Способ получения арктического дизельного топлива

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти. Способ получения арктического дизельного топлива включает первичную перегонку нефти с выделением керосиновой фракции и легкого атмосферного газойля с их последующим компаундированием и введением депрессорной присадки, способ отличается тем, что в качестве керосиновой фракции выделяют керосиновый дистиллят - фракцию 180-220°С, 96% которой перегоняется от 180°С, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 280°С, полученную керосиновую фракцию компаундируют с легким атмосферным газойлем в соотношении 2:3 и вводят депрессорную присадку Difron 315 в концентрации 0,55 г в органическом растворителе. Технический результат - создание арктического дизельного топлива из нефти с улучшением его низкотемпературных свойств. 2 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти.

В соответствии с климатическими условиями нашей страны производство низкозастывающих сортов дизельных топлив должно составлять не менее 30% от его общей выработки вместо существующих в настоящее время 12%. Из них всего 4% предназначено для применения при температурах окружающего воздуха минус 30°С и ниже. Производство арктического топлива составляет лишь 1% от общего объема выработки дизельного топлива.

Известен способ получения арктического дизельного топлива путем прямой перегонки нефти с выделением дизельной фракции 160-360°С, вторичной перегонки ее на установке подготовки сырья процесса "Парекс" с выделением фракции НК-200°С, 200°С и 300-360°С, депарафинизации фракции 200-300°С с последующей гидроочисткой и компаундированием депарафинированной фракции 200-300°С, бензиновой фракции НК-200°С от вторичной перегонки дизельного топлива [Энглин Б.А. и др. Получение низкозастывающих дизельных топлив из денормализатов процесса Парекс. // Нефтепереработка и нефтехимия. - 1978. - №1 - с. 1-4].

Недостатком данного способа является применение вторичных процессов, что существенно увеличивает себестоимость топлива и снижает ресурсы его производства. Кроме того, в вышеизложенных способах производства дизельного топлива конец кипения топлива ограничен его низкотемпературными характеристиками не выше 280-300°С, что также значительно снижает его ресурсы.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ получения дизельного топлива арктического, включающий первичную перегонку нефти с выделением бензиновой, керосиновой фракций, легкого и тяжелого атмосферного газойля, компаундирование фракций, отличающийся тем, что компаундированию подвергают либо керосиновую фракцию с легким атмосферным газойлем в их массовом соотношении 4:1°С 6:1 или со смесью легкого атмосферного газойля и остатка вторичной перегонки бензина в массовом соотношении 15:3:1°С 16:4:1; либо смесь керосиновой фракции с легким атмосферным газойлем в массовом соотношении 4:1°С 6:1 со смесью керосиновой фракции с остатком вторичной перегонки бензина в массовом соотношении 13:4:1°С 15:6:1. Тяжелый атмосферный газойль в топливо арктическое не вовлекается. [Патент RU №2004578, 15.12.93. Бюл. 45-46. Шпунт М.И., Овчинникова Т.Ф., Заяшников Е.Н., Хвостенко Н.Н., Мельман А.З., Прокофьев В.П., Евтушенко В.М., Крылов В.В., Новиков В.Б., Соломахина Л.С., Николаева В.Б., Петровская З.П. Способ получения арктического дизельного топлива]

Недостатком данного способа получения арктического топлива является ограниченность сырьевых ресурсов, обусловленная низким концом кипения топлива, не выше 300°С, а также значительное вовлечение дефицитных керосиновых фракций (см. табл. 1, 2)

Целью данного изобретения является увеличение выхода арктического дизельного топлива из нефти Талаканского происхождения, улучшение их низкотемпературных характеристик.

Поставленная цель достигается путем перегонки нефти с выделением керосиновой фракции и легкого атмосферного газойля с их последующим компаундированием и введением депрессорной присадки, отличается тем, что в качестве керосиновой фракции выделяют керосиновый дистиллят - фракцию 180-220°С, 96% которой перегоняется от 180°С, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 280°С, полученную керосиновую фракцию компаундируют с легким атмосферным газойлем в соотношении 2:3 и вводят депрессорную присадку Difron 315 (Тертерян Р.А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам. - М.: Химия, 1990. - 238 с.) (сополимерэтилена и ненасыщенного мономера, растворимый в алифатических и ароматических растворителях, изменяющий форму и размеры кристаллов парафинов, формирующихся при понижении температуры, плотность присадки составляет 890-900 кг/м3, температура вспышки 60°С, кинематическая вязкость при 40°С составляет 280 мм2/с, в концентрации 0,55 мас. доли или 0,55 грамм присадки на 100 грамм конечного продукта) в соотношении 0,55 грамм присадки в органическом растворителе.

Полученный таким образом целевой продукт удовлетворяет всем требованиям на арктическое топливо ДАП, с температурой помутнения не выше минус 35°С и застывания не выше минус 55°С (ТУ 38.401879-91). Выход такого топлива составляет 14 мас. на нефть вместо 11% по прототипу [Патент RU №2004578, 15.12.93. Бюл. 45-46. Шпунт М.И., Овчинникова Т.Ф., Заяшников Е.Н., Хвостенко Н.Н., Мельман А.З., Прокофьев В.П., Евтушенко В.М., Крылов В.В., Новиков В.Б., Соломахина Л.С., Николаева В.Б., Петровская З.П. Способ получения арктического дизельного топлива].

По ГОСТ 305-82 в зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива: А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше. Согласно этому ГОСТу полученное топливо может называться арктическим. До введения депрессорной присадки базовое топливо имеет температуру помутнения минус 17°С, а температуру застывания минус 28°С. Введение депрессорной присадки указанного состава и концентрации позволяет улучшить низкотемпературные характеристики и получить целевой продукт арктического дизельного топлива с температурой застывания минус 53°С. Анализ компонентного состава арктического топлива показан в таблице 1. Выход арктического топлива увеличивается с 11 мас. до 14 мас. Ниже приведен пример получения арктического топлива по заявленному способу. В предлагаемом способе содержание в арктическом топливе керосиновых фракций составляет 39%, т.е. расход керосина значительно сокращается (см. табл. 1, 2).

Пример. Нефть Талаканского происхождения подвергают перегонке на установках АРНС-Э с выделением керосинового дистиллята - фракции 180-220°С, 96% которой перегоняется от 180°С, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 280°С. Базовый компонент керосиновую фракцию компаундирует с легким атмосферным газойлем в соотношении 2:3. В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305-82 на дизельное топливо летнее, и в полученное базовое топливо вводят депрессорную присадку Difron 315 в соотношении 0,55 грамм присадки в органическом растворителе и получают арктическое дизельное топливо. Базовое топливо имеет температуру помутнения минус 17°С, застывания минус 28°С. Выход топлива составил 14%. Топливо по основным показателям соответствует на топливо с присадкой ГОСТ 305-82, ГОСТ Р 52368-2005 и ТУ 38.401897-91. Следует также отметить, что в арктическое дизельное топливо, получаемое по предлагаемому изобретению, не вовлекаются бензиновые фракции.

Способ получения арктического дизельного топлива, включающий первичную перегонку нефти с выделением керосиновой фракции и легкого атмосферного газойля с их последующим компаундированием и введением депрессорной присадки, отличающийся тем, что в качестве керосиновой фракции выделяют керосиновый дистиллят - фракцию 180-220°С, 96% которой перегоняется от 180°С, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 280°С, полученную керосиновую фракцию компаундируют с легким атмосферным газойлем в соотношении 2:3 и вводят депрессорную присадку Difron 315 в концентрации 0,55 г в органическом растворителе.



 

Похожие патенты:

Изобретение описывает охлаждающую среду, которая в основном состоит из синтетического дизельного топлива, включающего нециклические алканы в количестве, по меньшей мере, 50%, возможно, алкилированные моноциклические алканы в количестве до 50%, не более 1% ароматических углеводородов и не более 1% ди-полициклических алканов.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложено устройство 8 для подачи жидкой присадки в контур 1 циркуляции топлива двигателя внутреннего сгорания, содержащее головку 10 и сменную кассету 11, образующую камеру 22 для присадки, в которой расположен резервуар 12 с жидкой присадкой.

Изобретение описывает топливо для котельной, состоящее из углеродсодержащих соединений органического и минерального происхождения, при этом в его состав в качестве углеродсодержащего соединения органического происхождения входит смесь нефтешлама и карбоксилата натрия в соотношении 1:(1-3), а в качестве углеродсодержащего соединения минерального происхождения - угольная пыль, при следующем соотношении компонентов, % масс.: Смесь нефтешлама и карбоксилата натрия 40-50 Угольная пыль остальное Топливо для котельной обладает высокой стабильностью, низкой коррозионной активностью, зольностью и вязкостью, а также высокой теплотворной способностью.

Изобретение относится к депрессорной присадке к дизельному топливу, которая включает остаточные продукты нефтепереработки, при этом присадка содержит продукт окисления тяжелой пиролизной смолы и алкилароматические углеводороды при следующих соотношениях реагентов (маc.%): окисленная тяжелая пиролизная смола 30-38, алкилароматические углеводороды (толуол, ксилол) 62-70.

Изобретение описывает эмульгирующую композицию для гомогенизации и реэмульгирования топлива, которая содержит в пересчете на общий вес композиции первую смесь i), содержащую а) от 5% до 40% N-олеил-1,3-пропилендиамина, б) от 60% до 95% по весу N,N′,N′-полиоксиэтилен-N-таллового пропилендиамина и ii) от 5% до 40% изопропилбензола или керосина, добавляемого в первую смесь.

Изобретение относится к композиции авиационного неэтилированного бензина, которая содержит бензин каталитического риформинга, алкилбензин, толуол и антидетонационную присадку, при этом композиция дополнительно содержит бензиновую фракцию, выкипающую в пределах 62-85°С, а в качестве антидетонационной присадки - монометиланилин и метилтретбутиловый эфир при следующем соотношении компонентов, % масс.: алкилбензин 15,0-25,0; толуол 10,0-20,0; бензиновая фракция, выкипающая в пределах 62-85°С, 20,0-35,0; монометиланилин 1,5-3,0; метилтретбутиловый эфир 5,0-10,0; бензин каталитического риформинга остальное.
Изобретение относится к биотопливной композиции, основанной на нефтяном продукте, содержащей биодобавку на основе ацеталей и растительных масел, при этом композиция представляет собой смесь нефтяного дизельного топлива 98-60 об.% с биодобавкой 2-40 об.%, где в качестве биодобавки используют диэтилформаль 35-40 об.%, остальное глицериды ненасыщенных жирных кислот.
Изобретение относится к способам снижения нагарообразования в камере сгорания двигателей, работающих на чистых растительных маслах и смесевых топливах (смесь дизельного топлива и растительного масла), и может использоваться в системах питания и смазки двигателей внутреннего сгорания, работающих на высоковязких биодизельных топливах на основе растительных масел, таких как чистые растительные масла, смесевые топлива из растительных масел.

Изобретение описывает присадку для снижения вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов, которая представляет собой карбоксилат натрия - отход производства растительных масел, добавляемую к тяжелым фракциям нефти - гудронам, в количестве 20-50 мас%.

Изобретение относится к способу получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания, в котором взаимодействие глицерина с ацетоном происходит на кислотном катализаторе, причем процесс происходит на гетерогенном катализаторе в одну стадию в проточном реакторе при регулировке подачи реагентов в соотношении глицерин: ацетон (1):(5-20) и поддержании в реакторе температуры от 35°С до 55°С, объемной скорости 0.5-1.5 ч-1 и атмосферного давления с получением золькеталя как основного продукта, и возвращении непрореагировавшего ацетона в реактор.

Изобретение раскрывает антидетонационную добавку к топливу для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, которая содержит следующие компоненты: (I) 2,4-ксилидин, 2,5-ксилидин, 2,6-ксилидин или их смесь; (II) пара-анизидин или N-метил-пара-анизидин; (III) анилин, (IV) агидол-1 или агидол-12, при следующем содержании компонентов (масс. %): компонент (I) 50÷60 компонент (II) 10÷15 компонент (III) 5÷60 компонент (IV) 0,05÷0,45 Также раскрывается топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащее указанную антидетонационную добавку. Технический результат заключается в повышении октанового числа топлива, стабильности добавки и топлива при окислении, в уменьшении испаряемости топлива, содержащего добавку, в увеличении срока хранения добавки, в том числе в условиях возможного контакта с водой и ее парами, причем все перечисленное достигается без нарушения технических требований TP ТС 013/2011, ГОСТ Р 51866-2002 и ГОСТ Р 51105-97, СТО 11605031-059-2012 и СТО АНН 40488460-001-2004. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 8 табл.

Изобретение описывает многофункциональную эфирную присадку к углеводородсодержащему топливу, которая включает смесь высокооктановых N-замещенных эфиров анилина - N-метил-пара-анизидина и/или N-метил-пара-фенетидина и высокооктановых эфиров анилина - пара-фенетидина и/или пара-анизидина. Также раскрывается углеводородсодержащая топливная композиция, включающая топливо и многофункциональную эфирную присадку. Техническим результатом изобретения является получение многофункциональной присадки с низкой температурой кристаллизации для создания топливной композиции, характеризующейся следующими параметрами: высокой антиокислительной стабильностью, высокой экологичностью, детонационной стойкостью, полнотой сгорания, низким нагарообразованием и отложениями на деталях двигателя. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Описан способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах полимеризацией альфа-олефинов C6-C14 в присутствии катализатора и активатора катализатора. Полимеризацию альфа-олефинов C6-C14 проводят в среде мономера с добавлением насыщенного алифатического углеводорода состава C6-C14 при конверсии по мономеру от 96,0 до 99,5 мас. %. В качестве катализатора используют микросферический трихлорид титана, а в качестве активатора катализатора смесь с массовым соотношением от 1:10 до 10:1 диэтилалюминий хлорида и триизобутилалюминия. Получают полимер с молекулярной массой более 107 а.е.м. с узким молекулярно-массовым распределением не более 1,5 с заданным соотношением компонентов, мас. %. Далее полимер измельчают, получая товарную форму реагента. Технический результат - получение реагента с требуемыми свойствами при высоких значениях конверсии исходного мономерного сырья, снижение гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах, увеличение пропускной способности трубопровода, снижение затрат на транспорт. 5 з.п. ф-лы, 1 табл., 8 пр.

Изобретение описывает депрессорную присадку к дизельным топливам, которая содержит сополимер низкомолекулярного полиэтилена и стирола, при этом в качестве растворителя она включает органический растворитель и фракцию дизельного топлива с диапазоном температур кипения 200-360ºС, мас.%: сополимер - 10-30 мас.%; органический растворитель - 70-90 мас.%; соотношение раствор сополимера:дизельное топливо - 1:3 или 1:5. Также раскрывается дизельное топливо для умеренного и холодного климата на основе летнего дизельного топлива, содержащее указанную выше присадку в количестве 0,01-0,03 мас.%. Технический результат заключается в создании депрессорной присадки, характеризующейся значительными низкотемпературными характеристиками, которая позволяет на базе летнего дизельного топлива получить дизельного топливо сортов C, D, E, F согласно ГОСТ Р 52368-2005 для умеренной климатической зоны и для районов с холодным климатом. 2 н.п. ф-лы, 6 пр., 2 табл.

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°C, давление насыщенных паров при 38,7°C не более 51 кПа, содержащую не менее 10% масс. ароматических и не более 2% масс. непредельных углеводородов, при следующем соотношении компонентов, % масс.: тетраэтилсвинец 5,0-50,0, 1,2-дибромэтан 3,0-30,0, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол 0,1-1,0, углеводородная фракция до 100. Также раскрывается многофункциональная добавка к авиационным бензинам, включающая этиловую жидкость TEL-B и углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения не выше 201°С. Технический результат заключается в получении многофункциональной добавки, которая обладает лучшими низкотемпературными свойствами и при введении в авиационный бензин улучшает его антидетонационные свойства, а также химическую стабильность. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 табл.

Изобретение относится к производству противотурбулентных присадок, снижающих гидродинамическое сопротивление в трубопроводах для транспортировки нефти и нефтепродуктов. Описан способ получения противотурбулентной присадки с рециклом мономера с (со)полимеризацией в массе высших α-олефинов до заданной степени конверсии 5-15%. Образование раствора (со)полимера в мономере включает осаждение (со)полимера за счет контакта реакционной смеси с осадителем с одновременной остановкой процесса полимеризации. В качестве осадителя используют вещество с температурой кипения выше температуры кипения мономера. Перед осаждением полученного (со)полимера осадитель помещают в отдельный реактор осаждения и нагревают его до температуры 40-75°С. Подачу полимеризата в осадитель осуществляют при избытке осадителя в об. соотношении полимер : осадитель от 1:1,35 до 1:3,8. Осаждение проводят в реакторе осаждения механическим перемешиванием при скорости перемешивания 300 об/мин при одновременной отгонке непрореагировавшего мономера. Антиагломератор добавляют после достижения содержания полимера в суспензии уровня, соответствующего необходимому его количеству в присадке. Технический результат - объединение этапов процесса получения противотурбулентной присадки, обеспечение щадящих условий процесса регенерации непрореагировавшего мономера для сохранения его структуры, сокращение времени нахождения полимера в растворе мономера для уменьшения его механодеструкции. 2 табл., 8 пр.
Изобретение относится к способам получения антитурбулентных присадок на основе (со)полимеров высших альфа-олефинов и может быть использовано в топливных магистралях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Способ осуществляют (со)полимеризацией высших α-олефинов в присутствии микросферического трихлорида титана и алюминийорганического сокатализатора. В качестве добавки используют метилциклогексилдиметоксисилан в эквимолярном количестве к ТiС13. Полученный (со)полимер высшего альфа-олефина подвергают очистке от каталитической системы путем переосаждения из раствора до остаточного содержания элементов Ti, Al, Si и Cl не более 0,001 % мас. К очищенному (со)полимеру добавляют жидкое ракетное топливо до достижения вязкости антитурбулентной присадки 27-35 сСт. Технический результат – получение высокоэффективной антитурбулентной присадки, пригодной для применения в топливных магистралях ЖРД, и снижение итогового содержания (со)полимера в жидком ракетном топливе. 2 пр.

Изобретение описывает способ получения нефти с пониженной эффективной вязкостью и температурой застывания путем введения в высоковязкую нефть депрессорной присадки на основе полимера в растворителе, при этом в качестве полимера используют каучук бутадиеновый СКДН, в качестве растворителя каучука используют дизельное топливо или фракцию альфа-олефинов С20-С26 при следующем соотношении компонентов, мас. %:каучук бутадиеновый СКДН 1,0-2,0; дизельное топливо или фракция альфа-олефинов С20-С26 остальное, а после введения присадки в количестве 0,02-0,05 мас. % нефть обрабатывают в роторно-пульсационном акустическом аппарате при мощности 2 Вт/см2 и скорости вращения ротора 3500 об/мин. Технический результат заключается в получение нефти с пониженной вязкостью до 45,7% и температурой застывания до 24,0°C. 4 табл., 8 пр.
Изобретение раскрывает присадку к топливу, которая представляет собой трифторметан CF3H. Технический результат заключается в улучшении характеристик сгорания топлива, повышении экономии используемого газообразного углеводородного топлива, а также в придании топливу противопожарных свойств. 3 з.п. ф-лы.

Изобретение раскрывает композиция газойля, в которой содержание серы составляет 1 м.д. по массе или менее, содержание ароматических соединений составляет 1% по массе или менее, содержание С5-С15 парафинов составляет от 40% до 70% по массе, содержание С20-С27 парафинов составляет от 7% до 16% по массе и содержание изопарафинов составляет от 50% до 75% по массе, характеризующаяся тем, что имеет в своем составе добавку, улучшающую холодную текучесть, в количестве от 150 м.д. до 1000 м.д. по массе. Технический результат заключается в создании композиции газойля, имеющей хорошую текучесть в условиях низких температур без уменьшения кинематической вязкости. 2 з.п. ф-лы, 6 пр., 1 табл.
Наверх