Реверсор тяги, гондола, содержащая такой реверсор тяги, и способ изменения поперечного сечения сопла, реализуемый с помощью такого реверсора тяги

Реверсор тяги содержит переднюю часть, образованную узлом, включающим в себя переднюю раму и капот, и заднюю часть, включающую в себя сопло с изменяемым поперечным сечением, являющееся продолжением указанного капота. Капот выполнен с возможностью поступательного перемещения из убранного положения, в котором сопло обеспечивает аэродинамическую непрерывность капота, в по меньшей мере одно выдвинутое положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла, и обратно. Участок передней рамы выполнен с возможностью поступательного перемещения совместно с капотом при перемещении указанного капота в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла. Передняя рама содержит перекрывающую панель, обеспечивающую перекрытие с кожухом вентилятора, и отклоняющую кромку. Перекрывающая панель и участок отклоняющей кромки выполнены с возможностью поступательного перемещения совместно с капотом при перемещении указанного капота в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла. Другое изобретение группы относится к гондоле, содержащей указанный реверсор тяги и кожух вентилятора, содержащий удлиненный элемент, расположенный перед передней рамой по направлению потока и выполненный с возможностью вмещения участка перекрывающей панели. При изменении поперечного сечения сопла, перемещают капот в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла, совместно с участком передней рамы. Группа изобретений позволяет повысить герметичность тракта между капотом и передней рамой. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 13 ил.

 

Настоящее изобретение относится к реверсору тяги для гондолы летательного аппарата, а также к гондоле, содержащей такой реверсор, и к способу, реализуемому с помощью такого реверсора.

Летательный аппарат приводится в движение посредством турбореактивных двигателей, каждый из которых размещен в гондоле, где находится также группа вспомогательных приводных устройств, которые связаны с ее работой и выполняют различные функции как во время работы турбореактивного двигателя, так и во время его останова.

В частности, к таким вспомогательным приводным устройствам относится механическая система реверса тяги.

Гондола имеет, как правило, трубчатую конструкцию. Она содержит воздухозаборник, расположенный перед турбореактивным двигателем, среднюю секцию, охватывающую вентилятор турбореактивного двигателя, и заднюю секцию, и содержащую средства реверса тяги, причем задняя секция охватывает камеру сгорания турбореактивного двигателя и заканчивается обычно реактивным соплом, находящимся за турбореактивным двигателем.

Такая гондола рассчитана на установку в ней двухконтурного турбореактивного двигателя, способного генерировать, с помощью вращающихся лопастей вентилятора, поток горячего воздуха, выходящий из камеры сгорания турбореактивного двигателя, и поток холодного воздуха, проходящий снаружи турбореактивного двигателя по кольцевому каналу, называемому трактом.

Назначение реверсора тяги состоит в повышении эффективности торможения летательного аппарата при его приземлении путем перенаправления вперед по меньшей мере части тяги, развиваемой турбореактивным двигателем.

На этапе посадки реверсор тяги перекрывает тракт потока холодного воздуха, направляя данный поток к передней стороне гондолы, в результате чего создается обратная тяга, действие которой складывается с торможением колес летательного аппарата. Выбор средств, обеспечивающих указанную переориентацию потока холодного воздуха, зависит от типа реверсора.

В любом случае в конструкции реверсора предусмотрен подвижный капот, выполненный с возможностью перемещения из выдвинутого положения, в котором капот открывает в гондоле канал для отклоненного воздушного потока, в убранное положение, в котором капот перекрывает указанный канал, и обратно.

Данный капот выполняет функцию отклонения или только приводит в действие другие отклоняющие средства.

В реверсоре, снабженном отклоняющими решетками, переориентация воздушного потока происходит посредством указанных решеток, которые связаны с реверсирующими створками, причем упомянутый капот выполняет только функцию скользящего перемещения, обеспечивающую открытие или перекрытие отклоняющих решеток.

Упомянутые реверсирующие створки образуют блокировочные дверцы, приводимые в действие в результате скользящего перемещения капота, приводящего к перекрытию тракта за решетками по направлению потока, что позволяет оптимизировать переориентацию потока холодного воздуха.

Отклоняющие решетки закреплены известным образом на корпусе турбореактивного двигателя и в средней секции гондолы с помощью передней рамы.

Помимо выполнения функции реверса тяги скользящий капот входит в состав задней секции гондолы и содержит задний участок, образующий реактивное сопло, предназначенное для отвода воздушных потоков.

Подобные реверсоры тяги раскрыты, в частности, в документах GB 1343888 US 5794434.

Сечение реактивного сопла можно регулировать таким образом, чтобы оно было оптимальным для различных этапов полета летательного аппарата, т.е. применительно к этапам взлета, набора высоты, крейсерского полета, снижения и посадки.

Размеры и форма поперечного сечения реактивного сопла связаны с приводной системой, обеспечивающей изменение и оптимизацию данного сечения в зависимости от текущего этапа полета летательного аппарата.

Изменение указанного поперечного сечения, происходящее за счет частичного поступательного перемещения подвижного капота, является наглядным примером изменения поперечного сечения в тракте потока холодного воздуха.

Между тем, для рассматриваемых условий установлен факт аэродинамических потерь, происходящих в зоне контакта между подвижным капотом и неподвижным конструктивным элементом, входящим в состав реверсора тяги и содержащим переднюю раму. Указанные потери возникают при приложении давления к капоту и особенно интенсивны при перемещении капота вперед по направлению к указанному неподвижному элементу для перевода капота в убранное положение.

Упомянутые аэродинамические потери обусловлены недостаточным согласованием между сопрягаемыми поверхностями, расположенными относительно зоны контакта между подвижным капотом и передней рамой как спереди по направлению потока, так и сзади по направлению потока.

При изготовлении деталей рассматриваемых устройств назначают жесткие допуски на обработку резанием с целью уменьшения указанных потерь и для обеспечения аэродинамической непрерывности между неподвижным конструктивным элементом и капотом при перекрытии капотом неподвижного конструктивного элемента. Подобные жесткие допуски и относительные деформации капота и передней рамы затрудняют контроль зон контакта между капотом и передней рамой.

Существует также опасность частых повреждений уплотнений, обеспечивающих герметичность тракта потока холодного воздуха между подвижным капотом и передней рамой. Уплотнения испытывают сжатие при перемещении капота в убранное положение, что ведет к ухудшению герметичности тракта.

Одна из задач настоящего изобретения состоит в устранении перечисленных выше недостатков.

Для решения указанной задачи предложен реверсор тяги, содержащий передний конструктивный элемент, имеющий переднюю раму и капот, причем указанный капот имеет продолжение в виде сопла с изменяемым поперечным сечением и выполнен с возможностью поступательного перемещения из убранного положения, в котором сопло обеспечивает аэродинамическую непрерывность капота, в по меньшей мере одно выдвинутое положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла, и обратно, причем указанный реверсор отличается тем, что по меньшей мере участок передней рамы выполнен с возможностью поступательного перемещения совместно с капотом при перемещении указанного капота в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла.

Благодаря настоящему изобретению, при перемещении указанного капота, приводящем к изменению поперечного сечения сопла, обеспечена меньшая зависимость от допусков на размеры и форму и от относительных деформаций подвижного капота и неподвижного конструктивного элемента, содержащего переднюю раму. Конкретный результат состоит в том, что при работе в режиме изменения поперечного сечения сопла не происходит перемещение капота относительно передней рамы, что позволяет уменьшить функциональный зазор между рассматриваемыми компонентами.

В особых вариантах изобретения заявляемый реверсор содержит один или более из следующих признаков, выбираемых отдельно или в любых технически возможных комбинациях:

- вся передняя рама, выполненная с возможностью поступательного перемещения совместно с капотом при перемещении указанного капота в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла;

- передняя рама, содержащая перекрывающую панель с кожухом вентилятора и отклоняющей кромкой, причем указанная панель и по меньшей мере участок отклоняющей кромки выполнены с возможностью поступательного перемещения совместно с капотом при перемещении указанного капота в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла;

- передняя рама, установленная по меньшей мере на одном направляющем рельсе, расположенным в плоскости перекрывающей панели;

- передняя рама, выполненная с возможностью отделения от капота при перемещении указанного капота в положение, обеспечивающее реверс тяги в заявляемом реверсоре.

В настоящем изобретении заявлена также гондола, содержащая описанный выше реверсор тяги и кожух вентилятора и отличающаяся тем, что кожух вентилятора содержит удлиненный элемент, расположенный перед передней рамой в направлении потока и выполненный с возможностью вмещения по меньшей мере участка перекрывающей панели и с возможностью перемещения указанной панели внутри удлиненного элемента.

В особых вариантах изобретения заявляемая гондола содержит один или более из следующих признаков, выбираемых отдельно или в любых технически возможных комбинациях:

- размеры удлиненного элемента, выбранные таким образом, чтобы обеспечить возможность продольного перемещения внутренней перекрывающей панели вперед и назад относительно передней рамы, находящейся в положении, соответствующем убранному положению капота;

- зона контакта между перекрывающей панелью и удлиненным элементом, содержащая скользящие герметизирующие средства;

- заявляемая гондола, дополнительно содержащая съемный осевой упор, обеспечивающий ограничение направленного вперед перемещения перекрывающей панели;

- заявляемая гондола, дополнительно содержащая съемное фиксирующее средство, обеспечивающее блокировку капота и передней рамы.

В настоящем изобретении заявлен также способ, реализуемый с помощью описанного выше реверсора тяги, в соответствии с которым перемещают капот в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла, с перемещением по меньшей мере участка передней рамы.

Другие признаки, задачи и преимущества настоящего изобретения подробно раскрыты в нижеследующем описании вариантов изобретения, представленных в качестве примеров, не имеющих ограничительного характера, и приведенных со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

- на фиг. 1 изображено частичное поперечное сечение предлагаемой гондолы летательного аппарата;

- на фиг. 2 изображено поперечное сечение предлагаемого реверсора тяги по первому варианту выполнения;

- на фиг. 3 и 4 изображены поперечные сечения предлагаемого реверсора тяги соответственно по второму и третьему вариантам выполнения;

- на фиг. 5, 5b, 5с и 6 изображены поперечные сечения предлагаемого реверсора тяги по фиг. 2, причем сопло имеет, соответственно, уменьшенное, нормальное, увеличенное и работающее в режиме обратной тяги поперечное сечение;

- на фиг. 7-9 изображены поперечные сечения предлагаемого реверсора тяги, иллюстрирующие последовательные этапы способа технического обслуживания указанного реверсора;

- на фиг. 10а и 10b изображен другой вариант изобретения по фиг. 7-9.

На фиг. 1 изображена гондола 1, образующая трубчатую полость для размещения двухконтурного турбореактивного двигателя и обеспечивающая, посредством лопастей вентилятора 2, направленную циркуляцию воздушных потоков, создаваемых указанным двигателем, т.е. циркуляцию потока горячего воздуха через камеру сгорания и циркуляцию потока холодного воздуха снаружи турбореактивного двигателя.

Известная из уровня техники гондола 1 содержит переднюю секцию 3, образующую воздухозаборник, среднюю секцию 4, охватывающую вентилятор турбореактивного двигателя, и заднюю секцию 5, охватывающую турбореактивный двигатель.

Задняя секция 5 содержит наружный конструктивный элемент 11, содержащий реверсор 20 тяги, и внутренний конструктивный элемент 10 капота двигателя. Указанный внутренний конструктивный элемент вместе с наружным конструктивным элементом 11 ограничивает тракт 13, предназначенный для циркуляции холодного потока в рассматриваемой гондоле двухконтурного турбореактивного двигателя.

Задняя секция 10 содержит также переднюю раму 30, подвижный капот 40 и секцию 41 реактивного сопла.

Как видно из фиг. 1, передняя рама 30 имеет продолжение в виде капота 40, установленного с возможностью скольжения вдоль продольной оси гондолы.

На передней раме 30 установлена группа отклоняющих решеток (не показаны), убираемых внутрь подвижного капота 40 при нахождении данного капота в закрытом положении.

Передняя рама 30 содержит также переднюю панель (не показана), предназначенную для закрепления средней секции гондолы на конструктивном элементе (не показан), являющемся составной частью указанной рамы и выполненном в виде конической оболочки. При необходимости данный конструктивный элемент обеспечивает огнестойкость.

Передняя рама 30 содержит также отклоняющую кромку 31, обеспечивающую необходимую аэродинамическую линию.

Отклоняющая кромка 31 имеет на обоих концах продолжение в виде перекрывающих панелей 32, 33, обеспечивающих соответственно перекрытие между передней рамой 30 и кожухом 6 вентилятора и перекрытие между передней рамой 30 и средней секцией 4 гондолы. Более подробно указанные панели описаны при рассмотрении фиг. 2.

Зона контакта между передней рамой 30 и подвижным капотом 40 выполнена в соответствии с известным уровнем техники.

В частности, как показано на фиг. 2, в зоне контакта между передней рамой 30 и передним участком капота 40 расположено герметизирующее уплотнение 15.

В рассматриваемой конструкции предусмотрена возможность вовлечения подвижного капота 40 в движение, по существу, в продольном направлении гондолы 1 из закрытого положения, в котором указанный капот частично перекрывает переднюю раму 30 и обеспечивает аэродинамическую непрерывность наружных линий задней секции 10, в открытое положение, в котором капот отодвинут от передней рамы 30, открывая, таким образом, в гондоле канал посредством высвобождения решеток, отклоняющих поток воздуха, и обратно.

В зависимости от конструкции гондолы 1 упомянутый капот известным образом скользит по балке (не показана) или по стойке (не показана), поддерживающей турбореактивный двигатель.

Упомянутый канал обеспечивает возможность отвода по меньшей мере части вторичного потока турбореактивного двигателя, причем отклоняющие решетки перенаправляют указанную часть потока в сторону передней части гондолы 1, создавая обратную тягу, способствующую более надежному торможению летательного аппарата.

Для увеличения проходящей через отклоняющие решетки доли вторичного потока в реверсоре 20 тяги предусматривают группу реверсирующих створок 21, распределенных по окружности внутреннего капота 40 реверсора 20, каждая из которых установлена с возможностью поворота одним из своих концов вокруг соответствующей оси вращения на капоте 40, совершающим скользящее перемещение из убранного положения, в котором створка 21 перекрывает проходное сечение и обеспечивает внутреннюю аэродинамическую непрерывность тракта 13, в выдвинутое положение, в котором в режиме обратной тяги указанный капот по меньшей мере частично перекрывает тракт 13 для отклонения потока газа к отклоняющим решеткам, и обратно.

Такая конструкция может быть выполнена известным образом с помощью системы соединительных штанг 22, заканчивающихся пластинчатой пружиной 23.

При работе турбореактивного двигателя в режиме прямой тяги скользящий капот 40 образует всю или часть задней секции гондолы 1, причем створки 21 убраны внутрь скользящего капота 40, перекрывающего канал с отклоняющими решетками.

На этапе изменения поперечного сечения сопла предусмотрена возможность сохранения реверсирующих створок 21 в убранном положении при смещении подвижного капота 40 на длину хода, необходимого для изменения поперечного сечения сопла 41, причем указанные створки начинают поворот наружу только при полном сжатии пружины 23.

Для реверсирования тяги турбореактивного двигателя скользящий капот 40 смещают в заднее положение, в направлении потока, при этом происходит поворот створок 21 в перекрывающее положение, обеспечивающее отклонение вторичного потока к решеткам и формирование направляемого решетками обратного потока.

Как указано выше, скользящий капот 40 имеет также заднюю сторону, образующую реактивное сопло 41, обеспечивающее направленный отвод воздушных потоков.

Сечение реактивного сопла 41 можно регулировать таким образом, чтобы оно было оптимальным для различных этапов полета летательного аппарата, т.е. применительно к этапам взлета, набора высоты, крейсерского полета, снижения и посадки.

Изменение указанного поперечного сечения, происходящее за счет частичного поступательного перемещения подвижного капота 40, является наглядным примером изменения поперченного сечения в тракте потока холодного воздуха.

Таким образом, для изменения поперечного сечения сопла подвижный капот 40 перемещают в соответствующее положение, т.е. в по меньшей мере одно положение, обеспечивающее уменьшение поперечного сечения сопла и в одно положение, обеспечивающее увеличение поперечного сечения сопла.

В другом варианте изобретения сопло 41 содержит ряд подвижных панелей, установленных с возможностью поворота на заднем конце подвижного капота 40 и распределенных по периферии поперечного сечения реактивного сопла 41.

Каждая из указанных панелей выполнена, с одной стороны, с возможностью поворота в положение, обеспечивающее изменение поперечного сечения сопла, а с другой стороны, с возможностью поворота в положение, в котором указанные панели обеспечивают аэродинамическую непрерывность капота.

Каждая из указанных панелей закреплена на подвижном капоте 40 при помощи поворотных шарниров, расположенных вдоль оси, перпендикулярной продольной оси гондолы, содержащей внутренний участок подвижного капота 40 и упомянутую подвижную панель.

Переход отдельной подвижной панели из одного положения в другое контролируют при помощи специальных приводных средств, соединенных с панелью посредством приводной системы 60, образованной, например, приводными штангами.

Приводные средства 50 обеспечивают вовлечение подвижного капота 40 в движение, а также поворот подвижной панели в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла 41.

Подобные приводные средства 50 и упомянутая приводная система хорошо известны из уровня техники и поэтому не рассмотрены более подробно.

Таким образом, перемещение подвижного капота 40 происходит за счет известной из уровня техники системы ползуна и направляющей, либо за счет любого другого подходящего приводного средства 50, содержащего по меньшей мере одно линейное исполнительное устройство электрического, гидравлического или пневматического типа.

В соответствии с предлагаемым изобретением, по меньшей мере участок передней рамы 30 выполнен с возможностью поступательного перемещения совместно с капотом 40 при перемещении указанного капота в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла 41.

Передняя рама 30 выполнена с возможностью скользящего перемещения совместно с подвижным капотом 40 между двумя крайними положениями, обеспечивающими изменение поперечного сечения, а также с возможностью отделения от капота 40 при перемещении указанного капота в положение, обеспечивающее реверс тяги.

В рассматриваемом устройстве используют две независимые приводные системы или одну систему, способную отдельно обеспечить перемещение передней рамы 30 и подвижного капота 40, например, телескопический силовой цилиндр.

На фиг. 2 показан первый вариант изобретения, в котором предусмотрена возможность поступательного перемещения всей передней рамы 30, содержащей перекрывающие панели 32, 33 с кожухом 6 вентилятора, а также отклоняющие решетки.

Целесообразно предусмотреть такую схему, в которой не происходит изменение зоны контакта скользящей передней рамы 30 с подвижным капотом 40, в частности, для обеспечения герметичности и соблюдения установочных допусков.

Указанная зона контакта передней рамы 30 с кожухом 6 вентилятора выполнена следующим образом.

На фиг. 2 показана зона контакта между кожухом 6 вентилятора и подвижной передней рамой 30, причем указанная зона выполнена с возможностью скользящего перемещения с перекрытием, обеспечиваемым упомянутыми выше перекрывающими панелями 32, 33.

Кожух 6 вентилятора имеет в своей внутренней части, в направлении вперед по потоку, продолжение в виде удлиненного элемента 60, что позволяет обеспечить перекрытие с подвижной передней рамой 30, точнее с внутренней перекрывающей панелью 32 передней рамы 30.

Указанный удлиненный элемент 60 имеет поперечное сечение в целом прямоугольной формы и снабжен отверстием, расположенным далее по потоку и предназначенным для прохода внутренней перекрывающей панели 32 передней рамы 30.

Размеры удлиненного элемента 60 выбраны таким образом, чтобы обеспечить возможность продольного перемещения внутренней перекрывающей панели 32 как в направлении потока, так и в направлении против потока относительно положения передней рамы 30, соответствующего положению капота 40 при номинальном поперечном сечении сопла.

Герметичность между удлиненным элементом 60 кожуха 6 вентилятора и подвижной передней рамой 30 обеспечена за счет скользящего уплотнения 62. Указанное уплотнение 62 проходит до точки, находящейся между подвижным капотом 40 и передней рамой 30, и совершает скользящее движение вдоль стойки крепления турбореактивного двигателя (не показана).

В другом варианте изобретения удлиненный элемент 60 также содержит осевой упор 63, препятствующий смещению передней рамы 30 дальше положения, соответствующего положению капота 40, обеспечивающему максимальное увеличение поперечного сечения сопла 41. Указанный осевой упор предназначен также для восприятия осевых усилий, создаваемых отклоняющими решетками при работе в режиме обратной тяги.

Указанный упор 63, имеющий в целом l-образное поперечное сечение, расположен в зоне отверстия, предназначенного для прохода внутренней перекрывающей панели 32 передней рамы 30.

Упомянутый упор выполнен с возможностью взаимодействия с профилем 64, жестко связанным со скользящим уплотнением 62, имеющим Г-образное поперечное сечение. Одна из ветвей указанного профиля выполнена с возможностью упора в соответствующую зону осевого упора 63 на заднем участке удлиненного элемента 60, исключая малейшее дополнительное перемещение передней рамы 30.

Преимущество конструкции с таким упором 63 состоит в том, что данный упор обеспечивает контакт передней рамы 30 с удлиненным элементом 60 кожуха 6 вентилятора на этапах реверса тяги, на которых капот 40 совершает поступательное перемещение в направлении потока. В результате происходит поворот реверсирующих створок 21 в положение, перекрывающее тракт 13 циркуляции потока холодного воздуха, с полным освобождением прохода к отклоняющим решеткам.

В настоящем изобретении предложена передняя рама 30, выполненная с возможностью поступательного перемещения на этапах изменения поперечного сечения сопла 4. Благодаря использованию указанной рамы допуски на размеры и форму и относительные деформации между подвижным капотом 40 и неподвижным передним конструктивным элементом, выполненным в соответствии с известным уровнем техники, не нарушают перекрытие капота 40 на передней раме 30, поскольку указанная рама частично совершает перемещение совместно с капотом 40 на этапах изменения поперечного сечения сопла.

Кроме того, по сравнению с известным уровнем техники, упрощена конструкция скользящих компонентов, предназначенных для изменения поперечного сечения сопла. Поскольку зона контакта между подвижной передней рамой 30 и удлиненным элементом 60 кожуха 6 вентилятора задействована постоянно, герметизирующее уплотнение 62 находится в сжатом состоянии также постоянно, в том числе и при работе в режиме обратной тяги.

В результате снижена вероятность повреждения герметизирующих уплотнений.

Для обеспечения возможности поступательного перемещения передней рамы 30 предусматривают установку указанной рамы по меньшей мере на одном рельсе, размещенном в плоскости упомянутых решеток, или предпочтительнее на двух рельсах, один из которых размещен в плоскости внутренней перекрывающей панели 32.

Каждый рельс скользит непосредственно по стойке крепления турбореактивного двигателя, что обеспечивает возможность убирания решеток в случае, если заявляемый реверсор конструктивно выполнен в виде единой детали с возможностью поступательного перемещения, обеспечивающего доступ к оборудованию двигателя.

В другом варианте изобретения предусмотрена установка двух рельсов в верхней и нижней балках.

Передняя рама 30 содержит приводные средства, предназначенные для вовлечения передней рамы 30 в движение относительно кожуха 6 вентилятора или относительно другой детали, жестко связанной с указанным кожухом.

Подобные приводные средства хорошо известны из уровня техники и поэтому не рассмотрены более подробно. К примерам таких приводных средств, не имеющим ограничительного характера, относятся исполнительные устройства гидравлического, пневматического или электрического типа, или шнеки с механизированными рычагами.

Как указано выше, подвижный капот 40 приводят в движение либо относительно кожуха вентилятора, либо, в предпочтительном варианте, относительно передней рамы 30.

Во втором из указанных случаев исполнительные устройства, приводящие в движение подвижный капот 40, остаются неподвижными на этапе изменения поперечного сечения сопла, а капот 40 совершает перемещение совместно с передней рамой 30 при помощи приводных средств передней рамы 30.

В другом варианте изобретения подвижный капот 40 зафиксирован при работе в режиме прямой тяги относительно передней рамы 30, при всех положениях сопла, с целью сохранения двух препятствий непроизвольному включению реверса тяги в полете.

Таким образом, подвижная передняя рама 30 и подвижный капот 40 могут быть соединены с помощью обычных фиксирующих средств 70 типа стопора в исполнительном устройстве или с помощью крюков, соединяющих друг с другом указанные два узла.

Подобные фиксирующие средства 70 рассчитаны на обеспечение жесткой связи подвижного капота 40 с передней рамой 30 на этапах изменения поперечного сечения сопла 41 при работе в режиме прямой тяги и на высвобождение подвижного капота 40 при работе в режиме обратной тяги.

В другом варианте изобретения, представленном на фиг.3, реверсор 20 тяги содержит две половины, причем удлиненный элемент 60 кожуха 6 вентилятора выполнен жестко связанным с балками реверсора тяги.

Данный реверсор содержит в своем переднем участке клиновидный элемент 65 с поперечным сечением в форме буквы П, что позволяет разместить данный элемент в канавке, выполненной в кожухе 6 вентилятора.

При этом скользящее уплотнение 62, обеспечивающее герметичность между удлиненным участком кожуха 6 вентилятора и подвижной передней рамой 30, скользит вдоль верхнего и/или нижнего разветвления.

Во втором варианте изобретения, представленном на фиг. 4, предусмотрена возможность поступательного перемещения только участка передней рамы 30 совместно с подвижным капотом 40, т.е. возможность перемещения внутренней перекрывающей панели 32 и участка отклоняющей кромки 31 до герметизирующего уплотнения 15 между передней рамой 30 и капотом 40.

Благодаря описанному техническому решению уменьшены как размеры подвижной передней рамы 30, так и соответствующие усилия, что позволяет уменьшить массу и размеры исполнительных устройств передней рамы, если исполнительные устройства подвижного капота 40 не соединены с данной рамой.

Как показано на фиг. 5а, 5b, 5с и 6, предлагаемый реверсор 20 тяги работает следующим образом.

При работе в режиме прямой тяги и при положении сопла 41, соответствующего нормальному поперечному сечению, т.е. обеспечивающему аэродинамическую непрерывность капота 40, капот 40 находится в закрытом положении, обеспечивающем аэродинамическую непрерывность указанного капота с передней рамой 30. Как показано на фиг. 5b, данный капот жестко соединен с указанной рамой при помощи упомянутых выше фиксирующих средств 70.

На фиг. 5а представлен этап уменьшения поперечного сечения сопла 41, причем подвижный капот 40 совершает перемещение в сторону передней части гондолы, вызывая таким образом уменьшение поперечного сечения сопла 41. При этом передняя рама 30, жестко соединенная с подвижным капотом 40, также совершает перемещение в сторону передней части гондолы, причем внутренняя перекрывающая панель 32 совершает перемещение внутри удлиненного элемента 60 кожуха 6 вентилятора.

При указанных действиях створки 21 остаются в положении, обеспечивающем аэродинамическую непрерывность внутреннего капота 40.

На фиг. 5с представлен этап увеличения поперечного сечения сопла 41. Принцип работы на данном этапе аналогичен принципу работы, представленному на фиг. 5а, с той разницей, что капот 40 и передняя рама 30 совершают перемещение в сторону задней части гондолы.

Благодаря изменению сжатия пружины 23 соединительной штанги 22 створки 21 обеспечена возможность регулировки поступательного перемещения данной створки для предотвращения ее раскрытия.

При работе в режиме обратной тяги, показанном на фиг. 6, передняя рама 30 приведена в положение, обеспечивающее упор в удлиненный элемент 60 кожуха 6 вентилятора.

Разъединение капота 40 и передней рамы 30 происходит за счет расцепления фиксирующих средств 70, что обеспечивает возможность дополнительного перемещения капота к задней части гондолы в положение, в котором капот высвобождает отклоняющие решетки и приводит реверсирующие створки 21 во вращение в тракте с целью перенаправления циркулирующего в указанном тракте воздуха в сторону отклоняющих решеток.

На фиг. 7-9 изображен первый вариант реализации способа технического обслуживания предлагаемого реверсора 20 тяги с обеспечением доступа для проведения технического обслуживания оборудования, размещенного внутри гондолы 1. Доступ к данному оборудованию обеспечивают посредством поступательного перемещения всех подвижных компонентов.

Вначале осуществляют поступательное перемещение узла, состоящего из передней рамы 30, подвижного капота 40 и отклоняющих решеток, в сторону задней секции гондолы 1.

Как видно из фиг. 7, в конце хода капота 40 и передней рамы 30, обеспечивающего изменение поперечного сечения сопла, отсоединяют осевой упор 63 и отключают исполнительные устройства капота 40 от любого источника энергии, высвобождая тем самым переднюю раму 30. В результате, как показано на фиг. 8, обеспечена возможность движения данной рамы совместно с капотом 40, осуществляемого посредством перемещения исполнительных устройств передней рамы 30.

В конечном итоге, как показано на фиг. 9, образовано необходимое пространство Е, обеспечивающее доступ для проведения технического обслуживания оборудования гондолы.

Преимущество предложенного способа состоит в использовании исполнительных устройств, уже установленных в заявляемом реверсоре, и в сохранении конструктивной непрерывности передней рамы 30.

На фиг. 10а и 10b изображен второй вариант реализации способа технического обслуживания предлагаемого реверсора тяги.

Согласно приведенному способу, для получения доступа к оборудованию гондолы внутреннюю перекрывающую панель 32 отделяют от остальной части передней рамы 30.

Как показано на фиг. 10а, указанное отделение производят в осевой зоне 80 контакта, образованной съемным узлом, состоящим из П-образного элемента 81, сопрягаемого с канавками 82, 83, образованными внутренней перекрывающей панелью 32 и передней рамой 30.

Затем отключают исполнительные устройства капота 40 от любого источника энергии.

Как показано на фиг. 10b, поступательное перемещение узла, состоящего из передней рамы 30 без внутренней перекрывающей панели 32, подвижного капота 40 и отклоняющих решеток, осуществляют в направлении к задней секции гондолы 1 с помощью приводной системы, предназначенной для технического обслуживания и выполняемой в соответствии с известным уровнем техники по типу исполнительного устройства 90.

Указанное исполнительное устройство 90, предназначенное для технического обслуживания, предпочтительно размещают вблизи или внутри шарнирного стержня П-образного конструктивного элемента 80, что позволяет исключить пересечение с траекторией данного элемента 80 при открытии или закрытии капота 40.

Преимущество описанного варианта реализации предлагаемого способа состоит в отделении функции изменения поперечного сечения сопла от функции технического обслуживания и в обеспечении постоянного положения скользящего герметизирующего уплотнения даже во время проведения работ по техническому обслуживанию, что позволяет уменьшить опасность повреждения.

1. Реверсор (20) тяги, имеющий переднюю часть, образованную узлом, включающим в себя переднюю раму (30) и капот (40), и заднюю часть, включающую в себя сопло (41) с изменяемым поперечным сечением, являющееся продолжением указанного капота (40), причем указанный капот (40) выполнен с возможностью поступательного перемещения из убранного положения, в котором сопло (41) обеспечивает аэродинамическую непрерывность капота (40), в по меньшей мере одно выдвинутое положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла (41), и обратно, отличающийся тем, что по меньшей мере участок передней рамы (30) выполнен с возможностью поступательного перемещения совместно с капотом (40) при перемещении указанного капота в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла.

2. Реверсор тяги по п. 1, отличающийся тем, что предусмотрено поступательное перемещение всей передней рамы (30) совместно с капотом (40) при перемещении указанного капота в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла.

3. Реверсор тяги по п. 1, отличающийся тем, что передняя рама (30) содержит перекрывающую панель (32), обеспечивающую перекрытие с кожухом (6) вентилятора, и отклоняющую кромку (31), причем указанная панель (32) и по меньшей мере участок отклоняющей кромки (31) выполнены с возможностью поступательного перемещения совместно с капотом (40) при перемещении указанного капота в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла.

4. Реверсор тяги по п. 3, отличающийся тем, что передняя рама (30) установлена по меньшей мере на одном направляющем рельсе, расположенном в плоскости перекрывающей панели (32).

5. Реверсор тяги по одному из пп. 1-4, отличающийся тем, что передняя рама (30) выполнена с возможностью отделения от капота (40) при перемещении капота (40) в положение, обеспечивающее реверс тяги в заявленном реверсоре.

6. Гондола, содержащая реверсор тяги по п. 3 и кожух (6) вентилятора, отличающаяся тем, что кожух (6) вентилятора содержит удлиненный элемент (60), расположенный перед передней рамой (30) по направлению потока и выполненный с возможностью вмещения по меньшей мере участка перекрывающей панели (32), причем предусмотрена возможность перемещения указанной панели внутри удлиненного элемента (60).

7. Гондола по п. 6, отличающаяся тем, что размеры удлиненного элемента (60) выбраны таким образом, чтобы обеспечить возможность продольного перемещения внутренней перекрывающей панели (32) вперед и назад относительно передней рамы (30), находящейся в положении, соответствующем убранному положению капота (40).

8. Гондола по п. 6, отличающаяся тем, что зона контакта между перекрывающей панелью (32) и удлиненным элементом (60) содержит скользящие герметизирующие средства.

9. Гондола по одному из пп. 6-8, отличающаяся тем, что указанная гондола дополнительно содержит съемный осевой упор, обеспечивающий ограничение перемещения перекрывающей панели (32) вперед.

10. Гондола по одному из пп. 6-8, отличающаяся тем, что данная гондола дополнительно содержит съемные фиксирующие средства (70), обеспечивающие блокировку капота (40) и передней рамы (30).

11. Способ изменения поперечного сечения сопла, реализуемый с помощью реверсора тяги по одному из пп. 1-5, в соответствии с которым при перемещении капота (40) в положение, приводящее к изменению поперечного сечения сопла, перемещают по меньшей мере участок передней рамы (30).



 

Похожие патенты:

Устройство для приведения в действие реверсора тяги с регулируемым соплом гондолы турбореактивного двигателя содержит реверсор тяги, систему привода реверсора тяги и средства фиксации.

Решетчатый реверсор тяги для гондолы самолетного двухконтурного турбореактивного двигателя содержит переднюю раму, имеющую группу решеток, капот, створки и силовые цилиндры.

Реверсор тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит отклоняющие средства, подвижный капот и внутреннюю панель. Подвижный капот выполнен с возможностью поступательного перемещения вдоль гондолы из закрытого положения, в котором он обеспечивает аэродинамическую непрерывность гондолы и перекрывает отклоняющие средства, в открытое положение, в котором он освобождает в гондоле канал и открывает отклоняющие средства.

Изобретение относится к авиастроению, в частности к моделированию корпусов реактивных двигателей, устанавливаемых под крылом летательных аппаратов гражданского назначения, преимущественно, самолетов с прямым, стреловидным и треугольным крылом.

Сопло холодного потока двухконтурного турбореактивного двигателя содержит кольцевой элемент кожуха и реверсор тяги. Кольцевой элемент кожуха выполнен с возможностью осевого перемещения между втянутым положением для работы двигателя на прямой тяге и выдвинутым положением.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям мотогондол и реверсивных устройств двухконтурных турбореактивных двигателей. Гондола летательного аппарата содержит опорную конструкцию (100, 110, 200, 300, 400, 500), снабженную устройством реверса тяги, имеющим несущую раму (45, 201, 301, 401, 501), выполненную из композитного материала.

Реверсор тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит наружный капот и переднюю раму. Наружный капот выполнен с возможностью перемещения между положением закрытия реверсора тяги и положением реверса тяги.

Передняя рама для реверсора тяги, имеющего отклоняющие решетки и устанавливаемого в гондоле летательного аппарата, выполнена с возможностью крепления к отклоняющим решеткам и содержит цельный основной элемент, вторичный элемент и поперечные ребра жесткости.

Устройство реверса тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит средство отклонения воздушного потока, капот, сдвигаемый параллельно продольной оси гондолы, по меньшей мере одну заслонку, одним концом поворотно установленную на капоте, а также систему привода заслонки.

Реверсор тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит отклоняющие средства и подвижный капот, включающий по меньшей мере одну створку, установленную на подвижном капоте с возможностью поворота.

Самоподдерживающаяся отклоняющая решетка реверсора тяги гондолы авиационного турбореактивного двигателя с множеством ячеек и двумя противолежащими сетчатыми лицевыми поверхностями содержит два противолежащих боковых края, два противолежащих поперечных края, средства переднего крепления, а также первое и второе соединительные средства. Средства переднего крепления выполнены на переднем боковом крае и предназначены для крепления решетки на неподвижной конструкции гондолы. Первое и второе соединительные средства выполнены на первом и втором поперечных краях для соединения решетки с двумя соседними решетками реверсора тяги. Первое и второе соединительные средства расположены в задней части решетки, соответствующей зоне, отходящей от заднего бокового края на длину, меньшую или равную трем длинам последней ячейки, расположенной вдоль указанного заднего бокового края. Другое изобретение группы относится к блоку решеток реверсора тяги, в котором решетки выполнены как указано выше и соединены при помощи первого и второго соединительного средств. Еще одно изобретение группы относится к гондоле авиационного турбореактивного двигателя, содержащей решетчатый реверсор тяги с блоком решеток, выполненным как указано выше. Группа изобретений позволяет снизить длину решетки реверсора тяги без существенного уменьшения ее проходного сечения. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 15 ил.

Реверсор тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит отклоняющие средства и подвижный капот, установленный с возможностью смещения относительно неподвижной конструкции. Неподвижная конструкция включает переднюю раму и снабжена средствами соединения с соответствующей верхней по потоку частью. Подвижный капот установлен с возможностью перемещения между закрытым положением, в котором он обеспечивает аэродинамическую непрерывность гондолы и деактивирует отклоняющие средства, и открытым положением, в котором он открывает в гондоле канал и активирует отклоняющие средства. Передняя рама имеет отклоняющую кромку, содержащую выступающий вверх по потоку элемент, образующий деформируемый щиток, выполненный с возможностью обеспечения аэродинамического сопряжения с соответствующей верхней по потоку частью, к которой прикреплена передняя рама. Подвижный капот имеет часть, выполненную с возможностью обеспечивать при закрытом положении сопряжение с указанной верхней по потоку частью за счет отвода деформируемого щитка. Изобретение позволяет снизить нарушение аэродинамики проточной части турбореактивного двигателя как на режиме прямой тяги, так и на режиме обратной тяги. 11 з.п. ф-лы, 8 ил.

Решетчатый реверсор тяги содержит стойку реактивного двигателя, цельный капот, смонтированный с возможностью скольжения непосредственно или опосредованно на данной стойке между положением «прямой тяги» и положением «обратной тяги», и систему для фиксации данного капота на данной балке. Система для фиксации капота содержит одиночный третичный фиксатор, расположенный на одной стороне стойки реактивного двигателя и выполненный с возможностью фиксации соответствующего верхнего края капота. Третичный фиксатор содержит средство для фиксации скользящего капота, средство для блокирования данного средства фиксации и средство для детектирования положения данного средства фиксации, а система для фиксации капота также включает средство для детектирования правильности закрытия другого верхнего края упомянутого капота. Изобретение позволяет снизить вес гондолы и упростить средства фиксации реверсора тяги. 6 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к гондоле (10) двухконтурного турбореактивного двигателя, образующей кожух вентилятора, содержащей первый элемент (12) обтекателя, выше по потоку и второй элемент (13) обтекателя, образующий сопло; причем второй элемент является подвижным в поступательном перемещении между положением, в котором он обеспечивает аэродинамическую целостность гондолы, и положением ниже по потоку, открывающим отверстия реверсирования потока; причем устройство реверсирования тяги размещено в гондоле и содержит створки-реверсоры (17) потока, а также решетки (15) для радиального направления потока. Гондола отличается тем, что решетки (15) для радиального направления потока являются подвижными в поступательном перемещении вдоль оси гондолы между положением, в котором они убраны в первый элемент (12) обтекателя, и активным положением направления потока; причем второй элемент (13) обтекателя вентилятора жестко соединен с упомянутыми решетками (15) направления; причем створки-реверсоры (17) установлены подвижными во вращении вокруг осей, поперечных относительно оси гондолы, и жестко соединенными с решетками (15). Изобретение обеспечивает использование гондолы сверхкороткого типа, а также расположение механизма управления сечением сопла, связанного с расположением механизма реверсирования тяги. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя, имеющей заднюю секцию, содержащую по меньшей мере одну переднюю раму (2), предназначенную для крепления к неподвижной части гондолы. Задняя секция снабжена, по меньшей мере, одним рельсом или ползуном (3). Ползун вытянут по существу в продольном направлении гондолы и выполнен с возможностью взаимодействия, по меньшей мере, с одним соответствующим ползуном или рельсом (3ʹ) крепежного пилона турбореактивного двигателя. Передняя рама соединена с рельсом или ползуном (3) задней секции посредством, по меньшей мере, одной поворотной соединительной штанги (7а, 7b). Изобретение позволяет скомпенсировать относительные перемещения турбореактивного двигателя и пилона и повышает прочность конструкции. 8 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх