Камера сгорания газовой турбины со сверхнизкими выбросами

Трубчатая камера сгорания для газотурбинного двигателя, работающая на газообразном топливе, содержит цилиндрический кожух, имеющий внутреннюю полость, ось и закрытый осевой конец, цилиндрический вкладыш камеры сгорания, смесительное устройство, рукав ударного охлаждения и каналирующее устройство. Цилиндрический вкладыш камеры сгорания размещен коаксиально внутри полости кожуха и выполнен так, что в комбинации с кожухом задает границы радиально внешнего канала для потока воздуха для горения. Цилиндрический вкладыш также задает границы соответствующих радиально внутренних полостей для зоны горения и зоны разбавления. Зона разбавления удалена по направлению оси от закрытого конца кожуха относительно зоны горения, а зона горения размещена по направлению оси со стороны закрытого конца кожуха. Смесительное устройство размещено на закрытом конце кожуха с сообщением по потоку с каналом для воздуха для горения, включает в себя множество лопаток для смешивания газообразного топлива, подлежащего сжиганию, по меньшей мере, с частью воздуха для горения и выпускное отверстие смесительного устройства для обеспечения поступления полученной смеси топлива/воздуха в зону горения. Рукав ударного охлаждения коаксиально размещен в канале для воздуха для горения между кожухом и вкладышем, снабжен множеством отверстий. Отверстия имеют такой размер и распределены так, что позволяют направлять воздух для горения к радиально внешней поверхности участка вкладыша камеры сгорания, задающего границы зоны горения, для ударного охлаждения этого участка вкладыша. Каналирующее устройство размещено в канале для воздуха для горения для каналирования воздуха для горения от выходной области рукава ударного охлаждения до впускного отверстия смесительного устройства. Каналирующее устройство выполнено с возможностью предотвращения разделения потока и включает в себя секцию диффузора с проходным сечением впускного отверстия и проходным сечением выпускного отверстия, причем отношение проходного сечения выпускного отверстия к проходному сечению впускного отверстия находится в интервале значений 1,3-1,5. Изобретение обеспечивает равномерное течение воздушного потока, устойчивое горение, минимизирует температурные отклонения в продуктах сгорания, направляемые на турбину, и повышает эффективность охлаждения камеры сгорания. 4 н. и 17 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

В отношении этой заявки испрашивается приоритет на основании заявки на патент США № 12/926322, поданной 9 ноября 2010 года, содержание которой включено в данный документ путем ссылки.

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к трубчатым камерам сгорания. В частности, настоящее изобретение относится к трубчатым камерам сгорания для газотурбинных двигателей, работающим на газообразном топливе и имеющим ударное охлаждение и сухие низкие выбросы.

Предпосылки создания изобретения

Системы сгорания газовых турбин, использующие камеры сгорания трубчатого типа, зачастую характеризуются неравномерностью распределения воздушного потока. Проблемы, обусловленные такими аномалиями, имеют особо важное значение при разработке систем с низким выбросом NOx. Достижение низких уровней оксидов азота в камерах сгорания тесно связано с температурой пламени и ее изменением на начальных участках зоны реакции. Температура пламени является функцией эффективного соотношения между топливом и воздухом в зоне реакции, которая зависит от рабочего соотношения между топливом и воздухом и степени перемешивания, достигаемой перед фронтом пламени. Очевидно, что на эти факторы влияют локальное применение топлива и сопутствующего воздуха и эффективность перемешивания. В системах впрыска правильной конструкции равномерное применение топлива, как правило, находится под контролем, однако локальное изменение воздушного потока в случае отсутствия специальных мер, направленных на устранение неравномерного распределения, зачастую не контролируется.

Для достижения существующих уровней оксидов азота, задаваемых инструкциями в некоторых регионах мира, требуется, чтобы нижний предел среднеквадратического отклонения эффективного соотношения между топливом и воздухом составлял порядка 10%. Стоимость разработки таких систем сгорания высока, но значительное влияние на нее может оказать правильный выбор конструкции. Однако использование пленочного охлаждения в этих камерах сгорания с низкой температурой пламени приводит к высоким уровням эмиссии угарного газа. Снизить такие высокие уровни позволяет внешнее ударное охлаждение жаровой трубы (вкладыша). Кроме того, в системах с эксплуатационным требованием высокой температуры на выходе в дополнение к низкому выбросу NOx, поток воздуха в зоне завихрителя/реакции составляет значительную долю от общего воздушного потока, и поэтому воздушные потоки охлаждения и разбавления являются лимитированными. Следовательно, значительное преимущество для оптимизации условий протекания потоков в целом заключается в управлении этими потоками.

Одной из таких последних конструкций камеры сгорания является камера сгорания, представленная в патенте США № 7167684 Норстером, переуступленном правопреемнику настоящего изобретения, раскрытие которого включено в данный документ посредством ссылки. В рассматриваемой камере сгорания Норстера фактически весь поток воздуха для горения вначале отделяется от потока разбавляющего воздуха и используется для ударного охлаждения участка вкладыша в камере сгорания, задающего границы зоны горения, а затем каналируется к лопаткам завихрителя для перемешивания с топливом. Признаки камеры сгорания Норстера позволяют обеспечить улучшение регулирования количества воздуха, доставляемого к лопаткам завихрителя, и, таким образом, массового отношения топлива/воздуха по сравнению с предыдущими камерами сгорания с ударным охлаждением, однако дальнейшие усовершенствования аэродинамики потока воздуха для горения к лопаткам завихрителя могут обеспечить минимизацию локальных отклонений в отношении топлива/воздуха. Возможны также усовершенствования в управлении другими потоками охлаждающего воздуха в камере сгорания, которые влияют на уровень выбросов и теплоотдачу камеры сгорания. Описание таких усовершенствований приводится ниже.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СУЩНОСТИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Одним объектом настоящего изобретения является работающая на газообразном топливе трубчатая камера сгорания для использования в газовой турбине, например в газотурбинном двигателе, включающая в себя в целом цилиндрический кожух, имеющий внутреннюю полость, ось и закрытый осевой конец. В целом цилиндрический вкладыш камеры сгорания, который размещен коаксиально внутри полости кожуха и выполнен так, что в комбинации с кожухом задает границы радиально внешнего канала для потока воздуха для горения. Кроме того, вкладыш задает границы соответствующих радиально внутренних полостей для зоны горения и зоны разбавления, где зона разбавления удалена по направлению оси от закрытого конца кожуха относительно зоны горения, а зона горения размещена по направлению оси со стороны закрытого конца кожуха. Смесительное устройство размещено на закрытом конце кожуха с сообщением по потоку с каналом для воздуха для горения. Это смесительное устройство включает в себя множество лопаток для смешивания газообразного топлива, подлежащего сжиганию, по меньшей мере, с частью воздуха для горения и выпускное отверстие смесительного устройства для обеспечения поступления полученной смеси топлива/воздуха в зону горения. Рукав ударного охлаждения коаксиально размещен в канале для воздуха для горения между кожухом и вкладышем, где этот рукав снабжен множеством отверстий, которые имеют такой размер и распределены так, что позволяют направлять воздух для горения к радиально внешней поверхности участка вкладыша камеры сгорания, задающего границы зоны горения, для ударного охлаждения этого участка вкладыша. Каналирующее устройство размещено в канале для воздуха для горения для каналирования воздуха для горения от выходной области рукава ударного охлаждения до впускного отверстия смесительного устройства. Это каналирующее устройство выполнено с возможностью предотвращения разделения потока и включает в себя секцию диффузора с проходным сечением впускного отверстия и проходным сечением выпускного отверстия, причем отношение проходного сечения выпускного отверстия к проходному сечению впускного отверстия находится в интервале значений 1,3-1,5.

Другим объектом настоящего изобретения является трубчатая камера сгорания, предназначенная для сжигания газообразного топлива, для газовой турбины, включающая в себя в целом цилиндрический внешний кожух, имеющий внутреннюю полость, ось и закрытый конец. В целом цилиндрический вкладыш камеры сгорания размещен коаксиально внутри внутренней полости кожуха и выполнен так, что в комбинации с кожухом задает границы радиально внешнего канала для потока воздуха для горения, где этот вкладыш имеет внутреннюю полость, задающую границы радиально внутренней полости для зоны горения со стороны закрытого конца кожуха. Смесительное устройство включает в себя множество лопаток завихрителя, размещенных на закрытом конце кожуха. Это смесительное устройство имеет впускное отверстие, сообщающееся по потоку с каналом для потока воздуха для горения, и направленное вдоль оси выпускное отверстие, сообщающееся по потоку с зоной горения. Лопатки завихрителя отстоят одна от другой по окружности от оси кожуха в плоскости, в целом перпендикулярной оси. Функционально связанная система подачи газообразного топлива предназначена для доставки газообразного топлива в смесительное устройство в непосредственной близости от лопаток завихрителя для перемешивания с воздухом для горения, поступающим из канала для потока воздуха для горения. Соседние лопатки, отстоящие одна от другой по окружности, частично задают границы смесительных каналов для потока, направленных в целом радиально внутрь, причем каждый из смесительных каналов для потока имеет практически постоянное поперечное проходное сечение и увеличивающееся отношение высоты к ширине вдоль направления потока между лопатками завихрителя.

Прилагаемые чертежи, которые включены в данное описание изобретения и составляют часть этого описания, иллюстрируют несколько вариантов осуществления изобретения и вместе с описанием служат для объяснения принципов изобретения.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

ФИГ. 1 - схематический вид поперечного сечения трубчатой камеры сгорания газовой турбины в соответствии с данным изобретением;

ФИГ. 2 - деталь смесительного устройства в составе камеры сгорания, представленной на ФИГ. 1, включающая в себя лопатки завихрителя;

ФИГ. 3 и 4 - соответственно осевой и боковой схематические виды, иллюстрирующие характеристики конструкции лопаток завихрителя камеры сгорания, показанных на ФИГ. 1; и

ФИГ. 5 - деталь камеры сгорания на ФИГ. 1 с показанными отверстиями для обеспечения поступления воздуха для минимизации разделения потока в секции диффузора.

ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Трубчатая камера сгорания согласно настоящему изобретению, в целом обозначаемая на фигурах цифрой 10, предназначена для использования при сжигании газообразного топлива со сжатым воздухом, поступающим из компрессора 6, и при доставке газообразных продуктов сгорания к газовой турбине 8, например, для такого расширения для создания работы, как в газотурбинном турбине. См. Фиг. 1. Компрессор 6 может представлять собой центробежный компрессор, а газовая турбина 8 - радиальную центростремительную турбину, но эти варианты являются только предпочтительными и их описание не направлено на ограничение объема настоящего изобретения, определяемого прилагаемой формулы изобретения и ее эквивалентами.

В соответствии с данным изобретением, подробно описываемым в данном документе на примерах осуществления, трубчатая камера сгорания может включать в себя в целом цилиндрический кожух, имеющий внутреннюю полость, ось и закрытый осевой конец. В примере осуществления, описываемом со ссылками на фиг. 1, трубчатая камера сгорания 10 включает в себя внешний кожух 12, имеющий внутреннюю полость 14, продольную ось 16 и закрытый осевой конец 18. Кожух 12 имеет в целом цилиндрическую форму относительно оси 16, но в соответствии с требованиями, предъявляемыми в случаях конкретного применения, и для введения в настоящее изобретение определенных признаков, рассматриваемых ниже, может включать в себя секции конической и/или ступенчатой формы различного диаметра.

В соответствии с данным изобретением камера сгорания также включает в себя в целом цилиндрический вкладыш камеры сгорания, размещенный коаксиально внутри кожуха и выполненный так, что в комбинации задает границы соответствующего радиально внешнего канала для воздуха для горения. Кроме того, вкладыш задает границы соответствующих радиально внутренних полостей для зоны горения и зоны разбавления. Зона разбавления удалена по направлению оси от закрытого конца кожуха относительно зоны горения, а зона горения размещена по направлению оси со стороны закрытого конца кожуха.

В варианте осуществления, описываемом со ссылками на ФИГ. 1, камера 10 сгорания включает в себя вкладыш 20 камеры сгорания, размещенный внутри кожуха 12 в целом концентрически относительно оси 16. Вкладыш 20 может иметь заданный размер и может быть выполнен так, что в комбинации с кожухом 12 задает границы внешних каналов 26 для прохождения сжатого воздуха, подаваемого из компрессора 6 двигателя и используемого для ударного охлаждения и в качестве воздуха для горения. Вкладыш 20 также частично задает путь 28 потока разбавляющего воздуха. В варианте осуществления на ФИГ. 1 путь 28 потока для разбавляющего воздуха включает в себя множество портов 30 разбавления, распределенных по окружности вкладыша 20.

Внутренняя полость вкладыша 20 также задает границы зоны 32 горения по направлению оси со стороны закрытого конца 18, в которой происходит воспламенение закрученной смеси воздуха для горения и топлива и образуются горячие газообразные продукты сгорания. В комбинации со смесительным устройством 40 (рассматриваемом ниже) на закрытом конце 18 участок 20а вкладыша выполнен так, что обеспечивает устойчивую рециркуляцию в области 34 зоны 32 горения известным специалистам в данной области техники образом. Кроме того, внутренняя область вкладыша 20 задает границы зоны 36 разбавления, в которой газообразные продукты сгорания смешиваются с разбавляющим воздухом из портов 30 разбавления для снижения температуры газообразных продуктов сгорания перед расширением для создания работы в турбине 8.

Кроме того, согласно настоящему изобретению камера сгорания включает в себя устройство, имеющее множество лопаток для смешивания, по меньшей мере, части воздуха для горения с газообразным топливом, устройство перемешивания, имеющее точку отбора энергии для обеспечения поступления полученной смеси топлива/воздуха в зону горения. В варианте осуществления, описываемом со ссылками на ФИГ. 1, смесительное устройство 40 включает в себя завихрительную пластину 42 со множеством лопаток 44 завихрителя, размещенных по окружности завихрительной пластины 42, а также впускное отверстие 46 и выпускное отверстие 48 смесительного устройства. Каждая лопатка 44 имеет входную кромку 68, выходную кромку 70, верхнюю часть 72 и основание 74. См. Фиг. 4. Смесительное устройство 40 дополнительно включает в себя множество форсунок 50, каждая из которых в предпочтительном варианте имеет множество отверстий 52 для впрыска газообразного топлива. Специалисту в данной области техники должно быть понятно, что подача топлива из источника 54 в форсунки 50 осуществляется через соответствующие управляющие соединения и каналы, снабженные клапанами.

Далее со ссылками на фиг. 2-4 рассматриваются лопатки 44 завихрителя, имеющие в предпочтительном варианте осуществления аэродинамическую форму с углом конусности α2 и отстоящие одна от другой по окружности так, что создают каналы 60 для воздуха для горения с хорошим перемешиванием топлива/воздуха без разделения. В частности, каналы 60 выполнены так, что имеют постоянное поперечное проходное сечение 62 между соседними лопатками, но с меняющимся отношением высоты Н канала к ширине W канала по длине лопатки от впускного отверстия 64 канала до выпускного отверстия 66 канала со стороны соответственно входной кромки 68 лопатки и выходной кромки 70 лопатки (см. ФИГ. 3). В предпочтительном варианте отношение высоты канала к ширине канала варьируется от приблизительно 1,5 на впускном отверстии 64 канала до приблизительно 4,5 на выпускном отверстии 66 канала.

Кроме того, как лучше всего показано на ФИГ. 2, каждая лопатка 44 имеет пару форсунок 50, размещенных в углублениях в противоположных боковых стенках 44а, 44b лопатки, причем каждая форсунка расположена со стороны входной кромки 68 и снабжена множеством отверстий 52, направленных в соответствующий канал 60. Форсунки 50 могут быть выполнены с возможностью замены, например, на форсунки, имеющие разные размеры отверстий под разные виды газообразного топлива или для ремонта. Кроме того, как лучше всего показано на ФИГ. 4, входная кромка 68 лопатки в предпочтительном варианте располагается под углом β относительно направления 16а оси для улучшения условий приема входящего воздуха для горения. Угол β может быть задан таким, что входная кромка 68 лопатки будет составлять прямой угол с направлением входящего воздуха, как показано на ФИГ. 4.

В таблице 1 представлен, в частности, предпочтительный набор вариаций параметров конструкции для профиля и ориентации лопаток 44, показанных на ФИГ. 3 и 4.

Кроме того, согласно настоящему изобретению, подробно описываемому в данном документе на примерах осуществления, трубчатая камера сгорания может дополнительно включать в себя рукав ударного охлаждения, коаксиально размещенный между кожухом и вкладышем камеры сгорания и проходящий в осевом направлении от закрытого конца кожуха на значительную длину зоны сгорания. Рукав ударного охлаждения может включать в себя множество отверстий, которые имеют такой размер и распределены так, что позволяют направлять воздух для горения к радиально внешней поверхности участка вкладыша камеры сгорания, задающего границы зоны горения, для ударного охлаждения.

В примере осуществления, описываемом со ссылками на ФИГ. 1, рукав 80 ударного охлаждения представлен в виде размещенного коаксиально между кожухом 12 и вкладышем 20. Рукав 80 ударного охлаждения проходит по направлению оси вдоль участка вкладыша 20, задающего границы зоны 32 горения, от положения со стороны закрытого конца 18 к положению со стороны портов 30 разбавления вверх по течению осевого потока газообразных продуктов сгорания. Рукав 80 включает в себя множество отверстий 82 ударного охлаждения, распределенных по окружности рукава 80 и предназначенных для направления воздуха для горения из канала 26 к внешней поверхности вкладыша 20 вблизи зоны 32 горения. В предпочтительном варианте изобретения рукав 80 ударного охлаждения может иметь форму осесимметричного конуса, который с увеличением диаметра от конца 84 рукава до конца 86 рукава приобретает форму усеченного конуса, который содержит выходную область для потока воздуха для горения после прохождения рукава 80 и ударного охлаждения поверхности 88 вкладыша. Конец 84 рукава в предпочтительном примере осуществления выполнен так, что предотвращает утечку воздуха для горения/охлаждающего воздуха в канале 26 по пути 28 потока разбавляющего воздуха после прохождения воздуха для горения через отверстия 82 ударного охлаждения.

Важно отметить, что в примере осуществления, иллюстрируемом на ФИГ. 1, фактически весь воздух для горения, поступающий в конечном счете в зону 32 горения, вначале проходит через отверстия 82 рукава 80 ударного охлаждения для обеспечения охлаждения, то есть весь, за исключением возможно неизбежной утечки. Воздух для горения может составлять приблизительно 45-55% от общего объема воздуха, подаваемого в трубчатую камеру сгорания (воздух для горения плюс разбавляющий воздух) для конструкций с низким выбросом NOx.

Кроме того, согласно настоящему изобретению, подробно описываемому в данном документе на примерах осуществления, трубчатая камера сгорания включает в себя устройство для каналирования воздуха для горения от выходной области ниже по потоку от рукава ударного охлаждения до впускного отверстия смесительного устройства. Это каналирующее устройство выполнено с возможностью предотвращения разделения потока и включает в себя секцию диффузора с проходным сечением впускного отверстия и проходным сечением выпускного отверстия, причем отношение проходного сечения выпускного отверстия к проходному сечению впускного отверстия находится в интервале значений 1,3-1,5 или более.

В варианте осуществления, описываемом со ссылками на ФИГ. 1, каналирующее устройство 90 включает в себя секцию 92 диффузора и направляющую секцию 94, причем обе секции содержат последовательные участки канала 26 для воздуха для горения. Секция 92 диффузора проходит между положением "А" ниже по потоку от выходной области 86 рукава и положением "В", являющемся начальным участком искривленной внутрь направляющей секции 94. Направляющая секция 94, в свою очередь, проходит от положения "В" до впускного отверстия 46 смесительного устройства 40 со стороны входных кромок 68 лопаток 44 завихрителя. Направляющая секция 94 служит для поворота воздуха для горения внутрь в сторону оси 16 и впускного отверстия 46 смесительного устройства с минимальным разделением потока за счет использования плавно искривленной внутренней поверхности 96 кожуха 12 и поверхности 42а завихрительной пластины 42 с большим радиусом кривизны. Для предотвращения образования скачкообразной ступеньки и возможного разделения потока, как показано на ФИГ. 1, поверхность 96 направляющей секции в предпочтительном примере осуществления должна иметь тот же наружный диаметр и кривизну в положении входной кромки 68, что и поверхность 42а завихрительной пластины.

Особенно предпочтительным может быть использование радиуса кривизны r, удовлетворяющего приводимым ниже соотношениям:

где H1 - высота лопатки 44 на выходной кромке 70, а

R1 - радиальное расстояние от оси 16 до внутренней поверхности 96 кожуха 18 на начальном участке направляющей секции 94 (положение В). См. Фиг. 1 и 4.

Кроме того, особенно предпочтительным может быть такая конфигурация лопаток 44, а также завихрительной пластины 42, при которой отрыв смеси воздуха и топлива от лопаток 44 завихрителя происходит по касательной к оси 16 (в пределах ±3°), что обеспечивает самый длинный путь потока для смеси воздуха и топлива и получение более однородной смеси. Возможность этого признака обеспечивается за счет вариаций отношения высоты к ширине в каналах лопаток завихрителя.

Проходное же сечение 98 диффузора в секции 92 диффузора в рассматриваемом варианте осуществления представляет собой пространство, образуемое конической внутренней поверхностью 100 кожуха 14 между положениями "А" и "В" и конической внешней поверхностью 104 стенки 114 тороидального разделительного элемента 102. Размеры и форма этих двух конических поверхностей обеспечивают непрерывное увеличение кольцевого проходного сечения диффузора от впускного отверстия секции диффузора (положение "А") до выпускного отверстия секции диффузора (положение "В") для обеспечения степени расширения проходного сечения выпускного отверстия относительно проходного сечения впускного отверстия в интервале значений 1,3-1,5 за счет плавного непрерывного расширения. Последовательное снижение средней скорости позволяет обеспечивать более оптимальное отношение между скоростями воздуха для горения, входящего в смесительное устройство 40, и топлива, впрыскиваемого из форсунок 50, и, таким образом, - более равномерное смешивание.

Из приведенного выше описания специалисту в данной области техники должно быть понятно, что для обеспечения нужной степени расширения конфигурация обеих поверхностей, задающих границы секции 92 диффузора, не должна быть конической. То есть стенка 114 с внешней поверхностью 104 тороидального элемента 102 может быть цилиндрической, а внутренняя поверхность 100 секции 42 диффузора кожуха 14 может быть конической, или наоборот. Реализация каждой из этих альтернатив может обеспечивать более радиально компактную камеру сгорания, однако приводит к повышению уровня гидравлических потерь в направляющей секции 94, обусловленному более резким поворотом (вследствие меньшего радиуса кривизны) воздуха для горения вблизи впускного отверстия 46 смесительного устройства, и поэтому не может быть предпочтительной. В варианте осуществления на ФИГ. 1 объемный поток воздуха для горения через секцию 92 диффузора проходит на некотором расстоянии от оси 16, в то время как поток через направляющую секцию 94 проходит в сторону оси 16, что обеспечивает возможность выполнения большей части поворота на удлиненной направляющей секции плавно и без скачков на впускном отверстии смесительного устройства. Тарельчатая форма криволинейной поверхности 42а смесительной пластины, образующей верхнюю границу каналов 60 лопаток завихрителя, также способствует повороту потока воздуха для горения.

Предпочтительным может быть также использование небольшой части (~14%) воздуха для горения из секции 92 диффузора для охлаждения "головного" конца вкладыша 20, а именно участка 20а вкладыша, размещенного вокруг части 34 зоны горения, в которой рециркулирующие газообразные продукты сгорания могут создавать высокую тепловую нагрузку. В варианте осуществления на ФИГ. 1 тороидальный элемент 102 может быть выполнен с внутренней стенкой 106, отстоящей от участка 20а вкладыша и снабженной направленными отверстиями 108 ударного охлаждения. В варианте осуществления на ФИГ. 1 воздух для горения для ударного охлаждения участка 20а вкладыша поступает в тороидальный элемент 102 через отверстия 112 во внешней стенке 114.

Кроме того, как лучше всего показано на ФИГ. 1, верхняя стенка 116 тороидального элемента 102 соприкасается с лопатками 44 завихрителя и задает границы нижних частей каналов 60 лопаток завихрителя.

Предпочтительным может быть также использование другой небольшой части (~1%) воздуха для горения для предотвращения разделения потока на впускном отверстии А диффузора. Как лучше всего показано на ФИГ. 5, рукав 80 ударного охлаждения закреплен на кожухе 14 посредством фланцевого соединения, требующего наличия ступеньки 120. Для предотвращения разделения потока вследствие внезапного расширение в проходном сечении на ступеньке 120, эта ступенька 120 снабжена дренажными отверстиями 122, в которые подается воздух для горения из канала 26 выше по потоку от рукава 80.

Как следствие признаков трубчатой камеры сгорания, описываемой выше, и в дополнение к преимуществу более равномерного воздушного потока, направляемого на лопатки завихрителя, рассмотренному ранее, трубчатая камера сгорания может обеспечивать более равномерное предварительное перемешивание с помощью лопаток завихрителя и, следовательно, более высокое эффективное соотношение между топливом и воздухом для требуемого NOx. Кроме того, описываемая выше трубчатая камера сгорания с учетом обеспечения траектория более устойчивой рециркуляции может обеспечивать более высокий запас устойчивого горения и минимизацию температурных отклонений ("разброса") в продуктах сгорания, направляемых на турбину. Наконец, трубчатая камера сгорания, раскрытая выше, позволяет также максимально повысить требования, предъявляемые к охлаждающему воздуху, и обеспечить минимальные температуры металла стенки вкладыша.

Специалистам в данной области техники очевидно, что в раскрытую в данном документе трубчатую камеру сгорания с ударным охлаждением могут быть внесены различные изменения и дополнения, не выходящие за пределы принципов изобретения, содержащихся в данном документе. Примеры осуществления станут очевидными специалистам в данной области техники из рассмотрения этого описания изобретения и практики использования раскрытого устройства, однако следует понимать, что описание изобретения и примеры носят исключительно иллюстративный характер, и что истинный объем изобретения определяется прилагаемой формулой изобретения и ее эквивалентами.

1. Работающая на газообразном топливе трубчатая камера сгорания для газотурбинного двигателя, где эта трубчатая камера сгорания содержит:
в целом цилиндрический кожух, имеющий внутреннюю полость, ось и закрытый осевой конец;
в целом цилиндрический вкладыш камеры сгорания, который размещен коаксиально внутри полости кожуха и выполнен так, что в комбинации с кожухом задает границы радиально внешнего канала для потока воздуха для горения, и, кроме того, вкладыш задает границы соответствующих радиально внутренних полостей для зоны горения и зоны разбавления, где зона разбавления удалена по направлению оси от закрытого конца кожуха относительно зоны горения, а зона горения размещена по направлению оси со стороны закрытого конца кожуха;
смесительное устройство, размещенное на закрытом конце кожуха с сообщением по потоку с каналом для воздуха для горения, где это смесительное устройство включает в себя множество лопаток для смешивания газообразного топлива, подлежащего сжиганию, по меньшей мере, с частью воздуха для горения и выпускное отверстие смесительного устройства для обеспечения поступления полученной смеси топлива/воздуха в зону горения;
рукав ударного охлаждения, коаксиально размещенный в канале для воздуха для горения между кожухом и вкладышем, где этот рукав снабжен множеством отверстий, которые имеют такой размер и распределены так, что позволяют направлять воздух для горения к радиально внешней поверхности участка вкладыша камеры сгорания, задающего границы зоны горения, для ударного охлаждения этого участка вкладыша; и
каналирующее устройство, размещенное в канале для воздуха для горения для каналирования воздуха для горения от выходной области рукава ударного охлаждения до впускного отверстия смесительного устройства,
где это каналирующее устройство выполнено с возможностью предотвращения разделения потока и включает в себя секцию диффузора с проходным сечением впускного отверстия и проходным сечением выпускного отверстия, причем отношение проходного сечения выпускного отверстия к проходному сечению впускного отверстия находится в интервале значений 1,3-1,5.

2. Трубчатая камера сгорания по п. 1, отличающаяся тем, что впускное и выпускное отверстия секции диффузора имеют в целом кольцевую форму и размещены коаксиально с вкладышем, причем впускное отверстие секции диффузора располагается со стороны выходной области рукава ударного охлаждения.

3. Трубчатая камера сгорания по п. 1, отличающаяся тем, что секция диффузора включает в себя конический элемент стенки, который размещен коаксиально внутри и радиально отстоит от кожуха, и коническую внутреннюю поверхность располагающегося в непосредственной близости части кожуха, причем поперечное проходное сечение между коническим элементом стенки и конической внутренней поверхностью кожуха непрерывно увеличивается между проходным сечением впускного отверстия и проходным сечением выпускного отверстия.

4. Трубчатая камера сгорания по п. 1, отличающаяся тем, что границы секции диффузора задаются, по меньшей мере, одной коаксиальной конической поверхностью.

5. Трубчатая камера сгорания по п. 1, отличающаяся тем, что каналирующее устройство включает в себя направляющую секцию, размещенную между областью выпускного отверстия диффузора и впускным отверстием смесительного устройства и выполненную с возможностью обеспечения поворота воздуха для горения, поступающего из выпускного отверстия секции диффузора, в сторону впускного отверстия смесительного устройства.

6. Трубчатая камера сгорания по п. 5, отличающаяся тем, что направляющая секция размещена и выполнена с возможностью обеспечения поворота воздуха для горения, поступающего из выпускного отверстия секции диффузора вдоль направления потока, в целом отклоняющегося от оси кожуха, в направлении потока, которое в целом радиально сходится к оси кожуха.

7. Трубчатая камера сгорания по п. 2, отличающаяся тем, что между рукавом ударного охлаждения и кожухом со стороны входного отверстия секции диффузора выполнено ступенчатое соединение; а для впрыска воздуха непосредственно ниже по потоку от этого соединения выполнено множество отверстий для предотвращения разделения потока в секции диффузора за счет воздуха для горения из канала для воздуха для горения выше по потоку от рукава ударного охлаждения.

8. Трубчатая камера сгорания по п. 1, отличающаяся тем, что лопатки смонтированы на пластинчатом элементе, где этот пластинчатый элемент ориентирован в целом перпендикулярно оси кожуха; причем каждая лопатка снабжена парой заменяемых топливных форсунок, размещенных в углублениях в противоположных боковых стенках лопатки со стороны входной кромки лопатки; и каждая из топливных форсунок имеет множество отверстий для впрыска.

9. Трубчатая камера сгорания по п. 1, отличающаяся тем, что лопатки смесительного устройства выполнены в виде лопаток завихрителя, равноотстоящих одна от другой по окружности вокруг оси кожуха, где эти лопатки завихрителя выполнены так, что задают границы соответствующих каналов лопаток завихрителя между соседними лопатками; и каналы лопаток завихрителя имеют фактически постоянное поперечное проходное сечение по длине лопатки, но меняющееся отношение высоты канала к ширине канала от входной кромки лопатки до выходной кромки лопатки.

10. Трубчатая камера сгорания по п. 9, отличающаяся тем, что отношение высоты к ширине канала лопатки завихрителя увеличивается от приблизительно 1,5 на входной кромке лопатки до приблизительно 4,5 на выходной кромке лопатки.

11. Трубчатая камера сгорания по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительно включает в себя в целом тороидальный разделительный элемент, коаксиально размещенный между закрытым концом кожуха и вкладышем камеры сгорания, где этот тороидальный элемент выполнен так, что включает в себя внутреннюю стенку, окружающую и отстоящую от участка вкладыша, задающего границы участка рециркуляции зоны горения, для задания границ канала для охлаждающего воздуха; причем эта внутренняя стенка имеет множество отверстий, выполненных и выстроенных в ряд для ударного охлаждения участка вкладыша; а внешняя стенка тороидального элемента включает в себя одно или более отверстий, соединяющих по потоку внутреннюю полость тороидального элемента и секцию диффузора, для подачи незначительной части воздуха для горения для ударного охлаждения участка вкладыша.

12. Трубчатая камера сгорания по п. 5, отличающаяся тем, что лопатки смесительного устройства являются лопатками завихрителя, размещенными по окружности вокруг оси кожуха, причем эти лопатки завихрителя имеют входные кромки для перехвата потока воздуха для горения из направляющей секции, где эти входные кромки выполнены так, что располагаются практически перпендикулярно перехватываемому потоку.

13. Газотурбинный двигатель, содержащий трубчатую камеру сгорания по п. 1, функционально связанную с воздушным компрессором и газовой турбиной.

14. Трубчатая камера сгорания, предназначенная для сжигания газообразного топлива, для газовой турбины, где эта трубчатая камера сгорания содержит:
в целом цилиндрический внешний кожух, имеющий внутреннюю полость, ось и закрытый конец;
в целом цилиндрический вкладыш камеры сгорания, который размещен коаксиально внутри внутренней полости кожуха и выполнен так, что в комбинации с кожухом задает границы радиально внешнего канала для потока воздуха для горения, где этот вкладыш имеет внутреннюю полость, задающую границы радиально внутренней полости для зоны горения со стороны закрытого конца кожуха;
смесительное устройство, включающее в себя множество лопаток завихрителя, размещенных на закрытом конце кожуха, где это смесительное устройство имеет впускное отверстие, сообщающееся по потоку с каналом для потока воздуха для горения, и направленное вдоль оси выпускное отверстие, сообщающееся по потоку с зоной горения, а лопатки завихрителя отстоят одна от другой по окружности от оси кожуха в плоскости, в целом перпендикулярной оси; и
функционально связанную систему подачи газообразного топлива для доставки газообразного топлива в смесительное устройство в непосредственной близости от лопаток завихрителя для перемешивания с воздухом для горения, поступающим из канала для потока воздуха для горения;
причем соседние лопатки, отстоящие одна от другой по окружности, частично задают границы смесительных каналов для потока, направленных в целом радиально внутрь, и
каждый из смесительных каналов для потока имеет практически постоянное поперечное проходное сечение и увеличивающееся отношение высоты к ширине вдоль направления потока между лопатками завихрителя.

15. Трубчатая камера сгорания по п. 14, отличающаяся тем, что отношение высоты к ширине увеличивается от приблизительно 1,5 на начальном участке каждого смесительного канала для потока до приблизительно 4,5 на концевом участке каждого смесительного канала для потока.

16. Трубчатая камера сгорания по п. 14, отличающаяся тем, что закрытый конец кожуха включает в себя пластинчатый элемент, размещенный перпендикулярно оси кожуха, для монтажа лопаток завихрителя, где эта монтажная пластина, имеющая криволинейную тарельчатую монтажную поверхность, способствует повороту потока воздуха для горения в направлении радиально внутрь.

17. Трубчатая камера сгорания по п. 14, отличающаяся тем, что направление потока воздуха для горения в радиально внешнем канале для потока на впускном отверстии смесительного устройства совпадает, по меньшей мере, частично с осевым направлением, а лопатки завихрителя имеют соответствующие входные кромки, ориентированные под углом относительно оси кожуха и в целом перпендикулярные направлению потока воздуха для горения на впускном отверстии смесительного устройства.

18. Трубчатая камера сгорания по п. 14, отличающаяся тем, что система подачи газообразного топлива включает в себя множество форсунок, каждая из которых имеет одно или более отверстий для впрыска топлива, где эти форсунки съемно смонтированы в смесительном устройстве со стороны соответствующих начальных участков смесительных каналов для потока.

19. Трубчатая камера сгорания по п. 18, отличающаяся тем, что пара из указанного множества форсунок смонтирована в углублениях, сформированных в противоположных боковых стенках каждой лопатки завихрителя, со стороны входной кромки лопатки завихрителя.

20. Трубчатая камера сгорания по п. 14, отличающаяся тем, что лопатки завихрителя выполнены с возможностью обеспечения направления смеси топлива/воздуха, выходящей из смесительных каналов для потока, практически по касательной к оси.

21. Газотурбинный двигатель, содержащий трубчатую камеру сгорания по п. 14, функционально связанную с воздушным компрессором и газовой турбиной.



 

Похожие патенты:

Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит группу горелок, расположенных в одной плоскости на передней стенке камеры сгорания, по меньшей мере, двумя соосными кольцами.

Камера сгорания для турбомашины, такой как турбореактивный или турбовинтовой авиационный двигатель, содержит внутреннюю и наружную кольцевые стенки в виде тел вращения, связанные кольцевой стенкой днища камеры.

Изобретение относится к трубчато-кольцевым камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к камерам сгорания, и может быть использовано в газотурбинных двигателях. .

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к камерам сгорания, и может быть использовано в газотурбинных двигателях. .

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного назначения и энергетическим установкам. .

Завихритель для перемешивания топлива и воздуха, расположенный в камере сгорания газотурбинного двигателя, содержит множество лопаток, расположенных в радиальном направлении вокруг центральной оси завихрителя, множество смесительных каналов для перемешивания топлива и воздуха.

Изобретение относится к энергетике. Завихритель (31, 131, 231) содержит центральный топливораспределительный элемент (37), наружную стенку (39), окружающую центральный топливораспределительный элемент (37) и ограничивающую осевой проточный канал (41) для воздуха, предназначенного для горения, завихряющие лопатки (47), проходящие в радиальном направлении до наружной стенки (39) и придающие протекающему воздуху для горения тангенциальную составляющую течения, а также окружающую центральный топливораспределительный элемент (37) и расположенную радиально внутри наружной стенки (39) перегородку (42, 142), разделяющую проточный канал (41) на радиально внутренний участок (43) и радиально внешний участок (45), радиально внутренний участок (43) канала обеспечивает протекание воздуха для горения без придания тангенциальной составляющей течения, причем через радиально внутренний участок (43) канала к завихряющим лопаткам (47) на радиально внешнем участке (45) канала проходят топливопроводы (49).

Завихритель для смешивания топлива и воздуха содержит множество лопастей, расположенных радиально вокруг центральной оси завихрителя, множество смешивающих каналов для смешивания топлива и воздуха.

Завихритель для смешивания топлива и воздуха, содержащий множество лопаток, расположенных на делительной окружности, которые, вместе с первой стенкой, расположенной на первой продольной торцевой поверхности лопаток, и второй стенкой, расположенной на противоположной второй продольной торцевой поверхности лопаток, образуют канал потока.

Завихряющее устройство для впрыска среды в турбину имеет центральную ось, центральный канал, проходящий в осевом направлении вдоль центральной оси, и наружный периметр.

Изобретение может быть использовано при изготовлении котлов для сжигания низкосортных видов топлива с повышенной влажностью. Топливо подается в камеру горения, первичный воздух поступает из камеры предварительного розжига, а вторичный воздух поступает в камеру дожигания.

Одноконтурная горелка предназначена для сжигания газа в тепловырабатывающих устройствах, например, в камерах сгорания газотурбинных двигателей, где требуется низкая окружная неравномерность температурного поля и его регулировка без съема горелки с установки и частичной ее разборки.

Изобретение относится к горелке газовой турбины с множеством основных завихрителей, которые имеют, соответственно, образованное кромкой основного завихрителя входное отверстие.

Изобретение относится к области инжекторно-топливных систем. .

Изобретение относится к энергетике. Осевой завихритель для камеры сгорания газовой турбины содержит кольцо лопаток с множеством лопаток завихрителя, распределенных по окружности вокруг оси завихрителя, при этом каждая из упомянутых лопаток завихрителя содержит заднюю кромку. Для достижения управляемого распределения профиля скоростей выходного потока и эквивалентного соотношения топлива в радиальном направлении упомянутая задняя кромка является прерывистой, при этом задняя кромка имеет разрыв у предопределенного радиуса. Изобретение позволяет создать оптимальный профиль скоростей выходного потока для повышенной стабильности сгорания. 10 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх