Мультипликатор к газотурбинному двигателю

Изобретение относится к мультипликатору для газотурбинного двигателя. Его турбинное колесо представляет собой механическую передачу, состоящую из ведущего корпуса (6), на внешней окружной поверхности которого размещены турбинные лопатки (8). Внутренняя рабочая поверхность корпуса (6) выполнена в виде эпитрохоидального контура (7), очерченного вершинами ведомого трехуглового ротора. В роторе (4) соосно расположен кривошип (2), который выполнен эксцентрично по отношению к единому с ним стакану (3). Ось стакана (3) совпадает с центром эпитрохоидального контура (7). Радиусы стакана (3) и кривошипа (2) соотносятся как 2:3. Эксцентриситет составляет половину радиуса стакана (3). Достигается увеличение нагрузочной способности и долговечность устройства. 1 ил.

 

Изобретение относится к области энергетики, в частности к газотурбинному двигателю /ГТД/ /См., например, Политехнический словарь, М. Советская Энциклопедия, 1977, стр. 101/. Это тепловой двигатель, в котором энергия вжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины. Весьма эффективное применение ГТД находят во всех видах транспорта /воздушном, наземном, надводном и подводном/, особенно в оборонном применении. Однако это применение является ограниченным в связи со сложностью изготовления и ремонта. Задачу резкого увеличения эффективности ГТД /нагрузочной способности, долговечности, КПД/ и его востребованности можно решить, изменив схему трансмиссии от рабочего колеса турбины к нагрузочному валу. Известна "Механическая передача" /патент №2364775/, включающая корпус, ведущее и ведомое звенья, отличающаяся тем, что рабочая поверхность корпуса выполнена в виде эпитрохоидального контура, очерченного вершинами ведущего трехуглового ротора с расположенным в нем соосно ведомым кривошипом, выполненным эксцентрично по отношению к единому с ним стакану, ось которого совпадает с центром эпитрохоидального контура, при этом радиусы стакана и кривошипа соотносятся как 2:3, а эксцентриситет составляет половину радиуса стакана.

Решение поставленной задачи достигается тем, что рабочее колесо турбины представляет собой механическую передачу, состоящую из ведущего корпуса, на внешней окружной поверхности которого размещены турбинные лопатки, а его внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде эпитрохоидального контура, очерченного вершинами ведомого трехуглового ротора с расположенным в нем соосно кривошипом, выполненным эксцентрично по отношение к единому е ним стакану, ось которого совпадает с центром эпитрохоидального контура, радиусы стакана и кривошипа соотносятся как 2:3, а эксцентриситет составляет половину радиуса стакана.

Новизна изобретения усматривается в троекратном увеличении частоты вращения вала ГТД в сравнении с его существующим исполнением.

По данным патентной и научно-технической информации заявленная конструкция не обнаружена, что позволяет судить об изобретательском уровне предлагаемого решения.

Промышленная применимость обусловлена решением поставленных задач плюс надежность и экономичность.

На чертеже /Фиг. 1/ представлена принципиальная схема газотурбинной части ГТД, которая устроена следующим образом.

На валу 1 закреплен с возможностью разъемного соединения, например шлицевого, кривошип 2, выполненный эксцентрично по отношению к единому с ним стакану 3, ось которого совпадает с осью вала 1. Ось самого кривошипа 2 совпадает с центром трехуглового ротора 4, допускающего относительное вращение с кривошипом 2. Радиусы стакана 3 и кривошипа 2 соотносятся как 2:3, а эксцентриситет составляет половину радиуса стакана 3. Все три угла ротора 4 находятся в беспрерывном контакте с внутренним контуром 5 ведущего корпуса 6, а описываемая ими траектория является эпитрохоидой 7. На внешней окружной поверхности корпуса 6 размещены турбинные лопатки 8. Контактная площадь силового воздействия ротора 4 на кривошип 2 неизменна и составляет половину цилиндрической поверхности кривошипа 2. Это многократное увеличение нагрузочной способности на валу 1. Подвижные соединения ротора 4 с корпусом 6 и кривошипом 2 могут быть выполнены посредством шариков или роликов, что исключает трение скольжения в мультипликаторе вообще. Это существенное увеличение его долговечности.

Работает мультипликатор следующим образом. Через сопловый агрегат С энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу 1 газовой турбины посредством турбинных лопаток 8, расположенных на ведущем корпусе 6, и выпускных патрубков 9. При вращении ведущего корпуса 6 в указанном направлении ротор 4 приходит во вращательно-переносное /планетарное/ движение. Поворачиваясь на 60 градусов, левая вершина ротора 4 встречается с верхним выступом корпуса 6, одновременно осаживая центр кривошипа 2 /ротора 4/ вниз по дуге в 180 градусов, опирающейся на диаметр окружности, равный двум эксцентриситетам. Правая же вершина ротора 4, оказавшись в нижнем положении, симметричном исходному верхнему относительно горизонтальной оси корпуса 6, в свою очередь, при дальнейшем повороте ротора на 60 градусов, набегает на нижний выступ корпуса 6, тем самым вытесняя центр кривошипа 2 вверх, завершая полный его и стакана 3 оборот. Следовательно, повороту ротора 4 на 120 градусов соответствует один оборот стакана 3, а одному обороту ротора 4 соответствуют 3 оборота стакана 3 /нагрузочного вала 1/.

Для реализации изобретения необходимы следующие технологии и оборудование: литейное производство корпусных заготовок и лопаток; штамповочное оборудование для производства заготовок ротора и кривошипа. Станки: вертикально- и горизонтально-фрезерный с ЧПУ; токарный, сверлильный, протяжный, шлифовальный.

Мультипликатор к газотурбинному двигателю, включающий сопловый агрегат, рабочее колесо турбины и выпускные патрубки, отличающийся тем, что рабочее колесо турбины представляет собой механическую передачу, состоящую из ведущего корпуса, на внешней окружной поверхности которого размещены турбинные лопатки, а его внутренняя рабочая поверхность выполнена в виде эпитрохоидального контура, очерченного вершинами ведомого трехуглового ротора с расположенным в нем соосно кривошипом, выполненным эксцентрично по отношению к единому с ним стакану, ось которого совпадает с центром эпитрохоидального контура, радиусы стакана и кривошипа соотносятся как 2:3, а эксцентриситет составляет половину радиуса стакана.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механическим усилителям мощности и может быть использовано в энергетических установках. Усилитель мощности содержит основание, коленчатый вал, связанный посредством шатуна с коленными рычагами, и ползун.

Изобретение относится к машиностроению, к конструированию роботов и манипуляторов и предназначено для использования в сфере производства, где требуются к выполнению однообразные, утомительные, физически тяжелые и опасные для человека работы.

Изобретение относится к безшатунным механизмам преобразования возвратно-поступательных движений и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания и других поршневых машин.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное. .

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в переналаживаемых автоматических линиях и в робототехнике, где требуются регулируемые остановки ведомого вала без разрыва кинематической цепи привода.

Изобретение относится к бесшатунным механизмам преобразования вращения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к бесшатунным механизмам вращения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению и служит для передачи вращательного движения с преобразованием частоты вращения и соответствующим изменением вращающего момента.

Редуктор // 2296897
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как составная часть силовых и кинематических редукторов. .

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к приводу стрелочного перевода. Привод содержит по крайней мере один выключатель электродвигателя, соединённого с редуктором.

Изобретение относится к деталям машин, а именно к зубчатым редукторам общего назначения. Редуктор содержит корпус (1) и арочную цилиндрическую зубчатую передачу, содержащую малое (2) и большое (3) зубчатые колеса.

Изобретение относится к машиностроению, где требуется преобразование крутящего момента с большим передаточным отношением и малыми габаритами. Малогабаритный двухступенчатый конический волновой редуктор содержит кривошипный вал, выходной вал, внешнее, внутреннее, корпусное и коническое колесо выходного вала.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к пружинно-зубчатым предохранительным выключателям. Выключатель содержит платформу (1), с неподвижно закрепленными выключателем (2) и опорами (3, 4), в которых с возможностью вращения установлена ось (5), на которой размещен вал (6), имеющий больший диаметр, чем ось.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам. Дифференциальный редуктор содержит корпус, размещенные в нем зубчатые шестерню и колесо с внешними и внутренними зубьями, расположенные на одной геометрической оси, входящие в зацепление с внешними зубьями промежуточных шестерней, установленных посредством осей на корпусе редуктора.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дробилке, оборудованной устройством привода зубчатого венца. Горизонтальная дробилка оборудована приводным устройством (8) для зубчатого венца (6), содержащим редуктор (10), который содержит приводной вал (18), выполненный с возможностью соединения с двигателем по меньшей мере одну выходную шестерню (20), при этом выходная шестерня или каждая выходная шестерня выполнена с возможностью зацепления с зубчатым венцом и с возможностью приведения во вращение приводным валом, и картер (22).

Изобретение относится к деталям машин, а именно к зубчатым редукторам общего назначения. Редуктор содержит корпус (1) и по меньшей мере одну арочную цилиндрическую зубчатую передачу, содержащую малое (2) и большое (3) зубчатые колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве приводов автоматики изделий авиационной и ракетной техники. Электропривод содержит корпус, размещенные внутри него на плате электродвигатель с шестерней на его валу и цилиндрический зубчатый редуктор из n (n=2, 3 и т.д.) установленных на подшипниках валов.

Изобретение относится к редукторам типа 2К-Н с двумя внутренними зацеплениями для передачи и трансформации крутящего момента. Редуктор содержит цилиндрический корпус, заднюю торцевую крышку, переднюю торцевую крышку с неподвижным центральным зубчатым колесом внутреннего зацепления, выходной вал с подвижным центральным зубчатым колесом внутреннего зацепления, сдвоенное зубчатое колесо наружного зацепления с отверстием.

Изобретение относится к электрическому приводу с редуктором. Редуктор электрического привода содержит понижающую ступень, имеющую солнечную шестерню (42), входящую в зацепление с одной планетарной передачей (46), вращающейся вокруг соответствующего вала (47), расположен в барабане (45).

Система винтов противоположного вращения для турбомашины летательного аппарата содержит свободную силовую турбину, первый и второй винты противоположного вращения и устройство механической трансмиссии.
Наверх