Система измерения и контроля топлива с компенсацией по температуре топлива

Изобретение относится к системам контроля и измерения топлива. Система контроля и измерения топлива с компенсацией по температуре топлива содержит бортовой вычислитель, пульт управления, модули топливомера, схему запрета, а также размещенные в топливном баке датчики уровня топлива, средства измерения температуры и сигнализации нижнего уровня топлива. Бортовой вычислитель содержит модуль автоматического управления. Пульт управления содержит задатчик плотности топлива. Средство измерения температуры и сигнализации нижнего уровня топлива содержит датчик двойного назначения на основе терморезисторного сигнализатора уровня топлива. Терморезисторный сигнализатор уровня топлива содержит терморезистор с температурным выходом и формирователь сигнала низкого уровня топлива с сигнальным выходом. Обеспечивается упрощение конструкции. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для измерения массового запаса топлива и контроля выработки топлива из топливных баков самолета.

Известна бортовая топливоизмерительная система, предназначенная для измерения и контроля массового запаса топлива на борту самолета [патент Российской Федерации №2156444, МПК G01F 23/26, опубл. 2000]. Она содержит датчики и сигнализаторы уровня топлива и датчики температуры топлива, установленные в топливных баках самолета, а также бортовой вычислитель. Поскольку установка каждого датчика внутри топливного бака существенно увеличивает массу и себестоимость системы, датчик температуры топлива этой системы установлен только в одном топливном баке самолета. Массовый запас топлива в известной системе определяется путем коррекции в бортовом вычислителе объемного запаса топлива по значению температуры топлива, измеренному в одном из топливных баков, причем объемный запас топлива определяется в бортовом вычислителе на основе информации, полученной от датчиков уровня топлива.

Недостатком известной системы является наличие методической погрешности определения массового запаса топлива, вызванной измерением температуры топлива только в одном из топливных баков при наличии разброса температур топлива в различных топливных баках.

Указанный недостаток устранен в наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату и принятой за ближайший аналог (прототип) системе измерения топлива с компенсацией по температуре топлива [патент Российской Федерации №137262, МПК B64D 37/00, опубл. 2014], содержащей модули топливомера, бортовой вычислитель, в который входят модули автоматического управления, а также находящиеся в топливных баках датчики уровня топлива, средства сигнализации уровня топлива и средства измерения температуры топлива, установленные в каждом топливном баке.

Известная система позволяет с достаточной точностью измерять массу топлива в каждом из топливных баков и на самолете в целом, однако обладает существенным недостатком, заключающимся в излишней конструктивной сложности, вызванной неоправданно большим числом отдельных средств сигнализации уровня и измерения температуры топлива, установленных в топливных баках.

Значительное число отдельных средств сигнализации уровня и измерения температуры топлива приводит к увеличению массы системы, уменьшению ее надежности, росту себестоимости, увеличению времени и стоимости обслуживания в эксплуатации, повышает трудоемкость изготовления.

Задачей предлагаемого изобретения и его техническим результатом является снижение конструктивной сложности системы путем существенного уменьшения числа отдельных средств сигнализации уровня и измерения температуры топлива при сохранении всех функций системы, относящихся к формированию контрольных сигналов и измерению параметров топлива.

Указанная задача решается за счет применения вместо отдельных средств измерения температуры топлива и средств сигнализации нижнего уровня топлива датчиков двойного назначения, одновременно формирующих сигналы о нижнем уровне топлива и о температуре топлива в каждом из топливных баков.

Данное техническое решение обеспечивается тем, что согласно изобретению один и тот же элемент датчика двойного назначения - терморезистор - одновременно выполняет две существенно разнородные функции: измерение температуры топлива и формирование информации о достижении нижнего уровня топлива.

Для решения поставленной задачи в системе измерения и контроля топлива с компенсацией по температуре топлива, в состав которой входят бортовой вычислитель с модулями автоматического управления, пульт управления с задатчиком плотности топлива, модули топливомера, а также находящиеся в топливных баках датчики уровня топлива, средства сигнализации нижнего уровня топлива и средства измерения температуры топлива, причем датчики уровня топлива и средства измерения температуры топлива каждого топливного бака подключены к соответствующим входам соответствующих модулей топливомера, сигнальные выходы средств сигнализации нижнего уровня топлива подсоединены каждый к одному из входов соответствующих модулей автоматического управления, выход задатчика плотности топлива и выходы модулей топливомера подсоединены каждый к одному из входов ботового вычислителя, введены новые элементы и связи, а также изменены состав и конструкция отдельных элементов.

Предложенная система отличается от прототипа тем, что в ее состав дополнительно введена схема запрета, а в качестве средства сигнализации нижнего уровня топлива и средства измерения температуры в каждом топливном баке топлива применен датчик двойного назначения.

Датчик двойного назначения выполнен на основе известного терморезисторного сигнализатора уровня жидкости, который содержит сигнальный выход и терморезистор, подогреваемый проходящим по нему током и имеющий возможность непосредственного контакта с окружающей средой. Этот датчик, помимо известного сигнального выхода, дополнен в соответствии с изобретением еще одним - температурным выходом, который подключен к высокопотенциальному выводу терморезистора. При этом температурный выход каждого датчика двойного назначения подсоединен к одному из входов соответствующего модуля топливомера через соответствующую схему запрета, а сигнальный выход каждого датчика двойного назначения дополнительно подключен к запирающему входу этой же схемы запрета.

Устройство и работа предложенной системы поясняются Фиг. 1 и Фиг. 2.

На Фиг. 1 представлена функциональная схема левого полуборта предложенной системы для случая, когда число топливных баков самолета равно четырем, а на Фиг. 2 - электрическая схема датчика двойного назначения.

На Фигурах введены следующие обозначения:

1 - датчик уровня топлива, 2- датчик двойного назначения, 3 -топливный бак, 4 - сигнальный выход, 5 - температурный выход, 6 - модуль топливомера, 7 - бортовой вычислитель, 8 - модуль автоматического управления, 9 - схема запрета, 10 - пульт управления, 11 - задатчик плотности топлива, 12 - терморезистор, 13 - формирователь сигнала.

(Функциональная схема правого полуборта предложенной системы является зеркальным отражением схемы на Фиг. 1 и содержит аналогичные элементы, связи и обозначения).

Датчики уровня топлива 1 и датчики двойного назначения 2 установлены в топливных баках 3 топливной системы самолета, причем каждый из датчиков двойного назначения 2 снабжен сигнальным 4 и температурным 5 выходами. Выходы датчиков уровня топлива 1, установленных в каждом топливном баке 3, объединены между собой и подключены к одному из входов соответствующего модуля топливомера 6, причем выход каждого из последних с помощью информационной линии связи подключен к соответствующему входу бортового вычислителя 7, в состав которого входят модули автоматического управления 8. Бортовой вычислитель 7 снабжен выходом для передачи информации о топливе во внешние системы самолета по информационной линии связи, а каждый из модулей автоматического управления 8 - выходом для передачи управляющих сигналов на входы соответствующих агрегатов топливной системы самолета. Сигнальный выход 4 каждого из датчиков двойного назначения 2 подсоединен к одному из входов соответствующего модуля автоматического управления 8. Температурный выход 5 каждого из датчиков двойного назначения 2 подключен к одному из входов соответствующего модуля топливомера 6 через соответствующую схему запрета 9, запирающий вход которой соединен с сигнальным выходом 5 того же датчика 2.

Кроме того, система содержит пульт управления 10 с задатчиком плотности топлива 11, выход которого соединен с соответствующим входом бортового вычислителя.

Датчик двойного назначения 2 содержит терморезистор 12, имеющий возможность непосредственного контакта с окружающей средой. Выводы терморезистора 12 подключены к формирователю сигнала 13, входящего в состав датчика двойного назначения 2. Выход формирователя 13 является сигнальным выходом 4 датчика двойного назначения 2, а выход, подсоединенный к высокопотенциальному, т.е. незаземленному выводу терморезистора 12, является температурным выходом 5 этого датчика.

В полете самолета предложенная система измеряет массу топлива в каждом из топливных баков 3 и на самолете в целом. В процессе полета заправленное на земле топливо расходуется авиадвигателями из топливных баков 3, и его количество непрерывно уменьшается. В итоге понижаются текущие значения уровня топлива h в каждом из топливных баков 3, а также изменяются текущие значения температуры топлива t в этих баках из-за теплообмена топлива с окружающей средой и аэродинамического нагрева стенок баков. Это приводит к изменению текущей информации о топливе. При этом информация о текущем значении температуры топлива в каждом из топливных баков 3 в соответствии с изобретением вырабатывается терморезистором 12 датчика двойного назначения 2, установленного в этом баке. Информация об уровне топлива в каждом из топливных баков 3 вырабатывается датчиками уровня топлива 1 и поступает с их выходов непосредственно на соответствующие входы одного из модулей топливомера, а информация о температуре топлива в этих баках поступает с температурных выходов 5 каждого из датчиков двойного назначения 2 на соответствующие входы одного из модулей топливомера 6 через соответствующую схему запрета 9. В модулях топливомера 6 вычисляются изменяющиеся в течение времени полета τ текущие значения массы топлива m(τ) в каждом из топливных баков 3. В бортовом вычислителе 7 на основании информации, поступающей в этот вычислитель по информационной линии связи с выходов модулей топливомера 6, вычисляется масса топлива на самолете в целом.

Текущие значения массы топлива в каждом из баков 3 определяются в соответствии с выражением (1):

где ρ0 - паспортное значение плотности топлива, которое вводится в память бортового вычислителя 7 с выхода задатчика плотности топлива 11, входящего в состав пульта управления 10, при заправке самолета топливом;

α - температурный коэффициент плотности топлива;

t - температура топлива в топливном баке 3;

τ - время полета;

V(τ) - текущее значение объема топлива в баке 3, вычисляемое по формуле (2):

где F - алгоритмическая зависимость, хранящаяся в памяти вычислителя 7 и связывающая текущее значение объема топлива в соответствующем топливном баке 3 с текущим значением уровня топлива h(τ) в этом баке в зависимости от геометрии последнего.

Значение температуры t в формуле (1) определяется в соответствующем модуле топливомера 6 по величине сопротивления терморезистора 12, входящего в состав датчика двойного назначения 2.

По мере выработки заправленного на земле топлива авиадвигателями летящего самолета текущие значения уровня топлива h(τ) в каждом из топливных баков 3 непрерывно уменьшается вплоть до уровней, на которых установлены датчики двойного назначения 2.

При достижении уровнем топлива в любом из топливных баков 3 значения, равного высоте установки датчика 2, на сигнальном выходе 4 этого датчика формируется сигнал о достижении резервного остатка топлива в данном топливном баке 3. Этот сигнал с сигнального выхода 4 датчика двойного назначения 2 поступает на один из входов соответствующего модуля автоматического управления 8, в котором формируется команда о достижении резервного остатка в одном из топливных баков 3. Эта команда поступает с выхода модуля 8 на входы соответствующих агрегатов топливной системы, а также с выхода бортового вычислителя 7, передается по информационной линии связи экипажу самолета для принятия решения о режиме дальнейшего полета.

Формирование сигнала о достижении нижнего уровня топлива производится формирователем сигнала 13, входящим в состав датчика двойного назначения 2. Выработка этого сигнала происходит при скачкообразном изменении сопротивления терморезистора 12. Скачок сопротивления возникает в результате перехода терморезистора из среды «жидкость» в среду «газ». Скачок сопротивления является следствием резкого изменения температуры терморезистора 12 при замене охлаждающего его жидкого топлива газом, в котором терморезистор 12 быстро нагревается проходящим по нему током до температуры, существенно превышающей температуру топлива.

В случае скачкообразного изменения сопротивления терморезистора 12 на сигнальном выходе 4 датчика 2 вырабатывается сигнал о достижении нижнего уровня топлива.

Этот сигнал поступает на соответствующий вход модуля автоматического управления 8, а также, в соответствии с изобретением, на запирающий вход соответствующей схемы запрета 9.

Последняя операция необходима для прекращения передачи информации о температуре топлива в топливном баке 3 в модуль топливомера 6 во избежание ошибки, поскольку оголенный от топлива терморезистор 12 уже не измеряет температуру топлива. При достижении нижнего уровня топлива резервный остаток топлива mрезерв(τ) вычисляется по формуле (1), где t=0:

mрезерв(τ)=ρо·V(τ).

Как следует из изложенного, предложенная система существенно упрощена в конструктивном и структурном отношениях по сравнению с известной системой при полном сохранении всех заданных функций и метрологических параметров.

Таким образом, поставленная в изобретении задача решена.

Система контроля и измерения топлива с компенсацией по температуре топлива, содержащая бортовой вычислитель, в который входят модули автоматического управления, пульт управления, в который входит задатчик плотности топлива, модули топливомера, а также находящиеся в топливных баках датчики уровня топлива, средства измерения температуры топлива и средства сигнализации уровня топлива, при этом датчики уровня топлива и средства измерения температуры топлива каждого топливного бака подключены к входам соответствующих модулей топливомера, выходы средств сигнализации уровня топлива подсоединены к входам соответствующих модулей автоматического управления, выход задатчика плотности топлива и выходы модулей топливомера подсоединены каждый к одному из входов бортового вычислителя, отличающаяся тем, что в ее состав дополнительно введены схемы запрета, а в качестве средства измерения температуры и сигнализации нижнего уровня топлива применен датчик двойного назначения, выполненный на основе терморезисторного сигнализатора уровня жидкости, содержащий терморезистор, имеющий возможность непосредственного контакта с окружающей средой, и формирователь сигнала с сигнальным выходом, причем данный датчик дополнительно снабжен температурным выходом, подсоединенным к высокопотенциальному выводу терморезистора и подключенным к одному из входов соответствующего модуля топливомера через соответствующую схему запрета, при этом сигнальный выход каждого датчика двойного назначения дополнительно подключен к запирающему входу упомянутой схемы запрета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к топливным системам летательных аппаратов. Бортовая система контроля и измерения топлива содержит установленные в топливных баках средства контроля параметров топлива: датчики уровня, средства измерения температуры и сигнализации нижнего уровня топлива, а также бортовой вычислитель с модулями автоматического управления, пульт управления с задатчиком плотности топлива, модули топливомера и схемы запрета.

Система нейтрального газа пассажирского самолета содержит следующие подсистемы: генерирования нейтрального газа, распределения нейтрального газа, контроля и управления.

Изобретение относится к области авиации, в частности к топливным системам летательных аппаратов. Система топливных баков содержит последовательность многочисленных топливных баков, связанных сборками трубопровода.

Изобретение относится к области авиации, в частности к топливным системам летательных аппаратов. Топливная система летательного аппарата содержит многоотсечный топливный бак и систему подачи газа избыточного давления.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам подачи топлива в двигатель летательного аппарата. Способ подачи топлива в двигатель летательного аппарата заключается в наддуве полости отсека газом избыточного давления до определенной величины избыточного давления с последующим переливом топлива через магистрали в последний отсек топливного бака.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для управления заправкой самолета топливом на земле, измерения массового запаса топлива на самолете в полете, управления поперечной центровкой самолета по топливу и формирования сигнала о резервном остатке топлива.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для управления заправкой самолета топливом на земле, измерения массового запаса топлива на самолете в полете, управления поперечной центровкой самолета по топливу и формирования сигнала о резервном остатке топлива.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для управления заправкой самолета топливом на земле, измерения массового запаса топлива на самолете в полете, управления поперечной центровкой самолета по топливу и формирования сигнала о резервном остатке топлива.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для управления заправкой самолета топливом на земле, измерения массового запаса топлива на самолете в полете, управления поперечной центровкой самолета по топливу и формирования сигнала о резервном остатке топлива.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для управления заправкой самолета топливом на земле, измерения массового запаса топлива на самолете в полете, управления поперечной центровкой самолета по топливу и формирования сигнала о резервном остатке топлива.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям топливных систем летательных аппаратов. Двухмоторный винтокрылый летательный аппарат оборудован установкой топливоснабжения двигателей (2, 3, 4) моторной группы (1) винтокрылого летательного аппарата. Два основных двигателя (2, 3) выполнены с возможностью приведения в действие отдельно в полете по меньшей мере одного винта (5) винтокрылого летательного аппарата. Вспомогательный двигатель (4) способен приводить в действие вспомогательные устройства (6), механическим образом соединен с винтом (5), но при этом не способен самостоятельно обеспечить его приведение в действие в полете. Вспомогательный двигатель (4) обеспечивается топливом с помощью вспомогательных насосов (33, 32), забирающих топливо из основных баков (11, 12). Из этих основных баков (11, 12) соответственно снабжаются топливом основные двигатели (2, 3). Достигается возможность встраивания узла топливоснабжения, предназначенного для вспомогательного двигателя, в общую систему топливоснабжения моторной группы. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к системам подачи топлива в космических аппаратах (КА) в условиях невесомости. Устройство отбора топлива из баков КА в условиях невесомости для жидкостной реактивной двигательной установки содержит баки компонентов топлива в форме тела вращения и расположенную на оси в каждом баке возле одной из его стенок локальную систему отбора жидких компонентов топлива с капиллярным заборным устройством емкостного типа. На выходе капиллярного заборного устройства установлен датчик сплошности компонента топлива, соединенный с системой управления. Внутри бака установлен шнек с возможностью вращения вокруг оси бака. За счет своего вращения шнек сообщает остаткам компонентов топлива, находящимся вне капиллярного заборного устройства, механический импульс по направлению к капиллярному заборному устройству и обеспечивает заполнение его топливом еще до момента времени запуска ДУ. Техническим результатом изобретения является увеличение надежности устройства отбора топлива. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов. Топливная система содержит расходные баки (1, 2) с установленными в них насосами (3, 4), трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны (9,10) и противопожарные краны (13, 14), а также краны перекрестного питания (18, 21). Перекрестное питание выполнено в виде двух соединительных трубопроводов (19, 22), каждый из которых соединяет обратный клапан (17, 20) и кран перекрестного питания (18, 21), причем обратный клапан расположен к крану перекрестного питания так, что подача топлива по соединительному трубопроводу возможна только при открытии крана перекрестного питания. Изобретение обеспечивает безопасное раздельное питание топливом двигателей. 1 ил.

Настоящее изобретение относится к устройству компенсации давления для летательного аппарата, более точно, к устройству компенсации давления для элемента летательного аппарата, который содержит в себе горючее вещество в своей внутренней области. Устройство (100) компенсации давления размещено в элементе, который содержит горючее вещество в своей внутренней области. Устройство (100) компенсирует давление между внутренней областью (101) элемента и наружной областью (102) элемента, посредством непрерывной первичной циркуляции (300) воздуха по основному каналу (103) в устройстве (110). Канал (103) обеспечивает сообщение внутренней (101) и наружной (102) области элемента. Устройство (100) содержит дополнительный канал (104), встроенный в само устройство (100), который обеспечивает сообщение внутренней (101) и наружной области (102) элемента. Дополнительный канал (104) во внутренней зоне элемента содержит листовой материал (105). В случае прерывания первичной непрерывной циркуляции (300) воздуха по основному каналу (103) упомянутая непрерывная циркуляция продолжится благодаря вторичной циркуляции (400) воздуха во внутреннюю область (101) элемента. Вторичная циркуляция (400) воздуха способна прорвать листовой материала (105) дополнительного канала (104). Достигается конструктивное и аэродинамическое преимущества, снижение объема и веса системы, общее снижение себестоимости. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к оптимизации отверстий люков летательного аппарата (ЛА) и касается конструкции колец для изготовления воздухонепроницаемого уплотнения. Поверхность, которая находится в контакте с внутренней поверхностью обшивки, является оптимизированной поверхностью уплотнительных колец. При проектировании уплотнительных колец внутренних крышек люков, которые закрывают отверстия на внутренней поверхности обшивки конструкции ЛА, разделяют внешний и внутренний контур оптимизированной поверхности на точки и группируют в семейства. После чего генерируют кривые, которые наилучшим образом приспособлены к набору точек, взятых для внешнего и внутреннего контура каждого уплотнительного кольца для каждого одного из семейств и генерируют линейчатую поверхность по кривым, сгенерированным для каждого одного из семейств. Достигается снижение трудоемкости, повышение надежности, взаимозаменяемость. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения уровня диэлектрических жидкостей, находящихся в баках ракет-носителей (РН). Устройство для измерения уровня топлива в баках РН включает в себя емкостный датчик в виде электродов и элементы его крепления. Устройство выполнено в виде трубы, жестко закрепленной к днищу бака. По высоте трубы установлены дополнительные емкостные датчики. Электроды каждого емкостного датчика выполнены в виде медных пластинок, установленных на расстоянии друг от друга на шпильках. Четные медные пластинки припаяны к шпилькам, расположенным по диагонали, а нечетные медные пластинки - к оставшимся шпилькам. Концы шпилек закреплены в колодках, жестко установленных в трубе, а на одной из колодок выполнены отверстия под электропровода, взаимодействующие с двумя четными и двумя нечетными медными пластинками, выводы которых выведены за пределы трубы, что обеспечивает электрическую связь всех емкостных датчиков. Концы медных пластинок жестко зафиксированы. Провода электрической связи емкостных датчиков защищены кожухом, а верхняя часть трубы крышкой. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения уровня топлива в баках РН. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к горловинам пневмогидравлических систем в ракетно-космической технике. Горловина проверочно-заправочная содержит корпус (1). Корпус (1) содержит два штуцера (2,3), седло (5) под заправочный клапан и дополнительное седло (4) меньшего диаметра. Горловина также снабжена съемным проверочным клапаном, устанавливаемым при проверочных работах на дополнительное седло (4) меньшего диаметра. Оба клапана выполнены с возможностью поочередной установки при проверочных или заправочных работах и взаимодействия с одним и тем же устанавливаемым проверочно-заправочным приспособлением (9) посредством его штока (10). В указанном штоке (10) выполнено отверстие для подачи проверочного газа или заправки емкости топливом. Заправочный клапан выполнен с возможностью взаимодействия с заглушкой через эластичное кольцо, поджимаемой накидной гайкой. Изобретение упрощает конструкцию и эксплуатацию. 2 ил.

Группа изобретений относится к системам и способам подачи топлива при эксплуатации к силовой установке летательного аппарата (ЛА). Система подачи топлива содержит топливный трубопровод, насос, расположенный ниже по потоку, насос, расположенный в топливном баке выше по потоку, датчик давления, расположенный на впуске или рядом с находящимся ниже по потоку насосом, контроллер. Для подачи топлива из топливного бака к силовой установке ЛА используют насосы, расположенные ниже и выше по потоку соответственно, управляют насосом при падении абсолютного давления на впуске в расположенный ниже насос или рядом с ним ниже заданного порогового значения. Обеспечивается необходимое давление для подачи топлива. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх