Способ коррекции эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии и стоматологии, и может быть использовано для организации психотерапевтической помощи беременным женщинам при проведении стоматологических вмешательств. Коррекцию эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств проводят путем определения перед стоматологическим вмешательством ее уровня тревожности с помощью психологического тестирования. При этом дополнительно перед стоматологическим вмешательством определяют тип темперамента по тесту Айзенка. Причем пациенткам с низким или умеренным уровнями тревожности не менее чем на двух стоматологических приемах проводят рациональную психотерапию - аргументированное логическое воздействие для вскрытия и демонстрации ошибок в ее рассуждениях, связанных с неправильной оценкой собственного состояния. При типе темперамента «меланхолик» проводят рациональную психотерапию в форме убеждения, корректируя когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к стоматологическому вмешательству, способствующие переориентации личностных установок пациентки путем убеждения в необходимости проведения стоматологического лечения для улучшения состояния здоровья. При типе темперамента "холерик" проводят рациональную психотерапию в форме психагогики. При типе темперамента "флегматик" проводят рациональную психотерапию в форме разъяснения, включающего истолкование сущности стоматологического вмешательства, объяснение важности и необходимости стоматологического лечения, его безопасности и пользы для здоровья как самой будущей матери, так и ее ребенка. При типе темперамента "сангвиник" проводят рациональную психотерапию в форме переориентации в установках относительно стоматологического вмешательства, связанной с изменениями в системе ее ценностей путем изменения установок о необходимости и важности поддержания стоматологического здоровья. Пациенткам с высоким уровнем тревожности в первые дни посещения проводят седативную медикаментозную терапию для снятия психоэмоционального стресса, сопровождаемую психологическим тестированием уровня тревожности. При его снижении до умеренного уровня осуществляют рациональную психотерапию в форме, соответствующей ее темпераменту, а стоматологическое вмешательство осуществляют у тех пациенток, у которых в процессе рациональной психотерапии сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. Способ позволяет повысить эффективность коррекции эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств за счет разработки рационального алгоритма психокоррекции. 1 табл., 4 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии и стоматологии, и может быть использовано для организации психотерапевтической помощи беременным женщинам при проведении стоматологических вмешательств.

Беременные женщины имеют один из самых высоких рисков возникновения стоматологических заболеваний, что связано с рядом изменений, происходящих в организме женщины при формировании системы «мать - плацента - плод», а именно усиливается продукция гормонов, изменяется микробный ландшафт полости рта, повышается патогенность микрофлоры за счет усиления пролиферации условно-патогенных микроорганизмов (Успенская О.А., Шевченко Е.А., Казарина Н.В. Стоматология беременных. Нижний Новгород, Изд-во НижГМА, 2008, 56 с.). Возникновение стоматологических заболеваний у беременных также может быть связано с наличием хронических заболеваний и низкой гигиенической культурой. Так, при физиологическом течении беременности распространенность кариеса зубов в среднем составляет 91,4%, а заболевания пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов (с преимущественным острым течением кариозного процесса) - у 38% беременных пациенток. Причем состояние ротовой полости в период беременности может в некоторой степени определять и качество послеродового периода (Носова В.Ф., Рабинович С.А. Особенности стоматологической помощи беременным и кормящим женщинам. // Клиническая стоматология., 2004, №3, С. 23-29).

Ежегодно число беременных, обращающихся за стоматологической помощью, увеличивается. По статистическим данным Центра планирования семьи и репродукции г. Москвы, с 2001 по 2012 годы число обращений увеличилось более чем в 2 раза. При этом потребность в терапевтической помощи возникает у 94,7%, в ортопедической - у 56,1%, экстренные хирургические вмешательства выполняются у 2,2% от общего числа беременных (И.А. Шугайлов, Н.П. Васильченко, Е.Г. Шульгин с соавт., Выбор и планирование обезболивания при амбулаторных стоматологических вмешательствах у беременных. Методические рекомендации. 1989, 15 с.).

При изучении причин послеродовых заболеваний было установлено, что у 10% оно связано, главным образом, с заболеваниями зубов и слизистой оболочки полости рта, в то время как у родильниц с интактной и санированной полостью рта не установлено осложненного течения послеродового периода (Литвиненко И.И., Гольдова Т.Г. и др. Санация полости рта беременных как один из методов профилактики послеродовых заболеваний. В кн.: "Проблемы стоматологии". Киев, 1962, 369 с.).

Таким образом, можно сделать вывод, что беременность не является поводом откладывать проведение необходимых стоматологических вмешательств.

Потребность в стоматологической помощи при беременности обусловлена несколькими обстоятельствами:

- необходимостью плановой санации ротовой полости с целью сохранности общего здоровья матери и тем самым создания наиболее благоприятных условий для развития плода;

- обращаемостью в связи со значительными изменениями в полости рта женщины, характерными для периода беременности и кормления;

- возможностью обострения имевшихся ранее хронических одонтогенных очагов инфекции.

Однако в настоящий момент не существует четкого алгоритма оказания безопасной стоматологической помощи беременным с учетом личности беременной, ее установок и развития высших духовных ценностей. В этой связи и в установках беременных женщин, как правило, отсутствует понимание необходимости и важности посещения врача-стоматолога и непосредственной связи между стоматологическими заболеваниями и физиологическим течением беременности, а посещение врача-стоматолога связано с психоэмоциональным стрессом из-за неопределенности, противоречивости и непоследовательности в представлениях беременной пациентки, прежде всего касающихся связи ее беременности с необходимостью стоматологических вмешательств в данный период времени.

Для снятия психоэмоционального стресса, обусловленного визитом к стоматологу, ожиданием боли, наличием боли при стоматологическом заболевании и/или лечении, длительностью проводимой стоматологической процедуры, использованием медикаментозных средств в процессе стоматологического лечения, нами предложено проведение рациональной психотерапии с учетом личностных характеристик беременной женщины.

На сегодняшний день известен способ психокоррекции беременных женщин путем индивидуальных занятий с каждой женщиной. Женщинам предлагалось на первом этапе пройти анкетирование, на основе которого определялся социальный портрет женщины, отношение ее к беременности, психосоматическое состояние женщины, уровень тревожности, нервно-психическое состояние и контрольное анкетирование на заключительном этапе. Из психотерапевтических методик наряду с другими использовалась и индивидуальная рациональная психотерапия (Ходаревская Т.Н. Психопрофилактика и психокоррекция беременных женщин высокого риска. Опубликовано на сайте: 16.07.2011, найдено 16.09.2014 в Интернет: http://www.b17.ru/article/2581/). Однако данные психологические исследования касались в основном профилактического или корригирующего характера у женщин, входящих в группу высокого риска или имеющих клинику угрозы преждевременных родов.

Кроме того, известен способ психокоррекции беременных женщин с неустойчивой реактивностью, в частности с преобладанием возбудительного процесса над тормозным или превалированием тормозного процесса. В процессе стоматологических вмешательств путем разъяснительных бесед с хорошей доказательной базой в отношении не только безопасности предлагаемого лечения, но и целесообразности проведения его как в интересах самой матери, так и будущего ребенка (Носова В.Ф. и др. Особенности стоматологической помощи беременным и кормящим женщинам. Клиническая стоматология №3 (12) 2001).

Однако психокоррекция на приеме у стоматолога осуществлялась только беременным женщинам либо с ярко выраженными эмотивными процессами, либо с превалированием влияния второй сигнальной системы. Следовательно, данная методика менее эффективна в связи с отсутствием алгоритма проведения рациональной психотерапии с учетом не только уровня тревожности, но и типа темперамента беременной женщины.

Технический результат заявленного способа заключается в повышении эффективности коррекции эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств за счет разработки рационального алгоритма психокоррекции.

Технический результат достигается тем, что коррекцию эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств проводят путем определения перед стоматологическим вмешательством уровня тревожности беременной женщины посредством психологического тестирования, при этом дополнительно перед стоматологическим вмешательством определяют тип темперамента по тесту Айзенка, причем пациенткам с низким 13-29 баллов или умеренным 30-45 баллов уровнями тревожности не менее чем на двух стоматологических приемах проводят рациональную психотерапию - аргументированное логическое воздействие для вскрытия и демонстрации ошибок в ее рассуждениях, связанных с неправильной оценкой собственного состояния, причем при типе темперамента «меланхолик» проводят рациональную психотерапию в форме убеждения, корректируя когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к стоматологическому вмешательству, способствующие переходу к модификации личностных установок пациентки и в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в ее установках, прежде всего в ее отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе ее ценностей и выводящих ее за пределы стоматологического вмешательства, при типе темперамента «холерик» проводят рациональную психотерапию в форме психагогики - переориентации более широкого плана, создающей позитивные перспективы для пациентки вне стоматологического вмешательства, при типе темперамента «флегматик» проводят рациональную психотерапию в форме объяснения и разъяснения, включающих истолкование сущности стоматологического вмешательства, причин его необходимости с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, игнорируемых пациенткой и не включаемых во "внутреннюю картину беременности", при типе темперамента «сангвиник» проводят рациональную психотерапию в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в ее установках, прежде всего в ее отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе ее ценностей и выводящих ее за пределы стоматологического вмешательства, а пациенткам с высоким уровнем тревожности выше 45 баллов в первые дни посещения проводят легкую седативную медикаментозную коррекцию, сопровождаемую психологическим тестированием уровня тревожности, и при его снижении до умеренного уровня осуществляют рациональную психотерапию в форме, соответствующей ее темпераменту, а стоматологическое вмешательство осуществляют у тех пациенток, у которых в процессе рациональной психотерапии сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания.

Способ осуществляется следующим образом.

При обращении беременных женщин для планового осмотра врача-стоматолога или в результате наличия значительных изменений в полости рта, или обострений, имевшихся ранее хронических одонтогенных очагов инфекции, у них определяют перед стоматологическим вмешательством уровень тревожности посредством психологического тестирования по шкале Спилбергера-Ханина и затем определяют тип темперамента по тесту Айзенка. На сегодняшний день в отечественной литературе принято пользоваться следующей классификацией типов темперамента: Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Сангвиник очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик - склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он излишне впечатлителен, эмоционально раним. После определения типа темперамента беременным женщинам с низким 13-29 баллов или умеренным 30-45 баллов уровнями тревожности проводят в течение не менее чем на двух стоматологических приемах ту или иную, в зависимости от типа темперамента, рациональную психотерапию - аргументированное логическое воздействие для вскрытия и демонстрации ошибок в их рассуждениях, связанных с неправильной оценкой собственного состояния. Рациональная психотерапия - форма психотерапии, при которой высказывания врача носят аргументированный характер и направлены на создание правильной «внутренней картины болезни». В частности, беременным женщинам с типом темперамента «меланхолик» проводят рациональную психотерапию в форме убеждения, корректируя когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к стоматологическому вмешательству, способствующие переходу к модификации личностных установок пациенток и в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в их установках, прежде всего в их отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе их ценностей и выводящих их за пределы стоматологического вмешательства. Беременным женщинам с типом темперамента «холерик» проводят рациональную психотерапию в форме психагогики - переориентации более широкого плана, создающей позитивные перспективы для пациенток вне стоматологического вмешательства. Беременным женщинам с типом темперамента «флегматик» проводят рациональную психотерапию в форме объяснения и разъяснения, включающих истолкование сущности стоматологического вмешательства, причин его необходимости с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, игнорируемых пациентками и не включаемых во "внутреннюю картину беременности". Беременным женщинам с типом темперамента «сангвиник» проводят рациональную психотерапию в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в их установках, прежде всего в их отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе их ценностей и выводящих их за пределы стоматологического вмешательства.

Пациенткам с высоким уровнем тревожности выше 45 баллов в первые дни посещения назначают легкую седативную медикаментозную коррекцию, например, препаратами растительного происхождения: нобрассит, допельгерц нервотоник, дормиплант, драже валерианы, нервофлукс, нервохель, сопровождаемую психологическим тестированием уровня их тревожности. При его снижении до низкого или умеренного уровня осуществляют рациональную психотерапию в форме, соответствующей их темпераменту. Стоматологическое вмешательство проводят тем пациенткам, у которых в процессе рациональной психотерапии была снижена субъективная значимость ситуации и задач и перенесен акцент на осмысление деятельности и формирования чувства уверенности в успехе, то есть сформировался полезный уровень тревожности, определяемый также в процессе тестирования и заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной личности.

В коррекции эмоционального состояния при проведении стоматологических вмешательств принимали участие 48 беременных женщин, обратившихся на прием к врачу-стоматологу или направленных ведущим акушером-гинекологом для планового осмотра полости рта и назначенных на лечение в связи с выявленной нуждаемостью в стоматологическом лечении.

Всем беременным проводилось тестирование по определению уровня тревожности по шкале Спилбергера-Ханина и типа темперамента по тесту Айзенка. При этом в тестировании по Спилбергеру-Ханину учитывался показатель ситуативной тревожности, так как это переменное значение, в отличие от личностной тревожности, которая является константой.

После проведения тестирования выделили группу из 32 пациенток с низким и средним уровнем тревожности. На основании полученных данных составили индивидуальный план психологической работы с каждой беременной с учетом ее типа темперамента. В каждом триместре и к каждому типу темперамента были подобраны индивидуальные способы рациональной психотерапии на основе характеристики типа темперамента.

Группе из 16 беременных женщин с высоким уровнем тревожности была проведена легкая седативная медикаментозная терапия препаратом Нервофлукс внутрь, по 1 чашке чая 3 раза в день (вечером за 1/2-1 час до сна). Одновременно в процессе лечения при последующих посещениях проводили определение уровня тревожности. И при его снижении до низкого или умеренного уровня осуществляли рациональную психотерапию в форме, соответствующей типу темперамента женщин (см. таблицу 1).

Примеры осуществления способа

Пример 1

Беременная пациентка Α., 23 года, срок беременности 14-15 недель. Обратилась по направлению акушера-гинеколога женской консультации для прохождения планового осмотра врача-стоматолога. При проведении психологического тестирования уровень тревожности по Спилбергеру-Ханину умеренный (35 баллов). При тестировании по методу Айзенка - тип темперамента флегматик. АД 120/80 мм рт.ст., ЧСС 75 уд/мин. При осмотре полости рта: ИГ - 2,0, CPITN - 2, выявлена нуждаемость в санации полости рта. Пациентка взволнована, но при этом нетороплива, уверена, что стоматологическое лечение можно отложить на послеродовый период и в настоящий момент в нем нет необходимости. Была проведена 2-кратная (в 2 стоматологических приема) рациональная психотерапия в форме объяснения и разъяснения, включающих истолкование сущности стоматологического вмешательства, причин его необходимости с учетом возможных психосоматических связей, в настоящее время игнорируемых пациенткой и не включаемых во "внутреннюю картину беременности", в частности объяснение важности и необходимости стоматологического лечения, его безопасности и пользы для здоровья как самой будущей матери, так и ее ребенка. В конце второго посещения АД 120/80 мм рт.ст., ЧСС 65 уд/мин, сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. Настрой на санацию полости рта носил волевой осознанный характер. Пациентка проявляла заинтересованность в проведение стоматологического лечения. Проведена санация полости рта. Мероприятия по оздоровлению органов полости рта прошли без осложнений и отрицательных моментов для пациентки.

Пример 2

Беременная пациентка М., 31 год, срок беременности 20-21 неделя. Обратилась на прием с целью профилактического осмотра по направлению акушера-гинеколога женской консультации. Со слов пациентки, в течение нескольких лет не обращалась к стоматологу из-за неудачного опыта в прошлом, необходимость стоматологического лечения понимает, но не может «пересилить свой страх». При определении уровня тревожности по Спилбергеру-Ханину выявлен высокий уровень (52 балла). При тестировании по Айзенку тип темперамента холерик. АД 138/90 мм рт.ст., ЧСС 80 уд/мин. При осмотре полости рта: ИГ - 2,5, CPITN - 2, выявлена нуждаемость в санации полости рта. Назначена легкая седативная терапия препаратом Нервохель по 1 таб. 3 раза в день. Одновременно определяли уровень тревожности по Спилбергеру-Ханину. После приема препарата в течение 7 дней уровень тревожности составил 44 балла. АД 125/80 мм рт.ст., ЧСС 75 уд/мин. Проведена рациональная психотерапия в форме психагогики переориентации более широкого плана, создающей позитивные перспективы для пациентки вне стоматологического вмешательства, то есть описаны перспективы благоприятных перемен не только в области стоматологического здоровья, но и в общем состоянии организма в целом. В течение двух стоматологических приемов после медикаментозной терапии у пациентки сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. Настрой на санацию полости рта носил волевой осознанный характер. Проведено стоматологическое лечение. Со слов пациентки, результатом осталась довольна, настроена на дальнейшее лечение.

Пример 3

Больная К., 25 лет, срок беременности 7-8 недель. Направлена акушером-гинекологом женской консультации с целью профилактического осмотра. Жалоб не предъявляет. С помощью тестирования по Спилбергеру-Ханину определен уровень тревожности как низкий (29 баллов). При тестировании по Айзенку тип темперамента сангвиник. АД 110/70 мм рт.ст., ЧСС 65 уд/мин. При осмотре полости рта: ИГ - 1,2, CPITN - 0. Выявлена необходимость проведения санации полости рта. При этом пациентка уверена в том, что стоматологическое лечение нужно отложить на послеродовый период, а гигиенические процедуры не обязательно проводить вообще. Была проведена в течение 3 стоматологических приемов рациональная психотерапия в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в ее установках, прежде всего в ее отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе ее ценностей, в частности переориентации, направленной на изменения в установках беременной о необходимости и важности поддержания стоматологического здоровья, проведения профессиональной гигиены. После чего у пациентки сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. Пациентка сообщила, что собирается следовать рекомендациям, данным ей доктором, настроена на проведение контроля гигиены в каждом триместре, активно интересовалась правилами ухода за полостью рта в домашних условиях, выбором средств гигиены. АД 110/70 мм рт.ст., ЧСС 60 уд/мин. Санацией полости рта осталась довольна. При проведении лечения напряжение отсутствовало.

Пример 4

Больная Ф., 27 лет, срок беременности 8-9 недель. Обратилась на прием с целью профилактического осмотра по направлению акушера гинеколога женской консультации. Жалоб не предъявляет. При тестировании по Спилбергеру-Ханину уровень тревожности умеренный (40 баллов). При тестировании по Айзенку тип темперамента - меланхолик. АД 130/90 мм рт.ст., ЧСС 65 уд/мин. При осмотре полости рта: ИГ - 1,8, CPITN - 1, выявлена нуждаемость в санации полости рта. Пациентка не настроена на проведение в настоящее время каких-либо стоматологических вмешательств. В этой связи в течение 3 приемов была проведена рациональная психотерапия в форме убеждения с коррекцией когнитивного и эмоционального компонентов отношения к стоматологическому вмешательству, способствующая переходу к модификации личностных установок пациентки и в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в ее установках, прежде всего в ее отношении к стоматологическому вмешательству, то есть убеждения, акцентированного на важность и значимость проведения стоматологического лечения с использованием самых современных стоматологических материалов, что способствует улучшению общего состояния здоровья организма, с переориентацией, направленной на достижение более стабильных перемен в установках беременной относительно стоматологического лечения, тем самым закрепляя результат убеждения. По окончании рациональной психотерапии у пациентки сформировался полезный уровень тревожности, пациентка проявила заинтересованность в лечении, по ее просьбе был составлен полный план комплексного обследования и лечения. АД 120/80 мм рт.ст., ЧСС 60 уд/мин. Проведенным в дальнейшем стоматологическим лечением была удовлетворена, поведение было расслабленное. Беременность также протекала без осложнений.

Таким образом, разработанный алгоритм рациональной коррекции эмоционального состояния беременной обеспечивает высокую эффективность проведения стоматологических вмешательств.

Способ коррекции эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств, включающий определение перед стоматологическим вмешательством уровня тревожности путем психологического тестирования, отличающийся тем, что дополнительно перед стоматологическим вмешательством определяют тип темперамента по тесту Айзенка и при низком 13-29 баллов или умеренном 30-45 баллов уровне тревожности не менее чем на двух стоматологических приемах проводят рациональную психотерапию, причем при типе темперамента "меланхолик" проводят рациональную психотерапию в форме убеждения, корректируя когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к стоматологическому вмешательству, способствующие переориентации личностных установок пациентки путем убеждения в том, что необходимость проведения стоматологического лечения способствует улучшению состояния здоровья, при типе темперамента "холерик" проводят рациональную психотерапию в форме психагогики - переориентации, создающей позитивные перспективы благоприятных перемен для стоматологического здоровья и здоровья организма в целом, при типе темперамента "флегматик" проводят рациональную психотерапию в форме разъяснения, включающего истолкование сущности стоматологического вмешательства, объяснение важности и необходимости стоматологического лечения, его безопасности и пользы для здоровья как самой будущей матери, так и ее ребенка, при типе темперамента "сангвиник" проводят рациональную психотерапию в форме переориентации в установках относительно стоматологического вмешательства, связанной с изменениями в системе ее ценностей путем изменения установок о необходимости и важности поддержания стоматологического здоровья, пациенткам с высоким уровнем тревожности выше 45 баллов в первые дни посещения проводят седативную медикаментозную терапию для снятия психоэмоционального стресса, сопровождаемую психологическим тестированием уровня тревожности, и при его снижении до умеренного уровня осуществляют рациональную психотерапию в форме, соответствующей ее темпераменту, а стоматологическое вмешательство осуществляют у тех пациенток, у которых в процессе рациональной психотерапии сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к гигиене питания, и может быть использовано для снижения веса человека. Предложен набор продуктов диеты для снижения веса, содержащий мясо и мясные субпродукты в любом виде приготовления, рыбу, морепродукты, колбасные изделия, сыры, яйца, соль, майонез, масло сливочное, масло растительное, специи, кроме содержащих крахмал, уксус, чеснок, грибы, желатин, сахарозаменитель, чай, кофе, минеральную и газированную воду без углеводов, клюквенный морс с сахарозаменителем, компот из фруктов без сахара, алкоголь кроме пива и сладких вин.
Изобретение относится к медицине, дерматологии, курортологии. Реабилитацию больных истинной экземой осуществляют путем комплексного воздействия бальнео-, климатоландшафто- (КЛТ), музыкотерапией, лечебной физкультурой (ЛФК).
Изобретение относится к области медицины, в частности к области онкологии и психотерапии, и может быть использовано для лечения онкологических больных, а также для профилактики онкологических заболеваний.

Изобретение относится к медицине, а именно к эндокринологии и терапии, и может быть использовано для повышения уровня витамина D у женщин с абдоминальным ожирением и высоким риском развития метаболического синдрома.
Изобретение относится к логопедии и может быть использовано в обучении разговорной речи не говорящих детей с выраженными артикуляционными трудностями и трудностями фонематического различения.

Изобретение относится к восстановительной медицине и может быть использовано для немедикаментозной коррекции, профилактики и реабилитации функционального состояния и повышения адаптации пациентов разных возрастных групп, с различного рода психоневрологической симптоматикой.
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для анестезии при выполнении операции циклофотокоагуляция у пациентов с синдромом «хронической» боли.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано при необходимости снижения избыточного веса у пациентов. Для этого посредством внутриротовых устройств осуществляют пассивную фиксацию, полностью исключающую возможность пережевывания пищи, между собой верхней и нижней челюстей.

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство для коррекции характеристик сна содержит датчик для регистрации электродермальной активности ЭДА, связанный с блоками анализа и выделения сигналов кожно-гальванической реакции КГР, генератор стимулирующих электрических импульсов, накожные электроды и модуль управления.

Изобретение относится к области медицины, в частности к психологии, и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере социологии и менеджмента.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психологическому обследованию состояния эмоционально-мотивационной сферы беременных, и может быть использовано для раннего выявления у беременных женщин уже имеющихся нервно-психических расстройств, для выявления беременных женщин, предрасположенных к их возникновению, а также для профилактики осложнений беременности и родов. Проводят психологическое обследование беременной для оценки состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, для чего используют «Тест отношения беременной». Предварительно проводят оценку функционального и эмоционального состояний беременной женщины при помощи теста САН. Если результат оценки составляет 5 баллов и выше, то выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной». Если результат оценки функционального и эмоционального состояний женщины составляет ниже 5 баллов, то женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии. Результат психокоррекции оценивают при помощи теста САН. При достижении результата оценки психокоррекции 5 баллов и выше, выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной». Способ позволяет повысить объективность, валидность и надежность теста, достоверность полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины, снизить вероятность формирования у беременной женщины ятрогенного повышенного уровня тревожности, а также снизить вероятность оказания беременной неправильной медицинской помощи и осложнений в беременности и в родах за счет предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной с обязательным достижением удовлетворительного результата предварительной оценки. 2 пр.

Предлагаемая группа изобретений относится к развлекательной индустрии и может найти применение в благотворительных и социальных сферах деятельности по оказанию психологических услуг, а также в медицине, а именно в психотерапии, профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе для улучшения работы сердечно-сосудистой системы, укрепления иммунитета и снижения сахарного диабета. По первому варианту осуществляют вызов психофизиологической реакции в виде смеха на измененное изображение клиента. Предварительно получают сигнал, содержащий изображение клиента, изменяют сигнал и демонстрируют измененное изображение клиенту. При этом принимают изображение клиента и получают сигнал фото и/или видеоустройством, соединенным с компьютером, а изменение сигнала с изображением клиента осуществляют при помощи программных средств, установленных на компьютере. Демонстрируют изображение, изменяемое по алгоритму из базы данных компьютера, выбранному в соответствии с определенным событием и его результатом. По второму варианту осуществляют вызов психофизиологической реакции в виде смеха на измененный речевой звук клиента. Предварительно получают сигнал, содержащий речевой звук клиента, изменяют сигнал и воспроизводят измененный речевой звук клиенту. При этом принимают речевой звук клиента, преобразовывают и получают сигнал электроакустическим прибором, соединенным с компьютером, а изменение сигнала с речевыми звуками клиента осуществляют при помощи программных средств, установленных на компьютере. Воспроизводят речевой звук, изменяемый по алгоритму из базы данных компьютера, выбранному в соответствии с определенным событием и его результатом. Группа изобретений позволяет повысить эффективность, которая выражена в увеличении количества психофизиологических реакций в виде смеха и/или увеличении их продолжительности за определенный период времени и сохранения эффекта неожиданности. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 3 табл., 5 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, и может быть использовано в том числе в неонатальной практике лечения пограничных психических расстройств. Проводят акупунктурное воздействие на биологически активные точки акупунктурных каналов F5, H1, F4, Н6, F2. Одновременно с акупунктурным воздействием осуществляют суггестивное воздействие путем прямых директивных указаний на выполнение конкретного задания. Выполняют задания по управлению своим телом, глубокое абдоминально-грудное дыхание, установки на хороший сон, аппетит, радость жизни, отстранение от печали и грусти. В первый день осуществляют акупунктуру методом тонизации со стимуляцией вибрационной акустической пунктурой камертоном. Используют корпоральные точки канала Н6 справа: LI4, LI11, ТЕ8. При этом вызывают ощущение звучания каждой иглы. Также при суггестивном воздействии осуществляют директивные указания, направленные на расслабление. Во второй день осуществляют акупунктуру методом торможения корпоральных точек слева. Используют корпоральные точки канала F2: LR3, LR4, SP6. При этом при суггестивном воздействии осуществляют директивные указания, направленные на возникновение ощущения тепла. В третий день осуществляют акупунктуру методом торможения корпоральных точек справа. Используют корпоральные точки канала F5: GB37, GB38, GB39. При этом при суггестивном воздействии осуществляют директивные указания, направленные на возникновение чувства тяжести. В четвертый день осуществляют акупунктуру методом тонизации со стимуляцией вибрационной акустической пунктурой камертоном корпоральных точек слева. Используют корпоральные точки канала H1: LU10, НТ8, РС5. При данном воздействии вызывают ощущение звучания каждой иглы. При суггестивном воздействии осуществляют директивные указания, направленные на возникновение чувства легкости. На пятый день осуществляют акупунктуру методом торможения корпоральных точек справа. Используют корпоральные точки канала F4: BL40, ST36, GB39. Суггестивное воздействие осуществляют директивными указаниями, направленными на инициацию чувства полета - взлета и снижения. Способ позволяет повысить эффективность лечения депрессии, в том числе с проявлениями психопатизации, без использования лекарственных препаратов. 2 пр., 1 табл., 1 ил.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания. На втором этапе ведут дневник питания, проводят детоксикацию организма с соблюдением диеты, мотивацией снижения веса и избавления от негативных эмоций, выполнением физических и дыхательных упражнений в соответствии с психотипом. При этом вначале пациент одноразово выпивает утром натощак солевой раствор с pH 5,5, содержащий калий, кальций, магний, фосфор, хлор, серу, углерод, общий объем 3-4,5 л, по 200 мл с интервалами в 5-10 мин. Причем последовательно исключают определенные продукты питания, перечисленные в формуле изобретения, с первого по седьмой день, а с восьмого по десятый день - постепенно возвращают продукты в рацион. В качестве дыхательных упражнений выполняют «Основы диафрагмального дыхания»: стоя, спина прямая, ноги на ширине плеч, согнуты в коленях, круговое движение плечами вперед, вверх, назад, вниз; ладони на бедра в течение одного дыхательного цикла при неподвижной спине и грудной клетке; вдох, опустить голову, не открывая рта, плавно поднять голову, вдох носом с надутием живота, голову держать прямо, смотреть вперед, грудной клеткой и плечами при вдохе не двигать, голову не запрокидывать назад, 3 небольших вдоха носом при втягивании живота, не надувая живот, грудная клетка неподвижна; приоткрыть рот, выдох, плавно подтягивая живот к позвоночнику, начиная с сокращения мышц нижнего отдела брюшного пресса с вытеснением диафрагмой воздуха из легких до его выхода через рот; 3 диафрагмальных выдоха через рот, при каждом выдохе подтягивая живот внутрь, вытесняя оставшийся воздух, вдох с надутием живота, 3 довдоха с подтягиванием живота и выдох со сдуванием живота, 3 довыдоха со сдутием живота, задержка дыхания на 3 сек при подтянутом животе. Далее - упражнения на растяжку, чередуя с дыхательными, соответственно формуле изобретения, выбирая режим проведения упражнений согласно психотипу пациента. После детоксикации независимо от психотипа пациент чередует 7-10-дневные редуцированные диеты, базовое рациональное питание, разгрузочные дни. На третьем этапе - физиотерапевтические процедуры из группы: липолиз, криолиполиз, ультразвуковое разрушение жира, вакуум-терапия, миостимуляция, прием БАДов, содержащих хром, цинк, карнитин, в сочетании с настоями трав с успокаивающим, желчегонным, мочегонным, слабительным эффектом; физические нагрузки на свежем воздухе. Четвертый этап: контроль изменения веса пациента. Пятый этап: проверка способности пациента к правильному составлению программы питания с учетом калорийности, сбалансированности и рациональности. Способ обеспечивает высокую эффективность коррекции и нормализации избыточного веса с длительным удержанием полученного результата. 14 ил.

Изобретение относится к области музыкальной терапии. Технический результат заключается в создании персонифицированной базы данных благотворных звуков. В частности, изобретение относится к способу для создания персонифицированной базы данных звуков и музыкальных композиций. Определяют предпочтительные значения характеристик звука элементов первой базы данных, содержащей звуки, создавая тем самым первый фильтр. Применяют упомянутый первый фильтр ко второй базе данных, содержащей элементы, такие как звуки, тем самым создавая отфильтрованную вторую базу данных. Применяют второй фильтр к первой базе данных, содержащей элементы, такие как звуки, тем самым создавая отфильтрованную первую базу данных. Объединяют упомянутую отфильтрованную первую базу данных с упомянутой отфильтрованной второй базой данных, тем самым предоставляя персонифицированную базу данных звуков. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения детских неврозов, невротических расстройств и тревожно-депрессивных состояний. Проводят анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния у детей-пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой терапии, содержащий ежедневно выполняемые друг за другом курсом не менее 9-10 сеансов этапы дыхательных смехоупражнений, вербального общения гелототерапевта с группой, динамических физических упражнений, а также этап рассказывания и выслушивания смешных историй и анекдотов. На первом этапе гелототерапии предлагают выполнять в игровой форме дующие дыхательные смехоупражнения. На этапе вербального общения вовлекают пациентов в коммуникационное взаимодействие, направленное на развитие интеллекта и креативности. При этом сочетают прослушивание смешных фраз с перепутанными существительными и вопросов с подвохом, связанных со счетом предметов, требующих получения ответа. На третьем этапе играют в веселые подвижные игры и устраивают командные соревнования по принципу эстафеты. На четвертом этапе мотивируют пациентов на рассказывание и выслушивание смешных историй и анекдотов с подсчетом баллов и объявлением победителей. При этом продолжительность одного этапа составляет от 7 до 8 минут, а группы детей подбираются по возрастным категориям. Способ позволяет создать хорошее настроение у детей, изменить стереотипы восприятия окружающего мира с негативных: депрессивных, тревожных, фобических и пессимистических на позитивные: жизнерадостность, жизнелюбие, оптимизм за счет выполнения последовательных упражнений и заданий по гелототерапии. 4 з.п. ф-лы, 4 пр.

Изобретение относится к медицинской технике. Система для предоставления светового лечения субъекту в то время, когда субъект спит, включает в себя маску для сна, содержащую экран для покрытия глаз субъекта, крепление на голову для закрепления экрана в месте на лице субъекта, размещенные в экране световые модули для предоставления излучения к глазам субъекта, размещенные в экране и/или в креплении для головы ЭЭГ-электроды, и процессор (42), взаимодействующий со световыми модулями и ЭЭГ-электродами. Процессор управляет световыми модулями для испускания излучения, принимает выходные сигналы от ЭЭГ-электродов и настраивает параметры светолечения на основании принятых выходных сигналов. Нижняя поверхность экрана направлена в сторону субъекта в процессе использования. Расположенный на нижней поверхности экрана амортизирующий слой сформирован из проводящего пеноматериала, формирует наиболее близкую к субъекту поверхность и входит в контакт с лицом субъекта в процессе использования. Электроды сформированы амортизирующим слоем. Процессор обеспечивает настройку параметров светолечения посредством управления световыми модулями для испускания излучения с первой интенсивностью, если выходные сигналы указывают, что субъект находится в состоянии быстрого сна, и со второй интенсивностью, если выходные сигналы указывают, что субъект находится не в состоянии быстрого сна, и при этом первая интенсивность меньше второй интенсивности. Обеспечиваются динамически настраиваемые по отношению ко сну субъекта режимы светолечения и повышение комфортности использования системы для субъекта. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии. Больному проводят сеанс психофизиологической саморегуляции с применением эмпатотехники. До и после указанного сеанса определяют значения интенсивности хронической боли по лицевой шкале Вонга-Бэкера с последующим определением разницы полученных значений, обозначенной как дельта. Во время сеанса путем тактильной пальпации осуществляют поиск триггерных точек, соответствующих определенному заболеванию, и зон отраженной боли с последующим тактильным воздействием на выявленные зоны и точки, и при отсутствии боли в указанных точках и зонах сеанс психофизиологической саморегуляции с применением эмпатотехники завершают. При значении дельты от 0 до 1 балла определяют отсутствие психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома, при значении дельты от 1,1 до 3 баллов - психогенную боль легкой степени интенсивности в структуре хронического болевого синдрома, при значении дельты от 3,1 до 7 баллов - умеренной степени, при значении дельты от 7,1 до 9 баллов - сильной степени, а при значении дельты свыше 9,1 балла определяют психогенную боль невыносимо сильной степени интенсивности в структуре хронического болевого синдрома. Способ позволяет определить степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии для проведения адекватной психотерапии за счет использования психофизиологической саморегуляции с применением эмпатотехники. 3 ил., 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации усилий человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах. Проводят оценку особенностей личности, его субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний, проговаривания формулы внушения. Проводят первый сеанс, включающий три стадии опроса. При этом на первой стадии опроса осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности, наблюдение за мимикой, особенностями моторики и речи, на основании чего определяют тип темперамента личности. Далее, основываясь на анализе первичной информации, проводят опрос с целью установления типа поведения личности. Опрашиваемый формулирует цель, на решение которой личность желает мобилизовать свои усилия. Затем на второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором опрашиваемый выбирает изображение, из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует. Вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении, при этом психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью посетителя, перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного посетителем изображения и оказывает воздействие путем проговаривания формулы внушения, направленной на реализацию поставленной опрашиваемым цели и сформулированной с учетом результатов индивидуальных особенностей личности, типа темперамента и типа поведения. Далее проводят третью стадию опроса, на которой оценивают глубину оказанного воздействия, в зависимости от чего определяют временной промежуток до второго сеанса, который не превышает полугода. При проведении второго сеанса повторно проводят три стадии опроса, корректируют при этом формулу внушения в зависимости от выявленных изменений. Способ позволяет повысить эффективность психологического воздействия за счет проведения сеансов с целью придания человеку уверенности в собственных силах, мобилизации его внутренних ресурсов для достижения поставленных им целей. 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к медицине, неврологии, восстановлению когнитивных функций, в том числе оптического восприятия, исполнительных функций у больных с цереброваскулярной патологией. Способ включает курс выполнения пациентом упражнений на узнавание изображения предмета на экране монитора путем сопоставления его с изображением предметов в предоставленных вариантах ответов и выбора варианта ответа, с последующим поощрением при правильном ответе. Курс упражнений разделен на три блока. В каждом упражнении первого блока пациенту представляют трехмерное изображение предмета, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях. В качестве вариантов ответов предоставляют несколько плоскостных изображений предметов разного назначения, в состав которых входит и изображение предмета, предназначенного для узнавания. Пациенту предлагают указать то изображение предмета из вариантов ответов, которое идентично распознаваемому предмету. При правильном распознавании предмета пациент переходит к выполнению другого упражнения в блоке или в любом из блоков. В каждом упражнении второго блока пациенту представляют трехмерное изображение предмета для узнавания, выполненное с возможностью его разворота в разных плоскостях. В качестве вариантов ответов предоставляют несколько изображений предметов того же назначения, но различающихся по внешнему виду, в состав которых входит и предмет, внешний вид которого идентичен изображению предмета, предназначенному для узнавания. Пациенту предлагают указать изображение предмета из вариантов ответов, идентичное распознаваемому предмету. При правильном распознавании пациент переходит к выполнению другого упражнения блока. В каждом упражнении третьего блока пациенту представляют трехмерное изображение сложного геометрического тела, выполненного с возможностью поворота в разных проекциях. Варианты ответов представляют в виде трехмерных изображений простых геометрических тел, выполненных с возможностью поворота в разных проекциях. Пациенту предлагают выбрать из вариантов ответов те простые геометрические тела, которые входят в состав сложного геометрического тела. В конце каждого блока упражнений на экран выводят результаты, отражающие количественные показатели успешности выполнения упражнений, продолжительность каждого занятия составляет не более 35 мин. Курс - не менее 10 дней. Способ позволяет стимулировать сохраненные модальности с улучшением и восстановлением модально-специфических функций - активации оптико-пространственного гнозиса, исполнительных функций, слухового внимания, номинативной и семантической функций речи. 8 з.п. ф-лы, 3 пр., 4 табл.
Наверх