Парашют с плавным раскрытием /варианты/

Парашют состоит из строп и купола с центральным отверстием. Три варианта выполнения парашюта характеризуются расположением на куполе предохранительного перепускного клапана формой их выполнения. В первом варианте купол имеет разрезы от центрального отверстия, образующие трапециевидные лепестки, край каждого из которых имеет кольца, через которые пропущен резинотканевый шнур. В втором варианте купол имеет разрезы с кольцами, через которые пропущены эластичные или пружинящие ленты. В третьем варианте в куполе расположен клапан, имеющий вид парашюта, расположенного над центральным отверстием на упругих резинотканевых стропах. Другие три варианта выполнения парашюта характеризуются расположением на куполе нескольких предохранительных перепускных клапанов. В четвертом варианте купол имеет радиально или поперечно ориентированные прорези, края которых стянуты эластичными или пружинящими лентами. В пятом варианте купол имеет лепестки, стянутые стяжками в виде двух колец и пропущенных через них эластичных или пружинящих лент. В шестом варианте купол имеет лепестки или прорези, края которых стянуты резинотканевым шнуром через люверсы в краях прорезей. Группа изобретений направлена на снижение перегрузки при раскрытии. 6 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится ко всем типам парашютов.

Известны парашюты, состоящие из купола и строп, см. например, пат. России №2343090 «Регулируемый парашют». В нейтральных неуправляемых невращающихся парашютах, как правило, имеется центральное отверстие в куполе. Недостатком нерегулируемых парашютов является полное отсутствие регулирования тормозной силы, или ручное регулирование ее в незначительной степени (только для управления). Это создает трудности при раскрытии парашюта на большой скорости, так как при полном раскрытии купола на парашютиста или груз, а также на конструкцию парашюта (купол, стропы) действуют значительные перегрузки, опасные для жизни и здоровья парашютиста и для целостности парашюта.

Задача и технический результат изобретения - снижение перегрузок на парашютиста и на парашют при раскрытии при всех условиях парашютирования, особенно - на большой скорости.

Для этого парашют имеет расположенный в куполе предохранительный перепускной клапан (клапаны), выполненный из тканевого или пленочного материала.

Клапан может управляться вручную фалом или автоматически с помощью эластичного шнура, резинотканевого шнура или металлической или композитной пружины.

При ручном управлении клапаном во время прыжка клапан находится в полностью открытом положении. А после достаточного уменьшения скорости (парашютист почувствует это по перегрузке) парашютист или соответствующий исполнительный механизм на грузовых парашютах (он может срабатывать по таймеру) постепенно или сразу с помощью предназначенного для этого фала закрывают клапан (клапаны). Парашют переходит в режим наибольшего аэродинамического сопротивления.

При автоматическом регулировании перегрузки (то есть, аэродинамического сопротивления) при избытке давления внутри купола парашюта клапаны растягивают эластичные или пружинящие элементы, открываются и выпускают «лишний» воздух. А при уменьшении скорости - под действием этих же элементов закрываются.

ВАРИАНТ 1. Если купол парашюта имеет центральное отверстие, то имеет смысл расположить несколько перепускных клапанов впритык к нему. Для этого купол имеет несколько разрезов от центрального отверстия, образующих трапециевидные лепестки клапанов, а край каждого клапана, обращенный в отверстие, имеет два или более кольца, причем через все кольца пропущен общий резинотканевый шнур (в виде кольца).

ПРИМЕР 1. На фиг. 1 показан такой парашют, содержащий купол 1 с центральным отверстием 2. От отверстия идут шесть прорезей 3, усиленных ленточными накладками. Прорези кончаются усилителями в виде треугольных нашивок 4 с одной или с обеих сторон материала купола. На краях лепестков купола, обращенных в отверстие, имеют по два кольца 5 с полированной внутренней поверхностью. Через кольца пропущен общий резинотканевый шнур 6, замкнутый сам на себя, то есть - в виде кольца (показан пунктиром). Так как через щели прорезей будут дополнительные утечки воздуха, то диаметр центрального отверстия можно уменьшить примерно вдвое.

Работает парашют так: предварительно опытным путем (в аэродинамической трубе или буксировкой за автомобилем) подбирается нужная упругость резинотканевого шнура 6 и его предварительное натяжение так, чтобы при установившемся режиме спуска лепестки клапанов полностью сходились. Но при резком открытии купола (так называемом «хлопке») динамическое давление внутри купола повышается и клапаны открываются. Для максимального раскрытия клапанов желательно применять резинотканевый шнур с максимальной кратностью растяжения, для чего необходимо применение нужных сортов резины и «рыхлое» объемное плетение тканевой составляющей.

ВАРИАНТ 2. Для дополнительного стягивания противоположных сторон прорезей 3 в предыдущем варианте или для других вариантов конструкций клапанов может применяться следующая конструкция из двух колец, расположенных напротив друг друга на разных сторонах прорези, и из двух эластичных или пружинящих лент, проходящих каждая через два этих кольца, и каждая лента прикреплена: одним концом - к кольцу на противоположной части прорези или к куполу сразу за этим кольцом, а вторым концом - к куполу на другой части прорези в отдалении от прорези.

ПРИМЕР 2. На фиг. 2 показана такая, назовем ее, «стяжка». Две противоположные стороны 1а и 1б прорези 3 имеют напротив друг друга два пришитых кольца 5 (желательно, не точно напротив друг друга, а со сдвигом в направлении прорези на ширину ленты). Через каждое кольцо проходят две резинотканевые ленты 6 и каждая лента прикреплена: одним концом - к кольцу на противоположной части прорези (можно той же самой прошивкой, которой крепится кольцо) или к куполу сразу за этим кольцом, а вторым концом - к куполу на другой части прорези в отдалении от прорези. Крепление лент к куполу может иметь треугольные усилители 4.

Работает эта стяжка так: ленты 6 находятся в некотором преднатяжении и каждая из них тянет противоположной кольцо 5 или прилегающую к нему часть купола в сторону прорези 3. В результате этого прорезь сходится и проход воздуха почти закрывается. А при избытке давления в куполе на края прорези 1а и 1б действуют силы, раздвигающие их, и ленты 6, растягиваясь, позволяют выйти лишнему воздуху.

ВАРИАНТ 3. Так как прорези даже в закрытом состоянии выпускают часть воздуха из-под купола, то центрального отверстия даже в нейтральном парашюте может не быть. В этом случае клапаны могут быть образованы радиально или поперечно ориентированными линейными, или Т-образными, или двутавровыми прорезями в куполе, края которых стянуты стяжками по варианту 2.

ПРИМЕР 3. На фиг. 3 показаны такие клапаны. В куполе 1 имеются по-разному ориентированные (радиальные слева и поперечные справа) линейные и двутавровые прорези 3, стянутые стяжками 7 по варианту 2. С каждой стороны показана одна линейная прорезь и одна двутавровая (она, естественно, пропускает больше воздуха).

Работает этот парашют так: при избытке давления в куполе стяжки 7 растягиваются, края прорезей 3 расходятся и лишний воздух выпускается.

ВАРИАНТ 4. При отсутствии центрального отверстия клапаны могут иметь вид треугольных, квадратных, трапециевидных, пятиугольных лепестков, образованных соответствующими прорезями на материале купола и стянутых стяжками по варианту 2, причем лепестки клапанов могут иметь с куполом любую одну общую сторону.

ПРИМЕР 4. На фиг. 4 показан такой парашют. В куполе 1 сделаны прорези в виде трапеций, образующих лепестки 8 (это обозначение условно, так как поверхность 8 одновременно является частью поверхности 1), причем все три лепестка закреплены по-разному - за нижнюю, за верхнюю и за боковую стороны. Края лепестков стянуты стяжками 7 по варианту 2.

ВАРИАНТ 5. Купол в этом варианте, как и в предыдущих, имеет прорези или лепестки, но края лепестков или прорезей могут быть стянуты шнуровкой резинотканевым шнуром, пропущенным через люверсы в краях прорезей.

ПРИМЕР 5. На фиг. 5 показан фрагмент такого парашюта. На противоположных сторонах 1а и 1б прорези 3 имеются люверсы 9, через которые с некоторым преднатяжением пропущен и завязан резинотканевый шнур 6.

Работает такой парашют так: при избытке давления под куполом прорези 3 стремятся разойтись. Шнуровка упругой лентой 6, имеющей некоторое преднатяжение, позволяет им разойтись, и излишек воздуха выходит.

ВАРИАНТ 6. В этом варианте клапан имеет вид микропарашюта, расположенного над центральным отверстием купола на упругих резинотканевых стропах. Возможен подвариант, когда дополнительными нерастягивающимися стропами центр микропарашюта соединен с краями центрального отверстия. Это подвариант позволяет выпустить больше лишнего воздуха, так как при растяжении упругих строп форма микропарашюта меняется и становится многогранной вогнуто-конусной (вершиной вниз).

ПРИМЕР 6. На фиг. 6 показан такой парашют. В его куполе 1 имеется центральное отверстие 2 (в такой проекции его не видно), к краям которого на резинотканевых стропах 10 прикреплен микропарашют 11. Внутри него могут быть нерастягивающиеся стропы от краев центрального отверстия 2 к центру купола микропапрашюта (не показаны).

Работает этот парашют так: при избытке давления под куполом 1 микропарашют 11 отходит от центрального отверстия 2 и в образовавшийся зазор выходит лишний воздух (микропарашют показан именно в таком положении). При наличии внутренних строп микропарашют 11 принимает форму, показанную пунктиром, и воздуха выходит значительно больше.

1. Парашют, состоящий из купола и строп, имеющий расположенный в куполе предохранительный перепускной клапан, отличающийся тем, что клапан управляется автоматически, для чего купол имеет несколько разрезов от центрального отверстия, образующих трапециевидные лепестки, а край каждого лепестка, обращенный в отверстие, имеет два или более кольца, причем через все кольца пропущен общий резинотканевый шнур.

2. Парашют, состоящий из купола и строп, имеющий расположенный в куполе предохранительный перепускной клапан, отличающийся тем, что клапан управляется автоматически, для чего купол имеет несколько разрезов от центрального отверстия, образующих трапециевидные лепестки, а для стягивания противоположных концов прорезей применяется конструкция из двух колец, расположенных напротив друг друга на разных сторонах прорези, и из двух эластичных или пружинящих лент, проходящих каждая через два этих кольца и прикрепленных каждая: одним концом - к кольцу на противоположной части прорези или к куполу сразу за этим кольцом, а вторым концом - к куполу на другой части прорези в отдалении от прорези.

3. Парашют, состоящий из купола и строп, имеющий расположенные в куполе предохранительные перепускные клапаны, отличающийся тем, что клапаны управляются автоматически, причем клапаны образованы радиально или поперечно ориентированными линейными, или Т-образными, или двутавровыми прорезями в куполе, края которых стянуты стяжками в виде двух колец и двух пропущенных через них эластичных или пружинящих лент.

4. Парашют, состоящий из купола и строп, имеющий расположенные в куполе предохранительные перепускные клапаны, отличающийся тем, что клапаны управляются автоматически, причем клапаны имеют вид треугольных, квадратных, трапециевидных, пятиугольных лепестков, образованных соответствующими прорезями на материале купола и стянутых стяжками в виде двух колец и двух пропущенных через них эластичных или пружинящих лент, а лепестки клапанов имеют с куполом любую одну общую сторону.

5. Парашют, состоящий из купола и строп, имеющий расположенные в куполе предохранительные перепускные клапаны, отличающийся тем, что клапаны управляются автоматически, для чего купол имеет прорези или лепестки и края лепестков или прорезей стянуты шнуровкой резинотканевым шнуром, пропущенным через люверсы в краях прорезей.

6. Парашют, состоящий из купола и строп, имеющий расположенный в куполе предохранительный перепускной клапан, отличающийся тем, что клапан управляется автоматически, причем клапан имеет вид парашюта, расположенного над центральным отверстием купола на упругих резинотканевых стропах.

7. Парашют по п.6, отличающийся тем, что дополнительными нерастягивающимися стропами центр парашюта клапана соединен с краями центрального отверстия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся парашютам. Купол парашюта состоит из центральной части, имеющей треугольную, квадратную форму или форму многогранника, к которой управляемым креплением прикреплены в сложенном состоянии три или более лопасти. Дальние от центра парашюта стропы лопастей выполнены равной или большей длины, чем стропы, примыкающие к центральной части купола. Управляемое крепление выполнено в виде тканевого или пленочного полотнища, охватывающего лопасть, уложенную в валик. Каждое полотнище прикреплено одним или несколькими управляемыми замками к центральной части купола, или же несколько полотнищ скреплены одним замком между собой. Изобретение направлено на повышение безопасности спуска. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх