Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач с картерным смазыванием посредством смазкоподающего элемента. Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра с торцевыми заглушками, укрепленного на приводном валу. Цилиндр расположен вдоль ширины смазываемого зубчатого колеса. Снаружи смазкоподающий элемент охвачен секторообразным кожухом, открытым с набегающей стороны цилиндра. Боковые стенки кожуха перекрывают нижние части торцов колеса, днище кожуха охватывает снизу цилиндр и сверху примыкает с зазором к колесу, передняя стенка кожуха перекрывает зазор между цилиндром и колесом, а на внутренней стороне стенки укреплен вдоль кожуха скребок, примыкающий к цилиндру и имеющий зазор относительно колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, представляющее собой масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружены нижние колеса зубчатой передачи (см., например, Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика. Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил., стр. 368, рис. 20.39).

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она позволяет осуществить смазывание только тех нижерасположенных зубчатых колес, которые погружены в масляную ванн; вышерасположенные колеса, в ванну не погруженные, смазывать таким образом невозможно.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства по патенту на изобретение РФ №2390677, кл. F16H 57/04, опубл. 27.05.2010 г., бюл. №15.

Сущность его состоит в том, что оно содержит корпус с масляной ванной и погруженное в нее специальное лопастное колесо, имеющее привод, причем колесо снабжено крепящимся на корпусе неподвижно относительно вращающегося колеса секторообразным кожухом, охватывающим колесо, начиная от зоны погруженного колеса в ванну и кончая зоной вышедшего колеса из ванны, при этом на входе колеса в кожух и выходе из кожуха последний снабжен уширениями, ориентированными наружу радиально относительно колеса, фиксатором угла поворота и установлен с возможностью поворота относительно оси колеса.

Недостаток прототипа состоит в том, что при работе смазкоподающего устройства происходит разбрызгивание смазочного материала не только на смазываемые элементы (зубья) смазываемого колеса, но и по всему объему корпуса зубчатой передачи, что снижает эффективность работы смазочного устройства и снижает качество смазывания.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент, укрепленный на приводном валу, погруженный в масляную ванну, расположенную в корпусе передачи, находящийся под смазываемым зубчатым колесом передачи и снабженный секторообразным кожухом, укрепленным на корпусе передачи, верх которого расположен выше верхнего уровня масляной ванны; причем смазкоподающий элемент выполнен в виде цилиндра с торцевыми заглушками длиной, равной ширине колеса; боковые стенки кожуха перекрывают нижние части торцов колеса; днище кожуха выше уровня оси вала ориентировано вертикально с примыканием с зазором к колесу; в днище со стороны входа цилиндра в ванну выполнено окно шириной, равной ширине кожуха; верхняя часть кожуха с этой стороны расположена с зазором относительно цилиндра; а на внутренней стороне этой части кожуха по его ширине укреплен скребок, примыкающий к цилиндру по его длине и имеющий зазор относительно колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: смазочное устройство и фрагмент зубчатой передачи (в разрезе) - фиг. 1, вид и разрез смазочного устройства - фиг. 2, 3.

На чертеже показаны: смазкоподающее устройство (цилиндр) 1; торцевые заглушки 2; вал 3; масляная ванна 4; корпус 5 передачи; зубчатый венец 6 колеса 7; кожух 8; боковые стенки 9 кожуха (8); передняя стенка 10 кожуха (8); днище 11 кожуха (8); отверстия 12; зазоры 13, 15, 16, 18, Δ, h1, h3; перекрытие h2; окружность вершин 14 зубьев колеса (7); скребок 17; полость 19; направления V1, V2 движения смазочного материала; направление вращения ω смазочного элемента (1); ширина Вк зубчатого колеса (7).

Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра 1, снабженного торцевыми заглушками 2, жестко укрепленными на валу 3, имеющем привод (не показано), цилиндр погружен в масляную ванну 4, расположенную в корпусе 5 передачи, цилиндр установлен под смазываемым зубчатым венцом 6 смазываемого зубчатого колеса 7 вдоль ширины Вк колеса, с зазором h1 относительно него; смазкоподающее устройство (цилиндр) 1 снаружи охвачено кожухом 8, неподвижно укрепленным на корпусе 5 передачи, состоящим из двух боковых стенок 9, расположенных со стороны заглушек 2, передней стенки 10, расположенной со стороны входа цилиндра 1 (при его вращении ω) в масляную ванну 4, и изогнутого днища 11, огибающего цилиндр 1 со стороны, обратной стенке 10, верхняя часть днища, расположенная выше оси 3, ориентирована вертикально; боковые стенки 9 выполнены с перекрытием нижней части торцов колеса 7 на высоту h2, стенки 9 выполнены с зазорами Δ относительно торцов колеса 7 и торцевых заглушек 2, в этих стенках выполнены отверстия 12 для вала 3; передняя стенка 10 выполнена с зазором 13 относительно окружности 14 вершин зубьев колеса 7 и с зазором 15 относительно цилиндра 1; между передней стенкой 10 и низом днища 11 выполнено окно по всей ширине кожуха (8); между верхом днища 11 и окружностью 14 колеса 7 выполнен зазор 16; между низом днища со стороны входа вращающегося (ω) цилиндра 1 и этим цилиндром выполнено уширение с зазором h3 между днищем и цилиндром. Внутри кожуха 8 на обратной стороне стенки 10 укреплен фигурный скребок 17, примыкающий с огибанием к цилиндру 1 и имеющий зазор 18 относительно окружности 14 колеса 7.

Работает данное устройство следующим образом. При вращении (ω) смазкоподающего устройства (цилиндра) 1 происходит захватывание смазочного материала из ванны 4 поверхностью цилиндра 1 (по направлению V1) и выброс захваченного материала (по направлению V2) в сторону смазываемого зубчатого венца 6 смазываемого колеса 7. Смазочный материал не только выбрасывается цилиндром 1 (смазкоподающим устройством) на зубья зубчатого венца 6 смазываемого колеса 7, но и накапливается в полости 19, образованной цилиндром 1, обеими стенками 9 и днищем 11 кожуха; при этом эта полость (19) наполняется смазочным материалом и образуется масляная ванна, в которую при вращении колеса 7 погружаются зубья его зубчатого венца 6 - происходит их смазывание, скребок 17 снимает смазочный материал с поверхности цилиндра 1 при его вращении, способствуя наполнению полости 19. При переполнении полости 19 излишний смазочный материал удаляется из нее через зазоры 13 и 16, а также посредством впадин между зубьями зубчатого венца 6 колеса 7.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства предотвращает нерациональное разбрызгивание смазочного материала по объему корпуса зубчатой передачи, тем самым повышает эффективность работы смазочного устройства и повышает качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с картерным смазыванием, содержащее смазкоподающий элемент, укрепленный на приводном валу, погруженный в масляную ванну, расположенную в корпусе зубчатой передачи, находящийся под смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи и снабженный секторообразным кожухом, укрепленным на корпусе зубчатой передачи, верх которого расположен выше верхнего уровня масляной ванны, отличающееся тем, что смазкоподающий элемент выполнен в виде цилиндра с торцевыми заглушками, боковые стенки кожуха перекрывают по высоте нижние части торцов смазываемого зубчатого колеса, днище кожуха выше уровня оси вала ориентировано вертикально с примыканием с зазором к смазываемому зубчатому колесу, в днище кожуха со стороны входа цилиндра в ванну выполнено окно шириной, равной ширине кожуха, верхняя часть кожуха с этой стороны расположена с зазором относительно цилиндра, а на внутренней стороне этой части кожуха по его ширине укреплен скребок, примыкающий к цилиндру по его длине и имеющий зазор относительно смазываемого зубчатого колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах смазываемым ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня жестко укреплена на оси, установленной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи, с поджатием к нему.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент в виде лопастного колеса с лопастями, установленного на валу, кинематически связанном с вращающимися элементами передачи. Лопастное колесо своей нижней частью погружено в масляную ванну с верхним уровнем, расположенную в корпусе зубчатой передачи. Лопастное колесо расположено под смазываемыми элементами. Лопастное колесо снабжено сегментообразным кожухом, образованным двумя вертикальными плоскими стенками и окружной поверхностью. Кожух установлен на корпусе зубчатой передачи неподвижно относительно вращающегося колеса, симметрично относительно вертикали. Кожух охватывает нижнюю часть колеса, погруженную в масляную ванну, и расположен с превышением по высоте верхнего уровня ванны. В нижней части каждой вертикальной плоской стенки кожуха, с примыканием к его окружной поверхности, выполнено заливное отверстие, симметричное вертикали кожуха. На участках плоских боковых стенок кожуха, погруженных в масляную ванну, выполнены радиально ориентированные вырезы, по всей своей длине снабженные открылками, расположенными относительно вертикальной оси симметрии кожуха со стороны вырезов, обратных этой оси симметрии. Обеспечивается расширение функциональных возможностей смазочного устройства. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым способом. Смазочное устройство зубчатой передачи, включающей корпус, изготовленный из диамагнитного материала, и зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, содержит порошковый магнитоактивный материал, помещенный внутрь корпуса и источник магнитного (электромагнитного) поля, создающий магнитную связь между смазочным материалом и зубьями зубчатых колес. Зубчатые колеса снабжены П-образными скребками, охватывающими их зубчатые венцы со стороны вершин и торцов зубьев и прилегающие к венцам участки торцов тел колес. Скребки выполнены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий рулевых винтов вертолетов. Редуктор рулевого винта вертолета включает в себя корпус, выходной вал для соединения с рулевым винтом, установленный с возможностью вращения в корпусе и имеющий открытый конец в нем, входной элемент, установленный с возможностью вращения в корпусе, зубчатую передачу, обеспечивающую соединение, передающее мощность между входным элементом и выходным валом. Вал управления шагом лопастей размещен внутри выходного вала с возможностью вращения в нем и движения относительно него вдоль оси вращения выходного вала. Приводной элемент для осуществления осевого движения вала управления шагом является подвижным в осевом направлении выходного вала, но удерживается от вращения вместе с ним. Подшипниковый узел расположен между валом управления шагом и приводным элементом для обеспечения относительного вращения между ними. Редуктор включает в себя по меньшей мере один конструктивный элемент для отвода масла, рассеянного внутри корпуса при эксплуатации, в направлении открытого конца выходного вала. Обеспечивается надежная смазка подшипника и увеличение срока службы подшипника. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, состоящую их ступицы и зубчатого венца с зубьями, установленную на оси, укрепленную в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. В зубьях со стороны набегающих их боковых поверхностей выполнены вырезы - на высоту зубьев, вырезы выполнены меньшей ширины, чем ширина зубьев, симметрично относительно торцов зубьев. Вырезы не доходят до отстающих боковых поверхностей на одинаковое расстояние по всей высоте зубьев. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к деталям машин. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса внутреннего зацепления и окружностью, описываемой в проекции на его тело точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле упомянутого колеса перпендикулярно ему и соосно относительно оси его вращения укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса перпендикулярно ему установлено наружное кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Высота наружного кольца по верху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на поверхности тела зубчатого колеса внутреннего зацепления укреплена кольцевая вставка. В нижней части внутреннего кольца по его периметру выполнен ряд сквозных отверстий, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо зубчатой передачи. С обоих торцов этого колеса расположена пара скребков, жестко укрепленных на корпусе передачи, неподвижно относительно вращающегося колеса и прилегающих к торцам колеса по всей своей длине. Скребки расположены выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Нижние концы скребков расположены на вертикальной оси симметрии колеса, выше нижних точек окружностей, описываемых точками соприкосновения поверхностей торцов тела колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны. Верхние концы скребков подведены к началу зоны зацепления сопряженных зубьев зубчатых колес, с перекрытием вершин зубьев зубчатого венца. Скребки в своих проекциях на торцы колеса имеют вид дуг, выгнутых в стороны вершин зубчатого венца этого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых редукторах. Зубчатый редуктор содержит передачу, смазываемую жидким смазочным материалом, расположенную в закрытом корпусе с масляной ванной. На внутренние поверхности корпуса нанесено маслобензостойкое покрытие с антиадгезионным свойством по отношению к смазочному материалу. Покрытие нанесено на поверхности, расположенные выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Достигается снижение расхода смазочного материала за счет нанесенного на поверхность покрытия. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи. В масляной ванне, вдоль плоскости вращения колеса, установлен ряд вертикальных пластинчатых перегородок, укрепленных на дне ванны и стенках корпуса, ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Перегородки имеют высоту большую, чем высота верхнего уровня масляной ванны; на участках перегородок, совпадающих в плане с колесом, выполнены вырезы, с образованием зазоров между перегородками и колесом, а в перегородках выполнены сквозные окна, низ которых расположен выше дна ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо. С каждой из двух сторон выхода при вращении нижерасположенного колеса из ванны над верхним уровнем ванны расположен скребок П-образной формы, жестко укрепленный на корпусе передачи относительно вращающегося колеса. Скребки расположены зеркально относительно друг друга и симметрично относительно вертикальной оси симметрии колеса. Скребки охватывают с прилеганием к ним вершины и торцы зубчатого венца и части торцов тела колеса. Скребки ориентированы снизу вверх от зубчатого венца к телу колеса под острым углом относительно горизонтали. Верхние концы скребков сведены вместе. Со стороны вершин зубчатого венца к каждому скребку прилегает фартук, жестко укрепленный на корпусе передачи, ориентированный вниз по вертикали и перекрывающий зазор между скребком и днищем ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено зубчатое колесо. На стороне выхода из масляной ванны, при вращении погруженного зубчатого колеса, с примыканием к торцам этого колеса, установлена пара скребков, жестко укрепленных неподвижно относительно вращающегося колеса, с примыканием к торцам колеса, на корпусе передачи. Часть каждого скребка расположена над верхним уровнем смазочного материала ванны, под острым углом α относительно горизонтали в сторону набегания на нее колеса, с перекрытием вершин торцов зубчатого венца колеса и части торца его тела, расположенной между зубчатым венцом и окружностью, описываемой точками соприкосновения поверхности торца тела с верхним уровнем смазочного материала ванны. Другая часть каждого скребка, являющаяся продолжением первой, отогнута вниз по вертикали и погружена в масляную ванну на глубину, соизмеримую с глубиной погружения в ванну вершин зубчатого венца нижерасположенного колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.
Наверх