Вертолетный радиолокационный комплекс

Авторы патента:


Владельцы патента RU 2567867:

Акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники" (АО "ФНПЦ "ННИИРТ") (RU)

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано на вертолетах и других летательных аппаратах для обнаружения наземных объектов. Достигаемый технический результат - улучшение технико-эксплуатационных характеристик. Указанный результат достигается за счет того, что вертолетный радиолокационный комплекс (РЛК) содержит бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) в составе антенно-приемопередающего устройства (АППУ) с фазированной антенной решеткой (ФАР), бортового процессора (ПБ), бортового рабочего места оператора (РМОБ), бортовой части широкополосной линии связи (ШЛСБ), включающей антенну и аппаратуру связи, и бортовой части узкополосной линии связи (УЛСБ), а также наземный пост (НП) в составе рабочих мест операторов (РМОН), наземной части ШЛС (ШЛСН), включающей направленную антенну, расположенную на телескопической мачте, и аппаратуру связи, наземной части УЛС (УЛСН), системы ориентации и топопривязки (СОТ), наземного процессора (ПН) и генератора мощности (ГМ) с соответствующими связями, содержит также систему ориентации и навигации (СОН) в составе бесплатформенной инерциальной системы (БИНС), встроенной в ФАР, навигационного приемника сигналов и электронно-вычислительную машину, а также модуль жизнеобеспечения и технического обслуживания (МЖТО) в составе жилого отсека, второго ГМ и отсека технического обслуживания с соответствующими связями. Кроме того, в программное обеспечение ПБ введена программа для обнаружения разрывов снарядов, основанная на особенностях доплеровского спектра отраженных от них сигналов, увеличены размеры ФАР, антенна ШЛСБ выполнена в виде четырех направленных антенн, расположенных по бортам вертолета, а направленная антенна ШЛСН является реперным отражателем вертолетного РЛК. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано на вертолетах, дирижаблях и других летательных аппаратах для обнаружения наземных объектов.

Известна радиолокационная станция (РЛС) для вертолета (патент №2256939 G01S 13/04, 13/90, опубл. 20.07.2005), работающая в L диапазоне радиоволн, предназначенная для обнаружения наземных и воздушных объектов. В этой РЛС в качестве сканирующих антенн используются лопасти вертолета с размещенными в них линейными антенными решетками. Ее недостатком является большая величина угла диаграммы направленности (ДН) сканирующей антенной решетки в угломестной плоскости, не позволяющая отселектировать наземные и воздушные цели, а также недостаточная разрешающая способность по азимуту и радиальной скорости.

Известна также мобильная РЛС кругового обзора для вертолета (патент №2289825 G01S 13/90, опубл. 20.04.2006), работающая также в L диапазоне радиоволн, предназначенная для обнаружения воздушных и надводных объектов в секторе 360 град. В этой РЛС антенна выполнена в виде фазированной антенной решетки размером 6×1 м, размещенной под фюзеляжем вертолета и вращающейся в азимутальной плоскости со скоростью 6 об/мин. Недостатками этой РЛС являются невысокие точностные характеристики, разрешающая способность и темп выдачи данных, а также невозможность обнаружения наземных малоскоростных целей.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по назначению, построению и техническим характеристикам является вертолетный радиолокационный комплекс (РЛК) Horizon (Франция) [1, 2], который предназначен для наблюдения за районом боевых действий на суше и море.

Комплекс состоит из бортовой РЛС (БРЛС), наземного поста (НП), широкополосной и узкополосной линий связи (ШЛС) и (УЛС). В состав БРЛС входят фазированная антенная решетка (ФАР) размером 3,5×0,5 м, приемно-передающее устройство, процессор бортовой (ПБ) и рабочее место оператора (РМО).

В состав НП входят процессор наземный (ПН), рабочие места операторов (РМО), система ориентации и топопривязки (СОТ) и генератор мощности (ГМ).

ШЛС расположена как на БРЛС в составе антенны круговой направленности, механически соединенной с осью вращения ФАР, и бортовой аппаратуры связи, так и на НП в составе направленной антенны и наземной аппаратуры связи, и служит для двусторонней передачи радиолокационной, навигационной и полетной информации.

УЛС представляет собой радиооборудование для связи НП с вертолетом, БРЛС и командованием.

БРЛС работает в Х диапазоне радиоволн в двух режимах: как доплеровская РЛС с селекцией движущихся целей (СДЦ) и определением их координат и скорости в режиме сканирования (механического и электронного) в пределах 360 град. и в режиме синтезированной апертуры (РСА) с определением координат неподвижных и малоподвижных целей.

Для ориентации БРЛС в пространстве используется информация, поступающая с пилотажно-навигационного комплекса (ПНК) вертолета, имеющего спутниковую навигационную связь.

Недостатками прототипа являются:

- невысокие точностные характеристики из-за ошибок ориентации в пространстве между вертолетом и ФАР в процессе движения вертолета и вращения ФАР;

- низкая разрешающая способность по угловым координатам из-за небольших размеров ФАР;

- низкая помехозащита ШЛС из-за круговой направленности бортовой антенны ШЛС;

- невозможность корректировать стрельбу артиллерии, т.к. прототип не обнаруживает разрывы снарядов;

- ухудшение технических характеристик прототипа при неустойчивой спутниковой навигационной связи, ведущей к нарушению ориентации вертолета;

- невозможность быстрого устранения возникшей неисправности аппаратуры, в т.ч. генератора мощности наземного поста;

- отсутствие комфортных условий жизнедеятельности обслуживающего персонала, что затрудняет эксплуатацию комплекса.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является улучшение технико-эксплуатационных характеристик вертолетного РЛК.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в известный вертолетный РЛК, содержащий БРЛС в составе антенно-приемопередающего устройства с ФАР, бортового процессора и рабочего места оператора, наземный пост (НП) в составе наземного процессора, рабочих мест операторов, системы ориентации и топопривязки и генератора мощности, широкополосную и узкополосную линии связи, дополнительно введены система ориентации и навигации, а также модуль жизнеобеспечения и технического обслуживания в составе жилого отсека, второго генератора мощности и отсека технического обслуживания. Кроме того, увеличены размеры ФАР, в программное обеспечение бортового процессора введена специальная программа для обнаружения разрывов снарядов, антенна бортовой части широкополосной линии связи выполнена в виде четырех направленных антенн, расположенных по бортам передней и задней частей фюзеляжа вертолета, каждая из которых имеет ширину диаграммы направленности в азимутальной плоскости 100 град., а направленная антенна наземной части широкополосной линии связи является реперным отражателем вертолетного РЛК.

На фигуре представлена структурная схема предлагаемого вертолетного РЛК, где обозначено:

1 - бортовая радиолокационная станция (БРЛС);

2 - антенно-приемопередающее устройство (АППУ);

3 - процессор бортовой (ПБ);

4 - рабочее место оператора бортовое (РМОБ);

5 - система ориентации и навигации (СОН);

6 - широкополосная линия связи, бортовая часть (ШЛСБ);

7 - узкополосная линия связи, бортовая часть (УЛСБ);

8 - наземный пост (НП);

9 - рабочие места операторов наземные (РМОН);

10 - широкополосная линия связи, наземная часть (ШЛСН);

11 - узкополосная линия связи, наземная часть (УЛСН);

12 - система ориентации и топопривязки (СОТ);

13 - процессор наземный (ПН);

14 - генератор мощности (ГМ);

15 - модуль жизнеобеспечения и технического обслуживания (МЖТО);

16 - жилой отсек (ОЖ);

17 - второй генератор мощности (ГМ);

18 - отсек технического обслуживания (ОТО).

Предлагаемый вертолетный РЛК состоит из бортовой РЛС БРЛС 1, наземного поста НП 8 и модуля жизнеобеспечения и технического обслуживания МЖТО 15.

В состав БРЛС 1 входят АППУ 2, ПБ 3, РМОБ 4, СОН 5, ШЛСБ 6 и УЛСБ 7, в состав НП 8 - РМОН 9, ШЛСН 10, УЛСН 11, СОТ 12, ПН 13 и ГМ 14, а в состав МЖТО 15 - ОЖ 16, второй ГМ 17 и ОТО 18.

При этом первый вход ПБ 3 соединен с выходом ПНК вертолета, второй вход - с выходом СОН 5, первый и второй входы-выходы ПБ 3 соединены соответственно со входами-выходами АППУ 2 и РМОБ 4, а третий и четвертый его входы-выходы соответственно - с первыми входами-выходами УЛСБ 7 и ШЛСБ 6, вторые входы-выходы которых по радиолинии связи соединены соответственно с первыми входами-выходами УЛСН 11 и ШЛСН 10, вторые входы-выходы которых соединены соответственно с третьим и вторым входами-выходами ПН 13, первый вход-выход ПН 13 соединен с входом-выходом РМОН 9, первый вход - с выходом СОТ 12, а выход является выходом вертолетного РЛК. Первый выход ГМ 14 соединен со входами УЛСН 11, ШЛСН 10, РМОН 9, СОТ 12 и вторым входом ПН 13, а второй его выход - со входом МЖТО 15. Первый и второй выходы ГМ 17 соединены соответственно с входами ОЖ 16 и ОТО 18, а третий его вход - со входом НП 8.

На фигуре для упрощения не показаны связи по сигналам синхронизации и связи по электропитанию в БРЛС (БРЛС запитывается от первичных источников электроэнергии вертолета).

АППУ 2 состоит из фазированной антенной решетки (ФАР) размером 5,5×0,8 м, расположенной под фюзеляжем вертолета, передатчика, приемника, привода вращения, обеспечивающего механическое вращение ФАР, и диаграммо-образующего устройства, обеспечивающего электронное сканирование. В рабочем положении ФАР развернута, а при взлете и посадке вертолета - сложена вдоль оси фюзеляжа. Увеличение размеров ФАР по сравнению с размерами ФАР прототипа позволяет повысить разрешающую способность БРЛС по угловым координатам.

СОН 5 включает в себя бесплатформенную инерциальную навигационную систему (БИНС), размещенную в ФАР, ЭВМ и навигационный приемник сигналов систем ГЛОНАСС/НАВСТАР [3, 4] и служит для точного определения направления луча ФАР, что позволяет повысить точность определения координат целей и устранить ошибки ориентации, возникающие между вертолетом и ФАР в процессе движения вертолета.

ШЛС (в составе ШЛСБ и ШЛСН) предназначена для обеспечения двустороннего обмена информацией между БРЛС 1 и НП 8. С БРЛС 1 на НП 8 передается радиолокационная, навигационная и полетная информация. С НП 8 на БРЛС 1 передается информация о координатах назначенных зон работы БРЛС. Антенна ШЛСБ 6 представляет собой четыре направленные антенны, расположенные по бортам передней и задней частей фюзеляжа вертолета таким образом, чтобы (при ширине диаграммы направленности в азимутальной плоскости каждой антенны 100 град.), перекрывать все направления в пределах 360 град. В отличие от прототипа, где используется бортовая антенна ШЛС круговой направленности, это позволяет повысить помехозащиту ШЛС.

Наземная антенна ШЛСН 10 является направленной антенной, расположенной на телескопической мачте высотой ~ 8 м, и может устанавливаться с помощью электроприводов в направлении вертолета, координаты которого поступают от ПНК вертолета через ПБ 3 на ПН 13 по УЛСБ 7 и УЛСН 11.

СОТ 12, содержащая навигационную аппаратуру потребителей систем ГЛОНАСС/GPS с угломерным каналом [5], служит для ориентации и топопривязки НП 8 и определяет координаты НП 8. При этом антенна ШЛСН 10 в диапазоне длин волн БРЛС 1 является идеальным реперным отражателем. Наличие реперного отражателя с известными координатами позволяет сохранить высокие точностные характеристики РЛК при нарушении функционирования СОН 5.

УЛС (в составе УЛСБ 7 и УЛСН 11) представляет собой радиооборудование для связи НП 8 с вертолетом, БРЛС 1 и командованием и предназначена для управления работой БРЛС 1 с помощью команд, отправляемых с РМОН 9 и командного пункта, и получения ответных квитанций, например команд на включение, выпуск антенны, включение излучения, установку рабочей частоты, режимов работы и других. Кроме того, по УЛС (по запросу БРЛС 1) передаются координаты реперной точки НП 8 для ввода их в ПБ 3, которая в этом случае является точкой отсчета координат обнаруженных целей и отображается на экране РМОБ 4, а с БРЛС 1 поступает информация о местонахождении вертолета, которое отображается на экране РМОН 9.

При эксплуатации вертолетного РЛК большую роль играют условия жизнеобеспечения личного состава и технического обслуживания РЛК. Для создания этих условий в РЛК введен МЖТО 15 с жилым помещением для комфортных условий обитания (отдыха и питания) личного состава (жилой отсек ОЖ 16), технической мастерской для ремонта и технического обслуживания аппаратуры (отсек технического обслуживания ОТО 18) и источником электроснабжения ГМ 17, который снабжает электроэнергией МЖТО 15, а также служит резервом для электроснабжения НП 8. МЖТО 15 при необходимости получает электроэнергию от ГМ 14 НП 8.

БРЛС 1, как и прототип, работает в Х диапазоне радиоволн в двух режимах: как доплеровская РЛС с селекцией движущихся целей (СДЦ) и определением их координат и скорости в режиме сканирования ФАР (механического и электронного) в пределах 360 град. и в режиме синтезированной апертуры (РСА) с определением координат неподвижных и малоподвижных целей.

При работе в режиме СДЦ вертолетный комплекс РЛК может обнаруживать разрывы снарядов благодаря введению в программное обеспечение ПБ 3 специальной программы, основанной на особенностях доплеровского спектра сигналов, отраженных от разрывов снарядов. Одновременное обнаружение целей, по которым производится стрельба, и разрывов снарядов позволяет корректировать стрельбу артиллерии.

Радиолокационная информация, полученная при локации земной поверхности, с учетом данных от СОН 5 проходит первичную обработку в ПБ 3 и выдается на РМОБ 4 и на НП 8 по ШЛСБ 6 и ШЛСН 10. При этом наземная антенна ШЛСН 10 с помощью электроприводов по азимуту и углу места устанавливается в направлении вертолета, координаты которого постоянно передаются на НП 8 от ПНК вертолета через ПБ 3 и ПН 13 по УЛС, а радиолокационная и иная информация передается на НП 8 и принимается от НП 8 по ШЛС одной их четырех антенн ШЛСБ 6, обращенной в сторону НП 8 независимо от ориентации вертолета. Радиолокационная информация, полученная НП 8 по ШЛС, проходит вторичную обработку в ПН 13 и выдается на РМОН 9 и на выход всего РЛК для использования абонентами и командованием.

Таким образом, введение в известный вертолетный РЛК, содержащий БРЛС с АППУ, ПБ, РМОБ, НП с РМОН, СОТ, ПН и ГМ, а также широкополосную и узкополосную линии связи, дополнительно СОН, БИНС которого встроена в ФАР, МЖТО в составе ОЖ, второго ГМ и ОТО, новой специальной программы для обнаружения разрывов снарядов в ПО бортового процессора, а также увеличение размеров ФАР, выполнение бортовой антенны ШЛС в виде четырех направленных антенн, расположенных по бортам передней и задней частей фюзеляжа вертолета, и использование направленной наземной антенны ШЛС в качестве реперного отражателя позволяет устранить указанные выше недостатки прототипа и тем самым улучшить технико-эксплуатационные характеристики предлагаемого вертолетного радиолокационного комплекса.

Источники информации

1. Рекламный проспект HORIZON (фирмы EUROCOPTER и THOMSON-CSF, Франция), 1998.

2. JANE′S AVIONICS 2001-2002, DATE: 2001 JAN 15, FRANCE, «Horizon battlefield surveillance radar».

3. Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. М., Машиностроение, 1991.

4. Устройство для определения направления луча, координат и скорости движения антенны РЛС. Патент РФ №127502, з. №2012152239, приоритет от 04.12.2012, МПК G08C 19/00.

5. Глобальная спутниковая радионавигационная система «ГЛОНАСС» под редакцией В.Н. Харисова, А.И. Петрова, В.А. Болдина, Москва, ИМПЖР, 1998.

Вертолетный радиолокационный комплекс (РЛК), содержащий бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) в составе антенно-приемопередающего устройства (АППУ) с фазированной антенной решеткой (ФАР), бортового процессора (ПБ), бортового рабочего места оператора (РМОБ), бортовой части широкополосной линии связи (ШЛСБ), включающей антенну и аппаратуру связи, и бортовой части узкополосной линии связи (УЛСБ), а также наземный пост (НП) в составе рабочих мест операторов (РМОН), наземной части ШЛС (ШЛСН), включающей направленную антенну, расположенную на телескопической мачте, и аппаратуру связи, наземной части УЛС (УЛСН), системы ориентации и топопривязки (СОТ), наземного процессора (ПН) и генератора мощности (ГМ), при этом первый вход ПБ соединен с выходом пилотажно-навигационного комплекса (ПНК) вертолета, первый и второй входы-выходы ПБ соединены соответственно со входами-выходами АППУ и РМОБ, а третий и четвертый соответственно - с первыми входами-выходами УЛСБ и ШЛСБ, вторые входы-выходы которых по радиоканалу соединены соответственно с первыми входами-выходами УЛСН и ШЛСН, вторые входы-выходы которых соединены соответственно с третьим и вторым входами-выходами ПН, первый вход-выход ПН соединен со входом-выходом РМОН, первый вход - с выходом СОТ, а выход является выходом вертолетного РЛК, кроме того, первый выход ГМ соединен со входами УЛСН, ШЛСН, РМОН, СОТ и вторым входом ПН, отличающийся тем, что в него введены система ориентации и навигации (СОН) в составе бесплатформенной инерциальной системы (БИНС), встроенной в ФАР, ЭВМ и навигационного приемника сигналов, а также модуль жизнеобеспечения и технического обслуживания (МЖТО) в составе жилого отсека (ОЖ), второго ГМ и отсека технического обслуживания (ОТО), при этом выход СОН соединен со вторым входом ПБ, второй выход ГМ соединен со входом МЖТО, первый и второй выходы второго ГМ соединены соответственно со входами ОЖ и ОТО, а третий его выход - со входом НП, кроме того, в программное обеспечение ПБ введена программа для обнаружения разрывов снарядов, основанная на особенностях доплеровского спектра отраженных от них сигналов, увеличены размеры ФАР, антенна ШЛСБ выполнена в виде четырех направленных антенн, расположенных по бортам вертолета, а направленная антенна ШЛСН является реперным отражателем вертолетного РЛК.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при создании средств идентификации воздушных целей. Достигаемый технический результат изобретения - повышение вероятности правильной идентификации воздушных целей, обнаруженных бортовой радиолокационной станцией (РЛС) в условиях многоцелевой обстановки за счет уменьшения объема неопределенности радиолокационной системы с активным ответом (РСАО).

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано в локальных навигационных системах и сетях для управления движением мобильных объектов в локальных зонах навигации.

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при пассивной локации быстроперемещающихся объектов. Достигаемый технический результат изобретения - повышение эффективности пассивной локации за счет увеличения чувствительности и помехоустойчивости локационной системы, реализации возможности пассивной локации высокоскоростного объекта в условиях действия помех.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в импульсных радиолокационных станциях (РЛС). Достигаемый технический результат - улучшение эффективности работы РЛС при флуктуациях эффективной площади рассеяния (ЭПР) обнаруживаемых объектов, а также в условиях прицельных по частоте активных шумовых помех (АШП) в дальней зоне работы при сохранении качества подавления помеховых сигналов, отраженных от местных предметов в ближней зоне работы РЛС.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах пеленгации и сопровождения различных объектов. Достигаемый технический результат - повышение точности пеленгации и сопровождения объектов за счет учета изменений крутизны и нелинейных искажений пеленгационной характеристики в процессе функционирования системы антенна-обтекатель.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для экспериментальной оценки вклада участков крупногабаритного объекта, например авиационного турбореактивного двигателя, в интегральную величину эффективной поверхности рассеяния двигателя.

Изобретение относится к системам разнесенной радиолокации околоземного космоса и может быть использовано для решения задач дистанционного зондирования Земли с помощью летательных и космических аппаратов.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в многопозиционных системах пассивной радиолокации для определения местоположения и скорости движения радиоизлучающих объектов.

Изобретение относится к способам локации на малых дальностях и может быть использовано в радиосистемах посадки летательных аппаратов, сближения и стыковки космических объектов, безопасности вождения и парковки автомобилей.

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано в локальных навигационных системах и сетях для управления движением мобильных объектов в локальных зонах навигации.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при создании средств обнаружения высокоскоростных воздушных целей. Достигаемый технический результат изобретения - повышение вероятности обнаружения высокоскоростных воздушных целей за счет учета скорости их сближения с носителем импульсно-доплеровской радиолокационной станции (ИД РЛС). Сущность изобретения заключается в применении N каналов обнаружения, в которых когерентное накопление энергии полезного сигнала осуществляется в рамках подвижных участков, образованных путем перемещения временных стробов с соответствующей каждому каналу скоростью, согласованной с ожидаемой скоростью сближения воздушной цели с носителем ИД РЛС. Это позволяет избежать потери энергии сигнала, отраженного от воздушной цели, характерной для одного канала обнаружения с неподвижными временными стробами. 2 ил.

Изобретение относится к области определения местоположения подвижных подводных объектов технической природы и может быть использовано при поиске и обнаружении подводных аппаратов и платформ. Достигаемый технический результат - увеличение дальности, угла обзора, а также повышение скрытности объектов, ведущих поиск. Способ обнаружения местонахождения подводных объектов заключается в мониторинге области акватории посредством пассивного лоцирования в сверхвысокочастотном (СВЧ) диапазоне и основан на регистрации собственного СВЧ излучения океана, возникающего вследствие изменения термохалинной структуры поверхностных и глубинных слоев океана, и регистрации изменения структуры области тропосферы, расположенной над областью акватории, сборе и накоплении массивов данных о термохалинной циркуляции и состоянии области тропосферы при предполагаемом отсутствии подводных объектов. При предполагаемом наличии подводного объекта слежение за заданной областью акватории и областью тропосферы также осуществляют пассивным лоцированием путем приема на наземной станции излучаемых поверхностью области акватории и областью тропосферы радиосигналов, при этом сравнивают накопленный массив данных о термохалинной циркуляции и состоянии тропосферы с привязкой к заданной поверхности акватории при предполагаемом отсутствии подводных объектов с принятыми излучаемыми поверхностью области акватории и тропосферы радиосигналами; при предполагаемом наличии подводного объекта, при наличии отклонений, свидетельствующих о геофизическом возмущении, возникающем вследствие пересечения подводным объектом геомагнитных линий Земли, по принятым данным определяют величину потока электромагнитного поля в направлении вектора Пойнтинга, по которому судят о наличии подводного объекта; дополнительно осуществляют активное зондирование тропосферы над заданной областью акватории при предполагаемом наличии подводного объекта путем излучения и приема отраженных метаобразованиями тропосферы радиосигналов, сравнивают накопленный массив данных о термохалинной циркуляции с привязкой к заданной поверхности акватории при предполагаемом отсутствии подводных объектов с принятыми излучаемыми поверхностью области акватории радиосигналами при предполагаемом наличии подводного объекта и при наличии отклонений, свидетельствующих о геофизическом возмущении, возникающем вследствие пересечения подводным объектом геомагнитных линий Земли, также определяют поток мощности электромагнитного поля в направлении вектора Пойнтинга. При получении приблизительно одинаковых значений потоков мощности судят о том, что подводным объектом является подводный аппарат, при этом по изменению состояний тропосферы и возмущениям, возникающим вследствие термохалинной циркуляции, определяют местоположение подводного объекта. 3 ил.
Изобретения относятся к области радиолокации и могут быть использованы в радиолокационных станциях (РЛС) для управления воздушным движением и для контроля воздушного пространства. Достигаемый технический результат - сокращение затрат энергии РЛС на определение с требуемой точностью угловой координаты цели. Указанный результат по первому варианту заявляемого технического решения достигается тем, что в способе радиолокационного обзора пространства, основанном на обмене радиолокационной информацией разнесенными в контролируемом пространстве независимо работающими РЛС, радиолокационные станции с перекрывающимися зонами обзора обмениваются данными о прокладываемой ими трассе цели и результирующую трассу в зоне перекрытия прокладывают, вычисляя угловую координату в плоскости установленного разноса РЛС с использованием дальностей до цели, извлекаемых из прокладываемых трасс РЛС, входящих в систему единого времени. Указанный технический результат по второму варианту заявляемого технического решения достигается тем, что в способе радиолокационного обзора пространства, основанном на обмене радиолокационными станциями радиолокационной информацией с банком данных, доступном для независимо работающих разнесенных в контролируемом пространстве РЛС, РЛС передают в банк данных и получают из него параметры прокладываемых ими трасс цели, на основании этой информации результирующую трассу в зоне перекрытия РЛС прокладывают, вычисляя угловую координату в плоскости установленного разноса РЛС с использованием дальностей до цели, извлекаемых из прокладываемых трасс РЛС, входящих в систему единого времени. 2 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к устройствам акустоэлектроники. Техническим результатом является повышение степени защищенности информационного сигнала от несанкционированного прочтения и повышение технологичности процесса его кодирования. Для этого в многоканальной оптической линии задержки (ОЛЗ), включающей расположенный на пьезоэлектрической подложке входной преобразователь, состоящий из n встречно-штыревых преобразователей (ВШП), и отражательные элементы, установленные в одну линию по обеим сторонам входного преобразователя, входной преобразователь выполнен из N модулей, состоящих из n1…ni ВШП, количество которых в модуле соответствует числу импульсов с заданными временными характеристиками в информационном сигнале и установленных таким образом, что осевая линия каждого модуля имеет свой угол наклона α к линии расположения отражательных элементов. В способе кодирования информационного сигнала, формируемого многоканальной ОЛЗ ВШП входного преобразователя группируют в N модулей, при этом каждый модуль изготавливают с количеством ВШП, соответствующим числу импульсов, имеющих заданные временные задержки и осевые линии которых устанавливают под углом α1…αn к линии отражательных элементов, причем α1≠α2≠…≠αn, а перекодирование информационного сигнала выполняют переменой места положения модулей относительно друг друга с сохранением угла наклона осей модулей. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области подповерхностной радиолокации и контроля насыпи железных дорог и автодорог. Влажность, загрязненность и толщину слоев насыпи определяют с помощью георадара. В составе насыпи железной или автодороги применяют один или несколько слоев отражательного геотекстиля. Отражательный геотекстиль включает электропроводящие элементы. Измеряют электромагнитные сигналы георадара, отраженные от электропроводящих элементов геотекстиля. Результаты численно обрабатывают на ЭВМ. Затухание отраженных электромагнитных сигналов определяют по амплитуде, а показатель преломления - по скорости сигналов. Влажность насыпи определяют по показателю преломления, а загрязненность - по показателю преломления и затуханию сигналов. Толщину и влажность слоев слоисто-неоднородной насыпи определяют по форме годографа отраженных сигналов. Способ является бесконтактным, неразрушающим, быстрым и эффективным. Технический результат заключается в увеличении эффективности и качества обследования насыпи, повышении безопасности на железных дорогах и автодорогах. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в импульсных радиолокационных станциях (РЛС) сопровождения с активной фазированной антенной решеткой. Достигаемый технический результат - уменьшение временных затрат на обнаружение целей и, как следствие, увеличение производительности РЛС сопровождения, при сохранении однозначности измерения дальности. Указанный технический результат достигается за счет использования многочастотного способа работы, при котором частота зондирующего сигнала изменяется от такта к такту, а прием отраженного эхо-сигнала осуществляется на этих же частотах в периодах повторения, соответствующих дальности до цели. При этом РЛС работает по целеуказанию от внешних средств обнаружения или от устройства вторичной обработки информации, реализующей завязку трассы при работе указанной РЛС в режиме поиска целей. Способ реализуется устройством, состоящим из основной и компенсационной антенны, формирователя зондирующих импульсов, передающего устройства, приемников основного и компенсационного каналов, устройства первичной обработки, устройства вторичной обработки и схемы управления, с соответствующими связями. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области средств обнаружения нарушений, выявляемых правоохранительными органами. Достигаемый технический результат - повышение чувствительности и помехозащищенности. Указанный результат достигается за счет того, что радар-детектор содержит антенну, подключенную к приемнику сигнала, первый смеситель, смешивающий сигнал антенны с сигналом от первого гетеродина, усилитель, второй смеситель, смешивающий усиленный сигнал с сигналом от, по меньшей мере, одного второго гетеродина, полосовой фильтр, сигнатурный модуль и центральный процессор, который выводит информацию об обнаруженных радарах посредством звукового усилителя и динамика. При этом центральный процессор осуществляет управление, по меньшей мере, одним вторым гетеродином и, посредством связанного с ним генератора пилообразного напряжения, первым гетеродином. Кроме того, устройство содержит фотодиод и связанный с ним лазерный модуль, сигнал от которого анализируется центральным процессором. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области радиотехники, в частности к способам и технике радиотехнического мониторинга источников радиоизлучений (ИРИ) с линейно-частотно-модулированными (ЛЧМ) сигналами. Достигаемый технический результат - повышение точности определения ширины спектра ЛЧМ сигнала путем учета взаимного перемещения носителя ИРИ и носителя автокорреляционного приемника (АКП). Указанный технический результат достигается за счет определения радиальных скоростей движения носителей источника радиоизлучения и приемника, средней длины волны ЛЧМ сигналов, измерения периода следования ЛЧМ сигналов и определения ширины спектра ЛЧМ сигналов по формуле: где fp(n) - разностная частота сигнала на выходе автокорреляционного приемника, τз - время задержки принятого ЛЧМ сигнала, τu - длительность ЛЧМ сигнала, VrИ(nTu) - радиальная скорость движения носителя источника радиоизлучения, VrП(nTu) - радиальная скорость движения носителя приемника, Tu - период следования ЛЧМ сигналов, λ - средняя длина волны ЛЧМ сигналов, n = 1 … N ¯ , N - количество ЛЧМ сигналов. 4 ил.

Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в радиотехнических системах, установленных на подвижных объектах, для получения радиолокационного изображения (РЛИ) в процессе дистанционного зондирования земной поверхности. Достигаемый технический результат - повышение вероятности правильного распознавания малоразмерных и распределенных объектов на местности. Сущность заявляемого способа состоит в том, что при формировании РЛИ осуществляется компенсация линейного пространственного искажения изображений на восходящем и нисходящем участке изменения линейно-частотно-модулированного (ЛЧМ) сигнала и дополнительная фокусировка изображений, учитывающая свойства широкополосности ЛЧМ. Для этого после процедуры приема и записи в память эхо-сигналов, отраженных от всех объектов в зоне обзора радиолокационной станции с синтезированной апертурой, осуществляется разделение данных, содержащих отсчеты эхо-сигнала на восходящем и нисходящем участках изменения частоты ЛЧМ зондирующего сигнала. Затем производится параллельное сжатие этих данных по дальности и вычисление оценки ошибки фазовых искажений в процессе автофокусировки. На этапе сжатия данных по азимуту формируется пара РЛИ, при этом используются опорные функции, отличающиеся друг от друга несущими частотами для восходящего и нисходящего участков изменения частоты ЛЧМ сигнала. На следующем этапе осуществляется последовательное вычисление коэффициента взаимной корреляции этих РЛИ при различных значениях линейной ошибки дискретизации эхо-сигналов в соответствии с алгоритмом «золотого сечения». С учетом вычисленной оценки данной ошибки производится дополнительная фокусировка каждого изображения, а после геометрической коррекции пары РЛИ с целью приведения их к единому масштабу, осуществляется их некогерентное суммирование.1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и предназначено для использования в радиолокационных станциях (РЛС) с доплеровским передатчиком, а также в специфических следящих системах. Достигаемый технический результат - увеличение дальности действия, повышение помехозащищенности и точности измерения текущих координат и параметров, исключение возможности разведки структуры зондирующего сигнала при существенном упрощении схемы радиолокатора и соответствующем снижении объема оборудования и его стоимости. Указанный результат достигается за счет того, что в способе радиолокации, предусматривающем формирование передатчиком зондирующего сигнала, излучение антенной данного зондирующего сигнала, прием отраженного от цели сигнала, преобразование частоты отраженного от цели сигнала в первом преобразователе, ко второму входу которого подают сигнал с эталона частоты, при этом сигнал с первого преобразователя поступает на вход второго преобразователя, ко второму входу которого подают сигнал с эталона частоты, во втором преобразователе производят преобразование входного сигнала в выходной сигнал, который направляют в передатчик, а затем в антенну для передачи его в качестве зондирующего сигнала, после чего замкнутой петлей обратной связи мгновенное изменение частоты доплера передатчика компенсируется соответствующим изменением частоты передатчика, в результате чего происходит замыкание системной петли обратной связи, образованной передатчиком, в котором управляют частотой его излучения. Указанный результат достигается также за счет того, что радиолокатор с доплеровским передатчиком, реализующий способ, содержит антенну, антенный переключатель, приемник, по меньшей мере, первый и второй преобразователи, эталон частоты, схему поиска и электронный ключ, выполненный с возможностью подключения входа передатчика к выходу второго преобразователя или выходу схемы поиска. Перечисленные средства определенным образом соединены между собой. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх