Способ формирования сосудов с выдвижными устройствами, которые активизируют грузоподъемность надводного транспорта, выполняющего перевозку грузов (вариант русской логики - версия 2)

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении герметичных сосудов, активизирующих грузоподъемность надводного транспорта. Предложен способ формирования сосудов с выдвижными устройствами, которые активизируют грузоподъемность надводного транспорта, включающий изготовление элементов акриловых сосудов с цилиндрической и конической поверхностью, при этом цилиндрические сосуды выполняют из нижней и верхней части с возможностью фиксации выдвижных элементов линейных приводов, также изготовляют пенопластовые конические и цилиндрические блоки с осевым отверстием и акриловые диски жесткости с осевым отверстием, которые последовательно с цилиндрическими пенопластовыми блоками посредством акрила фиксируют на стержнях, которые выполняют с возможностью последовательного их соединения, а после формирования пенопластового сосуда или в процессе его формирования посредством акрила выполняют фиксацию конических сосудов, а в нижние части пенопластовых блоков посредством акрила фиксируют нижние части акрилового цилиндрического сосуда и верхние части акрилового цилиндрического сосуда с выдвижными элементами линейных приводов, которые располагают в цилиндрических сосудах, с открытой нижней частью, которые после погружения в воду заполняют маслом. Технический результат заключается в повышении надежности сосудов, которые активизируют грузоподъемность надводного транспорта. 5 ил.

 

Изобретение относится к кораблестроению и может быть использовано как при выполнении перевозки грузов надводным транспортом.

Известно устройство герметичных полых сосудов (см. Патент RU №2533371), включающее изготовление отдельных элементов полых сосудов, после их изготовления выполняют герметичное их соединение между собой, при этом отдельные элементы полых сосудов выполняют путем заливки акрила в предварительно изготовленные формы двух видов с цилиндрической внутренней и внешней поверхностью, и внутреннюю поверхность цилиндров выполняют по длине больше длины внешней поверхности, и сосуд с конической внутренней и внешней нелинейно изменяющейся поверхностью, в котором внутреннюю коническую поверхность по длине также выполняют больше длины внешней поверхности, при этом диаметр основания конической поверхности сосуда выполняют равным диаметру конического сосуда, после чего между двумя последовательно расположенными коническими сосудами располагают соосно цилиндрические сосуды и выполняют их совместное вращение с одновременной заливкой акрила в места их стыковки (прототип).

Известное устройство имеет технологические и технические возможности, которые заключаются в том, что для повышения грузоподъемности транспортного судна используют герметичные полые сосуды, которые соединены между собой.

Недостатком известного технологического и технического решения является то, что при нарушении герметичности полых сосудов их функция нарушается.

Технологически результатом предложенного изобретения является повышение надежности сосудов, которые формируют подъемную силу транспортного судна. Указанный технологический результат достигается следующим способом:

Способ формирования сосудов с выдвижными устройствами, которые активизируют грузоподъемность надводного транспорта, выполняющего перевозку грузов, включающий изготовление отдельных элементов полых сосудов, которые выполняют путем заливки акрила в предварительно изготовленные формы двух видов: акриловые сосуды с цилиндрической внутренней и внешней поверхностью и акриловые сосуды с конической внутренней и внешней нелинейно изменяющейся поверхностью, при этом диаметр основания конической поверхности сосуда выполняют равным диаметру цилиндрического сосуда, после чего между двумя последовательно расположенными функциональными структурами конических сосудов f 1,2 ( H o l l o w A c r y l c o n e ) располагают соосно 1-n функциональные структуры цилиндрических сосудов f 1 n ( H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) и выполняют герметичное их соединение между собой, при этом акриловые цилиндрические сосуды f 1 n ( H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) выполняют из нижней части f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) и верхней части f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) , которые выполняют с возможностью фиксации выдвижных элементов линейных приводов f 1,2 ( L i n e a r d r i v e ) для последующей активизации грузоподъемности надводного судна, также изготовляют пенопластовые конические блоки f 1,2 ( C o n e p l a s t i c f o a m ) и пенопластовые цилиндрические блоки f 1 n ( F o a m c y l i n d e r p l a s t i c ) соответствующей конфигурации с осевым отверстием, внешний диаметр которых не больше внутреннего диаметра конических сосудов f 1,2 ( H o l l o w A c r y l c o n e ) и цилиндрических сосудов f 1 n ( H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) , а также изготавливают акриловые диски жесткости f 1 n + 1 ( D i s k A c r y l inf l e x i b i l i t y ) с осевым отверстием, которые последовательно с цилиндрическими пенопластовыми блоками f 1 n ( F o a m c y l i n d e r p l a s t i c ) посредством акрила в соответствии с математической моделью вида:

f 1 ( C o n e p l a s t i c f o a m ) & f 1 ( D i s k A c r y l inf l e x i b i l i t y ) f 1 ( F o a m c y l i n d e r p l a s t i c ) & f 1 ( D i s k A c r y l inf l e x i b i l i t y ) f n ( F o a m c y l i n d e r p l a s t i c ) & f n + 1 ( D i s k A c r y l inf l e x i b i l i t y ) f 2 ( C o n e p l a s t i c f o a m ) ,

где ≡ - функциональная связь между двумя последовательно расположенными функциональными структурами;

фиксируют на стержнях f1-n+2(Bar), которые выполняют с возможностью последовательного их соединении, а после формирования пенопластового сосуда или в процессе его формирования также посредством акрила выполняют фиксацию конических сосудов f 1,2 ( H o l l o w A c r y l c o n e ) , а в нижние части пенопластовых блоков посредством акрила фиксируют нижние части акрилового сосуда цилиндрического сосуда f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) и верхние части акрилового цилиндрического сосуда f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) с выдвижными элементами линейных приводов f1,2(Lineardrive), которые располагают в цилиндрических cосудах f1(Hollowcylinder), с открытой нижней частью которые после погружения в «Н2O» заполняют маслом «Butter».

На фиг. 1 и 2 представлена схемная реализация предложенного способа формирования сосудов с выдвижными устройствами, которые активизируют грузоподъемность надводного транспорта выполняющих перевозку грузов, и она включает стержни f1-n+2(Bar), пенопластовые конические блоки f 1,2 ( C o n e p l a s t i c f o a m ) , цилиндрические пенопластовые блоки f 1 n ( F o a m c y l i n d e r p l a s t i c ) , нижние части акриловых цилиндрических сосудов f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) , верхние части акриловых цилиндрических сосудов f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) , акриловые диски жесткости f1-n+1(Diskinflexibility), выдвижные элементы f 1,2 ( S l i d i n g p a r t L i n e a r d r i v e ) линейных приводов f1,2(1-mLineardrive), которые расположены в цилиндрических сосудах f1(1-mHollowcy'inder) с открытой нижней частью, которые после погружения в Н2O заполняют маслом Butter. На фиг. 3-5 изображена схемная реализация надводного транспорта и она включает платформу 1 с кабиной управления 2 для экипажа, герметичные акриловые сосуды 3, которые выполнены в виде отдельных секций, поперечные полые трубы жесткости 4, подводный аппарат с ходовым винтом 5, цилиндрические сосуды 6→f1(1-mHollowcylinder) (фиг. 1 и 2) с выдвижными элементами f 1,2 ( S l i d i n g p a r t L i n e a r d r i v e ) линейных приводов f1,2(1-mLineardrive) и с маслом Butter позиционно зафиксированы (фиг. 5) на цилиндрическом сосуде 7 и в нижней части платформы 1.

Реализуют способ формирования сосудов с выдвижными устройствами, которые активизируют грузоподъемность надводного транспорта, выполняющего перевозку грузов, следующим образом.

Отдельные элементы полых сосудов для активизации грузоподъемности надводного транспорта выполняют из отдельных элементов полых сосудов, которые выполняют путем заливки акрила в предварительно изготовленные формы двух видов: акриловые сосуды с цилиндрической внутренней и внешней поверхностью и акриловые сосуды с конической внутренней и внешней нелинейно изменяющейся поверхностью, при этом диаметр основания конической поверхности сосуда выполняют равным диаметру цилиндрического сосуда, после чего между двумя последовательно расположенными функциональными структурами конических сосудов f 1,2 ( H o l l o w A c r y l c o n e ) располагают соосно 1-n функциональные структуры цилиндрических сосудов f 1 n ( H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) и выполняют герметичное их соединение между собой. При этом акриловые цилиндрические сосуды f 1 n ( H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) выполняют из нижней части f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) и верхней части f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) , которые выполняют с возможностью фиксации выдвижных элементов линейных приводов f1,2(Lineardrive) для последующей активизации грузоподъемности надводного судна, также изготовляют пенопластовые конические блоки f 1,2 ( C o n e p l a s t i c f o a m ) и пенопластовые цилиндрические блоки f 1 n ( F o a m c y l i n d e r p l a s t i c ) соответствующей конфигурации с осевым отверстием, внешний диаметр которых не больше внутреннего диаметра конических сосудов f 1,2 ( H o l l o w A c r y l c o n e ) и цилиндрических сосудов f 1 n ( H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) , а также изготавливают акриловые диски жесткости f 1 n + 1 ( D i s k A c r y l inf l e x i b i l i t y ) также с осевым отверстием, которые последовательно с цилиндрическими пенопластовыми блоками f 1 n ( F o a m c y l i n d e r p l a s t i c ) посредством акрила в соответствии с математической моделью вида:

f 1 ( C o n e p l a s t i c f o a m ) & f 1 ( D i s k A c r y l inf l e x i b i l i t y ) f 1 ( F o a m c y l i n d e r p l a s t i c ) & f 1 ( D i s k A c r y l inf l e x i b i l i t y ) f n ( F o a m c y l i n d e r p l a s t i c ) & f n + 1 ( D i s k A c r y l inf l e x i b i l i t y ) f 2 ( C o n e p l a s t i c f o a m ) ,

где ≡ - функциональная связь между двумя последовательно расположенными функциональными структурами;

фиксируют на стержнях f1-n+2(Bar), которые выполняют с возможностью последовательного их соединении, а после формирования пенопластового сосуда или в процессе его формирования также посредством акрила выполняют фиксацию конических сосудов f 1,2 ( H o l l o w A c r y l c o n e ) , нижние части акрилового цилиндрического сосуда f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) и верхние части акрилового цилиндрического сосуда f 1 n ( 0.5 H o l l o w A c r y l c y l i n d e r ) с выдвижными элементами линейных приводов f1,2(Lineardrive), которые располагают в цилиндрических сосудах f1(Hollowcylinder), с открытой нижней частью, которые после погружения в Н2O наполняют маслом Butter.

Для формирования надводного транспорта для перевозки грузов (фиг. 3-4) надводную часть корпуса транспортного судна выполняют в виде платформы 1 с кабиной управления 2, которую позиционно располагают и фиксируют над полыми трубами жесткости 4. При этом герметичные акриловые сосуды обтекаемой цилиндрической конфигурации 3 для активизации грузоподъемности позиционно располагают вдоль платформы 1 транспортного судна по одну и другую стороны борта и в средней ее части, и в этом позиционном положении расположен сосуд обтекаемой цилиндрической конфигурации 7 и цилиндрические сосуды 6→f1(1-mHollowcylinder) (фиг. 1 и 2) с выдвижными элементами f 1,2 ( S l i d i n g p a r t L i n e a r d r i v e ) линейных приводов f1,2(1-mLineardrive) и с маслом Butter. При этом подводные аппараты с ходовым винтом 5 располагают и фиксируют между герметичных сосудов обтекаемой цилиндрической конфигурации 3, которые зафиксированы под полыми трубами жесткости 4.

Использование изобретения позволяет путем заливки акрила в предварительно изготовленные формы создать секции для последующего формирования герметичных полых сосудов различных размеров, активизирующих грузоподъемность надводного транспорта, выполняющего перевозку грузов.

Способ формирования сосудов с выдвижными устройствами, которые активизируют грузоподъемность надводного транспорта, выполняющего перевозку грузов, включающий изготовление отдельных элементов полых сосудов, которые выполняют путем заливки акрила в предварительно изготовленные формы двух видов: акриловые сосуды с цилиндрической внутренней и внешней поверхностью и акриловые сосуды с конической внутренней и внешней нелинейно изменяющейся поверхностью, при этом диаметр основания конической поверхности сосуда выполняют равным диаметру цилиндрического сосуда, после чего между двумя последовательно расположенными функциональными структурами конических сосудов располагают соосно «1-n» функциональные структуры цилиндрических сосудов и выполняют герметичное их соединение между собой, отличающийся тем, что акриловые цилиндрические сосуды выполняют из нижней части и верхней части которые выполняют с возможностью фиксации выдвижных элементов линейных приводов для последующей активизации грузоподъемности надводного судна, также изготовляют пенопластовые конические блоки и пенопластовые цилиндрические блоки соответствующей конфигурации с осевым отверстием, внешний диаметр которых не больше внутреннего диаметра конических сосудов и цилиндрических сосудов а также изготавливают акриловые диски жесткости с осевым отверстием, которые последовательно с цилиндрическими пенопластовыми блоками посредством акрила в соответствии с математической моделью вида:

где ≡ - функциональная связь между двумя последовательно расположенными функциональными структурами,
фиксируют на стержнях f1-n+2(Bar), которые выполняют с возможностью последовательного их соединении, а после формирования пенопластового сосуда или в процессе его формирования также посредством акрила выполняют фиксацию конических сосудов а в нижние части пенопластовых блоков посредством акрила фиксируют нижние части акрилового цилиндрического сосуда и верхние части акрилового цилиндрического сосуда с выдвижными элементами линейных приводов которые располагают в цилиндрических сосудах с открытой нижней частью, которые после погружения в воду заполняют маслом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам судоподъёма, в частности к понтонам для подъёма затонувших объектов. Понтон для подъёма затонувших объектов содержит корпус, выполненный в виде торообразных надуваемых оболочек, установленных на водопроницаемой трубе.

Изобретение относится к области доставки автомобилей и бронемашин в зону боевых действий с использованием десантных кораблей. Для десантирования бронемашин в зону боевых действий погружают бронемашины на десантный корабль и доставляют их в прибрежную зону боевых действий.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в плавучих объектах, предназначенных для проведения работ широкого спектра назначения. Предложено устройство для соединения корпусов плавучих объектов, содержащее балки швеллерного сечения, вваренные в стыкуемые поверхности соединяемых корпусов, с попарно закрепленными на балках упорами с приваренными к ним распорами и упорами со стыковочными отверстиями, при этом балка с упорами составляет направляющую конструкцию для перемещения клинового стопора, который в своем нижнем положении фиксирует распор одного корпуса в стыковочном отверстии другого, клиновый стопор включает в себя клин, который при перемещении вниз входит в наклонные пазы, образованные внутренней поверхностью упора, имеющего отверстие, и поверхностью распора, и основание, которое фиксируется в нижнем положении.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при изготовлении герметичных полых сосудов, активизирующих грузоподъемность надводного транспорта.

Группа изобретений относится к конструкциям плавающих бассейнов для купания людей. Плавающий бассейн содержит ёмкость и понтоны, соединённые одной стороной с верхним краем ёмкости и расположенные по его периметру.

Изобретение относится к плавучим средствам, предназначенным для специальных целей, а именно к понтонам, плавучим докам, в частности к плавучим парковочным платформам.
Изобретение относится к конструкции глубоководных буровых нефтегазовых платформ, предназначенных для использования в условиях арктического шельфа. Полупогружная буровая платформа катамаранного типа размещена на двух понтонах, корпус которой поддерживают стабилизирующие колонны и натяжное вертикальное якорное крепление, с компьютерным динамическим позиционированием при использовании подводных движителей.

Изобретение относится к средствам освоения континентального шельфа. Морская плавучая платформа содержит подводный водоизмещающий модуль, поддерживающий надводный модуль посредством жестких опорных колонн со связующими элементами, и натяжные связи, закрепленные на донных якорях.

Изобретение относится к плавучим средствам, предназначенным для специальных целей, а именно к понтонам, плавучим докам, плотам и другим плавучим сооружениям. Плавучая платформа содержит соединенные по крайней мере одним элементом крепления по крайней мере два плавучих элемента, состоящих каждый из по крайней мере двух боковых граней с по крайней мере одним вертикальным выступом на каждой, из по крайней мере двух боковых граней с по крайней мере одной вертикальной впадиной на каждой, соответствующей вертикальному выступу, из верхней грани и днища, образующих вместе пустотелый корпус с по крайней мере одной проушиной для размещения элемента крепления.

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, к наплавным мостам и паромам. Наплавной мост содержит береговые звенья со сходнями, речные звенья, аппарели, переходные звенья.

Изобретение относится к кораблестроению и может быть использовано при изготовлении герметичных сосудов, активизирующих грузоподъемность надводного транспорта. Способ удержания подводных буровых систем над донной поверхностью морей и океанов включает общий корпус и отдельные элементы полых сосудов сферической формы и гребные винты.

Изобретение относится к области судостроительной техники, а именно к транспортным судам, предназначенным для погрузки, транспортировки и выгрузки самоходной и плавающей техники и базирования вертолетов.

Изобретение относится к кораблестроению и может быть использовано как при изготовлении гребных винтов для различных судов. Для изготовления гребного винта спиралевидной формы выполняют вал винта с возможностью вращения, на поверхности которого последовательно располагают лопасти грибного винта корпуса судна.

Изобретение относится к кораблестроению и может быть использовано в технологическом процессе изготовления гребных винтов для различных судов. Для минимизации кавитационного эффекта на поверхности гребного винта различных судов посредством повышения его мощности выполняют вал винта с возможностью вращения, на поверхности которого располагают лопасть грибного винта.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при выполнении перевозки грузов надводным транспортом. Предложен способ реактивного движения грузового судна и повышения его маневренности в ограниченной водной зоне, включающий параллельное расположение корпуса основного транспортного судна с надводной частью и с членами экипажа и корпуса дополнительного транспортного судна с надводной частью без членов экипажа для размещения перевозимого груза, которые соединяют между собой общими полыми трубами жесткости, с нижней части которых располагают и фиксируют герметичные воздушные сосуды обтекаемой цилиндрической конфигурации для активизации грузоподъемности надводного транспорта, один из которых располагают между основным и дополнительным транспортным судном с надводной частью, к полым трубам жесткости фиксируют первый и второй подводный аппарат, которые располагают под корпусом основного и дополнительного транспортного судна, соответственно, и выполняют в виде трубы, один конец которой располагают в кормовой части транспортного судна, а другой в носовой части транспортного судна, внутри которых на противоположных концах трубы фиксируют ходовые винты для перемещения воды внутри трубы из носовой части в кормовую ее часть.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при выполнении перевозки грузов надводным транспортом. Предложен способ реактивного движения грузового судна и повышения его маневренности в ограниченной водной зоне, включающий параллельное расположение корпуса основного транспортного судна с надводной частью и с членами экипажа и корпуса дополнительного транспортного судна с надводной частью без членов экипажа для размещения перевозимого груза, которые соединяют между собой общими полыми трубами жесткости, с нижней части которых располагают и фиксируют герметичные воздушные сосуды обтекаемой цилиндрической конфигурации для активизации грузоподъемности надводного транспорта, один из которых располагают между основным и дополнительным транспортным судном с надводной частью, к полым трубам жесткости фиксируют первый и второй подводный аппарат, выполненные в виде соосных внешней и внутренней труб, которые располагают с возможностью вращения внутренней трубы относительно внешней трубы, внутри внутренней трубы фиксируют одну спиралевидную лопасть или несколько последовательных спиралевидных лопастей с соосным трубе сквозным отверстием, один конец подводного аппарата располагают под кормовой частью основного и дополнительного транспортного судна соответственно, а второй конец подводного аппарата располагают под носовой их частью для перемещения воды внутри подводных аппаратов из носовой их части в кормовую их часть для создания реактивной тяги.

Изобретение относится к кораблестроению и может быть использовано для установки гребных винтов, для различных судов. Способ установки гребного винта спиралевидной формы, в котором выполняют вал винта с возможностью вращения, на поверхности которого последовательно располагают лопасти грибного винта.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при изготовлении герметичных полых сосудов, активизирующих грузоподъемность надводного транспорта.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при выполнении перевозки грузов надводным транспортом. Предложен способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов, включающий корпус транспортного судна с надводной частью и с кабиной управления для размещения перевозимого груза, который посредством полых труб жесткости фиксируют с герметичными воздушными сосудами обтекаемой конфигурации для активизации грузоподъемности надводного транспорта, надводную часть корпуса транспортного судна выполняют в виде платформы, которую позиционно располагают и фиксируют над полыми трубами жесткости, герметичные воздушные сосуды обтекаемой конфигурации для активизации грузоподъемности, которые выполняют в виде эллипса или тороидальной формы, герметично закрывают сверху и снизу крышками сферической формы и располагают их вдоль платформы транспортного судна, первый подводный аппарат с ходовым винтом и второй подводный аппарат с ходовым винтом позиционно располагают и фиксируют по обе стороны герметичных воздушных сосудов обтекаемой конфигурации в кормовой части платформы и в носовой части платформы соответственно для выполнения маневра надводного транспорта в ограниченной водной области.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при выполнении перевозки грузов надводным транспортом. Предложен способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов, включающий корпус транспортного судна с надводной частью и с кабиной управления для размещения перевозимого груза, который посредством полых труб жесткости фиксируют с герметичными воздушными сосудами обтекаемой цилиндрической конфигурации для активизации грузоподъемности надводного транспорта, надводную часть корпуса транспортного судна выполняют в виде платформы, которую позиционно располагают и фиксируют над полыми трубами жесткости, при этом герметичные воздушные сосуды обтекаемой цилиндрической конфигурации для активизации грузоподъемности позиционно располагают вдоль платформы транспортного судна по обе стороны борта платформы, первый подводный аппарат с ходовым винтом и второй подводный аппарат с ходовым винтом позиционно располагают и фиксируют под герметичными воздушными сосудами обтекаемой цилиндрической конфигурации в кормовой ее части и в носовой ее части соответственно для выполнения маневра надводного транспорта в ограниченной водной области.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении герметичных сосудов, активизирующих грузоподъемность надводного транспорта. Предложен способ формирования сосудов, которые активизируют грузоподъемность надводного транспорта, выполняющего перевозку грузов, согласно которому путем заливки акрила в формы изготавливают отдельные элементы полых сосудов с цилиндрической и конической поверхностью. Перед расположением акриловых конических сосудов f 1 ,2 (Hollow Acryl cone ) и цилиндрических сосудов f 1-n (Hollow Acryl cylinder ) в логической последовательности в соответствии с математической моделью вида f 1 (Hollow Acryl cone ) ≡ f 1-n (Hollow Acryl cylinder ) ≡ f 2 (Hollow Acryl cone ) , где ≡ - функциональная связь между двумя последовательно расположенными акриловыми сосудами, внутри них фиксируют пенопластовые конические блоки и пенопластовые цилиндрические блоки соответствующей конфигурации с соосными стержнями f1-n+2(Bar), которые выполняют с возможностью последовательного их соединения, и между двумя последовательно расположенными акриловыми сосудами на соосном стержне f1-n+2(Bar) фиксируют акриловые диски жесткости и выполняют общую сборку сосуда, активизирующего грузоподъемность надводного транспорта. Технический результат заключается в повышении надежности сосудов, которые активизируют грузоподъемность надводного транспорта. 4 ил.
Наверх