Способ зондирования верхней атмосферы

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для зондирования верхней атмосферы. Способ зондирования верхней атмосферы основан на измерении и прогнозировании орбиты космического аппарата (КА) и измерении физических параметров атмосферы. Прогнозируется время существования КА. Определяется момент времени начала спусковых операций для спуска космического аппарата в заданную точку на Земле. Определяется момент времени начала зондирования, соответствующий заданной длительности зондирования и возможности спуска КА в заданную точку. К моменту начала зондирования выпускают капсулу с научной аппаратурой на тросе с КА и начинают измерение физических параметров атмосферы с контактом используемых исследовательских приборов и изучаемой среды. Зондирование прекращают в момент начала спусковых операций. Техническим результатом изобретения является обеспечение заданной длительности зондирования верхней атмосферы.

 

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для зондирования верхней атмосферы.

Зондирование атмосферы - это определение вертикального или горизонтального распределения температуры, влажности, давления, ветра и других физических параметров атмосферы. Наибольшее значение имеет вертикальное зондирование атмосферы. Методов вертикального зондирования атмосферы существует много: зондирование с помощью радиозондов, оптическое - лучом лазера, акустическое (звуком), радиолокационное, ракетное и др. [1] Калиновский А.Б., Пинус Н.З. Аэрология, ч. 1, Л., 1961. При акустическом зондировании атмосферы определяется распределение температуры и ветра по измерениям времени и направления прихода звуковых волн от взрывов небольших гранат, сбрасываемых с ракеты.

Наиболее распространен метод вертикального зондирования атмосферы с помощью радиозондов - миниатюрных метеостанций, поднимаемых до высоты 30-40 км резиновыми или полиэтиленовыми шарами, наполненными водородом или гелием, температура измеряется термисторами (реже биметаллическими деформационными термометрами), давление - мембранными манометрами, влажность - пленочными или электрохимическими гигрометрами [1]. Радиозонд непрерывно передает по радио результаты измерений, регистрируемые в пункте выпуска. Скорость и направление ветра в слое, через который поднимается радиозонд, определяются с помощью радиолокаторов, ведущих непрерывное определение пространственных координат прибора. Выпуски радиозондов производятся ежедневно несколько раз в сутки в строго определенное время. Результаты зондирования атмосферы, проводимого более чем в 800 пунктах радиозондирования в разных географических районах, являются основными исходными материалами для составления прогноза погоды. Для научно-исследовательских целей наряду с массовыми радиозондами периодически поднимаются специальные радиозонды, измеряющие состав атмосферы, радиационные потоки и т.д.

Однако данный способ - аналог не позволяет исследовать атмосферу на больших высотах.

На больших высотах (до 100 км и выше) зондирование атмосферы проводится метеорологическими ракетами, в головной части которых помещаются приборы, опускающиеся на парашюте после достижения максимальной высоты. Измеряются плотность, температура, ветер, а при научно-исследовательских пусках - также и состав воздуха, интенсивность и спектр солнечной радиации и т.д. Часть измерений производится при подъеме ракеты, а часть - при спуске приборов на парашюте. Результаты измерений передаются по радио и обрабатываются на электронных вычислительных машинах. Температура определяется электротермометрами или по данным о плотности воздуха; на высотах, больших 80-90 км, она может вычисляться по скорости диффузии искусственных облаков, выпускаемых с ракеты. Для измерения ветра пользуются радиолокационным прослеживанием либо дрейфа головной части ракеты при ее опускании на парашюте, либо облаков из искусственных отражателей.

Использование ракет хотя и обеспечивает контакт используемых исследовательских приборов с изучаемой средой (верхней атмосферой), но позволяет изучать верхние слои атмосферы в течение очень короткого времени (несколько секунд).

Поскольку станции радиозондового и ракетного зондирования атмосферы дают лишь 20% информации, необходимой для прогноза погоды, оставляя почти неосвещенными обширные океанические, приполярные и горные районы, важнейшую роль играет зондирование атмосферы с помощью искусственных спутников Земли, движущихся по известным за счет измерений орбитам и дающих возможность сбора метеорологической информации над всеми районами земного шара. Ветер в свободной атмосфере определяют, анализируя данные о виде облаков и их дрейфе, получаемые с помощью фотографий, сделанных со спутников в дневном или инфракрасном свете. Вертикальный профиль температуры можно рассчитать по результатам измерений спектрального распределения уходящего теплового излучения системы Земля - атмосфера, поскольку его интенсивность зависит от температуры вполне определенным образом. Измерения ведутся на узких участках спектра, соответствующих полосам поглощения газов, чьи вертикальные распределения в атмосфере стабильны и хорошо изучены. Для этого пользуются полосами поглощения 002 (4,3 и 15 мкм) и 02(5 мм). Вертикальные профили водяного пара, озона и др. переменных частей газового состава атмосферы при известном распределении температуры могут быть рассчитаны по данным измерений уходящего излучения в полосах поглощения этих газов.

Описанный способ зондирования, взятый авторами за прототип, включает измерение и прогнозирование орбиты космического аппарата (КА) и измерение физических параметров атмосферы [2] Кондратьев К.Я., Тимофеев Ю.М. Термическое зондирование атмосферы со спутника, Л., 1970.

Данный способ позволяет осуществлять изучение атмосферы с помощью дистанционного зондирования с КА. В некоторых случаях, однако, желательно иметь контакт используемых исследовательских приборов с изучаемой средой, т.е. с верхними слоями атмосферы.

В настоящее время отсутствуют возможности проведения измерений в течение более одного витка на высотах 100-150 км.

Техническим результатом предлагаемого способа является обеспечение заданной длительности зондирования верхней атмосферы.

Технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе зондирования верхней атмосферы, основанном на измерении и прогнозировании орбиты КА и измерении физических параметров атмосферы, прогнозируют время существования КА, определяют по нему момент времени начала спусковых операций Tнс для спуска космического аппарата в заданную точку на Земле, определяют момент времени начала зондирования Tнз верхней атмосферы по формуле Tиз-Tнс-ΔT, соответствующий заданной длительности зондирования ΔT и возможности спуска КА в заданную точку, к моменту начала зондирования Tиз выпускают капсулу с научной аппаратурой на тросе с КА и начинают измерение физических параметров атмосферы с контактом используемых исследовательских приборов и изучаемой среды, и прекращают зондирование в момент начала спусковых операций Tнс КА.

В настоящее время технически существует возможность изучения верхних слоев атмосферы с помощью тросовой системы, состоящей из транспортного грузового корабля (ТГК) "Прогресс" и опускаемого с него на длинном тросе атмосферного зонда. Научная аппаратура для этого эксперимента размещается и доставляется на Международную космическую станцию в грузовом отсеке корабля "Прогресс". Эта аппаратура включает в себя: атмосферный зонд с устройством его выталкивания; трос длиной до 100 км с устройством его управляемого выпуска; измерительные и диагностические приборы. В качестве атмосферного зонда предполагается использовать при необходимости дорабатываемую возвращаемую баллистическую капсула типа "Радуга" массой 350 кг, а в качестве устройства ее выталкивания из грузового отсека корабля - пружинные толкатели. Капсула может быть снабжена аппаратурой для передачи данных зондирования атмосферы.

При выборе длины, сечения, материала и структуры троса учитывались заданный профиль высот полета корабля и капсулы, габаритные и массовые ограничения грузового отсека, необходимая прочность и теплостойкость троса. Для принятой схемы проведения эксперимента длина троса может достигать 100 км, при этом для уменьшения площади лобового сопротивления диаметр троса должен быть по возможности минимальным. В качестве материала троса рассматривались металлические проволоки из вольфрама, титана, стали, алюминия и волокна на основе углерода, бора, кварца, стекла, кевлара, дакрона и найлона. По совокупности критериев наилучшим вариантом был принят трос из кварцевого волокна, при длине 100 км имеющий необходимый диаметр 0,62 мм и массу 60 кг.

В качестве устройства управляемого выпуска троса при развертывании системы рассматривались безынерционные катушки с фрикционным тормозом и лебедки с автоматизированным электроприводом. В результате анализа был предложен комбинированный вариант: использовать лебедку с электромеханическим тормозом, состоящую из безынерционной катушки с уложенным начальным участком троса и вращающегося барабана с намотанной основной частью троса, редуктора, многофазного электродвигателя и реостата. Ось барабана через редуктор связана с ротором электродвигателя, выполненным в виде постоянного магнита, а фазы обмоток статора электродвигателя замкнуты через резисторы реостата. При развертывании тросовой системы трос вытягивается из этого устройства внешними силами, а электродвигатель создает на барабане тормозной момент, пропорциональный скорости вращения барабана. Таким образом, осуществляется автоматическое регулирование силы натяжения выпускаемого троса в зависимости от длины его выпущенной части и скорости выпуска. При необходимости можно сделать управление выпуском троса более гибким, используя в лебедке систему управления, осуществляющую подключение и отключение фаз обмоток к резисторам в зависимости от текущей длины и скорости выпуска троса по заданному алгоритму.

Измерительные приборы предназначены для исследования динамики развертывания и орбитального полета тросовой системы и могут включать в себя, в частности, элементы навигационной аппаратуры. Диагностические приборы предназначены для изучения взаимодействия зонда с набегающим потоком воздуха и могут включать в себя датчики температуры, давления и т.п.

После доставки на станцию непосредственно перед началом эксперимента экипаж переводит научную аппаратуру в рабочее положение, не выходя в открытый космос. Эксперимент начинается после отстыковки корабля от станции и его перевода на низшую орбиту высотой 250-300 км. Перед развертыванием тросовой системы корабль ориентируется продольной осью по местной вертикали так, чтобы выталкивание капсулы из грузового отсека произошло в направлении вниз, к Земле. Капсула выталкивается пружинными толкателями и отходит от корабля, сначала вытягивая за собой из безынерционной катушки начальный участок троса с небольшим сопротивлением, а затем начинается регулируемый выпуск основной части троса с барабана лебедки. По окончании развертывания тросовая система должна занять на орбите положение, близкое к устойчивому вертикальному с некоторыми остаточными маятниковыми и продольными колебаниями допустимой амплитуды.

Развернутая тросовая система будет совершать орбитальный полет, постепенно снижая свою орбиту под действием сопротивления атмосферы, причем желательно, чтобы зонд летел как можно дольше на возможно меньшей высоте. При этом будут исследоваться темп снижения орбиты, маятниковые, поперечные и продольные колебания троса, взаимодействие капсулы с набегающим потоком воздуха и другие физические явления. При достижении кораблем высоты около 200 км тросовая система будет разделена путем отрезания троса от корабля, после чего капсула, возможно, спустится на Землю на парашюте, а корабль будет затоплен в заданном районе океана. При необходимости капсула может быть отделена от троса.

При развертывании тросовой системы при длине троса 100 км развертывание тросовой системы при разных длинах троса длится 16 часов, остаточный угол отклонения троса от вертикали не более 1°, а остаточная скорость выпуска троса не более 1 м/с обеспечивает отсутствие разрыва или ослабления троса при рывке в конце развертывания.

Для длины троса 100 км полет тросовой системы в процессе снижения зонда со 150 до 100 км длится чуть больше 6 витков, при этом отклонения троса от вертикали резко возрастают с приближением высоты полета зонда к 100 км.

Предлагаемый способ позволяет обеспечить зондирование верхней атмосферы длительное время с контактом исследовательской аппаратуры и изучаемой среды.

Список литературы

1. Калиновский А.Б., Пинус Н.З. Аэрология, ч. 1, Л., 1961.

2. Кондратьев К.Я., Тимофеев Ю.М. Термическое зондирование атмосферы со спутника, Л., 1970.

3. Кмито А.А. Методы исследования атмосферы с использованием ракет и спутников, Л., 1966.

Способ зондирования верхней атмосферы, включающий измерение и прогнозирование орбиты космического аппарата, а также измерение физических параметров атмосферы, отличающийся тем, что прогнозируют время существования космического аппарата, определяют по нему момент времени начала спусковых операций Tнс для спуска космического аппарата в заданную точку на Земле, определяют момент времени начала зондирования Tнз верхней атмосферы по формуле Tнз=Tнс-ΔT, соответствующий заданной длительности зондирования ΔT и возможности спуска космического аппарата в заданную точку, к моменту начала зондирования Tнз выпускают капсулу с научной аппаратурой на тросе с космического аппарата и начинают измерение физических параметров атмосферы с контактом используемых исследовательских приборов и изучаемой среды, и прекращают зондирование в момент начала спусковых операций Tнс космического аппарата.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам для воздухоплавания. Энергодвигательная установка для дирижабля содержит корпус дирижабля, пропеллеры, соединенные с электродвигателями, энерговырабатывающую установку, электрически связанную с электродвигателями.

Гибридный летательный аппарат состоит из внешней, наполняемой легким газом оболочки, внешнего силового кольца, внутренних силовых колец, центрального силового кольца, силовой установки, включающей двигатели с воздушными винтами, создающими вертикальную и горизонтальную тягу.

Дирижабль жесткой конструкции содержит негерметичный корпус, внутреннюю оболочку, объем которой состоит из секций первой части, обеспечивающей уравновешивание веса конструкции силой подъемного газа, и секций второй части, в виде мягких полостей, выполненных с возможностью откачки сжатого подъемного газа компрессорами в резервуары пустотелых силовых элементов конструкции.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к летательным аппаратам с мускульным приводом, Целью изобретения является улучшение аэродинамических характеристик летательного аппарата.

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха, а именно к транспортно-грузовым дирижаблям полужесткой конструкции. Многофункциональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки содержит корпус диско/торообразной формы, имеющий полости, заполненные несущим газом, и грузовые отсеки, систему энергоблоков, систему управления и органы приземления. Корпус снаружи обтянут газонепроницаемой прозрачной пленкой, армированной изнутри. На периферии корпусного диска закреплено замкнутое опоясывающее кольцо, на котором равноудаленно смонтированы четыре поворотных энергоблока, обеспечивающих вертикальные взлет/посадку и вращение с реверсом. Кабина пилота и грузоподъемная лебедка размещены на оси вращения корпусного диска. Лебедка на дальнем конце троса имеет грузовой крюк и/или подъемный якорь с вращающимися лапами. Обеспечивается улучшение аэродинамических свойств дирижабля, высокая маневренность в условиях эксплуатации. 1 ил.
Наверх