Универсальное транспортное средство особовысокой проходимости

Изобретение относится к транспорту. Транспортное средство содержит три с каждого борта последовательно расположенных колеса, приводной двигатель, связанный через сцепление и коробку передач с раздаточной коробкой, содержащей блокируемый межосевой дифференциал, устройство для поддержания гусеничных лент, бортовые передачи передних управляемых ведущих колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота-двойной дифференциал с управляющими устройствами, имеющими элементы торможения дифференциальной связи между задними управляемыми ведущими колесами и бортовыми передачами для задних управляемых ведущих колес, ленточными и гидравлическими тормозными элементами, дополнительным тормозным элементом, обеспечивающим радиус поворота, равный ширине колеи, водометами, переходным коромыслом и поперечными тягами трапеций передних и задних управляемых ведущих колес. Выходные элементы межосевого дифференциала карданными валами связаны с передней осью и с главной передачей привода самоблокируемых дифференциалов задних ведущих колес. Вход блокируемого дифференциала связан с выходом механизма поворота-двойным дифференциалом, а выходы - с соответствующими ведущими колесами каждого борта. Достигается повышение маневренности транспортного средства. 1 ил.

 

Изобретение относится к плавающим транспортным средствам колесного и гусеничного хода особовысокой проходимости. Транспортное средство может использоваться для перемещения грузов и людей на неограниченные расстояния как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам: болотам, пескам, снежной целине, и преодолевать водные преграды вплавь. Известные гусеничные машины не используют для движения по дорогам с твердым покрытием во избежание разрушения дорожного покрытия и ускоренного расходования ресурса гусеничных лент. Для этого используются колесные транспортные средства на мягких обрезиненных колесах: автомобили, колесные трактора, колесные транспортеры.

Известно транспортное средство повышенной проходимости Колобова К.А. по патенту №2144867. Недостатком указанного патента является недостаточная комфортабельность управления.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является универсальное транспортное средство высокой проходимости Колобова К.А. по патенту №1717426. Недостатком этого транспортного средства является низкая маневренность и недостаточная комфортабельность управления.

Задачей данного изобретения является повышение эксплуатационных качеств транспортного средства за счет увеличения маневренности, при этом увеличивается комфортабельность управления.

Поставленная задача решается тем, что предлагается универсальное транспортное средство особовысокой проходимости, содержащее три с каждого борта последовательно расположенных колеса, снабженных тормозными элементами, приводной двигатель, связанный через сцепление и коробку передач с раздаточной коробкой, содержащей блокируемый межосевой дифференциал, выходные элементы которого карданными валами связаны с передней осью, имеющей самоблокируемый дифференциал привода передних управляемых ведущих колес, и с главной передачей привода самоблокируемых дифференциалов двух с каждого борта последовательно установленных задних ведущих колес, устройство для поддержания гусеничных лент, охватывающих все колеса каждого борта при движении по слабонесущим грунтам, бортовые передачи передних управляемых ведущих колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота-двойной дифференциал с управляющими устройствами, имеющими элементы торможения дифференциальной связи между задними управляемыми ведущими колесами и бортовыми передачами для задних управляемых ведущих колес, представляющими собой блокируемый дифференциал, вход которого связан с выходом механизма поворота-двойным дифференциалом, а выходы - с соответствующими ведущими колесами каждого борта, при этом транспортное средство снабжено ленточными и гидравлическими тормозными элементами, расположенными на управляющих валах механизма поворота и обеспечивающими минимальный радиус поворота, а также снабжено дополнительным тормозным элементом, обеспечивающим радиус поворота, равный ширине колеи, кроме того, транспортное средство снабжено водометами, установленными по одному на каждом борту, а также переходным коромыслом и поперечными тягами трапеций передних и задних управляемых ведущих колес. Транспортное средство также снабжено упорами для фиксации элементов рулевого управления в режиме гусеничного хода.

На чертеже приведена кинематическая схема транспортного средства. Предлагаемое транспортное средство содержит три с каждого борта последовательно установленных, равномерно разнесенных колеса 1, 2 и 2А, снабженных самоблокируемыми дифференциалами 19, 31, и механизмом поворота-двойным дифференциалом 18 с многодисковой фрикционной муфтой 22, а также имеется межосевой дифференциал 10, блокируемый муфтой 17. Главная передача привода передних управляемых ведущих колес 30 включает самоблокируемый дифференциал переднего привода колес 31 и ведущую шестерню переднего привода 32. Передние управляемые ведущие колеса 1 управляются рулевым механизмом 11 и поперечной тягой рулевой трапеции передних колес 33, усиленной гидроцилиндром (на схеме не показан), имеют бортовые передачи 13 привода колес с муфтами 21 включения/отключения последних от привода. Крайние задние управляемые ведущие колеса 2А имеют идентичную поперечную тягу рулевой трапеции 23, также усиленную гидроцилиндром (на схеме не показан), соединенную с рулевым механизмом 11 через переходное коромысло 34 тягами 35 привода задней рулевой трапеции. Тем самым транспортное средство на колесном ходу управляется одновременно четырьмя колесами: передними 1 и крайними задними 2А, обеспечивая четкий необходимый маневр с минимально возможным радиусом поворота.

Четыре задние управляемые ведущие колеса 2 и 2А имеют привод от механизма поворота-двойной дифференциал 18; причем путем воздействия ленточных тормозных элементов 25, гидравлических тормозных элементов 26 и дополнительных ленточных тормозных элементов 28 можно получить разную скорость движения бортов, обусловливающих поворот транспортного средства. Обеспечение прямолинейного движения достигается включением блокирующей многодисковой фрикционной муфты 22. Для преодоления водных преград транспортное средство кроме гусеничного движителя снабжено водометами 27 по одному на борт. Управление гусеничным движителем и производительностью водометов осуществляются теми же элементами 25, 26 и 28, обеспечивающими минимальный радиус поворота транспортного средства на воде. Передние управляемые ведущие колеса 1, средние опорные ведущие колеса 2 и задние управляемые ведущие колеса 2А транспортного средства снабжены тормозными элементами 3.

Транспортное средство приводится в движение приводным двигателем 4, который через сцепление связан с коробкой передач 5 и раздаточной коробкой 6, содержащей муфту включения переднего привода 7 и блокируемый межосевой дифференциал 10 привода передних управляемых от рулевого механизма 11 ведущих колес 1, выходные элементы которого карданными валами 8 и 29 связаны с одной стороны с передними полуосями 9 и с другой стороны с главной передачей 12 привода самоблокируемых дифференциалов 19 задних управляемых ведущих колес 2А. Для передачи вращения от передних полуосей 9 к передним управляемым ведущим колесам 1 имеются бортовые передачи 13 с муфтами 21 включения/отключения последних от привода. Для фиксации элементов рулевого механизма 11 в режиме гусеничного хода предусмотрены упоры 14. Механизм поворота 15 включает главную передачу 12, соединенную с механизмом поворота-двойной дифференциал 18, имеющим управляющее устройство 16 и шестерню включения 36. Задние управляемые ведущие колеса 2А имеют бортовые передачи 24 задних управляемых ведущих колес 2А и средних опорных ведущих колес 2, которые снабжены самоблокируемыми дифференциалами 19. Вход самоблокируемого дифференциала 19 связан с выходом механизма поворота-двойной дифференциал 18, а выходы - с соответствующими ведущими колесами 2 и 2А.

Дополнительные ленточные тормозные элементы 28 могут быть использованы для обеспечения поворота на грунте на радиусе, равном ширине колеи транспортного средства, а при повороте на воде - на минимальный радиус циркуляции. Связь между приводами средних колес 2 осуществляется зубчатыми цепями 20. Гусеничные ленты снабжены зацепами, соответствующими рисунку протектора колес. При движении транспортного средства вплавь основными движителями являются гусеничные ленты. Для преодоления скоростных потоков рек дополнительно включаются водометы 27. Многодисковая фрикционная муфта 22 является блокирующим элементом обеих бортовых передач задних управляемых ведущих колес 2А для преодоления труднопреодолимых участков пути на колесном ходу и для обеспечения прямолинейного движения транспортного средства на гусеничном ходу. При движении транспортного средства на колесном ходу механизм поворота-двойной дифференциал 18 работает в режиме простого дифференциала, при этом управляющее устройство 16 отключено шестернями 36, упоры 14 также выключены. Поворот транспортного средства осуществляется рулевым механизмом 11. Управление колесным ходом транспортного средства осуществляется воздействием рулевого механизма 11 на передние и задние управляемые ведущие колеса поперечными тягами трапеций 23 и 33.

Для перевода транспортного средства на гусеничный ход необходимо:

- включить блокирующие упоры 14,

- надеть гусеничные ленты,

- включить управляющее устройство 16 шестернями 36 механизма поворота 15.

При включенных блокирующих упорах 14 передние управляемые ведущие колеса 1 могут двигаться только прямолинейно. Поворот транспортного средства на гусеничном ходу осуществляется за счет разности скоростей левой и правой сторон задних управляемых ведущих колес 2 и 2А путем воздействия на элементы торможения 25 и 26.

Универсальное транспортное средство особовысокой проходимости, содержащее три с каждого борта последовательно расположенных колеса, снабженных тормозными элементами, приводной двигатель, связанный через сцепление и коробку передач с раздаточной коробкой, содержащей блокируемый межосевой дифференциал, выходные элементы которого карданными валами связаны с передней осью, имеющей самоблокируемый дифференциал привода передних управляемых ведущих колес, и с главной передачей привода самоблокируемых дифференциалов двух с каждого борта последовательно установленных задних ведущих колес, устройство для поддержания гусеничных лент, охватывающих все колеса каждого борта при движении по слабонесущим грунтам, бортовые передачи передних управляемых ведущих колес с муфтами отключения последних от привода, механизм поворота-двойной дифференциал с управляющими устройствами, имеющими элементы торможения дифференциальной связи между задними управляемыми ведущими колесами и бортовыми передачами для задних управляемых ведущих колес, представляющими собой блокируемый дифференциал, вход которого связан с выходом механизма поворота-двойным дифференциалом, а выходы - с соответствующими ведущими колесами каждого борта, при этом транспортное средство снабжено ленточными и гидравлическими тормозными элементами, расположенными на управляющих валах механизма поворота и обеспечивающими минимальный радиус поворота, а также снабжено дополнительным тормозным элементом, обеспечивающим радиус поворота, равный ширине колеи, кроме того, транспортное средство снабжено водометами, установленными по одному на каждом борту, а также переходным коромыслом и поперечными тягами трапеций передних и задних управляемых ведущих колес.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области движителей транспортных средств различных видов. Механический движитель для транспортных средств содержит механизм преобразования вращательного возвратно-поступательного движения системы эксцентриков в однонаправленное движение.

Изобретение относится к электромагнитному приводу. Транспортное средство содержит электромагнитный привод, установленный на платформе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода автомобиля, тягача, робота. Сферомобиль состоит из несущей рамы, двигателя трансмиссии и колес, установленных на взаимно перпендикулярные оси или валы, приводящие последние во вращение.

Изобретение относится к движителям машин высокой проходимости, предназначенным для передвижения по пересеченной местности, и грунтам с низкой несущей способностью.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к одноосным движителям транспортных средств. Ходовая часть содержит колесо, балансир, опорные катки, установленные на свободных концах балансира, управляемый фиксатор положения балансиров относительно колеса.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тележках гусеничных транспортных средств. Тележка содержит сварную раму, состоящую из лонжеронов, соединенных между собой трубами, направляющее колесо с механизмом натяжения, поддерживающие ролики, ведущую звездочку, имеющую индивидуальный привод от бортового редуктора, приводимого от мотор-колеса, опорное устройство, охватываемые бесконечной резиноармированной гусеницей.

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости. Шагающий движитель содержит два одинаковых механических тракта, каждый из которых выполнен из двух одинаковых дисков, расположенных на концах одной неподвижной оси.

Изобретение относится к средствам транспортным болотоходным. Транспортное средство содержит побортно смонтированный комбинированный движитель, состоящий из двух гусеничных движителей, жестко связанных между собой с помощью поперечных труб, направляющее колесо, ведущую звездочку, опорные катки и резиноармированную гусеничную ленту.

Устройство перемещения транспортного средства содержит эластичный цилиндрический герметизированный тороид, заполненный воздухом, замкнутый бесконечный элемент, связанный с тяговым приводом и размещенный в центральной части тороида, и двойную гусеницу, закрепленную на рабочей поверхности тороида.

Изобретение относится автомобильному транспорту. Способ характеризуется вводом в зону контакта колес с опорной поверхностью части обвода путем создания перекоса между ними соответствующим смещением направляющих колес обвода относительно опорных колес транспортного средства.

Изобретение относится к устройствам для повышения проходимости транспортных средств. Устройство содержит ступицы колес, на которые устанавливаются оси с фланцем, на которые устанавливают конические редукторы, соединенные по бортам карданными валами.

Изобретение относится к устройству управления силовой передачей для силовой передачи механического транспортного средства. Устройство управления содержит первый ведущий мост, постоянно приводимый в действие посредством основной силовой передачи, второй ведущий мост, подключаемый к основной силовой передаче посредством вспомогательной силовой передачи, и блок управления.

Изобретение относится к многоосным колесным транспортным средствам с проходным ведущим мостом. Проходной ведущий мост содержит корпус (1), в котором расположен входной вал (2), установленный на подшипнике качения (3).

Изобретение относится к трансмиссиям с фрикционным роликом, перемещаемым при введении его в зацепление с периферией ведущего колеса. .

Изобретение относится к устройствам передачи крутящегося момента от приводного колеса к ведущим колесам транспортного средства. .

Изобретение относится к элементу трансмиссии моторизованного транспортного средства, в частности к узлу механической адаптации. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к проходным ведущим мостам. .

Изобретение относится к автомобилям-амфибиям колесного и гусеничного хода. .

Группа изобретений относится к транспортным средствам со сдвоенными мостами. Силовая цепь транспортного средства содержит ведущий вал, узел передней ведущей оси, содержащий узел передней чашки, узел задней ведущей оси, соединенный с узлом передней ведущей оси с помощью соединительного карданного вала и содержащий узел задней чашки, и устройство сцепления. Узел передней чашки содержит межосевой дифференциал. В состав межосевого дифференциала входит корпус, крестовина с цапфами, сателлиты, первая и вторая конические шестерни. Сцепление установлено с возможностью перемещения между положением отпирания, в котором оно соединяет ведущий вал и корпус межосевого дифференциала для их совместного вращения, и положением заднего хода, в котором ведущий вал отсоединяется от корпуса межосевого дифференциала, так что они могут вращаться независимо друг от друга. Достигается возможность использования силовой цепи, в которой в коробке передач не нужно использовать отдельную шестерню заднего хода. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх