Рессора основной опоры шасси легкого самолета

Изобретение относится к области авиации и касается рессоры основной опоры шасси легкого самолета. Рессора изготовлена из полимерного композиционного материала (ПКМ) и состоит из двух жестко соединенных между собой оболочек. Рессора выполнена пустотелой. Каждая из оболочек выполнена толстостенной с переменным углом выкладки ортотропных слоев по толщине оболочки, реализуемым поочередным симметричным выкладыванием слоев ПКМ таким образом, чтобы главная ось ортотропии с наибольшим нормальным модулем упругости слоя образовывала угол с продольным направлением рессоры, имеющий для внутренних слоев минимальное значение и монотонно увеличивающийся по мере приближения к наружной поверхности таким образом, чтобы при изгибе рессоры все ее слои были равнопрочными. Достигается снижение лобового сопротивления в полете при минимально возможной массе, обеспечение достаточной жесткости при изгибе и кручении, эффективное демпфирование. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, а именно к самолетостроению.

Заявляемая система представляет собой рессору основной опоры шасси легкого самолета, предназначенную для смягчения ударов, возникающих при приземлении вследствие наличия вертикальной скорости снижения и при пробеге или разбеге по неровной поверхности.

К рессоре шасси предъявляются следующие специфические требования:

1. Рессора должна обеспечивать свободное передвижение и достаточную устойчивость и управляемость самолета на земле.

2. Рессора должна обеспечивать минимальное лобовое сопротивление в полете и минимально возможную массу.

3. Размеры и компоновка рессоры в составе шасси на самолете должны обеспечивать достаточное расстояние от концов лопастей винтов до поверхности земли, а также посадочный угол атаки.

4. Рессора должна обеспечивать поглощение работы, предписанной нормами прочности. При этом большая часть работы должна поглощаться, превращаясь в тепловую энергию.

Известна рессора основной опоры шасси легкого самолета Су-26 - аналог (источник http://www.airwar.ru/enc/other/su26.html),представляющая собой пустотелую сварную рессору из титанового сплава ВТ-23 (источник - stroimsamolet.ru/007.php).

Такая рессора получается очень легкой, но титановые сплавы очень чувствительны к концентраторам напряжений, неточности термообработки и нарушениям режимов сварки. Такая стойка должна быть отполирована по всем поверхностям, сварена специальной вакуумной сваркой, термообработана и многократно дефектоскопирована. Все это вместе с дороговизной титана существенно ограничивает целесообразность применения титановых рессор на легких самолетах.

Наиболее близкой к заявляемой рессоре и прототипом является рессора основной опоры шасси легкого самолета TERZI Т-30 КАТANA (источник http://www.airwar.ru/enc/la/t30.html). Основные стойки шасси и хвостовое колесо с амортизацией: плоские листовые рессоры из специального полимерного композиционного материала (ПКМ).

Известно, что рессоры из ПКМ, в том числе плоские листовые рессоры, имеют ряд преимуществ по сравнению с металлическими:

- снижение массы на 50…80%;

- снижение цены на 70…90% (по сравнению с титановыми);

- по демпфирующим свойствам рессоры из ПКМ в 3-8 раз превосходят конструкционные металлы (источник www.ngpedia.ru/id413788р 1.html);

- высокая трещиностойкость (а не катастрофический излом, как при разрушении металлической рессоры);

- высокая коррозионная стойкости в реальных условиях эксплуатации;

- высокая долговечность (в 3-5 раз), и, как следствие, снижение коэффициента замены и ремонта;

- возможность создания принципиально новой конструкции подвески.

Недостатками рессоры-прототипа являются:

- плоские листовые рессоры из ПКМ имеют малую поперечную (изгибную) жесткость (в три раза меньше, чем у металлических рессор), которая приводит к необходимости увеличения их ширины (при равном лобовом сопротивлении) или толщины в полтора раза;

- плоские листовые рессоры из ПКМ имеют в 10 раз меньшую, чем у стали, жесткость при кручении, что объясняется более низким модулем сдвига ПКМ и может приводить к ограничению свободного передвижения и снижению устойчивости и управляемости самолета на земле или увеличению массы рессоры;

- плоские листовые рессоры из ПКМ недостаточно эффективно реализуют демпфирующие свойства полимерных композиционных материалов.

Поставлена задача - создание рессоры основной опоры шасси легкого самолета, эффективно реализующей все преимущества рессор из ПКМ и лишенной недостатков, присущих плоским листовым рессорам из ПКМ и рессорам из титановых сплавов, в первую очередь имеющей минимально возможную массу при заданных жесткостных характеристиках.

Поставленная задача решается за счет того, что рессора основной опоры шасси легкого самолета, изготавливаемая из ПКМ, причем ПКМ может быть выполнен из ткани, ленты или образован намоткой, состоящая из двух жестко соединенных между собой оболочек, выполненная пустотелой, при этом согласно изобретению каждая из оболочек выполнена толстостенной с переменным углом выкладки ортотропных слоев по толщине оболочки, реализуемым поочередным симметричным выкладыванием слоев композиционного материала таким образом, чтобы главная ось ортотропии с наибольшим нормальным модулем упругости слоя образовывала угол с продольным направлением рессоры, имеющий для внутренних слоев минимальное значение и монотонно увеличивающийся по мере приближения к наружной поверхности таким образом, чтобы при изгибе рессоры все ее слои были равнопрочными.

Известно, что модуль упругости ПКМ зависит от углов укладки армирующих волокон, при этом изменяются упругие и прочностные характеристики. Однако зависимости характеристик упругости и прочности от укладки различны. Поэтому, меняя угол укладки, можно получить изделие (рессору) с нужными свойствами. В частности, меняя угол укладки по толщине оболочки, можно получить равнопрочную конструкцию - гарантию достигнутой минимально возможной массы.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 показана схема рессоры основной опоры шасси легкого самолета, где 1 и 2 - верхняя и нижняя толстостенные оболочки,

на фиг. 2 в поперечном сечении рессоры показаны ортотропные слои оболочек с переменным углом выкладки по толщине,

на фиг. 3 изображены эпюры распределения максимальных напряжений при чистом изгибе в нагруженных армирующих волокнах слоев рессоры в случае одинаковой укладки слоев по толщине оболочки (слева) и в случае укладки слоев с расчетными переменными углами по толщине оболочки (справа).

Реализация изобретения осуществляется путем изготовления из ПКМ верхней и нижней оболочек рессоры и их жестким соединением. При этом ПКМ может быть выполнен из ткани, ленты или образован намоткой, а каждая из оболочек выполняется толстостенной с переменным углом выкладки ортотропных слоев ПКМ по толщине оболочки, реализуемым поочередным симметричным выкладыванием слоев ПКМ таким образом, чтобы главная ось ортотропии с наибольшим нормальным модулем упругости слоя образовывала угол с продольным направлением рессоры, имеющий для внутренних слоев минимальное значение и монотонно увеличивающийся по мере приближения к наружной поверхности таким образом, чтобы при изгибе рессоры все ее слои были равнопрочными.

Особенностями приведенной схемы являются:

1. Рессора обеспечивает приемлемо низкое лобовое сопротивление в полете при минимально возможной массе.

2. Рессора обеспечивает достаточную жесткость при изгибе и кручении.

3. Толстостенные оболочки рессоры эффективно реализуют демпфирующие свойства полимерных композиционных материалов.

Предложенная рессора была изготовлена, испытана и доказала свою работоспособность в составе легкого многоцелевого самолета «Ястреб» С-012.

1. Рессора основной опоры шасси легкого самолета, изготовленная из полимерного композиционного материала (ПКМ), состоящая из двух жестко соединенных между собой оболочек, выполненная пустотелой, отличающаяся тем, что каждая из оболочек выполнена толстостенной с переменным углом выкладки ортотропных слоев по толщине оболочки, реализуемым поочередным симметричным выкладыванием слоев композиционного материала таким образом, чтобы главная ось ортотропии с наибольшим нормальным модулем упругости слоя образовывала угол с продольным направлением рессоры, имеющий для внутренних слоев минимальное значение и монотонно увеличивающийся по мере приближения к наружной поверхности таким образом, чтобы при изгибе рессоры все ее слои были равнопрочными.

2. Рессора по п.1, отличающаяся тем, что ПКМ может быть выполнен из ткани, ленты или образован намоткой.



 

Похожие патенты:

Дирижабль // 2575529
Дирижабль включает мягкую оболочку (2) без какой-либо жесткой внутренней структуры, наполненную газом легче воздуха, и гондолу (3). Дирижабль содержит также три опоры для посадки на поверхность и посадочное устройство (5), которое охватывает оболочку (2) с внешней стороны, обеспечивает соединение опор (6а, 6b, 6с) с гондолой (3) и оболочкой (2).

Изобретение относится к штокам шасси летательных аппаратов. Шток шасси содержит трубчатую часть для установки амортизатора и часть для выполнения колесных осей, расположенную на конце трубчатой части и выполненную с возможностью установки на ней механизма крепления колес шасси.

Группа изобретений относится к способу снижения динамической нагруженности транспортного средства. Транспортное средство содержит корпус, амортизационное устройство, систему управления жесткостью и демпфированием амортизационного устройства, систему управления, логико-вычислительную подсистему, оснащенную блоком памяти, сканером.

Летательный аппарат состоит из корпуса и двигателя с выхлопным соплом. Корпус включает отсек для укладки парашюта и механизм выброса парашюта, который имеет вход, соединенный с выходом блока управления выбросом парашюта, и связь с подвижной пластиной, связанной с приводом, вход которого соединен с выходом блока управления приводом.

Изобретение относится к шасси летательных аппаратов с одной носовой или хвостовой стойкой. Шасси содержит стойки с лыжами, при этом шасси имеет носовую и/или хвостовую стойку (стойки) изменяемой длины.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу защиты шасси (1) летательного аппарата, поворотная ось которого имеет наклон относительно вертикали.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к высокопрочным титановым сплавам, и может быть использовано в авиационной промышленности. Высокопрочный псевдо-бета титановый сплав содержит, мас.%: 5,3-5,7 алюминия, 4,8-5,2 ванадия, 0,7-0,9 железа, 4,6-5,3 молибдена, 2,0-2,5 хрома, 0,12-0,16 кислорода, остальное титан и примеси и, при необходимости, один или более дополнительных элементов, выбранных из N, С, Nb, Sn, Zr, Ni, Co, Cu и Si, причем каждый дополнительный элемент присутствует в количестве менее 0,1%, и общее содержание дополнительных элементов составляет менее 0,5 мас.%.

Изобретение относится к снижению аэродинамического шума, создаваемого убирающимся шасси летательного аппарата при взлете и посадке. .

Группа изобретений относится к системе и способу консультативных сообщений о нахождении самолета не на земле. Система консультативных сообщений содержит датчики положения опоры шасси, систему управления, индикаторы. Система управления содержит таймер, два реле управления, выключатель дроссельной заслонки, реле с блокировкой рукоятки управления шасси. Для выдачи летному экипажу консультативных сообщений об условиях нахождения самолета не на земле распознают факт сжатия стойки основной опоры шасси, снимают возбуждение с реле управления, распознают факт выдвижения стойки основной опоры шасси, выполняют возбуждение реле управления, обеспечивая включение индикатора. Обеспечивается индикация, указывающая летному экипажу на совершение подскакивания (козления) воздушного судна при первоначальном контакте с взлетно-посадочной полосой. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к области транспорта, а именно к способу снижения динамической нагруженности транспортного средства при движении по неровной поверхности. Транспортное средство содержит амортизационную стойку шасси, логико-вычислительную подсистему, включающую вычислитель, эталонную модель и регулятор, вырабатывающий управляющий сигнал для изменения жесткости и демпфирования амортизационной стойки. По алгоритму анализируется входящая информация об опорной поверхности и о параметрах движения транспортного средства. Логико-вычислительная подсистема выдает электромагнитные пропорциональные сигналы на распределители с пропорциональным электромагнитным управлением и клапаны, установленные на мембранах, разделяющих пневмоаккумулятор на полости. Исполнительные механизмы открывают или закрывают соответствующие пневмолинии и каналы, изменяя объем пневмоаккумулятора, а также варьируя давление его запитки инертным газом. Достигается повышение быстродействия изменения коэффициента жесткости амортизирующего устройства при движении транспортного средства по неровной поверхности при повышении качества вырабатываемого сигнала для амортизирующего устройства. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается механизмов для привода створки шасси самолета. Механизм привода створки ниши содержит привод и тягу, один конец которой шарнирно соединен со створкой. При этом первая часть механизма выполнена в виде двух червяков со скрещивающимися взаимно перпендикулярными осями и червячного колеса, которое жестко закреплено на оси первого червяка, размещенного на платформе и взаимодействующего с зубчатым сектором, установленным с возможностью поворота на оси, и сопряжено с соединенным с первым приводом вторым червяком. Второй червяк установлен соосно с осью поворота платформы и с возможностью вращения в ней. Причем второй конец тяги шарнирно закреплен на зубчатом секторе. Другая часть механизма выполнена в виде соединенного со вторым приводом третьего червяка, сопряженного с червячным сектором, закрепленным на платформе. Достигается упрощение конструкции, повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх