца, размещают верхний образец на сферической поверхности нижнего образца, соединяют его шарнирной связью, имеющей возможность поворота в любом угловом направлении, с опорой, имеющей возможность перемещения в любом координатном направлении, изменением координат опоры или длины шарнирной связи достигают такого положения верхнего образца, при котором линия, проходящая через центр сферической поверхности нижнего образца и центр площадки контакта верхнего образца с нижним, перпендикулярна направлению шарнирной связи, определяют линию наибольшего ската в плоскости, касательной к сферической поверхности в центре площадки контакта верхнего образца с нижним, находят угол откоса φ этой линии относительно горизонта, и угол β между линией наибольшего ската и направлением шарнирной связи, а динамический коэффициент внешнего трения определяют по формуле .



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментально-теоретическому определению фрикционных характеристик пары трения, а именно установлению в паре трения соотношения между коэффициентами трения покоя и трения скольжения.

Использование относится к области механических испытаний материалов, в частности к определению динамического коэффициента трения. Способ определения динамического коэффициента внешнего трения заключатся в том, что используют два образца, верхний из которых помещают на плоской рабочей поверхности нижнего.

Изобретение относится к способам измерения и используется для оценки состояния поверхности взлетно-посадочной полосы аэродрома. В способе определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия, включающем измерение динамических характеристик колес самолета при его движении по аэродромному покрытию, осуществляют формирование ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес шасси, ведомое (заднее) колесо формируют путем создания постоянного динамического торможения колесу шасси, колесо без динамического торможения считается ведущим, при этом динамическое торможение формируется с помощью тормозной системы колеса шасси, которое может отключаться при разбеге самолета, измеряют частоты вращения ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес шасси, устанавливают зависимость разницы вращения ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес от сцепных качеств аэродромного покрытия, а сцепные качества аэродромного покрытия определяют по установленной зависимости после проезда по нему самолета и измерения частот вращения ведущего (переднего) и ведомого (заднего) колес шасси.

Изобретение относится к области метрологии и может быть использовано при определения физико-механических свойств материалов и, в частности, коэффициента гистерезисных потерь материала.

Устройство для измерения переходного сопротивления, износостойкости и антифрикционных свойств гальванических покрытий, выполненное в одном блоке с комплектом сменных принадлежностей, позволяет проводить исследования вышеперечисленных свойств в соответствии с требованиями ГОСТ 9.302-88.

Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано для исследования физико-механических свойств корнеклубнеплодов. Устройство для исследования физико-механических свойств корнеклубнеплодов содержит раму (1) с прикрепленными к ней электродвигателем (2), на валу которого установлен сменный диск (3) с исследуемой поверхностью, и направляющей (4), на которой установлена подвижная тележка (5).

Изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности к определению динамического коэффициента трения при взаимном перемещении образцов.

Изобретение относится к способам для определения коэффициента сцепления на искусственных поверхностях, преимущественно взлетно-посадочных полос аэродромов, а также дорожных покрытий.

Группа изобретений относится к обработке металлов давлением, а именно к оценке силы и коэффициента трения при холодной обработке металлов давлением. Представлен способ оценки параметров трения при холодной обработке металлов давлением, по которому протягивают через валки с заданным обжатием образцов с коническим участком с одного конца, длина которого позволяет обеспечивать прирост степени обжатия при протягивании образцов, визуально определяют место образования задиров на образцах, составляют для всех образцов график зависимости сила деформирования - перемещение, с помощью которого для места образования задиров определяют степень обжатия и напряжение сдвига второго образца и образцов с нанесенными смазочными материалами или покрытиями при их протягивании через жестко закрепленные валки, при этом определяют момент сопротивления вращению валков при их торможении и нормальную силу, действующую на валки со стороны образцов при их деформировании, посредством датчиков силы и устройства торможения валков, а из этих, фиксируемых датчиками силы, величин определяют силу трения по формуле: Tтр.=Pдат.×L/R, где Ттр.

Изобретение относится к области механических испытаний материалов. Для определения статического и динамического коэффициентов внешнего трения используют два образца: базовый и подвижный.

Группа изобретений относится к области оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием. Способ определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием заключается в определении величины силового вращающего момента, приложенного к ступице или к диску тестируемого колеса. После чего дважды меняют вертикальную силовую нагрузку, действующую на тестируемое колесо, за счет поддомкрачивания автомобиля, и вновь определяют вращающий силовой момент. По разности измеренных в экспериментах силовых вращающих моментов для различных случаев поддомкрачивания судят о коэффициенте сцепления колеса с дорогой. Устройство для определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием, содержащее систему нагружения колеса вертикальной нагрузкой и крутящим моментом. Устройство содержит станину, домкрат для поддомкрачивания автомобиля, имеющий датчик усилия, воспринимаемый домкратом. Достигается повышение точности определения коэффициента сцепления отдельного колеса с полотном дороги и расширение диапазона использования способа для тестирования колес большого диаметра. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к способу предотвращения задиров в парах трения. Перед работой к образцу и контробразцу из материалов пары прикладывают точечную нагрузку Р при использовании смазочной композиции без антифрикционных добавок и определяют силу трения Fтр при возникновении задира, затем в смазочную композицию добавляют антифрикционные добавки и измеряют нагрузку Рд, при которой происходит задир, после чего рассчитывают коэффициент трения по формуле Fтр/Рд, где Fтр - сила трения при задире с использованием смазочной композиции без добавок, и пару трения перед работой смазывают композициями при значениях этого коэффициента не более 0,05. Технический результат - снижение трудозатрат и сокращение времени выбора составов смазочных композиций с антифрикционными добавками более чем в 10 раз.

Изобретение относится к испытательной технике для трибологических исследований. Прибор для одновременной оценки оптических и трибологических характеристик смазочного материала позволяет измерить их при заданных значениях скорости сдвига и толщины смазочного слоя. Пару трения образуют два стеклянных плоскопараллельных оптических окна круглой формы, образующие зазор между их плоскими поверхностями. Нижнее окно закреплено неподвижно, верхнее - приводится во вращение электроприводом, обеспечивающим бесступенчатое регулирование угловой скорости пары трения. Рабочий зазор, толщина которого устанавливается микрометрическим устройством для регулирования зазора между плоскопараллельными оптическими окнами, заполняется исследуемым смазочным материалом. Момент силы сдвига, возникающей при трении, регистрируют измерительной схемой, совмещенной с электроприводом вращения. Оптический сигнал, отражающий надмолекулярную самоорганизацию смазочного материала, получают с помощью лазера, луч которого в процессе трения проходит через поперечное сечение смазочного слоя и дополнительный поляризатор. При возникновении в смазочном слое (при наличии мезогенных присадок и определенного режима трения) явлений надмолекулярного упорядочивания смазочного материала происходит изменение интенсивности оптического сигнала лазерной системы. Технический результат - обеспечение количественной оценки внутренней структуры смазочного слоя. 2 ил.

Изобретение относится к области трибологии и триботехники и может использоваться для качественной оценки фрикционного взаимодействия при изучении трибологических свойств свитых изделий типа стальных канатов, тросов и других подобных изделий. В частности, способ полезен при выборе смазочных материалов, используемых для обработки («пропитки») стальных канатов. Задачей изобретения является повышение точности и достоверности экспериментального анализа фрикционного взаимодействия элементов свитых изделий. Способ оценки фрикционного взаимодействия элементов свитых изделий, заключающийся в том, что одним концом изделие закрепляют неподвижно, а со стороны свободного конца воздействуют осевым усилием, которое прикладывают одновременно ко всем элементам изделия, последовательно испытывают эталонное и контролируемое изделия равной между собой и превышающей шаг свивки длины, при этом прикладывают дополнительное силовое воздействие в виде крутящего момента и поворачивают изделия вокруг вертикальной оси в направлении свивки на одинаковый угол, обеспечивающий режим трения скольжения между элементами, после чего снимают воздействие, фиксируют свободные возвратно-крутильные колебания, определяют логарифмические декременты затухания в обоих случаях, по соотношению которых оценивают фрикционное взаимодействие между элементами сравниваемых свитых изделий. Технический результат заключается в качественной оценке фрикционного взаимодействия элементов свитых изделий, при обеспечении высокой точности и достоверности исследования. 1 табл.

Изобретение относится к мясной промышленности, к устройствам для определения коэффициента трения мясного и рыбного сырья. Устройство состоит из диска, закрепленного на вертикальной оси, шкалы, расположенной по радиусу диска. Вращение диска осуществляется от электромотора с преобразователем частоты через ременную передачу. Определение коэффициента трения К выполняется по формуле К=4π2n2R/g, где n - число оборотов диска, R - радиус вращения образца в момент сброса, g - ускорение свободного падения. Техническим результатом является снижение трудоемкости измерений коэффициента трения. 1 ил.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения сыпучих материалов. Способ определения коэффициента трения сыпучих материалов заключается в том, что исследуемый материал размещается в цилиндре на вращающейся винтовой поверхности, установленной по оси цилиндра. Причем частота ее вращения определяется по формуле , где g - ускорение свободного падения, м/с2; D - диаметр винтовой поверхности, м; kV - коэффициент уменьшения линейной скорости частицы. Затем в процессе определения коэффициента трения определяется объем исследуемого материала, перемещенного за один оборот вращающейся винтовой поверхности, по формуле , где Q - объем перемещенного материала, м3; t - продолжительность опыта, с. При этом коэффициент трения определяют по формуле, где η - отношение шага S к диаметру D винтовой поверхности; λ - отношение диаметра D0 винтовой линии центров давления сыпучего материала на винтовой поверхности к диаметру винтовой поверхности D. Техническим результатом является повышение точности определения коэффициента трения сыпучих материалов. 1 ил.

Группа изобретений относится к способам измерения и используется для определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия. Технической задачей изобретения является разработка способа и устройства, позволяющие определять коэффициент сцепления покрытия непосредственно при движении самолета по аэродрому. Технический результат по способу достигается тем, что в способе определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия, включающем измерение динамических характеристик колес средства при его движении по аэродромному покрытию, дополнительно определяют динамические характеристики корпуса средства, за счет установки на объекте устройств, а сцепные качества аэродромного покрытия определяют по величине разности величин скорости перемещения корпуса объекта и скорости перемещения корпуса объекта, определяемой по скорости вращения колес объекта. При нулевой разности коэффициент сцепления аэродромного покрытия - максимален, при достижении разности скоростей величины порога формируется оповещающий сигнал и осуществляется запись сигналов, пропорциональных скоростям и разностного сигнала. Устройство для измерения коэффициента сцепления аэродромного покрытия содержит датчик 1 измерения частоты вращения колеса, блок 2 определения скорости корпуса объекта по частоте вращения колеса, блок 3 измерения скорости корпуса объекта, блок 4 вычитания, пороговое устройство 5, блок 6 оповещения и регистрирующую аппаратуру 7, причем выход датчика 1 измерения частоты вращения колеса через блок 2 определения скорости корпуса объекта по частоте вращения колеса соединен с первыми входами соответственно блока 4 вычитания и регистрирующей аппаратуры 7, выход блока 4 вычитания через пороговое устройство 5 соединен с входом блока 6 оповещения и третьим входом регистрирующей аппаратуры 7. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способам измерения трения в подшипниках. Способ определения коэффициента трения подшипника заключается в создании усилия на подшипник от нагрузочного устройства. При этом создается дополнительное усилие от силовозбудителя. Причем усилия, приложенные к подшипнику от нагрузочного устройства и от силовозбудителя, создаются на равных, но противоположных плечах с последующим расчетом коэффициента трения по формуле , где F1 - усилие, приложенное к подшипнику от силовозбудителя; F2 - усилие, приложенное к подшипнику от нагрузочного устройства; L - плечо приложения силы; D - диаметр подшипника. Техническим результатом является создание устройства, обеспечивающего определение коэффициента трения подшипника. 4 ил.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для определения сцепных качеств дорожных и аэродромных покрытий. Устройство содержит взаимодействующий с покрытием рабочий орган в виде имитатора (9) автомобильной шины, устройства вертикального нагружения в виде, например, пневмоцилиндра (1), систему измерения вертикальных и касательных усилий с динамометрическими тягами (6) и (30), а также систему подачи жидкости на покрытие перед рабочим органом в виде трубопровода (43) с краном (42), подключенных к емкости с жидкостью, дополненных дозатором (45). При этом имитатор (9), состоящий из жесткой пластины (14), демпфирующего элемента (12) и протекторной резины, крепится к раме автомобиля. Система измерения возникающих при скольжении имитатора (9) вертикальных и касательных усилий содержит динамометрические тяги (6) и (30). При скольжении имитатора в зону его контакта с покрытием жидкость подается при помощи дозатора (45), состоящего из верхней воздушной полости (46) и нижней полости (47) для жидкости. Техническим результатом является обеспечение возможности сокращения времени проведения одного замера коэффициента сцепления, что повышает производительность и сокращает необходимое для проведения замеров количество жидкости. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к измерительным средствам, предназначенным для непрерывного измерения коэффициента сцепления колес с поверхностью искусственных взлетно-посадочных полос. Устройство измерения коэффициента сцепления колес с аэродромными покрытиями содержит несущую раму, опирающуюся на два несущих колеса, рычажную подвеску с измерительным колесом, рычаг с независимым грузом, пружинным амортизатором и демпфером, соединенный с подвеской посредством первой подшипниковой опоры, тормозной генератор, цепную передачу, датчик тока торможения, датчики угловых скоростей измерительного колеса и одного из несущих колес, управляемый трехфазный выпрямитель, нагрузочное сопротивление, тензометрическую систему, состоящую из тензодатчика и блока преобразования сигналов тензодатчика, компьютерный пульт управления и индикации и систему автоматического управления скольжением (торможением) измерительного колеса. В устройство также введены тяга с шаровыми опорами на концах и вспомогательная балка, скрепленная с несущей рамой посредством второй подшипниковой опоры. Основание рычажной подвески измерительного колеса присоединено к вспомогательной балке посредством третьей подшипниковой опоры. Тормозной генератор установлен на вспомогательной балке, а его вал связан цепной передачей со ступицей измерительного колеса. Тензодатчик встроен в консоль, жестко закрепленную одним концом на несущей раме, а свободный конец консоли с тензодатчиком соединен со вспомогательной балкой посредством тяги с шаровыми опорами на концах так, что продольная ось тяги горизонтальна и лежит в вертикальной плоскости продольной симметрии несущей рамы. В результате повышается точность и стабильность измерения коэффициента сцепления. 3 ил.
Наверх