Способ определения радиуса кривизны цилиндрических поверхностей бесконечной длины

Изобретение относится к карьерному железнодорожному транспорту и может быть использовано при определении радиуса кривизны рабочей поверхности железнодорожного рельса. Для определения радиуса кривизны цилиндрических поверхностей бесконечной длины, например рабочей поверхности железнодорожного рельса, определяют ширину дорожки катания колеса и высоту сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу окружности контура поверхности дорожки катания. Вычисляют частное от деления суммы квадратов полуширины дорожки катания колеса и высоты сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу поверхности дорожки катания, на удвоенную высоту сегмента. Высоту сегмента измеряют по оси, проходящей по центру дорожки катания колеса перпендикулярно хорде, стягивающей крайние точки дуги поверхности дорожки катания. Достигается возможность непосредственно в условиях карьера без сложных вычислений определить радиус кривизны рабочих поверхностей рельсов и принять меры для своевременной профилировки изношенных рельсов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к карьерному железнодорожному транспорту, а именно к способам определения радиуса кривизны цилиндрических поверхностей бесконечной длины, например рабочей поверхности железнодорожного рельса.

В процессе эксплуатации колесо железнодорожного транспорта при качении по рельсу движется со скольжением, вследствие чего в зоне контакта колеса с рельсом трущиеся поверхности подвергаются износу. Рабочий профиль головки рельса вследствие износа изменяется, «уплощается», т.е. становится плоским, и первоначальные радиусы кривизны рабочих поверхностей профиля головки рельса (выкружки) изменяются (как правило, увеличиваются). В результате изменяется геометрический профиль рабочей поверхности рельса, для восстановления которого требуется постоянный контроль (мониторинг) радиусов кривизны цилиндрических поверхностей, образующих геометрический профиль рабочей поверхности железнодорожного рельса.

При движении железнодорожного состава на поверхности рельсов образуется дорожка катания, расположенная на прямолинейных участках примерно симметрично относительно продольной оси рельса, а на криволинейных участках - в области радиуса закругления головки рельса (соответственно - фиг. 1, 2) (Лужнов Ю.М. Нанотрибология сцепления колес с рельсами. Реальность и возможности. М.: Интекст, 2009. 176 с.).

Известен способ определения радиуса кривизны цилиндрической поверхности железнодорожного рельса с помощью прибора для снятия очертаний профиля рельса, заключающийся в том, что на поверхность, подлежащую измерению, устанавливают подвижные игольчатые острые стержни по очертанию измеряемого рельса, после чего игольчатые острия фиксируют, снимают с рельса и очертания снятого профиля переносят на бумагу (Васильев Н.Н., Исаакян О.Н. и др. Профилограф. // в кн. «Технический железнодорожный словарь» - М.: Государств. трансп. жел. дор. изд.-во, 1941). Недостатком данного способа для применения в условиях карьера является то, что не обеспечивает при его применении в условиях карьеров необходимую точность измерения и сопряжен с большими трудозатратами вследствие необходимости изготовления шаблонов и сравнением профиля изношенного рельса с неизношенным.

Известен способ измерения геометрических параметров цилиндрической поверхности детали с помощью накладного прибора для измерения радиуса кривизны цилиндрической поверхности.

Данный способ включает измерение радиуса кривизны с помощью установленной на цилиндрическую поверхность оптической системы (RU 2180428 C2. Накладной прибор для измерения геометрических параметров цилиндрической поверхности крупногабаритных деталей).

Недостатком этого способа является то, что несмотря на высокую точность он предусмотрен для измерения радиусов крупногабаритных деталей и при измерении радиусов кривизны рабочих поверхностей рельсов в условиях карьеров его применение связано со значительными трудностями технического и организационного характера.

Известен также способ определения радиуса кривизны цилиндрической поверхности, заключающийся в том, что по поверхности, подлежащей измерению, устанавливают и перемещают материальное тело в заданном направлении, измеряют мгновенные значения его нормального ускорения и касательной скорости и данные измерения используют для вычисления кривизны путем деления величины нормального ускорения на квадрат значения касательной скорости (Вериго М.Ф., Ромен Ю.С. Способ определения кривизны поверхности. А.с. 379719).

Техническим результатом известного способа является определение радиуса кривизны рабочей поверхности рельса. Это техническое решение принято авторами в качестве прототипа. Недостатком известного способа является необходимость применения сложных электроизмерительных приборов и выполнение математических действий с помощью специального вычислительного устройства.

Техническим результатом предлагаемого способа является определение радиуса кривизны рабочей поверхности рельса, а также снижение трудозатрат при измерении и уменьшение времени для обработки результатов измерения непосредственно в условиях карьера.

Технический результат достигается следующим образом. В способе определения радиуса кривизны цилиндрической поверхности по поверхности, подлежащей измерению, устанавливают и перемещают материальное тело, например измерительный инструмент, и определяют ширину дорожки катания колеса и высоту сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу окружности контура поверхности дорожки катания, и вычисляют частное от деления суммы квадратов полуширины дорожки катания колеса и высоты сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу поверхности дорожки катания, на удвоенную высоту сегмента. При этом высоту сегмента измеряют по оси, проходящей по центру дорожки катания колеса перпендикулярно хорде, стягивающей крайние точки дуги поверхности дорожки катания.

На фиг. 1 и фиг. 2 показаны возможное расположение дорожек катания колеса локомотива по поверхности рельса соответственно на прямолинейных и криволинейных участках рельсового пути.

На фиг. 3 показана схема измерения радиуса кривизны рельса при движении на прямолинейных участках рельсового пути, а на фиг. 4 - на кривых участках рельсового пути при гребневом контакте колеса с рельсом.

Обозначения на фигурах 1 и 2: 1 - рельс, 2 - колесо. На фигурах 3 и 4: 3 - сегмент, образованный дугой окружности ACB контура поверхности дорожки катания колеса 2 по рельсу 1 и хордой AB, стягивающей дугу ACB; 4 - ось, проходящая по центру дорожки катания колеса по рельсу перпендикулярно хорде, стягивающей крайние точки дуги ACB (соответственно для прямолинейных и кривых участков рельсового пути).

Способ определения радиуса кривизны цилиндрической поверхности заключается в следующем.

На рабочую поверхность железнодорожного рельса 1, подлежащей измерению, устанавливают измерительный инструмент, который перемещают вдоль рельса, и с определенным шагом измеряют ширину L дорожки катания колеса 2 (фиг. 1, 2) и высоту h сегмента 3, заключенного между дугой ACB цилиндрической поверхности дорожки катания колеса 2 по рельсу 1 и хордой AB, стягивающей крайние точки дуги ACB (фиг. 3, 4). Причем измерение высоты h сегмента 3 производят по оси 4, проходящей по центру дорожки катания колеса 2 перпендикулярно хорде AB.

Радиус кривизны R цилиндрической поверхности дорожки катания ACB рельса 1 определяют как частное от деления суммы квадратов полуширины дорожки катания l=L/2 и высоты h сегмента 3 на удвоенную высоту сегмента h по формуле

Для повышения точности измерения и обеспечения достоверности полученного результата измерение производят на отрезке рельсового пути, равном длине рельса (12 м), в 10 точках и определяют среднее значение радиуса кривизны Rcp рабочего профиля рельса по формуле

где Ri - радиус кривизны рабочего профиля рельса на i-м отрезке поверхности рельса (i = от 1 до 10).

Предлагаемое изобретение позволяет быстро и с минимальными трудозатратами определить радиус кривизны рабочей поверхности рельса непосредственно в условиях карьера и принять меры для своевременной профилировки изношенных рельсов.

1. Способ определения радиуса кривизны цилиндрических поверхностей бесконечной длины, заключающийся в том, что по поверхности, подлежащей измерению, перемещают материальное тело, например измерительный инструмент, отличающийся тем, что определяют ширину дорожки катания колеса и высоту сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу окружности контура поверхности дорожки катания, и вычисляют частное от деления суммы квадратов полуширины дорожки катания колеса и высоты сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу поверхности дорожки катания, на удвоенную высоту сегмента.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что высоту сегмента измеряют по оси, проходящей по центру дорожки катания колеса перпендикулярно хорде, стягивающей крайние точки дуги поверхности дорожки катания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области генерирования изображений. Технический результат - упрощение способа сравнения объектов в том случае, когда требуется одновременно сравнить макроскопическую форму объектов и их микроскопические признаки.

Изобретение относится к области материаловедения и может использоваться для исследования влияния размерного фактора на модуль упругости материала консольной балки.

Изобретение относится к области технической физики и может быть использовано при контроле параметров профилей сооружений метро, железнодорожных туннелей, трубопроводов, горных выработок и иных объектов.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может найти применение для бесконтактного измерения и контроля геометрических параметров компрессорных и турбинных лопаток и других подобных изделий сложной формы.

Изобретение относится к областям металлургии, производства материалов и может быть использовано преимущественно в листопрокатных технологиях. .

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может найти применение для бесконтактного измерения и контроля геометрических параметров компрессорных и турбинных лопаток и других подобных изделий сложной формы.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а более конкретно к методам и средствам измерения и контроля профиля торцевых участков тел вращения, и может быть использовано для бесконтактного автоматизированного контроля и сортировки гофрированных мембран и других подобных осесимметричных изделий с волновым профилем.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам измерения формы объекта и устройствам для его осуществления, и может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники для измерения геометрических параметров профиля поверхности объекта оптоэлектронным методом.

Изобретение относится к лесному хозяйству, в частности к ручным инструментам для измерения диаметра деревьев. .

Изобретение относится к оптическим устройствам для измерения и контроля, а именно для измерения геометрических параметров деталей, и может быть использовано при производстве различных деталей типа тел вращения.

Изобретение относится к области технических измерений и может быть использовано при измерении диаметра изделия с учетом отклонений формы. .

Изобретение относится к оптическим устройствам для измерения и контроля, а именно к устройствам для измерения геометрических параметров нагретых изделий, и может быть использовано при производстве обечаек.

Изобретение относится к устройствам бесконтактного измерения диаметров цилиндрических тел. .

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, техническим результатом при использовании изобретения является повышение быстродействия. .

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения диаметров цилиндрических изделий. .

Изобретение относится к устройствам для защиты верхнего строения железнодорожного пути от воздействия погодных условий. .
Наверх