Способ определения ресурса защитного покрытия подземного трубопровода по силе тока катодной станции

Изобретение относится к способу определения ресурса защитного покрытия подземных стальных трубопроводов. Задачей изобретения является повышение достоверности учета изменения параметров работы станций катодной защиты при оценке ресурса защитного покрытия подземных стальных трубопроводов, достигается рассчитыванием показателя изменения силы тока катодной станции во времени, уточненного через n лет эксплуатации трубопровода α I n по зависимости

где Ii - среднее значение силы тока катодной станции в τi-м году, А;

n - общее количество лет эксплуатации трубопровода;

Iн -начальное значение силы тока катодной станции, А;

τi - текущее время эксплуатации трубопровода, лет. Ресурс защитного покрытия определяют с учетом уточненного показателя изменения силы тока катодной станции по результатам периодических измерений значений силы тока катодной станции по формуле

где α i n - показатель изменения силы тока катодной станции во времени;

Iпр - предельное значение силы тока станции катодной защиты, А;

Iн - начальное значение силы тока станции катодной защиты, А.

 

Изобретение относится к эксплуатации подземных стальных трубопроводов, в частности к способу определения остаточного ресурса их защитного покрытия.

В практике эксплуатации магистральных стальных трубопроводов ресурс наиболее широко применяемых битумных и пленочных защитных покрытий составляет около 12-20 лет /Гумеров А.Г., Гумеров Р.С., Гумеров К.М. Безопасность длительно эксплуатируемых магистральных нефтепроводов. - М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003, (стр. 18)/.

Недостатком известного способа является невозможность учета реальных условий работы трубопроводов, существенно меняющихся во времени для конкретных объектов.

Прототипом является способ оценки ресурса защитного покрытия подземных стальных трубопроводов, заключающийся в вычислении ресурса с учетом параметров стального трубопровода, защитного покрытия и грунтовых условий по трассе трубопровода, принятых в проектных документах /Защита трубопроводов от коррозии. Том 2. Ф.М. Мустафин, Л.И. Быков и др. - СПб.: «Недра», 2007, (стр. 89)/.

Недостатком прототипа является невозможность учета реальных параметров работы станций катодной защиты, например значений силы тока, существенно меняющихся во времени для конкретных объектов.

Задачей изобретения является повышение достоверности учета изменения параметров работы станций катодной защиты при оценке ресурса защитного покрытия подземных стальных трубопроводов.

Технический результат достигается тем, что в способе определения ресурса защитного покрытия подземного трубопровода по силе тока катодной станции, согласно изобретению во время эксплуатации периодически осуществляют измерение реальных значений силы тока на выходе станций катодной защиты (по встроенным приборам или внешним приборам, подсоединяемым к измерительным клеммам), рассчитывают показатель изменения силы тока катодной станции во времени, уточненный через n лет эксплуатации трубопровода α I n по зависимости

где Ii - среднее значение силы тока катодной станции в τi-м году, А;

n - общее количество лет эксплуатации трубопровода;

Iн -начальное значение силы тока катодной станции, А;

τi - текущее время эксплуатации трубопровода, лет.

Уточненный ресурс защитного покрытия определяют с учетом уточненного показателя изменения силы тока катодной станции по результатам периодических измерений значений силы тока катодной станции по формуле

τ = ( α i n ) 1 l n ( I п р / I н ) , ( 2 )

где α i n - показатель изменения силы тока катодной станции во времени;

Iпр - предельное значение силы тока станции катодной защиты, А;

Iн - начальное значение силы тока станции катодной защиты, А.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

Во время эксплуатации магистрального стального трубопровода периодически по встроенным приборам или внешними приборами, подсоединяемыми к измерительным клеммам, например многопредельным ампервольтметром М231, измеряют реальные значения силы тока защиты, по которым определяют среднее значение силы тока станции катодной защиты по годам, а затем рассчитывают уточненный показатель изменения силы тока катодной станции во времени по зависимости:

где Ii - среднее значение силы тока катодной станции в τi-м году, А;

n - общее количество лет эксплуатации трубопровода;

Iн - начальное значение силы тока катодной станции, А;

τi - текущее время эксплуатации трубопровода, лет.

Время достижения значения силы тока станции катодной защиты до предельного определяют с учетом уточненного показателя изменения силы тока СКЗ по формуле:

где α i n - уточненный показатель изменения силы тока катодной станции во времени;

Iпр - предельное значение силы тока станции катодной защиты, А;

Iн - начальное значение силы тока станции катодной защиты, А.

Пример определения остаточного ресурса защитного покрытия подземного трубопровода при наличии катодной поляризации после шести лет эксплуатации с 2007 до 20013 года.

Исходные данные:

- дата строительства и ввода в эксплуатацию - конец 2007 года;

- среднее значение силы тока в 2008 году, СКЗ: Iн=5,1 А (например, 6,2; 4,0; 5,2; 5,0; 5,3; 4,9 → среднее 5,1 А);

- средние годовые значения силы тока Ii с 2009 по 2013 годы по результатам измерений, соответственно, равны →7,4; 8,6; 9,8; 11,2; 12,5А.

По данным эксплуатирующей организации предельная сила тока станции катодной станции, например, равна Iпр=70А.

Решение. По формуле (1) находим значение показателя изменения силы тока катодной станции во времени α I n

Ресурс защитного покрытия τ определим по формуле

Предложенное техническое решение позволяет повысить достоверность учета действительных параметров работы СКЗ при оценке ресурса защитного покрытия подземных стальных трубопроводов.

Способ определения ресурса защитного покрытия подземного трубопровода по силе тока катодной станции, заключающийся в определении времени выработки ресурса с учетом эксплуатационных параметров стального трубопровода, отличающийся тем, что во время эксплуатации периодически определяют реальные значения силы тока, рассчитывают показатель изменения силы тока катодной станции во времени, уточненный через n лет эксплуатации трубопровода по зависимости

где Ii - среднее значение силы тока катодной станции в τi-м году, А;
n - общее количество лет эксплуатации трубопровода;
Iн -начальное значение силы тока катодной станции, А;
τi- текущее время эксплуатации трубопровода, лет;
ресурс защитного покрытия определяют с учетом уточненного показателя изменения силы тока катодной станции по результатам периодических измерений значений силы тока катодной станции по формуле

где - показатель изменения силы тока катодной станции во времени;
Iпр - предельное значение силы тока станции катодной защиты, А;
Iн - начальное значение силы тока станции катодной защиты, А.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к исправлению дефектного кольцевого сварного соединения между трубными секциями трубопровода. Для устранения дефектов сварного шва используется механизм (20) вскрытия сварного шва.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при увеличении глубины заложения действующих подземных трубопроводов. Заявленный способ позволяет обеспечить увеличение глубины заложения действующего трубопровода с исключением возможности его повреждения в процессе производства работ.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано для демонтажа выработавших свой ресурс или не использующихся трубопроводов, находящихся под водой.

Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано для бестраншейной замены подземных трубопроводов при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций.

Изобретение относится к области магистрального трубопроводного транспорта жидкостей и газов и может быть использовано при осуществлении земляных работ в процессе подготовки к ремонту небольших по протяженности участков подземных трубопроводов, расположенных в заболоченных местах, где уровень грунтовых вод не позволяет производить ремонтные работы без предварительной подготовки, включающей выторфовку, отсыпку и водоотведение.

Изобретение относится к строительству переходов магистральных трубопроводов методом наклонно-направленного бурения с применением составного защитного футляра.

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям для защиты трубопроводов, проложенных на откосе, от ударных нагрузок, и может быть использовано при строительстве газопроводов в горной местности и в условиях вечной мерзлоты.

Изобретение относится к строительству трубопроводов. В заявленном способе выполняют монтаж трубопровода и устанавливают заглушки по его концам.

Изобретение относится к строительству трубопроводов, в частности в нефтегазовой промышленности, и может быть использовано при проведении строительных и ремонтных работ на газонефтепроводах.

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано при проведении строительных и ремонтных работ на газонефтепроводах. В способе прокладки газонефтепровода осуществляют укладку изолированного газонефтепровода в траншею на слой подготовки, обработанный модификатором, засыпку газонефтепровода слоем обсыпки, обработанным модификатором, с последующим формированием обвалования.

Изобретение относится к установленной в море опорной конструкции (1), оснащенной устройством (4) хранения гибких трубопроводов (3, 3a-3b-3c), используемых для перекачки нефтепродуктов. Опорная конструкция содержит первую несущую конструкцию (5), поддерживающую множество расположенных один над другим вращающихся дисков (4-1). С опорой на верхние стороны дисков по спирали намотаны гибкие трубопроводы. Вращающееся соединительное устройство (7) обеспечивает соединение между ближайшим к центру диска первым концом (3-1) гибкого трубопровода на диске и концом (8-1) передаточного трубопровода (8), который остается неподвижным при вращении диска. Направляющие средства (10,10a,10b,10c) направляют участки (3-2) гибких трубопроводов, находящиеся снаружи от вращающихся дисков в продолжение остальных участков трубопроводов, опирающихся на диски, таким образом, что эти участки (3-2) трубопроводов на сходе с дисков расположены прямолинейно в различных положениях в параллельном борту горизонтальном направлении ( Y 1 Y 1 ' ) , на различных высотах и могут принимать различные направления (α1,α2,α3) своих осевых вертикальных плоскостей P1, P2, P3 относительно этого горизонтального направления, параллельного борту. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 19 ил.

Изобретение относится к строительству трубопроводов диаметром более 400 мм. Устройство содержит буровую головку (3) для бурения скважины от стартовой траншеи (5) вдоль линии (6) прокладки до целевой траншеи (7). Буровая головка (3) имеет режущее колесо (20) и соединена с узким соединительным устройством (8), обеспечивающим соединение с трубопрокладочным транспортным средством (9), находящимся на поверхности (10) земли. Соединительное устройство (8) выполнено с возможностью передачи необходимого для процесса бурения и прокладки усилия на буровую головку (3) от трубопрокладочного транспортного средства (9) и имеет режущее устройство, которое высвобождает находящийся перед соединительным устройством (8) в направлении прокладки грунт (2) и транспортирует его на поверхность земли. Технический результат: уменьшение ширины строительной полосы, повышение безопасности труда. 10 з.п. ф-лы, 22 ил.

Изобретение относится к системам для выравнивания по меньшей мере двух параллельных труб, кабелей или других протяженных элементов при выполнении морских работ. Технический результат - повышение надежности выравнивающего устройства, используемого в способе для выравнивания. Выравнивающее приспособление (166) для выравнивания второго протяженного элемента (28) с первым протяженным элементом (14) для подводной укладки указанных элементов в конструкции с размещением одного элемента на другом содержит: удерживающую конструкцию (168), выполненную с возможностью охвата первого элемента, которая имеет отверстие для размещения первого элемента таким образом, что обеспечена возможность перемещения первого элемента в продольном направлении через отверстие в направлении спуска; и места (180) крепления для опоры приспособления для поддержания или управления его продольным и/или наклонным положением относительно первого элемента при перемещении первого элемента через отверстие. 4 н. и 13 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к системам для соединения параллельных труб, кабелей или других протяженных элементов при выполнении морских работ при их укладке. Устройство (126) и способ для зажимания протяженных элементов (14, 28) с параллельным размещением элементов во время подводной укладки, содержащее противоположные губки (128), выполненные с возможностью возвратно-поступательного перемещения, для сжатия частей зажима вместе вокруг протяженных элементов для сборки совмещающего зажима, обеспечивающего приложение усилий зажима к протяженным элементам. 4 н. и 24 з.п. ф-лы, 26 ил., 1 табл.

Изобретение относится к строительству переходов трубопроводов и может быть использовано для защиты от повреждений резиновой манжеты, герметизирующей межтрубное пространство перехода трубопровода. Устройство состоит из верхнего и нижнего полукорпусов, в сборе образующих две цилиндрические и коническую часть. Малым диаметром устройство устанавливают на трубопровод, а большим диаметром на кожух-футляр. На внутренней поверхности торцевых частей устройства выполнены углубления в виде тороидальной полости, которые служат посадочными местами для резинового герметизирующего шнура. Радиус шнура равен радиусу тороидальной полости, которая выполнена с возможностью плотной укладки резинового шнура с натягом для герметизации пространства между наружной поверхностью герметизирующей манжеты перехода и внутренней стенкой устройства. На нижней поверхности верхнего полукорпуса со стороны малого диаметра может быть выполнен отлив для прохода и герметизации защитных труб кабелей связи. Технический результат: сокращение сроков монтажа устройства и повышение надежности защиты резиновой манжеты. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при ремонте магистрального трубопровода с заменой дефектного участка. В способе вырезают дефектный участок трубопровода с образованием в котловане разноплечих труб. Один из концов ремонтной «катушки» оснащают раструбом, неподвижно соединенным с ним с помощью металлической манжеты. Диаметр внутренней уплотнительной губы металлической манжеты равен диаметру наружной поверхности трубы трубопровода, а диаметр ее внешней уплотнительной губы не менее чем на 10 мм превышает диаметр внутренней поверхности раструба. Монтаж ремонтной «катушки» производят размещением ее раструба на короткоплечую трубу трубопровода. Противоположный конец ремонтной «катушки» центрируют с концом длинноплечей подвижной трубы трубопровода с помощью ложемента, соединенного с подъемным механизмом, и сваривают. В раструб ремонтной «катушки» путем синхронного закручивания стяжных винтов разъемного монтажного устройства запрессовывают металлическую манжету, помещенную на короткоплечую трубу трубопровода. Металлическую манжету сваривают с короткоплечей трубой трубопровода и раструбом ремонтной «катушки». 6 ил.
Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. Готовят рабочий и приемный котлованы. Укладывают на дно рабочего котлована направляющую раму, на последнюю укладывают трубу, диаметр которой в 2-31 раз меньше диаметра футляра трубопровода. Предварительно изготавливают направляющий канал малого диаметра по оси заданного расположения футляра, помещают в него маломощное линейное взрывчатое вещество (ВВ), подрывают его, затем в полученный направляющий канал большего диаметра вводят направляющую трубу, в которой предварительно вставлена труба с коническим наконечником. Прокол грунта ведут привариванием больших отрезков труб до выхода конического наконечника в приемную траншею, извлекают направляющую трубу и трубу, выполняющую прокол. В образовавшийся канал протягивают расчетный заряд линейного ВВ и подрывают его, а в образовавшийся канал устанавливают футляр. Для предотвращения обвала краев грунта заполнение канала ВВ производят, отступая от его краев на 100-150 мм. Изобретение упрощает и значительно ускоряет прокладку трубопровода под дорогой. 1 з.п. ф-лы.

Группа изобретений относится к автономным устройствам для перемещения диагностического оборудования внутри трубопровода. Внутритрубное транспортное средство содержит полимерный приводной цилиндрический винт, установленный на приводном валу передаточного редуктора. За счет сцепления приводного винта с внутренней поверхностью трубопровода транспортное средство двигается с установленной системой управления скоростью. Двигатель редуктора и система управления питаются от аккумуляторных батарей и от генератора с аэродинамическим винтом. По второму варианту внутритрубное транспортное средство содержит два соосных приводных цилиндрических винта из полимерных материалов, имеющих разнонаправленное расположение витков. Первый винт выполнен с полым валом с возможностью размещения внутри него вала второго винта. Технический результат: повышение тягового усилия при перемещении и надежности сцепления внутритрубного транспортного средства со стенками трубопровода за счет увеличения площади соприкосновения приводного элемента и внутренней стенки трубопровода. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при прокладки трубопровода. Опора трубопровода, содержащая наружную опорную стенку, внутреннюю опорную стенку, соединяющий участок для поддержания наружной опорной стенки и внутренней опорной стенки в фиксированном, разнесенном одна от другой взаимном положении, соединяющий участок простирается между верхней частью внутренней опорной стенки и верхней частью наружной опорной стенки, для формирования седловидной опоры трубопровода, причем седловидная опора трубопровода прервана по меньшей мере парой радиально простирающихся и пересекающихся желобов для укладки трех или более подобных опор трубопровода во взаимосвязанное штабелированное соединение. Опора трубопровода предназначена к применению, в траншее и вне траншеи, для поддержания трубопровода во время сборки, установки, испытания и эксплуатации. 20 з.п. ф-лы, 48 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов в туннелях. Структурная несущая система трубопровода содержит прикрепленные непосредственно к стенам туннеля балки, имеющие в продольном направлении форму дуги. К балке привинчена опорная конструкция роликов с собственным источником энергии/электроприводом. Балки состоят из отдельных или модульных секций, повторяющих геометрический контур туннеля, в котором они размещены. Техническое решение позволяет осуществлять сборку несущей конструкции поэтапно для каждой линии независимо с каждой стороны туннеля. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 19 ил.
Наверх