Способ определения тензора инерции тела

Изобретение относится к измерительной и испытательной технике, в частности к способам определения тензора инерции тела. Сущность предлагаемого способа заключается в определении массы тела, координат центра масс и шести осевых центральных моментов инерции, по которым определяется тензор инерции тела. Для этого хронометрическим методом измеряют угловое ускорение тела и одновременно активный крутящий момент - по углу закручивания торсионного вала. По известным крутящим моментам и соответствующим угловым ускорениям определяют шесть осевых центральных моментов инерции. Техническим результатом изобретения является возможность определения тензора инерции тел, к которым неприменима модель твердого тела. 4 ил.

 

Изобретение относится к измерению физических величин и может быть использовано в машиностроении, динамических расчетах пространственных механизмов, робототехнике, авиастроении.

Цель изобретения - расширение номенклатуры исследуемых объектов и повышение точности измерения.

Технический результат изобретения - определение тензора инерции тел, для которых не применима модель твердого тела и способных к возбуждению пространственных колебаний и деформациям от инертных нагрузок в процессе испытаний.

Известен способ определения тензора инерции тела и устройство для его осуществления, согласно которому исследуемому объекту задается реверсивно-симметричное сферическое вращение вокруг неподвижной точки (патент РФ №2436055, МПК G01M 1/10, опубл. 10.12,2011, Бюл. №34).

Для определения осевых моментов инерции измеряют три физических параметра: угол поворота, скорость и электрический ток.

Недостаток способа состоит в кинематическом возбуждении пространственных колебаний объекта из-за реверсивно-симметричного двухосного сферического движения. Чередование положительных и отрицательных угловых ускорений объекта способствует тому, что он раскачивается под действием собственных инертных сил. В результате возрастает погрешность измерения.

Наиболее близким к изобретению является способ определения центрального осевого момента инерции, координат центра масс в заданной плоскости и массы тела (патент РФ №1046633, МПК G01M 1/10, опубл. 07.10.1983, Бюл. №37). Способ заключается в сообщении исследуемому телу колебательного движения вокруг вертикальной оси, а по периоду колебаний определяют центральный осевой момент инерции, центр масс и массу тела.

Недостаток способа в колебательном тестовом движении, сообщаемом телу, и, как следствие, недостаточная точность определения инерционных характеристик тела. Если этот объект - тонкостенная деформируемая корпусная деталь или пространственная ферма, для которых не применима модель твердого тела, то она приобретает в процессе таких испытаний свойство самостоятельной колебательной системы, присоединенной к измерительному стенду.

Ограниченная пространственная жесткость исследуемой детали в процессе испытаний может приводить к изменению ее геометрической формы. Все это снижает точность измерения осевых моментов инерции.

В предлагаемом способе предлагается решение задачи определения тензора инерции тела путем расширения номенклатуры измеряемых объектов и повышения точности измерения за счет исключения знакопеременных ускорений в задаваемом тестовом законе движения. Это достигается сообщением объекту ускоренного вращения вокруг неподвижной оси с постоянным по знаку угловым ускорением. Ускорение определяется в любой момент времени измерением последовательности трех интервалов времени поворота объекта на заданные углы поворота [1]. Движущий крутящий момент определяют по углу закручивания торсионного вала с использованием двух фотоэлектрических датчиков [2].

Существо способа заключается в том, что платформе с объектом сообщают вращательное движение вокруг вертикальной оси с помощью торсионного вала, измеряют интервалы времени для каждого фиксированного положения тела на платформе и определяют осевой центральный момент инерции, а для шести ориентированных в пространстве положений тела на платформе определяют шесть осевых центральных моментов инерции, по которым рассчитывают компоненты тензора инерции тела, после чего платформе с объектом задают ускоренное вращение с постоянным по знаку угловым ускорением, в процессе которого определяют три последовательных интервала времени поворота объекта на заданные углы поворота, а крутящий момент определяют по углу закручивания торсионного вала.

Суть предлагаемого способа раскрывается с помощью стенда, представленного на фиг. 1-3, а на фиг. 4 показана система выбранных координат.

Стенд (фиг. 1) включает в себя следующие элементы:

1 - объект измерения;

2 - платформа для установки объекта;

3 - подвижный поворотный кронштейн;

4 - несущие винтовые тяги;

5 - винтовые гайки;

6 - стойки;

7 - каретка;

8 - поворотная платформа;

9 - подвижный груз;

10 - подвижное основание;

11 - диск с метками;

12, 13 - фотоэлектрические датчики;

14 - торсионный вал;

15 - диск с метками.

На фиг. 1, 2 и 3 показаны разные временные стадии измерений.

Определение тензора инерции тела проводится поэтапно: в начале определяют любым известным методом массу и координаты центра масс тела в заданной плоскости, затем на стенде (Фиг. 1) по крутящим моментам и соответствующим угловым ускорениям определяют шесть осевых центральных моментов инерции, по которым вычисляются компоненты тензора инерции согласно методике, изложенной в работе [3].

Три из шести осей выбираются так, что они являются биссектрисами трех прямых углов, образованных тремя другими взаимно ортогональными осями. Такой выбор осей упрощает определение трех центробежных моментов инерции.

Объекту задается ускоренное вращение вокруг оси Z с постоянным по знаку ускорением. Максимальное угловое ускорение ε в такой постановке эксперимента может легко регулироваться. Постоянный по направлению характер инертных сил не вызывает возбуждение колебаний, а для исключения деформаций объекта на платформе 2 могут располагаться подводные опоры симметрично относительно оси вращения.

Для определения массы объекта 1 и координат центра масс (фиг. 1) его помещают на внутреннюю платформу 2, которая способна поворачиваться на углы 45° и 90° вокруг своей оси и фиксироваться в каждом из указанных угловых положении. На фиг. 1 это ось Z, совпадающая с осью вращения.

Платформа 2 крепится на подвижном поворотном кронштейне 3, способном поворачиваться вокруг горизонтальной оси X, также перемещаться в вертикальном направлении с помощью двух несущих винтовых тяг 4, которые при вращении относительно гаек 5 перемещают внутреннюю платформу 2 в вертикальном направлении на любую заданную величину. Гайки 5 закреплены на двух стойках 6, которые базируются на каретке 7. Каретка 7 сможет перемещаться прямолинейно на поворотной платформе 8 и фиксироваться в заданном положении. Перемещение каретки и подвижный груз 9 необходимы для определения массы и координат центра масс S тела в соответствии с применяемым методом. Определив положение центра масс S в плоскости платформы 2, необходимо определить его положение в вертикальном направлении (вдоль оси Z). Для этого центр масс S совмещают с осью Z, перемещая объект 1 на платформе 2, закрепляют в этом положении, и затем поворачивают кронштейн 3 с платформой 2 и объектом 1 вокруг оси X на 90°, фиксируют в этом положении, и повторяют уже известный алгоритм определения положения центра масс (фиг. 2). Так определяется расстояние L от центра масс до горизонтальной оси X. В итоге известно положение центра масс S на оси Z. Объект с кронштейном возвращаются в исходное положение.

Следующим этапом является определение осевых центральных моментов инерции.

Вращением винтовых тяг 4 совмещается центр масс S с точкой пересечения осей Z и X (фиг. 3). Подвижное основание 10 закрепляется в исходном положении неподвижно. От двигателя через торсионный вал 14 платформе 8 задается ускоренное вращение.

Угловое ускорение ε для расчета осевого момента инерции определяется хронометрическим методом по результатам измерения трех последовательных интервалов времени [1, 2]:

Δtj-2,j-1 - время поворота от метки с номером j-2 до метки с номером j-1;

Δtj-1,j - время поворота от метки с номером j-1 до метки с номером j;

Δtj,j+1 - время поворота от метки с номером j до j+1, j=1, 2...N,

где N - число меток на диске 11 [2].

Интервалы времени измеряются фотоэлектрическим датчиком 12. Светонепроницаемые метки на диске нанесены равномерно и так, что угол поворота диска 11 на угол Δφ=2π/N между двумя соседними метками равен ~10-3-10-5 рад. Угловые скорости ωj-1, ωj и ωj+1 рассчитываются по формулам:

ω j 1 = Δ ϕ Δ t , j 2 , j 1 , ω j = Δ ϕ Δ t , j 1 , j , ω j + 1 = Δ ϕ Δ t , j , j + 1 ,

а угловое ускорение ε - из соотношения:

Для углового ускорения εj в позиции j указанное соотношение имеет вид:

Активный крутящий момент инерции Mj определяют как произведение разности угловых показаний δφj двух фотоэлектрических датчиков 12 и 13 (для позиции j датчика 12) на угловую жесткость С торсионного вала 14 по формуле:

Mj=δφjC,

где Mj - крутящий момент;

δφj - угол, рад;

С - коэффициент жесткости торсионного вала.

Осевой момент инерции определяют по формуле:

J=Mjj,

где Mj - крутящий момент;

εj - угловое ускорение.

Организация измерения интервалов времени фотоэлектрическим методом и крутящего момента в дискретной форме автоматически решают задачу синхронизации измерения ускорения εj и момента Mj, поскольку показания датчика 12 используются одновременно для расчета Mj и εj.

С объектом 1 жестко связывается система координат XYZ с началом в центре масс S (фиг. 3). Определив осевой центральный момент инерции Jz, аналогично определяют осевые центральные моменты инерции Jx и Jy, совмещая оси X и Y с вертикальной осью вращения. Например, для определения момента инерции Jx платформа 2 поворачивается на 90° вокруг оси Z и фиксируется в этом положении, а кронштейн 3 поворачивается вокруг горизонтальной оси на 90° и также фиксируется. Ось X заняла вертикальное положение и совмещена с осью вращения.

Определив экспериментально три центральных осевых момента инерции Jx, Jy, Jz, определены три компоненты искомого тензора инерции. Три центробежных момента инерции можно определить, как следует из работы [3], пересчетом, измерив еще три осевых центральных момента относительно осей V, W, U, являющихся биссектрисами углов, образованных положительными направлениями осей координат XYZ (фиг. 4). Например, ось V - биссектриса прямого угла между осями X и Y, а ось U - между осями X и Z.

Для определения осевых моментов инерции Jw, Ju, Jv необходимо последовательно совмещать каждую из осей W, U и V с осью вращения и определять соответствующий осевой момент инерции. Например, чтобы ось V совпала с осью вращения, необходимо повернуть платформу 2 на 45° и повернуть кронштейн 3 вокруг горизонтальной оси на 90° и зафиксировать это положение. Задавая ускоренное вращение и определив M и ε, находится осевой центральный момент инерции Jv. Аналогично измеряются осевые центральные моменты инерции Jw, Ju.

Согласно теореме, установленной в работе [3], центробежные моменты инерции Jxy, Jyz, Jxz рассчитываются по известным осевым моментам инерции по формулам: Jxy=(Jx+Jy)/2-Jv, Jyz=(Jy+Jz)/2-Jw, Jxz=(Jx+Jz)-Ju.

Получены все компоненты тензора инерции тела.

Источники информации

1. Патент №2460050 С1, Россия, MKU G01M 1/10 «Способ определения приведенного момента инерции механизма» Алешин А.К. Заявл. 31.03.2011; опубл. 27.08.2012, Бюл. №24

2. Киселев М.И. и др. Измерение периода вращения привода вала турбоагрегата фотоэлектрическим методом. // Измерительная техника. 1996. №12. С. 28-29.

3. Гернет М.М., Ратобыльский В.Ф. Определение моментов инерции. - М: Машиностроение, 1969. - 246.

Способ определения тензора инерции тела, заключающийся в том, что платформе с объектом сообщают вращательное движение вокруг вертикальной оси с помощью торсионного вала, измеряют интервалы времени для каждого фиксированного положения тела на платформе и определяют осевой центральный момент инерции, а для шести ориентированных в пространстве положений тела на платформе определяют шесть осевых центральных моментов инерции, по которым рассчитывают компоненты тензора инерции тела, отличающийся тем, что платформе с объектом задают ускоренное вращение с постоянным по знаку угловым ускорением, в процессе которого определяют три последовательных интервала времени поворота объекта на заданные углы поворота, а крутящий момент определяют по углу закручивания торсионного вала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области горного дела и может быть использовано для исследования сыпучих свойств геоматериалов. Устройство представляет собой сварную конструкцию башенного типа, устанавливаемую на верхней предварительно спланированной площадке отработанного карьера с обеспечением вертикальной устойчивости.

Заявляемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам и устройствам определения центра масс летательного аппарата (ЛА) в полете. Способ основан на измерении параметров полета летательного аппарата.

Изобретение относится к способам автоматизации подавления вибраций и может быть использовано, в частности, для подавления вибраций помольно-смесительных агрегатов.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к наземным испытаниям механизмов, предназначенных для работы в невесомости, и может быть использовано для обезвешивания крупногабаритных трансформируемых конструкций.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при установке и снятии с испытательных стендов (ИС) ступеней ракет-носителей (РН). Устройство для установки ступени РН на ИС и снятия ступени РН с ИС содержит ИС с основанием с ограничителями, подвижными цапфами с фиксаторами, приемной платформой с компенсирующей прокладкой из резины, и агрегатной рамой с силовой фермой с блоком и подъемным оборудованием в виде лебедки с реверсивным электроприводом, транспортную тележку (ТТ) с передним и задним опорными узлами, балластной емкостью со штуцерами для подсоединения к ним шлангов подачи и слива жидкости, технологические приспособления на ступени РН, подъемное оборудование, кронштейны с проушинами и упорами.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения массы, координат центра масс и моментов инерции объектов машиностроения.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к измерению массо-инерционных характеристик различных изделий. Стенд содержит станину, три установленные на шарнирах рамы, динамометрическую платформу, пружины и устройства задания колебаний, фиксаторы и установленные на раме, к которой крепится изделие, три высокоселективных датчика углового ускорения, оси которых ориентированы параллельно осям вращения подвижных внутренней, внешней и нижней рам стенда.

Изобретение относится к измерительному оборудованию, а именно к балансировочным станкам, и может быть использовано для определения дисбаланса роторов турбин, компрессоров, насосов и т.д.

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин и механизмов и может быть использовано, например, для оценки технического состояния металлорежущих станков и их элементов конструкций.

Заявленные изобретения относятся к измерительной технике и могут быть использованы в балансировочной технике, в частности для балансировки ротора. Инструмент пошагового перемещения проверки балансировки содержит поверхность держателя ротора, расположенную на проверяемом роторе, содержащую кинематические соединительные элементы держателя ротора, и приемное устройство держателя ротора, при этом приемное устройство держателя ротора содержит соответствующие кинематические соединительные элементы приемного устройства держателя ротора.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации атомных электрических станций и, в частности, к периоду преднапряжения, испытания и последующей эксплуатации герметичных защитных оболочек реакторных отделений с реактором. Способ заключается в маркировании по заданным сечениям защитной герметичной оболочки контролируемых точек и выполнении поцикловых определений их положения. При этом геодезическое обоснование создается с привязкой к осям или образующим капитальных строительных конструкций защитной герметичной оболочки или конструктивных элементов технологического оборудования, установленного в гермообъеме. В процессе контроля внутренние и (или) внешние геометрические параметры защитной герметичной оболочки определяют на этапах после полного возведения герметичной защитной оболочки, после выполнения полной программы ее напряжения. При испытании на этапе создания максимального внутреннего давления и в последствии при эксплуатации в период каждого планового предупредительного ремонта, по полученным поэтапным результатам определяют величины межэтапных параметров перемещений исследуемых точек. По параметрам межэтапных перемещений контролируемых точек определяют коэффициент запаса прочности строительных конструкций защитной герметичной оболочки и определяют условие соответствия эксплуатационной надежности защитной герметичной оболочки. Технический результат заключается в повышении точности оценки эксплуатационной надежности защитных герметичных оболочек по результатам их преднапряжения, испытания и в последующий эксплуатационный период. 9 ил.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытаний сепарационного оборудования, используемого для процессов добычи и подготовки газа в нефтегазовой отрасли. Технический результат заключается в снижении энергозатрат поддержания рабочих режимов испытаний. В предлагаемом изобретении осуществляют подачу полученной двухфазной или трехфазной смеси по линии всасывания в нагнетательный блок, сепарацию двухфазной или трехфазной смеси испытуемым сепарационным блоком, поступление отсепарированной жидкости или смеси в накопительную емкость, а очищенного газа в атмосферу или на вход сепаратора. Сепарацию двухфазной или трехфазной смеси осуществляют при постоянном контроле давления на входе и на выходе газа сепаратора, контролируя расходомером расход газа, поступающего в сепаратор по трубопроводу для ввода газа из атмосферы. Степень сепарации определяют как отношение отсепарированной двухфазной или трехфазной смеси к введенному количеству. 1 ил.

Изобретения относятся к машиностроению, а именно к способам и устройствам определения координат центра масс преимущественно крупногабаритных изделий. Способ заключается в том, что изделие устанавливают на переходник, шарнирно установленный на трех опорах, и уравновешивают изделие с переходником путем приведения в состояние неустойчивого равновесия относительно оси наклона, проходящей через шарниры первых двух опор. Установку изделия на переходник производят с заведомым смещением от оси наклона, уравновешивание изделия с переходником производят путем наклона переходника с изделием с помощью привода третьей опоры при различных положениях изделия относительно оси наклона, при достижении состояния неустойчивого равновесия измеряют угол наклона переходника. Дополнительно измеряют угол наклона переходника с изделием в состоянии неустойчивого равновесия с прикрепленным к переходнику грузом с известными массой и положением центра масс. Устройство для осуществления способа содержит переходник для установки изделия, шарнирно соединенный с тремя опорами, одна из которых имеет подвижную часть, выполненную с возможностью вертикального перемещения посредством привода, датчик наклона переходника относительно оси, проходящей через шарниры первых двух опор, поворотную платформу на переходнике, ось поворота которой является скрещивающейся с осью наклона и отстоящей от нее на заданном расстоянии. Также переходник снабжен съемным грузом с известной массой и положением центра масс, прикрепляемым к переходнику на известном расстоянии от оси наклона. Переходник выполнен сбалансированным относительно оси наклона. Технический результат заключается в расширении диапазона измерений массы и центра масс, повышении точности измерений. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам определения статического дисбаланса ротора на балансировочных ножах, и может быть использовано для статической балансировки различных роторов. Заявленный способ определения статического дисбаланса ротора на балансировочных ножах, при котором производят изменение дисбаланса ротора относительно зоны контакта ротора с опорными поверхностями ножей и измеряют параметр, характеризующий величину дисбаланса, приводящего ротор к движению, затем переустанавливают ротор на ножах в другое угловое положение и повторяют изменение дисбаланса и измерение параметра, при этом в качестве измеряемого параметра используют угол наклона балансировочных ножей от первоначального горизонтального положения, изменение дисбаланса производят синхронным вращением ножей относительно оси, совпадающей с осью ротора, а измерение угла наклона ножей производят в момент начала движения ротора. Технический результат заключается в уменьшении трудоемкости и длительности за счет перехода от операций подбора масс несбалансированных грузов, поворачивающих ротор на определенный угол, к измерению четырех углов наклона ножей при одной переустановке ротора. 7 ил.

Изобретение относится к испытанию керамических обтекателей летательных аппаратов на разрушение. Способ включает создание избыточного давления во внутренней полости обтекателя. Предварительно на наружной поверхности обтекателя монтируют упругий перфорированный прозрачный чехол, на внутреннюю поверхность которого нанесен липкий слой, обеспечивающий возможность фиксации осколков обтекателя при его разрушении, и перфорированный защитный кожух, при этом пространство между наружной поверхностью упомянутого чехла и внутренней поверхностью кожуха заполняют резиновым материалом. Липкий слой на внутреннюю поверхность упругого чехла может быть нанесен двусторонним скотчем. Может быть использован резиновый материал в виде шариков. Обеспечивается возможность восстановления картины разрушения обтекателя при проведении опрессовки. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к технике для изучения процессов добычи и подготовки газа в нефтегазовой отрасли. Технический результат изобретения заключается в повышении точности результатов проводимых газогидродинамических экспериментов и уменьшении времени их анализа, повышении наглядности проведения экспериментальных исследований. Устройство содержит сепарационный блок (1) со сливным патрубком (2), подводящий (3) и отводящий патрубки (4) соответственно, разъемное соединение (5), сосуд (6) сферической формы, отвод, включающий изогнутый (7) и вертикальный участки (8), экран (9) с эталонными отверстиями (10), емкость (11) для всасывания жидкости и/или механических примесей, узел подачи и регулирования жидкости и/или механических примесей (12), емкость для хранения жидкости и/или механических примесей (13), блок всасывания/нагнетания (14), энергоблок (15), выкидной трубопровод (16), узел замера (расходомера) газового потока (17), импульсный источник излучения (18), фотовидеорегистрирующую аппаратуру (19), накопительную емкость (20). 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Способ определения приведенного момента инерции дотрансформаторной зоны гидромеханической трансмиссии транспортной машины заключается в его расчете по зависимостям, связывающим угловые ускорения, действующие крутящие моменты, а также моменты инерции двигателя, насосного и турбинного колес гидротрансформатора и гидродинамическую связь между последними. Новизна способа состоит в том, что указанные зависимости устанавливаются экспериментально с учетом динамических свойств топливной системы и инерционности термодинамических процессов в двигателе, инерционности устройств, привод которых осуществляется от насосного колеса, его гидродинамического взаимодействия с турбинным колесом. Для этого на вал, соединяющий двигатель с насосным колесом гидротранформатора испытуемого образца трансмиссии, установленной в транспортную машину, крепятся датчики момента и угловой скорости вращения вала, соединяемые с регистрирующим устройством. При этом осуществляется резкий разгон вала двигателя при нейтрали в трансмиссии и разблокированном гидротансформаторе, регистрируются временные функции динамического момента и угловой скорости вала двигателя. На основе полученных данных определяются приращение момента и угловой скорости за время разгона. Численное значение приведенного момента инерции дотрансформаторной зоны определяется частным от деления произведения приращения момента и длительности разгона на приращение угловой скорости. Эффективность предлагаемого способа заключается в повышении точности определения приведенного момента инерции дотрансформаторной зоны гидромеханической трансмиссии. Результаты определения приведенного момента инерции дотрансформаторной зоны в соответствии с предлагаемым способом отличаются от применяемых при расчете до двух раз. Это позволяет более точно определять собственную частоту системы, синтезировать эффективные гасители колебаний, исключающие резонансные режимы. 1 ил.

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Способ включает измерение острого угла между направлением на Солнце и плоскостью орбиты КА. При достижении этим углом максимального значения выставляют строительную ось КА, отвечающую максимальному моменту инерции, перпендикулярно плоскости орбиты. Панели неподвижных относительно КА солнечных батарей направляют активной стороной к Солнцу. Далее выполняют закрутку КА вокруг указанной оси с угловой скоростью не менее 2°/с. Измеряют угловую скорость КА и ток солнечных батарей в течение оборота КА вокруг Земли. По измеренным значениям определяют тензор инерции КА. Технический результат изобретения заключается в повышении надёжности определении тензора инерции КА, в т.ч. при отсутствии на его борту инерционных исполнительных органов.

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Согласно способу при совпадении направления на Солнце с плоскостью орбиты КА совмещают строительную ось КА, отвечающую его максимальному моменту инерции, с этим направлением. Выставляют неподвижные относительно КА солнечные батареи перпендикулярно указанной оси, активной стороной к Солнцу. Выполняют закрутку КА вокруг данной оси с угловой скоростью не менее 2°/c. Измеряют угловую скорость КА, ток солнечных батарей и угол между осью закрутки и направлением на Солнце. При достижении этим углом значения не менее 10° определяют тензор инерции КА по измеренным значениям угловой скорости КА и тока солнечных батарей. Технический результат изобретения заключается в повышении надёжности определении тензора инерции КА, в т.ч. при отсутствии на его борту инерционных исполнительных органов.

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Способ включает ориентацию КА и стабилизацию в инерциальной системе координат (ИСК) его строительной оси, ближайшей к оси максимального момента инерции. Далее выполняют закрутку КА вокруг этой оси с угловой скоростью не менее 2°/с. Измеряют в системе строительных осей КА направления на регистрируемые звезды и угловую скорость КА до определённого момента времени. Последний зависит от времени закрутки КА и интервала движения КА, слабо возмущенного действием гравитационного градиента и вычисляемого с некоторым коэффициентом надежности. Опознают указанные звезды и определяют в ИСК направления на них. Тензор инерции КА определяют по указанным направлениям на звезды и значениям угловой скорости КА. Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности определении тензора инерции КА, в т.ч. при отсутствии на его борту инерционных исполнительных органов.

Изобретение относится к измерительной и испытательной технике, в частности к способам определения тензора инерции тела. Сущность предлагаемого способа заключается в определении массы тела, координат центра масс и шести осевых центральных моментов инерции, по которым определяется тензор инерции тела. Для этого хронометрическим методом измеряют угловое ускорение тела и одновременно активный крутящий момент - по углу закручивания торсионного вала. По известным крутящим моментам и соответствующим угловым ускорениям определяют шесть осевых центральных моментов инерции. Техническим результатом изобретения является возможность определения тензора инерции тел, к которым неприменима модель твердого тела. 4 ил.

Наверх