Стрелковое оружие
Изобретение относится к вооружению, а именно к стрелковому оружию. Затвор или затворная рама имеют продольные насечки в виде зубьев храповика, обращенных назад. Оружие имеет напротив этих насечек храповое колесо, расположенное на подпружиненном рычаге, или на неподвижной оси, но снабженное муфтой обратного хода. Храповое колесо связано с диссипативным устройством. Достигается повышение надежности работы, а также уменьшение габаритов оружия. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к стрелковому и артиллерийскому оружию, в основном к снайперским винтовкам. Следует отметить одну особенность изобретения - оно составлено без привычного разделения на собственно «оружие», то есть стреляющее устройство, и боеприпас - пуля, снаряд, патрон, картузный заряд, или артиллерийский выстрел. Это обусловлено тем, что в данном случае предъявляются взаимные конструктивные требования к стреляющему устройству и к пуле, пыжу, гильзе, заряду. «Оружием» все это становится только собранное вместе.
Известны снайперские винтовки с ручным перезаряжанием. Они обладают хорошей кучностью боя, но недостаточной скорострельностью. Известно автоматическое оружие с неподвижным стволом, см., например, пат. №2441190, но в нем некоторые детали механизма перезарядки начинают двигаться еще до выхода пули из ствола, что вызывает смещение ствола и ухудшает кучность боя. Известны образцы оружия, перезаряжание в которых происходит с помощью отката ствола, но даже небольшие погрешности в кинематике отката резко снижают точность выстрела.
Задача и технический результат изобретения - улучшение надежности работы оружия.
Иногда бывает нужно замедлить движение затвора вперед, например в варианте 5, в котором боек имеет значительную длину и инерцию. Для этого затвор или затворная рама имеют продольные насечки в виде зубьев храповика, обращенных назад, а оружие имеет напротив этих насечек храповое колесо, расположенное на подпружиненном рычаге или расположенное на неподвижной оси, но снабженное муфтой обратного хода, причем храповое колесо связано с диссипативным устройством.
Таким диссипативным устройством может быть фрикционная муфта, или гидравлическая муфта, или крыльчатка вентилятора, или магнитный демпфер в виде алюминиевого колеса, расположенного между двух-четырех-шести полюсов постоянного магнита.
То есть в любом случае храповое колесо в одну сторону крутится легко, проскальзывая по зубьям затвора или прокручиваясь вхолостую на обгонной муфте, а в другую сторону при движении затвора вперед оно крутится с усилием, замедляя накат затвора вперед.
См. фиг. 1, где: 1 - ствол, 2 - патрон в стволе, 3 - патрон в магазине, 4 - неподвижная часть затвора, 5 - подвижная часть затвора, 9 - насечки на цилиндре 6, являющемся массивной частью подвижного затвора 5. В подвижной части затвора имеется боек 7, по которому бьет электромагнит 8. Около насечек на подпружиненном пружиной 10 рычаге 11 расположено храповое колесо 12, соединенное с диссипативным устройством (не показано).
Работает оружие так: храповое колесо в одну сторону крутится легко, проскальзывая по зубьям затвора или прокручиваясь вхолостую на обгонной муфте, а в другую сторону при движении затвора вперед оно крутится с усилием, замедляя накат затвора вперед.
Это решение позволяет несколько уменьшить габарит оружия назад от заднего среза ствола и повысить его надежность за счет большего времени, располагаемого для поднятия из магазина следующего патрона. Оно применимо и в других видах оружия, например, для уменьшения скорострельности автоматического оружия.
1. Стрелковое оружие, состоящее из стреляющего устройства, пули, пороха и, возможно, пыжа, отличающееся тем, что затвор или затворная рама имеют продольные насечки в виде зубьев храповика, обращенных назад, а оружие имеет напротив этих насечек храповое колесо, расположенное на подпружиненном рычаге или расположенное на неподвижной оси, но снабженное муфтой обратного хода, причем храповое колесо связано с диссипативным устройством.
2. Оружие по п. 1, отличающееся тем, что диссипативным устройством является фрикционная муфта, или гидравлическая муфта, или крыльчатка вентилятора, или магнитный демпфер в виде алюминиевого колеса, расположенного между двух полюсов магнита.