Смазочная композиция для приработки и консервации двигателей внутреннего сгорания

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для приработки и консервации ДВС, содержащей минеральное масло, олеиновую кислоту, тетраборат этилендиаммония, октадецилсульфонат натрия, при этом с целью повышения долговечности масленой пленки и повышения консервационных свойств она дополнительно содержит 3,5-динитробензоат пиперидиния при следующем соотношении компонентов, мас. %: олеиновая кислота 0,1…1,1; тетраборат этилендиаммония 0,1…0,5; октадецилсульфонат натрия 0,1…0,5; 3,5-динитробензоат пиперидиния 0,4…0,5; минеральное масло до 100. Техническим результатом настоящего изобретения является получение смазочной композиции для одновременной приработки и консервации двигателей внутреннего сгорания. 3 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к химмотологии, а именно к области разработки и производства новых рецептур смазочных масел, применяемых, в частности, для ускоренной приработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и их консервации. Обкатка ДВС является важнейшей заключительной операцией при их производстве и ремонте, во многом определяющей надежность и долговечность двигателей [1].

По существующей технологии на заводах-изготовителях и авторемонтных предприятиях производится лишь частичная приработка сопряженных деталей двигателя. Полная макро- и микрогеометрическая приработка выполняется в условиях эксплуатации, где не всегда возможно выдержать рациональный режим обкатки. Предприятия затрачивают значительное количество времени и средств на проведение эксплуатационной обкатки.

Эффективным способом ускорения приработки ДВС является использование приработочных масел.

Наряду с этим проблемным вопросом остается консервация двигателя, предназначенного для постановки на длительное хранение. Данный процесс предполагает значительные трудозатраты и затраты горюче-смазочных материалов (ГСМ).

В связи с этим разработка новых составов смазочных композиций, позволяющих объединить процессы заводской обкатки и консервации ДВС, в настоящее время является актуальной.

Известна смазочная композиция [2], содержащая минеральное масло и присадки при следующем соотношении компонентов, мас. %:

хлорид меди (II) 1,0…10,0
алифатический спирт С410 5,0…20,0
продукт полимеризации эпихлоргидрина и диэтиленгликоля 3,0…10,0
минеральное масло до 100

К недостаткам этой смазочной композиции следует отнести длительность времени приработки, низкое качество поверхностей сопряженных деталей ДВС и подверженность коррозии металлических поверхностей при хранении после обкатки двигателя. Кроме того, суммарная композиция присадки высока и составляет 9,0…40,0 мас. %.

Для ускорения обкатки двигателей используется приработочное масло [3], содержащее хлорокись меди, O,O-диалкил-S-трихлорамилдитиофосфат и олеиновую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас. %:

хлорокись меди 0,1…0,9
O,O-диалкил-S-трихлорамилдитиофосфат 0,07…0,63
олеиновая кислота 0,5…4,5
минеральное масло до 100

Недостатками этого приработочного масла являются длительность времени приработки, низкое качество поверхностей сопряженных деталей ДВС и их незащищенность от коррозии после приработки при длительном хранении.

Известно приработочное масло [4, прототип], содержащее олеиновую кислоту, тетраборатэтилендиаммония, октадецилсульфонат натрия и минеральное масло при следующем соотношении компонентов, мас. %:

олеиновая кислота 0,1…1,1
тетраборатэтилендиаммония 0,1…0,5
октадецилсульфонат натрия 0,1…0,5
минеральное масло до 100

Данное приработочное масло обладает лучшими свойствами при обкатке ДВС, чем [2, 3]. Недостатком является низкая долговечность масленой пленки, что приводит к повышенному коррозионному воздействию на детали ДВС при хранении.

Поставленная задача достигается предлагаемой смазочной композицией для одновременной приработки и консервации ДВС в период стендовой горячей обкатки под нагрузкой на основе приработочного масла [4] с добавлением 3,5-динитробензоата пиперидиния при следующем соотношении компонентов, мас. %:

олеиновая кислота (С17Н33СООН) 0,1…1,1
тетраборатэтилендиаммония ([C2H4(NH3)2]H4B4O9) 0,1…0,5
октадецилсульфонат натрия (C18H37SO3Na) 0,1…0,5
3,5-динитробензоат пиперидиния [(NO2)2С6Н5СОО]C6H10MH2 0,4…0,5
минеральное масло до 100

3,5-динитробензоат пиперидиния является антикоррозионной добавкой и образует на поверхности прочную хемосорбционную пленку. В результате данное вещество изолирует контакт поверхности деталей с коррозионно-активными компонентами масленой среды, а также подавляет окисление углеводородов масла в начальной его стадии путем взаимодействия с первичными продуктами окисления.

Тетраборатэтилендиаммония, октадецилсульфонат натрия, 3,5-динитробензоат пиперидиния обеспечивают высокую коллоидную стабильность масла при длительном хранении ДВС в условиях переменного воздействия положительных и отрицательных температур, а также они позволяют совместить два разных процесса по времени - приработку деталей ДВС и консервацию их в течение одного года.

Содержание 3,5-динитробензоат пиперидиния в пределах от 0,4 мас. % до 0,5 мас. % обеспечивает оптимальную антикоррозионную защиту деталей ДВС, что подтверждается экспериментально-теоретическими исследованиями.

Таким образом, все признаки (компоненты) в совокупности являются существенными для решения задачи изобретения.

Пример конкретного исполнения.

Составы масел готовят по технологии следующим образом.

Олеиновую кислоту нагревают до 120…130°C, затем при постоянном перемешивании кислоты добавляют последовательно тетраборатэтилендиаммония и 3,5-динитробензоат пиперидиния, перемешивание и поддержание температуры производят до полного растворения компонентов (20 мин), затем смесь охлаждают до 60…70°C и добавляют октадецилсульфонат натрия. Полученную композицию при 45…50°C вводят в масло и перемешивают до полного растворения.

Для оценки синергетических и антагонистических свойств компонентов масла образцы испытывают на машине трения СМТ-1 (мод. 2070), работающей по схеме «колодка-ролик». В качестве образцов использовали колодки и ролики из материалов реальных пар трения цилиндропоршневой группы двигателя Камаз-740. Испытание проводят при постоянной нагрузке 400 Н и частоте вращения ролика 500 мин-1.

Результаты испытаний оценивают по совокупности данных: момент силы трения, температура колодки за время испытания, износ образцов, время приработки. При испытаниях время приработки определяют по времени стабилизации момента силы трения и температуры колодки.

Таким образом, по результатам испытаний видно (табл. 2,), что вследствие синергетического эффекта составы 1, 2 и 3 при наличии 3,5-динитробензоат пиперидиния в пределах от 0,4 мас. % до 0,5 мас. % в совокупности показали улучшенные в сравнении с прототипом [4] приработочные свойства (Мт кон→min; ΔМт→max; VМт→max; Тс→min).

Антикоррозионные свойства образцов предлагаемого изобретения и прототипа испытывали по ГОСТ 9.054-75.

Результаты испытаний масел на антикоррозионные свойства представлены в таблице 3.

По результатам испытаний (табл. 3) установлено, что составы 1, 2 и 3 предлагаемого изобретения в отличие от прототипа практически не подвергают коррозионной активности поверхности деталей двигателей внутреннего сгорания.

Оценивая проведенные исследования, можно сделать вывод, что смазочная композиция с составом компонентов №2 имеет наилучшее приработочные и защитные свойства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стрельцов В.В. Ресурсосберегающая ускоренная обкатка отремонтированных двигателей / Под ред. В.В. Стрельцов, В.Н. Попов, В.Ф. Карпенков. - М: Колос, 1995. - 175 с.

2. Авторское свидетельство СССР №825592, кл. С10М 1/10, 1980.

3. Авторское свидетельство СССР №1456453, кл. С10М 141/10, 1989.

4. Авторское свидетельство РФ №2340657, кл. С10М 141/08, 2006 (прототип).

Смазочная композиция для приработки и консервации ДВС, содержащая минеральное масло, олеиновую кислоту, тетраборат этилендиаммония, октадецилсульфонат натрия, отличающаяся тем, что с целью повышения долговечности масленой пленки и повышения консервационных свойств она дополнительно содержит 3,5-динитробензоат пиперидиния при следующем соотношении компонентов, мас. %:

олеиновая кислота 0,1…1,1
тетраборат этилендиаммония 0,1…0,5
октадецилсульфонат натрия 0,1…0,5
3,5-динитробензоат пиперидиния 0,4…0,5
минеральное масло до 100



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к маслу для гидравлических систем промышленного оборудования, содержащее нефтяное масло, дибутилпаракрезол, диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат кальция и полиметилсилоксаны, при этом оно дополнительно содержит триалкилфосфат и модифицированные полиолы в ксилоле, а диалкилдитиофосфат цинка включает в себя короткий бутил- и длинный октилалкильные радикалы при следующем соотношении компонентов, мас.%: дибутилпаракрезол 0,40-0,60; диалкилдитиофосфат цинка 0,30-0,50; алкилсалицилат кальция 0,05-0,15; триалкилфосфат 0,10-0,20; модифицированные полиолы в ксилоле 0,01-0,02; полиметилсилоксаны 0,003-0,007; нефтяное масло - до 100.

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной универсальной смазке для узлов трения, подшипников качения и скольжения, содержащей основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, молибденосодержащие вещества и многофункциональную присадку, в качестве основы используется кремнийорганическая жидкость, а в качестве наполнителей введены жидкий каучук, графитоколлоидный препарат и диселенид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%: загуститель - комплексные и кальциевые мыла 10-15; графитоколлоидный препарат 5-9; диселенид молибдена 4,5-9; жидкий каучук 3-6; многофункциональная присадка 0,5-3; кремнийорганическая жидкость - остальное.

Настоящее изобретение относится к способу снижения токсичности отработанной смазочной композиции, извлеченной из двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, заправленного бензиновой композицией, который включает введение в смазочную композицию базового масла, полученного способом Фишера-Тропша.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для коробок передач, содержащей: (а) органическое соединение молибдена, выбранное из по меньшей мере одного органического комплекса молибдена, полученного путем реакции: (i) жира типа моно-, ди- или триглицерида или жирной кислоты, (ii) источника амина формулы (I), где X1 и X2 представляют собой О или N, а n и m равны 1, если X1 или X2 представляет собой О, и n и m равны 2, если X1 или X2 представляет собой N, и (iii) источника молибдена, выбранного из триоксида молибдена или молибдатов, в достаточном количестве для обеспечения от 0,1 до 20,0% молибдена в расчете на массу комплекса, (б) одну или более чем одну противоизносную и противозадирную присадку, выбранную из тиа(ди)азолов, (в) одну или более чем одну фосфорсодержащую и/или фосфорно-сернистую противоизносную и противозадирную присадку, выбранную из фосфитов, фосфатов, фосфонатов, тиофосфатов или тиофосфитов, (г) по меньшей мере одно основное масло; причем указанная смазочная композиция имеет массовую долю молибдена, составляющую от 90 до 180 м.д.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей 60 мас. %, или более, лонгифолена, в расчете на суммарное количество композиции.
Настоящее изобретение относится к способу получения композиции металлокомплексной консистентной смазки, включающему стадии: (i) приготовления суспензии, содержащей базовое масло, воду, металлсодержащее основание и комплексующий реагент, где массовое соотношение вода: твердое вещество в суспензии находится в диапазоне от 0,15:1 до 1,5:1; (ii) приложения к суспензии усилия сдвига при частоте усилия сдвига по меньшей мере 1000000 с-1; (iii) добавления суспензии, полученной на стадии (ii), к насыщенной или ненасыщенной жирной кислоте С10-С24 или ее производному для осуществления процесса омыления, причем процесс омыления проводится при температуре по меньшей мере 80°C; (iv) удаления воды из продукта омыления, образовавшегося на стадии (iii); (v) нагревания продукта, полученного на стадии (iv), до температуры в диапазоне от 190°C до 230°C и (vi) охлаждения продукта, полученного на стадии (v), до температуры в диапазоне от 200 до 150°C, с получением композиции металлокомплексной консистентной смазки.

Настоящее изобретение относится к моторному маслу, содержащему в качестве присадки 1,3-ди-(пиперидинометилен)-2-тион-имидазолидин со структурной формулой I, в концентрации от 0,5 мас.

Настоящее изобретение относится к консервационному составу, содержащему, масс.% 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол - 0,8-1,0; сукцинированный низкомолекулярный полимер, аминированный алкенилянтарным ангидридом - 3,0-3,2; герметизирующая жидкость - 4,5-5,5; высокомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой 18-20·104 - 0,3-0,4; продукт конденсации олеиновой кислоты с диаминами и борной кислотой, модифицированный натрием - 5,0-6,0; смесь нефтяных масел, имеющая кинематическую вязкость при 100°C 15,5-21,0 сСт и температуру застывания не выше минус 25°C - до 100.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла для использования в дизельных двигателях, которая содержит в базовом масле не более 0,3% (мас.) сульфатной зольности, от 0,01 до 0,2% (мас.) азота в сукцинимидах, от 0,05 до 0,12% (мас.) цинка в дитиофосфатах цинка, от 0,02 до 0,3% (мас.) азота в антиоксидантах на основе аминов и от 0,01 до 0,08% (мас.) бора, которая, кроме того, имеет суммарное значение параметра [(количество цинка в дитиофосфатах цинка)×(количество азота в сукцинимидах)] и [(количество цинка в дитиофосфатах цинка)×(количество азота в антиоксидантах на основе аминов)], составляющее не менее 0,015, при этом композиция не содержит салицилатных фенолятных или сульфонатных металлосодержащих детергентов.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, включающей базовое масло и одну или несколько добавок, при этом композиция включает моющую присадку, представляющую собой продукт взаимодействия кислотного органического соединения, соединения бора и основного органического соединения общей формулы (I), где а равно 1 или 2 и где R1 и R2 представляют собой независимо выбранные углеводородные группы, при условии, что когда а равно 2, группы R1 и R2 выбраны независимо, и имеет содержание сульфатной золы (согласно ASTM D 874) по меньшей мере 0,1 мас.
Изобретение относится к противотурбулентной присадке, содержащей высокомолекулярный полиизобутилен, при этом он представляет собой раствор высокомолекулярного полиизобутилена в смеси органических растворителей, с добавкой индустриального масла и 1,2-эпоксипропана, при следующем соотношении компонентов, масс.%: высокомолекулярный полиизобутилен 2,0-7,0; нефрас 15-30; уайт-спирит 45-62,5; индустриальное масло 15-20; 1,2-эпоксипропан 0,25-0,75.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, включающей базовое масло и одну или несколько добавок, при этом композиция включает моющую присадку, представляющую собой продукт взаимодействия кислотного органического соединения, соединения бора и основного органического соединения общей формулы (I), где а равно 1 или 2 и где R1 и R2 представляют собой независимо выбранные углеводородные группы, при условии, что когда а равно 2, группы R1 и R2 выбраны независимо, и имеет содержание сульфатной золы (согласно ASTM D 874) по меньшей мере 0,1 мас.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, включающей глубокоочищенное отработанное индустриальное масло, мыльный загуститель, противоизносную присадку и антифрикционный наполнитель при следующем соотношении компонентов, масс.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для использования в турбинном двигателе, содержащей: (i) от 50 мас.% до 99 мас.% базового масла; (ii) от 0,01 мас.% до 5 мас.% ионной жидкости и (iii) от 0,01 мас.% до 10 мас.% присадок, в которой температура застывания ниже -54°C, температура вспышки выше 246°C, а кинематическая вязкость при температуре 100°C находится в диапазоне от 4,9 мм2/с до 5,4 мм2/с.
Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, содержащей смесь двух масел, одно из которых индустриальное, литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, политетрафторэтилен и полисилоксановую жидкость, суспензию стеарата и ацетата меди в касторовом масле, которая дополнительно содержит модифицированный олигомерами капролактама графит в соотношении компонентов 1:0,1:0,1:4-1:0,3:0,3:6, а в качестве второго масла смазка содержит рапсовое масло при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 9-19; политетрафторэтилен - 2-6; полисилоксановая жидкость - 16-27; суспензия модифицированного графита, стеарата и ацетата меди в касторовом масле в соотношении 1:0,1:0,1:4-1:0,3:0,3:6 - 1,5-6; рапсовое масло - 15-22; индустриальное масло - остальное.
Настоящее изобретение относится к смазочному стержню, состоящему из оболочки, заполненной смазочной композицией, содержащей битум и графит, при этом в состав смазочной композиции дополнительно введена водная сернокислая соль кальция при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 20-40, графит 10-30, сернокислая соль кальция до 100.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции синтетического турбинного масла для паротурбинных установок, которая включает основу, состоящую из смеси базовых компонентов: полиальфаолефинов с вязкостью 5,6-6,1 мм2/с при 100°C и триметилолпропанового эфира карбоновых кислот C6-C12 с вязкостью 3,9-4,1 мм2/с при 100°C и температурой вспышки более 240°C, при соотношении полиальфаолефинов и полиэфира соответственно 55,0-60,0:35,0-40,0 мас.%, а также комплекс многофункциональных присадок в расчете на 100% основы, в состав которого входят присадки: противоизносные - жидкий беззольный тиофосфат 3-(диизобутокситиофосфорилсульфанил)-2-метил пропионовая кислота; жидкий беззольный трифенилфосфотионат - смесь трифенилтиофосфата и трет-бутилфенильных производных; дибутиловый эфир дикарбоновой кислоты с вязкостью 260 мм2/с при 100°С и 4100 мм2/с при минус 40°С и молекулярной массой около 4500 Ketjenlube 1300; антиоксиданты - диоктилдифениламин; высокомолекулярный фенольный - тетракис метилен[3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил) пропионат] метан, Irganox L-101; трис-ди-трет-бутилфенил-фосфит; деактиватор металлов - производное толутриазола - смесь изомеров N-бис(2-этилгексил) аминометилтолутриазола; ингибитор коррозии - полуэфир алкилен-янтарной кислоты с вязкостью 26-40 мм2/с при 100°C и антипенная присадка - неионогенное ПАВ на основе ароматических и алифатических углеводородов, Synative AC АМН2.

Изобретение относится к микрокапсулам, содержащим бораты щелочных металлов, способу получению их, а также к смазочным маслам, используемым в качестве трансмиссионных смазочных материалов, содержащих указанные микрокапсулы в качестве противозадирных и/или противоизносных присадок.

Настоящее изобретение относится к продукту для горячей обработки металлов давлением, который представляет собой порошковую смесь из неорганических плавких компонентов, средний размер частиц которых составляет не более 500 мкм, включающую фосфатные, боратные и галогенидные компоненты, причем фосфатные компоненты выбирают из группы фосфатов натрия или калия, либо их смесей, боратные компоненты выбирают из группы, включающей борную кислоту, борный ангидрид, метаборат натрия и их смеси, а галогенидные компоненты выбирают из групп щелочных и/или щелочноземельных металлов, при этом соотношение между фосфатными и галогенидными компонентами определяется выражением (1): 2,0<Ф:Г<75, где Ф - суммарное содержание фосфатных компонентов, мас.%; Г - суммарное содержание галогенидных компонентов, мас.%.

Настоящее изобретение относится к жидкости для прокатки, включающей: от 50 до 90 масс.%, относительно общей массы жидкости для прокатки, углеводородной основы (a), включающей по меньшей мере 50 масс.% изопарафинов, от 5 до 20 масс.%, относительно общей массы жидкости для прокатки, одного или нескольких модификаторов трения (b), выбранных из жирных спиртов, жирных кислот, жирных аминов, сложных эфиров жирных кислот или полимерных сложных эфиров, полученных этерификацией спиртами сополимеров альфа-олефинов и двухосновных карбоновых кислот, от 0,5 до 7 масс.%, относительно общей массы жидкости для прокатки, одной или более противоизносных и/или противозадирных фосфорсодержащих присадок, выбранных из фосфорорганических соединений, являющихся производными фосфористой кислоты (c), причем содержание фосфора в указанной жидкости, измеренное согласно стандарту NFT 60-106, составляет по меньшей мере 500 м.д.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для использования в турбинном двигателе, содержащей: (i) от 50 мас.% до 99 мас.% базового масла; (ii) от 0,01 мас.% до 5 мас.% ионной жидкости и (iii) от 0,01 мас.% до 10 мас.% присадок, в которой температура застывания ниже -54°C, температура вспышки выше 246°C, а кинематическая вязкость при температуре 100°C находится в диапазоне от 4,9 мм2/с до 5,4 мм2/с.
Наверх