Колодка тормозная

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным колодкам дисковых тормозов, эксплуатирующихся во фрикционных узлах мототехники. Колодка тормозная содержит металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух слоев. Каждый из слоев состоит из полимерной матрицы и наполнителя/наполнителей. Слой полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенный со стороны металлического каркаса, имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю/наполнителям большее, чем в рабочем слое полимерного композиционного фрикционного элемента. Достигается снижение теплопроводности тормозной колодки по отношению к тормозному цилиндру, а также повышение стойкости изделия к тепловой усталости при резких нагревах и охлаждениях изделия в процессе эксплуатации за счет повышения плавности изменения теплопроводности изделия по слоям от рабочего слоя фрикционного элемента к металлическому каркасу.

 

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к тормозным колодкам дисковых тормозов, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент, совмещенный с металлическим каркасом, эксплуатирующимся во фрикционных узлах мототехники (мотоциклов, квадрациклов, мотвездеходов и т.п.).

Аналогом заявляемого изобретения является колодка тормозная, включающая металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, при этом между металлическим каркасом и полимерным композиционным фрикционным элементом размещен клеевой слой, фиксирующий элемент к каркасу (см. патент СССР №1277491, МПК4 B22F 7/04, 1994). Существенные признаки аналога «металлический каркас, полимерный композиционный фрикционный элемент» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является низкая прочность и термостойкость клеевого соединения, нетехнологичность процесса склеивания и недостаточные теплоизолирующие свойства клеевого слоя, практически не снижающего теплопроводность тормозной колодки по отношению к тормозному цилиндру, в результате чего возможно закипание тормозной жидкости и отказ тормозной системы при нагреве фрикционного элемента колодки в процессе торможения.

Другим аналогом заявляемого изобретения является колодка тормозная, содержащая металлический каркас и расположенный на металлическом каркасе полимерный композиционный фрикционный элемент, состоящий из слоев, каждый из которых состоит из полимерной матрицы и наполнителя (или наполнителей), при этом слой фрикционного элемента со стороны металлического каркаса имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое, фрикционный элемент выполнен из трех слоев, причем слой, размещенный между рабочим слоем и слоем, контактирующим с металлическим каркасом, имеет соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое, но меньше, чем в слое, примыкающем к металлическому каркасу (см. патент РФ №2283974, МПК F16D 69/00, 2006 г.). Существенные признаки аналога «металлический каркас, полимерный композиционный фрикционный элемент выполнен из двух слоев, причем слой, размещенный со стороны металлического каркаса, имеет соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является неоптимальное соотношение размеров (толщин) отдельных элементов колодки (металлического каркаса и слоев полимерного композиционного фрикционного элемента), обуславливающее повышенную теплопроводность тормозной колодки и передачу значительного количества тепла к тормозному цилиндру при торможении. Вследствие этого возможен отказ тормозной системы в процессе эксплуатации при интенсивных торможениях.

Прототипом заявляемого изобретения является колодка тормозная, содержащая металлический каркас и расположенный на металлическом каркасе полимерный композиционный фрикционный элемент, состоящий из двух слоев, каждый из которых состоит из полимерной матрицы и наполнителя (или наполнителей), при этом слой фрикционного элемента со стороны металлического каркаса имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое (т.е. в слое, размещенном со стороны поверхности колодки, имеющей фрикционный контакт с металлическим контртелом) (см. патент РФ №2117197, МПК F16D 69/00, 1998). Существенные признаки прототипа «металлический каркас и расположенный на металлическом каркасе полимерный композиционный фрикционный элемент, состоящий из слоев, каждый из которых состоит из полимерной матрицы и наполнителя (или наполнителей), при этом слой фрикционного элемента со стороны металлического каркаса имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) больше, чем в рабочем слое» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа также является неоптимальное соотношение размеров элементов колодки тормозной, обуславливающее повышенную теплопроводность тормозной колодки при передаче тепла к тормозному цилиндру, в результате чего возможно закипание тормозной жидкости и отказ тормозной системы при нагреве фрикционного элемента колодки в процессе торможения.

Задачей, на решение которой направлена заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик изделия путем снижения теплопроводности тормозной колодки по отношению к тормозному цилиндру. Другим видом технического результата, получение которого может обеспечить заявляемое изобретение, является повышение стойкости изделия к тепловой усталости при резких нагревах и охлаждениях изделия в процессе эксплуатации за счет повышения плавности изменения теплопроводности изделия по слоям от рабочего слоя фрикционного элемента к металлическому каркасу.

Для достижения указанного технического результата в колодке тормозной, содержащей металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, состоящий из двух слоев, каждый из которых состоит из полимерной матрицы и наполнителя (или наполнителей), при этом слой полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенный со стороны металлического каркаса, имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю (или наполнителям) большее, чем в рабочем слое, толщина колодки тормозной, толщина металлического каркаса и толщина слоя полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенного со стороны металлического каркаса, выбраны из соотношения: 2,8 h h 1 + h 2 3,0 ; где h - толщина колодки тормозной, h1 - толщина металлического каркаса, h2 - толщина слоя полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенного со стороны металлического каркаса.

Существенные признаки заявляемого изобретения «толщина колодки тормозной, толщина металлического каркаса и толщина слоя полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенного со стороны металлического каркаса, выбраны из соотношения: 2,8 h h 1 + h 2 3,0 ; где h - толщина колодки тормозной, h1 - толщина металлического каркаса, h2 - толщина слоя полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенного со стороны металлического каркаса» являются отличительными от признаков прототипа.

Колодка тормозная содержит плоский металлический каркас, на котором зафиксирован (например, приформован) плоский фрикционный элемент, выполненный из композита (композитов) с полимерной матрицей. В качестве матрицы могут использоваться отвержденные смолы, вулканизованные каучуки, их смеси и другие полимерные материалы. В качестве наполнителей могут использоваться волокнистые материалы, например минеральные волокна, стальные волокна, полиарамидные волокна и др. или их смеси. Также в состав наполнителей могут входить дисперсные материалы, например технический углерод, другие углеродные материалы, барит и т.д. или их смеси. При этом для фрикционного композита рабочего слоя соотношения между матрицей и наполнителями меньше, чем соотношение между матрицей и наполнителями в слое, размещенном со стороны металлического каркаса (в рабочем слое меньшее содержание полимерной матрицы, чем в слое, размещенном со стороны металлического каркаса).

Толщина колодки тормозной представляет собой сумму толщины металлического каркаса, толщины рабочего слоя и толщины слоя полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенного между металлическим каркасом и рабочим слоем. При этом толщины этих элементов колодки тормозной удовлетворяют соотношению: 2,8 h h 1 + h 2 3,0 ; где h - толщина колодки тормозной, h1 - толщина металлического каркаса, h2 - толщина слоя полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенного со стороны металлического каркаса.

Изготавливаться заявляемое изделие может известными методами, например приформовыванием к металлическому каркасу формовочных смесей необходимого состава, после чего изделие может подвергаться механической обработке.

Конкретным примером заявляемой колодки тормозной является тормозная колодка для квадрацикла Bombardier, содержащая плоский металлический каркас (колодка дискового тормоза) и фрикционный элемент, состоящий из двух слоев полимерных фрикционных композитов. Слой со стороны металлического каркаса имеет толщину ≈1,0 мм, металлический каркас имеет толщину ≈3,0 мм. Толщина колодки ≈11,6 мм. h h 1 + h 2 2,9 .

Наличие в колодке тормозной указанного соотношения толщин ее конструктивных элементов снижает теплопроводность при передаче тепла от рабочей поверхности изделия до металлического каркаса, позволяет более надежно защитить тормозную жидкость от перегрева и повысить стойкость изделия к тепловой усталости в процессе эксплуатации за счет более плавного изменения теплопроводности по слоям, что улучшает эксплуатационные характеристики изделия.

Колодка тормозная, содержащая металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух слоев, каждый из которых состоит из полимерной матрицы и наполнителя/наполнителей, при этом слой полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенный со стороны металлического каркаса, имеет массовое соотношение матрицы к наполнителю/наполнителям большее, чем в рабочем слое полимерного композиционного фрикционного элемента, отличающаяся тем, что толщина колодки тормозной, толщина металлического каркаса и толщина слоя полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенного со стороны металлического каркаса, выбраны из соотношения: , где h - толщина колодки тормозной, h1 - толщина металлического каркаса, h2 - толщина слоя полимерного композиционного фрикционного элемента, размещенного со стороны металлического каркаса.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области машиностроения. Фрикционный материал содержит связующее, волокно, смазывающее вещество, абразив, наполнитель, металлические волокна, титанаты и медь.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к колодкам тормозным композиционным, предназначенным для железнодорожного подвижного состава.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам рельсового транспорта. Тормозная колодка состоит из взаимно соединенных каркаса и фрикционного элемента.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам пассажирских и грузовых вагонов, электропоездов, локомотивов и другого рельсового транспорта.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам пассажирских и грузовых вагонов, электропоездов, локомотивов и другого рельсового транспорта.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава, работающим в трибоконтакте не только с поверхностью катания колеса, но и с поверхностью гребня колеса.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным колодкам транспортных средств и различного оборудования. Фрикционное изделие содержит металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух слоев.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к порошковым фрикционным сплавам на основе железа, и может быть использовано в узлах трения тормозной колодки и железнодорожного колеса.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, проволочный каркас из сваренных между собой широкой и узкой рамок, твердую вставку с выступами, вставленную в узкую рамку проволочного каркаса, и металлическую сетку или перфорированную металлическую полосу.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и вставку из чугуна.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным тормозным устройствам. Тормозное устройство содержит тормозной ротор, тормозные колодки, которые могут вращаться вокруг оси самопроизвольного вращения, параллельной оси вращения тормозного ротора, поддерживающие элементы и прижимные устройства.

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к накладкам тормозных колодок для дисковых тормозных механизмов.

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к тормозным накладкам для дисковых тормозов транспортных средств. Способ изготовления колодки заключается в том, что полосовую или пластинчатую заготовку подвергают глубокой вытяжке в направлении, перпендикулярном плоскости заготовки.

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам. Тормозной блок состоит из корпуса с подвесом, расположенным на подрессоренной раме транспортного средства, клещевого механизма, содержащего рычаги, тормозной цилиндр, башмаки, авторегулятор зазора между накладками и диском с храповым механизмом и привод авторегулятора.

Изобретение относится к области железнодорожного и промышленного транспорта, в частности к тормозным накладкам дисковых тормозов. Накладка содержит несущую плиту и множество фрикционных элементов.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозных накладок дисковых тормозов. Тормозная накладка содержит закрепленные на металлическом тыльнике фрикционные элементы с пазами.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным колодкам транспортных средств и различного оборудования. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями, приформованный к нему фрикционный элемент, противошумную металлическую пластину с отогнутыми элементами, полимерный демпфирующий слой, зафиксированный к поверхности металлического каркаса, противоположной поверхности, к которой приформован фрикционный элемент.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к колодкам дисковых тормозов автомобилей и другой техники, снабженных акустическими сигнализаторами о предельном износе.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к колодкам дисковых тормозов автомобилей и другой техники. Колодка дискового тормоза содержит плоский металлический каркас и зафиксированный на нем фрикционный элемент, при этом торцевая поверхность металлического каркаса выполнена с выступом.

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам. Дисковый тормоз состоит из корпуса, расположенного на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизма-усилителя, колодок и фрикционных накладок, взаимодействующих с тормозным диском.

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к фрикционным накладкам тормозных колодок. Фрикционная накладка предназначена для размещения на тормозной колодке. Тормозная колодка содержит основание и фрикционный материал. Основание и фрикционный материал образуют при их сопряжении плоскость. Основание содержит фиксирующее основание, сопряжение зацеплением на расстоянии от фиксирующего основания в направлении, параллельном первой плоскости, и сужение. На фиксирующем основании закреплен фрикционный материал. Сужение расположено параллельно первой плоскости и образует упругую ламель между фиксирующим основанием и сопряжением зацеплением для обеспечения фиксирующему основанию возможности перемещения и поворота во всех направлениях. Тормозная колодка состоит из одной или нескольких частей, при этом каждая часть содержит базу и фрикционную накладку. Достигается устранение преждевременного и неравномерного износа фрикционных материалов в процессе торможения, а также исключение значительных напряжений во фрикционных материалах и в элементах их крепления к базе. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх