Катер буксирно-моторный и способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного (варианты)

Изобретение относится к области судостроения и касается буксирных судов, предназначенных для вождения на воде плавучих средств, в частности понтонов. Предложен катер буксирно-моторный, который содержит корпус, рубку, механическую установку, состоящую из одного или двух параллельно расположенных двигателей, валопровод, движительно-рулевой комплекс и тросовое устройство. Рубка выполнена низкой с большими скатами как в носовом, так и в кормовом направлении, остекление рубки выполнено прочным, боковые поверхности рубки скруглены. Палуба плоская, без выступающих частей, люк в машинное отделение увеличен. Тросовое швартовное устройство выполнено из двух лебедок, двух тросов и четырех направляющих, расположенных на носу и на корме катера. Предложены также варианты осуществления буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного с использованием указанного тросового швартовного устройства. Достигается улучшение эксплуатационных качеств катера, упрощение швартовного устройства, повышение безопасности выполнения работы, повышение эффективности буксировки. 6 н.п. ф-лы, 7 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания судов и прочих плавучих средств, а именно буксиров, предназначенных для вождения на воде плавучих средств, в частности к способу буксировки понтона.

Известен катер буксирно-моторный, содержащий корпус, рубку, механическую установку, валопровод, движительно-рулевой комплекс и счальное носовое устройство, выполненное в виде двух консолей, шарнирно соединенных с корпусом и снабженных механизмом поворота. Механизм поворота каждой консоли выполнен в виде гидроцилиндра, корпус которого шарнирно соединен с кронштейном на носовой части катера, а его шток посредством оси соединен с двумя тягами, одна из которых шарнирно прикреплена к корпусу катера, а вторая тяга шарнирно соединена с установленной на консоли силовой коробкой, в направляющих которой размещены запорные выдвижные штыри с рукоятками-фиксаторами. Достигается повышение безопасности выполнения работы и сокращение трудозатрат по переводу счального носового устройства из транспортного положения в рабочее и обратно.

Недостатками данного решения является габаритные размеры рубки, не позволяющие свободно передвигаться между носовой и кормовой частями, а так же то, что она значительно выступает вверх относительно палубы, выступающие части капа машинного отделения, все это снижает безопасность передвижения в процессе выполнения работ. Расположение счального устройства только на носу снижает эффективность и возможности буксировки.

Раскрытие изобретения.

Задачей предлагаемого решения является повышение эксплуатационных качеств катера, упрощение швартового устройства, повышение безопасности выполнения работы, повышение эффективности буксировки, снижение трудозатрат.

Решение указанных задач достигается тем, что в катере буксирно-моторном, содержащем корпус, рубку, механическую установку, состоящую из одного или двух параллельно расположенных двигателей, валопровод, движительно-рулевой комплекс и тросовое устройство,

рубка выполнена низкой с большими скатами как в носовом так и в кормовом направлении, остекление рубки выполнено прочным, что позволяет свободно перемещаться по всему катеру, в том числе и по самой рубке, кроме того облегчат спуск/подъем например с/на причал, или буксируемое плавучее средство увеличивает безопасность,

кроме того боковые поверхности рубки скруглены, что позволят свободно двигаться тросам швартового устройства;

палуба плоская, без выступающих частей капа машинного отделения, что обеспечивает удобство и безопасность передвижения и работы экипажа;

увеличенный люк в машинное отделение обеспечивает удобство доступа к двигателям и оборудованию, а также удобство их замены при ремонте;

тросовое швартовое устройство выполнено из двух лебедок, двух тросов и четырех направляющих, расположенных как на носу так и на корме катера, обеспечивает удобство швартовки катера к понтону любым бортом, носом или кормой как вплотную, так и на расстоянии.

При помощи заявленного способа, решаются поставленные задачи сокращения трудозатрат, повышается эффективности буксировки, повышается безопасность выполняемых работ, а именно за счет того, что используется упрощенное тросовое швартовое устройство, расположенное как на носу, так и на корме катера, позволяющее после первого раскрепления тросов на понтоне переставить катер в четыре положения относительно понтона: правым бортом, левым бортом, кормой, носом, без перекрепления тросов к понтону, без перестановки тросов на буксируемом понтоне. Крепление тросов к понтону происходит один раз, все остальные операции производятся на катере. При такой строповке и работе лебедок и катера нет необходимости держать на понтоне матроса, что соответственно снижает трудозатраты.

Краткое описание чертежей

Фиг. 1 - схематичное изображение катера буксирно-моторного, вид сбоку;

фиг. 2 - схематичное изображение катера буксирно-моторного, вид сверху;

фиг. 3 - разрез АА, обозначенный на фиг. 1;

фиг. 4 - схематичное изображение процесса буксировки плавучего средства катером буксирно-моторным в направлении движения назад (задним ходом);

фиг. 5 - схематичное изображение процесса буксировки плавучего средства катером буксирно-моторным в направлении движения вправо;

фиг. 6 - схематичное изображение процесса буксировки плавучего средства катером буксирно-моторным в направлении движения влево;

фиг. 7 - схематичное изображение процесса буксировки плавучего средства катером буксирно-моторным в направлении движения вперед;

Обозначение элементов:

1 - катер;

2 - рубка;

3 - палуба;

4 - двигатель;

5 - остекление рубки;

6 - движительно-рулевой комплекс;

7- люк машинного отделения;

8 - лебедка правая;

9 - лебедка левая;

10 - кормовая направляющая правая;

11 - кормовая направляющая левая;

12 - носовая направляющая правая;

13- носовая направляющая левая;

14 - трос правый;

15 - трос левый;

16 - понтон;

17 - крепление троса к понтону правое;

18 - крепление троса к понтону левое;

19 - нос;

20 - корма.

Осуществление заявленного изобретения

Заявленный катер буксирно-моторный работает следующим образом. Катер (1) спускают на воду, запускают двигатели (4) (фиг. 3), подводят носом (19) к понтону (16) (фиг. 4) на шаговую досягаемость, трос правый (14) закрепляют на понтоне (16) в крепление (17), трос левый (15) закрепляют на понтоне (16) в крепление (18), проводя их в зависимости от направления движения через направляющие (10), (11), (12), (13) (фиг. 4), (фиг. 5), (фиг. 6), (фиг. 7). При помощи лебедок (8), (9) (фиг. 1), (фиг. 2) и движительно-рулевого комплекса (6) (фиг. 3) корректируют расположение катера (1) относительно понтона (16) (фиг. 4), (фиг. 5), (фиг. 6), (фиг. 7). Буксируют понтон. При необходимости смены направления движения или местоположения катера относительно понтона тросы (14), (15) проводят через другие направляющие (10), (11), (12), (13) (фиг. 4), (фиг. 5), (фиг. 6), (фиг. 7) без перекрепления тросов к понтону, без перестановки тросов на буксируемом понтоне. При этом экипаж при осуществлении действий по закреплению тросов беспрепятственно перемещается по всей палубе (3) (фиг. 1), (фиг. 2), в том числе и по рубке (2), по ее остеклению (5) (фиг. 1), (фиг. 2), скругленные боковые поверхности рубки не препятствую свободному движению тросов (14), (15) в процессе корректировки.

Осуществление способа

Пример 1

Для осуществления буксирования задним ходом (спереди) катер (1) носом (19) подходит к понтону (16) (фиг. 4) на шаговую досягаемость. Используют тросовое швартовое устройство, выполненное из двух лебедок, расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов и четырех направляющих, расположенных на носу и на корме катера, трос правый (14) вытягивают из лебедки правой (8), проводят через носовую направляющую правую (12) и закрепляют на понтоне (16) в крепление правое(17), трос левый (15) вытягивают из лебедки левой (9), проводят через носовую направляющую левую (13) и закрепляют на понтоне (16) в крепление левое (18). Катер (1) начинает движение задним ходом и буксирует понтон за собой.

По необходимости для осуществления буксирования по левому борту (вправо) из положения буксирование «задним ходом» (фиг. 4) трос левый (15) снимают с носовой направляющей левой (13) и заводят в кормовую направляющую левую (11), трос правый (14) заводят в носовую направляющую левую (13), не снимая с носовой направляющей правой (12). Тросы (14), (15) остаются закрепленными к понтону (16) в местах (18), (19). Лебедками (8), (9) вытягивают тросы (14), (15), разворачивают катер (1) и подтягивают его к понтону (16) левым бортом, (фиг. 5) катер (1) движется вперед, плотно прижатый к понтону (16), буксируя его с левого борта передним или задним ходом и поворачивая в любом направлении.

По необходимости для буксирования по правому борту (влево) из положения буксирования «задним ходом» (фиг. 4) осуществляют следующие действия: трос правый (14) снимают с носовой направляющей правой (12) и заводят в кормовую направляющую правую (10), трос левый (15) заводят в носовую направляющую правую (12), не снимая с носовой направляющей левой (13). Тросы (14), (15) остаются закрепленными к понтону (16) в местах (18), (19). Лебедками (8), (9) вытягивают тросы (14), (15), разворачивают катер (1) и подтягивают его к понтону (16) правым бортом (фиг. 6), катер (1) движется вперед, плотно прижатый к понтону (16), буксируя его с правого борта передним или задним ходом и поворачивая в любом направлении.

По необходимости для буксирования передним ходом (сзади), из положения буксирования «задним ходом» трос левый (15) снимают с носовой направляющей левой и перекидывают на кормовую направляющую правую (10) (фиг. 4), трос правый (14) снимают с носовой направляющей правой и перекидывают на кормовую направляющую левую (11). Катер (1) за счет своего движительно-рулевого комплекса разворачивается на месте и буксирует понтон за собой передним ходом, поворачивая в любом направлении (фиг. 7).

Пример 2

Способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного (фиг. 4). Катер (1) носом (19) подходит к понтону (16) на шаговую досягаемость. Катер (1) швартуют к понтону (16), используя тросовое швартовое устройство, выполненное из двух лебедок (8), (9), расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов (14), (15) и четырех направляющих, расположенных на носу (12), (13) и на корме катера (10), (11), трос правый (14) вытягивают из лебедки правой (8), проводят через носовую направляющую правую (12) и закрепляют на понтоне (16) в крепление правое (17), трос левый (15) вытягивают из лебедки левой (9), проводят через носовую направляющую левую (13) и закрепляют на понтоне в крепление левое (18). Катер (1) движется задним ходом и буксирует плавучее средство за собой.

Пример 3

Способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного (фиг. 5). Катер (1) носом (19) подходит к понтону (16) на шаговую досягаемость. Катер (1) швартуют к понтону (16), используют тросовое швартовое устройство, выполненное из двух лебедок (8), (9), расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов (14), (15) и четырех направляющих, расположенных на носу (12), (13) и на корме (10), (11) катера, трос левый (15) вытягивают из лебедки левой (9), проводят через кормовую направляющую левую (11) и закрепляют на понтоне в крепление левое (18), трос правый (14) вытягивают из лебедки правой (8), проводят через носовую направляющую правую (12) и носовую направляющую левую (14) и закрепляют на понтоне в крепление правое (17), лебедками левой (9) и правой (8) вытягивают тросы левый (15) и правый (14), разворачивают катер (1) и подтягивают его к понтону (16) левым бортом, катер (1) буксирует понтон с левого борта передним или задним ходом, поворачивая в любом направлении.

Пример 4

Способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного (фиг. 6). Катер (1) носом (19) подходит к понтону (16) на шаговую досягаемость. Катер (1) швартуют к понтону (16), используют тросовое швартовое устройство, выполненное из двух лебедок (8), (9), расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов (14), (15) и четырех направляющих, расположенных на носу (12), (13) и на корме (10), (11) катера, трос левый (15) вытягивают из лебедки левой (9), проводят через носовую направляющую левую (13) и носовую направляющую правую (12) и закрепляют на понтоне в крепление левое (18), трос правый (14) вытягивают из лебедки правой (8), проводят через кормовую направляющую правую (10) и закрепляют на понтоне в крепление правое (17), лебедками левой (9) и правой (8) вытягивают тросы левый (15) и правый (15), разворачивают катер (1) и подтягивают его к понтону (16) правым бортом, катер (1) буксирует понтон с правого борта передним или задним ходом, поворачивая в любом направлении;

Пример 5

Способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного (фиг. 7). Катер (1) носом (19) подходит к понтону (16) на шаговую досягаемость. Катер (1) швартуют к понтону (16), используют тросовое швартовое устройство, выполненное из двух лебедок (8), (9), расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов (14), (15) и четырех направляющих, расположенных на носу (12), (13) и на корме (10), (11) катера, трос левый (15) вытягивают из лебедки левой (9), проводят через кормовую направляющую правую (10) и закрепляют на понтоне в крепление левое (18), трос правый (14) вытягивают из лебедки правой (8), проводят через кормовую направляющую левую (11) и закрепляют на понтоне в крепление правое (17). Катер (1) за счет своего движительно-рулевой комплекса разворачивается на месте таким образом, пока корма (20) не повернется к понтону, и буксирует понтон за собой передним ходом, поворачивая в любом направлении.

Использование заявляемого технического решения позволит облегчить работу экипажа катера в процессе буксировки, повысить безопасность перемещения в процессе строповки, сократить трудозатраты, повысить эффективность буксировки.

1. Катер буксирно-моторный, содержащий корпус, рубку, механическую установку, состоящую из одного или двух параллельно расположенных двигателей, валопровод, движительно-рулевой комплекс и тросовое устройство, отличающийся тем, что рубка выполнена низкой с большими скатами как в носовом, так и в кормовом направлении, остекление рубки выполнено прочным, боковые поверхности рубки скруглены, палуба плоская, без выступающих частей, люк в машинное отделение увеличен, тросовое швартовное устройство выполнено из двух лебедок, двух тросов и четырех направляющих, расположенных на носу и на корме катера.

2. Способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного, включающий соединение катера с плавучим средством и буксировку, отличающийся тем, что используют тросовое швартовное устройство, выполненное из двух лебедок, расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов и четырех направляющих, расположенных на носу и на корме катера, для буксировки плавучего средства задним ходом (спереди) трос правый вытягивают из лебедки правой, проводят через носовую направляющую правую и закрепляют на понтоне в крепление правое, трос левый вытягивают из лебедки левой, проводят через носовую направляющую левую и закрепляют на понтоне в крепление левое, катер движется задним ходом и буксирует плавучее средство за собой; для буксировки плавучего средства по левому борту трос левый снимают с носовой направляющей левой и заводят в кормовую направляющую левую, трос правый заводят в носовую направляющую левую, не снимая с носовой направляющей правой, при этом тросы правый и левый остаются закрепленными к плавучему средству, лебедками левой и правой вытягивают тросы левый и правый, разворачивают катер и подтягивают его к понтону левым бортом, катер буксирует плавучее средство по левому борту передним или задним ходом и поворачивая в любом направлении; для буксировки плавучего средства по правому борту из положения буксировки задним ходом трос правый снимают с носовой направляющей правой и заводят в кормовую направляющую правую, трос левый заводят в носовую направляющую правую, не снимая с носовой направляющей левой, тросы правый и левый остаются закрепленными к плавучему средству, лебедками правой и левой вытягивают тросы правый и левый, разворачивают катер и подтягивают его к понтону правым бортом, катер буксирует плавучее средство по правому борту передним или задним ходом и поворачивая в любом направлении; для буксировки плавучего средства передним ходом (сзади) из положения буксировки задним ходом трос левый снимают с носовой направляющей левой и перекидывают на кормовую направляющую правую, трос правый снимают с носовой направляющей правой и перекидывают на кормовую направляющую левую, при этом тросы правый и левый остаются закрепленными к плавучему средству, катер за счет своего движительно-рулевого комплекса разворачивается на месте и буксирует понтон за собой передним ходом, поворачивая в любом направлении.

3. Способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного, включающий соединение катера с плавучим средством и буксировку, отличающийся тем, что используют тросовое швартовное устройство, выполненное из двух лебедок, расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов и четырех направляющих, расположенных на носу и на корме катера, трос правый вытягивают из лебедки правой, проводят через носовую направляющую правую и закрепляют на понтоне в крепление правое, трос левый вытягивают из лебедки левой, проводят через носовую направляющую левую и закрепляют на понтоне в крепление левое, катер начинает движение задним ходом и буксирует плавучее средство за собой.

4. Способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного, включающий соединение катера с плавучим средством и буксировку, отличающийся тем, что используют тросовое швартовное устройство, выполненное из двух лебедок, расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов и четырех направляющих, расположенных на носу и на корме катера, трос левый вытягивают из лебедки левой, проводят через кормовую направляющую левую и закрепляют на понтоне в крепление левое, трос правый вытягивают из лебедки правой, проводят через носовую направляющую правую и носовую направляющую левую и закрепляют на понтоне в крепление правое, лебедками левой и правой вытягивают тросы левый и правый, разворачивают катер и подтягивают его к понтону левым бортом, катер движется, плотно прижатый к плавучему средству, буксируя его с левого борта передним или задним ходом и поворачивая в любом направлении.

5. Способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного, включающий соединение катера с плавучим средством и буксировку, отличающийся тем, что используют тросовое швартовное устройство, выполненное из двух лебедок, расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов и четырех направляющих, расположенных на носу и на корме катера, трос левый вытягивают из лебедки левой, проводят через носовую направляющую левую и носовую направляющую правую и закрепляют на понтоне в крепление левое, трос правый вытягивают из лебедки правой, проводят через кормовую направляющую правую и закрепляют на понтоне в крепление правое, лебедками левой и правой вытягивают тросы левый и правый, разворачивают катер и подтягивают его к понтону правым бортом, катер движется, плотно прижатый к плавучему средству, буксируя его с правого борта передним или задним ходом и поворачивая в любом направлении.

6. Способ буксировки плавучих средств при помощи катера буксирно-моторного, включающий соединение катера с плавучим средством и буксировку, отличающийся тем, что используют тросовое швартовное устройство, выполненное из двух лебедок, расположенных по одной в середине каждого борта, двух тросов и четырех направляющих, расположенных на носу и на корме катера, трос левый вытягивают из лебедки левой, проводят через кормовую направляющую правую и закрепляют на понтоне в крепление левое, трос правый вытягивают из лебедки правой, проводят через кормовую направляющую левую и закрепляют на понтоне в крепление правое, катер буксирует понтон за собой передним ходом, поворачивая в любом направлении.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к системам энергопитания, снабжающим суда электроэнергией. Модуль для производства электрической энергии для основного судна 1 обеспечивает подачу энергии, необходимой для передвижения основного судна 1.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в любой ледовой обстановке.

Изобретение относится к судостроению и касается создания модульных барж. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу и устройству для соединения судна другим судном. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам моторизации понтонных парков. .

Изобретение относится к судам и прочим плавучим средствам, а именно к буксирам. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно к буксирам. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции буксирных судов для ввода кораблей в док. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к буксирам. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам вождения судов методом толкания. .

Группа изобретений относится к системам энергопитания, снабжающим суда электроэнергией. Модуль для производства электрической энергии для основного судна 1 обеспечивает подачу энергии, необходимой для передвижения основного судна 1.

Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано при проектировании, строительстве и эксплуатации судов. Судно переднеприводное с аэродинамической разгрузкой выполнено продольно-сочлененным, двухкорпусным.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к барже-буксирным составам. Предложен барже-буксирный состав из буксира-толкача (БТ) и баржи, состыкованных посредством автоматического сцепного устройства.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. При ледовом плавании судов ледового и неледового класса предварительно суда неледового класса размещают в суда-доки ледового класса, после чего все суда ледового класса вместе с ледоколом соединяют в кильватерную колонну «в упор» введением носовой части судна в кормовую выемку впереди идущего судна и стыковки с помощью унифицированного стыковочного узла.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к морским судам-бункеровщикам, предназначенным для бункеровки морских судов, а также касается вопросов транспортировки сжиженного природного газа (СПГ).

Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим буровым установкам. Обеспечивает снижение энергозатрат при перемещении плавучей буровой установки по мелководью и вытаскивании ее на твердое основание с незначительным уклоном.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для транспортировки несамоходных судов, барж методом толкания. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания модульных барж. .

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировании айсбергов. .

Изобретение относится к подводной технике, а именно к подводным поисковым буксируемым системам. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к многокорпусным судам. Предложено судно, состоящее из множества корпусов, скрепленных между собой последовательно с помощью шарнирных соединений, представляющих собой выпуклую поверхность в виде шарового сегмента в носовой части и вогнутую поверхность в виде шарового сегмента в кормовой части судна, которые свободно входят друг в друга и закрепляются с помощью стержня и фиксирующего устройства. Управление корпусами осуществляется с помощью тросов, закрепленных жестко концами на одном корпусе и проходящих петлей через клюзы предыдущего корпуса, которые в средней части имеют цепную вставку, с помощью которой зубчатым механизмом тросы перемещаются и меняют положение корпусов относительно курса. Для надежной управляемости многокорпусным судном каждый корпус оборудуется не менее чем двумя движителями, расположенными по бокам. Технический результат заключается в улучшении ходовых характеристик и управляемости многокорпусного судна. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх