Способ определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к ледовым опытовым бассейнам для проведения испытаний моделей судов и инженерных сооружений, касается вопроса определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне. Способ определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне включает измерение средней солености льда и средней температуры льда по его толщине и определение прочностных свойств льда на изгиб методом разрушения консольных балок льда на плаву. При этом предварительно в выбранном опытовом ледовом бассейне намораживают моделированные ледяные покровы, имеющие различную среднюю температуру, среднюю соленость и структуру, в которых затем проводят эксперименты по упомянутому определению прочности льда путем разрушения консольных балок льда на плаву с измерением средней солености льда S и средней температуры t по его толщине, в результате которых получают данные о прочности льда σ в виде зависимости σ=f(S,t), и структуры льда для выбранного опытового бассейна. А перед проведением модельных испытаний перед каждым экспериментом с буксируемыми моделями измеряют в ледовом опытовом бассейне среднюю соленость льда и температуру приледного слоя воды, которые вводят в бортовой компьютер. После чего, в процессе проведения испытаний с буксируемыми моделями, в темпе ведения эксперимента определяют температуру поверхности льда непосредственно перед буксируемой моделью на расстоянии, равном не менее восьми толщинам ледового покрова опытового бассейна перед буксируемой моделью в полосе шириной в 1,1-1,2 ширины испытуемой модели с помощью измерительного тепловизора, сканирующего поверхность льда в указанной полосе, значения которой постоянно регистрируют на бортовом компьютере, который на основе полученных данных вычисляют среднюю температуру льда по формуле:

где tпов. - температура поверхности льда, tприл. - температура приледного слоя воды. С использованием полученных результатов измерений характеристик льда и результатов расчета компьютера и с применением ранее полученной зависимости σ=f(S,t), после обработки на компьютере, получают в процессе буксировки модели информацию о прочности льда вдоль полосы буксировки. Техническим результатом является повышение точности и достоверности результатов модельного эксперимента при одновременном повышении эффективности использования ледового поля для проведения в нем указанных экспериментов, что их выгодно отличает от прототипов. 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к ледовым опытовым бассейнам для проведения испытаний моделей судов и инженерных сооружений, и может быть использовано для оперативного определения и контроля прочности моделированного льда в процессе проведения гидродинамических экспериментов с буксируемыми моделями в ледовых опытовых бассейнах.

Известен способ определения прочности льда, согласно которому прочность льда определяют путем разрушения консольных балок льда на плаву и с использованием силового динамометра, при этом измеряют соленость льда и его среднюю по толщине температуру. Полученные результаты выводят на регистрирующую аппаратуру (Е.Б. Карулин, М.М. Карулина, А.С. Шестов и А.В. Марченко. Исследование прочности льда на изгиб в Фиордах западного Шпицбергена. Труды Центрального научно-исследовательского института имени академика А.Н. Крылова, вып. 63(347). - Спб., 2011, стр. 131-142) - прототип.

Однако определение прочности льда методом его разрушения приводит к сокращению площади ледового поля, необходимого для проведения испытаний моделей, и, кроме того, в различных точках ледового поля средняя температура льда по его толщине как правило не одинакова и, соответственно, не одинакова прочность льда в этих точках, поэтому в процессе испытаний модели путем ее буксировки в выбранной полосе ледового поля результаты эксперимента с буксируемыми моделями будут иметь погрешность и будут недостоверными.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа, обеспечивающего оперативное и неразрушающий лед определение прочности моделированного льда в темпе ведения эксперимента с буксируемыми моделями в ледовом опытовом бассейне для повышения точности и достоверности результатов модельного эксперимента при одновременном повышении эффективности использования ледового поля для проведения в нем указанных экспериментов.

Для этого в способе определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне, включающем измерение средней солености льда и средней температуры льда по его толщине и определение прочностных свойств льда на изгиб методом разрушения консольных балок льда на плаву, по изобретению предварительно в выбранном опытовом ледовом бассейне намораживают моделированные ледяные покровы, имеющие различные среднюю температуру, среднюю соленость и структуру, в которых затем проводят эксперименты по упомянутому определению прочности льда путем разрушения консольных балок льда на плаву с измерением средней солености льда S и средней температуры t по его толщине, в результате которых получают данные о прочности льда σ в виде зависимости σ=f(S,t), и структуры льда для выбранного опытового бассейна. А перед проведением модельных испытаний перед каждым экспериментом с буксируемыми моделями измеряют в ледовом опытовом бассейне среднюю соленость льда и температуру приледного слоя воды, которые вводят в бортовой компьютер. После чего, в процессе проведения испытаний с буксируемыми моделями, в темпе ведения эксперимента определяют температуру поверхности льда непосредственно перед буксируемой моделью на расстоянии, равном не менее восьми толщинам ледового покрова опытового бассейна перед буксируемой моделью в полосе шириной в 1,1-1,2 ширины испытуемой модели с помощью измерительного тепловизора, сканирующего поверхность льда в указанной полосе, значения которой постоянно регистрируют на бортовом компьютере, который на основе полученных данных вычисляет среднюю температуру льда по формуле:

где tпов. - температура поверхности льда, tприл. - температура приледного слоя воды. И с использованием полученных результатов измерений характеристик льда и результатов расчета компьютером и с применением ранее полученной зависимости σ=f(S,t), после обработки на компьютере, получают в процессе буксировки модели информацию о прочности льда вдоль полосы буксировки.

Предварительное определение прочности льда путем разрушения консольных балок льда на плаву в моделированных ледовых покровах, имеющие различную среднюю температуру, среднюю соленость и структуру с получением данных о прочности льда σ в виде зависимости σ=f(S,t) для выбранного опытового бассейна, позволяет использовать полученную кривую зависимости в компьютере при определении прочности льда в процессе ведения эксперимента с буксируемыми моделями в ледовом опытовом бассейне.

Определение температуры поверхности льда непосредственно перед буксируемой моделью на расстоянии, равном не менее восьми толщинам ледового покрова опытового бассейна, с помощью измерительного тепловизора обосновано тем, что на указанном расстоянии перед движущейся моделью лед не имеет признаков разрушения, и благодаря этому обеспечивается выполнение измерений с получением данных по температуре поверхности не разрушенного перед буксируемой моделью льда, имеющего исходные физико-механические свойства.

Определение прочности льда одновременно в процессе проведения эксперимента с моделями в ледовом опытовом бассейне позволяет повысить эффективность использования ледового поля за счет исключения сокращения его площади для проведения испытаний моделей, имеющего место при определении прочности льда известным методом разрушения консольных балок на плаву.

Определение прочности льда в темпе ведения эксперимента с буксируемыми моделями в выбранной полосе ледового поля позволяет повысить точность и достоверность результатов модельного эксперимента, проводимого в ледовом поле.

Предлагаемый способ определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне осуществляется с помощью приведенного на рисунках устройства, где на фиг. 1 показан общий вид устройства, а на фиг. 2 - вид сверху на устройство на фиг. 1.

Устройство включает размещенную в ледовом опытовом бассейне буксировочную тележку 1, к которой прикреплена испытуемая модель 2 и на которой размещен измеритель температуры поверхности льда ледового покрова 3 бассейна в виде сканирующего поверхность льда измерительного тепловизора 4 (фиг. 1). Измерительный тепловизор 4 расположен на штанге 5, закрепленной на буксировочной тележке 1, и размещен непосредственно перед моделью 2 на расстоянии L, равном не менее восьми толщинам ледового покрова 3 опытового бассейна (фиг. 1). Тепловизор 4 установлен с возможностью осуществления по штанге 5 возвратно-поступательных движений поперек направления движения модели 2 в зоне шириной в пределах 1,1-1,2 ширины испытуемой (буксируемой) модели 2 со скоростью, заданной в зависимости от скорости буксировки испытуемой модели 2 (фиг. 2). Устройство содержит измеритель солености льда и средство разрушения консольных балок с динамометром, связанным с регистрирующей аппаратурой (на рисунке не показаны), и бортовой компьютер 6, который расположен на буксировочной тележке 1 и связан с измерительным тепловизором 4.

Предлагаемый способ определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне осуществляется с помощью предлагаемого устройства следующим образом.

Предварительно в выбранном опытовом ледовом бассейне намораживают моделированные ледяные покровы, имеющие различные среднюю температуру, среднюю соленость по толщине и структуру, в которых затем определяют прочность льда при соответствующей солености S и средней температуре t по его толщине путем разрушения консольных балок льда на плаву, в результате чего получают данные о прочности льда σ в виде зависимости σ=f(S,t) и структуры льда для выбранного опытового бассейна.

Перед проведением модельных испытаний, перед каждым экспериментом с буксируемыми моделями 2, измеряют в ледовом опытовом бассейне среднюю соленость льда 3 и температуру приледного слоя воды, которые вводят в бортовой компьютер 6.

Затем при проведении эксперимента в процессе буксировки испытуемой модели 2 непрерывно измеряют температуру поверхности льда 3 перед моделью 2 в полосе ледового покрова в пределах зоны шириной в 1,1-1,2 ширины модели 2 на расстоянии, равном не менее восьми толщинам ледового покрова бассейна, с помощью измерительного тепловизора 4, сканирующего поверхность льда 3 в указанной полосе, совершая возвратно-поступательные движения поперек закрепленной на испытательной тележке 1 штанге 5 со скоростью, предусмотренной режимом буксировки модели 2. Полученные данные измерительного тепловизора 4 вводятся в бортовой компьютер 6, в котором непрерывно в темпе ведения эксперимента регистрируются в виде значений температуры поверхности льда в испытуемой полосе льда 3, и вычисляется средняя температура льда по его толщине в указанной полосе как среднеарифметическое между температурой поверхности льда и приледного слоя воды. Одновременно, обрабатывая бортовым компьютером 6 полученные данные о средней температуре льда по его толщине и о его средней солености с применением предварительно полученной кривой зависимости прочности льда σ=f(S,t), получают в процессе буксировки модели 2 информацию о прочности льда вдоль полосы буксировки модели 2.

Используя полученные данные о прочности льда вдоль полосы буксировки испытуемой модели 2, вводят поправки в результаты экспериментов с моделями тел 2, проводимых в ледовом опытовом бассейне.

Предлагаемый способ определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне позволяет обеспечить оперативное, не разрушая при этом ледового покрова бассейна, определение прочности моделированного льда в темпе ведения эксперимента с буксируемыми моделями в ледовом опытовом бассейне для повышения точности и достоверности результатов модельного эксперимента, при одновременном повышении эффективности использования ледового поля для проведения в нем указанных экспериментов, что их выгодно отличает от прототипов.

Способ определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне, включающий измерение средней солености льда и средней температуры льда по его толщине и определение прочностных свойств льда на изгиб методом разрушения консольных балок льда на плаву, отличающийся тем, что предварительно в выбранном опытовом ледовом бассейне намораживают моделированные ледяные покровы, имеющие различные среднюю температуру, среднюю соленость и структуру, в которых затем проводят эксперименты по упомянутому определению прочности льда путем разрушения консольных балок льда на плаву с измерением средней солености льда S и средней температуры t по его толщине, в результате которых получают данные о прочности льда σ в виде зависимости σ=f (S, t), и структуры льда для выбранного опытового бассейна, а перед проведением модельных испытаний перед каждым экспериментом с буксируемыми моделями измеряют в ледовом опытовом бассейне среднюю соленость льда и температуру приледного слоя воды, которые вводят в бортовой компьютер, после чего, в процессе проведения испытаний с буксируемыми моделями, в темпе ведения эксперимента определяют температуру поверхности льда непосредственно перед буксируемой моделью на расстоянии, равном не менее восьми толщинам ледового покрова опытового бассейна перед буксируемой моделью в полосе шириной в 1,1-1,2 ширины испытуемой модели с помощью измерительного тепловизора, сканирующего поверхность льда в указанной полосе, значения которой постоянно регистрируют на бортовом компьютере, который на основе полученных данных вычисляет среднюю температуру льда по формуле:

где tпов. - температура поверхности льда, tприл. - температура приледного слоя воды, и с использованием полученных результатов измерений характеристик льда и с применением ранее полученной зависимости σ=f (S, t), после обработки на компьютере, получают в процессе буксировки модели информацию о прочности льда вдоль полосы буксировки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам испытания металлов, в частности к методам определения толщины наклепанного слоя металлических деталей, и может быть применено в дробеструйной обработке рабочих поверхностей.

Изобретение относится к способам установления возможности термического совмещения различных конструкционных сталей в плакированных изделиях и может найти применение на предприятиях энергетической отрасли, в проектных и научно-исследовательских организациях при проектировании и изготовлении энергетического оборудования.

Изобретение относится к области прогнозирования остаточного ресурса резервуаров и магистральных газопроводов, эксплуатирующихся в условиях Крайнего Севера с применением способов неразрушающего контроля.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано для определения характеристик буровой скважины для проведения операции бурения. Заявлены способы и системы для сбора, получения и отображения индекса азимутальной хрупкости буровой скважины.

Изобретение относится к области строительства, в частности к испытанию строительных материалов на прочность при растяжении и сжатии, и может быть использовано для определения параметров деформирования бетона при статическом и динамическом приложении нагрузки.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к области инженерных изысканий, и может быть использовано для определения напряженно-деформированного состояния пород, а именно определения стадии развития деформационных процессов в массиве материала (в горном массиве, грунтов под инженерным сооружением и т.п.).

Изобретение относится к методикам оценки остаточного ресурса металла труб эксплуатируемого магистрального трубопровода. Сущность: осуществляют установление текущего срока эксплуатации трубопроводов, вырезку образцов для проведения циклических испытаний, испытаний образцов на усталость, измерение твердости поверхности металла.

Изобретение относится к методикам оценки ресурса металла трубопроводов, корпусов сосудов и технологических аппаратов, а также их конструктивных элементов - входных и выходных патрубков, штуцеров и пр.

Изобретение относится к области обеспечения надежности и безопасности технических устройств, преимущественно тонкостенных конструкций, в частности сосудов и аппаратов, применяемых для сетей газораспределения, а именно цельносварных шаровых кранов, проведением ресурсно-прочностных исследований и обследования технического состояния средствами неразрушающего контроля.

Устройство предназначено для высокотемпературного испытания металлов и сплавов в вакууме или газовой среде. Устройство содержит герметизированную разъемную камеру, состоящую из верхней и нижней частей, скрепленных между собой фланцевым соединением, тигель с размещенным в нем испытуемым образцом из металла или сплава, трубопроводы для откачки воздуха из камеры и подачи в нее газа, измеритель температуры, индукционный нагреватель.

Группа изобретений относится к области строительства, в частности к испытаниям бетона монолитных вертикальных строительных конструкций методом отрыва со скалыванием. Представлен способ испытания прочности бетона монолитных строительных конструкций путем отрыва со скалыванием силовым устройством куска бетона монолитных строительных конструкций посредством анкерного приспособления и измерение прилагаемой силы отрыва, причем анкерное приспособление, закрепленное на трубке, предварительно устанавливают при монтаже опалубки монолитных строительных конструкций в зоне расположения тяжей, соединяющих щиты опалубки. Также описано анкерное приспособление для испытания прочности бетона монолитных строительных конструкций. Достигается снижение трудоемкости и повышение точности результатов испытаний. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для прогнозирования остаточного ресурса деталей и элементов конструкций с помощью рентгенографического контроля на этапе их изготовления и эксплуатации в различных областях промышленности и техники, например машиностроении. Способ осуществляется следующим образом. Определяют методом рентгеновской дифрактометрии остаточные напряжения в контролируемых зонах новой и эксплуатируемой металлической детали, выбранные на линии пересечения поверхности металлической детали двумя ортогональными плоскостями сечения. Время эксплуатации новой, не эксплуатировавшейся металлической детали τэксп.=0, время эксплуатации эксплуатируемой металлической детали τэксп.ТС, соответствующим регламенту определения технического состояния узла. Определяют стандартное отклонение (СО) остаточных напряжений для новой и эксплуатируемой металлических деталей. Для новой металлической детали стандартному отклонению присваивают значение СО0, а для эксплуатировавшейся металлической детали стандартному отклонению - значение СОэ. Устанавливают предельно допустимый порог стандартного отклонения как удвоенную величину стандартного отклонения 2СО0 остаточных напряжений на поверхности новой металлической детали. По двум характерным значениям стандартного отклонения СО0, соответствующего времени эксплуатации τэксп.=0 и СОэ, соответствующего времени эксплуатации τэксп.ТС, определяют линейную зависимость изменения стандартного отклонения от времени эксплуатации с углом наклона к оси абсцисс α, затем определяют время эксплуатации металлической детали τэксп.р, соответствующее точке пересечения линейной зависимости с линией предельно допустимого порога стандартного отклонения [СО]. Остаточный ресурс Р0 контролируемой металлической детали вычисляют как разность времени эксплуатации до предельно допустимого порога стандартного отклонения и времени эксплуатации контролируемой металлической детали до плановой оценки ее технического состояния Р0=τэксп.р-τэксп.ТС. 4 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области диагностики транспортных средств и отдельных его узлов и предназначено для оценки остаточного и отработанного ресурса узлов. Способ технической диагностики и оценки остаточного и отработанного ресурса узлов транспортных средств заключается в установке на контролируемый узел тензодатчика, акселерометра, датчиков температуры и акустической эмиссии, подаче сигналов с указанных датчиков на вход нейронной сети, определяющей текущий уровень нагрузки на узел, расчете показателя информационной энтропии и определении остаточного ресурса узла на основании известного показателя информационной энтропии, а также полученных данных об уровне нагрузки на узел. Технический результат изобретения заключается в возможности оценки остаточного ресурса узлов транспортных средств с учетом нагрузок на узел, как текущих, так и в процессе эксплуатации, а также в увеличении надежности результатов диагностики. 3 ил.

Изобретение относится к области физики материального контактного взаимодействия. Технический результат - установление границ поверхностного и внутреннего трещинообразования структурированной и нарушенной материальной среды под возрастающей нагрузкой в естественных условиях и под водой. Отличительной особенностью способа определения давления поверхностного и внутреннего трещинообразования массива структурированной материальной среды является определение таких параметров, как угол внутреннего трения, удельное сцепление, удельный вес для структурированной и нарушенной среды, и дальнейшее использование указанных параметров в аналитически установленных математических зависимостях, устанавливающих границы поверхностного и внутреннего трещинообразования структурированной и нарушенной материальной среды под возрастающей нагрузкой в естественных условиях и под водой. 10 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам проведения геомеханических испытаний. Способ включает бурение скважины, внедрение в испытываемый грунт лопастей крыльчатки, создание в испытываемом грунте радиальных сжимающих напряжений, постоянных в течение опыта, приложение к лопастям крыльчатки ступенчато-возрастающего крутящего момента, фиксацию максимального крутящего момента, вызывающего предельные сдвиговые касательные окружные напряжения, повторение опыта на аналогичном участке при другом уровне сжимающих радиальных напряжений и определение по парам значений сжимающих и сдвигающих напряжений параметров прочности грунта - угла внутреннего трения и удельного сцепления, причем испытание производится в извлеченном из скважины керне, при этом радиальные сжимающие напряжения создаются путем обжатия боковой поверхности керна, а лопастная крыльчатка внедряется по центру испытываемого керна. Достигается расширение диапазона измеряемых параметров, повышение точности определения и ускорение испытаний. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх