Устройство для диагностики подшипников качения

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано преимущественно в различных отраслях машиностроения. Устройство содержит узел установки и крепления внутреннего кольца контролируемого подшипника на приводном валу электродвигателя, два токосъемника, преобразователь, регистрирующую аппаратуру и источник электрического напряжения, один полюс которого через первый токосъемник связан с приводным валом, второй полюс связан с преобразователем, к которому подключен второй токосъемник, выполненный с возможностью подключения к наружному кольцу контролируемого подшипника. Также оно содержит связанный с электродвигателем преобразователь частоты напряжения питания электродвигателя, источник электрического напряжения снабжен регулятором тока. Устройство также содержит основание с установленными на нем подшипниковым узлом, электродвигателем, узлом компенсации осевой нагрузки от веса электродвигателя, узлами осевой и радиальной нагрузки на контролируемый подшипник. Технический результат заключается в повышении информативности устройства при оценке работоспособности и долговечности подшипников качения. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано преимущественно в различных отраслях машиностроения.

Известны устройства для оценки работоспособности подшипников качения как в процессе изготовления, так и в процессе эксплуатации, в которых кольца контролируемого подшипника включены в электрическую цепь последовательно с источником напряжения и измерительным устройством, определяющим параметры электрического тока через подшипник (Патент РФ №1834501, дата приоритета 26.12.1989; патент РФ №2006019, дата приоритета 01.07.1991; патент РФ №2093810, дата приоритета 28.02.1996, авторы Кондорф С.Ф. и др., RU).

Однако работоспособность подшипников качения, а следовательно, их долговечность зависит от параметров трения качения: нагрузки, скорости вращения подшипника, свойства смазочного материала, температуры, обеспечивающих условия создания эластогидродинамического слоя между телами качения. В известных аналогах оценка работоспособности осуществляется без учета параметров трения качения, что свидетельствует о низкой достоверности оценки.

В качестве прототипа принято устройство для диагностики подшипников качения, содержащее выполненный с возможностью установки и закрепления внутреннего кольца контролируемого подшипника приводной вал, два токосъемника, регистрирующую аппаратуру, источник электрического напряжения, один полюс которого через первый токосъемник связан с приводным валом, а второй токосъемник выполнен с возможностью подключения к наружному кольцу контролируемого подшипника. Устройство также снабжено интегратором и степенным преобразователем, один вход которого соединен со вторым полюсом источника электрического напряжения, второй вход подключен ко второму токосъемнику, а выход связан с входом интегратора, к выходу которого подключена регистрирующая аппаратура (Патент РФ №2113699, дата приоритета 21.05.1996, дата публикации 20.06.1998, автор Подмастерьев К.В., RU, прототип).

Недостатком прототипа является низкая информативность и ограниченная область применения из-за отсутствия элементов конструкции, обеспечивающих задание необходимых параметров трения и определение их влияния на образование эластогидродинамического слоя между телами качения.

Задачей изобретения является повышение информативности устройства при оценке работоспособности подшипников качения путем определения влияния параметров трения качения на формирование эластогидродинамического слоя на поверхностях трения.

Для решения поставленной задачи устройство для диагностики подшипников качения, содержащее узел установки и крепления внутреннего кольца контролируемого подшипника на приводном валу электродвигателя, два токосъемника, преобразователь, регистрирующую аппаратуру и источник электрического напряжения, один полюс которого через первый токосъемник связан с приводным валом, второй полюс связан с преобразователем, к которому подключен второй токосъемник, выполненный с возможностью подключения к наружному кольцу контролируемого подшипника, согласно изобретению устройство снабжено дополнительными узлами, обеспечивающими задание параметров трения качения и определение их влияния на образование эластогидродинамического слоя между телами качения, при этом устройство дополнительно содержит связанный с электродвигателем преобразователь частоты напряжения питания электродвигателя, источник электрического напряжения снабжен регулятором тока, устройство также содержит основание с установленными на нем подшипниковым узлом, электродвигателем, узлом компенсации осевой нагрузки от веса электродвигателя, узлами осевой и радиальной нагрузки на контролируемый подшипник, при этом на основании установлены две направляющие цилиндрические стойки, соединенные верхней перекладиной, на направляющих стойках с возможностью вертикального перемещения и компенсации веса установлена вертикальная платформа с электродвигателем, ось приводного вала которого расположена в одной плоскости с осями направляющих цилиндрических стоек, при этом нижние части стоек выполнены с трапециедальной резьбой и снабжены опорными гайками, над которыми установлены пружины, упирающиеся во втулки, жестко соединенные с вертикальной платформой и установленные с возможностью перемещения по направляющим стойкам, между направляющими стойками соосно приводному валу электродвигателя установлен подшипниковый узел, снабженный электроизолированным корпусом, установленным в подложке, закрепленной на основании, узел установки и крепления внутреннего кольца контролируемого подшипника на приводном валу электродвигателя образован установленной на приводном валу электродвигателя соединительной втулкой, снабженной на свободном торце внутренним резьбовым участком, в котором установлена с помощью резьбового соединения съемная приводная ось с контролируемым подшипником, подшипниковый узел выполнен с возможностью испытания подшипников с различными наружными диаметрами обойм, устанавливаемых на съемной приводной оси с упором в одно из опорных колец, концентрично установленных на дне корпуса подшипникового узла и снабженных пазом, соответствующим диаметру наружного кольца подшипника и обеспечивающим постоянство размера от верхней кромки подшипника до дна корпуса, корпус закрыт верхней крышкой, расположенной над подшипником и снабженной отверстием для заливки в корпус смазочного масла, в дне корпуса с наружной стороны выполнена выемка, в которой установлен нагреватель, закрытый нижней крышкой, токосъемник, связанный с приводным валом, установлен с возможностью контактирования с упомянутой соединительной втулкой и закреплен на платформе с электродвигателем, а второй токосъемник установлен на корпусе подшипникового узла.

Согласно изобретению, узел осевой нагрузки на контролируемый подшипник расположен над узлом компенсации осевой нагрузки от веса электродвигателя и содержит две втулки, жестко соединенные швеллером, установленные с возможностью перемещения по направляющим стойкам и опертые на распорные втулки, установленные над втулками, жестко соединенными с вертикальной платформой, между упомянутым швеллером и верхней перекладиной, соединяющей стойки, установлена пружина, передающая осевую нагрузку на контролируемый подшипник с помощью установленного в верхней перекладине винта и упомянутых распорных втулок.

Согласно изобретению, узел радиальной нагрузки на контролируемый подшипник содержит жестко установленный на основании корпус, снабженный цилиндрической полостью, в которой установлен цилиндрический упор, воздействующий на корпус подшипникового узла, при этом упор подпружинен пружиной и направляющей шайбой, установленной с возможностью перемещения в полости с помощью установленного в корпусе винта, на котором закреплен диск-указатель усилия сжатия, взаимодействующий с отпарированной линейкой, закрепленной на корпусе, а в зоне контакта упора с корпусом подшипникового узла установлена электроизолированная пластина.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для диагностики подшипников качения; на фиг. 2 - общий вид устройства: на фиг. 3 - то же, вид сбоку; на фиг. 4 узел радиальной нагрузки.

Устройство для диагностики подшипников качения содержит основание 1 с установленными на нем двумя направляющими цилиндрическими стойками 2, подшипниковым узлом 3 и узлом радиальной нагрузки 4 на контролируемый подшипник 5. На направляющих цилиндрических стойках 2 с возможностью перемещения смонтирован электродвигатель 6 с узлом установки и крепления внутреннего кольца контролируемого подшипника 5 и узлом компенсации осевой нагрузки от веса электродвигателя 6, а также смонтирован узел осевой нагрузки на контролируемый подшипник 5. Направляющие цилиндрические стойки 2 расположены параллельно и соединены жесткой верхней перекладиной 7 с помощью болтов.

Для установки электродвигателя с узлом компенсации осевой нагрузки, обеспечивающим снятие осевой нагрузки от веса электродвигателя на контролируемый подшипник 5, нижние части направляющих цилиндрических стоек 2 выполнены с трапециедальной резьбой и снабжены опорными гайками 8, над которыми установлены пружины 9, предназначенные для компенсации веса, действующего на опорные гайки. Пружины 9 уперты во втулки 10, установленные с возможностью перемещения по направляющим цилиндрическим стойкам 2. Втулки 10 жестко соединены с вертикальной платформой 11, снабженной полкой 12 и боковинами 13, непосредственно соединенными с втулками 10. На вертикальной платформе 11 установлен электродвигатель 6, ось приводного вала которого расположена в одной плоскости с осями направляющих цилиндрических стоек 2. При этом узел компенсации осевой нагрузки от веса электродвигателя образован опорными гайками 8, пружинами 9 и втулками 10, соединенными с вертикальной платформой 11, установленной с возможностью вертикального перемещения за счет перемещения опорных гаек 8 и сжатия пружин 9.

Приводной вал электродвигателя 6 снабжен узлом установки и крепления внутреннего кольца контролируемого подшипника. При этом на приводном валу электродвигателя 6 установлена соединительная втулка 14, снабженная на свободном торце внутренним резьбовым участком, в котором установлена с помощью резьбового соединения съемная приводная ось 15 с контролируемым подшипником 5.

Между направляющими цилиндрическими стойками 2 соосно приводному валу электродвигателя 6 на основании 1 установлен подшипниковый узел 3, выполненный с возможностью испытания подшипников с различными наружными диаметрами обойм, устанавливаемых на съемной приводной оси 15. Подшипниковый узел 3 содержит электроизолированный корпус 16, установленный в подложке 17, жестко закрепленной на основании 1 и снабженной средством электроизоляции (условно не показано). В корпусе 16 подшипникового узла 3, служащего масляной ванной, на дне концентрично установлены опорные кольца 18 различных типоразмеров, обеспечивающие испытания подшипников с различными наружными диаметрами обойм, устанавливаемых на съемной приводной оси 15 с упором в одно из опорных колец 18. При этом опорные кольца 18 выполнены с пазом, соответствующим диаметру наружного кольца испытуемого подшипника и обеспечивающим постоянство размера от верхней кромки подшипника до дна корпуса. Нижний торец корпуса 16 подшипникового узла 3 снабжен выполненной в дне с наружной стороны цилиндрической выемкой, в которой установлен нагреватель 19, закрытый нижней крышкой 20 с помощью винтов 21. Верхний торец корпуса 16 подшипникового узла 3 закрыт верхней крышкой 22 с возможностью заливки в корпус жидкого смазочного масла, например через отверстие, или пластичной смазки (условно не показано). Снаружи корпус подшипникового узла покрыт теплоизоляцией (условно не показано).

Устройство также содержит узлы осевой и радиальной нагрузки на контролируемый подшипник. Узел осевой нагрузки расположен над узлом компенсации осевой нагрузки от веса электродвигателя и содержит две втулки 23, жестко соединенные швеллером 24 и установленные с возможностью перемещения по направляющим цилиндрическим стойкам 2. Между указанными втулками 23 и втулками 10, жестко соединенными с боковинами 13 вертикальной платформы 11, установлены распорные втулки 25, на которые оперты втулки 23, а между швеллером 24 и верхней перекладиной 7, соединяющей направляющие стойки 2, в упорах установлена пружина 26, передающая осевую нагрузку на контролируемый подшипник 5 с помощью установленного в верхней перекладине винта 27 и распорных втулок 25. Для контроля осевой нагрузки на швеллере 24 установлена оттарированная линейка 28.

Узел радиальной нагрузки 4 содержит жестко закрепленный на основании корпус 29, снабженный цилиндрической полостью 30, в которой установлен цилиндрический упор 31, воздействующий на корпус 16 подшипникового узла 3. При этом упор 31 подпружинен пружиной 32 и направляющей шайбой 33, установленной с возможностью перемещения в полости 30 с помощью установленного в корпусе 29 винта 34, на котором закреплен диск-указатель усилия сжатия 35, взаимодействующий с отпарированной линейкой 36, закрепленной на корпусе 29. В зоне контакта упора 31 с корпусом 16 подшипникового узла 3 установлена электроизолированная пластина (условно не показано).

Приведенные узлы позволяют исследовать как отдельное влияние осевой и радиальной нагрузки, так и их совместное действие. При этом кольца контролируемого подшипника при помощи двух токосъемников 37, 38 включены в электрическую цепь, согласно приведенной на фиг. 1 блок-схема устройства, отражающей возможность диагностирования работоспособности подшипников качения с учетом параметров трения качения. Первый токосъемник 37, контактирующий с соединительной втулкой 14, через которую передается ток на внутреннее кольцо испытуемого подшипника, установлен на полке 12 вертикальной платформы 11, а второй токосъемник 38 установлен на корпусе 16 подшипникового узла 3. Согласно указанной блок-схеме, устройство содержит связанный с электродвигателем 6 преобразователь частоты напряжения питания электродвигателя 39, источник электрического напряжения 40, снабженный регулятором тока, и измерительное устройство, состоящее из стандартных изделий: преобразователя (R3) 41, ЭВМ 42 и монитора 43. При этом токосъемник 37 подключен к источнику электрического напряжения 40, связанному с преобразователем 41, к входу которого подключен второй токосъемник 38, а второй выход преобразователя соединен с ЭВМ 42, обеспечивающей запись и визуализацию амплитуды тока, проходящего через контролируемый подшипник 5, на мониторе 43.

Подготовку устройства к работе осуществляют в следующей последовательности. Первая операция предусматривает предварительную установку испытуемого подшипника 5 на соответствующую его типоразмеру съемную приводную ось 15. Для последующей установки приводной оси 15 с подшипником 5 в резьбовое отверстие соединительной втулки 14 необходимо с помощью вращения опорных гаек 8 по часовой стрелке поднять вертикальную платформу 11 с электродвигателем 6 на необходимую высоту, удобную для установки приводной оси 15 с подшипником 5 в соединительную втулку 14, при этом верхняя крышка 22 подшипникового узла должна быть расположена над подшипником.

Вторая операция заключается в опускании вертикальной платформы 11 с электродвигателем 6 до контакта с одним из опорных колец 18, причем опорные кольца, предназначенные для испытания подшипников с меньшими размерами, должны быть удалены. При этом от источника электрического напряжения 40 подается постоянное напряжение через токосъемник 37 на подшипник 5. Опускание платформы производится до тех пор, пока подшипник не коснется опорного кольца 18, а микроамперметр покажет значение тока, равное 100 мкА. В момент контакта подшипника 5 с опорным кольцом 18 осевая нагрузка на подшипник отсутствует, и указатель перемещения пружины 26 устанавливается на нулевой отметке отпарированной линейки 28.

Третья операция заключается в заливке смазочного масла в корпус 16 подшипникового узла 3 через отверстие в верхней крышке 22.

Четвертая операция предусматривает нагревание смазочного масла с помощью нагревателя 19 до требуемой температуры, задаваемой терморегулятором TP 101.

После проведения указанных операций устройство готово к работе. Работа устройства заключается в определении частоты вращения электродвигателя 6, при которой наступает формирование на поверхностях трения тел качения подшипника 5 эластогидродинамического слоя, полностью разделяющего их поверхности, при этом ток, протекающий через поверхности тел качения, отсутствует. При изменении частоты вращения электродвигателя с помощью преобразователя частоты напряжения питания электродвигателя 39, при задании разных значений осевой и радиальной нагрузок, а также их совместном действии, с помощью преобразователя R3 и ЭВМ величина амплитуды тока, протекающего через испытуемый подшипник 5, записывается на мониторе 43 в виде диаграммы, по которой определяется влияние параметров трения на формирование эластогидродинамического слоя между поверхностями тел качения. При отсутствии тока и данных параметрах качения долговечность испытуемого подшипника максимальна.

Преимущество устройства заключается в определении влияния осевой, радиальной и совместных нагрузок, а также температуры смазочного материала, степени его окисления и частоты вращения подшипника на формирование эластогидродинамического слоя на поверхностях тел качения.

1. Устройство для диагностики подшипников качения, содержащее узел установки и крепления внутреннего кольца контролируемого подшипника на приводном валу электродвигателя, два токосъемника, преобразователь, регистрирующую аппаратуру и источник электрического напряжения, один полюс которого через первый токосъемник связан с приводным валом, второй полюс связан с преобразователем, к которому подключен второй токосъемник, выполненный с возможностью подключения к наружному кольцу контролируемого подшипника, отличающееся тем, что устройство снабжено дополнительными узлами, обеспечивающими задание параметров трения качения и определение их влияния на образование эластогидродинамического слоя между телами качения, при этом устройство дополнительно содержит связанный с электродвигателем преобразователь частоты напряжения питания электродвигателя, источник электрического напряжения снабжен регулятором тока, устройство также содержит основание с установленными на нем подшипниковым узлом, электродвигателем, узлом компенсации осевой нагрузки от веса электродвигателя, узлами осевой и радиальной нагрузки на контролируемый подшипник, при этом на основании установлены две направляющие цилиндрические стойки, соединенные верхней перекладиной, на направляющих стойках с возможностью вертикального перемещения и компенсации веса установлена вертикальная платформа с электродвигателем, ось приводного вала которого расположена в одной плоскости с осями направляющих цилиндрических стоек, при этом нижние части стоек выполнены с трапециедальной резьбой и снабжены опорными гайками, над которыми установлены пружины, упирающиеся во втулки, жестко соединенные с вертикальной платформой и установленные с возможностью перемещения по направляющим стойкам, между направляющими стойками соосно приводному валу электродвигателя установлен подшипниковый узел, снабженный электроизолированным корпусом, установленным в подложке, закрепленной на основании, узел установки и крепления внутреннего кольца контролируемого подшипника на приводном валу электродвигателя образован установленной на приводном валу электродвигателя соединительной втулкой, снабженной на свободном торце внутренним резьбовым участком, в котором установлена с помощью резьбового соединения съемная приводная ось с контролируемым подшипником, подшипниковый узел выполнен с возможностью испытания подшипников с различными наружными диаметрами обойм, устанавливаемых на съемной приводной оси с упором в одно из опорных колец, концентрично установленных на дне корпуса подшипникового узла и снабженных пазом, соответствующим диаметру наружного кольца подшипника и обеспечивающим постоянство размера от верхней кромки подшипника до дна корпуса, корпус закрыт верхней крышкой, расположенной над подшипником и снабженной отверстием для заливки в корпус смазочного масла, в дне корпуса с наружной стороны выполнена выемка, в которой установлен нагреватель, закрытый нижней крышкой, токосъемник, связанный с приводным валом, установлен с возможностью контактирования с упомянутой соединительной втулкой и закреплен на платформе с электродвигателем, а второй токосъемник установлен на корпусе подшипникового узла.

2. Устройство для диагностики подшипников качения по п.1, отличающееся тем, что узел осевой нагрузки на контролируемый подшипник расположен над узлом компенсации осевой нагрузки от веса электродвигателя и содержит две втулки, жестко соединенные швеллером, установленные с возможностью перемещения по направляющим стойкам и опертые на распорные втулки, установленные над втулками, жестко соединенными с вертикальной платформой, между упомянутым швеллером и верхней перекладиной, соединяющей стойки, установлена пружина, передающая осевую нагрузку на контролируемый подшипник с помощью установленного в верхней перекладине винта и упомянутых распорных втулок.

3. Устройство для диагностики подшипников качения по п.1, отличающееся тем, что узел радиальной нагрузки на контролируемый подшипник содержит жестко установленный на основании корпус, снабженный цилиндрической полостью, в которой установлен цилиндрический упор, воздействующий на корпус подшипникового узла, при этом упор подпружинен пружиной и направляющей шайбой, установленной с возможностью перемещения в полости с помощью установленного в корпусе винта, на котором закреплен диск-указатель усилия сжатия, взаимодействующий с оттарированной линейкой, закрепленной на корпусе, а в зоне контакта упора с корпусом подшипникового узла установлена электроизолированная пластина.



 

Похожие патенты:

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к устройствам для оценки повреждения подшипника качения электрической машины. При реализации заявленного способа электрическая машина, содержащая контролируемый подшипник качения, электрически подключена к инвертору с промежуточным контуром напряжения, а указанный подшипник качения имеет, соответственно, смазочный зазор между внутренним кольцом подшипника и телом качения и внешним кольцом подшипника и телом качения.

Изобретение относится к устройствам для измерения радиального зазора в подшипниках качения, преимущественно радиальных и радиально-упорных, применяемых на различных производствах.

Изобретение относится к устройствам для измерения осевого биения наружных колец подшипников качения, преимущественно радиальных и радиально-упорных, применяемых на различных производствах.

Заявленное изобретение относится к области измерительной техники, и может быть использовано для контроля износа двигателя. Способ содержит следующие этапы: в течение всего периода измерения Р считывают текущий вибрационный сигнал (Vc) механической вибрации компонентов двигателя; в течение периода P дискретизируют сигнал (Vc); сигнал синхронизируют относительно изменений режима N; сигнал преобразуют в частотный сигнал для получения частотных спектральных полос, упорядоченных по режиму N; вычисляют среднее значение амплитуд спектральных полос, чтобы получить текущую вибрационную сигнатуру (Sc) двигателя; вычисляют степень отклонения (Δ) между сигнатурой (Sc) и нормальной контрольной вибрационной сигнатурой (Ss); и степень отклонения (Δ) сравнивают с указателями дефектов заранее сформированной базы данных, объединяющей теоретические повреждения опорных подшипников двигателя, для определения потенциальных повреждений опорного подшипника.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях и доводке газовых подшипников высокооборотных турбомашин. Стенд содержит статор, в котором размещен ротор, установленный в двух опорах, выполненных с возможностью размещения в них испытуемых газодинамических подшипников.

Изобретение относится к устройству для комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах. Технический результат - повышение точности оценки токов подшипников в отношении потенциального повреждения соответствующего подшипника.

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации.
Изобретение относится к способу комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных авиационных и наземных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении.

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к диагностике подшипников качения. Способ включает измерение интервалов времени, соответствующих перемещению, по меньшей мере, одного тела качения, по меньшей мере, на одно заданное расстояние, и интервалов времени, соответствующих полному повороту вращающегося кольца подшипника или его повороту, по меньшей мере, на один заданный угол.

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов способом виброакустической диагностики с применением технического микрофона. Способ диагностики технического состояния газотурбинного двигателя включает установку технического микрофона в диагностируемом сечении двигателя на технологически необходимом расстоянии от него, прием измеренного виброакустического сигнала работающего двигателя. Получают спектр частот, который анализируют. По появлению в спектре устойчиво выделяемого на фоне аппаратных шумов поля частот в интервале от 2 кГц до верхнего предела измерения используемой аппаратуры определяют техническое состояние подшипников двигателя. Технический результат - надежность, простота и высокая достоверность результатов при диагностике подшипников в составе газотурбинного двигателя. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к стабилизации геометрических параметров подшипников качения приработкой в собранном виде. Способ заключается во вращении колец подшипника под внешней осевой нагрузкой, внешнюю нагрузку устанавливают равной Р=k Со, а частоту вращения подшипника устанавливают не более 200 об/мин, где Со - осевая статическая грузоподъемность подшипника; k - коэффициент надежности (k=0,8-0,9). Технический результат заключается в увеличении контактных напряжений и повышении интенсивности проработки. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к стабилизации геометрических параметров подшипников качения приработкой в собранном виде. Способ заключается во вращении подшипника под нагрузкой, при этом внешнюю нагрузку направляют к оси подшипника под углом не более 12 градусов, число шариков в процессе обработки устанавливают равным 4-6, в качестве шариков используют шарики из материала с твердостью на 8-12 единиц HRC выше твердости материала колец подшипника, а силу воздействия на подшипник устанавливают такой, чтобы в процессе приработки шарики осуществляли пластическую деформацию дорожки качения. Технический результат заключается в снижении контактных напряжений и повышении работоспособности подшипника. 1 ил.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний шарнирных подшипников с имитацией эксплуатационных нагрузок и температур. Стенд состоит из основания, на котором размещены и соединены при помощи кинематической цепи привод и нагрузочное устройство. Основание состоит из рамы, верхняя часть которой выполнена в виде трубопровода для прохождения охлаждающей жидкости. В центре трубопровода жестко закреплен кронштейн, снаружи которого размещены нагревательные элементы. Кронштейн содержит два симметричных уха с соосными отверстиями, в которых размещена ось внутреннего кольца. Между ушами размещена качалка с центральным отверстием, в котором шарнирно установлено наружное кольцо подшипника. Один конец качалки шарнирно соединен с тягой, жестко соединенной со штоком привода. Другой конец качалки шарнирно соединен с тягой, жестко закрепленной со штоком нагрузочного устройства, установленным с возможностью продольного перемещения. Нагрузочное устройство состоит из корпуса с установленными внутри (с возможностью продольного перемещения) подпружиненными втулками. Шток нагрузочного устройства установлен во втулках. В нижней части рамы расположена жестко закрепленная на боковых и нижних стенках рамы перегородка с двумя отверстиями, в которых жестко закреплены втулки для размещения вилок. С одной стороны каждая вилка шарнирно соединена с верхней частью тензовставки, а нижняя часть тензоставки шарнирно соединена с нижней стенкой рамы, при этом одна вилка шарнирно соединена с корпусом нагрузочного устройства, а другая соединена с корпусом привода. Технический результат заключается в упрощении конструкции, возможности испытаний подшипников с имитацией условий эксплуатации. 4 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для эксплуатационного контроля изменения состояния подшипников двигателя (дизеля). Способ заключается в определении в процессе эксплуатации на частоте вращения выходного вала дизеля амплитуды и фазы вибрации на двух опорах - на первой опоре - корпусе подшипника выходного вала дизеля и на второй опоре - корпусе первого подшипника валопровода в осевом и радиальном направлениях с помощью датчиков вибрации. Эти датчики установлены на опорах навстречу друг другу в осевом направлении и в одну сторону в радиальном направлении. Об изменении состояния рамовых подшипников делают вывод, если амплитуда вибрации на каждой опоре в осевом направлении больше, чем в радиальном направлении, и вибрация на первой опоре синфазна по отношению к вибрации на второй опоре в радиальном и в осевом направлениях соответственно, или если амплитуда вибрации на каждой опоре в радиальном направлении больше, чем в осевом направлении, и вибрация на первой опоре противофазна по отношению к вибрации на второй опоре в радиальном направлении. Технический результат заключается в повышении оперативности, надежности и точности определения изменения состояния рамовых подшипников дизеля при эксплуатации судна. 1 табл., 1 ил.

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации. В предложенном способе диагностики измеряют уровень вибрации в информативных точках корпуса машины в информативной полосе частот, фиксируют выбросы вибрации, длительность интервалов между выбросами, строят тренды изменения длительности интервалов и их отношений, сравнивают полученные значения с критическими границами, и по результатам сравнения судят о состоянии деталей машины. Согласно изобретению наблюдают изменение тренда вибрации на протяжении всего жизненного цикла машины; селектируют выбросы вибрации во времени; строят тренды длительности интервалов между выбросами вибрации и их отношений; запоминают стадии повреждения деталей машины. Изобретение направлено на предотвращение аварий машин в условиях непрерывной эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение относится к области метрологии, в частности к методам контроля подшипников. Способ контроля технического состояния подшипников качения заключается в обнаружении дефекта и места повреждения путем измерения и анализа параметров вибрации работающего двигателя, анализа параметров вибрации и сравнении получаемых данных с данными в исходном состоянии, за которое принимаются данные, полученные для полностью исправного двигателя. При этом спектральный анализ вибрации основан на применении оконного преобразования Фурье с использованием весовых функций Гаусса. Временной интервал сигнала разделяется на подинтервалы и преобразование выполняется для каждого из них в отдельности, получаемый набор интегральных данных от функции, описывающей изменения значений виброускорения по времени, аппроксимируется с применением формулы трапеций, определяется коэффициент превышения, выделяющий информативные особенности сигнала, обусловленные дефектами подшипника качения по времени, частоте и амплитуде. Технический результат - повышение точности и расширение функциональных возможностей способов вибрационной диагностики подшипников качения. 3 ил.

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для определения долговечности подшипниковых узлов сухого трения с антифрикционным твердосмазочным заполнителем. Способ заключается в том, что определяют динамическую грузоподъемность подшипника и эквивалентную нагрузку. Измеряют радиальный и тангенциальный зазоры подшипника перед установкой его в узел, наполняют подшипник антифрикционным твердосмазочным заполнителем, устанавливают подшипник в узел, нагружают его эквивалентной нагрузкой и вновь измеряют радиальный и тангенциальный зазоры. Долговечность подшипникового узла определяют по зависимости, учитывающей допуски на радиальный и тангенциальный зазоры подшипника и изменения радиального и тангенциального зазоров подшипника с антифрикционным заполнителем после установки его в подшипниковый узел. Дополнительно измеряют дополнительно осевой зазор подшипника перед его наполнением антифрикционным твердосмазочным заполнителем. После нагружения подшипника эквивалентной нагрузкой вновь измеряют упомянутый осевой зазор, а уточненную долговечность подшипникового узла сухого трения определяют по формуле. Технический результат заключается в повышении точности определения долговечности подшипникового узла сухого трения. 5 ил.

Изобретение относится к метрологии, в частности к устройствам контроля вибрации. Аппаратура контроля вибрации содержит не менее двух датчиков вибрации, каждый из которых содержит пьезоэлемент, не менее двух преобразователей и двух, обладающих повышенной жесткостью, кабелей, каждый из которых соединяет один из датчиков вибрации с соответствующим преобразователем. Также содержит электронный блок, включающий в себя не менее двух информационно-измерительных каналов, каждый из которых подключен к выходу одного из преобразователей и состоит из последовательно соединенных между собой полосового фильтра, масштабного усилителя и детектора, основной выход которого соединен со входами первого и второго компараторов. Масштабный усилитель и детектор содержат дополнительный выход для выдачи информации во взаимодействующие системы по соответствующей информационной линии связи. В электронном блоке расположена кросс-плата, содержащая выходные линии связи каждого из информационно-измерительных каналов. Все информационно-измерительные каналы смонтированы на единой, общей для них, печатной плате и размещены в ее противолежащих участках. Кросс-плата расположена перпендикулярно единой печатной плате. Технический результат - снижение вероятности формирования ложных сигналов. 1 ил.

Изобретение относится к разрушающему контролю и может быть использовано для определения точек контакта шарика с дорожками качения колец шарикоподшипника и последующему вычислению угла контакта шарикоподшипника. Способ включает определение точки касания шарика с контактной поверхностью дорожек качения и вычисление угла контакта шарикоподшипника по результатам измерения. Точки контакта шариков с дорожками качения определяют путем создания осевой нагрузки на подшипник, при которой на дорожках качения остается остаточная деформация от контакта с шариками. Затем замеряют диаметр расположения отпечатков шариков на каждом из колец и вычисляют угол контакта по формуле. Техническим результатом является повышение точности измерения угла контакта. 2 ил., 2 табл.
Наверх