Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. С обоих торцов вспомогательной смазочной шестерни расположена пара вертикально ориентированных пластин, жестко укрепленных на корпусе зубчатой передачи. Нижние части пластин погружены в масляную ванну на глубину, соразмерную глубине погружения в ванну вспомогательной смазочной шестерни, и расположены параллельно торцам вспомогательной смазочной шестерни с минимальным зазором относительно них. Верхние части пластин, расположенные над верхним уровнем масляной ванны, разведены в стороны торцов зубчатого венца зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества процессов смазывания. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с, ил.», стр. 131, рис. 8.1.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она способна обеспечить требуемое качество смазывания для одноступенчатой зубчатой передачи или многоступенчатой, если нижние зубчатые колеса всех ступеней передачи погружены в масляную ванну; в противном случае - для быстроходной ступени многоступенчатой передачи - требуемое качество смазывания всех зубчатых колес всех ступеней передачи обеспечено не будет, т.к. они в масляную ванну не погружены.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства многоступенчатой зубчатой передачи с нижними колесами разного диаметра, из которых нижнее колесо одной ступени (тихоходной), большего диаметра, погружено в масляную ванну, а нижнее колесо другой ступени (быстроходной), меньшего диаметра, смазывается посредством вспомогательной смазочной шестерни, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней этим колесом - см. «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с: ил.», стр. 214, рис. 12.33, а.

Недостаток прототипа состоит в том, что при вращении вспомогательной смазочной шестерни, вращающейся с достаточно большой скоростью, происходит интенсивное взбалтывание смазочного материала масляной ванны, приводящее к вспениванию смазочного материала и взмучиванию осадка со дна масляной ванны - что ухудшает процесс смазывания.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи; причем с обоих торцов шестерни расположена пара вертикально ориентированных пластин, жестко укрепленных на корпусе передачи, нижние части пластин погружены в масляную ванну на глубину, соразмерную глубине погружения в ванну шестерни, и расположены параллельно торцам шестерни с минимальным зазором относительно них, а верхние части пластин, расположенные над верхним уровнем масляной ванны, разведены в стороны торцов зубчатого венца зубчатого колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: смазочное устройство - вид с торца шестерни и колеса (фиг. 1) и то же - вид сбоку (фиг. 2).

На чертеже изображены: вспомогательная шестерня 1, ось 2, корпус 3 передачи, масляная ванна 4, смазываемое зубчатое колесо 5, пластины 6; глубина h погружения в ванну шестерни и пластин, зазор Δ между пластинами и торцами шестерни, угол α разведения верхних частей пластин от вертикали, направление вращения ω шестерни.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении зубчатого колеса 5 вращается и сопряженная с ним вспомогательная шестерня 1; эта шестерня, погружая при вращении зубья своего зубчатого венца в масляную ванну, захватывает из ванны смазочный материал и при вращении отбрасывает его на зубья зубчатого венца колеса 5, смазывая их. Пластины 6 своими нижними частями, погруженными в масляную ванну, способствуют снижению взбалтывания смазочного материала ванны; а своими верхними частями, разведенными в сторону торцов колеса 5, способствуют ориентации отбрасываемого смазочного материала с зубьев шестерни - на зубья зубчатого венца колеса.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет снизить степень взбалтывания смазочного материала в масляной ванне - при вращении в ней шестерни, и стабилизировать процесс переноса смазочного материала с шестерни на смазываемое колесо. Это повышает качество процесса смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно быстроходной ступени многоступенчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения, содержащее вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи, отличающееся тем, что с обоих торцов вспомогательной смазочной шестерни расположена пара вертикально ориентированных пластин, жестко укрепленных на корпусе зубчатой передачи, нижние части пластин погружены в масляную ванну на глубину, соразмерную глубине погружения в ванну вспомогательной смазочной шестерни, и расположены параллельно торцам вспомогательной смазочной шестерни с минимальным зазором относительно них, а верхние части пластин, расположенные над верхним уровнем масляной ванны, разведены в стороны торцов зубчатого венца зубчатого колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде смазочной шестерни и дополнительную шестерню, зубья которой изготовлены из материала с низким коэффициентом трения, установленную на оси смазочной шестерни и находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, погруженную в масляную ванну, расположенную в корпусе передачи и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с крупномодульными колесами большого диаметра, смазываемыми методом погружения и валами, расположенными в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным методом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему. Зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала и выполнены составными. Со стороны работающих боковых поверхностей шестерни, контактирующих с зубьями смазываемого зубчатого колеса, расположен прессованный смазочный материал, вписанный в расчетный профиль зубьев шестерни - без переходных галтелей. Смазочный материал закреплен на консолях, являющихся продолжением тела шестерни по высоте, расположенных по ширине зубьев шестерни и имеющих в поперечном сечении форму прямоугольника. Части зубьев шестерни между консолями и неработающими боковыми поверхностями вырезаны. Обеспечивается оптимизация конструкции смазочного устройства. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде составной шестерни, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, жестко укрепленных на одной оси и разнесенных вдоль зубчатого венца смазываемого колеса. Из зубчатого венца каждой отдельной идентичной шестерни, по всей его окружности, с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев. Количество вырезанных зубьев в каждом шаге для каждой отдельной идентичной шестерни равно количеству остальных отдельных идентичных шестерен. Для обеспечения, как минимум однопарного зацепления смазочного элемента, крепление отдельных идентичных шестерен на оси выполнено со смещением отдельных идентичных шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения с обеспечением зацепления с вращающимся смазываемым колесом, как минимум, одного из зубьев одной из отдельных идентичных шестерен. Диаметр тела каждой отдельной идентичной шестерни уменьшен до минимума, а между окружностью этого тела и окружностью впадин зубьев расчетного профиля отдельной идентичной шестерни расположены радиально ориентированные связи между телом и основаниями зубьев с поперечным сечением, идентичным проекциям оснований зубьев на тело отдельной идентичной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи. Боковые поверхности зубьев шестерни вдоль высоты зубьев выполнены переменной ширины, изменяющейся от максимума в области основания зубьев и их вершин до минимума в области полюса зацепления зубьев, пропорционально изменению скорости скольжения вдоль боковых поверхностей зубьев. Изменение ширины этих поверхностей выполнено симметрично относительно продольной оси симметрии боковых поверхностей зубьев. Обеспечивается оптимизация массопереноса смазочного материала со смазочного элемента на смазываемые поверхности. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ротапринтным смазыванием. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня 1 жестко установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым колесом 4. Ось 3 установлена в подшипниках-направляющих, с возможностью свободного перемещения в них вдоль своей оси. Подшипники-направляющие установлены на корпусе 9 зубчатой передачи. Один конец оси 3 снабжен шарообразным толкателем 10, контактирующим с вращающимся плоским кулачком 11, ось вращения которого перпендикулярна оси 3. Кулачок 11 установлен на приводном валу 12, установленном посредством подшипников 13 на корпусе 9 зубчатой передачи. Вал 12 снабжен конической шестерней 14, приводимой во вращение от парной конической шестерни 15, установленной на валу 16, связанном кинематически с механизмом вращения передачи, а ось 3 снабжена устройством ее поджатия к кулачку 10. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 4. Ось 3 шестерни 1 установлена на корпусе 8 передачи в подшипниках-направляющих 9 с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси 3. На оси 3, соосно ей, жестко укреплен кулачок 10 в виде цилиндра с винтовой замкнутой канавкой 11. Канавка 11 является направляющей для ролика 12, шарнирно установленного на консоли 13, жестко закрепленной на корпусе 8 зубчатой передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении с вышерасположенным смазываемым его зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Части тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающие к боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезаны симметрично относительно окружной плоскости симметрии вспомогательной смазочной шестерни, с сохранением части рабочей боковой поверхности по всей высоте зуба. Вырезы выполнены плоскостями, направленными от линии пересечения расчетной боковой рабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба, и плоскостями, направленными от окружности впадин зубьев к их вершинам, перпендикулярно торцам зуба, с образованием зазора вдоль всей высоты зуба между этими плоскостями и расчетной боковой рабочей поверхностью зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, выполненную составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных друг другу шестерен, установленных на общей оси, разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Между шестернями, соосно им, расположены вставки, выполненные в виде цилиндров с диаметром, большим, чем диаметр шестерни. По осям вставок выполнены сквозные отверстия для свободного вращения оси, а сами вставки жестко укреплены на корпусе передачи. Вставки установлены с зазорами относительно торцов шестерен, а их верхние части срезаны с образованием зазоров между ними и смазываемым зубчатой колесом. С наружных торцов крайних шестерен расположены экраны в виде дисков с диаметром, равным диаметру вставок, диски установлены с зазорами относительно торцов шестерен и торцов смазываемого зубчатой колеса, в них выполнены центральные отверстия для оси, а сами экраны жестко укреплены на корпусе зубчатой передачи. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и зубьями своего зубчатого венца находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. Зубья венца вдоль его ширины по всей окружности венца выполнены разной высоты. На минимуме ширины венца высота зубьев соответствует расчетной для данной шестерни, а на остальной ширине венца зубья выполнены усеченными по высоте со стороны вершин и это усечение выполнено на одинаковую величину по всей этой ширине венца по всей его окружности. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес 4 зубчатой передачи и тангенциально поджатой к боковым поверхностям его зубьев 5. Смазочная шестерня 1 укреплена на барабане 11, установленном на оси 3, к внешнему периметру барабана 11 примыкает тормозной башмак 12, укрепленный на консоли 13, ориентированной в плоскости вращения шестерни 1 и посредством шарнира 14 укрепленной на корпусе 15 зубчатой передачи. Консоль 13 снабжена пружиной 16, прижимающей консоль 13 с башмаком 12 к барабану 11. Обеспечивается повышение качества смазки. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня жестко укреплена на оси, расположенной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Ось установлена в подшипниках-направляющих, установленных на корпусе передачи, с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси. На одном торце оси расположен толкатель, взаимодействующий с конусообразным кулачком, жестко закрепленном на приводном валу, ось вращения которого перпендикулярна оси. Вал установлен в подшипниках-направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения в них и снабжен механизмом принудительного его перемещения, кинематически связанным с механизмом передачи. На одном конце оси жестко укреплен толкатель, взаимодействующий с подпружиненным механизмом поджатия оси к кулачку. Обеспечивается повышение качества смазки. 2 ил.
Наверх