Беспилотная аварийно-спасательная машина

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромным тормозным посадочным устройствам. Беспилотная аварийно-посадочная машина содержит платформу и шасси с силовой установкой. Шасси установлено на две пары мостов с электрическим приводом, пневматической подвеской и тормозной системой. Мосты соединены с шасси подшипниковыми опорами. В передней и задней части шасси размещены аккумуляторные батареи силовой установки и система пожаротушения. Центральная часть шасси содержит систему дистанционного управления. Система дистанционного управления содержит бортовой компьютер, контроллер и приемо-передающее оборудование беспроводной связи. Платформа соединена с шасси пневматическими амортизационными стойками, в нижней части платформы расположена пневмоподушка, в верхней части платформы установлены датчики сближения и температуры. По периметру шасси смонтированы GPS и/или ГЛОНАСС-приемники. Датчики и приемники подключены к бортовому компьютеру. Достигается повышение безопасности посадки самолета с полным или частичным отказом шасси. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к аэродромным тормозным посадочным устройствам, а именно к устройствам и механизмам для обеспечения аварийной посадки летательных аппаратов [МПК B64F 1/02].

Из уровня техники известно УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИЗЕМЛЕНИЯ САМОЛЕТА [патент РФ №2093429], содержащее самоходную платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета, и снабженную тормозными устройствами и механизмом приземления.

Недостатком аналога является его неспособность обеспечивать надежный и безопасный захват самолета с последующим эффективным торможением.

Наиболее близким по технической сущности является УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗЕ ШАССИ [патент РФ №2272756], содержащее регулируемую по высоте платформу с колесными парами, силовой установкой, средствами фиксации самолета и кабину.

Недостатком прототипа является низкая безопасность водителя устройства при возникновении нештатных и аварийных ситуаций при приземлении самолета с полным или частичным отказом шасси.

Цель изобретения состоит в повышении безопасности посадки самолета с полным или частичным отказом шасси.

Технический результат заключается в обеспечении возможности дистанционного управления аварийно-спасательной машины, а также в повышении эффективности сцепления фюзеляжа самолета и платформы аварийно-спасательной машины.

Технический результат достигается за счет того, что прототип, содержащий платформу и шасси с силовой установкой, отличается тем, что шасси установлено, по крайней мере, на две пары мостов с электрическим приводом, пневматической подвеской и тормозной системой, при этом мосты соединены с шасси подшипниковыми опорами; в передней и задней частях шасси размещены аккумуляторные батареи силовой установки и система пожаротушения, в центральной части шасси размещена система дистанционного управления, которая содержит бортовой компьютер, контроллер и приемо-передающее оборудование беспроводной связи; платформа соединена с шасси пневматическими амортизационными стойками, в нижней части платформы расположена пневмоподушка, в верхней части платформы установлены датчики сближения и температуры, по периметры шасси смонтированы GPS и/или ГЛОНАСС-приемники, при этом датчики и приемники подключены к бортовому компьютеру.

В частности, передняя пара мостов может быть выполнена управляемой. Силовая установка может быть выполнена в виде электрических двигателей, размещенных в колесах шасси, при этом электрические двигатели соединены с аккумуляторными батареями. Тормозная система может быть выполнена отдельно для каждого колеса в виде рекуперативной тормозной системы с воздушным охлаждением. Система дистанционного управления может быть выполнена с возможностью обеспечения автономной работы машины. Внутренняя поверхность платформы в поперечном разрезе может быть выполнена в виде дуги. Пневмоподушка может быть выполнена с возможностью уменьшения кинетической энергии самолета, действующей на платформу машины в момент их соприкосновения.

Краткое описание чертежей.

На фиг. 1 представлен вид сбоку аварийно-спасательной машины.

На фиг. 2 представлен вид сзади аварийно-спасательной машины.

На фиг. 3 представлена обобщенная структурная схема системы дистанционного управления.

На фиг. 4 схематично представлен принцип работы аварийно-спасательной машины.

Осуществление изобретения

В одном из вариантов реализации аварийно-спасательная машина (см. фиг. 1) содержит шасси, рама 1 которого смонтирована на две пары передних поворотных колес 2 и на две пары задних колес 3. В передней и задней части шасси расположены ниши, в которых расположены аккумуляторные батареи 4. В средней части шасси размещена система дистанционного управления 5, которая содержит бортовой компьютер 6, контроллер 7 и приемо-передающее оборудование беспроводной связи 8. На шасси установлены амортизационные стойки 9, на которых размещена платформа 10, в нижней части платформы 10 в специальном отсеке размещена пневмоподушка 11, а по периметру верхней части платформы 10 смонтированы датчики контроля 12 и сближения 13. По углам машины смонтированы GPS и/или ГЛОНАСС-приемники 14.

Машина работает следующим образом.

Машину размещают в начале взлетно-посадочной полосы со стороны захода самолета. При полном или частичном отказе шасси самолета пилот отправляет запрос в диспетчерский центр аэродрома на подготовку аварийно-спасательной машины. Диспетчерская служба аэродрома с пульта управления 15 по приемо-передающему оборудованию беспроводной связи 8 (фиг. 3) организует непрерывную автоматическую передачу информации от систем самолета на бортовой компьютер 6. Бортовой компьютер 6 через контроллер 7 осуществляет управление машиной, выводит ее на маршрут приземления и с помощью электрических двигателей разгоняет машину до посадочной скорости самолета. Бортовой компьютер 6 осуществляет непрерывную корректировку маршрута движения путем синхронизации данных, получаемых от самолета и GPS и/или ГЛОНАСС-приемников 14. При соприкосновении днища самолета с платформой 10 бортовой компьютер 6 получает сигнал от датчиков сближения 13, замыкает цепь пиропатрона, который выстреливает и приводит в действие пневмоподушку 11. После окончательной фиксации самолета на платформе 10 (фиг. 4) бортовой компьютер 6 включает систему торможения. От датчиков контроля температуры 12 бортовой компьютер 6 получает информацию о температуре поверхности днища самолета и в случае превышения ее критического уровня при загорании двигателей или топливных баков приводит в действие направленную систему пожаротушения.

Положительные эффекты от использования полезной модели состоят в:

- повышении безопасности аварийной посадки самолета с полным или частичным отказом шасси за счет использования дистанционной системы управления аварийно-посадочной машиной;

- повышении эффективности соприкосновения днища самолета и платформы за счет того, что внутренняя поверхность платформы в поперечном разрезе выполнена в виде дуги.

1. Беспилотная аварийно-спасательная машина, содержащая платформу и шасси с силовой установкой, отличающаяся тем, что шасси установлено, по крайней мере, на две пары мостов с электрическим приводом, пневматической подвеской и тормозной системой, при этом мосты соединены с шасси подшипниковыми опорами; в передней и задней частях шасси размещены аккумуляторные батареи силовой установки и система пожаротушения, в центральной части шасси размещена система дистанционного управления, которая содержит бортовой компьютер, контроллер и приемо-передающее оборудование беспроводной связи; платформа соединена с шасси пневматическими амортизационными стойками, в нижней части платформы расположена пневмоподушка, в верхней части платформы установлены датчики сближения и температуры, по периметру шасси смонтированы GPS и/или ГЛОНАСС-приемники, при этом датчики и приемники подключены к бортовому компьютеру.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что передняя пара мостов выполнена управляемой.

3. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что силовая установка выполнена в виде электрических двигателей, размещенных в колесах шасси, при этом электрические двигатели соединены с аккумуляторными батареями.

4. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что тормозная система выполнена отдельно для каждого колеса в виде рекуперативной тормозной системы с воздушным охлаждением.

5. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что система дистанционного управления выполнена с возможностью обеспечения автономной работы машины.

6. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что пневмоподушка выполнена с возможностью уменьшения кинетической энергии самолета, действующей на платформу машины в момент их соприкосновения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к оборудованию взлетно-посадочных полос. Устройство для аварийного торможения самолетов содержит участок взлетно-посадочной полосы с подъемом.

Изобретение относится к аэродромному оборудованию. Устройство для аварийного торможения самолетов содержит участок посадочной полосы, имеющий подъем.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для оборудования укороченных взлетных и посадочных полос наземных аэродромов и авианосцев.

Изобретение относится к авиационной технике и касается устройств и механизмов для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов, может быть использовано для оборудования укороченных взлетных и посадочных полос авианосцев.

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для осуществления безаэродромных посадок и взлетов летательных аппаратов (ЛА). .
Изобретение относится к оборудованию на аэродромах и подвижных носителях летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу посадки беспилотного самолета на аэрофинишер. .

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения, и может быть использовано для посадки летательных аппаратов на посадочные полосы с ограниченными размерами, а также при запоздалом касании шасси посадочной полосы.

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях.
Изобретение относится к области авиации и касается способов аварийного торможения самолета. При аварийном торможении на взлетно-посадочной полосе (ВПП) используется вязкая жидкость (мазут), подогретая с учетом состояния ВПП на момент аварийной посадки самолета и наносимая поперек ВПП с уменьшающимся шагом с момента принятия экипажем самолета решения на аварийную посадку. Достигается повышение эффективности аварийного торможения самолета на аэродромной взлетно-посадочной полосе.
Наверх