Система предупреждения о слепящем воздейстии низко расположенного солнца на экипаж воздушного судна при посадке

Изобретение относится к метеорологическому приборостроению и может быть использовано для предупреждения экипажа воздушного суда (ВС) о слепящем воздействии низко расположенного над горизонтом солнца при посадке. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого система содержит датчик яркости фона 1, анализирующий блок 2 и информационный блок 3. При этом телесный угол приемного устройства датчика яркости фона 1 строго соответствует оптимальному сектору обзора командира воздушного судна при посадке 8; ориентация центральной оптической оси датчика яркости 1 строго соответствует направлению взгляда командира ВС на заключительном этапе снижения и посадки на обеспечиваемую взлетно-посадочную полосу (ВПП) 4 с заданным курсом; анализирующий блок 2 обеспечивает сопоставление значения измеренной яркости с верхним предельным значением яркости наблюдаемой поверхности при нормальной операторской деятельности; информационный блок 3 обеспечивает доведение до экипажей ВС и органов обслуживания воздушного движения информации об ограниченной до «нулевой» посадочной видимости в направлении посадочного курса вследствие слепящего воздействия солнца. 1 ил.

 

Изобретение относится к метеорологическому приборостроению, а именно к технике измерения фотометрических параметров атмосферы, и предназначено для предупреждения экипажа воздушного суда (ВС) о слепящем воздействии низко расположенного над горизонтом солнца при посадке. В первую очередь может найти применение на аэродромах при определении посадочной видимости в ходе метеорологического обеспечения полетов авиации с целью повышения безопасности полетов, в том числе в составе систем измерения дальности видимости. Кроме того, предлагаемая система может быть использована в составе дорожных метеорологических станций для определения существования ограниченной видимости на напряженных участках автомагистралей с целью повышения безопасности дорожного движения.

Известны следующие способы и устройства инструментального определения характеристик видимости.

Нефелометрический метод измерения видимости (метод обратного светорассеяния), при реализации которого тем иди иным способом улавливают фотоприемником долю света, рассеянную в некотором слое атмосферы [1, 2], реализованный, например, в «Устройстве и способе для измерения пропускания света в атмосфере и определении метеорологической дальности видимости» [5] и «Импульсном нефелометре» [7].

Метод измерения дальности видимости в атмосфере через непосредственное измерение коэффициента пропускания света (базисный метод) [1, 2, 9], реализованный, например, в устройстве «Импульсного фотометра» [4].

Недостатками известных способов и устройств являются: их локальность, т.е. возможность определения оптических характеристик атмосферы лишь в непосредственной близости от прибора, и, как следствие, невозможность определения полетной видимости, в том числе вдоль глиссады снижения.

Метод оптической локации [1], сочетающий в себе возможности базисного и нефелометрического методов и позволяющий использовать оптические характеристики атмосферы на значительном удалении от прибора, реализованный, например, в «Устройстве для определения параметров видимости и микроструктуры атмосферных образований» [6].

Недостатками вышеперечисленных способов и устройств является то, что определяют только оптическую прозрачность (оптические характеристики) атмосферы и не учитывают особенности визуального восприятия воздушной обстановки пилотами ВС, обусловленные ограниченными возможностями зрения человека, в рассматриваемом случае по восприятию повышенных яркостей предмета и/или окружаемого фона.

Метод измерения дальности видимости в атмосфере через непосредственное измерение коэффициента пропускания реализован в следующих системах определения (оценки) дальности видимости на ВПП (RVR), оборудованных светосигнальной системой [9, 11].

Известна система определения (оценки) дальности видимости на ВПП (RVR), состоящая из метеорологического оборудования, производства ОАО «Пеленг» [9, 11]: прибора непрерывного дистанционного измерения метеорологической оптической дальности видимости в любое время суток и года «Пеленг СФ-01» [9, 10] и измерителя яркости фона «Пеленг СЛ 02» [8], предназначенного для измерения яркости неба вдоль взлетно-посадочной полосы (ВПП), в целях вычисления на метеостанции дальности видимости вдоль ВПП посредством корректировки данных прибора «Пеленг СФ-01».

Известна система определения (оценки) дальности видимости на ВИИ (RVR) на основе метеорологического оборудования, серийно выпускаемого фирмой Vaisala (Финляндия), в состав которого входят:

- измеритель дальности видимости Mitras (ИДВ «Mitras»), предназначенный для непрерывного дистанционного измерения коэффициента пропускания атмосферы в слое, равном длине измерительной базы в месте установке приемника и передатчика, в любое время дня и суток при любых метеорологических условиях [11, 12, 13];

- сопрягаемый с блоком электроники передатчика ИДВ «Mitras» датчик яркости фона (фоновой освещенности) LM11, предназначенный для измерения яркости фона;

- электронный блок передатчика метеорологической дальности видимости (MOR), который управляет работой приемника, передатчика и подключаемого к нему датчика яркости фона, осуществляет контроль всех функций, выполняет расчеты и внутренние тесты.

В качестве прототипа автором выбраны системы определения (оценки) дальности видимости на ВИИ (RVR), оборудованных светосигнальной системой:

- система определения RVR, состоящая из прибора измерения метеорологической оптической дальности видимости «Пеленг СФ-01» [9, 10, 11] и измерителя яркости фона «Пеленг СЛ02» [8, 9];

- система определения RVR, разработанная на основе измерителя дальности видимости (ИДВ «Mitras»), [11, 12, 13] при использовании датчика яркости фона (фоновой освещенности) LM11.

Недостатками прототипов с точки зрения заявляемых целей являются: угол поля зрения (~7°) датчиков яркости фона [8, 9, 11] не соответствует сектору обзора командира воздушного судна (ВС) на заключительном этапе снижения, обеспечивающем оптимальные условия зрительной работы;

- верхний предел диапазона измерения яркости (20 000 кд/м2 [8] и 30 000 кд/м2 [9]) не соответствует значению безусловно слепящей яркости для зрения человека;

- ориентация оптической оси датчиков яркости фона на север (в противоположную от солнца сторону) под углом к горизонту (5-10° [8, 9] и 20-50° [9, 11, 12, 13] соответственно) без учета наиболее подверженного влиянию описываемого явления курса (-ов) посадки (взлета).

Цель изобретения - обеспечение предупреждения летного экипажа ВС и органов обслуживания воздушного движения (ОВД) о слепящем воздействии низко расположенного над горизонтом солнца на глиссаде снижения и при посадке при использовании выбранного прототипа по новому предназначению при исключении вышеуказанных недостатков.

Сущность изобретения: система предупреждения экипажа воздушного суда (ВС) о слепящем воздействии низко расположенного над горизонтом солнца при посадке (взлете) содержит датчик яркости фона (1), анализирующий блок (2) и информационный блок (3).

Новым в системе является то, что телесный угол приемного устройства датчика яркости фона строго соответствует оптимальному сектору обзора командира воздушного судна при посадке (8); направление центральной оптической оси датчика строго соответствует направлению взгляда командира ВС на заключительном этапе снижения и посадки на обеспечиваемую ВПП (4) с заданным курсом; существует анализирующий блок, предназначенный для сопоставления значения измеренной яркости с верхним предельным значением яркости наблюдаемой поверхности при нормальной операторской деятельности пилота ВС; существует информационный блок, посредством которого осуществляется доведение до экипажей ВС и ОВД информации в той или иной форме об ограниченной видимости до «нулевой» из-за слепящего воздействия солнца в направлении посадочного курса.

Состав, особенности установки и принцип работы предлагаемой системы поясняется рисунком (фиг.1).

Принцип работы предлагаемой системы заключается в следующем. Около диска солнца (5) всегда наблюдается основной максимум яркости неба - околосолнечный ореол (6), имеющий угловую ширину до 10-12°. Его яркость возрастает с уменьшением прозрачности атмосферы. При малооблачном небе ореол вокруг солнца создает в поле зрения экипажа ВС фон с яркостью, являющейся безусловно слепящей для пилотов. В ходе суточного движения по небосклону низко расположенное над горизонтом в створе посадочного (взлетного) курса солнце в условиях малооблачной погоды в период времени, определяемый широтой местоположения аэродрома, и ориентацией, обеспечиваемой ВВП, создает фон с безусловно слепящей яркостью для пилотов ВС, что равносильно наличию «нулевой» посадочной видимости. Повышенная яркость фона, созданная в поле зрения датчика яркости при перекрытии околосолнечным ореолом телесного угла приемного устройства, сопоставляется в анализирующем блоке с предельно допустимым (критическим) значением яркости фона. При его превышении информационный блок осуществляет доведение до потребителей сообщения о наличии на посадке неблагоприятных условий по видимости для принятия решения.

Благодаря этому достигается технический результат: получение и доведение до летных экипажей ВС и органов ОВД информации о наличии в створе посадочного (взлетного) курса ограниченной посадочной видимости (видимости на ВПП), угрожающей безопасности полетов в метеорологическом отношении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приборы и установки для метеорологических измерений на аэродромах. Под. ред. Л.П. Афиногенова, Е.В. Романова. Л.: Гидрометеоиздат., 1981 г., 296 с.

2. Метеорологические измерения. М.: Военное издательство, 1985 г., 240 с.

4. Патент на полезную модель №2116633 кл. G01J 1/44 «Импульсный фотометр» Заявка: 97101381/25, 30.01.1997. Опубликовано: 27.07.1998.

5. Патент на полезную модель №2356031 кл. G01N 21/59 (2006.01), G01W 1/00 (2006.01) «Устройство и способ для измерения пропускания света в атмосфере и определения метеорологической дальности видимости».

6. Патент на полезную модель №2110082 кл. G01W 1/00 «Устройство для определения параметров видимости и микроструктуры атмосферных образований», Заявка: 96113307/28, 26.06.1996. Опубликовано: 27.04.1998, RU.

7. Патент на полезную модель №2034242 Кл. G01J 1/44 «Импульсный нефелометр» Заявка: 5055108/25, 08.07.1992. Опубликовано: 30.04.1995.

8. Измеритель яркости фона «Пеленг СЛ-02» производства ОАО «Пеленг» Республики Беларусь, Номер сертификата 5757, номер гос. реестра РБ 03 11 4004, 09, http://www.peleng.by/products/meteorology/datchiki_dlya_opredeleniya_parametr ov_meteovelichin/

9. Видимость для аэронавигации. Т.А. Базлова, Н.В. Бочарников, П.Я. Никишков, А.С. Солонин. СПб., ЦОП РГГМУ, 2012 г., 332 с.

10. Прибор для измерения метеорологической дальности видимости «Пеленг СФ-01» Руководство по эксплуатации. - Спб, изд. АО «Пеленг», 1999, 67 с.

11. Метеорологическое оборудование аэродромов и его эксплуатация. - СПб: Гидрометеоиздат, 2003. 592 с.

12. Измеритель дальности видимости ИДВ Mitras. Руководство по эксплуатации и обслуживанию. RVR - U192. ru 1.1, январь 1996, - Vaisala, 1996.

13. Измеритель дальности видимости ИДВ Mitras LP11/LR11. Техническое руководство. RVR-T639-S248 ru. - 1.1, январь 1997, - Vaisala, 1997.

Система предупреждения экипажа воздушного суда (ВС) о слепящем воздействии низко расположенного над горизонтом солнца при посадке, содержащее датчик яркости, анализирующий блок, информационный блок, отличающаяся тем, что:
- телесный угол приемного устройства датчика яркости фона строго соответствует оптимальному сектору обзора командира воздушного судна при посадке;
- верхний предел диапазона измерений яркости датчика превышает соответствующие значения безусловно слепящей яркости для зрения человека;
- направление центральной оптической оси датчика строго соответствует направлению взгляда командира ВС на заключительном этапе снижения и посадки на обеспечиваемую ВПП с заданным курсом;
- в систему входит анализирующий блок, предназначенный для сопоставления значения измеренной яркости фона в направлении посадки с верхним предельным значением яркости наблюдаемой поверхности при нормальной операторской деятельности пилота ВС;
- в систему включен информационный блок, предназначенный для доведения посредством каналов связи до летных экипажей ВС и органов обслуживания воздушного движения (ОВД) информации об ограниченной посадочной видимости вследствие слепящего воздействия солнца в направлении посадочного курса с целью повышения безопасности полетов в метеорологическом отношении.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к дистанционным способам радиационных исследований и может быть использовано для выявления радиационных загрязнений поверхности Земли. Сущность: на основе анализа излучений в инфракрасном диапазоне частот 8-14 мкм создают карты распределения латентного тепла в атмосфере.

Изобретение может быть использовано для определения океанографических характеристик и выявления их пространственного распределения. Сущность: система включает подспутниковые (судовые) и спутниковые средства измерений океанографических характеристик.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения вертикального профиля концентрации различных газов в атмосфере. Сущность: измеряют собственное излучение атмосферы и фона на некотором наборе частот в окрестности линии поглощения измеряемого газа.

Изобретение может быть использовано для определения океанографических характеристик и выявления их пространственного распределения. Сущность: система включает подспутниковые (судовые) и спутниковые средства измерений океанографических характеристик.

Изобретение относится к области воздушного радиационного мониторинга. Сущность: получают изображения участков в диапазоне видимых длин волн, а также в диапазоне длин волн флуоресценции атмосферного азота под воздействием ионизирующих излучений с помощью матричных фоточувствительных детекторов.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения высот изотерм в мощных конвективных облаках. Сущность: измеряют наименьшую радиационную температуру () теплового излучения, уходящего от верхних участков облачного покрова, а также температуру воздуха у поверхности Земли, соответствующую этому же району.

Изобретение относится к экологическим системам сбора и обработки информации и может быть использовано для диагностики состояния атмосферы промышленного региона.

Изобретение относится к области построения доплеровских лидаров и лазерных доплеровских измерителей скорости, предназначенных для измерения скорости ветра и выявления турбулентных процессов в атмосфере.

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано для контроля качества воздуха на объектах с искусственной средой обитания человека, например для контроля качества воздуха промышленных городов.

Изобретение относится к гидрохимии болот и может быть использовано для измерения фоновых концентраций веществ в болотных водах. Сущность: выделяют однородные участки болота на основе анализа глубин торфяной залежи и болотных фитоценозов.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения высот изотерм в мощных конвективных облаках. Сущность: измеряют наименьшую радиационную температуру теплового излучения, уходящего от верхних участков облачного покрова, температуру воздуха у поверхности Земли, соответствующую этому же району, приземное атмосферное давление и высоту нижней границы облачности. По результатам измерений рассчитывают температуру воздуха от верхней до нижней границы конвективного облака с заданной дискретностью. Сравнивают рассчитанное значение температуры со значением температуры искомой изотермы. Если , то за высоту изотермы принимают высоту расположения облачного воздуха на данном шаге. Технический результат: возможность определения высоты любой изотермы в конвективной облачности, а также возможность применения способа для различных районов и сезонов без уточнения эмпирических коэффициентов.

Изобретение относится к способам специализированного гидрометеорологического прогнозирования и может быть использовано для прогнозирования температуры рельса. Сущность: с помощью мезомасштабной модели WRF моделируют изменения гидрометеорологических параметров. Для этого в качестве фонового прогноза берут прогностические поля метеопараметров, полученные в результате работы глобальной модели общей циркуляции атмосферы и океана NCEP. Формируют начальные и граничные условия. После этого производят их уточнение по данным от метеорологического радиолокатора и специализированных станций. В результате получают прогностические значения гидрометеорологических параметров (потока приходящей коротковолновой радиации SWDOWN, потока приходящей длинноволновой радиации GLW, значения турбулентного потока тепла HFX). По данным от специализированных метеорологических станций, расположенных вдоль железнодорожной магистрали, и прогностическим значениям гидрометеорологических параметров прогнозируют температуру рельса. Технический результат: повышение качества гидрометеорологического прогнозирования. 1 ил.

Изобретение относится к области океанологии и может быть использовано для получения полей температуры океана в оперативном режиме. Заявлен способ оценки температуры поверхности океана по измерениям спутниковых микроволновых радиометров путем получения значений радиояркостных температур (Тя) по радиометрическим каналам и вычисления значения температуры поверхности океана (Ts) с использованием зависимости, учитывающей значение радиояркостных температур и коэффициентов настроенной Нейронной Сети. Используются четыре радиометрических канала, которые имеют следующие частоты и поляризационные режимы: υ1=6.9 ГГц горизонтальной поляризации, υ2=6.9 ГГц вертикальной поляризации, υ3=10.65 ГГц горизонтальной поляризации и υ4=10.65 ГГц вертикальной поляризации. Моделируется ослабление излучения слоем осадков до 30 мм/ч, что позволяет получать оценки температуры поверхности океана в широком диапазоне состояний океана и атмосферы для всего диапазона температур океана в условиях, включающих наличие мощной облачности и осадков до 30 мм/ч. Технический результат - повышение точности и достоверности получаемых данных.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для оценки интегральной влажности атмосферы над океаном. Сущность: получают значения радиояркостных температур по четырем радиометрическим каналам, имеющим частоты 18,7 ГГц и 36,5ГГц горизонтальной поляризации и 23,8 ГГц вертикальной и горизонтальной поляризаций. Вычисляют значения интегральной влажности с использованием зависимости, учитывающей значения радиояркостной температуры и коэффициентов настроенной Нейронной Сети. При этом численные значения упомянутых коэффициентов настроенной Нейронной Сети получают математическим моделированием уходящего излучения системы Океан - Атмосфера и проведением численного эксперимента с использованием Нейронных Сетей в качестве оператора решения обратной задачи с последующей настройкой способа на совмещенных в пространстве и во времени глобальных спутниковых и наземных измерениях. Технический результат: повышение точности оценки, расширение диапазона условий применения.

Изобретение относится к области дистанционного мониторинга природной среды и касается способа определения объема выбросов в атмосферу от природных пожаров. Способ включает синхронную съемку поверхности установленными на космическом носителе цифровой видеокамерой и гиперспектрометром, выделение методами пространственного дифференцирования функции яркости видеоизображения контура пожара, калибровку яркости пикселей внутри контура, расчет по измерениям гиперспектрометра концентрации вредных выбросов от пожара по эталонному затуханию дважды прошедшего атмосферу светового луча в полосе поглощения кислорода 761…767 нм и его затуханию в видимом диапазоне. Объем выбросов определяется из соотношения V=mΣ·S·H·A, где mΣ - средняя концентрация вредных выбросов от пожара, S - площадь контура пожара, Н - высота источника выбросов (древостоя), А - метеорологический коэффициент высотной температурной стратификации атмосферы. Технический результат заключается в обеспечении возможности количественного определения объема выбросов. 8 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области физики атмосферы и атмосферного электричества и может быть использовано для обнаружения когерентных турбулентных структур приземной атмосферы и определения их пространственно-временных масштабов. Сущность: проводят синхронную регистрацию сигналов аэроэлектрических турбулентных пульсаций в нескольких точках, разнесенных в линию на фиксированные расстояния, с заданным временным разрешением над земной поверхностью на фиксированной высоте. Измеряют горизонтальную скорость воздушного потока с последующим определением ее среднего значения за время измерения. Строят усредненную структурную функцию аэроэлектрических турбулентных пульсаций и кривую ее аппроксимации. Выявляют когерентные турбулентные структуры приземной атмосферы по наличию уровня постоянных значений структурной функции. Измеряют временной интервал регистрации сигналов аэроэлектрических турбулентных пульсаций, соответствующих когерентным турбулентным структурам приземной атмосферы. Определяют высоту когерентных турбулентных структур приземной атмосферы по горизонтальной координате точки пересечения уровня постоянных значений и кривой аппроксимации усредненной структурной функции. Определяют ширину когерентных турбулентных структур приземной атмосферы как произведение среднего значения горизонтальной скорости воздушного потока на временной интервал регистрации сигналов аэроэлектрических турбулентных пульсаций. Технический результат: повышение точности определения когерентных турбулентных структур атмосферного пограничного слоя. 3 ил.

Изобретение относится к области океанографии и может быть использовано для определения характеристик поверхностных морских течений. Сущность: двухполяризационные радиолокационные изображения трансформируют в два новых изображения, которые несут информацию о спектре коротких Брэгговских волн и обрушений ветровых волн. Посредством совместной обработки полученных изображений определяют величину дивергенции течений, а также ее продольный и поперечный размеры. Технический результат: возможность определения характеристик поверхностных морских течений в любой точке Мирового океана при любых освещенности и облачности.

Изобретение относится к способам исследований атмосферных электрических полей. Сущность: осуществляют мониторинг характеристик рассеянного атмосферой поляризованного солнечного света в плоскости, нормальной к вектору, ориентированному от контролируемой области пространства в направлении на Солнце. Сравнивают характеристики поляризованного света, регистрируемые аппаратурой мониторинга в двух взаимно ортогональных плоскостях. Причем мониторинг осуществляют с платформы наведения, установленной на борту высотного летательного аппарата или естественного спутника планеты. В процессе мониторинга для разных моментов времени синхронно вычисляют параметры двух векторов: вектора, ориентированного от контролируемой области пространства, в том числе над облаками, в направлении на Солнце, и вектора, ориентированного от аппаратуры мониторинга в направлении на контролируемую область пространства. Ориентируют аппаратуру мониторинга по вектору, ориентированному в направлении на контролируемую область пространства. Осуществляют мониторинг характеристик рассеянного атмосферой поляризованного солнечного света в периоды, когда угол между синхронно вычисленными векторами находится в пределах не менее 45° и не более 135°. Технический результат: повышение оперативности, расширение функциональных возможностей. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области гидрометеорологии и может быть использовано для прогнозирования штормовых подъемов уровней воды или наводнений. Сущность: создают архив наводнений (дата-уровень) за максимально возможный период. Создают архив полей приземного атмосферного давления по срочным данным (за два срока) в районе формирования штормовых циклонов над морским устьевым участком реки. Рассчитывают повторяемость наводнений по всем месяцам года. По величине повторяемости наводнений выделяют “наводненческий период” (повторяемость больше 1%) и “ненаводненческий период” года. Для месяцев, вошедших в “ненаводненческий период”, наводнения считаются маловероятным событием, поэтому автоматически делают вывод о ненаступлении “наводненческой ситуации”. Для каждого месяца “наводненческого периода” определяют эмпирические ортогональные функции (ЭОФ) по всему архиву срочных наблюдений полей приземного атмосферного давления. Затем для каждого месяца “наводненческого периода” рассчитывают эмпирические ортогональные составляющие (ЭОС). Выделяют диапазон трех первых ЭОС от минимального до максимального значения для дат наводнений каждого месяца “наводненческого периода”, формируют эталонную область ЭОС для каждого месяца. После этого по результатам оперативного гидродинамического прогноза поля приземного атмосферного давления рассчитывают ЭОС по ранее созданным ЭОФ для данного месяца. Определяют принадлежность ЭОС прогностического поля к эталонной области ЭОС наводнений прогнозируемого месяца. Делают вывод о наступлении/ненаступлении на анализируемый прогностический срок “наводненческой ситуации”. При анализе прогностического срока “наводненческой ситуации” рассчитывают число штормов с заданной непрерывной продолжительностью для заданной доверительной вероятности штормовых условий. Выявляют промежуток времени, в пределах которого скорость ветра позволяет выполнить безопасный переход судна. Определяют пространственное распределение фазы колебаний акватории по измерениям высоты уровня моря посредством альтиметрических спутников. Выделяют приливные и сейшевые колебания уровня моря. Технический результат: расширение функциональных возможностей. 8 ил.
Изобретение относится к системам освещения ледовой обстановки и предотвращения воздействия ледовых образований на морские объекты хозяйственной деятельности. Сущность: система включает средства мониторинга гидрометеорологической обстановки в регионе размещения морских объектов хозяйственной деятельности, средства определения характеристик ледовых образований, средства защиты от воздействия ледовых образований, средства отображения ледовых образований, систему контроля состояния кессона, командно-управляющий комплекс, соединенный со средствами мониторинга гидрометеорологической обстановки, средствами определения характеристик ледовых образований и средствами защиты от воздействия ледовых образований. Причем средства защиты от воздействия ледовых образований выполнены способными выдерживать нагрузку, сравнимую с критической нагрузкой, возникающей при ударе ледяного массива. Система контроля состояния кессона включает датчик деформации для измерения ледовых нагрузок на кессон, инклинометр для измерения наклонов кессона, грунтовой динамометр для измерения нагрузки на грунт, преобразователь давления (пьезометр) для измерения и оценки возможного повышения избыточного давления в грунтах от динамических горизонтальных нагрузок. Средства защиты от воздействия ледовых образований выполнены в виде подводных и надводных модулей. При этом подводные модули снабжены холодильными агрегатами. Надводные модули выполнены в виде выдвижных конструкций и беспилотных летательных аппаратов, снабженных устройствами автоматического дозирования химических реагентов, наносимых на ледовое образование, в виде карбида кальция. Технический результат: повышение надежности защиты морских объектов хозяйственной деятельности в периоды льдообразования, дрейфа и торошения ледяных полей, расположенных в условиях как мелкого, так и глубокого морей. 2 з.п. ф-лы.
Наверх