Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным методом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня укреплена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев. На этой оси соосно шестерне укреплен барабан, с которым по внешнему его периметру сопряжен башмак, укрепленный на консоли, посредством шарнира установленной на корпусе передачи и ориентированной в плоскости вращения барабана. На корпусе зубчатой передачи укреплена пружина, прижимающая консоль с башмаком к барабану. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом.

Известно ротапринтное смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее смазывающий элемент в виде шестерни, обкатывающей при работе передачи зубья одного из ее смазываемых зубчатых колес. Зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена к смазываемому зубчатому колесу зубчатой передачи, причем прижатие выполняется по линии, соединяющей центры вращения шестерни и смазываемого колеса (радиальное поджатие), для чего шестерня посредством оси установлена на одном из плеч коромысла, укрепленном в корпусе редуктора, с возможностью поворота в общей плоскости вращения шестерни и колеса, а прижатие выполнено посредством пружины растяжения, укрепленной на корпусе передачи и втором плече коромысла - см., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 191, 192, рис. 2, а.

Недостаток данного устройства состоит в том, что прижатие смазывающей шестерни к смазываемому колесу осуществляется именно по линии, соединяющей центры их вращения (шестерни и колеса), в то время как смазывать необходимо боковые поверхности зубьев колеса, которые располагаются (в зоне прижатия шестерни к колесу) перпендикулярно линии действия прижимающего усилия. И в этом случае силы трения (скольжения и качения) между сопрягающимися боковыми поверхностями шестерни (несущими смазочный материал) и боковыми (смазываемыми) поверхностями зубьев колеса, которые (эти силы) и обеспечивают перенос смазочного материала с зубьев шестерни на зубья колеса, практически не зависят от прижимающей шестерню к колесу силы. Это приводит к тому, что процесс переноса смазочного материала с зубьев шестерни на зубья колеса является малоэффективным, кроме того, при данной схеме прижатия смазочной шестерни к смазываемому колесу не выдерживается необходимое межосевое расстояние между ними, вследствие этого корни зубьев шестерни упираются в вершины зубьев колеса, что затрудняет взаимное зацепление шестерни и колеса, приводит к усиленному износу корней зубьев шестерни (изготовленных из прессованного смазочного материала), что еще больше ухудшает зацепление шестерни и колеса и может вызывать заклинивание зубьев шестерни во впадинах зубчатого венца колеса. В качестве прототипа взята конструкция аналога. Изобретением решается задача повышения качества смазывания. Для этого смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, укрепленного на оси, и находящейся в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с тангенциальным поджатием к нему, причем на этой оси соосно шестерне укреплен барабан, с которым, по внешнему его периметру, сопряжен башмак, укрепленный на консоли, посредством шарнира установленной на корпусе передачи и ориентированной в плоскости вращения барабана, а на корпусе передачи укреплена пружина, прижимающая консоль с башмаком к барабану.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатая передача со смазочным устройством (общий вид) - фиг. 1, кинематическая схема смазочного устройства - фиг. 2, схема взаимодействия зубьев шестерен и колеса - фиг. 3, элемент смазочного устройства (вид с торца) - фиг. 4.

На чертеже показаны: смазочная шестерня 1, зубчатый венец шестеренки с зубьями 2, ось 3, зубчатое колесо 4 с венцом 5, зубчатое колесо 6 с венцом 7, опоры 8 оси (3), барабан 9, башмак 10, консоль 11, шарнир 12, корпус 13 зубчатой передачи, пружина 14; направления вращения шестерни ω1 и зубчатых колес ω2, ω3; притормаживающее усилие F; реакция R.

Смазочное устройство зубчатой передачи представляет собой шестерню 1 с зубчатым венцом 2, укрепленную на оси 3, зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала; шестерня 1 находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес (4) зубчатой передачи, сопряженным с другим зубчатым колесом 6 передачи. Ось установлена в подшипниковых узлах 8, расположенных в корпусе передачи (не показано). На оси 3, соосно шестерне 1, укреплен барабан 9, с барабаном сопряжен башмак 10, укрепленный на консоли 11, ориентированной в плоскости вращения барабана, один конец консоли посредством шарнира 12 укреплен на корпусе 13 передачи, второй конец консоли снабжен пружиной 14, закрепленной 1 на корпусе 13 передачи и прижимающей консоль 11 с башмаком 10 к внешнему периметру барабана 9.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении (ω1) колеса 3 передачи вращается (ω2) и сопряженная с ним шестерня 1, при этом набегающие боковые поверхности зубьев 5 колеса 4 взаимодействуют с отстающими боковыми поверхностями зубьев 2 шестерни 1 с образованием реакции R. В процессе взаимодействия зубьев 5 и 3, с боковых поверхностей зубьев 2 шестерни смазочный материал переносится на боковые поверхности зубьев 5 колеса 4. Пружина 14 прижимает консоль 11 с башмаком 10 к внешнему периметру барабана 9 (с некоторым, задаваемым усилием F), при этом происходит притормаживание барабана - при любом направлении шестерни (нереверсивном и реверсивном режимах работы передачи), что обеспечивает требуемое качество смазывания зубьев 5 колеса 4 материала, из которого выполнены зубья 2 шестерни 1.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства обеспечивает необходимое качество смазывания - по всей ширине зубьев колеса 4 и при любом направлении вращения шестерни и колеса. Изменяя силу натяжения пружины 14 (а также длины плеч консоли 11 и диаметр барабана 9), можно регулировать необходимую величину реакции R между сопряженными зубьями шестерни и колеса, изменяя при этом режим смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно ротапринтное, содержащее смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, укрепленной на оси и находящейся в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи с тангенциальным поджатием к нему, отличающееся тем, что на этой оси, соосно шестерне, укреплен барабан, с которым по внешнему периметру сопряжен башмак, укрепленный на консоли, посредством шарнира установленной на корпусе зубчатой передачи и ориентированной в плоскости вращения барабана, а на корпусе зубчатой передачи укреплена пружина, прижимающая консоль с башмаком к барабану.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им.

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним зубчатым колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в закрытых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения, корпуса которых снаружи снабжены охлаждающими ребрами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, нижняя часть которой погружена в масляную ванну, а верхняя находится в зацеплении с вышерасположенным смазываемым зубчатым колесом. Части зубьев вспомогательной смазочной шестерни, примыкающие к торцам, выполнены усеченными по высоте со стороны их вершин, и это усечение выполнено симметрично относительно плоскости вращения вспомогательной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с крупномодульными колесами большого диаметра, смазываемыми методом погружения и валами, расположенными в вертикальной плоскости. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижние зубчатые колеса разных ступеней передачи. Части объема ванны, занимаемые смазочным материалом, излишним для обеспечения нормального смазывания элементов зубчатой передачи, заполнены твердым материалом, инертным по отношению к смазочному материалу, с обеспечением необходимых зазоров между материалом заполнения и элементами передачи. Твердый материал жестко закреплен в корпусе ванны. Обеспечивается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. Вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен, установленных на одной оси и разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Вдоль ширины отстающей боковой поверхности каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни расположен ряд вырезов, выполненных в отстающей боковой поверхности от основания до вершины зуба параллельно его торцам и ориентированных вдоль высоты отстающей боковой поверхности. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев. Шестерня снабжена механизмом ее притормаживания в виде тормозного башмака, контактирующего с тормозным диском, укрепленным на торце шестерни, соосно ей. Башмак укреплен на коромысле, установленном на шарнире на корпусе зубчатой передачи и снабженном пружиной, прижимающей его к диску. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, погруженную в масляную ванну, расположенную в корпусе передачи и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. Вспомогательная смазочная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен, установленных на общей оси разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной вспомогательной смазочной шестерни. Между отдельными шестернями, соосно им, расположены вставки в виде цилиндров с диаметром, большим, чем диаметр отдельных шестерен, по осям вставок выполнены сквозные отверстия для свободного вращения оси, а сами вставки жестко укреплены на корпусе зубчатой передачи. Вставки установлены с зазорами относительно торцов отдельных шестерен, а их верхние части срезаны с образованием зазоров между ними и смазываемым зубчатым колесом. С наружных торцов крайних отдельных шестерен расположены экраны в виде дисков, выполненные и установленные аналогично вставкам. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. В зубьях вспомогательной смазочной шестерни со стороны обеих их боковых поверхностей выполнены по всей высоте зубьев вырезы, меньшей ширины, чем ширина зубьев, расположенные симметрично относительно торцов зубьев вспомогательной смазочной шестерни и не доходящие друг до друга с образованием между собой перемычек, расположенных по осям симметрии зубьев вспомогательной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде смазочной шестерни и дополнительную шестерню, зубья которой изготовлены из материала с низким коэффициентом трения, установленную на оси смазочной шестерни и находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Зубья смазочной шестерни выполнены максимально уширенными, а зубья дополнительной шестерни - максимально зауженными. Обе шестерни установлены на оси с возможностью независимого вращения относительно друг друга. В теле смазочной шестерни выполнен вырез, в котором расположена пружина растяжения, укрепленная на теле смазочной шестерни и теле дополнительной шестерни с обеспечением возможности их принудительного проворачивания этой пружиной относительно друг друга и обеспечения прижатия зубьев смазочной шестерни к набегающим боковым поверхностям зубьев смазываемого зубчатого колеса и прижатия зубьев дополнительной шестерни к отстающим боковым поверхностям зубьев смазываемого зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. С обоих торцов вспомогательной смазочной шестерни расположена пара вертикально ориентированных пластин, жестко укрепленных на корпусе зубчатой передачи. Нижние части пластин погружены в масляную ванну на глубину, соразмерную глубине погружения в ванну вспомогательной смазочной шестерни, и расположены параллельно торцам вспомогательной смазочной шестерни с минимальным зазором относительно них. Верхние части пластин, расположенные над верхним уровнем масляной ванны, разведены в стороны торцов зубчатого венца зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества процессов смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему. Зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала и выполнены составными. Со стороны работающих боковых поверхностей шестерни, контактирующих с зубьями смазываемого зубчатого колеса, расположен прессованный смазочный материал, вписанный в расчетный профиль зубьев шестерни - без переходных галтелей. Смазочный материал закреплен на консолях, являющихся продолжением тела шестерни по высоте, расположенных по ширине зубьев шестерни и имеющих в поперечном сечении форму прямоугольника. Части зубьев шестерни между консолями и неработающими боковыми поверхностями вырезаны. Обеспечивается оптимизация конструкции смазочного устройства. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде составной шестерни, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, жестко укрепленных на одной оси и разнесенных вдоль зубчатого венца смазываемого колеса. Из зубчатого венца каждой отдельной идентичной шестерни, по всей его окружности, с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев. Количество вырезанных зубьев в каждом шаге для каждой отдельной идентичной шестерни равно количеству остальных отдельных идентичных шестерен. Для обеспечения, как минимум однопарного зацепления смазочного элемента, крепление отдельных идентичных шестерен на оси выполнено со смещением отдельных идентичных шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения с обеспечением зацепления с вращающимся смазываемым колесом, как минимум, одного из зубьев одной из отдельных идентичных шестерен. Диаметр тела каждой отдельной идентичной шестерни уменьшен до минимума, а между окружностью этого тела и окружностью впадин зубьев расчетного профиля отдельной идентичной шестерни расположены радиально ориентированные связи между телом и основаниями зубьев с поперечным сечением, идентичным проекциям оснований зубьев на тело отдельной идентичной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.
Наверх