Буксируемое устройство для разрушения ледового покрова и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания разрушающих лед технических средств, работающих в сочетании с ледоколом, для формирования канала для сбора разливов нефти механическим способом. Предложено буксируемое устройство для разрушения ледового покрова и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов, включающее корпус, состоящий из двух боковых ледокольных корпусов и размещенного перед ними центрального вспомогательного ледокольного корпуса, связанных между собой рамой. Связь боковых ледокольных корпусов друг с другом выполнена с возможностью их перемещения в поперечном направлении относительно центрального вспомогательного корпуса. Буксируемое устройство оснащено ледоотводящим клином, прикрепленным своей носовой частью к центральному вспомогательному корпусу, а к боковым ледокольным корпусам он прикреплен через свои образующие, подвижно связанные с упомянутыми корпусами с возможностью изменения фиксируемой ширины клина. В корпусе клина вдоль его образующих в районе уровня поверхности воды выполнены проемы для прохождения мелких битых льдин и нефтяных разливов. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледового покрова для формирования фарватера для сбора нефтяных разливов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания разрушающих лед технических средств, работающих в сочетании с ледоколом, которые смогут формировать канал, свободный от крупных льдин, для ликвидации разливов нефти механическим способом.

Известно буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах (Патент РФ №2508224 от 27.02.2014 г., авторы: Р.И. Кильдеев, Н.Ю. Клементьева, К.Е. Сазонов, О.Я. Тимофеев), корпус которого выполнен состоящим из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и центрального вспомогательного ледокольного корпуса, связанных между собой рамой, принятое за прототип.

Недостатком известного буксируемого устройства является то, что его боковые ледокольные корпуса, разрушая лед, скалывают значительные его куски и направляют их в канал, проложенный буксирующим их судном, покрывая в нем свободную поверхность воды. И при наличии нефтяных разливов они препятствуют возможности их отделения от битого льда с водой. Кроме того, устройство не обеспечивает возможности изменения ширины формируемого канала в сторону уменьшения для использования нефтесборщиков с малой зоной сбора.

Заявленное изобретение решает задачу по обеспечению изменения ширины прокладываемого буксируемым устройством канала и освобождения поверхности в средней части по ширине канала от крупных битых льдин для сбора нефтяных разливов с помощью нефтесборщиков.

Для этого у буксируемого устройства для разрушения ледового покрова и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов, включающего корпус, состоящий из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и размещенного перед ними по диаметральной плоскости буксируемого устройства центрального вспомогательного ледокольного корпуса, связанных между собой рамой, по изобретению связь боковых ледокольных корпусов друг с другом выполнена с возможностью их перемещения в поперечном направлении относительно центрального вспомогательного корпуса. При этом буксируемое устройство оснащено ледоотводящим клином, прикрепленным своей носовой частью к центральному вспомогательному корпусу, а к боковым ледокольным корпусам он прикреплен через свои образующие, подвижно связанные с упомянутыми корпусами с возможностью изменения фиксируемой ширины клина. Причем в корпусе клина вдоль его образующих, в районе уровня поверхности воды, выполнены проемы для прохождения мелких битых льдин и нефтяных разливов.

Кроме того, подвижная связь образующих ледоотводящего клина с боковыми ледокольными корпусами осуществлена через раму, соединяющую упомянутые корпуса друг с другом.

Ширина проемов в образующих ледоотводящего клина составляет не более 1,5 метров.

Оснащение буксируемого устройства ледоотводящим клином позволяет формировать зону поверхности воды с мелкобитым льдом в канале за счет отведения ледоотводящим клином крупных битых льдин к краям формируемого во льду канала для обеспечения возможности сбора нефтяных разливов нефтесборщиками.

Крепление боковых ледокольных корпусов с возможностью их перемещения в поперечном направлении относительно центрального вспомогательного корпуса позволяет обеспечить изменение ширины формируемого во льду канала, а также предотвратить возможность забивания битым льдом проемов между боковыми ледокольными корпусами и ледоотводящим клином.

Выполнением проемов в образующих ледоотводящего клина обеспечивается прохождение нефтяных разливов и мелкобитого льда в зону сбора нефтяных разливов с поверхности воды нефтесборщиком.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунком, на котором схематично представлено изображение предлагаемого буксируемого устройства для разрушения ледового покрова и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов.

Буксируемое устройство включает корпус 1, который состоит из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости (ДП) устройства двух боковых ледокольных корпусов 2 и 3 одинаковой ширины, а также центрального вспомогательного ледокольного корпуса 4, расположенного также по ДП устройства перед боковыми ледокольными корпусами 2 и 3, соединенных между собой рамой 5. Ледокольные корпуса 2, 3 расположены с отстоянием вниз и в стороны от центрального вспомогательного корпуса 4 так, что линия их форштевней проходит вблизи плоскости миделевого сечения упомянутого корпуса 4. Центральный вспомогательный корпус 4 с рамой 5 соединен жестко, а боковые ледокольные корпуса 2 и 3 с рамой 5 соединены подвижно. Рама 5 соединена при помощи буксировочных тросов 6 с буксирующим судном 7. Устройство имеет ледоотводящий клин 8, шарнирно прикрепленный к центральному вспомогательному корпусу 4, к раме 5 и к боковым корпусам 2 и 3, в корпусе которого вдоль его образующих, на уровне поверхности воды, выполнены проемы 9 для прохождения мелкобитого льда и нефтяных разливов.

Формирование фарватера во льдах для сбора нефтяных разливов с помощью предлагаемого буксируемого устройства осуществляется следующим образом.

При движении во льдах буксирующее судно 7 с предлагаемым буксируемым устройством разрушает ледовый покров, образуя канал 10. Боковые ледокольные корпуса 2 и 3 разрушают ледовый покров, расширяя канал 10 до необходимой ширины, скалывая льдины и направляя их в канал 11 между центральным вспомогательным корпусом 4 и боковыми ледокольными корпусами 2, 3, и в результате формируют широкий ледяной канал 12 с битым льдом. Крупные куски битого льда, двигаясь в канале 11 и попадая на образующие ледоотводящего клина 8, отводятся клином по краям формируемого канала 12, а мелкобитый лед и нефтяной разлив, проходя через проемы 9 в корпусе ледоотводящего клина 8, собираются в зоне 13 работы нефтесборщика (на рисунке не показан).

Предлагаемое буксируемое устройство обеспечивает возможность разрушения ледового покрова, освобождения поверхности канала от крупных битых льдин и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов в условиях наличия в акватории ледяного покрова, что его выгодно отличает от прототипа.

1. Буксируемое устройство для разрушения ледового покрова и формирования фарватера для сбора нефтяных разливов, включающее корпус, состоящий из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и размещенного перед ними по диаметральной плоскости буксируемого устройства центрального вспомогательного ледокольного корпуса, связанных между собой рамой, отличающееся тем, что связь боковых ледокольных корпусов друг с другом выполнена с возможностью их перемещения в поперечном направлении относительно центрального вспомогательного корпуса, при этом буксируемое устройство оснащено ледоотводящим клином, прикрепленным носовой частью к центральному вспомогательному корпусу, а к боковым ледокольным корпусам он прикреплен через свои образующие, подвижно связанные с упомянутыми корпусами с возможностью изменения фиксируемой ширины клина, причем в корпусе клина вдоль его образующих в районе уровня поверхности воды выполнены проемы для прохождения мелких битых льдин и нефтяных разливов.

2. Буксируемое устройство по п. 1, отличающееся тем, что подвижная связь образующих ледоотводящего клина с боковыми ледокольными корпусами осуществлена через раму, соединяющую упомянутые корпуса друг с другом.

3. Буксируемое устройство по п. 1, отличающееся тем, что ширина проемов в образующих ледоотводящего клина составляет не более 1,5 метров.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морской ледотехники, касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей и решает задачу по уменьшению смещения технологической плавучей платформы при ее развороте под действием внешних сил со стороны ледовых образований за счет повышения скорости ее разворота, по защите турели и райзерных линий от контакта с килем тороса и с притопленными корпусом льдинами.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к судам для выполнения подводно-технических работ. Предложен двухплатформенный комплекс плавучих средств для строительства, ремонта и обследования морских трубопроводов и сооружений в ледовых условиях, включающий судно ледового плавания и технологическое оборудование для обследования, строительства и ремонта морских технических объектов с модулем для подводной стыковки и сварки морских трубопроводов на нефтяных и газовых месторождениях.

Изобретение относится к области судостроения и касается повышения ледовой проходимости судов. Предложено судовое ледокольное устройство, которое содержит колун, закрепленный шарнирно на горизонтальной оси в носовой подводной части судна так, что во время хода судна колун находится подо льдом и направлен вперед.
Изобретение относится к области использования технических средств освоения океана и проведения подводно-технических и спасательных работ в условиях наличия ледового покрова.

Изобретение относится к технологиям разрушения ледяного покрова для вскрытия прохода через ледовое поле. Способ разрушения ледяного покрова основан на использовании двух видов воздействия на ледяное поле: облучение мощным лазерным излучением и нагружение льда корпусом ледокола.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в покрытых льдом водах. Предложено устройство для растапливания льда для прохождения судна, включающее в себя: котел, сконфигурированный с возможностью нагревать теплоноситель; высокотемпературный насос, сконфигурированный с возможностью переносить нагретый теплоноситель; нагревательный кожух, сконфигурированный с возможностью нагрева посредством теплоносителя, переносимого посредством высокотемпературного насоса, и присоединенный к носовому отсеку судна; и установку получения струи горячего газа, сконфигурированную с возможностью расположения спереди от нагревательного кожуха и выбрасывания струей воздуха, нагретого посредством теплоносителя.

Изобретение относится к разрушению ледяного покрова в период льдообразования, дрейфа и в период торошения ледяных полей, расположенных как в условиях мелкого, так и глубокого морей.
Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и откачки из зоны в оконечности корпуса, в направлении которой производится движение судна, при этом откачку воды осуществляют движителем судна или его средством активного управления.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям кормовых оконечностей судов ледового плавания. Предложена кормовая оконечность судна ледового плавания, содержащая ледорезный выступ, жестко закрепленный на ахтерштевне в диаметральной плоскости судна и расположенный позади пера руля по ходу движения судна.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии посредством нагружения льда снизу за счет создания силы плавучести.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования бульбообразной носовой оконечности судна. Предлагается лидирующую оконечность носового бульба подводной части корпуса судна в горизонтальных продольных сечениях выполнять по дуге окружностей радиусом RГ и углом L кругового сектора полуконтакта, равным углу φВ внутреннего трения воды на глубине h (см) от свободной поверхности, L°=φ°В=arctg[1-Св/(γВ·h)]=arctg[1-(0,28/h)], где Св =274,642·10-6 (кг/см2) - удельное сцепление воды, γВ=981·10-6(кг/см3) - удельный вес воды, а в вертикальных продольных сечениях - по дуге окружностей радиусом Rв с углом β кругового сектора полуконтакта, равным углу φВ внутреннего трения воды на глубине h>80 см, β°=φ°В=45°.

Изобретение относится к средствам маскировки судов, преимущественно подводных. Для маскировки подводного аппарата изменяют плотность воды в следе аппарата.

Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано при проектировании, строительстве и эксплуатации судов. Судно переднеприводное с аэродинамической разгрузкой выполнено продольно-сочлененным, двухкорпусным.

Изобретение относится к области судостроения и касается судов, имеющих подводные крылья. Предложен корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, расположенные в его носовом и кормовом участках подводные крылья, которые прикреплены непосредственно к стенке, выполнены плоскими, имеют дугообразную/стреловидную/треугольную форму и расположены одно над другим/со смещением одного относительно другого.

Изобретение относится к области судостроения и касается проектирования обводов носовой оконечности грузовых судов с коэффициентом общей полноты около 0,94. Предложена носовая оконечность судна смешанного плавания, имеющая шпангоуты U-образной формы.

Изобретение относится к области судостроения и касается судов на подводных крыльях. Предложен корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную и подводную части, на стенке между носовым и кормовым участками с каждого борта установлено по меньшей мере одно расположенное наклонно по отношению к ватерлинии подводное крыло с возможностью его поворота из рабочего состояния в нерабочее и наоборот.

Изобретение относится к области судостроения и касается модульных плавучих конструкций для различного типа сооружений. Предложена модульная полупогружная конструкция 1, содержащая платформу для размещения на борту различных типов сооружений вблизи морского побережья или берегов озер и рек.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования корпуса судна туннельно-скегового типа. Корпус судна имеет надводный корпус и подводный корпус, имеющий криволинейные борта ниже конструктивной ватерлинии, сходящиеся к носу.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к судам с лопастными гребными колёсами. Корма судна с лопастными гребными колёсами выполнена в виде двух сквозных водопроточных каналов, разделяющих днище на три водоизмещающих секции.

Изобретение относится к судостроению, а именно к средству водного транспорта с основным корпусом и по меньшей мере одним аутригером. Тримаран содержит по меньшей мере два аутригера с возможностью регулирования по высоте.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпусов водоизмещающих судов, сочетающих элементы, характерные для обводов однокорпусных судов и тримаранов. Корпус водоизмещающего судна-полутримарана имеет носовую оконечность с обводами водоизмещающего однокорпусного судна и кормовую оконечность с обводами тримарана, включающую средний основной корпус и два сравнительно узких боковых корпуса - аутригеры. Указанные элементы тримаранной кормовой оконечности образуют между собой два туннеля. Внешние борта и палуба (палубы) носовой оконечности плавно переходят во внешние борта аутригеров тримарана и палубу (палубы) кормовой оконечности. В целом корпус судна имеет плавные обводы, соответствующие водоизмещающему режиму движения. Между носовой и кормовой оконечностями имеется зона плавного взаимного перехода их обводов, включающая два симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости корпуса судна боковых участка днища, плавно поднимающихся по длине судна от однокорпусной носовой оконечности к действующей ватерлинии в туннелях между элементами тримаранной кормовой оконечности. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик судна, включая его мореходные качества. 5 з.п. ф-лы, 16 ил.
Наверх